Философия Нового времени. Философия эпохи Просвещения презентация

Содержание


Презентации» Философия» Философия Нового времени. Философия эпохи Просвещения
Курс лекций по дисциплине:
 «Философия»
 Лекция т.1.4 Философия Нового времени. ФилософияСодержание
 Особенности философии Нового времени.
 Борьба эмпиризма и рационализма.
 Монизм Б.Общая характеристика
 Гносеологический оптимизм – вера в безграничность человеческого познания
 МетодологизмСубъект-объектная парадигма
 S → O
 Отношения человека с природой строятся ужеФрэнсис Бэкон (1561 – 1626)
 Происходил из знатной семьи, получил хорошее«Великое восстановление наук»
 Избавиться от «идолов»
 Идолы рода (телеологизм, антропоморфизм иИдолы рода: Мышление человека имеет свои недостатки, т.к. "уподобляется неровному зеркалу,Идолы площади (рынка) - это ошибки, порождаемые речевым общением и трудностью«Знание – сила»
 Индуктивный метод позволяет получать новую информацию, что необходимоТри типа ученых
 Паук (схоласти-ческое теорети-зирование)
 Пчела 
 осмыслениеРене Декарт (Картезий) (1596 – 1650)
 Родился во Франции в дворянскойКартезианская концепция науки 
 «Вся философия подобна дереву, корни которого –Рационалистический метод
 	«Правила для руководства ума»:
 Исходить только из очевидного
 РазбиватьМетодологическое сомнение
 Надо сомневаться во всем, что допускает хотя бы теньДуалистическая метафизика
 					 Бог
    Мысль						  Пр-воДуалистическая метафизика
 					 Бог
    Мысль						  Пр-во
 				Дуалистическая метафизика
 					 Бог
    Мысль						  Пр-во
 				Психофизическая проблема
 Дух мыслит, но не имеет протяженности, (следовательно, он неБенедикт (Барух) Спиноза (1632 – 1677)
 Родился в Амстердаме в семьеМастерская Спинозы
 Поселившись в деревне, освоил шлифовку линз, чем и зарабатывалПантеизм и гилозоизм
 Субстанция – это то, что имеет причину вАбсолютный монизмИндивидуация
 Субстанция – «природа творящая»
 Модусы – «природа сотворенная»
 Модусы –Фатализм и свобода
 Все в Боге, Бог во всем, все воТри ступени познания
 Чувственное – фрагментарно и ошибочно, но содержит вДжон Локк (1632 – 1704)
 Родился в семье адвоката, изучал медицину
Эмпиризм
 Врожденных идей не существует, все знания проистекают из опыта (tabulaПервичные и вторичные качества
 Первичные качества 
 (объем, форма, движение)
 НаходятсяГотфрид Вильгельм Лейбниц  (1646 – 1716)
 Родился в Лейпциге вРационализм Лейбница
 «Ничего нет в интеллекте, чего раннее не было быДва вида истин
 Истины разума 
 Врожденные, отражают внутренее устройство самогоМонадология
 Монады – единицы бытия, но не пассивно-материальные, а активно-духовные
 ФизическиДжордж Беркли (1685 – 1753)
 Родился в Ирландии в дворянской английскойСолипсизм
 «Solo ipso» – «только я»
 Esse est percipi (быть –Бог как основа
 Постоянство существования мира гарантируется лишь наличием Бога
 «ЕстьПорядок бытия
 Бог
 Дух
 Восприятия
 ВещиПорядок бытия
 Бог
 
 Дух
 
 Восприятия
 
 ВещиПорядок бытия
 Бог
 
 Дух
 
 Восприятия
 
 ВещиПорядок бытия
 Бог
 Дух
 Восприятия
 ВещиПорядок бытия
 Бог
 
 Дух
 
 Восприятия
 
 ВещиКритика материализма
 Понятие материи – наиболее абстрактное, неясное и противоречивое изДавид Юм (1711 – 1776)
 Родился в Эдинбурге, в дворянской семье
Существует ли объективный мир?
 	Локк: 
 «Конечно да, ведь он данСкептицизм Юма
 Невозможно узнать, существует материальный мир или нет
 В опытеАссоциации идей – всего лишь привычки нашего ума
 Ассоциации идей: 
Просвещение 18 века (в Англии, Франции, Германии, Америке). 
 	Просвещение, идейноеПРОСВЕЩЕНИЕ
 Рационализм: поскольку разум природное явление, значит законы разума тождественны законамПРОСВЕЩЕНИЕ
 Натурализм: жизнь, общество разум – все это части природы. СправедливаяПросвещение XVIII в.- первая половина XIX в.:
 Просвещение XVIII в.- перваяИдейное наследие Просвещения.
 	Исторической границей европейского Просвещения становятся  1780-1790-е гг.Основные выводы
 Философия Нового времени внутренне неоднородна. Связь ее основных положенийФилософия Нового времени очень логоцентрична, т.е. идеалом познания признается четкое, строгоНаукоцентризм приводит к желанию подчинить общественную жизнь законам - правовым, моральным,



