Философия французского просвещения презентация

Содержание


Презентации» Философия» Философия французского просвещения
ФИЛОСОФИЯ ФРАНЦУЗСКОГО ПРОСВЕЩЕНИЯФранцузскую (+отчасти английскую) философию XVIII в. принято называть философией Просвещения. 
Для всех философов Просвещения характерна идея переустройства жизни на разумных началах.Человек, согласно просветителям , – это часть природы, всецело телесное материальноеВывод: надо изменить общество и систему воспитания! Правильно воспитанный, т.е. просвещенный,Основные направления:
 В философии французского Просвещения можно выделить три основных направления:
Деистическое направление французской философии 
 Деизм (не путать с дуализмом) –Франсуа Мари Аруэ (Вольтер) (1694-1778)Вольтер
 Выступал за «естественную религию» - принцип соблюдения морали, общей дляБог – первопричина всего сущего, «великий геометр», вносящий порядок в этотЖан Жак Руссо (1712-1778)Возмущался тем, что Вольтер презирал простой народ – «чернь»;
 Как иЖан Жак Руссо:
 Выступал против религии как таковой, против христианства, однакоРуссо обосновал право народа на восстание (угнетенное, лишенное прав и собственностиРуссо – один из авторов идеи «общественного договора»:
 По этой теории,(Жан Жак Руссо, продолжение):
 В будущем государстве должна быть применена принципиальноАтеистическо-материалистическое направление:
 Атеисты отвергали саму идею существования Бога в любых формах,Жан Мелье (1664 – 1729) 
 Священник по профессии, в процессеСын сельского ткача, окончил в Реймсе духовную семинарию, стал священником и,Мелье писал о христианстве как о нелепой религии, которая вместе сПричиной социальных антагонизмов Мелье видел частную собственность, которая возникла «по злойЖюльен Оффрэ де Ламетри (1709-1751)
 Французский врач и философ-материалист, атеист. 
Главные работы:
 «Естественная история души» (1745), 
 «Человек-машина» (1747)
 Согласно Ламетри,Ламетри:
 «Гордые и тщеславные существа, гораздо более отличающиеся от животных своейСчитал, что смысл жизни человека – личное счастье;
 Считал частную собственностьДени Дидро (1713-1784)
 Один из самых выдающихся французских философов-материалистов.Дени Дидро:
 Дидро внес большой вклад в Просвещение, выдвинув идею созданияФилософские взгляды Дидро близки к взглядам других французских просветителей-материалистов:
 Признавал материюПоль Анри Гольбах (1723-1789)Французский философ немецкого происхождения, материалист, «воинствующий» атеист, идеолог революционной буржуазии.
 ПодвергЗначение атеистическо-материалистического направления:
 Дали более реалистичное определение материи;
 Освободили философию иУтопическо-социалистическое направление 
 Зародилось в середине XVIII в., но особое распространениеОсновной интерес социалисты-утописты сосредоточили на проблеме разработки и построения идеального общества,Габриель Мабли – обосновывал преимущества первобытного коммунизма – «золотого века человечества»,



Слайды и текст этой презентации
Слайд 1
Описание слайда:
ФИЛОСОФИЯ ФРАНЦУЗСКОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ


Слайд 2
Описание слайда:
Французскую (+отчасти английскую) философию XVIII в. принято называть философией Просвещения. Ее представители разрушали устоявшиеся представления о Боге, окружающем мире и человеке, открыто пропагандировали идеи нарождающейся буржуазии и идеологически подготовили Великую французскую революцию (1789 – 1794 гг.).

Слайд 3
Описание слайда:
Для всех философов Просвещения характерна идея переустройства жизни на разумных началах. Они надеялись на распространение знания среди образованных людей, особенно среди правителей, которые и должны внедрить разумные принципы в повседневную жизнь своих стран.

Слайд 4
Описание слайда:
Человек, согласно просветителям , – это часть природы, всецело телесное материальное существо. Разум они или отождествляли с чувствами (Гельвеций), или рассматривали как некое общее чувство (Дидро). Жить в согласии с природой и разумом – значит жить, избегая страданий и по возможности наслаждаясь. Человек не является злым по природе. Таким его делает общество: несовершенство общественных отношений и неправильное воспитание.

Слайд 5
Описание слайда:
Вывод: надо изменить общество и систему воспитания! Правильно воспитанный, т.е. просвещенный, человек займет позицию разумного эгоизма, принцип которого – «живи сам и дай жить другим». Соответствующий этому принципу государственный строй должен обеспечить юридическое равенство всех граждан и даст возможность каждому получать выгоду (минимум страданий, максимум удовольствий), не ущемляя личные интересы всех других.

