Философско-педаогические модели воспитания презентация

Содержание


Презентации» Философия» Философско-педаогические модели воспитания
ТЕМА
 Философско-педагогические модели воспитанияПервый период
 (первобытно – общинный строй) – народная мудрость. На данномВторой период
 (рабовладение) – отражение педагогического процесса в философии древности. ОсмыслениеТретий период
 (феодализм) – оформление педагогического знания, оформление педагогики как самостоятельнойЧетвертый период
 (капиталистический) – дифференциация педагогического знания, выделение самостоятельных отраслей педагогики.Воспитание
 это явление, направленное на усвоение социального опыта
 это процесс совершенствованияВоспитательный процесс 
 это организованная система взаимодействия воспитателя и воспитанника, личностиОсобенности воспитания
 это многофакторный процесс,
  это двусторонний субъект-субъектный процесс,
 Факторы воспитания
 наследственность
 социальная среда 
 природа и космос
 личность.
 .Философско-педагогические модели воспитания
 Социоцентирическая
 Натуроцентрическая
 Антропоцентрическая
 ТеоцентрическаяФилософские основания социоцентрической модели
 Аристотель, Платон – человек – государственное животное.
Социоцентрическая модель
 Приоритет в области воспитания отдается социальным институтам, которые реализуютПримеры:
 А.С.Макаренко
 В.Н. Сорока-Росинский
 С.Т.ШацкийФилософские основания натуроцентрической модели
 Демокрит – человек – это часть органичноНатуроцентрическая модель
 Ориентирована на максимальное развитие в человеке того, что заложеноПример 
 Ж.-Ж. Руссо 
 «Эмиль, или О воспитании»
 М. МонтессориФилософские основания антропоцентрической модели
 Протагор, Сократ – человек есть мера всехАнтропоцентрическая модель
 Исходной точкой при построении антропоцентрической модели является признание уникальности,Примеры 
 Л.Н.Толстой
 Я.Корчак
 В.А.Сухомлинский (антропоцентризм с социоцентризмом)Философские основания теоцентрической модели
 Древнегреческая философия человек – космическое творение
 СредневековьеТеоцентрическая модель
 Основана на понимании человека как продукта божественного (космического) творения.ВсеПример
 Ш.А. АмонашвилиПодходы к воспитанию
 Подход это путь движения к цели. Соответственно, кВ контексте социоцентрической модели
 : системный (любой объект и субъект воспитанияВ контексте антропоцентрической модели
 личностно-ориентированный (опирается на становление личности как индивидуальности;задания
 Модель отношений
 Ученик, учитель
 За  Против
 Ситуации



Слайды и текст этой презентации
Слайд 1
Описание слайда:
ТЕМА Философско-педагогические модели воспитания


Слайд 2
Описание слайда:
Первый период (первобытно – общинный строй) – народная мудрость. На данном этапе педагогическое знание закреплялось в пословицах и поговорках, сказаниях и былинах. В народной мудрости до сих пор черпают знания, как практики, так и теоретики.

Слайд 3
Описание слайда:
Второй период (рабовладение) – отражение педагогического процесса в философии древности. Осмысление процесса мироздания в философских трудах сопровождалось размышлениями о человеке, его душе, его месте в общем процессе мироустройства.

Слайд 4
Описание слайда:
Третий период (феодализм) – оформление педагогического знания, оформление педагогики как самостоятельной науки. Родоначальником науки педагогики является Я.А. Коменский. В его классическом труде «Великая дидактика» (1633 г.) сформулированы основное содержание и принципы обучения и воспитания

Слайд 5
Описание слайда:
Четвертый период (капиталистический) – дифференциация педагогического знания, выделение самостоятельных отраслей педагогики. Дифференциация науки педагогики идет в двух планах: внутри самой науки: дидактика, теория воспитания, этнопедагогика, возрастная педагогика и т. Д.

Слайд 6
Описание слайда:
Воспитание это явление, направленное на усвоение социального опыта это процесс совершенствования личности, который охватывает как физическое, так и духовное становление и развитие человека (происходит в социальных институтах)

Слайд 7
Описание слайда:
Воспитательный процесс это организованная система взаимодействия воспитателя и воспитанника, личности и группы, личности и социума, направленная на совершенствование и самосовершенствование личности

Слайд 8
Описание слайда:
Особенности воспитания это многофакторный процесс, это двусторонний субъект-субъектный процесс, неоднозначный процесс, процесс обмена информацией, это процесс длительный и непрерывный, неотделим от самовоспитания

Слайд 9
Описание слайда:
Факторы воспитания наследственность социальная среда природа и космос личность

Слайд 10
Описание слайда:
. .

Слайд 11
Описание слайда:
Философско-педагогические модели воспитания Социоцентирическая Натуроцентрическая Антропоцентрическая Теоцентрическая

Слайд 12
Описание слайда:
Философские основания социоцентрической модели Аристотель, Платон – человек – государственное животное. Марксистско-ленинская философия – личность – совокупность общественных отношений.

Слайд 13
Описание слайда:
Социоцентрическая модель Приоритет в области воспитания отдается социальным институтам, которые реализуют социальный заказ Все теории, разрабатываемые в русле социоцентрической модели воспитания, отличает: наличие внешне задаваемой цели; наличие модели формирования личности, единство, универсальность содержания воспитательной деятельности; общность идеологии; наличие передаваемых технологий.

