Формирование предметно - пространственной среды ДОО в условиях ФГОС ДОО презентация

Содержание


Презентации» Педагогика» Формирование предметно - пространственной среды ДОО в условиях ФГОС ДОО
Формирование предметно-пространственной среды ДОО в условиях реализации ФГОС ДО
 ФГНУ ИППДНормативные требования по организации развивающей предметно-пространственной среды
  Конституция Российской ФедерацииНормативные требования по организации развивающей предметно-пространственной среды
  Концепция содержания непрерывногоНормативные требования по организации развивающей предметно-пространственной среды
  Письмо Минобразования РоссииФГОС ДО
 Развивающая предметно-пространственная среда – часть образовательной среды, представленная социально-организованнымФГОС ДО
 Развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала пространстваРазвивающая предметно-пространственная среда
 это специфические для каждой Программы Организации (группы) образовательноеФГОС ДО
 Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать возможность: 
 общения иФГОС ДО
 Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать:
 реализацию различных образовательных программ;
Развивающая предметно-пространственная среда
 должна быть :
 содержательно-насыщенной, 
 трансформируемой, 
 полифункциональной,Принципы предметно-развивающей среды детского сада
 
 насыщенность, 
 доступность, 
 комплексность,Насыщенность среды.
 Соответствие возрастным возможностям детей и содержанию Программы. 
 ОснащённностьТрансформируемость пространства.
 Возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации,Полифункциональность материалов.
 Возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды: 
 детскойВариативность среды.
 Наличие различных пространств (для игры, конструирования, уединения и пр.),Доступность среды
 Доступность всех помещений, где осуществляется образовательная деятельность для воспитанников,Безопасность предметно-пространственной среды
 все элементы РППС должны соответствовать требованиям по обеспечениюРППС – 3 категории характеристик: (1) и (2)
 К сформированной среде:РППС – 3 категории характеристик: (3)
 3. Характеристики, которые проявляются подРазвивающая предметно-пространственная среда
 должна отражать полный процесс образовательной деятельности ДО скачественные характеристики среды: 
 а) предметная насыщенность (материальное пространство, наполненное вОсновные модели образовательного процесса в детском саду
 Общие типы моделей образовательногоУчебная модель
 Организация содержаний образования по принципу разделенных учебных предметов.
 ПозицияКомплексно-тематическая модель
 Организация содержаний образования по тематическому принципу. 
 Позиция взрослогоПредметно-средовая модель
 Содержание образования проецируется непосредственно на предметную среду, минуя взрослого.
Оптимальная модель
 Структурная дифференциация образовательного процесса
 Позиция взрослого – партнёрская, организаторМодели организации образовательного процесса в детском саду в соответствии с требованиямиМодели организации образовательного процесса в детском саду.
 Учебная модель. Двухчастная модельМодели организации образовательного процесса в детском саду.
 Условия реализации двухчастной моделиОрганизация пространства
 К функциональным аспектам оборудования пространства детского сада относятся такжеорганизация пространства 
 (в здании и на участке) должна обладать многофункциональнымиЗнаменитый детский сад Фуджи (Япония)Прозрачность, гибкость и открытость среды (Дания)Гибкое зонирование пространства
 Предполагает наличие различных пространств (зон, уголков, секторов, центровПримеры организации пространства209.jpgПримеры организации пространстваПримерный перечень зон для
 - для сюжетно-ролевых и режиссерских игр (театрализованнаяИзменение
 Оперативное изменение пространства является одним из необходимых критериев для полноценногоОрганизация образовательного пространства на основе модернизации и оптимизации традиционной образовательной средыИзменение характера зонирования
  уменьшение количества уголков, 
 переоборудование учебной зоныИзменение характера зонирования
 Создание легко трансформируемого единого пространства для различных видовСпособы рациональной организации предметно-пространственной среды.Первый вариант. 
 Наличие трёх полифункциональных частей: 
 зоны для спокойнойПервый вариант. 
 Возможность частей изменяться по объёму, иметь подвижные трансформируемыеВторой вариант. 
 Формирования центров активности (мастерских).
  в группах раннегов группах для детей младшего дошкольного возраста.
  центр литературы (книги,в группах для детей старшего дошкольного возраста.
 Центр исследования, 
 Центрпрограмма «ОткрытиЯ» 
 Центры активности. Помещение группы должно быть разделено напрограмма «ОткрытиЯ» 
 Принципы создания развивающей среды в группе детского сада
Детский сад МонтессориПредметно-пространственная развивающая среда для детей от 3 до 7 (8) летПредметное содержание
