Философия средних веков. Схоластика презентация

Содержание


Презентации» Философия» Философия средних веков. Схоластика
Философия Средних веков
 СХОЛАСТИКАСХОЛАСТИКА – спекулятивное познание истины
 СХОЛАСТИКА – спекулятивное познание истины
 МИСТИКАСХОЛАСТИКА: периодизация
 VIII – IX вв. подготовительный период (Алкуин, И.С.Эриугена)
 IXПатристика. Тертуллиан:  верую, ибо абсурдно Credo quia absurdum
 Какое отношениеПатристика. Августин
 «Понимание есть вознаграждение веры. Посему не стремись понимать то,Восточное (православное) христианство
 Рациональное философское знание допускается, но признается «внешним».
 ГлавноеСпецифика католического христианства
 Истинное познание Бога невозможно без помощи разума (способностиРождение СХОЛАСТИКИ -Каролингское ВозрождениеСемь свободных искусствПоложение философии
 Метафизические, психологические и этические проблемы трактовались в связи сПРОБЛЕМА СООТНОШЕНИЯ РАЗУМА И ВЕРЫ
 Иоанн Скотт Эриугена (810-877): вера иОнтология (близка неоплатонизму)
 Бог есть Начало и Конец всего сущего. ВФормулировка проблемы универсалий (Порфирий//Боэций)
 «Далее: я не стану говорить относительно родов1. существует ли универсальное субстанциально или же только мысленно, 
 1.Проблема универсалий
 Реализм. Понятия – не только абстракции разума. Они –Ансельм         Пьер АбелярАнсельм Кентерберийский:  
 ПРОБЛЕМА СООТНОШЕНИЯ РАЗУМА И ВЕРЫ: верую, чтобывера как предпосылка рационального знания
 У человека есть два источника знанияПроблема универсалий
 Реализм.
 согласно Ансельму, объекты, соответствующие общим понятиям "человек", "животное"Понимание Бога и цели человека в неоплатонизме, августинизме
 Бог - бытиеАпостериорные доказательства бытия Бога
 1. Существует множество видов и степеней блага.Ансельм обращает внимание на тот факт, что все конкретно сущее, т.е.2. «Нечто есть высшая величина, потому что все, что велико, велико3. «Всякое существующее существует либо через нечто, либо через ничто». Но4.В мире существуют объекты различных степеней совершенства, следовательно, должно существовать нечтоОнтологическое (априорное) доказательство бытия Бога
 Бог есть то, сверх чего нельзяАнсельм выстраивает доказательство истинности своего тезиса от обратного. Он, ссылаясь наПлатон. Диалог «Федон».
 «Душа – это принцип жизни; но то, чтоП. Абеляр. ПРОБЛЕМА СООТНОШЕНИЯ РАЗУМА И ВЕРЫ:   понимаю, чтобыИерархия разума по Абеляру
  Божественный разум
 Диалектический разум человека
 ОбычныйП. Абеляр. Проблема универсалий: концептуализм
 Универсалии реально присутствуют:
 1. В единичныхПроблема универсалий. Концептуализм
 Индивидуальность – не просто соединение материи и формы.Абеляр  и ЭлоизаАверроэс  и латинские аверроисты      1126—1198        1235 - 1282Из 219 утверждений аверроистов, осужденных церковью в 1277 г.
 «Нет более«Христианское Откровение является препятствием для учености»
 «Христианское Откровение является препятствием дляКонцепция  двойственной истины
 Если выводы философии находятся в противоречии сФома Аквинский1221-1274  Проблема соотношения разума и веры: Гармония веры иТеология – высшая форма человеческого знания, поскольку в ее основе лежитИстины Откровения, доступные только вере: Троичность Бога, Воплощение, Искупление
 Истины Откровения,Ф. Аквинский: Проблема универсалий.  Реализм.  Универсалии реально присутствуют:
 1.Пять доказательств бытия Бога
 1. доказательство от движения - все движущееся3. доказательство от необходимости - каждая вещь имеет возможность как своегоДунс Скот 1270-1308: разрушение гармонии веры и разума. Начало.
 Всемогущество Бога,Философия ТеологияВлияние Августина. Скот создал схоластическую систему, в которой
 А)Вера имела перевесВильям Оккам: разрушение гармонии веры и разума. Продолжение
 1288-1349Проблема универсалий: номинализм (В. Оккам)
 Универсалии реально присутствуют:
 В познающем умеНекоторые выводы
 Существует разум и реальные вещи. Оккам отбрасывал опосредующие звеньяМ.Лютер   Э.Роттердамский
 Назад, к простой вере! Схоластика губительна для



