Динамика науки, как процесс порождения нового знания презентация

Содержание


Презентации» Философия» Динамика науки, как процесс порождения нового знания
Динамика науки как процесс порождения нового знанияКлассификация наук АристотеляФ. Бэкон в зависимости от познавательных способностей человека разделил науки наГ.В.Ф. Гегель положил в основу принцип развития, субординации (иерархии) форм знанияОгюст Конт (1798-1857) – французский философ, основатель позитивизма
 	«Постепенно приходим кФридрих Энгельс (1820-1895) в качестве главного критерия деления наук взял формыПоль Рикёр (р. 1913) – французский философ, ведущий теоретик феноменологической герменевтики
Вильгельм Дильтей: Метод «наук о духе» – понимание. Герменевтика – методологическаяВ. Виндельбанд и Г. Риккерт  «науки о культуре», «науки оГенрих Риккерт (1863-1936) – немецкий философ, представитель баденской школы неокантианства
 	«МыКлассификация наук В. И. Вернадского: в зависимости от характера изучаемых объектовТипы современных классификаций наукКлассическая теория познанияФакт
      Основные значения понятия:
 Некоторый фрагментКумулятивная модель развития науки
 Основана на представлении о процессе познания какТри основных этапа развития наукиКаждая из стадий имеет свою парадигму, свою картину мира, свои фундаментальныеОбщенаучные методы, применимые на эмпирическом  и теоретическом уровнеЭтапы научного исследованияЛогический позитивизм 
 абсолютизация формально-логической и языковой проблематики
 гипертрофия искусственно сконструированныхМодель роста научного познания К. ПоппераПарадигмальная модель развития науки Т. КунаЭпистемологический анархизм Пола Фейерабенда
 Выдвинул методологический принцип пролиферации (размножения) теорий: учёныеКонцепция личностного знания Майкла Полани
 - науку делают люди, обладающие мастерством;Два подхода к анализу динамики научного знания и механизмов его развития
Преемственность научных знаний в процессе развития науки
 	«...Создание новой теории неДиалектическое отношение новой и старой теории в науке: принцип соответствия
 	ВыражаетВ процессе развития научного познания возможен обратный переход от последующей теорииРичард Фейнман (1918-1988) американский физик-теоретик, лауреат Нобелевской премии 
 	«Мы простоМераб Константинович Мамардашвили  (1930-1990) – знаменитый советский философ, исследователь проблемыЛитература
 Кохановский В.П. Философия и методология науки. Ростов н/Д., 1999.
 Кравец



Слайды и текст этой презентации
Слайд 1
Описание слайда:
Динамика науки как процесс порождения нового знания


Слайд 2
Описание слайда:
Классификация наук Аристотеля

Слайд 3
Описание слайда:
Ф. Бэкон в зависимости от познавательных способностей человека разделил науки на

Слайд 4
Описание слайда:
Г.В.Ф. Гегель положил в основу принцип развития, субординации (иерархии) форм знания

Слайд 5
Описание слайда:
Огюст Конт (1798-1857) – французский философ, основатель позитивизма «Постепенно приходим к открытию неизменной иерархии... – одинаково научной и логической – шести основных наук – математики, астрономии, физики, химии, биологии и социологии»

Слайд 6
Описание слайда:
Фридрих Энгельс (1820-1895) в качестве главного критерия деления наук взял формы движения материи «Классификация наук, из которых каждая анализирует отдельную форму движения или ряд связанных между собой и переходящих друг в друга форм движения материи, является вместе с тем классификацией, … и в этом именно и заключается ее значение»

Слайд 7
Описание слайда:
Поль Рикёр (р. 1913) – французский философ, ведущий теоретик феноменологической герменевтики «Герменевтика практически родилась… из сплава библейской экзегезы, классической филологии и юриспруденции. Этот сплав многих дисциплин помог осуществить коперниканский переворот, поставивший вопрос: что значит понимать? – перед вопросом о смысле того или иного текста или той или иной категории текстов»