Слайд 6
Описание слайда:
Основные направления: В философии французского Просвещения можно выделить три основных направления: Деистическое; Атеистическо-материалистическое; Утопическо-социалистическое (коммунистическое).

Слайд 7
Описание слайда:
Деистическое направление французской философии Деизм (не путать с дуализмом) – направление в философии, сторонники которого: Видели в Боге первопричину всего сущего (но не более); Отвергали возможность вмешательства Бога в процессы природы и жизнь людей после их сотворения. К деистическому направлению принадлежали Вольтер, Монтескье, Руссо, Кондильяк.

Слайд 8
Описание слайда:
Франсуа Мари Аруэ (Вольтер) (1694-1778)

Слайд 9
Описание слайда:
Вольтер Выступал за «естественную религию» - принцип соблюдения морали, общей для всего человечества («Поступай так, как ты хочешь, чтобы поступали с тобой»). К Богу надо подходить с позиций разума, а не веры (доказывать его существование).

Слайд 10
Описание слайда:
Бог – первопричина всего сущего, «великий геометр», вносящий порядок в этот мир Душа это сознание, функция тела; Развитие общества зависит от образования, идеал правления – просвещенная абсолютная монархия

Слайд 11
Описание слайда:
Жан Жак Руссо (1712-1778)

Слайд 12
Описание слайда:
Возмущался тем, что Вольтер презирал простой народ – «чернь»; Как и Вольтер, способствовал приближению революции во Франции Видел в Боге волю и мировой разум, Считал, что человек состоит из смертного тела и бессмертной души.

Слайд 13
Описание слайда:
Жан Жак Руссо: Выступал против религии как таковой, против христианства, однако из-за боязни, то в случае исчезновения религии упадут нравы и исчезнут материальные ограничения, предлагал создать заменитель религии - «гражданскую религию», «культ великого существа Бога», «культ мировой воли» и т.д. Главной причиной противоречий в обществе считал частную собственность.

Слайд 14
Описание слайда:
Руссо обосновал право народа на восстание (угнетенное, лишенное прав и собственности большинство имеет право свергнуть паразитирующее меньшинство и властителя и создать общество по собственному усмотрению). Руссо обосновал право народа на восстание (угнетенное, лишенное прав и собственности большинство имеет право свергнуть паразитирующее меньшинство и властителя и создать общество по собственному усмотрению). В справедливом, идеальном обществе все должны обладать равными правами, а частная собственность равномерно должна быть распределена между всеми гражданами в размерах, необходимых для жизни, но не для обогащения.

Слайд 15
Описание слайда:
Руссо – один из авторов идеи «общественного договора»: По этой теории, люди, находясь в естественном (природном) состоянии, по свободному соглашению создают такой институт (государство), который силой закона надежно обеспечивает их естественные, данные им от рождения права и кладет начало их собственно гражданской жизни.

Слайд 16
Описание слайда:
(Жан Жак Руссо, продолжение): В будущем государстве должна быть применена принципиально новая система воспитания детей: они должны быть изолированы от окружающего мира в специальных учебных заведениях, где их будут воспитывать на идеях личной свободы, взаимоуважения, нетерпимости к религии и деспотизму, обучать овладению профессией и знанию наук.

Слайд 17
Описание слайда:
Атеистическо-материалистическое направление: Атеисты отвергали саму идею существования Бога в любых формах, объясняли происхождение мира и человека с материалистических и естественно-научных позиций, в вопросах познания отдавали предпочтение эмпиризму. Представителями атеистическо-материалистической философии были Мелье, Ламетри, Дидро, Гельвеций, Гольбах.

Слайд 18
Описание слайда:
Жан Мелье (1664 – 1729) Священник по профессии, в процессе жизни пришедший к полному отрицанию Бога и религии (атеизму), философ-материалист.

Слайд 19
Описание слайда:
Сын сельского ткача, окончил в Реймсе духовную семинарию, стал священником и, получив приход в деревне, оставался в нем до конца своих дней. Написанный в последние годы жизни революционный и атеистический труд Мелье не мог быть опубликован. Желая сохранить произведение, Мелье переписал его в трех экземплярах и оформил у нотариуса в виде завещания. Впоследствии «Завещание» стало ходить в списках, как и «Извлечение» из него, сделанное в 1742 году Вольтером.