 игрушки, оборудование и другие игровые материалы должны быть известныОбщие требования к предметному содержанию
 Включают качества, категорически неприемлимые, т.к. ониОбщие требования
 Элементы РППС (игрушки, оборудование и другие материалы) не должны:
Общие требования
  Полифункциональность. Это качество должно давать возможность ребёнку гибкоСпециальные требования
 Что касается специальных требований, то их перечни элементов развивающейДополнительные требования
 Помимо соответствия критериям, установленным ФГОС ДО, все элементы РППСРазвивающие возможности элементов РППС
 характеризуются на основе оценки их «развивающего потенциала»,Степень «открытости»
 связанная с особенностью его структуры и содержания. Существуют такиеСтепень универсальности
 возможность применять элементы РППС для нескольких программных направлений. Чем«Автодидактичность»
  структурное свойство игрового средства, которое «указывает» ребёнку на егоВ состав перечней РППС для ДОО должны входить только те элементы,Использование технических средств
 Адаптируется под конкретные задачи, специфику образовательной программы 
Технические средства
 	Должны органично функционировать без разрушения уже созданной РППС безОбеспечение полноценного функционирования
 Методическая поддержка заключается в наличии и использовании конкретныхОбъективные показатели негативного влияния
 1. Сенсорная агрессия (цвет, свет, мерцание, звук,Объективные показатели негативного влияния
 1. Сенсорная агрессия (цвет, свет, мерцание, звук,Объективные показатели негативного влияния
 2. Провокация к совершению аморальных и безнравственныхОбъективные показатели негативного влияния
 Чрезмерное развитие определенных сторон личности и чувствОбъективные показатели негативного влияния
 Формирование преждевременных потребностей ребенка, в том числеОбъективные показатели негативного влияния
 Снижение активности ребенка, культивирование его несамостоятельности (гиперзаданностьОбъективные показатели негативного влияния
 Тщеславие от «имения» игрушки вместо «умения»: придуматьОбщие принципы отбора игровой продукции для детей-дошкольников
 Принцип безопасности (отсутствия рисков)Принципы оценки безопасности игровой продукции
 1. Физическая и экологическая безопасность (отсутствиеПсихологическая безопасность
 1. Педагогический (дидактический)- чему научит игрушка. Какие разовьет умения,Психологические риски игровой продукции
 1. Игрушки, провоцирующие причинение ущерба здоровью и2. Игрушки устрашающего характера – способные сильно испугать ребенка, вызвать появлениеИгрушки, использующие синестезию, основанные на сочетании психологически несочетаемого
 например, сладкого иИгрушки, натуралистически изображающие или моделирующие выделительные процессы человеческого организма или организмаДуховно-нравственная безопасность игровой продукции 
 	необходимый принцип оценки игровой продукции, позволяющийОбеспечение полноценного функционирования РППС
 Методическая поддержка 
 Техническая поддержка необходима дляОсобенности 
 формирование (дополнение) РППС должно являться уникальным решением для каждойПроблемы и актуальность
 Сегодня происходит катастрофическая деформация антропологических смыслов игровой практикиИскажение телесности
 Анорексия
 Пластическая хирургия
 Суицидальные наклонностиОтрицание социальных норм
 Девиантность образа
 Агрессивность
 Сексуализацияизменение стратегий взросления
  Инфантилизация
  Утрата позитивного образа взрослого
 Расшатывание иерархии отношений человека и Бога
 Воплощение образов зла
 Демонизация образасравнительный анализ современной 	и традиционной игрушки 
 в современных игрушках нетсравнение игровых наборовИгровой набор ребенка выступает как опредмеченная картина мира, в которой определяютсяИгровая среда
 Превращение «наличного социокультурного содержания в средство и содержание образования,209.jpgИгрушки, провоцирующие причинение ущерба здоровью и жизни ребенка
 a) оправдывающие илиПримеры анти-игрушекОбъективные показатели негативного влияния агрессияЦвет
 в помещении, оборудования и различных материалов способен зрительно изменить восприятиеФормирование предметного содержания РППС ДОО
 Для максимальной реализации образовательного потенциала развивающейФункциональный модуль 
 – это группа компонентов материалов, оборудования и инвентаряорганизация РППС в ДОО и в семье
 Для организации РППС вфункциональные модули:
 РППС может включать следующие функциональные модули:
 - «Игровая»;
 -Социально-коммуникативное развитие 
 -Развитие игровой деятельности детей с целью освоения различныхФормирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.
 Основными целями данногоРазвитие трудовой деятельности. Трудовое воспитание дошкольников подразумевает формирование нравственных представлений оРечевое развитие 
 - Развитие словаря. Данное направление работы связано с- Воспитание звуковой культуры. Цель направления – формирование правильного произношения звуков