Слайды и текст этой презентации
Слайд 1
Описание слайда:
Философия Средних веков СХОЛАСТИКА


Слайд 2
Описание слайда:
СХОЛАСТИКА – спекулятивное познание истины СХОЛАСТИКА – спекулятивное познание истины МИСТИКА – созерцательное, опытное познание истины

Слайд 3
Описание слайда:
СХОЛАСТИКА: периодизация VIII – IX вв. подготовительный период (Алкуин, И.С.Эриугена) IX – XII вв. период развития и формирования (Пьер Абеляр, Ансельм Кентерберийский) XIII в. «золотой век схоластики», период завершенных философских систем (Фома Аквинский, Сигер Брабантский) XIV в. период критики и кризиса схоластики (В.Оккам)

Слайд 4
Описание слайда:
Патристика. Тертуллиан: верую, ибо абсурдно Credo quia absurdum Какое отношение имеют Афины к Иерусалиму? Какое согласие между академией и церковью? Долой все попытки создать смешанное христианство, которое будет смесью стоических, платонических и диалектических идей. ..Ибо обладание наиглавнейшей верой не оставляет ничего такого, во что мы еще должны верить.

Слайд 5
Описание слайда:
Патристика. Августин «Понимание есть вознаграждение веры. Посему не стремись понимать то, во что можешь верить, но верь в то, что можешь понять» (О Евангелии от Иоанна; 24, 6) Истину о Боге можно постичь сразу, в чистом виде, простым актом веры. Самый надежный путь к истине не тот, который начинается от разума и ведет к уверенности в вере, а наоборот, тот, который начинается от веры и ведет от Откровения к разуму.

Слайд 6
Описание слайда:
Восточное (православное) христианство Рациональное философское знание допускается, но признается «внешним». Главное – опытное мистическое богопознание. Церковь – институт, необходимый для мистического преображения (обожения) человека.

Слайд 7
Описание слайда:
Специфика католического христианства Истинное познание Бога невозможно без помощи разума (способности суждения). Рационализация христианского вероучения, его систематическое изложение. Философия – «служанка богословия» - основной инструмент систематизации вероучения.

Слайд 8
Описание слайда:
Рождение СХОЛАСТИКИ -Каролингское Возрождение

Слайд 9
Описание слайда:
Семь свободных искусств

Слайд 10
Описание слайда:
Положение философии Метафизические, психологические и этические проблемы трактовались в связи с ТЕОЛОГИЕЙ Логические вопросы излагались в Тривиуме, как ДИАЛЕКТИКА. ДИАЛЕКТИКА явилась обособлением философии. ФИЛОСОФИЮ противопоставляли ТЕОЛОГИИ в смысле применения диалектики и логики к решению проблем, вместо Откровения

Слайд 11
Описание слайда:
ПРОБЛЕМА СООТНОШЕНИЯ РАЗУМА И ВЕРЫ Иоанн Скотт Эриугена (810-877): вера и разум неразделимы. «Истинная философия есть истинная религия и обратно, истинная религия есть истинная философия». Разум и авторитет «проистекают из одного и того же источника, а именно, из божественной мудрости» «Никто не восходит на Небо иначе, чем через философию»

Слайд 12
Описание слайда:
Онтология (близка неоплатонизму) Бог есть Начало и Конец всего сущего. В сущности непознаваем, но познаваем через проявления. Четыре уровня бытия: Природа творящая, но не сотворенная – Бог как первичное бытие (Бог-Отец) Природа творящая и сотворенная – идеи, выделившиеся из Бога-Отца, через которые Он являет себя и дает себя познать (Бог-Сын, Логос) Природа сотворенная и нетворящая – множественный мир, созданный в пространстве и времени – дальнейшая эманация Бога, реализация Его идей. О человеке: «тело – наше, но мы – не тело». Природа несотворенная и нетворящая – конечная цель всякой жизни, сотворенной Богом. Все сотворенное возвращается к Нему, от множественности возвращается к единству, воссоединяется в Первоначале.

Слайд 13
Описание слайда:
Формулировка проблемы универсалий (Порфирий//Боэций) «Далее: я не стану говорить относительно родов и видов, (1) существуют ли они самостоятельно [т.е. — субстанционально], или же находятся в одних только мыслях, и если они существуют [самостоятельно, субстанционально], то (2) тела ли это, или бестелесные вещи, и [если бестелесно, то] (3) обладают ли они отдельным бытием, или же существуют в чувственных предметах и опираясь на них…»

Слайд 14
Описание слайда:
1. существует ли универсальное субстанциально или же только мысленно, 1. существует ли универсальное субстанциально или же только мысленно, 2. если субстанциально, то — телесно или бестелесно, 3. а если бестелесно, то — в отрыве или неотрывно от тел.

