Дидактика, как теория обучения презентация

Содержание


Презентации» Педагогика» Дидактика, как теория обучения
ДидактикаДидактика - (от греческого дидактикос – поучающий, дидаско – изучающий) 
Ян Амос Коменский
 Основоположник научной педагогики.
 Создал первую в истории педагогики научнуюДидактика - 
 отрасль педагогики, разрабатывающая проблемы обучения и образования.
 частьОсновные категории дидактики  (И.П. Подласый)
 Преподавание — упорядоченная деятельность педагогаФункции обучения
 Образовательная – формирование знаний, умений, навыков
 Воспитывающая – формированиеСистема  дидактических принципов
  сознательности и активности;
 наглядности;
 систематичности и последовательности;
Виды обучения
 догматическое
  объяснительно-иллюстративное обучение, называемое также традиционным, сообщающим илиМетоды обучения
 Метод (от лат. metodos — путь, способ) — путьКлассификация методов обучения (по структуре деятельности) Ю.К. БабанскийКлассификация методов обучения по источнику передачи  и восприятия информации
 СловесныеРассказ – повествовательное или описательное изложение учителем учебного материала. 
 	РассказКраткая характеристика  методов обучения
 	Практическая работа – применение учащимися знанийКлассификация методов обучения  по типу (характеру)  познавательной деятельности Формы обучения
 		Форма (от лат. forma — внешний вид, оболочка) —История развития форм обучения
 Индивидуальная
 Индивидуально-групповая (средневековье) 
 Взаимного обучения (белланкастерскаяИстория развития форм обучения
 Американский «план Трампа», согласно которому 40% времениФормы обучения  по количеству обучающихся
 Индивидуальная форма обучения подразумевает взаимодействие преподавателяФормы организации обучения:
 Урок (традиционный, нетрадиционный)
 Экскурсии
 Домашняя учебная работа
 Консультации
Урок – основная форма обучения в школе 
 Урок – основнаяОсобенности урока:
 предполагает реализацию образовательной, развивающей и воспитательной	 целей;
 содержание урокаСредства обучения
 источник получения знаний, формирования умений;
 материальные объекты и предметыКлассификация средств обучения
 	Простые: 
 а) словесные (любые тексты, учебники)
 б)Педагогические технологии«ТЕХНОС» (с греческого) - искусство, мастерство, умение
 «ТЕХНОС» (с греческого) -В толковом словаре В. Даля под технологией понимается "совокупность приемов, применяемых- социальные преобразования,
 - социальные преобразования,
 - новое педагогическое мышление,
 -ТЕХНОЛОГИЯ 
 ТЕХНОЛОГИЯ 
 - это система алгоритмов, способов и средств,универсальность, то есть независимость от контента (информационного наполнения или содержания учебногоЭтапы педагогической технологии (В.П. Беспалько)
 1 этап - анализ будущей деятельностиОбобщенно, этапы педагогической технологии могут быть представлены в следующем виде:
 диагностический



Слайды и текст этой презентации
Слайд 1
Описание слайда:
Дидактика


Слайд 2
Описание слайда:
Дидактика - (от греческого дидактикос – поучающий, дидаско – изучающий) Понятие «дидактика» как теория обучения было введено ученым Вольфгангом Ратке в XVI в. Содержание и смысл этому понятию дал Я. А. Коменский. Он определил дидактику как «универсальное искусство всех учить всему».

Слайд 3
Описание слайда:
Ян Амос Коменский Основоположник научной педагогики. Создал первую в истории педагогики научную теорию обучения — дидактику, подчиненную идее всестороннего развития личности. Центральным трудом его педагогической теории считается «Великая дидактика» (1633–1638).  Впервые в истории педагогики разработал научно обоснованную целостную систему школ в соответствии с возрастной периодизацией и наметил содержание обучения на каждой ступени образования. Основа - принцип природосообразности.  Выступал за всеобщее обучение.  

Слайд 4
Описание слайда:
Дидактика - отрасль педагогики, разрабатывающая проблемы обучения и образования. часть педагогики, направленная на изучение и раскрытие теоретических основ организации процесса обучения (закономерностей, принципов, методов), а также на поиск и разработку новых принципов, стратегий, методик и систем обучения. Чему учить и как учить? Когда, где, кого и зачем учить?

Слайд 5
Описание слайда:
Основные категории дидактики (И.П. Подласый) Преподавание — упорядоченная деятельность педагога по реализации цели и задач обучения, обеспечение информирования, восприятия, осознания, усвоения, упрочения и практического применения знаний.  Учение — процесс собственной деятельности учащегося, в ходе которого на основе познания, упражнения и приобретенного опыта у него возникают новые знания, умения, формы деятельности и поведения, совершенствуются ранее приобретенные. Обучение — совместная деятельность педагога и учащихся, упорядоченное их взаимодействие, направленное на достижение поставленной цели. Образование — система приобретенных в процессе обучения знаний, умений, навыков, способов мышления. Знания — отражение познаваемого мира в мысли человека, совокупность идей, в которых выражается теоретическое овладение определенным предметом. Умения — овладение способами (приемами, действиями) применения усвоенных знаний на практике. Навыки — умения, доведенные до автоматизма, высокой степени совершенства.

