Электронное обучение для преподавателей и научных работников презентация

Содержание


Презентации» Информатика» Электронное обучение для преподавателей и научных работников
СЮЖЕТЫ ЭЛЕКТРОННОГО ОБУЧЕНИЯ
 Зарисовки об электронном обучении для преподавателей и научныхРазвитие идей и технологий обучения
 Гимнасии, Академия, Ликей: от бесед -Что такое «электронное обучение»
 Электронное обучение (аналог e-learning) – множество образовательныхОсновные сюжеты электронного обучения
 Электронные учебники
 
 Программированное обучение
 
 ДистанционноеСюжет 1. Электронные учебники  (философский камень информатики)
 «Появятся новые типыУчебник и его информационный носитель
 Учебник - книга, содержащая систематическое изложениеПонятие об электронном учебнике
 Учебник – изложение знаний в определенной области,От свитка к глобальному гиперпространству
 Свиток, перикопы, лекционарная разметка
 Кодекс, содержание,Вэнивар Буш (Vannеvar Bush)
 1890-1974
 Советник по наук Рузвельта
 Разработка аналоговыхMEMEX (MEMory EXtender)
 «Существует принципиальное различие между тем как устроено хранениеДуглас Энгельбарт (Douglas Engelbart)
 1925 – 2013 гг.
  “Время жизниТед Нельсон (Ted Nelson)
 С 1937 г. Британский социолог, философ
 ПодApple Comp. и Гиперкард
 Бил Аткинсон 1987 создает HyperCard – системуТим Бернерс-Ли
 С 1955 г., британский ученый, физик, информатик
 1984 г.Химия и алхимия электронного учебникаСюжет 2. Программированное обучение   Может ли машина провести занятие?
Концепция
 Программированное обучение – образовательная концепция организации процесса обучения на базеПионеры программированного обучения
 Тесты, перфокарты и табулирующие машины (1880-е) и широкоеБеррес Скиннер Burrhus Skinner
 1904-1990, американский психолог,
 Идеи программированного обучения Б.Ф.Развитие алгоритмов 
 Норман Кроудер - разветвленный алгоритм
 Уровни материала поРоль программированного обучения
 Роль программированного обучения - формализация процесса обучения сСюжет 3. Дистанционное обучение  Очно, но на расстоянии. 
 "ОткрытыйЭтапы дистанционного обучения
 Ян Коменский, иллюстрированные учебники
 Обучение по переписке (серединаТехнологические среды дистанционного обучения
 Корреспондентское обучение
 «Эфирные университеты», Телеуниверситеты
 Кейсы
 ЭлектроннаяСюжет 4 Виртуальная реальность 
 Виртуальная реальность все еще недостаточно реальна…
Концепция
 Технически конструируемая при помощи компьютерных средств интерактивная среда порождения иНаправления виртуальной реальности
 Имитационное моделирование и численный эксперимент 
 Майрон Крюгер,Значение электронного обучения
 Интенсификация обучения (модели, тренажеры, электронные учебники).
 Контроль качестваЗначение ЭО для вуза
 Интенсификация обучения (модели, тренажеры, электронные учебники).
 КонтрольПерспективы электронного обучения
 В настоящее время идет бум развития систем электронногоСлавная история электронного обучения в НГУ
 Мегапроекты (ТЕВУС, ДИСФОР, компьютер наВызовы дня исследовательскому университету
 Исследовательский вуз – площадка, место встречи ученогоБлагодарю за внимание!
 Казаков Виталий Геннадьевич E-mail: kazakov@phys.nsu.ruОсновные системы электронного обучения развиваемые в ММЦ
 Портал тестирования - системаПортал электронных учебников – преимущества над аналогами
 Многоуровневое содержание с быстройМногоуровневое содержание с гипертекстовой навигацией, математические формулы в формате MathML, библиографическиеМультимедиа лекторий – инновационная образовательная система
 Дистанционная лекция по Интернет, сопровождаемая