Слайд 14
Описание слайда:
Примеры: А.С.Макаренко В.Н. Сорока-Росинский С.Т.Шацкий

Слайд 15
Описание слайда:
Философские основания натуроцентрической модели Демокрит – человек – это часть органично устроенной природы Руссо - воспитывать нужно природосообразно

Слайд 16
Описание слайда:
Натуроцентрическая модель Ориентирована на максимальное развитие в человеке того, что заложено природой Все теории, разрабатываемые в русле натуроцентрической модели воспитания, отличает: определение цели воспитания, исходя из особенностей отдельной личности; педагогическая помощь в развитии природных задатков; вариатиивность, отказ от единой стратегии воспитания; дифференциация учащихся (по различным основаниям); типологизация, содержания воспитательной деятельности; отсутствие унификации методов и технологий.

Слайд 17
Описание слайда:
Пример Ж.-Ж. Руссо «Эмиль, или О воспитании» М. Монтессори

Слайд 18
Описание слайда:
Философские основания антропоцентрической модели Протагор, Сократ – человек есть мера всех вещей Штейнер Р. – человек внеисторическое, вневременое явление, единство духа, души и тела.

Слайд 19
Описание слайда:
Антропоцентрическая модель Исходной точкой при построении антропоцентрической модели является признание уникальности, неповторимость каждого ребенка Все теории, разрабатываемые в русле антропоцентрической модели воспитания, отличает: индивидуализация, отказ от унифицированной цели воспитания; проектирование условий, а не личностного развития; свобода творчества; нацеленность на самореализацию, саморазвитие; диалог воспитателя с воспитанником; создание естественной развивающей среды.

Слайд 20
Описание слайда:
Примеры Л.Н.Толстой Я.Корчак В.А.Сухомлинский (антропоцентризм с социоцентризмом)

Слайд 21
Описание слайда:
Философские основания теоцентрической модели Древнегреческая философия человек – космическое творение Средневековье – человек божественное творение Космисты (Вернадский, Флоренский) – человек великая геологическая сила, способная менять лик планеты

Слайд 22
Описание слайда:
Теоцентрическая модель Основана на понимании человека как продукта божественного (космического) творения.Все теории, разрабатываемые в русле теоцентрической модели воспитания, отличает: связь человека с высшими силами (Бог. Космос); примат духовного над телесным; направленность на совершенствование (прежде всего духовное) человека; использование специфических символов, ритуалов, обрядов; ориентация на духовные искания человека, поиск своей миссии как высшего смысла своей жизни.

Слайд 23
Описание слайда:
Пример Ш.А. Амонашвили

Слайд 24
Описание слайда:
Подходы к воспитанию Подход это путь движения к цели. Соответственно, к одной цели может и должно быть, по крайней мере, несколько подходов. Подходы выражаются в совокупности понятий и идей, которые обосновывают содержание, средства и методы обучения и воспитания.

Слайд 25
Описание слайда:
В контексте социоцентрической модели : системный (любой объект и субъект воспитания рассматривается как комплекс взаимосвязанных, взаимодействующих элементов и вся совокупность влияний на развивающуюся личность представляет собой целостною систему со сложившейся структурой, элементами и связями); деятельностный (основывается на включении воспитанника в деятельность, которая опирается на мотивы и потребности личности и является для личности развивающей); синергетический (основывается на признании открытости нелинейности воспитательной системы, ее способности к самоорганизации, которая происходит в результате обмена энергией с внешней средой и предполагает образование через хаос нового порядка или новых структур системы), средовый (предполагает опосредованное управление процессом формирования и развития личности через среду, основывается на использовании в воспитании возможностей образовательной среды, требует особых методик и технологий, направленных на формирование, освоение и обогащение среды); культурологический (предполагает использование в воспитании системы культурных ценностей, которые должен усвоить человек; образование в свете данного подхода закладывает основы культурного бытия человечества и направлено на «возделывание» личности, ее восхождение к культуре; смысл воспитания заключается в том, чтобы человек не только обогатился в процессе общения с достижениями культуры, но и стал создателем культуры); аксиологический (все многообразие предметов человеческой деятельности, общественных отношений, природных явлений выступает в качестве объектов ценностного отношения и используется в воспитании для формирования системы жизнеутверждающих ценностей.

Слайд 26
Описание слайда:
В контексте антропоцентрической модели личностно-ориентированный (опирается на становление личности как индивидуальности; педагог, следуя требованиям данного подхода, должен строить свою работу с опорой на субъектный опыт ребенка, его интересы и потребности, поддерживать позитивную готовность воспитанников к саморазвитию и самосовершенствованию); подход, основанный на творческом саморазвитии (предполагает включение личности в процесс творческого самосозидания, формирования всех видов самости: самопознание, самоопределение, самоуправление, самосовершенствование, самореализация, стимулирование творческой активности и инициативы личности); герменевтический подход (обращен к психическому опыту субъекта, к его жизненному миру, требует проникновение в личностные смыслы человека его переживания, предметом познания является мир субъективных образов, которые находят отражение в научных, художественных тестах, произведениях искусства) психотерапевтический (нацелен на духовное оздоровление личности, для чего используются различные виды искусства и средства художественной деятельности, которые обеспечивают воспитывающее воздействие на личность и помогают лицам, попавшим в проблемную ситуацию, перестраивать эмоциональные переживания, снимают физическое и психическое напряжение, избавляют от страхов).

Слайд 27
Описание слайда:
задания Модель отношений Ученик, учитель За Против Ситуации


Скачать презентацию на тему Философско-педаогические модели воспитания можно ниже:

Похожие презентации