Слайды и текст этой презентации
Слайд 1
Описание слайда:
Формирование предметно-пространственной среды ДОО в условиях реализации ФГОС ДО ФГНУ ИППД РАО Теплова Анна Борисовна


Слайд 2
Описание слайда:
Нормативные требования по организации развивающей предметно-пространственной среды Конституция Российской Федерации от 25 декабря 1993 года, с изменениями от 30 декабря 2008 года; Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации"», № 185 от 02 июля 2013 года; Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» № 1155 от 17 октября 2013 года; Комментарии к ФГОС дошкольного образования Министерства образования и науки Российской Федерации № 08-249 от 28 февраля 2014 года;

Слайд 3
Описание слайда:
Нормативные требования по организации развивающей предметно-пространственной среды Концепция содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено), утвержденная Федеральным координационным советом по общему образованию Министерства образования РФ от 17 июня 2003 года. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 г. N 26 г. Москва от «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»» Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 19 декабря 2013 г. N 68 г. Москва «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3147-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к дошкольным группам, размещенным в жилых помещениях жилищного фонда»» Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа», указ Президента РФ № Пр-271 от 04 февраля 2010 года.

Слайд 4
Описание слайда:
Нормативные требования по организации развивающей предметно-пространственной среды Письмо Минобразования России от 17 мая 1995 года № 61/1912 «О психолого-педагогических требованиях к играм и игрушкам в современных условиях» (вместе с «Порядком проведения психолого-педагогической экспертизы детских игр и игрушек», «Методическими указаниями к психолого-педагогической экспертизе игр и игрушек», «Методическими указаниями для работников дошкольных образовательных учреждений "О психолого-педагогической ценности игр и игрушек"»). Приказ Министерства образования РФ от 26.06.2000 №1917 «Об экспертизе настольных, компьютерных и иных игр, игрушек и игровых сооружений для детей». Письмо Минобразования России от 15.03.2004 № 035146ин/1403 «О направлении Примерных требований к содержанию развивающей среды детей дошкольного возраста, воспитывающихся в семье».

Слайд 5
Описание слайда:
ФГОС ДО Развивающая предметно-пространственная среда – часть образовательной среды, представленная социально-организованным пространством (помещениями, участком и т.п.), материалами, оборудованием, инвентарём для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учёта особенностей и коррекции недостатков их развития.

Слайд 6
Описание слайда:
ФГОС ДО Развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала пространства Организации, Группы, а также территории, прилегающей к Организации или находящейся на небольшом удалении, приспособленной для реализации Программы (далее - участок), материалов, оборудования и инвентаря для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учета особенностей и коррекции недостатков их развития.

Слайд 7
Описание слайда:
Развивающая предметно-пространственная среда это специфические для каждой Программы Организации (группы) образовательное оборудование, материалы, мебель и т.п., в сочетании с определенными принципами разделения пространства Организации (группы)

Слайд 8
Описание слайда:

Слайд 9
Описание слайда:
ФГОС ДО Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать возможность: общения и совместной деятельности детей (в том числе детей разного возраста) и взрослых, двигательной активности детей, возможности для уединения.

Слайд 10
Описание слайда:
ФГОС ДО Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать: реализацию различных образовательных программ; в случае организации инклюзивного образования - необходимые для него условия; учет национально-культурных, климатических условий, в которых осуществляется образовательная деятельность; учет возрастных особенностей детей.

Слайд 11
Описание слайда:
Развивающая предметно-пространственная среда должна быть : содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной безопасной.

Слайд 12
Описание слайда:
Принципы предметно-развивающей среды детского сада насыщенность, доступность, комплексность, мобильность, трансформируемость, безопасность, избыточная достаточность.