Слайд 15
Описание слайда:
Проблема универсалий Реализм. Понятия – не только абстракции разума. Они – реально существующие прототипы явлений. Род – «четвероногое» Вид – «собака», «кошка» Единичное существо. Роды и виды предшествуют конкретным вещам.

Слайд 16
Описание слайда:
Ансельм Пьер Абеляр Кентерберийский 1033-1109

Слайд 17
Описание слайда:
Ансельм Кентерберийский: ПРОБЛЕМА СООТНОШЕНИЯ РАЗУМА И ВЕРЫ: верую, чтобы понимать Credo, ut intelligum Я стремлюсь понять хоть в какой-то степени Твою истину, в которую мое сердце верит и которую оно любит…Я не ищу того, чтобы понять, дабы уверовать, но я верю, дабы понять. Ибо я верю также в то, что если бы я не уверовал, то я бы и не понял.

Слайд 18
Описание слайда:
вера как предпосылка рационального знания У человека есть два источника знания -вера и разум. Но само познание может начинаться только с веры, ибо все, что хочет человек понять с помощью разума, уже дано ему в Божественном Откровении.

Слайд 19
Описание слайда:
Проблема универсалий Реализм. согласно Ансельму, объекты, соответствующие общим понятиям "человек", "животное" и др. существуют реально. При этом общие понятия существуют до конкретных вещей, как мысли Творца предшествовали творению мира. Т.е., он следовал учению Платона об объективном существовании "идей", которые существуют до возникновения конкретных вещей.

Слайд 20
Описание слайда:
Понимание Бога и цели человека в неоплатонизме, августинизме Бог - бытие - некое «совершенство». Цель человека - устремление к непосредственному интеллектуальному созерцанию Бога, как истока бытия, максимума совершенства.

Слайд 21
Описание слайда:
Апостериорные доказательства бытия Бога 1. Существует множество видов и степеней блага. «Все они с необходимостью являются благами через нечто, что мыслится как одно и то же в различных благах…(и оно) есть наибольшее благо. Тогда оно является благом само через себя, поскольку всякое благо является благом через него… Но то, что есть в высшей степени благо, есть также и в высшей степени большое. Итак, существует нечто одно, самое благое и самое большое, т.е. высшее в отношении всего существующего».

Слайд 22
Описание слайда:
Ансельм обращает внимание на тот факт, что все конкретно сущее, т.е. чувственно данное, "вещное" - случайно и относительно. Но весь мир не может быть случайным и относительным, поэтому необходимо признать, что за случайным и относительным стоит нечто вечное, неизменное и абсолютное. Ансельм обращает внимание на тот факт, что все конкретно сущее, т.е. чувственно данное, "вещное" - случайно и относительно. Но весь мир не может быть случайным и относительным, поэтому необходимо признать, что за случайным и относительным стоит нечто вечное, неизменное и абсолютное. Например, все вещи - это некие блага, к которым стремятся все люди. Однако ни одна из вещей не обладает всей полнотой блага. Вещи благи потому, что в той или иной степени причастны Благу самому по себе, которое является причиной всех частичных относительных благ. Благо само по себе есть первичное Бытие, которое превосходит все, что существует - высшее благо, высшая сущность, высший индивидуальный Дух. Это Бытие и есть Бог.

Слайд 23
Описание слайда:
2. «Нечто есть высшая величина, потому что все, что велико, велико через нечто одно, что велико само через себя. Я имею в виду не пространственно большое, как какое-нибудь тело, но то, что чем больше, тем лучше и достойнее, какова мудрость. И так как не может быть высшей величиной ничто, кроме высшего блага, то необходимо есть наибольшее и наилучшее, т.е. высшее в отношении всего существующего» 2. «Нечто есть высшая величина, потому что все, что велико, велико через нечто одно, что велико само через себя. Я имею в виду не пространственно большое, как какое-нибудь тело, но то, что чем больше, тем лучше и достойнее, какова мудрость. И так как не может быть высшей величиной ничто, кроме высшего блага, то необходимо есть наибольшее и наилучшее, т.е. высшее в отношении всего существующего»

Слайд 24
Описание слайда:
3. «Всякое существующее существует либо через нечто, либо через ничто». Но ведь ничто состоит из ничего, и в этом смысле его просто нет. Либо мы принимаем существование бытия, благодаря которому все сущее таково, каково оно есть, либо нет ничего. Тогда, поскольку все существующее существует через это одно, нет сомнения, что это одно само существует через себя. Тем самым мы принимаем абсолютное высшее бытие. 3. «Всякое существующее существует либо через нечто, либо через ничто». Но ведь ничто состоит из ничего, и в этом смысле его просто нет. Либо мы принимаем существование бытия, благодаря которому все сущее таково, каково оно есть, либо нет ничего. Тогда, поскольку все существующее существует через это одно, нет сомнения, что это одно само существует через себя. Тем самым мы принимаем абсолютное высшее бытие.

