Философия французского Просвещения. Лекция 6 презентация

Содержание


Презентации» Философия» Философия французского Просвещения. Лекция 6
Философия французского ПросвещенияХарактерные особенности философии эпохи Просвещения.
 Характерные особенности философии эпохи Просвещения.
 РодоначальникиПРОСВЕЩЕНИЕ
 Данное направление философской мысли возникает во Франции в 18 векеОсновные направления
 Деистическое (Вольтер, Монтескье, Руссо, Кондильяк и др.)
 Атеистическо-материалистическое (Ламетри,Деистическое направление
 	Деизм – религиозно-философское воззрение согласно которому Бог, сотворив мир,Франсуа Мари Аруэ (Вольтер) (1694-1778)Франсуа Вольтер
 О Боге и религии:
 никакая теория и практика неФрансуа Вольтер
 О познании:
 Критиковал рационализм Декарта, был сенсуалистом:
 «Я скорееШарль Луи Монтескье
 Современник и единомышленник ВольтераШарль Луи Монтескье
 Географический детерминизм - влияние климата и географии наЖан Жак Руссо  (1712-1778)Жан Жак Руссо
 О Боге и материи:
 В полемике с материалистамиЖан Жак Руссо
 Об обществе и государстве:
 Сторонник географического детерминизма
 Развитие,Этьен Кондильяк
 О познании:
 Основоположник современного сенсуализма. Делал попытку объяснить всеАтеистическо-материалистическое направление
 Научная картина мира, где нет места богу. 
 ВсяЖюльен Оффрэ де Ламетри (1709-1751)
 «Человек – машина», самозаводящаяся машина, подобнаяЖюльен Ламетри
 окружающий мир - совокупность различных проявлений единой субстанции –Дени Дидро (1713-1784)
 	Дидро внес большой вклад в Просвещение, выдвинув идеюДени Дидро
 признавал материю единственно существующей субстанцией, проявлением которой считал всеДени Дидро
 Ближе других материалистов подошел к идее самодвижения материи, ееДени Дидро
 Эволюционистский подход – постепенность процесса развития природы.
 Гносеология –Дени Дидро. Основные достижения
 Разрабатывал и распространял идеи Просвещения, оказав темПоль-Анри Гольбах (1723-1789)
 О человеке
 Является произведением природы, существует в природе,Утопическо-социалистическое направление
 Габриель Мабли – обосновывал преимущества первобытного коммунизма – «золотогоСоциалистическо-утопическое направление Габриель Мабли
 причиной всех несчастий и противоречий в обществеГабриель Мабли



Слайды и текст этой презентации
Слайд 1
Описание слайда:
Философия французского Просвещения


Слайд 2
Описание слайда:
Характерные особенности философии эпохи Просвещения. Характерные особенности философии эпохи Просвещения. Родоначальники просветительских учений. Французский материализм XVIII века. Этические и социально – философские учения французских материалистов.

Слайд 3
Описание слайда:
ПРОСВЕЩЕНИЕ Данное направление философской мысли возникает во Франции в 18 веке на волне углубляющихся в обществе процессов секуляризации, освобождения от власти церкви и религии, бурного развития естественных наук, культурного, научного и технического прогресса. Вдохновившись идеями новоевропейской философии 17 века, французские просветители пошли дальше своих предшественников и сделали знания общедоступными. Своеобразным символом Просвещения стала «Энциклопедия наук, искусств и ремесел», коллективный труд просветителей, растиражированный практически по всей Европе.

Слайд 4
Описание слайда:

Слайд 5
Описание слайда:
Основные направления Деистическое (Вольтер, Монтескье, Руссо, Кондильяк и др.) Атеистическо-материалистическое (Ламетри, Дидро, Гельвеций, Гольбах и др.) Социалистическо-утопическое(Мабли, Бабеф, Фурье, Сен-Симони др.)

Слайд 6
Описание слайда:
Деистическое направление Деизм – религиозно-философское воззрение согласно которому Бог, сотворив мир, не принимает в нем какого-либо участия и не вмешивается в закономерное течение его событий.

