Философия познания презентация

Содержание


Презентации» Философия» Философия познания
ФИЛОСОФИЯ ПОЗНАНИЯ
 Познание как предмет философского анализа.
 Субъект и объект познания.
Познание –это общественно -исторический процесс приобретения и распространения знаний о мире,Результаты познания остаются не только в сознании конкретного, что-либо познавшего человека,два вида действий человека по познанию: 
 познает окружающий мир непосредственноВиды познаниявиды познания
 обыденный – основывается на повседневном опыте людей и навиды познания
 целенаправленный – постигающий истину или точное (научное) знание, егоДВЕ ОСНОВНЫЕ ТОЧКИ ЗРЕНИЯ НА ПРОЦЕСС ПОЗНАНИЯ
 ГНОСТИЦИЗМ (материалисты) оптимистично смотрятСУБЪЕКТ И ОБЪЕКТ ПОЗНАНИЯИстина
 	Проблема верности и неправильности полученных знаний рассматривается в учении обРазличают
 Различают
  объективную, относительную и абсолютную истины
 Объективная истина –Абсолютная истина выражает совершенно полное и точное знание об объекте познания,Неизменный спутник истины – заблуждение – несоответствие знаний действительности. Они возникаютПод «правдой» понимается истина, содержащая нравственную оценку; правдивое – это неВ теоретической и практической деятельности наряду с понятием «заблуждение» употребляется понятиеВ процессе познания участвуют в совокупности чувственное, рациональное познание, логика, интуиция.ощущения – отражение отдельных свойств предметов и вещей объективного мира воРационализм – познание, основанное на разуме, опирается на результаты чувственного познания.понятие – форма мысли, воспроизводящая существенные свойства и отношения вещей; сОсновной формой познания и критерием истины при познании является практика. 
С введением практики в теорию познания было установлено, что человек познаетГлавные виды практики:
 Главные виды практики:
 материальное производство (материально-производственная - приспособлениеФункции практики: 
 Функции практики: 
 Практика является:
 критерием истины (решающийНаука
 	Наука –образует единую систему знаний о мире, обществе и человеке.Наука
 Сциентисты: высоко ценят науку, как важнейший фактор саморазвития человечества. Они



Слайды и текст этой презентации
Слайд 1
Описание слайда:
ФИЛОСОФИЯ ПОЗНАНИЯ Познание как предмет философского анализа. Субъект и объект познания. Этапы познания и уровни знания, их диалектическое соотношение. Истина как цель познания. Диалектика истины. Практика как критерий истины.


Слайд 2
Описание слайда:
Познание –это общественно -исторический процесс приобретения и распространения знаний о мире, обществе и человеке; процесс целенаправленного активного отображения действительности в сознании человека. Познание –это общественно -исторический процесс приобретения и распространения знаний о мире, обществе и человеке; процесс целенаправленного активного отображения действительности в сознании человека. Это актуальная проблема философии, которая считает, что бытие есть и есть разум, постигающий бытие, между ними нет посредников. В ходе познания выявляются разнообразные грани бытия, исследуется внешняя сторона и сущность вещей, явлений окружающего мира;

Слайд 3
Описание слайда:
Результаты познания остаются не только в сознании конкретного, что-либо познавшего человека, но и передаются из поколения в поколение, с помощью материальных носителей информации — книг, рисунков, объектов материальной культуры. Результаты познания остаются не только в сознании конкретного, что-либо познавшего человека, но и передаются из поколения в поколение, с помощью материальных носителей информации — книг, рисунков, объектов материальной культуры.

Слайд 4
Описание слайда:
два вида действий человека по познанию: познает окружающий мир непосредственно (то есть открывает нечто новое либо для себя, либо для человечества); познает окружающий мир через результаты познавательной деятельности других поколений (читает книги, учится, смотрит кинофильмы, приобщается ко всем видам материальной или духовной культуры).

Слайд 5
Описание слайда:
Виды познания

Слайд 6
Описание слайда:
виды познания обыденный – основывается на повседневном опыте людей и на здравом смысле; художественный – базируется на чувственно-опытном восприятии действительности; мистико-религиозный – характерно фантастическое представление о мире людей и мире ином – трансцендентальном.

Слайд 7
Описание слайда:
виды познания целенаправленный – постигающий истину или точное (научное) знание, его особенность заключается в доказательности истины, в наличии точных методов постижения мира, человека, общества; интегрирующий (философский) – позволяет целенаправленно познавать и объяснять причины существования и постоянного обновления мира; религиозный – опирается на развитие воображения при осмыслении таинства мира.