Слайды и текст этой презентации
Слайд 1
Описание слайда:
СЮЖЕТЫ ЭЛЕКТРОННОГО ОБУЧЕНИЯ Зарисовки об электронном обучении для преподавателей и научных работников


Слайд 2
Описание слайда:
Развитие идей и технологий обучения Гимнасии, Академия, Ликей: от бесед - к лекциям, от клуба - к организации. Средневековые университеты: от схолы до прагматейи, от просвещенного досуга к ученому труду. От устной культуры к письменной. Тривиум (грамматика, логика, риторика) и квадриум (арифметика, геометрия, астрономия, музыка); компендиумы: система дисциплин и учебные программы. Ян Коменский(классно-урочная система) и Иоганн Песталоцци (развивающее обучение): организация и методика обучения. XX век: развитие системы образования как крупнейшего общественного института. Эпоха информатизации: непрерывное и всеобщее образование. Задачи повышения технологичности, качества и интенсивности.

Слайд 3
Описание слайда:
Что такое «электронное обучение» Электронное обучение (аналог e-learning) – множество образовательных технологий, основанных на использовании в обучении компьютерных и телекоммуникационных технологий и систем, а также процесс обучения, проводимый с их использованием Синонимы и связанные понятия: программированное обучение, обучение с помощью информационных технологий, обучение с применением компьютеров дистанционное обучение сетевое (Интернет) обучение, …

Слайд 4
Описание слайда:
Основные сюжеты электронного обучения Электронные учебники Программированное обучение Дистанционное обучение Виртуальная реальность

Слайд 5
Описание слайда:
Сюжет 1. Электронные учебники (философский камень информатики) «Появятся новые типы энциклопедий, где фрагменты будут объединены ассоциативными связями, которые могут обрабатываться автоматическими средствами…» Вэнивар Буш, 1945

Слайд 6
Описание слайда:
Учебник и его информационный носитель Учебник - книга, содержащая систематическое изложение знаний в определённой области и используемая как в системе образования, на различных её уровнях, так и для самостоятельного обучения. Античные практики, религиозные тексты, компендиумы. Ян Коменский, «Мир чувственных вещей в картинках», 1658 Смена информационного носителя: аудио- видео- учебники, электронные учебники, в т.ч. HTML-учебники, викиучебники Учебник - изложение знаний в определенной области, зафиксированное на определенных информационных носителях с применением определенных информационных технологий, и предназначенное для целей обучения

Слайд 7
Описание слайда:
Понятие об электронном учебнике Учебник – изложение знаний в определенной области, предназначенное для целей обучения, зафиксированное на определенных информационных носителях с применением определенных информационных технологий Электронный учебник - учебник, в котором основные задачи передачи знаний решаются с использованием возможностей компьютера и компьютерных сетей Электронный учебник - учебник, построенный на гипертекстовой основе, предназначенный для самостоятельного изучения теоретического материала курса и позволяющий работать по индивидуальной образовательной траектории Виды и степени «предэлектронности» учебника: Сканирование «книжных» учебников с размещением на локальных носителях и в Интернете Сборка содержания, указателей, распознавание текста Компьютерная верстка разной степени сложности Грань между печатным и электронным учебником Примат печатного или электронного издания Появление нового качества в процессе обучения

Слайд 8
Описание слайда:
От свитка к глобальному гиперпространству Свиток, перикопы, лекционарная разметка Кодекс, содержание, указатели Гильберт Порретанский (1085-1154) и перекрестные ссылки *** Гипертекст, гипермедиа, гиперпространство

Слайд 9
Описание слайда:
Вэнивар Буш (Vannеvar Bush) 1890-1974 Советник по наук Рузвельта Разработка аналоговых компьютеров Национальный исследовательский комитет обороны Бюро научных исследований и развития Военные технологии и Интернет Статья «As We May Think», июль 1945

