Электрооборудование автомобилей. Комплексные системы управления автомобильным двигателем. (Урок 13) презентация

Содержание


Презентации» Логистика» Электрооборудование автомобилей. Комплексные системы управления автомобильным двигателем. (Урок 13)
Электрооборудование автомобилей
 Урок № 13
 Тема: Комплексные системы
  управления
 автомобильнымЭлектрооборудование автомобилей
 Комплексные системы управления
 автомобильным двигателем
 План
  1. ОбщиеЭлектрооборудование автомобилей
 1. Общие сведения о комплексных системах управления
 автомобильным двигателем
Электрооборудование автомобилей
 1. Общие сведения о комплексных системах управления
 автомобильным двигателем
Электрооборудование автомобилей
 1. Общие сведения о комплексных системах управления
 автомобильным двигателем
Электрооборудование автомобилей
 1. Общие сведения о комплексных системах управления
 автомобильным двигателем
Электрооборудование автомобилей
 1. Общие сведения о комплексных системах управления
 автомобильным двигателем
Электрооборудование автомобилей
 1. Общие сведения о комплексных системах управления
 автомобильным двигателем
Электрооборудование автомобилей
 1. Общие сведения о комплексных системах управления автомобильным двигателем
Электрооборудование автомобилей
 1. Общие сведения о комплексных системах управления
 автомобильным двигателем
Электрооборудование автомобилей
 1. Общие сведения о комплексных системах управления
 автомобильным двигателем
Электрооборудование автомобилей
 1. Общие сведения о комплексных системах управления
 автомобильным двигателем
Электрооборудование автомобилей
 1. Общие сведения о комплексных системах управления автомобильным двигателем
Электрооборудование автомобилей
 1. Общие сведения о комплексных системах управления
 автомобильным двигателем
Электрооборудование автомобилей
 1. Общие сведения о комплексных системах управления
 автомобильным двигателем
Электрооборудование автомобилей
 2. Комплексная система управления двигателем «ЭСАУ – ВАЗ»
 КомплекснаяЭлектрооборудование автомобилей
 2. Комплексная система управления двигателем «ЭСАУ – ВАЗ»
 МаксимальнаяЭлектрооборудование автомобилей
 2. Комплексная система управления двигателем «ЭСАУ – ВАЗ»
 Электрооборудование автомобилей
 2. Комплексная система управления двигателем «ЭСАУ – ВАЗ»
 Электрооборудование автомобилей
 2. Комплексная система управления двигателем «ЭСАУ – ВАЗ»
 НаЭлектрооборудование автомобилей
 2. Комплексная система управления двигателем «ЭСАУ – ВАЗ»
 ТакжеЭлектрооборудование автомобилей
 2. Комплексная система управления двигателем «ЭСАУ-ВАЗ»
 В режиме ПХХЭлектрооборудование автомобилей
 2. Комплексная система управления двигателем «ЭСАУ-ВАЗ»
 Стабилизация холостого ходаЭлектрооборудование автомобилей
 2. Комплексная система управления двигателем «ЭСАУ-ВАЗ»
 
 Краткая диагностикаЭлектрооборудование автомобилей
 Перечень изучаемых тем
 1. Введение.
 2. Системы электроснабжения. АккумуляторныеЭлектрооборудование автомобилей
 Перечень изучаемых тем
    9. Система информации



Слайды и текст этой презентации
Слайд 1
Описание слайда:
Электрооборудование автомобилей Урок № 13 Тема: Комплексные системы управления автомобильным двигателем


Слайд 2
Описание слайда:
Электрооборудование автомобилей Комплексные системы управления автомобильным двигателем План 1. Общие сведения о комплексных системах управления автомобильным двигателем. 2. Комплексная система управления двигателем «ЭСАУ – ВАЗ».

Слайд 3
Описание слайда:
Электрооборудование автомобилей 1. Общие сведения о комплексных системах управления автомобильным двигателем При внедрении электронной автоматики для управления различными системами автомобильного двигателя выяснилось, что многие исходные параметры этих систем одни и те же. К примеру: Для управления системой зажигания необходимо отслеживать частоту вращения коленчатого вала и нагрузку двигателя. Для управления системой топливоподачи также исходными параметрами являются частота вращения коленчатого вала и нагрузка двигателя. Функцию определения частоты вращения коленвала двигателя выполняет к примеру датчик Холла. Таким образом, датчик частоты вращения является общим для двух электронных систем автоматического управления двигателем. Создавать две системы управления с одинаковыми входными параметрами нецелесообразно. Проще и дешевле все функции управления двигателем свести в единую систему. Так на автомобильных двигателях появились комплексные электронные системы автоматического управления.