Слайд 13
Описание слайда:
Насыщенность среды. Соответствие возрастным возможностям детей и содержанию Программы. Оснащённность средствами обучения и воспитания (в том числе техническими), соответствующими материалами, в том числе расходным игровым, спортивным, оздоровительным оборудованием, инвентарём в соответствии со спецификой Программы. Способность среды обеспечить игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников, экспериментирование детей с доступными материалами (в том числе с песком и водой); двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях; эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением; возможность самовыражения детей. Необходимые и достаточные возможности для движения, предметной и игровой деятельности с разными материалами для детей младенческого и раннего возраста.

Слайд 14
Описание слайда:
Трансформируемость пространства. Возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей.

Слайд 15
Описание слайда:
Полифункциональность материалов. Возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды: детской мебели, матов, мягких модулей, ширм и т.д. Наличие полифункциональных (не обладающих жёстко закреплённым способом употребления) предметов, в том числе природных материалов, пригодных для использования в разных видах детской активности (в том числе в качестве предметов-заместителей в детской игре).

Слайд 16
Описание слайда:
Вариативность среды. Наличие различных пространств (для игры, конструирования, уединения и пр.), а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей. Периодическая сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей.

Слайд 17
Описание слайда:
Доступность среды Доступность всех помещений, где осуществляется образовательная деятельность для воспитанников, детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов. Свободный доступ детей, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья, к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности. Исправность и сохранность материалов и оборудования.

Слайд 18
Описание слайда:
Безопасность предметно-пространственной среды все элементы РППС должны соответствовать требованиям по обеспечению надёжности и безопасность их использования, такими как санитарно-эпидемиологические правила и нормативы, и правила пожарной безопасности.

Слайд 19
Описание слайда:
РППС – 3 категории характеристик: (1) и (2) К сформированной среде: насыщенность, трансформируемость, полифункциональность, доступность, безопасность. К отдельным компонентам (игрушкам), виды деятельности ребенка, уровень развития ребенка.

Слайд 20
Описание слайда:
РППС – 3 категории характеристик: (3) 3. Характеристики, которые проявляются под влиянием программы: Игровой, познавательной, исследовательской, творческой активности всех воспитанников, экспериментирования с доступными детям материалами; Двигательной активности (моторика, подв. игры и соревнования); Эмоционального благополучия детей во взаимодействии с РППС; Возможности самовыражения детей.

Слайд 21
Описание слайда:
Развивающая предметно-пространственная среда должна отражать полный процесс образовательной деятельности ДО с учетом индивидуальных особенностей детей. состоит из характеристик, необходимых для выполнения требований ФГОС ДО в целом, и организации РППС, в частности. Полноценное и одновременное функционирование РППС позволит создать целостную системообразующую развивающую среду ДОО с учётом принципа взаимосвязанной деятельности всех субъектов образовательного процесса – педагогов, родителей, детей.

Слайд 22
Описание слайда:
качественные характеристики среды: а) предметная насыщенность (материальное пространство, наполненное в соответствии с содержанием ООП); б) информационная насыщенность, включающая широкий спектр имеющегося методического, технического и программного обеспечения; в) осмысленность используемых средств и форм при организации среды; г) степень использования общего культурного пространства как ресурса педагогической деятельности.

Слайд 23
Описание слайда:
Основные модели образовательного процесса в детском саду Общие типы моделей образовательного процесса 1. учебная модель 2. комплексно-тематическая модель 3. предметно-средовая модель

Слайд 24
Описание слайда:
Учебная модель Организация содержаний образования по принципу разделенных учебных предметов. Позиция взрослого – учительская. Инициатива и направление деятельности всецело принадлежит взрослому. Жесткое программирование образовательной среды: Топография – «сборник учебных предметов» Временная развертка – в логике учебного предмета Дисциплинарная школьно-урочная форма образовательного процесса. Предметная среда в виде учебных пособий. Все незапланированные виды активности, инициативности детей не приветствуются и исключаются взрослым.

Слайд 25
Описание слайда:
Комплексно-тематическая модель Организация содержаний образования по тематическому принципу. Позиция взрослого – партнёр, сотрудник. Тема как знание представленное в эмоционально-образной форме. Проекция темы на разные виды детской активности обеспечивает развитие инициативности детей. Предметная среда постоянно подстраивается по развивающие задачи и инициативу детей. Очень высокие требования к общей культуре, гибкости, творческому потенциалу и интуиции взрослого, без которых модель не работает.