Слайд 10
Описание слайда:
MEMEX (MEMory EXtender) «Существует принципиальное различие между тем как устроено хранение данных через индексирование и дробление на подклассы и тем как мыслит человек. Наш мозг оперирует данными через ассоциации, создавая паутину из цепочек…»

Слайд 11
Описание слайда:
Дуглас Энгельбарт (Douglas Engelbart) 1925 – 2013 гг. “Время жизни человека прямо пропорционально трудностям, которые он может себе позволить преодолевать“. Stanford Research Laboratory, 1959-1979 The Mother of All Demos, 1968 «В течении 10 лет все были уверенны, что я абсолютный псих» Компьютерная мышь, обмен текстовыми сообщениями и почта, @, текстовые процессоры, видеоконференции, гиперссылки … Многооконные интерфейсы и системы меню «Концептуальная схема усиления человеческого интеллекта», oN Line System (NLS) и иерархии утверждений

Слайд 12
Описание слайда:
Тед Нельсон (Ted Nelson) С 1937 г. Британский социолог, философ Под “гипертекстом” я понимаю непоследовательную запись. Обычно процесс письма осуществляется последовательно по следующим двум причинам. Во-первых, потому, что он является производным от речи…, которая не может не быть последовательной (так как у нас для этого только один канал), и, во-вторых, книги неудобно читать иначе как последовательно. Однако мысли образуют структуры, которые не являются последовательными – они связаны многими возможными переходами. (1962) Xanadu и Всемирная хрестоматия литературы

Слайд 13
Описание слайда:
Apple Comp. и Гиперкард Бил Аткинсон 1987 создает HyperCard – систему создания гипермедиа ресурсов (электронных учебников) 1989 г., фирма выпускает программу в широкую продажу для комп. Макинтош, стоимость менее 50$ Гипермедиа, встроенная анимация, встроенный язык сценариев и т.д., база карточек - документов Возможность создания приложений «продвинутому» пользователю Обзор авторов МГУ, 1991 «Большинство учебных (компьютерных) программ, используемых в зарубежных университетах, реализованы на HyperCard…»

Слайд 14
Описание слайда:
Тим Бернерс-Ли С 1955 г., британский ученый, физик, информатик 1984 г. – начало проектирования гипертекстовых записных книжек 1989 г. – начало реализации проекта ЦЕРН Цель проекта: обращение научных данных в реальном времени 1991 г. – первый веб сервер, сервера ведущих университетов США и Европы 1993 г. – сайт белого дома

Слайд 15
Описание слайда:
Химия и алхимия электронного учебника

Слайд 16
Описание слайда:
Сюжет 2. Программированное обучение Может ли машина провести занятие? «Если бы при помощи хитроумных механических устройств можно было бы построить книгу так, чтобы вторая её страница стала видимой лишь тому, кто выполнил предписание первой, то многое из того, что сегодня требует личных указаний преподавателя, могло бы быть переложено на типографию…» Э.Л. Торндайк, 1912

Слайд 17
Описание слайда:
Концепция Программированное обучение – образовательная концепция организации процесса обучения на базе специальных алгоритмов предъявления учебного материала и контроля усвоения знаний Программированное обучение подразумевает работу обучающегося по некоей программе, в процессе выполнения которой он овладевает знаниями Программа предлагает для изучения последовательность порций учебного материала и контрольные вопросы после каждой Выбор следующей порции учебного материала определяется ответами обучаемого на предыдущие вопросы Роль преподавателя сводится к отслеживанию психологического состояния слушателя и эффективности поэтапного освоения им учебного материала

Слайд 18
Описание слайда:
Пионеры программированного обучения Тесты, перфокарты и табулирующие машины (1880-е) и широкое распространение педагогического тестирования Э.Л. Торндайк – описание обучения человека с помощью простых правил (1890-1910) Закон упражнения – повторение способствует научению Закон эффекта – действие с удовольствием усиливает научение Сидней Пресси и его обучающая машина (1925-1935)

