Формирование географических знаний презентация

Содержание


Презентации» Геометрия» Формирование географических знаний
Л.Ю. Ларионова, к.п.н., доц. Формирование географических знаний 
 План
 Теоретические основыТеоретические основы формирования знаний
 Теоретической основой формирования знаний является теория познания
В структуре познавательного процесса выделяют чувственный и рациональный уровни. 
 ФормулаПредставления – это высшая форма чувственного отражения действительности в виде наглядно-образногоКлассификация географических представленийОбобщённые представления являют собой образ предмета, отражающий его общие черты
 Например:Единичные представления связаны с конкретным объектом
 ПредметныеПо способу формирования
 Представления памяти
 возникают при непосредственном восприятии объектов иПриёмы формирования представлений
 Фотографии создают реальный образ объекта.Описательный рассказ
 Она располагается под нами.
 Там очевидно ходят вверх ногами.
Кино-видео материалКаждый образ в форме представления должен быть «положен» на карту, чтобыФакты – конкретные явления, события, феномены. Это научные сведения, достоверность которыхВладение фактами означает: 
 знание фактов (описание фактов, отнесение их кЧем отличается изложение материала на уровне факта и описания?
 Факт
 ВПонятия – это одна из форм мышления, которая отражает наиболее общиеОбщие понятия  - отражают наиболее существенные признаки группы объектов илиЕдиничные понятия – выражают характеристику явлений или объектов, в которых отраженаКлассификация географических понятий по содержанию
 Конкретные понятия – связаны с представлениямиАбстрактные понятия - это понятия, которые обозначают отвлеченные от объектов свойстваФормирование понятий зависит от их объёма и содержания 
 Главным условиемПонятие «платформа» – обширные малоподвижные участки земной коры, имеющие двухъярусное строение
Второй признак: двухъярусное строение
 Восточно-Европейская платформаТретий признак: малоподвижность
 Установлено, например, что Донецкий бассейн поднимается относительно Ростова-на-ДонуЛогические действия при классификации понятий 
 Обобщение понятий
 Заводы, производящие малолитражныеВладение понятием означает:
 Узнавание и определение понятий (сопоставление терминов и определений,Причинно-следственные связи – это такие компоненты содержания знаний, которые выражают причинныеКлассификация причинно-следственных связейКлассификация причинно-следственных связейПриёмы формирования причинно-следственных связей Простая схемаАналитическая таблицаПостроение логических цепочекПостроение логических цепочекКартографический приём сопоставления карт: «Установите причины различия климата южного берега КрымаКартографический приём наложения карт: «На основе наложения карт установите принципы размещенияЗакономерности и законы в географии следует понимать как постоянно повторяющиеся вРоль фактов в понимании закономерностейЗональность  «Средняя июльская температура постепенно снижается к полюсам»;  «ВРитмичность  «В умеренном поясе ясно выражены холодный и тёплый периодыКруговорот веществ в природеЦелостность географической оболочки выражена во взаимной связи всех её компонентах и



Слайды и текст этой презентации
Слайд 1
Описание слайда:
Л.Ю. Ларионова, к.п.н., доц. Формирование географических знаний План Теоретические основы формирования знаний Компоненты содержания географических знаний Методика формирования каждого из компонентов А) понятие о компоненте Б) классификация В) приёмы формирования


Слайд 2
Описание слайда:
Теоретические основы формирования знаний Теоретической основой формирования знаний является теория познания Познание – творческая деятельность субъекта, ориентированная на получение достоверных знаний о мире

Слайд 3
Описание слайда:
В структуре познавательного процесса выделяют чувственный и рациональный уровни. Формула теории познания, выраженная И. Кантом, определяет следующие этапы:

Слайд 4
Описание слайда:
Представления – это высшая форма чувственного отражения действительности в виде наглядно-образного знания Географические представления – это мысленные картины, образы объектов, явлений (которые могут в данное время не восприниматься органами чувств)

Слайд 5
Описание слайда:
Классификация географических представлений

Слайд 6
Описание слайда:
Обобщённые представления являют собой образ предмета, отражающий его общие черты Например:

Слайд 7
Описание слайда:
Единичные представления связаны с конкретным объектом Предметные

Слайд 8
Описание слайда:
По способу формирования Представления памяти возникают при непосредственном восприятии объектов и явлений и соответственно связаны с конкретными образами.