Слайд 7
Описание слайда:
Франсуа Мари Аруэ (Вольтер) (1694-1778)

Слайд 8
Описание слайда:
Франсуа Вольтер О Боге и религии: никакая теория и практика не сможет достоверно доказать ни наличие Бога, ни его отсутствие «Все люди рождаются с носом и пятью пальцами, но ни один из них не появляется на свет со знанием Бога» те же, «кто нуждается в поддержке религии для того, чтобы быть порядочными людьми, достойны всяческого сожаления» Существует необходимость в признании существования Бога и религии с морально-этической точки зрения «В интересах всего человечества, чтобы существовал Бог, который карал бы то, что не в состоянии подавить человеческое правосудие»

Слайд 9
Описание слайда:
Франсуа Вольтер О познании: Критиковал рационализм Декарта, был сенсуалистом: «Я скорее убежден в существовании тел, чем в большинстве геометрических истин» Об обществе и государстве: От рождения все люди равны и свободны. Под свободой Вольтер подразумевает личную свободу (слова, совести, труда). Те, кто не обладает собственностью, «Будут свободны продавать свой труд тому, кто лучше заплатит. Эта свобода заменит им собственность». Идеал государственного управления «просвещенный абсолютизм» и конституционная монархия («где государь всемогущ, если хочет творить добро, но руки которого связаны, если он замышляет зло»)

Слайд 10
Описание слайда:
Шарль Луи Монтескье Современник и единомышленник Вольтера

Слайд 11
Описание слайда:
Шарль Луи Монтескье Географический детерминизм - влияние климата и географии на историю и устройство общества (южные страны с жарким климатом обычно тяготеют к деспотизму, северные с холодным климатом – к демократии, среднеевропейские с умеренным климатом периодически переходят от деспотизма к демократии и наоборот); до появления государства существовало «естественное состояние», но когда подобное существование стало невозможным, люди создали государство на основе «общественного договора», который предусматривал взаимное признание прав и обязанностей друг друга и возникновение публичной власти; выдвинул идею «разделения властей» – разделение государственной власти в целях ее более эффективного функционирования и предотвращения деспотизма на три ветви – законодательную, исполнительную и судебную; выступал за верховенство закона.

Слайд 12
Описание слайда:
Жан Жак Руссо (1712-1778)

Слайд 13
Описание слайда:
Жан Жак Руссо О Боге и материи: В полемике с материалистами утверждает существование Бога, как мировой воли, мирового разума, источника добра, что материя несотворима и объективно существует всегда О религии: Крититковал современную форму христианства, осуждал атеистов. Стремился найти новую форму «гражданской религии» (в целях усиления авторитета буржуазных морально-правовых форм) О познании: Абсолютизировал сенсуализм - чувства непогрешимы, а разум ведет к заблуждениям

Слайд 14
Описание слайда:
Жан Жак Руссо Об обществе и государстве: Сторонник географического детерминизма Развитие, прогресс культуры ведут к утрате людьми свободы и регрессу в этике и политике. Противник социального неравенства, источником которого является частная собственность. Идеализирует «естественное состояние» общества(счастливое детство человечества) Бороться с классовым антагонизмом предлагает революционными методами Избавившись от деспотизма люди должны заключить «общественный договор» на основе разумного эгоизма (прямая демократия)

Слайд 15
Описание слайда:
Этьен Кондильяк О познании: Основоположник современного сенсуализма. Делал попытку объяснить все психические процессы(от воспоминаний и до мышления и проявлением воли) преобразованиями чувственных восприятий, которые являются единственным источником познания Отделял практические знания от теоретических. Теоретические знания невозможны без ЯЗЫКА. Знания и есть анализ, классификация идей при помощи слов Кондильяк не сделал материалистических выводов из своего сенсуализма и колебался между материализмом и идеализмом, хотя его идеи оказали большое влияние на формирование французского материализма

Слайд 16
Описание слайда:
Атеистическо-материалистическое направление Научная картина мира, где нет места богу. Вся наблюдаемая действительность, все бесчисленные тела есть материя. Все явления – конкретные формы существования материи. Материя в основе своей имеет бесконечное множество элементов-атомов. Материя вечна, бесконечна и несотворима. Находится в постоянном движении и изменении.

Слайд 17
Описание слайда:
Жюльен Оффрэ де Ламетри (1709-1751) «Человек – машина», самозаводящаяся машина, подобная часовому механизму. Говорил о естественном постепенном совершенствовании материи и животного царства (эволюции). Ламетри не приемлет схоластическое изучение и преподавание медицины. Как профессиональный врач критикует случаи проявления шарлатанства со стороны врачей и призывает к серьезному отношению к врачебному делу

Слайд 18
Описание слайда:
Жюльен Ламетри окружающий мир - совокупность различных проявлений единой субстанции – материи, которая несотворима, вечна, бесконечна; материя самодостаточна и нет вечной необходимости в Боге; душа, сознание, чувства - свойства материи; Мир познаваем, главная роль в познании отводится органам чувств- сенсуализм; был утилитаристом – считал, что смысл жизни человека - личное счастье; считал частную собственность гарантией свободы человека; идеалом государства видел «просвещенный абсолютизм».

