Презентация, доклад Философия нового времени (XVII в.). Рационалисты


Вы можете изучить и скачать доклад-презентацию на тему Философия нового времени (XVII в.). Рационалисты. Презентация на заданную тему содержит 35 слайдов. Для просмотра воспользуйтесь проигрывателем, если материал оказался полезным для Вас - поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок и добавьте наш сайт презентаций в закладки!
Презентации» Философия» Философия нового времени (XVII в.). Рационалисты
500500500500500500500500500500500500500500500500500500500500500500500500500500500500500500500500500500500



Слайды и текст этой презентации
Слайд 1
Описание слайда:
ФИЛОСОФИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ (XVII в.) РАЦИОНАЛИСТЫ

Слайд 2
Описание слайда:
Новое время (XVII в.): Период становления капитализма и в Нидерландах и Англии; Эпоха научной революции. С развитием научного естествознания возникла потребность в осмыслении методов познания и выработке методологии научного исследования. Для философии также характерна ориентация на науку, прежде всего на экспериментально-математическое естествознание.

Слайд 3
Описание слайда:
Два главных направления философии Нового времени: Рационалисты – считали, что основой бытия и познания является разум; Представители: Р. Декарт, Б. Спиноза, Г. Лейбниц. Эмпиристы – видели в основе познания не разум, а знание и опыт. Представители: Ф. Бэкон, Д. Локк, Д. Юм.

Слайд 4
Описание слайда:
РАЦИОНАЛИСТЫ: Рене Декарт (1596-1650) Основоположник рационализма. На лат. Декарт – Картезий, прозвали «Великий Картезий» Естествоиспытатель, философ, медик, математик.

Слайд 5
Описание слайда:
Рене Декарт: Создатель современной алгебры и аналитической геометрии, автор закона преломления света; Распространил принципы механического движения на нервную систему животных. Он выдвинул идею рефлекса как отражения «животных духов», переходящих с одного нерва на другой и, т.о., разработал в простейшем виде рефлекторную дугу. Основные сочинения: "Рассуждения о методе", "Метафизические размышления", "Начала философии".

Слайд 6
Описание слайда:
Декарт искал признаки достоверности знания. Чтобы найти положение, истинность которого не вызывает сомнения, отвергал всё, в чем можно было усомниться (сомнительно всё – существование Бога, внешнего мира, собственного тела…).

Слайд 7
Описание слайда:
Он пришел к выводу, что реально существует только само сомнение. Сомнение – это свойство мысли. А мысль – это работа разума. Несомненно лишь то, что я мыслю. Cogito ergo sum - «Я мыслю, следовательно, я существую». Он считал, что в поиске истины следует руководствоваться только разумом. Нельзя доверять ни авторитету, ни обычаям, ни книгам, ни чувствам.

Слайд 8
Описание слайда:
Учение Декарта о субстанции, ее атрибутах и модусах: Субстанция (первооснова бытия) – это то, что существует, не нуждаясь для своего существования ни в чем, кроме самой себя. Ею может быть только Бог. Бог создал мир, также состоящий из субстанции.

Слайд 9
Описание слайда:
Роль Бога у Декарта сводится только к приданию Вселенной первоначального толчка (хаотического движения), а устроение мира и образование Солнечной системы есть результат действия законов механики. Поэтому Р. Декарт— деист. Декарт был также дуалистом, так как признавал равными два начала: дух и материю.

Слайд 10
Описание слайда:
Мир состоит из двух видов субстанций: Материальные субстанции (вещи) Главное свойство – свойство протяжённости; Вторичные, производные качества (модусы) – форма, движение, положение в пространстве и т.д.

Слайд 11
Описание слайда:
Человек – единственное существо, в котором соединяются и существуют оба типа субстанции (материальная и духовная). В качестве основного научного метода Декарт предлагал дедукцию (от общего к частному). Считал возможным логическим путем вывести все знания о мире. В качестве конечной цели познания Декарт видел господство человека над природой.