Слайды и текст этой презентации
Слайд 1
Описание слайда:
Курс лекций по дисциплине: «Философия» Лекция т.1.4 Философия Нового времени. Философия эпохи Просвещения. Федорищенко Алексей Иванович, доцент тел. 20-22, 8(495) 503-77-11


Слайд 2
Описание слайда:
Содержание Особенности философии Нового времени. Борьба эмпиризма и рационализма. Монизм Б. Спинозы и плюрализм Г. Лейбница Основные проблемы философии Просвещения.

Слайд 3
Описание слайда:
Общая характеристика Гносеологический оптимизм – вера в безграничность человеческого познания Методологизм – поиск надежных путей и инструментов познания Натурализм – стремление объяснять все естественными причинами Механицизм – сведение всех природных процессов к простым механическим взаимодействиям Религиозное свободомыслие (в основном деизм)

Слайд 4
Описание слайда:
Субъект-объектная парадигма S → O Отношения человека с природой строятся уже не по принципу «часть-целое», а по принципу «субъект-объект» Субъект – активная, инициирующая сторона деятельности, а природа – лишь объект, которым можно манипулировать, предварительно познав его устройство

Слайд 5
Описание слайда:
Фрэнсис Бэкон (1561 – 1626) Происходил из знатной семьи, получил хорошее образование Сочетал научную деятельность с общественно-политической Был лорд-канцлером Англии Обвинен во взяточничестве, приговрен к штрафу и лишен полномочий

Слайд 6
Описание слайда:
«Великое восстановление наук» Избавиться от «идолов» Идолы рода (телеологизм, антропоморфизм и пр. ) Идолы пещеры (субъективность) Идолы площади (несовершенство языка) Идолы театра (слепая вера в авторитеты)

Слайд 7
Описание слайда:
Идолы рода: Мышление человека имеет свои недостатки, т.к. "уподобляется неровному зеркалу, которое, примешивая к природе вещей свою природу, отражает вещи в искривленном и обезображенном виде". Идолы рода: Мышление человека имеет свои недостатки, т.к. "уподобляется неровному зеркалу, которое, примешивая к природе вещей свою природу, отражает вещи в искривленном и обезображенном виде". Идолы пещеры - это ошибки, которые свойственны отдельному человеку или некоторым группам людей в силу субъективных симпатий, предпочтений. "Человеческий разум не сухой свет, его окропляют воля и страсти, а это порождает в науке желательное каждому. Человек скорее верит в истинность того, что предпочитает

Слайд 8
Описание слайда:
Идолы площади (рынка) - это ошибки, порождаемые речевым общением и трудностью избежать влияния слов на умы людей. Эти идолы возникают потому, что слова - это только имена, знаки для общения между собой, они ничего не говорят о том, что такое вещи. Поэтому и возникают бесчисленные споры о словах, когда люди принимают слова за вещи. Идолы площади (рынка) - это ошибки, порождаемые речевым общением и трудностью избежать влияния слов на умы людей. Эти идолы возникают потому, что слова - это только имена, знаки для общения между собой, они ничего не говорят о том, что такое вещи. Поэтому и возникают бесчисленные споры о словах, когда люди принимают слова за вещи. Идолы театра (или теорий) - это ошибки, связанные со слепой верой в авторитеты, некритическим усвоением ложных мнений и воззрений. Это своего рода "философский театр".