Слайд 8
Описание слайда:
ДВЕ ОСНОВНЫЕ ТОЧКИ ЗРЕНИЯ НА ПРОЦЕСС ПОЗНАНИЯ ГНОСТИЦИЗМ (материалисты) оптимистично смотрят на настоящее и будущее познание. По их мнению, мир познаваем, а человек обладает потенциально безграничными возможностями познания АГНОСТИЦИЗМ (идеалисты) не верят либо в возможности человека познавать мир, либо в познаваемость самого мира или же допускают ограниченную возможность познания.

Слайд 9
Описание слайда:
СУБЪЕКТ И ОБЪЕКТ ПОЗНАНИЯ

Слайд 10
Описание слайда:
Истина Проблема верности и неправильности полученных знаний рассматривается в учении об истине. Адекватное и идентичное отражение объекта субъектом называется истиной, т.е., истина – это соответствие мыслей действительности; это знания, содержание которых не зависит от состояния познающего.

Слайд 11
Описание слайда:
Различают Различают объективную, относительную и абсолютную истины Объективная истина – это содержание представлений и знаний, не зависящие ни от человека, ни от человечества (Земля-планета Солнечной системы). Относительная истина – это неполное или ограниченное знание об объекте познания, поскольку тот не исчерпаем в своем изменении и развитии. Относительная истина выражает неполноту, условность, приблизительность, незавершенность процесса познания (даты, место события, время).

Слайд 12
Описание слайда:
Абсолютная истина выражает совершенно полное и точное знание об объекте познания, 100% соответствие знания предмету, вещи, явлению, процессу и т.д. Это гносеологический идеал, который никогда не будет достигнут, хотя процесс познания все больше приближается к нему. Это элемент знания, который никогда не может быть опровергнут. Абсолютная истина выражает совершенно полное и точное знание об объекте познания, 100% соответствие знания предмету, вещи, явлению, процессу и т.д. Это гносеологический идеал, который никогда не будет достигнут, хотя процесс познания все больше приближается к нему. Это элемент знания, который никогда не может быть опровергнут. При диалектическом подходе абсолютная и относительная истина - это две стороны истины объективной. Относительное знание содержит в себе момент абсолютного, абсолютное складывается из суммы относительных истин. Абстрактной истины не существует, истина всегда конкретна и предметна

Слайд 13
Описание слайда:
Неизменный спутник истины – заблуждение – несоответствие знаний действительности. Они возникают вследствие разных субъективных и объективных причин: поспешных обобщений, одностороннего восприятия объекта, предубеждения, несовершенства познавательных средств. Неизменный спутник истины – заблуждение – несоответствие знаний действительности. Они возникают вследствие разных субъективных и объективных причин: поспешных обобщений, одностороннего восприятия объекта, предубеждения, несовершенства познавательных средств. «Истина» и «заблуждение» –гносеологические категории, которые не включают в свое содержание оценку знаний, отношение к ним субъекта. Аксеологический (оценочный) аспект характерен для другой пары близких им понятий – «правда» и «ложь».

Слайд 14
Описание слайда:
Под «правдой» понимается истина, содержащая нравственную оценку; правдивое – это не только истинное, но и правильное, честное, справедливое. Под «правдой» понимается истина, содержащая нравственную оценку; правдивое – это не только истинное, но и правильное, честное, справедливое. В отличие от заблуждения (характеризуется непреднамеренностью) ложь – это преднамеренное искажение знаний, ее целью является введение в заблуждение тех, кому она предназначена.

Слайд 15
Описание слайда:
В теоретической и практической деятельности наряду с понятием «заблуждение» употребляется понятие «ошибка». Они делятся на фактические (по содержанию) и логические, связанные с неправильным ходом мыслей, с нарушением логических правил. Логические правила делятся на непреднамеренные (паралогизмы) и преднамеренные (софизмы). В теоретической и практической деятельности наряду с понятием «заблуждение» употребляется понятие «ошибка». Они делятся на фактические (по содержанию) и логические, связанные с неправильным ходом мыслей, с нарушением логических правил. Логические правила делятся на непреднамеренные (паралогизмы) и преднамеренные (софизмы).

Слайд 16
Описание слайда:
В процессе познания участвуют в совокупности чувственное, рациональное познание, логика, интуиция. Эмпиризм – познание посредством органов чувств: человек объективно связан с внешним миром, они дают ему первичные знания о вещах, явлениях и т.д. Гносеология относит к основным видам чувств познания: Ощущение; Восприятие; Представление.