Слайд 12
Описание слайда:
Теория врожденных идей: Декарт выдвинул теорию о «врожденных идеях» - особом роде знаний, которые не нуждаются ни в каких доказательствах. Данные истины (аксиомы) изначально очевидны и достоверны. Они всегда существуют в разуме Бога и человека и передаются из поколения в поколение. Эти идеи могут быть двух видов: понятия и суждения.

Слайд 13
Описание слайда:
Примерами врожденных понятий могут служить: Бог (существует); «число», «воля», «тело», «душа», «структура» и т.д. Примеры врожденных суждений – «целое больше своей части», «из ничего не бывает ничего», «нельзя одновременно быть и не быть». Последователи Декарта – «картезианцы». Вся последующая европейская философия прямо или косвенно связана с идеями Декарта

Слайд 14
Описание слайда:
Бенедикт (Барух) Спиноза (1632-1677) Священнослужитель отлученный от иудаизма за свои идеи. Рационалист, последователь Декарта; Был пантеистом (pan-всё, teos-Бог), т.е. обожествлял природу.

Слайд 15
Описание слайда:
Бенедикт Спиноза (продолжение) Спиноза - автор наиболее разработанной философской системы Нидерландов Нового времени. Его девиз «Не смеяться, не плакать, не проклинать, а понимать». Основные труды: «Основы философии Декарта», «Политический трактат», «Этика».

Слайд 16
Описание слайда:
Бенедикт Спиноза, идеи: Спиноза был пантеистом, то есть он верил, что Бог заключен во всех вещах: Бог есть, он растворен в каждой частице природы. Бог – творческое начало природы (творящая природа). Природа и Бог существуют извечно, они неразделимы и неразличимы.

Слайд 17
Описание слайда:
Учение Спинозы о единой субстанции: Существует только одна субстанция, одна единая и бесконечная; Спиноза называет ее Богом и одновременно природой. (Это обожествленная природа); Т.е. субстанция = Бог = Природа.

Слайд 18
Описание слайда:
Бенедикт Спиноза (продолжение) Не существует принципиального различия между высшей субстанцией (Богом) и сотворенными им другими субстанциями. Т.о., в отличие от Декарта (бывшего дуалистом), Спиноза становится на точку зрения монизма (mono - один), признающего одно, единое первоначало мира.

Слайд 19
Описание слайда:
Модусы («способы существования» субстанции), по Спинозе - это все единичные вещи. Субстанция существует только через единичные вещи. Главные атрибуты (неотъемлемые свойства) единой субстанции – протяженность и мышление (вместе!). Каждая единичная вещь – это тело (воплощение атрибута протяжённости), и соответствующая этому телу идея (воплощение атрибута мышления). Пример: Идея протяженности – это мысль, а сама протяженность - воплощение мысли.

Слайд 20
Описание слайда:
Человек – самый сложный из модусов субстанции (ему соответствует идея, мыслящая саму себя и своё тело). От животных он отличается тем, что его тело дает мыслительным свойствам субстанции развиться. Душа его после смерти растворяется в божественной природе.

Слайд 21
Описание слайда:
Подчиненность страстям, действия под влиянием аффектов (страстей), по Спинозе, есть порабощенность человека миром. Цель человека – их усмирение, путем познания того, что причины страстей – вещи, события в мире не имеют самостоятельного существования, а представляют собой лишь единичные проявления жизни целого (единой субстанции). Все мировые процессы, по Спинозе, имеют волновую природу (это возмущения субстанции).

Слайд 22
Описание слайда:
Проблема свободы у Спинозы

Слайд 23
Описание слайда:
Бог (природа творящая) наделен полной свободой, но Он действует в рамках жесткой необходимости; в силу своей сущности он не может не породить следствие - природу сотворенную. Модусы (проявления субстанции – единичные вещи) вообще не имеют свободы и находятся в полном подчинении необходимости; Т.о., все существующее в природе сотворенной (в мире конечных вещей - модусов) является причинно-обусловленным, закономерным и необходимым. Нет ничего случайного.