Слайд 4
Описание слайда:
Электрооборудование автомобилей 1. Общие сведения о комплексных системах управления автомобильным двигателем Впервые система центрального одноточечного впрыска топлива для бензиновых двигателей легковых автомобилей была разработана фирмой BOSCH в 1975 году. Эта система получила название «Mono - Jetronik» (Monojet – одиночная струя). Установлена она бала на автомобилях «Volkswagen». Позднее разрабатывается система «Motronik» (MOnoekekTRONIC - единое электронное управление) в виде моноблока для двух систем управления – системы зажигания и системы впрыска топлива. Еще позднее на основе системы «Mono - Motronik» создается отечественная комплексная электронная система автоматического управления «ЭСАУ - ВАЗ», которая с 1993 года устанавливается на автомобилях ВАЗ – 21044 (Универсал) и ВАЗ – 21214 (Джип).

Слайд 5
Описание слайда:
Электрооборудование автомобилей 1. Общие сведения о комплексных системах управления автомобильным двигателем На левом рисунке показан центральный впрыскивающий узел системы «Mono-Jetronik». Из рисунка следует, что центральная форсунка впрыска (ЦФВ) устанавливается на стандартном впускном коллекторе вместо обычного карбюратора. В отличие от карбюратора, в котором автоматика смесеобразо- вания реализуется механическим управлением, в моносистеме впрыска применяется чисто электронное управ- ление. На правом рисунке приведена упро- щенная функциональная схема систе- мы «Mono-Jetronik». Электронный блок управления (ЭБУ) работает от входных датчиков 1-7, ко- торые фиксируют текущее состояние и режим работы двигателя.

Слайд 6
Описание слайда:
Электрооборудование автомобилей 1. Общие сведения о комплексных системах управления автомобильным двигателем По совокупности сигналов от этих датчиков и с использованием информации из трехмерной характеристики впрыска в ЭБУ вычисляются начало и продолжительность открытого состояния центральной форсунки 15. На основании расчетных данных в ЭБУ формируется электроимпульсный сигнал S, который воздействует на обмотку 8 магнитного соленоида форсунки и запорный клапан 11 открывается, через распылительное сопло 12 бензин под давлением 1,1 бар распыляется во впускном коллекторе через открытую дроссельную заслонку 14. Для того чтобы бензин сгорал полностью и наибо- лее эффективно, массы бензина и воздуха в ТВ- смеси должны находиться в строго определен- ном соотношении, равном 1:14,7 (для высокоок- тановых сортов бензина). Такое соотношение называется стехиометрическим и ему соответст- вует коэффициент избытка воздуха  = 1.

Слайд 7
Описание слайда:
Электрооборудование автомобилей 1. Общие сведения о комплексных системах управления автомобильным двигателем В системе «Mono-Jetronik» масса воздуха рассчитывается в ЭБУ по показаниям двух датчиков:  температуры всасываемого воздуха (ДТВ),  положения дроссельной заслонки (ДПД). Дроссельный потенциометр 14 выполняет функцию расходомера воздуха, а в системе «Mono-Jetronik» он является также датчиком нагрузки двигателя. В ЭБУ 25 системы «Mono-Jetronik» имеется мик- ропроцессор МКП с постоянной и оперативной па- мятью. В постоянную память «зашита» эталонная трехмерная характеристика впрыска (ТХВ). ТХВ связывает время открытого состояния центральной форсунки впрыска с частотой вращения двигателя и объемом всасываемого воздуха.

Слайд 8
Описание слайда:
Электрооборудование автомобилей 1. Общие сведения о комплексных системах управления автомобильным двигателем Приведенная функциональная схема системы впрыска «Mono-Jetronik» содержит замкнутое топливное кольцо: бензобак ББ, электробензонасос ЭБН, фильтр тонкой очистки топлива ФТОТ, центральная форсунка впрыска ЦФВ и регулятор давления РД. Замкнутое топливное кольцо выполняет 3 функции:  с помощью РД поддерживает рабочее давление 11,1 бар для распределителя топлива,  с помощью подпружиненной диафрагмы в РД сох- раняет остаточное давление (0,5 бар) для исключе- ния образования паровых и воздушных пробок после остановки и остывании двигателя,  обеспечивает охлаждение системы впрыска за счет постоянной циркуляции бензина по контуру.