Слайд 8
Описание слайда:
Вильгельм Дильтей: Метод «наук о духе» – понимание. Герменевтика – методологическая основа всего гуманитарного знания

Слайд 9
Описание слайда:
В. Виндельбанд и Г. Риккерт «науки о культуре», «науки о природе»

Слайд 10
Описание слайда:
Генрих Риккерт (1863-1936) – немецкий философ, представитель баденской школы неокантианства «Мы можем абстрактно различать два вида эмпирической научной деятельности. На одной стороне стоят науки о природе, или естествознание. Цель их - изучить общие абстрактные отношения, по возможности законы... На другой стороне стоят исторические науки о культуре... Названные науки изучают объекты, отнесенные ко всеобщим культурным ценностям»

Слайд 11
Описание слайда:
Классификация наук В. И. Вернадского: в зависимости от характера изучаемых объектов

Слайд 12
Описание слайда:

Слайд 13
Описание слайда:

Слайд 14
Описание слайда:
Типы современных классификаций наук

Слайд 15
Описание слайда:
Классическая теория познания

Слайд 16
Описание слайда:

Слайд 17
Описание слайда:
Факт Основные значения понятия: Некоторый фрагмент действительности, объективные события, результаты, относящиеся либо к объективной реальности ("факты действительности"), либо к сфере сознания и познания ("факты сознания") Знание о каком-либо событии, явлении, достоверность которого доказана Предложение, фиксирующее эмпирическое знание, т.е. полученное в ходе наблюдений и экспериментов

Слайд 18
Описание слайда:
Кумулятивная модель развития науки Основана на представлении о процессе познания как о постоянно пополняющемся и непрерывно приближающемся к универсальному и абстрактному идеалу истины Идеал понимается как логически взаимосвязанная, непротиворечивая система, как совокупность, накопление всех знаний Непосредственным объектом развития науки становится не природа, а слой опосредствований, созданный предшествующей наукой

Слайд 19
Описание слайда:
Три основных этапа развития науки

Слайд 20
Описание слайда:
Каждая из стадий имеет свою парадигму, свою картину мира, свои фундаментальные идеи Классическая - механика, картина мира строится на принципе жесткого (лапласовского) детерминизма, образ мироздания как часового механизма Неклассическая - относительность, дискретность, квантование, вероятность, дополнительность Постнеклассическая - парадигма становления и самоорганизации. Основные черты выражаются синергетикой, изучающей общие принципы процессов самоорганизации, протекающих в системах самой различной природы. «Синергетическое движение» - это ориентация на историческое время, системность (целостность) и развитие

Слайд 21
Описание слайда:
Общенаучные методы, применимые на эмпирическом и теоретическом уровне

Слайд 22
Описание слайда:
Этапы научного исследования

Слайд 23
Описание слайда:
Логический позитивизм абсолютизация формально-логической и языковой проблематики гипертрофия искусственно сконструированных формализованных языков (в ущерб естественным) концентрация исследовательских усилий на структуре "готового", ставшего знания без учета его генезиса и эволюции сведение философии к частнонаучному знанию, а последнего - к формальному анализу языка науки игнорирование социокультурного контекста анализа знания

Слайд 24
Описание слайда:
Модель роста научного познания К. Поппера

Слайд 25
Описание слайда:
Парадигмальная модель развития науки Т. Куна

Слайд 26
Описание слайда:
Эпистемологический анархизм Пола Фейерабенда Выдвинул методологический принцип пролиферации (размножения) теорий: учёные должны стремиться создавать теории, несовместимые с существующими и признанными теориями. Создание таких альтернативных теорий способствует их взаимной критике и ускоряет развитие науки. Принцип пролиферации призван обосновывать плюрализм в методологии научного познания.