Слайд 17
Описание слайда:
ощущения – отражение отдельных свойств предметов и вещей объективного мира во время их непосредственного воздействия на органы чувств (в ощущениях отражаются такие качества как красное, горячее, громкое, тяжелое и т.д.). Информационная пропускная способность органов чувств человека – слух, зрение, вкус, обоняние, осязание. ощущения – отражение отдельных свойств предметов и вещей объективного мира во время их непосредственного воздействия на органы чувств (в ощущениях отражаются такие качества как красное, горячее, громкое, тяжелое и т.д.). Информационная пропускная способность органов чувств человека – слух, зрение, вкус, обоняние, осязание. восприятие – отражает чувственно-конкретный образ; это мыслящее созерцание, когда вешние вещи оцениваются внутренним взором. представление – результат ощущения и восприятия; наглядное воспроизведение прошлых восприятий с помощью памяти и воображения (т.е., выделяют два вида существования представлений: воспоминание и воображение).

Слайд 18
Описание слайда:
Рационализм – познание, основанное на разуме, опирается на результаты чувственного познания. Рационализм – познание, основанное на разуме, опирается на результаты чувственного познания. Основные его формы: Понятие; Суждение; Умозаключение. Близким к рациональному является интуитивное познание, при котором истина самостоятельно приходит к человеку на бессознательном уровне.

Слайд 19
Описание слайда:
понятие – форма мысли, воспроизводящая существенные свойства и отношения вещей; с понятия начинается и с понятия заканчивается любой цикл логического осмысления действительности. Возникновение понятия – это скачок от единичного к общему, от конкретного к абстрактному, от явления у сути. понятие – форма мысли, воспроизводящая существенные свойства и отношения вещей; с понятия начинается и с понятия заканчивается любой цикл логического осмысления действительности. Возникновение понятия – это скачок от единичного к общему, от конкретного к абстрактному, от явления у сути. суждение – это форма мысли, связывающая несколько понятий и благодаря этому раскрывающая отношения между различными вещами и их свойствами. умозаключения – процесс оперирования суждениями с целью получения новых знаний, нового утверждения или отрицания

Слайд 20
Описание слайда:
Основной формой познания и критерием истины при познании является практика. Основной формой познания и критерием истины при познании является практика. Практика – связующее звено между чувственным и логическим познанием, конкретная деятельность людей по преобразованию окружающего мира и самого человека.

Слайд 21
Описание слайда:
С введением практики в теорию познания было установлено, что человек познает мир не потому, что предметы и явления этого мира воздействуют пассивно на его органы чувств, а потому что, сам человек активно и целенаправленно воздействует на окружающую его действительность С введением практики в теорию познания было установлено, что человек познает мир не потому, что предметы и явления этого мира воздействуют пассивно на его органы чувств, а потому что, сам человек активно и целенаправленно воздействует на окружающую его действительность

Слайд 22
Описание слайда:
Главные виды практики: Главные виды практики: материальное производство (материально-производственная - приспособление природы и природных материалов для своих нужд) управленческая деятельность (социально-преобразующая – для полного отражения потребностей людей, живущих в обществе) научный эксперимент.

Слайд 23
Описание слайда:
Функции практики: Функции практики: Практика является: критерием истины (решающий критерий истинности знаний); основой познания его движущей силой; целью познания; источником и результатом познания.

Слайд 24
Описание слайда:
Наука Наука –образует единую систему знаний о мире, обществе и человеке. Ее отрасли – естественные, социальные и гуманитарные науки в отрыве друг от друга не могут дать целостного представления о мире. Как сферы культуры они оказывают огромное воздействие на характер жизнедеятельности всего человечества.

Слайд 25
Описание слайда:
Наука Сциентисты: высоко ценят науку, как важнейший фактор саморазвития человечества. Они рассматривают науку как сферу культурного, морально-этического возвышения людей. В достижениях науки они видят гарантию сохранения человечества. Антисциентисты: обвиняют науку в создании атмосферы бездуховности, демонизируют ее результаты. Высказывают мнение, что именно наука несет ответственность за возможность апокалипсиса или неотвратимой экологической катастрофы. Наука, якобы, не способна выработать надежные моральные критерии и ценности.

Слайд 26
Описание слайда:


Скачать презентацию на тему Философия познания можно ниже:

Похожие презентации