Слайд 19
Описание слайда:
Беррес Скиннер Burrhus Skinner 1904-1990, американский психолог, Идеи программированного обучения Б.Ф. Скиннера (1954) Линейный алгоритм и недифференцированный путь Малые шаги, простые задания и мотивирование правильными ответами Многократное повторение и закрепление Индивидуализация темпа обучения Проблема закрепления неверных ответов и открытые вопросы

Слайд 20
Описание слайда:
Развитие алгоритмов Норман Кроудер - разветвленный алгоритм Уровни материала по сложности Использование закрытых вопросов Наличие разъяснений к ответам Дифференцированная образовательная траектория Гордон Паск - адаптивный Трудность порций учебного материала не должна быть высокой Невозможно эффективно учиться, не совершая некоторого количества ошибок Необходимо адаптировать трудность материалов к состоянию обучающегося

Слайд 21
Описание слайда:
Роль программированного обучения Роль программированного обучения - формализация процесса обучения с максимально возможным устранением субъективного фактора непосредственного общения между преподавателем и обучающимся Текущее состояние – прохождение моды Интеграция с электронным учебником, адаптивный гипертекст

Слайд 22
Описание слайда:
Сюжет 3. Дистанционное обучение Очно, но на расстоянии. "Открытый Университет - это драгоценный камень в короне высшего образования Соединенного Королевства". Найджел Формэн, член парламента, министр высшего образования

Слайд 23
Описание слайда:
Этапы дистанционного обучения Ян Коменский, иллюстрированные учебники Обучение по переписке (середина 18 века) Система заочного образования в СССР (30-е годы) Open University, UK, Гарольд Вильсон (1969) «предоставить возможность получить образование людям, желающим учиться в удобном для них месте и в удобное время. Более 200000 студентов МООК курсы Конвергенция дистанционного и очного обучения

Слайд 24
Описание слайда:
Технологические среды дистанционного обучения Корреспондентское обучение «Эфирные университеты», Телеуниверситеты Кейсы Электронная почта Сетевое обучение Образовательные среды Видеоконференцсвязь

Слайд 25
Описание слайда:
Сюжет 4 Виртуальная реальность Виртуальная реальность все еще недостаточно реальна… М. Крюгер

Слайд 26
Описание слайда:
Концепция Технически конструируемая при помощи компьютерных средств интерактивная среда порождения и оперирования объектами, подобными реальным или воображаемым, на основе их трехмерного графического представления, симуляции их физических свойств (объем, движение и т.д.), симуляции их способности воздействия и самостоятельного присутствия в пространстве

Слайд 27
Описание слайда:
Направления виртуальной реальности Имитационное моделирование и численный эксперимент Майрон Крюгер, искусственная реальность (конец 1960-ых): «устройства, позволяющие выходить из тела и входить в иную реальность» Тед Нельсон и виртуальная реальность (начало 1970) Сеймур Пеперт и виртуальные миры Лого (1980) Интерактивные тренажеры и динамические модели

Слайд 28
Описание слайда:
Значение электронного обучения Интенсификация обучения (модели, тренажеры, электронные учебники). Контроль качества обучения (тестовые системы, экспертные системы оценки знаний). Актуализация обучения (короткий цикл обновления учебных материалов). Снижение себестоимости (электронные издания и библиотеки). Расширение возможностей обучения: дистанционное обучение, открытое обучение, курсы CBT. Эффективный путь создания образа ведущего вуза.