Слайд 6
Описание слайда:
Функции обучения Образовательная – формирование знаний, умений, навыков Воспитывающая – формирование в процессе обучения определенных личностных качеств у учащихся, его отношения к учителю, к товарищам, миру. Развивающая – в процессе обучения осуществляется развитие воспитанника, для этого решаемые задачи должны лежать в зоне ближайшего развития ребенка.

Слайд 7
Описание слайда:
Система дидактических принципов  сознательности и активности; наглядности; систематичности и последовательности; прочности; научности; доступности; связи теории с практикой.

Слайд 8
Описание слайда:
Виды обучения догматическое объяснительно-иллюстративное обучение, называемое также традиционным, сообщающим или конвекционным; проблемное обучение; программированное и компьютерное обучение.

Слайд 9
Описание слайда:
Методы обучения Метод (от лат. metodos — путь, способ) — путь достижения (реализации) цели и задач обучения. Метод обучения – это способ взаимодействия педагога и ученика в процессе обучения, направленный на усвоение содержания образования. Прием обучения – это часть метода, отдельное действие учителя.

Слайд 10
Описание слайда:
Классификация методов обучения (по структуре деятельности) Ю.К. Бабанский

Слайд 11
Описание слайда:
Классификация методов обучения по источнику передачи и восприятия информации Словесные (рассказ, объяснение, беседа, школьная лекция, работа с книгой письменная) Наглядные (иллюстрация, демонстрация) Практические (упражнение, графическая работа, практическая работа, лабораторная работа)

Слайд 12
Описание слайда:
Рассказ – повествовательное или описательное изложение учителем учебного материала. Рассказ – повествовательное или описательное изложение учителем учебного материала. Требования: выделение главной мысли доступность языка изложения эмоциональность краткость. Демонстрация – показ изучаемых объектов, их изображений, опытов, просмотр кино и видеофильмов. Требования: сопровождать показ объяснением; использовать пособия при повторении заботиться об эстетическом виде пособий не использовать слишком много пособий. фильм не должен занимать более 25% времени урока.

Слайд 13
Описание слайда:
Краткая характеристика методов обучения Практическая работа – применение учащимися знаний и умений в деятельности, обеспечивающей получение практического результата. Требования: заинтересованность учащихся; наличие у учащихся необходимых знаний и умений соблюдение техники безопасности можно использовать коллективные формы работы завершением работы должна быть оценка.

Слайд 14
Описание слайда:
Классификация методов обучения по типу (характеру) познавательной деятельности (И. Я. Лернер, М. Н. Скаткин) объяснительно-иллюстративный (информационно-рецептивный); репродуктивный; проблемное изложение; частично поисковый (эвристический); исследовательский

Слайд 15
Описание слайда:
Формы обучения Форма (от лат. forma — внешний вид, оболочка) — способ существования учебного процесса, оболочка для его внутренней сущности, логики и содержания. Выбор формы обучения связан с количеством обучаемых, временем и местом обучения, порядком его осуществления и т. п.

Слайд 16
Описание слайда:
История развития форм обучения Индивидуальная Индивидуально-групповая (средневековье) Взаимного обучения (белланкастерская система в Англии) Дифференцированного обучения по способностям учащихся (мангеймская система) Бригадное обучение (существовало в 20-е годы в советской школе)

Слайд 17
Описание слайда:
История развития форм обучения Американский «план Трампа», согласно которому 40% времени учащиеся проводили в больших группах (100— 150 чел.), 20% — в малых (10—15 учащихся) и 40% времени отводилось на самостоятельную работу Классно-урочная Лекционно-семинарская

Слайд 18
Описание слайда:
Формы обучения по количеству обучающихся Индивидуальная форма обучения подразумевает взаимодействие преподавателя с одним учеником. В групповых формах обучения учащиеся работают в группах, создаваемых на различных основаниях. Фронтальная форма обучения предполагает работу преподавателя сразу со всеми учащимися в едином темпе и с общими задачами. Коллективная форма обучения отличается от фронтальной тем, что учащиеся рассматриваются как целостный коллектив со своими особенностями взаимодействия.