Слайд 9
Описание слайда:
Приёмы формирования представлений Фотографии создают реальный образ объекта.

Слайд 10
Описание слайда:
Описательный рассказ Она располагается под нами. Там очевидно ходят вверх ногами. Там наизнанку вывернутый год. Там расцветают в октябре, а не в июле лето, Там протекают реки без воды (они в пустыне пропадают где-то). Там в зарослях следе бескрылых птиц, Там кошкам в пищу достаются змеи, рождаются зверята из яиц И там собаки лаять не умеют. Деревья сами лезут из коры, Там кролики страшнее наводненья, Спасает юг от северной жары, Столица не имеет населенья М. Усова

Слайд 11
Описание слайда:
Кино-видео материал

Слайд 12
Описание слайда:
Каждый образ в форме представления должен быть «положен» на карту, чтобы ученик знал: а где этот объект находится, где происходит это явление.

Слайд 13
Описание слайда:
Факты – конкретные явления, события, феномены. Это научные сведения, достоверность которых уже доказана Факт – феномен «Ежегодно в Антарктиде возникает около 5000 айсбергов, содержащих в сумме сто миллионов тонн пресной воды»; «На устьевом участке Енисея глубина русла достигает 45 – 48 метров и увеличивается в половодье на 3 -4 метра. На Саянском участке Енисея обнаружена глубина около 80 метров. Большие глубины встречаются на Ангаре. Так что Енисей и его притоки можно считать самыми глубокими реками России».

Слайд 14
Описание слайда:
Владение фактами означает: знание фактов (описание фактов, отнесение их к контексту изучаемого материала, времени и др.); установление логики взаимосвязи между фактами (выделение иерархических и ассоциативных отношений между ними).  

Слайд 15
Описание слайда:
Чем отличается изложение материала на уровне факта и описания? Факт В июне 1984 г. в Ивановской, Костромской, Ярославской областях России наблюдалось довольно редкое явление природы – смерчи. 9 июня на центрально-европейские области России переместился мощный циклон, зародившийся на севере Украины. Столкнулись холодные и теплые массы воздуха, и в результате образовался атмосферный фронт, давление в центре которого понизилось до 722 мм рт. ст. Двигаясь, циклон усиливался, вызывал дожди, град, шквалистый ветер. Когда циклон проходил над Ивановской, Костромской Ярославской областями, образовались смерчи – вихри с вертикальной скоростью вращения. Диаметр их достигал от нескольких десятков до нескольких сотен метров. Скорость смерча достигал 100 – 200 метров в секунду.

Слайд 16
Описание слайда:
Понятия – это одна из форм мышления, которая отражает наиболее общие и существенные признаки явлений и предметов объективной действительности

Слайд 17
Описание слайда:
Общие понятия - отражают наиболее существенные признаки группы объектов или явлений и выражаются в виде формулировки (определения) Машиностроительный комплекс – совокупность отраслей промышленности, производящих разнообразные машины и механизмы. Международное географическое разделение труда – специализация отдельных стран и регионов на производстве определённых видов продукции и услуг и в последующем обмене ими. Воздушные массы – это подвижные, относительно однородные части тропосферы, отличающиеся друг от друга свойствами – в первую очередь температурой и увлажнением.

Слайд 18
Описание слайда:
Единичные понятия – выражают характеристику явлений или объектов, в которых отражена их специфика, обусловленная рядом причин Предметные понятия – отражают характеристику объектов или явлений не зависимо от того, где они находятся или географическая принадлежность объекта не играет главной роли. Например, «горы», «равнины», «пустыня», «вулкан» и т.п. Полуостров – это глубоко вдающийся в море участок материка или острова, окружённый с трёх сторон водой, с четвёртой соединяется с сушей. Шельф – прилегающая к берегу плоская или слабонаклонная подводная окраина материка общего с ним геологического строения.