Слайд 29
Описание слайда:
Значение ЭО для вуза Интенсификация обучения (модели, тренажеры, электронные учебники). Контроль качества обучения (тестовые системы, экспертные системы оценки знаний). Актуализация обучения (короткий цикл обновления учебных материалов). Снижение себестоимости (электронные издания и библиотеки). Расширение поля деятельности: дистанционное обучение, открытое обучение, курсы CBT. Эффективный путь создания образа ведущего вуза. Электронное обучение - технологическая база инновационного развития вуза

Слайд 30
Описание слайда:
Перспективы электронного обучения В настоящее время идет бум развития систем электронного обучения нового поколения – систем основанных на видеоконференцсвязи и обеспечивающих проведение качественных учебных занятий на расстоянии. Такие системы принципиально изменят картину образовательного пространство и сотрут границу между очным и заочным образованием.

Слайд 31
Описание слайда:
Славная история электронного обучения в НГУ Мегапроекты (ТЕВУС, ДИСФОР, компьютер на КОФ) + десятки проектов на кафедрах. Собственные оригинальные подходы использования компьютеров в УП. Участие в программе ЦИПС и других министерских программах. Головной вуз по информатизации УП в СССР. Передача систем и курсов в другие вузы и страны. Международное признание, награды. Безусловное лидерство в стране, в числе лучших в мире.

Слайд 32
Описание слайда:
Вызовы дня исследовательскому университету Исследовательский вуз – площадка, место встречи ученого и ученика и возможные сценарии его развития в современных условиях. Вызовы дня: Дистанционные технологии в очном обучении; ИНТУИТ и другие виртуальные образовательные площадки; Вузы нового типа – Интернет университеты. Электронные технологии обучения как эффективное средство противодействия вызову Повышение качества обучения через эффективные средства обучения; Создание собственной виртуальной площадки лучшего качества.

Слайд 33
Описание слайда:
Благодарю за внимание! Казаков Виталий Геннадьевич E-mail: kazakov@phys.nsu.ru

Слайд 34
Описание слайда:
Основные системы электронного обучения развиваемые в ММЦ Портал тестирования - система организации контроля качества образования методами компьютерного тестирования; Портал электронных учебников - система создания и доставки электронных средств обучения; Портал музеев - система управления виртуальными музеями и коллекциями научно-образовательного характера; Мультимедиа лекторий - система организации дистанционных лекций, сопровождаемых динамическим рядом мультимедиа демонстраций

Слайд 35
Описание слайда:
Портал электронных учебников – преимущества над аналогами Многоуровневое содержание с быстрой навигацией. Развитый справочник с глоссарием, персоналиями, статьями по общим вопросам и перекрестными ссылками. Подсистема библиографии. Система тестирования для самоконтроля. Редактируемые математические формулы в формате MathML, векторная графика в формате SVG. Наличие форматированных текстов с возможностью использования нетрадиционных алфавитов. Система организации ассоциативных контекстно-зависимых связей. Интуитивно понятные Web интерфейсы. Возможность экспорта электронного учебника на CD-ROM Возможность конвертации электронного учебника в оригинал-макет

Слайд 36
Описание слайда:
Многоуровневое содержание с гипертекстовой навигацией, математические формулы в формате MathML, библиографические ссылки на странице электронного учебника по физике

Слайд 37
Описание слайда:

Слайд 38
Описание слайда:

Слайд 39
Описание слайда:
Мультимедиа лекторий – инновационная образовательная система Дистанционная лекция по Интернет, сопровождаемая динамическим интерактивным рядом мультимедиа демонстраций. Возможность общения со студентами без задержек. Уникальное решение, позволяющее снизить требуемую ширину канала. Система экспресс тестирования для контроля качества знаний в процессе лекции Система подготовки и переиспользования демонстраций. Возможность записи проведенной лекции и с воспроизведением по Интернет Возможность экспорта записанной мультимедиа лекции на CD/DVD-ROM Практическая апробация системы в сеансах связи с университетом в Германии

Слайд 40
Описание слайда:

Слайд 41
Описание слайда:

Слайд 42
Описание слайда:


Скачать презентацию на тему Электронное обучение для преподавателей и научных работников можно ниже:

Похожие презентации