Слайд 24
Описание слайда:
Человек отличается от всех иных модусов наличием мышления, и, следовательно, стремится к свободе, но, в то же время, будучи модусом, несвободен и находится в «тисках» необходимости.

Слайд 25
Описание слайда:
Т.о., настоящей свободы в нашем мире нет, т.к. есть жесткая закономерность, зависимость одних вещей, явлений от других. Тем не менее свобода возможна, когда мы познаём эту всемирную зависимость. Путь к свободе – это нахождение условий, при которых внешняя необходимость превращается во внутреннюю. «Свобода – это познанная необходимость».

Слайд 26
Описание слайда:
Чтобы достичь большей степени свободы, человеку необходимо: 1) Познать и признать необходимость в виде субстанции (Природы = Бог) как внешней причины всего сущего; 2) Освободиться от аффектов (печали, радости, влечений и т.д.) – так как они тоже мешают свободе, подчиняют человека и заставляют действовать по необходимости.

Слайд 27
Описание слайда:
Теория познания у Спинозы.

Слайд 28
Описание слайда:
Спиноза выделяет три рода познания: Чувственное познание (мнение, или воображение). Этот вид знания дает смутные идеи и зачастую приводит к заблуждению. Понимание - даёт отчетливое представление модусов. К пониманию относится деятельность рассудка (ratio) и разума (intellectus). Третий и высший род познания — это интеллектуальная интуиция, или непосредственное усмотрение истины. Благодаря интуиции можно постигнуть, что все вещи (модусы) - проявления единой субстанции.

Слайд 29
Описание слайда:
Готфрид Вильгельм Лейбниц (1646-1716) Немецкий математик, юрист и философ, изобретатель. Рационалист, предшественник немецкой классической философии. Изобрел счетную машинку, способную производить операции над большими числами.

Слайд 30
Описание слайда:
Готфрид Лейбниц, идеи: Центральное понятие его философии – монады, которые он считал первоосновой бытия. Монады – (греч. «единица») – самостоятельные духовные субстанции, неделимые, нематериальные сущности, своеобразные «души». Монады абсолютно замкнуты, независимы друг от друга. Подобно живым существам, монады способны к активности. Весь мир это совокупность различных монад. Мир монад строго иерархичен, от высших (Бог) – к низшим.

Слайд 31
Описание слайда:
Готфрид Лейбниц (продолжение) Богу, как высшей монаде, принадлежит абсолютная полнота знаний, разумности, активности. Бог приводит все монады в состояние соответствия друг другу. Отсюда возникает «предустановленная гармония» нашего мира.

Слайд 32
Описание слайда:
Каждая из монад носит в себе зачатки мышления. На определенном этапе развития монады могут связываться с материальным миром. Лейбниц выделяет четыре основных типа монад: Простые, находящиеся в материи; Обладающие ощущениями и представлениями (у животных); Наделенные самосознанием (у человека) Высшая монада - Бог.

Слайд 33
Описание слайда:
Мы носим в себе множество монад. Если в нас больше развитых монад – мы умнее, больше неразвитых – мы глупее и т.д. Человек имеет возможность развивать, совершенствовать свои монады, повышая уровень своего познания, образования.

Слайд 34
Описание слайда:
Лейбниц сделал попытку примирить рационалистов и эмпиристов. Согласно ему, существуют две категории истин: Первая – «истины разума», выводятся из самого разума, из знаний. Вторая – «истины факта» - знание, полученное из опыта. Первое (истины разума) – знание достоверное, второе (истины факта) – знание вероятностное. Но его также нельзя игнорировать.

Слайд 35
Описание слайда:
Доклады: Декарт Спиноза Лейбниц, их жизнь и идеи.


Скачать презентацию на тему Философия нового времени (XVII в.). Рационалисты можно ниже:

Похожие презентации