Слайд 9
Описание слайда:

Слайд 10
Описание слайда:
«Знание – сила» Индуктивный метод позволяет получать новую информацию, что необходимо для развития эмпирического естествознания Знания, полученные из опыта, можно применять на практике Наука должна приносить пользу обществу, помогая людям овладевать природой

Слайд 11
Описание слайда:
Три типа ученых Паук (схоласти-ческое теорети-зирование) Пчела осмысление

Слайд 12
Описание слайда:
Рене Декарт (Картезий) (1596 – 1650) Родился во Франции в дворянской семье Получил образование в иезуитском колледже Ла-Флеш Много путешествовал, служил в армии, был на войне В 1629 переселился в Нидерланды

Слайд 13
Описание слайда:
Картезианская концепция науки «Вся философия подобна дереву, корни которого – метафизика, ствол – физика, а ветви, исходящие из этого ствола – все прочие науки» «Подобно тому, как плоды собирают не с корней и не со ствола дерева, а только с концов ветвей, так и особая полезность философии зависит от тех ее частей, которые могут быть изучены только под конец»

Слайд 14
Описание слайда:
Рационалистический метод «Правила для руководства ума»: Исходить только из очевидного Разбивать сложную проблему на простые вопросы Переходить от простого к сложному, от известного к неизвестному Не оставлять пробелов в доказательствах

Слайд 15
Описание слайда:
Методологическое сомнение Надо сомневаться во всем, что допускает хотя бы тень сомнения Несомненно только одно – существование моего мыслящего «Я» (cogito ergo sum) Но если существует моё «Я», то существует и Бог – актуально бесконечный абсолют А тогда должен существовать и объективный мир – «протяженная субстанция»

Слайд 16
Описание слайда:
Дуалистическая метафизика Бог Мысль Пр-во

Слайд 17
Описание слайда:
Дуалистическая метафизика Бог Мысль Пр-во Я Мир (субстанция (субстанция мыслящая) протяженная)

Слайд 18
Описание слайда:
Дуалистическая метафизика Бог Мысль Пр-во Я Мир (субстанция (субстанция мыслящая) протяженная) ? ?

Слайд 19
Описание слайда:
Психофизическая проблема Дух мыслит, но не имеет протяженности, (следовательно, он не может воздействовать на тело) Тело протяженно, но не мыслит, (значит, оно не может влиять на дух) Каким же образом они взаимосвязаны?

Слайд 20
Описание слайда:
Бенедикт (Барух) Спиноза (1632 – 1677) Родился в Амстердаме в семье торговца Был вынужден оставить учебу, но после смерти отца вернулся к ней Завел связи среди республиканцев и меннонитов Изгнан из иудейской общины за вольнодумство

Слайд 21
Описание слайда:
Мастерская Спинозы Поселившись в деревне, освоил шлифовку линз, чем и зарабатывал себе на жизнь Большинство произведений Спинозы были опубликованы посмертно

Слайд 22
Описание слайда:
Пантеизм и гилозоизм Субстанция – это то, что имеет причину в самом себе (causa sui) Существует только одна подлинная субстанция – сама Природа С материально-пространственной точки зрения она выступает как мир вещей, с духовно-мыслительной – как Бог «Бог – имманентная, а не внешняя причина всех вещей»

Слайд 23
Описание слайда:
Абсолютный монизм

Слайд 24
Описание слайда:
Индивидуация Субстанция – «природа творящая» Модусы – «природа сотворенная» Модусы – не части, а лишь конечные проявления бесконечной субстанции Существует ли наше «Я»? Для него самого – да, для Природы – нет В познании мы выходим за пределы своей индивидуальности, созерцаем мир «с точки зрения вечности»

Слайд 25
Описание слайда:
Фатализм и свобода Все в Боге, Бог во всем, все во всем, все жестко взаимосвязано Не только внешние события, но и наши внутрение чувства (мысли, ощущения, аффекты) вызваны определенными причинами Человек – раб своих аффектов, но он в состоянии выйти из этого рабства, если составит ясную идею о своих аффектах, осознает их «Свобода – это осознанная необходимость»

Слайд 26
Описание слайда:
Три ступени познания Чувственное – фрагментарно и ошибочно, но содержит в себе «осколки» истины Интеллектуальное – дедуктивно обосновано и взаимосвязано, но еще не является полным и целостным Интуитивное – постижение всей истины в ее целостности

Слайд 27
Описание слайда:
Джон Локк (1632 – 1704) Родился в семье адвоката, изучал медицину Был домашним врачом графа Шефтсбери, возглавлявшего тогда оппозицию Карлу II Принимал активное участие в политической жизни Англии времен Революции

Слайд 28
Описание слайда:
Эмпиризм Врожденных идей не существует, все знания проистекают из опыта (tabula rasa) «Ничего нет в интеллекте, чего раннее не было бы в ощущениях» Опыт бывает не только внешний (ощущения), но и внутренний (рефлексия) Локк не согласен с Декартом в том, что внутренний опыт надежнее, очевиднее внешнего

Слайд 29
Описание слайда:
Первичные и вторичные качества Первичные качества (объем, форма, движение) Находятся в самих вещах Объективны, но отнюдь не только умопостигаемы O п.к.