Слайд 19
Описание слайда:
Формы организации обучения: Урок (традиционный, нетрадиционный) Экскурсии Домашняя учебная работа Консультации Семинары Факультативы Практикумы Лабораторные занятия Практические занятия Дополнительные занятия Формы трудового обучения Учебные конференции

Слайд 20
Описание слайда:
Урок – основная форма обучения в школе Урок – основная форма обучения в школе Типы уроков: Комбинированный Урок изучения нового материала Урок закрепления знаний Урок обобщения и систематизации Урок контроля и коррекции Интегрированный урок

Слайд 21
Описание слайда:
Особенности урока: предполагает реализацию образовательной, развивающей и воспитательной целей; содержание урока соответствует образовательному государственному стандарту, учебной программе; каждый урок является звеном в целостной системе; урок соответствует основным принципам обучения; в ходе урока учитель использует систему методов для достижения цели; урок имеет строгую дидактическую структуру.

Слайд 22
Описание слайда:
Средства обучения источник получения знаний, формирования умений; материальные объекты и предметы предназначенные для обеспечения процесса обучения. Средства обучения подразделяются на простые и сложные.

Слайд 23
Описание слайда:
Классификация средств обучения Простые: а) словесные (любые тексты, учебники) б) простые визуальные средства (плакаты, модели) Сложные: а) механические, визуальные приборы (устройства - микроскоп, кодоскоп, фильмоскоп, дидактическое обеспечение – диафильмы, слайды, диапозитивы, фото) б) аудиальные (устройства - проигрыватель, магнитофон, радио, дидактическое обеспечение – записи на дисках и т.д.) в) аудио-визуальные (устройства - телевидение, видео, мультимедийные проигрыватели, дидактическое обеспечение – кинофильмы, телепередачи, записи) г) комбинированные универсальные системы ,автоматизации процесса обучения (компьютер, лингафонный кабинет).

Слайд 24
Описание слайда:
Педагогические технологии

Слайд 25
Описание слайда:
«ТЕХНОС» (с греческого) - искусство, мастерство, умение «ТЕХНОС» (с греческого) - искусство, мастерство, умение «ЛОГОС» (с греческого) - мысль, причина определяется как совокупность приемов и способов обработки и переработки различных сред.

Слайд 26
Описание слайда:
В толковом словаре В. Даля под технологией понимается "совокупность приемов, применяемых в каком - либо деле, мастерстве, искусстве"[3, c 404]. В толковом словаре В. Даля под технологией понимается "совокупность приемов, применяемых в каком - либо деле, мастерстве, искусстве"[3, c 404]. В толковом словаре С.И. Ожегова технология рассматривается как совокупность производственных процессов в определенной отрасли производства, а также научное описание способов производства. "Технология – это одновременно система совокупности знаний, умений, навыков, методов, способов деятельности и алгоритм, научная разработка решения каких – либо проблем" [8, с.708].

Слайд 27
Описание слайда:
- социальные преобразования, - социальные преобразования, - новое педагогическое мышление, - наука - педагогика, психология, - общественные и технические науки; - передовой педагогический опыт, - достижения технического прогресса, - опыт прошлого, отечественный и зарубежный; - народная педагогика (этнопедагогика).

Слайд 28
Описание слайда:
ТЕХНОЛОГИЯ ТЕХНОЛОГИЯ - это система алгоритмов, способов и средств, комплексное применение которых ведет к заранее намеченным результатам деятельности, гарантирует получение продукта заданного количества и качества

Слайд 29
Описание слайда:
универсальность, то есть независимость от контента (информационного наполнения или содержания учебного "предмета"); универсальность, то есть независимость от контента (информационного наполнения или содержания учебного "предмета"); воспроизводимость, то есть независимость от квалификации и личности учителя; от личностей детей; от богатства или бедности школы; тиражируемость, то есть воспроизводимость результатов; управляемость образовательного процесса на основе алгоритмизированной системы педагогических процедур; системность в выборе компонентов.

Слайд 30
Описание слайда:
Этапы педагогической технологии (В.П. Беспалько) 1 этап - анализ будущей деятельности учащегося, 2 этап - определение содержания обучения на каждой ступени обучения, 3 этап - проверка степени нагрузки учащихся и расчет, необходимого времени на обучение при заданном способе построения дидактического процесса, 4 этап - выбор организационных форм обучения и воспитания, 5 этап - подготовка материалов для осуществления мотивационного компонента дидактического процесса, 6 этап - разработка системы учебных упражнений и включение их в содержательный контекст учебных пособий, 7 этап - разработка материалов для объективного контроля за качеством усвоения учащимися знаний и действий, 8 этап - разработка структуры и содержания учебных занятий, 9 этап - апробация проекта на практике, 10 этап - анализ и коррекция проекта.

Слайд 31
Описание слайда:
Обобщенно, этапы педагогической технологии могут быть представлены в следующем виде: диагностический прогностический этап реализации намеченных планов этап анализа и коррекции


Скачать презентацию на тему Дидактика, как теория обучения можно ниже:

Похожие презентации