Слайд 9
Описание слайда:
Электрооборудование автомобилей 1. Общие сведения о комплексных системах управления автомобильным двигателем Система «Mono-Motronik», функциональ- ная схема которой представлена, является типичным представителем ЭСАУ для двига- телей легковых автомобилей не выше сред- него потребительского класса. Начиная с 1978 года система «Mono-Motronik» устанав- ливалась на тех же легковых автомобилях, что и система «Mono-Jetronik». По принципу действия система «Mono-Motronik» мало чем отличается от своих прото- типов. Главный функциональный блок – центральный впрыскивающий узел 8 в обеих системах один и тот же. Но в компонентном составе систем есть принципиальные отличия.

Слайд 10
Описание слайда:
Электрооборудование автомобилей 1. Общие сведения о комплексных системах управления автомобильным двигателем Если система оборудована механическим датчиком-распределителем, то теперь он не содержит вакуумного регулятора, функции которого выполняет датчик 14 положения дроссельной заслонки. Но чаще в системе «Mono-Motronik» датчик-распре- делитель отсутствует, а его функции выполняют два новых устройства:  индуктивный датчик коленчатого вала 25,  многоканальный модуль зажигания 26. Контроллер 27 системы «Mono-Motronik» помещен в такой же защитный кожух, как и системы «Mono- Jetronik». Внешнее отличие контроллеров сводится к различию соединительных разъемов по числу выводов: в «Mono-Motronik» 35 выводов, а в «Mono-Jetronik» - 32.

Слайд 11
Описание слайда:
Электрооборудование автомобилей 1. Общие сведения о комплексных системах управления автомобильным двигателем Наиболее существенным является отличие в подсистемах топливоподачи. Так система впрыска в «Mono-Motronik» оборудована подсистемой дополнительной подкачки бензина. В бензобаке 1 установлен вспомогатель- ный подкачивающий электробензонасос 2. Этот насос обеспечивает давление 0,25 бара и прокачивает около 65 литров в час. Второй (основной) электро – бензонасос 3 расположен под днищем автомобиля рядом с бензобаком. Этот насос потребляет ток 5 А при напряжении 12 В и создает рабочее давление в прямой топливоподающей магистрали 1,21,5 бар (производительность 80 л/ч). В системе «Mono-Motronik» стабилизация оборотов холостого хода с помощью электросервопривода допол- нена функцией управления по углу опережения зажигания.

Слайд 12
Описание слайда:
Электрооборудование автомобилей 1. Общие сведения о комплексных системах управления автомобильным двигателем Электросервопривод подсистемы стабилизации холостого хода включается в работу после замыкания контакта концевого выключателя. Если температура охлаждающей жидкости в ДВС ниже -28°С, то толкатель сервопривода откры- вает дроссельную заслонку на 20 угловых градусов. После прогрева двигателя (Тд = 85°С) исходное положение дроссельной заслонки на холостом ходу не превышает 3° от положения полного закрытия. Это значит, что максимальное перемещение дроссельной заслонки с помощью сервопривода не превышает 17°. Сервопривод срабатывает только тогда, когда частота вращения двигателя на холостом ходу отклоняется от номинальной на 30 об/мин. Для современных двигателей с устойчивой частотой вращения на холостом ходу не более 600 об/мин этого недостаточно. Именно поэтому в системе «Mono-Motronik» применена подсистема стабилизации оборотов холостого хода по углу опережения зажигания. Она работает в интервале изменений угла 12° от установившегося значения для номинальных оборотов холостого хода. Скорость срабатывания такой подсистемы стабилизации очень высокая. Частота вр. дв. восстан. за 2…3 мс.

Слайд 13
Описание слайда:
Электрооборудование автомобилей 1. Общие сведения о комплексных системах управления автомобильным двигателем Контроллер системы «Mono-Motronik» включает также в себя функции управления параметрами системы зажигания. При увеличении оборотов двигателя зажигание становится более ранним. При увеличении нагрузки зажигание становится более поздним. Информа- ция обо всех возможных текущих значениях угла опереже- ния зажигания при изменении частоты вращения и нагрузки двигателя заложена в блоке постоянной памяти ЭБУ в виде эталонной трехмерной характеристики зажигания. Конструктивно исполнение компонентов системы зажига- может быть реализовано в двух вариантах. Первый ва- риант – механическим датчиком-распределителем с датчи- ком Холла, где объединаны воедино транзисторный коммутатор и катушка зажигания.