Слайд 25
Описание слайда:
4.В мире существуют объекты различных степеней совершенства, следовательно, должно существовать нечто абсолютно совершенное. 4.В мире существуют объекты различных степеней совершенства, следовательно, должно существовать нечто абсолютно совершенное.

Слайд 26
Описание слайда:
Онтологическое (априорное) доказательство бытия Бога Бог есть то, сверх чего нельзя ничего помыслить. Имеется противоречие в предположении о том, что величайшее, из того, что можно помыслить, не существует. Следовательно, Бог существует.

Слайд 27
Описание слайда:
Ансельм выстраивает доказательство истинности своего тезиса от обратного. Он, ссылаясь на Псалмы Давида, приводит пример существования некоего безумца, который сказал: "нет Бога". Ансельм выстраивает доказательство истинности своего тезиса от обратного. Он, ссылаясь на Псалмы Давида, приводит пример существования некоего безумца, который сказал: "нет Бога". Но если он отрицает Бога, то должен как-то представлять себе, что есть Бог. Следовательно, даже безумец, отрицающий Бога, на самом деле, имеет Бога в уме. Но "то, больше чего нельзя себе представить" не может существовать только в уме человека. Иначе это самое "нечто" было тем, "больше чего можно представить себе". Значит, "без сомнения, нечто, больше чего нельзя себе представить, существует и в уме, и в действительности". Далее Ансельм приводит доказательства того, что Бог - это совокупность всех совершенств: Он вечен, бесконечен, вездесущ, всемогущ, всеблаг и т.д.

Слайд 28
Описание слайда:
Платон. Диалог «Федон». «Душа – это принцип жизни; но то, что по понятию своему, имеет признак жизни, не может отличаться противоположным признаком, стало быть, душа должна вечно жить».

Слайд 29
Описание слайда:
П. Абеляр. ПРОБЛЕМА СООТНОШЕНИЯ РАЗУМА И ВЕРЫ: понимаю, чтобы верить Intelligo ut credam Сомнение – исходный пункт любого исследования. Дело ученого – следуя путем разума, перейти от сомнения к истине. Это возможно только при последовательном и правильном применении диалектики (логики). Диалектический разум вправе сомневаться в Св. Писании. Но он может понимать христианские истины, которые обычному разуму кажутся абсурдными, например, триединство Бога.

Слайд 30
Описание слайда:
Иерархия разума по Абеляру Божественный разум Диалектический разум человека Обычный разум человека

Слайд 31
Описание слайда:
П. Абеляр. Проблема универсалий: концептуализм Универсалии реально присутствуют: 1. В единичных вещах in re 2. В познающем уме человека post rem

Слайд 32
Описание слайда:
Проблема универсалий. Концептуализм Индивидуальность – не просто соединение материи и формы. Ведь форма задает лишь видовые, но не индивидуальные отличия. Одна и та же сущность подходит к каждому отдельному лицу не во всём её существенном (бесконечном) объёме, но только индивидуально, конечно Необходимость особого индивидуализирующего акта Бога для создания индивидуальности. Индивидуальное – вершина и цель творения

Слайд 33
Описание слайда:
Абеляр и Элоиза

Слайд 34
Описание слайда:
Аверроэс и латинские аверроисты (Сигер Брабантский) ПРОБЛЕМА СООТНОШЕНИЯ РАЗУМА И ВЕРЫ: ПОНИМАЮ, ЧТОБЫ ВЕРИТЬ Закон Божий совершенно ясно делает обязательным объяснение природы с помощью разума, благодаря чему мы можем сделать заключение о существовании Бога через Его творение. Откровение необходимо – для тех, кто не способен рационально мыслить.