Слайд 27
Описание слайда:
Концепция личностного знания Майкла Полани - науку делают люди, обладающие мастерством; - искусству познавательной деятельности нельзя научиться по учебнику. Оно передается лишь в непосредственном общении с мастером; - люди, делающие науку, не могут быть заменены другими и отчуждены от произведенного ими знания; - в познавательной и научной деятельности чрезвычайно важными оказываются мотивы личного опыта, переживания, внутренней веры в науку, в ее ценность, заинтересованность ученого, личная ответственность. Личностное знание — это интеллектуальная самоотдача, страстный вклад познающего

Слайд 28
Описание слайда:

Слайд 29
Описание слайда:
Два подхода к анализу динамики научного знания и механизмов его развития Кумулятивизм (от лат. cumula – увеличение, скопление) – развитие знания происходит постепенным добавлением новых положений к накопленной сумме знаний. Такое понимание абсолютизирует количественный момент роста, изменения знания, непрерывность этого процесса и исключает возможность качественных изменений, момент прерывности в развитии науки, научные революции

Слайд 30
Описание слайда:
Преемственность научных знаний в процессе развития науки «...Создание новой теории не похоже на разрушение старого амбара и возведение на его месте небоскреба. Оно скорее похоже на восхождение на гору, которое открывает новые и широкие виды, показывающие неожиданные связи между нашей отправной точкой и ее богатым окружением. Но точка, от которой мы отправлялись, еще существует и может быть видна, хотя она кажется меньше и составляет крохотную часть открывшегося нашему взгляду обширного ландшафта» Эйнштейн А., Инфельд Л.Эволюция физики

Слайд 31
Описание слайда:
Диалектическое отношение новой и старой теории в науке: принцип соответствия Выражает диалектику процесса познания, перехода от относительных истин к абсолютной, преемственность в развитии знания, диалектическое отрицание старых истин, теорий, методов новыми. Причем старые теории не отбрасываются, не утрачивают свою ценность, но сохраняют свое значение для прежней области знаний как предельное выражение законов новых теорий

Слайд 32
Описание слайда:
В процессе развития научного познания возможен обратный переход от последующей теории к предыдущей «Успеха в прокладывании новых путей добивались именно те физики, которые соединяли в себе два необходимых качества: 1) чувство нового: они видели новые данные опыта, требующие изменения устоявшихся взглядов, они не отмахивались от нового. Они активно искали пути объяснения новых фактов, не останавливаясь перед изменением устоявшихся теорий 2) бережное уважение к наследию старого: эти физики понимали, что в физике XIX века должно сохраниться все ценное, оправдавшее себя на опыте и практике» Зельдович Я. Б., Хлопов М. Ю. Драма идей в познании природы

Слайд 33
Описание слайда:
Ричард Фейнман (1918-1988) американский физик-теоретик, лауреат Нобелевской премии «Мы просто обязаны, мы вынуждены распространять все то, что мы уже знаем, на как можно более широкие области, за пределы уже постигнутого... Это единственный путь прогресса. Хотя этот путь неясен, только на нем наука оказывается плодотворной»

Слайд 34
Описание слайда:
Мераб Константинович Мамардашвили (1930-1990) – знаменитый советский философ, исследователь проблемы сознания «Объективное познание, наука… относятся к тому ограниченному числу явлений, которые не имеют конечной размерности. Я имею в виду то, что в науке человек направлен на явления, выходящие за пределы конечных полей, на надчеловеческое, безмерное»

Слайд 35
Описание слайда:
Литература Кохановский В.П. Философия и методология науки. Ростов н/Д., 1999. Кравец А.С. Методология науки. Воронеж, 1991. Лекторский В.А. Эпистемология классическая и неклассическая. М.,2001. Лешкевич Т.Г. Теория познания и философия науки. Ч.1, Ростов н/Д., 2002, разд.8, тема 33. Микешина Л.А. Философия познания. М., 2002. Философия. Учебное пособие для студентов вузов/ Отв. ред. В.П. Кохановский, Ростов н/Д, 2003, гл. XII. Философия для аспирантов. Учебное пособие / Под ред. В.П. Кохановского, Ростов н/Д, 2002, гл. 5. Философия / Под ред. В.Д. Губина. М., 2003, ч.2, гл.2. Юдин Б.Г. Методология науки. Системность. Деятельность. М., 2002.


Скачать презентацию на тему Динамика науки, как процесс порождения нового знания можно ниже:

Похожие презентации