Слайд 19
Описание слайда:
Дени Дидро (1713-1784) Дидро внес большой вклад в Просвещение, выдвинув идею создания «Энциклопедии наук, искусств и ремесел». «Энциклопедия» была свободна от религиозных предрассудков и содержала основы ведущих наук, искусства и закладывала основы буржуазного мировоззрения. (В ее создании принимали участие ведущие философы эпохи). На создание «Энциклопедии» ушло свыше 20 лет.

Слайд 20
Описание слайда:
Дени Дидро признавал материю единственно существующей субстанцией, проявлением которой считал все единичные вещи отвергал духовное начало мироздания, считал сознание свойством материи; в основе общества и государства видел «общественный договор», исходя из которого, отрицал божественность власти короля и феодалов; идеалом государства считал «просвещенную монархию», а экономики – разделенную разумно, с учетом интересов большинства частную собственность.

Слайд 21
Описание слайда:
Дени Дидро Ближе других материалистов подошел к идее самодвижения материи, ее внутренней активности (в силу разнородности взаимодействующих ее элементов), и видел в этом главный аргумент против существования Бога. Движение у Дидро не сводилось лишь к перемещению тел в пространстве. Механическое движение не единственная его формой. «Движение есть как в перемещающемся теле, так и в покоящемся»

Слайд 22
Описание слайда:
Дени Дидро Эволюционистский подход – постепенность процесса развития природы. Гносеология – скептицизм – В силу бесконечности Вселенной человеку недоступно ее исчерпывающее познание, кроме этого возможности человеческих органов чувств и разума ограничены. Единство чувств и разума в познании. «чувства являются источником всех наших знаний», без деятельности разума познание отражает лишь факты и является поверхностным. Чувства должны согласовываться с разумом и находиться в тесной связи с опытом, экспериментом. О человеке. Он изначально добр по природе.

Слайд 23
Описание слайда:
Дени Дидро. Основные достижения Разрабатывал и распространял идеи Просвещения, оказав тем самым огромное влияние на общественную мысль своего времени В рамках своего материализма высказывал ряд диалектических идей о внутренней активности материи и неразрывной связи чувств и разума в процессе познания Обосновал роль разума в утверждении нравственных и справедливых основ жизни человека и общества

Слайд 24
Описание слайда:
Поль-Анри Гольбах (1723-1789) О человеке Является произведением природы, существует в природе, подчинен ее законам. Ошибка человека в том, что не познав природы, он стал придумывать себе богов, уходя в противоположную от истины сторону.

Слайд 25
Описание слайда:

Слайд 26
Описание слайда:
Утопическо-социалистическое направление Габриель Мабли – обосновывал преимущества первобытного коммунизма – «золотого века человечества», но мало верил в возможность современной реализации подобной модели общества. Франсуа Бабеф – говорил, что достигнуть идеального общества возможно только через вооружённое восстание, насильственную революцию. Клод Сен-Симон - сторонник эволюционного, а не революционного пути развития общества; Франсуа Фурье – буржуазное общество лживо и порочно; идеальное общество – «общество гармонии» будет основано на всеобщей трудовой обязанности, правильном распределении, развитой экономике, уважении к Богу.

Слайд 27
Описание слайда:
Социалистическо-утопическое направление Габриель Мабли причиной всех несчастий и противоречий в обществе явилось возникновение частной собственности и разделение людей на классы; идеалом общества видел первобытнообщинный коммунизм, призывал возвратиться к обществу без частной собственности – в золотой век человечества; одновременно считал, что его идеалы неосуществимы на практике, частная собственность вечна и неуничтожима, классовое разделение будет всегда, а народ не сможет подняться на восстание в силу своей забитости, а даже если и свергнет существующий строй, то в силу человеческой природы, страстей, стремлению к наживе и т. д. не сумеет удержаться в рамках коммунизма.

Слайд 28
Описание слайда:
Габриель Мабли

Слайд 29
Описание слайда:

Слайд 30
Описание слайда:

Слайд 31
Описание слайда:

Слайд 32
Описание слайда:

Слайд 33
Описание слайда:

Слайд 34
Описание слайда:


Скачать презентацию на тему Философия французского Просвещения. Лекция 6 можно ниже:

Похожие презентации