Слайд 35
Описание слайда:
1126—1198 1235 - 1282

Слайд 36
Описание слайда:
Из 219 утверждений аверроистов, осужденных церковью в 1277 г. «Нет более возвышенной жизни, чем жизнь философская» «В мире нет мудрости иной, чем мудрость философов» «Ни во что нельзя верить, кроме того, что или самоочевидно, или может быть выведено из самоочевидных утверждений»

Слайд 37
Описание слайда:
«Христианское Откровение является препятствием для учености» «Христианское Откровение является препятствием для учености» «Знание теологии никому не прибавляет знаний ни на йоту» «Теология зиждется на выдумках»

Слайд 38
Описание слайда:
Концепция двойственной истины Если выводы философии находятся в противоречии с Откровением, то следует принять их – как необходимые результаты логического рассуждения. Но, оставаясь христианами, философы должны верить, что все, что Откровение говорит по этому поводу, истинно; всегда принимать позицию Откровения

Слайд 39
Описание слайда:
Фома Аквинский1221-1274 Проблема соотношения разума и веры: Гармония веры и разума

Слайд 40
Описание слайда:
Теология – высшая форма человеческого знания, поскольку в ее основе лежит вера Теология – тоже знание, только сверхразумное. Между философией и теологией нет противоречия, ибо философия, как «естественная познавательная способность», в итоге приводит человека к истинам веры. Разум открывает зависимость природы от Бога, показывает, как в природе воплощается божественный замысел

Слайд 41
Описание слайда:

Слайд 42
Описание слайда:
Истины Откровения, доступные только вере: Троичность Бога, Воплощение, Искупление Истины Откровения, доступные только вере: Троичность Бога, Воплощение, Искупление Истины Откровения, доступные также и пониманию разума: существование Бога и его атрибутов, существование человеческой души и ее бессмертие

Слайд 43
Описание слайда:
Ф. Аквинский: Проблема универсалий. Реализм. Универсалии реально присутствуют: 1. До сотворенных вещей (в Уме Бога) ante rem 2. В единичных вещах in re 3. В познающем уме человека post rem

Слайд 44
Описание слайда:
Пять доказательств бытия Бога 1. доказательство от движения - все движущееся так или иначе имеет причину движения. Источник движения, перводвигатель мира - нечто, лежащее за его пределами, т.е. Бог. 2. доказательство от конечной причины - любое явление имеет свою причину. Первопричина явления - Бог.

Слайд 45
Описание слайда:
3. доказательство от необходимости - каждая вещь имеет возможность как своего потенциального, так и реального бытия. Если мы предположим, что все вещи находятся в потенции, то тогда бы ничего не возникло. Должно быть нечто, что способствовало переводу вещи из потенциального в актуальное состояние. Это нечто - Бог. 3. доказательство от необходимости - каждая вещь имеет возможность как своего потенциального, так и реального бытия. Если мы предположим, что все вещи находятся в потенции, то тогда бы ничего не возникло. Должно быть нечто, что способствовало переводу вещи из потенциального в актуальное состояние. Это нечто - Бог. 4. доказательство от совершенства - все вещи в этом мире обладают той или иной степенью совершенства. Поэтому должно быть абсолютное совершенство - Бог. 5. доказательство от цели - у каждого явления есть своя цель. Должна существовать высшая цель в создании Вселенной. Ее задает Бог.

Слайд 46
Описание слайда:
Дунс Скот 1270-1308: разрушение гармонии веры и разума. Начало. Всемогущество Бога, Его необъятность, вездесущность, провидение, справедливость, сострадание – догматы веры, недоступные рациональному доказательству

Слайд 47
Описание слайда:
Философия Теология

Слайд 48
Описание слайда:
Влияние Августина. Скот создал схоластическую систему, в которой А)Вера имела перевес над разумом Б) Интуиция – над абстракцией В) Отдельное – над общим Г) Воля – над мыслью Появилось две схоластики: томистская и скотистская. В XIV в. объединились против «Via moderna» под названием «Via antiqua». Занимали реалистскую позицию в вопросе об универсалиях.

Слайд 49
Описание слайда:
Вильям Оккам: разрушение гармонии веры и разума. Продолжение 1288-1349

Слайд 50
Описание слайда:
Проблема универсалий: номинализм (В. Оккам) Универсалии реально присутствуют: В познающем уме человека post rem Только то, что единично и конкретно, может реально существовать Бритва Оккама «Non sunt entia multiplicanda praeter necessitatem» Не нужно множить сущности без необходимости.

Слайд 51
Описание слайда:
Некоторые выводы Существует разум и реальные вещи. Оккам отбрасывал опосредующие звенья между ними: явления, образы, интенциональные объекты. Скептицизм охватывал не только рациональное, но и интуитивное знание. Предметы, порожденные разумом, обладают психическим - субъективным бытием. Теория интенциональности. Размежевание веры и разума – путь к фидеизму и к рационализму

Слайд 52
Описание слайда:
М.Лютер Э.Роттердамский Назад, к простой вере! Схоластика губительна для христианства.


Скачать презентацию на тему Философия средних веков. Схоластика можно ниже:

Похожие презентации