Слайд 30
Описание слайда:
Готфрид Вильгельм Лейбниц (1646 – 1716) Родился в Лейпциге в семье профессора Изучал философию, право, математику, логику и другие науки Независимо от Ньютона открыл интегральное и дифференциальное исчисление

Слайд 31
Описание слайда:
Рационализм Лейбница «Ничего нет в интеллекте, чего раннее не было бы в ощущениях, ... кроме самого интелекта (!)» Разум – не «чистая доска», а скорее «глыба мрамора» с прожилками и неровностями «Истины разума» являются врожденными, но они абстрактные и формальные «Истины факта» приобретаются из опыта, они конкретные и содержательные, но они неясные и смутные

Слайд 32
Описание слайда:
Два вида истин Истины разума Врожденные, отражают внутренее устройство самого разума Универсальны, но абстрактны и бессодержательны Это лишь возможность знания, но еще не само знание

Слайд 33
Описание слайда:
Монадология Монады – единицы бытия, но не пассивно-материальные, а активно-духовные Физически взаимодествовать они не могут, «они не имеют окон, через которые что-либо могло бы в них входить или выходить» Между ними существует предустановленная Богом гармония, благодаря которой каждая монада отражает весь миропорядок Монада – «живое зеркало вселенной»

Слайд 34
Описание слайда:
Джордж Беркли (1685 – 1753) Родился в Ирландии в дворянской английской семье Преподавал теологию Много путешествовал, побывал во Франции, Италии, Сев. Америке В последние годы был епископом англиканской церкви

Слайд 35
Описание слайда:
Солипсизм «Solo ipso» – «только я» Esse est percipi (быть – значит быть воспринимаемым) Абстрактные идеи – всего лишь обман слов Материи не существует; первичные качества так же субъективны, как и вторичные Любой предмет – всего лишь комплекс ощущений

Слайд 36
Описание слайда:
Бог как основа Постоянство существования мира гарантируется лишь наличием Бога «Есть дух, который во всякий момент вызывает во мне все те чувственные впечатления, которые я воспринимаю. А из разнообразия, порядка и особенностей их я заключаю, что творец их безмерно мудр, могуч и благ»

Слайд 37
Описание слайда:
Порядок бытия Бог Дух Восприятия Вещи

Слайд 38
Описание слайда:
Порядок бытия Бог Дух Восприятия Вещи

Слайд 39
Описание слайда:
Порядок бытия Бог Дух Восприятия Вещи

Слайд 40
Описание слайда:
Порядок бытия Бог Дух Восприятия Вещи

Слайд 41
Описание слайда:
Порядок бытия Бог Дух Восприятия Вещи

Слайд 42
Описание слайда:
Критика материализма Понятие материи – наиболее абстрактное, неясное и противоречивое из всех, его надо навсегда изгнать из употребления «Отрицание материи не принесет никакого ущерба остальному роду человеческому, который никогда не заметит ее отсутствия. Атеисту действительно нужен этот призрак, чтобы обосновать свое безбожие, а философы найдут, может быть, что лишились сильного повода для пустословия»

Слайд 43
Описание слайда:
Давид Юм (1711 – 1776) Родился в Эдинбурге, в дворянской семье Получил философское и юридическое образование Работал библиотекарем, какое-то время состоял на дипломатической службе

Слайд 44
Описание слайда:
Существует ли объективный мир? Локк: «Конечно да, ведь он дан нам в восприятиях» Юм: «Не знаю. Опыт

Слайд 45
Описание слайда:
Скептицизм Юма Невозможно узнать, существует материальный мир или нет В опыте нам даны лишь наши идеи и впечатления, но не сами вещи Анализировать надо не связь вещей, а связь идей

Слайд 46
Описание слайда:
Ассоциации идей – всего лишь привычки нашего ума Ассоциации идей: по смежности явно по сходству субъективны по причинной связи → объективны? Для установления объективных причин нужна всеобщность, а опыт нам ее не дает Типичная ошибка: post hoc ergo propter hoc Взойдет ли сегодня солнце на востоке?