Слайд 20
Описание слайда:
Мелье писал о христианстве как о нелепой религии, которая вместе с властью образуют два ярма для народа, главный источник всех пороков общества – неравенство, частная собственность и тирания. Только революция объединенного и просвещенного народа избавит его от социального зла.

Слайд 21
Описание слайда:
Причиной социальных антагонизмов Мелье видел частную собственность, которая возникла «по злой воле» некоторых лиц, желающих избавиться от физического труда; Причиной социальных антагонизмов Мелье видел частную собственность, которая возникла «по злой воле» некоторых лиц, желающих избавиться от физического труда; Выступал за свержение абсолютизма, ликвидацию существующего государства и частной собственности; В качестве общества будущего видел союз братских общин, члены которых равны, вместе живут, вместе занимаются производительным трудом, равномерно делят полученные доходы и радуются жизни. За социально-политические взгляды Мелье зачастую относят к социалистам-утопистам, первым коммунистам.

Слайд 22
Описание слайда:
Жюльен Оффрэ де Ламетри (1709-1751) Французский врач и философ-материалист, атеист. Подходил к рассмотрению человека с позиций механицизма.

Слайд 23
Описание слайда:
Главные работы: «Естественная история души» (1745), «Человек-машина» (1747) Согласно Ламетри, человек - «просвещенная машина», «искусный часовой механизм»; человеческое тело - «живое олицетворение беспрерывного движения».

Слайд 24
Описание слайда:
Ламетри: «Гордые и тщеславные существа, гораздо более отличающиеся от животных своей спесью, чем именем людей, в сущности являются животными и перпендикулярно ползающими машинами...»

Слайд 25
Описание слайда:
Считал, что смысл жизни человека – личное счастье; Считал частную собственность гарантией свободы человека; Идеалом государства видел «просвещенный абсолютизм» (просвещенную монархию).

Слайд 26
Описание слайда:
Дени Дидро (1713-1784) Один из самых выдающихся французских философов-материалистов.

Слайд 27
Описание слайда:
Дени Дидро: Дидро внес большой вклад в Просвещение, выдвинув идею создания «Энциклопедии наук, искусств и ремесел». «Энциклопедия» была свободна от религиозных предрассудков и содержала основы ведущих наук, искусства и закладывала основы буржуазного мировоззрения. (В ее создании принимали участие ведущие философы эпохи). На создание «Энциклопедии» ушло свыше 20 лет.

Слайд 28
Описание слайда:
Философские взгляды Дидро близки к взглядам других французских просветителей-материалистов: Признавал материю единственно существующей субстанцией; Считал сознание свойством материи; В основе общества и государства видел «общественный договор», исходя из которого, отрицал божественность власти короля и феодалов; Идеалом государства считал «просвещенную монархию», а экономики – разделенную (разумно, с учетом интересов большинства) частную собственность.

Слайд 29
Описание слайда:
Поль Анри Гольбах (1723-1789)

Слайд 30
Описание слайда:
Французский философ немецкого происхождения, материалист, «воинствующий» атеист, идеолог революционной буржуазии. Подверг систематической критике идеализм и религию. Был сторонником механицизма в объяснении всех процессов.

Слайд 31
Описание слайда:
Значение атеистическо-материалистического направления: Дали более реалистичное определение материи; Освободили философию и науку от многих предрассудков; Выдвинули идею о сознании как свойстве материи отражать саму себя; Обосновали идеи социальной справедливости и идеологически подготовили Великую французскую революцию.

Слайд 32
Описание слайда:
Утопическо-социалистическое направление Зародилось в середине XVIII в., но особое распространение получило во время Великой французской революции 1789 – 1794 гг. и после ее завершения. К числу французских социалистов-утопистов принадлежали Мабли, Бабеф, Сен-Симон, Фурье и др.

Слайд 33
Описание слайда:
Основной интерес социалисты-утописты сосредоточили на проблеме разработки и построения идеального общества, основанного на равенстве и социальной справедливости.

Слайд 34
Описание слайда:
Габриель Мабли – обосновывал преимущества первобытного коммунизма – «золотого века человечества», но мало верил в возможность современной реализации подобной модели общества. Франсуа Бабеф – говорил, что достигнуть идеального общества возможно только через вооружённое восстание, насильственную революцию. Казнен. Клод Сен-Симон - сторонник эволюционного, а не революционного пути развития общества; Франсуа Фурье – буржуазное общество лживо и порочно; идеальное общество – «общество гармонии» будет основано на всеобщей трудовой обязанности, правильном распределении, развитой экономике, уважении к Богу.


Скачать презентацию на тему Философия французского просвещения можно ниже:

Похожие презентации