Слайд 14
Описание слайда:
Электрооборудование автомобилей 1. Общие сведения о комплексных системах управления автомобильным двигателем Второй вариант – без датчика распределителя. В этом случае частота вращения и положение коленчатого вала фиксируются с помощью одного или двух индуктивных датчиков, расположенных у коленвала (датчик 25 ДКВ), а распределение высокого напряжения по свечам стати- ческое, с помощью многоканального модуля 26 зажига- ния и двухвыводных катушек зажигания 20. В системе «Mono-Motronik» предусмотрено выключе- ние центральной форсунки вприска и в тех случаях, ког- да частота вращения двигателя становится выше допус- тимой (6500…7000 об/мин).

Слайд 15
Описание слайда:
Электрооборудование автомобилей 1. Общие сведения о комплексных системах управления автомобильным двигателем К важным преимуществам системы «Mono-Motronik» относится ее способность перенастраивать работу двигателя под:  изменяющиеся атмосферные условия (температура, влажность, давление),  эксплуатационный износ деталей,  изменение октанового числа бензина,  неконтролируемое нарушение герметичности впускного коллектора,  частичную потерю компрессии в цилиндрах. ЭСАУ с такими свойствами называются адаптивными или самообучающимися, так как они способны осуществлять автокоррекцию исходных регулировок ДВС. Двигатель, оборудованный адаптивной ЭСАУ, может эксплуатироваться без регулировки оборотов холостого хода и без проверки содержания токсичных веществ в отработавших газах.

Слайд 16
Описание слайда:
Электрооборудование автомобилей 2. Комплексная система управления двигателем «ЭСАУ – ВАЗ» Комплексная система управления двигателем «ЭСАУ–ВАЗ» представ- ляет собой управление впрыском бензина и управление электроискровым зажиганием. В этой системе на начальном этапе центральный впрыскивающий узел (ЦВУ) был импортного производства, остальные изделия исполь- зовались отечественного производства. Дело в том, что точность дозирования топлива определяется не столько электронной автоматикой, как точностью изготовления и функциональной надежностью форсунки впрыска. Центральная форсунка системы «Mono-Jetronik» надежно обеспечивает минимальную продолжительность открытого состояния распылительного сопла в течение 1  0,2 мс. За такое время и при рабочем давлении 1 бар через распылительное сопло площадью 0,08 мм² (=0,3 мм) впрыскивается около одного миллиграмма бензина. Этим параметрам соответствует расход топлива 4 л/час на минимальных холостых оборотах (600 об/мин) прогр. двиг.

Слайд 17
Описание слайда:
Электрооборудование автомобилей 2. Комплексная система управления двигателем «ЭСАУ – ВАЗ» Максимальная продолжительность впрыска на прогретом двигателе ограничивается предельной частотой вращения коленчатого вала дви- гателя (65007000 об/мин) в режиме полного дросселя и не может превышать 4 мс. При таких параметрах тактовая частота срабатывания запорного устройства форсунки на холостом ходе не менее 20 Гц, а при полной нагрузке – не более 200  230 Гц. В функциональном отношении отечественная система в сравнении с системой «Mono-Motronik» имеет некоторую специфику:  С учетом эксплуатации автомобилей в России на различных сортах бензина система оснащена потенциометрическим датчиком – октан- корректором 22 (ДОК). Первоначальная установка угла опережения зажигания (УОЗ) реализуется с применением отечественного диагностического тестера «ТЕСН 1». Установка УОЗ без прибора невозможна.

Слайд 18
Описание слайда:
Электрооборудование автомобилей 2. Комплексная система управления двигателем «ЭСАУ – ВАЗ» Датчик-распределитель с механи- ческим приводом от коленвала не применяется. Его функции выполняют два уст- ройства: ••выходной многоканальный модуль зажигания 1 (ВМЗ), ••индуктивный датчик частоты вращения и положения коленчатого вала 36 (ДКВ). ДКВ срабатывает от ферромагнит- ного роторного диска 35, установ- ленного на переднем торце 37 вала двигателя.

Слайд 19
Описание слайда:
Электрооборудование автомобилей 2. Комплексная система управления двигателем «ЭСАУ – ВАЗ» Роторный диск имеет 6 прорезей через 60° и одну – за 50° до проре- зи, положение которой соответству- ет верхней мертвой точке в первом цилиндре. Зазор L между датчиком и ротор- ным диском не более 1,3 мм. Главное преимущество индуктив- ного датчика ДКВ–простота исполне ния и конструктивная надежность. Основной недостаток – зависи- мость амплитуды и формы сигнала от частоты вращения коленвала.