Слайд 19
Описание слайда:
Классификация географических понятий по содержанию Конкретные понятия – связаны с представлениями и складываются путём обобщения признаков группы однородных объектов или явлений. Например, понятие «горы»

Слайд 20
Описание слайда:
Абстрактные понятия - это понятия, которые обозначают отвлеченные от объектов свойства или отношения, мыслимые как самостоятельные предметы Например: Атмосферный фронт – это поверхность раздела/граница между двумя воздушными массами в разной температурой и влажностью. Биосфера – наружная оболочка Земли, в которой существует жизнь во всех её проявлениях, а также все сферы Земли, более или менее видоизменённые жизнью. Мировое хозяйство – это исторически сложившаяся совокупность национальных хозяйств всех стран мира, связанных между собой всемирными экономическими отношениями.

Слайд 21
Описание слайда:
Формирование понятий зависит от их объёма и содержания Главным условием при формировании общих понятий является – выделение основных признаков которые присущи всем объектам, явлениям, относящимся к одной группе. Например, основные признаки понятия «Погода»

Слайд 22
Описание слайда:
Понятие «платформа» – обширные малоподвижные участки земной коры, имеющие двухъярусное строение Первый признак: обширные участки земной коры

Слайд 23
Описание слайда:
Второй признак: двухъярусное строение Восточно-Европейская платформа

Слайд 24
Описание слайда:
Третий признак: малоподвижность Установлено, например, что Донецкий бассейн поднимается относительно Ростова-на-Дону со скоростью 6…10 мм/год, а Среднерусская возвышенность – до 2 см/год. Поднимаются районы Курска (3,6 мм/год), Новая земля, Северный Прикаспий. Интенсивно продолжает подниматься Скандинавия (25 мм/год), только район Стокгольма за последние 50 лет поднялся на 19 см.

Слайд 25
Описание слайда:
Логические действия при классификации понятий Обобщение понятий Заводы, производящие малолитражные автомобили Машиностроительные заводы Волжский автомобильный завод Заводы Заводы, производящие легковые автомобили Заводы автомобильной промышленности

Слайд 26
Описание слайда:
Владение понятием означает: Узнавание и определение понятий (сопоставление терминов и определений, конструирование определения понятий); Раскрытие объёма понятий (характеристика номенклатуры объектов или явлений, обобщённых понятием и их классификация; Раскрытие содержания понятия (характеристика существенных признаков объектов или явлений, отражённых данным понятием); Установление логики взаимосвязи между понятиями в понятийной системе (выделение иерархических и ассоциативных связей между понятиями, построение логически упорядоченных терминологических схем.

Слайд 27
Описание слайда:
Причинно-следственные связи – это такие компоненты содержания знаний, которые выражают причинные отношения между объектами, явлениями и процессами «Причинно-следственные связи составляют суть географии» Н.Н. Баранский

Слайд 28
Описание слайда:
Классификация причинно-следственных связей

Слайд 29
Описание слайда:
Классификация причинно-следственных связей

Слайд 30
Описание слайда:
Приёмы формирования причинно-следственных связей Простая схема

Слайд 31
Описание слайда:
Аналитическая таблица

Слайд 32
Описание слайда:
Построение логических цепочек

Слайд 33
Описание слайда:
Построение логических цепочек

Слайд 34
Описание слайда:
Картографический приём сопоставления карт: «Установите причины различия климата южного берега Крыма и Степного Крыма, используя физическую и климатическую карты»

Слайд 35
Описание слайда:
Картографический приём наложения карт: «На основе наложения карт установите принципы размещения предприятий цветной металлургии»

Слайд 36
Описание слайда:
Закономерности и законы в географии следует понимать как постоянно повторяющиеся в сходных условиях существующие связи, отношения объектов и явлений географической среды

Слайд 37
Описание слайда:
Роль фактов в понимании закономерностей

Слайд 38
Описание слайда:
Зональность «Средняя июльская температура постепенно снижается к полюсам»; «В экваториальных областях преобладает низкое давление, а у 30° с.ш. и ю.ш. – высокое»

Слайд 39
Описание слайда:
Ритмичность «В умеренном поясе ясно выражены холодный и тёплый периоды года»; «В субэкваториальном поясе во влажный период преобладает химическое выветривание, а в сухой – физическое»; Смена дня и ночи

Слайд 40
Описание слайда:
Круговорот веществ в природе

Слайд 41
Описание слайда:
Целостность географической оболочки выражена во взаимной связи всех её компонентах и проявляется в природно-территориальных комплекса разного ранга


Скачать презентацию на тему Формирование географических знаний можно ниже:

Похожие презентации