Слайд 26
Описание слайда:
Предметно-средовая модель Содержание образования проецируется непосредственно на предметную среду, минуя взрослого. Взрослый – организатор предметной среды, его функция – подбор развивающего материала, который автодидактичен. Классический вариант этой модели целиком построен на концептуально обоснованной и жестко ограниченной предметной среде (система М.Монтессори) Топография образовательной среды не меняется – изменяется сам ребенок, вычерпывая в процессе многократных упражнений развивающее содержание, заложенное в предметном материале. Ставка на «саморазвитие» приводит к исчезновению систематичности образовательного процесса, резко сужает культурные горизонты ребенка.

Слайд 27
Описание слайда:
Оптимальная модель Структурная дифференциация образовательного процесса Позиция взрослого – партнёрская, организатор развивающей предметной среды, включённый в деятельность детей. Две составляющие образовательного процесса: - совместная непринуждённая деятельность взрослого с детьми - свободная самостоятельная деятельность самих детей. Для старшего дошкольного возраста возможно введение специально организованного обучения, как результат усложнения и дифференциации партнерских отношений между взрослым и детьми на фоне упрочившейся тенденции детей к инициативности. Свободная самостоятельная деятельность детей наполняется образовательным содержанием за счет создания воспитателем разнообразной предметной среды. В учебный блок входит содержание, реализующее задачи перевода детей к знаково-символическим формам мышления.

Слайд 28
Описание слайда:
Модели организации образовательного процесса в детском саду в соответствии с требованиями ФГОС

Слайд 29
Описание слайда:
Модели организации образовательного процесса в детском саду. Учебная модель. Двухчастная модель организации жизнедеятельности ребенка в детском саду: совместная партнерская деятельность взрослого с детьми; свободная самостоятельная деятельность самих детей. Возможность привнесения «учебной» составляющей в конце старшего дошкольного возраста.

Слайд 30
Описание слайда:
Модели организации образовательного процесса в детском саду. Условия реализации двухчастной модели деятельности: Включенность взрослого в деятельность наравне с детьми – партнерство во взаимодействии; добровольное присоединение детей к деятельности (без психологического и дисциплинарного принуждения); свободное общение и перемещение детей во время занятия (при соответствующей организации рабочего пространства, обеспечивающего сотрудничество детей и взрослых); открытый временной конец занятия (каждый работает в своем темпе). Рекомендации по режиму дня, недели и месяца в соответствии с двухчастной моделью.

Слайд 31
Описание слайда:
Организация пространства К функциональным аспектам оборудования пространства детского сада относятся также акустическое оформление, освещение, цветовая отделка помещения. Например, по-разному могут восприниматься предметы в зависимости от факторов, влияющих на восприятие: светлое или темное время суток, дождливый или темный день и пр. В связи с этим, система освещения должна быть распределена равномерно и вдоль светонесущей стены. Ст. VII, Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 г. N 26 г. Москва от «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»»

Слайд 32
Описание слайда:
организация пространства (в здании и на участке) должна обладать многофункциональными качествами гибкого зонирования и оперативного изменения в зависимости от образовательной ситуации, а также обеспечивать возможность для различных видов активности детей, их самовыражения и эмоционального благополучия.

Слайд 33
Описание слайда:

Слайд 34
Описание слайда:

Слайд 35
Описание слайда:

Слайд 36
Описание слайда:
Знаменитый детский сад Фуджи (Япония)

Слайд 37
Описание слайда:

Слайд 38
Описание слайда:

Слайд 39
Описание слайда:
Прозрачность, гибкость и открытость среды (Дания)

Слайд 40
Описание слайда:
Гибкое зонирование пространства Предполагает наличие различных пространств (зон, уголков, секторов, центров и т.п.) для осуществления свободного выбора детьми разных видов деятельности. Зоны должны быть трансформируемы: в зависимости от воспитательно-образовательных задач и индивидуальных особенностей детей меняться, дополняться и объединяться. Следует учитывать доступность для осуществления всех основных видов активности помещений ДОО, где осуществляется образовательная деятельность детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов. Зонирование пространства должно быть организовано с учетом всего времени пребывания детей в ДОО