Слайд 20
Описание слайда:
Электрооборудование автомобилей 2. Комплексная система управления двигателем «ЭСАУ – ВАЗ» На низких частотах вращения это приводит к погрешности определе- ния угла поворота коленчатого вала. Особенно заметно это проявляе- ся, когда на магнитный щуп датчика оседают мелкие частицы ферро- магнитной пыли. В этом случае возникают проблемы с запуском холодного двигателя зимой.  Для определения постоянно изменяющейся нагрузки двигателя предусмотрен тензомет- рический датчик 21 (ДНД), который реагирует на изменение абсолютного давления (на раз- ряжение) в задроссельной зоне впускного коллектора 18.  В отечественной система прекращение подачи топлива для режимов принудительно- го холостого хода (ПХХ) и ограничения макси- мальной частоты вращения двигателя (ОЧВ) реализуется следующим образом.

Слайд 21
Описание слайда:
Электрооборудование автомобилей 2. Комплексная система управления двигателем «ЭСАУ – ВАЗ» Также как в «Mono-Motronik» используются сигналы от датчика поло- жения дроссельной заслонки 20 (ДПД) и от датчика частоты вращения двигателя (ДКВ). Если частота вращения двигателя выше 2100 об/мин, а дроссельная заслонка закрыта, подача топлива прекращается. Если частота вращения двигателя выше 6500 об/мин подача топлива также прекращается. Дополнительно в этих режимах используется датчик 38 скорости движения автомобиля (ДСА). Этот датчик установлен на коробке пе- редач КПП (ВАЗ21044) или на раздаточной коробке (ВАЗ21214).

Слайд 22
Описание слайда:
Электрооборудование автомобилей 2. Комплексная система управления двигателем «ЭСАУ-ВАЗ» В режиме ПХХ сигнал от датчика скорости не позволяет выключать подачу топлива при высоких оборотах двигателя. Это обеспечивает более устойчивую работу двигателя при торможении им.  В подсистеме стабилизации холостого хода используется клапан дополнительной подачи воздуха (байпасный клапан) с сервоприводом от шагового электро- двигателя вместо реверсивного двигателя пос- тоянного тока в системе «Mono-Motronik», где он управляет дроссельной заслонкой. Шаговый двигатель не имеет люфта и значи- тельно меньше по размерам. Концевые датчи- ки отсутствуют и режим холостого хода фикси- руется по сигналу датчика положения дрос- сельной заслонки.

Слайд 23
Описание слайда:
Электрооборудование автомобилей 2. Комплексная система управления двигателем «ЭСАУ-ВАЗ» Стабилизация холостого хода реализуется путем изменения пропуск- ного сечения байпасного канала. Шаговый двигатель управляется импульсными сигналами от ЭБУ.  В системе предусмотрено двойное управление электровентиля- тором системы охлаждения двигателя. Вентилятор может включаться как от обычно- го электроконтактного термодатчика, так и по сигналу включения вентилятора СВВ от ЭБУ. Это значительно повышает надежность защи- ты системы охлаждения от перегрева.

Слайд 24
Описание слайда:
Электрооборудование автомобилей 2. Комплексная система управления двигателем «ЭСАУ-ВАЗ» Краткая диагностика если двигатель не пускается: Если при прокручивании стартером двигатель не пускается, а аккумуляторная батарея и ее соединения с ботовой сетью в норме, то предполагается пять причин:  1. Нет топлива в баке.  2. Отказ в системе зажигания.  3. Не работает центральная форсунка впрыска.  4. Неисправна подсистема подачи топлива.  5. Неполадки в контроллере ЭБУ системы.

Слайд 25
Описание слайда:
Электрооборудование автомобилей Перечень изучаемых тем 1. Введение. 2. Системы электроснабжения. Аккумуляторные батареи. 3. Генераторные установки. 4. Электростартеры. 5. Система зажигания. 6. Катушки зажигания. 7. Система освещения и сигнализации. Осветительное оборудование. 8. Сигнальное оборудование.

Слайд 26
Описание слайда:
Электрооборудование автомобилей Перечень изучаемых тем 9. Система информации и вспомогательного электрооборудования. 10. Контрольно-измерительные приборы. 11. Электроприводные устройства. 12. Системы автоматического управления оборудованием автомобиля. 13.Комплексные системы управления автомобильным двигателем. 14. Системы автоматического управления тормозами. 15. Автоматическая коробка переключения передач с электронным управлением. 16. Схемы автомобильного бортового электрооборудования.


Скачать презентацию на тему Электрооборудование автомобилей. Комплексные системы управления автомобильным двигателем. (Урок 13) можно ниже:

Похожие презентации