Слайд 47
Описание слайда:
Просвещение 18 века (в Англии, Франции, Германии, Америке). Просвещение, идейное течение 18 века, основанное на убеждении в решающей роли разума и науки в познании «естественного порядка», соответствующего подлинной природе человека и общества. Невежество, мракобесие, религиозный фанатизм просветители считали причинами человеческих бедствий; выступали против феодально-абсолютистского режима, за политическую свободу, гражданское равенство.

Слайд 48
Описание слайда:
ПРОСВЕЩЕНИЕ Рационализм: поскольку разум природное явление, значит законы разума тождественны законам природы. Жить и мыслить правильно – это жить и мыслить согласно природе. Деизм: бог, сотворив мир, не принимает в нем какого-либо участия и не вмешивается в закономерное течение его событий. Исторический оптимизм: вера в прогресс, глубокое убеждение во всесилии человеческого разума, в его способности оделить добро от зла. Добра становится все больше, а зла все меньше, мир в целом естественно и неизбежно идет к лучшему.

Слайд 49
Описание слайда:
ПРОСВЕЩЕНИЕ Натурализм: жизнь, общество разум – все это части природы. Справедливая и мудрая жизнь должна соответствовать порядку природы и природе самого человека. Отклонения от «природы вещей» суть причины всех зол и заблуждений. Из натуралистического принципа выводились «естественное право», «естественная мораль», «естественная религия»

Слайд 50
Описание слайда:
Просвещение XVIII в.- первая половина XIX в.: Просвещение XVIII в.- первая половина XIX в.: в Англии (Джон Локк, Джозеф Пристли, Джон Энтони Коллинз, Дейвид Гартли, Дейвид Юм, А.Э. Шефтсбери), во Франции (Франсуа Мари Аруэ Вольтер, Шарль Луи де Монтескье, Клод Ариан Гельвеций, Дени Дидро, Жан Жак Руссо, Жюльен Оффре де Ламетри, Поль Анри Гольбах), в Германии (Иоганн Вольфанг Гете, Фридрих Шиллер, Иоганн Готфрид Гердер, Готхольд Лессинг, Иммануил Кант), в Америке (Томас Джефферсон, Бенджамин Франклин, Т.Купер, Т. Пейн), в России (А.Н. Радищев, П.С. Новиков, Я.П. Козельский).

Слайд 51
Описание слайда:
Идейное наследие Просвещения. Исторической границей европейского Просвещения становятся 1780-1790-е гг. В эпоху английской промышленной революции на смену публицистам и идеологам в культуру пришли инженеры и предприниматели. Великая французская революция разрушила исторический оптимизм Просвещения. Немецкая литературно-философская революция пересмотрела статус разума. Интеллектуальное наследие Просвещения было скорее идеологией, чем философией, и поэтому оно быстро вытесняется немецкой классической философией и романтизмом, получив от них эпитет «плоского рационализма».

Слайд 52
Описание слайда:
Основные выводы Философия Нового времени внутренне неоднородна. Связь ее основных положений не повторяет строгость математических теорем. Но она четко указывает на своеобразие нововременной философии. Философия Нового времени ставит в центр своего внимания либо отдельного человека (Декарт, Локк, Кант, Ницше), либо "коллективного" человека (Маркс). Это означает, что философия Нового времени антропоцентрична. В философии Нового времени преобладает гносеологическая установка, т.е. считается, что доступ к пониманию мира открывает познание.

Слайд 53
Описание слайда:
Философия Нового времени очень логоцентрична, т.е. идеалом познания признается четкое, строго рациональное мышление. Философия Нового времени очень логоцентрична, т.е. идеалом познания признается четкое, строго рациональное мышление. Для философии Нового времени очень характерен преобладающий интерес к методам, способам познания. Особый интерес к познанию приводит к наукоцентризму (науку ставят превыше всего, философию стремятся поставить на научные рельсы).

Слайд 54
Описание слайда:
Наукоцентризм приводит к желанию подчинить общественную жизнь законам - правовым, моральным, экономическим и политическим. Наукоцентризм приводит к желанию подчинить общественную жизнь законам - правовым, моральным, экономическим и политическим. Возрастает ориентация на практику. Кант, Гегель, Маркс начинают подчеркивать приоритет практики по сравнению с теорией. Философия Нового времени знаменует собой третий, заключительный после античной и средневековой философии, этап так называемой классики философии. Идеалы классической философии во многом отрицаются уже в философии Ницше.


Скачать презентацию на тему Философия Нового времени. Философия эпохи Просвещения можно ниже:

Похожие презентации