Слайд 41
Описание слайда:
Примеры организации пространства

Слайд 42
Описание слайда:
209.jpg

Слайд 43
Описание слайда:
Примеры организации пространства

Слайд 44
Описание слайда:
Примерный перечень зон для - для сюжетно-ролевых и режиссерских игр (театрализованная деятельность, ряжение, освоение социальных ролей и профессий и пр.); - для познавательной активности (экспериментирование с различными материалами, развитие речи, наблюдение за природными явлениями, развитие математических представлений и пр.); - для самостоятельной деятельности детей (конструирование из различных материалов, художественно-продуктиная деятельность, ознакомление с литературой, выставка детского творчества, центр патриотического воспитания и пр.); - для двигательной активности (спортивные игры, соревнования и пр.); - для настольно-печатных и развивающих игр (рассматривание иллюстрированного материала, дидактические игры и пр.); - для экспериментирования и наблюдения за природными явлениями (экспериментальные лаборатории, календарь природы, центры для организации различных проектов и пр.); - для отдыха (уединение, общение и пр.).

Слайд 45
Описание слайда:
Изменение Оперативное изменение пространства является одним из необходимых критериев для полноценного функционирования РППС. Могут быть использованы некрупные передвижные ширмы или стенки, различное игровое оборудование, символы и знаки для зонирования и пр. Необходимо обеспечить возможность полноценной двигательной активности детей. Следует учитывать и возможность изменения структуры зонирования РППС для возникающих образовательных задач: организация детской импровизированной самостоятельной игры. Необходима обязательная смена игрушек, оборудования и прочих материалов.

Слайд 46
Описание слайда:
Организация образовательного пространства на основе модернизации и оптимизации традиционной образовательной среды детского сада

Слайд 47
Описание слайда:
Изменение характера зонирования уменьшение количества уголков, переоборудование учебной зоны и помещений для проведения учебных занятий, устранение дробности зонирования по видам конкретной деятельности.

Слайд 48
Описание слайда:
Изменение характера зонирования Создание легко трансформируемого единого пространства для различных видов инициативной деятельности ребенка. Расширение пространства для свободной самостоятельной деятельности самих детей и партнерской деятельности взрослого с детьми: игровой, продуктивной, познавательно-исследовательской, чтения художественной литературы, двигательной активности. Оборудование лабораторий, мастерских

Слайд 49
Описание слайда:
Способы рациональной организации предметно-пространственной среды.

Слайд 50
Описание слайда:
Первый вариант. Наличие трёх полифункциональных частей: зоны для спокойной деятельности, зоны для деятельности, с экстенсивным использованием пространства (активным движением, возведением крупных игровых построек и т.п.), рабочей зоны.

Слайд 51
Описание слайда:
Первый вариант. Возможность частей изменяться по объёму, иметь подвижные трансформируемые границы зон. Оборудование рабочей зоны: части для занятий (с большим рабочим столом или несколькими столами) и пространства для свободной самостоятельной деятельности детей по интересам, организованное нитеобразно. Наличие низких стеллажей, шкафчиков, пространства для сюжетной игры, опытов и экспериментирования, настольных игр и дидактических упражнений, конструирования, ручного труда и изобразительной деятельности, книжного уголка.

Слайд 52
Описание слайда:
Второй вариант. Формирования центров активности (мастерских). в группах раннего возраста центр сенсорики, центр рисования, центр строительства, центр игры, центр песка/воды, центр книги;

Слайд 53
Описание слайда:
в группах для детей младшего дошкольного возраста. центр литературы (книги, книгоиздательства и театрализации), Центр математики, науки, Центр кулинарии, Центр песка и воды, Центр сюжетно-ролевой игры, Центр движения;

Слайд 54
Описание слайда:
в группах для детей старшего дошкольного возраста. Центр исследования, Центр искусства, Центр спорта, Центр чтения, Центр математики, Центр музыки и театра, центр игры, Центр кулинарии и пр.

Слайд 55
Описание слайда:
программа «ОткрытиЯ» Центры активности. Помещение группы должно быть разделено на небольшие субпространства – так называемые центры активности. Количество и организация Центров варьируется в зависимости от возможностей помещения и возраста детей. Однако в обязательном порядке должны быть оборудованы: • «Центр искусств»; • «Центр строительства»; • «Литературный центр» (в старших группах - «Центр грамотности и письма»); • «Центр сюжетно-ролевых (драматических) игр»; • «Центр песка и воды»; • «Центр математики и манипулятивных игр»; • «Центр науки и естествознания»; • «Центр кулинарии»; • «Открытая площадка».

Слайд 56
Описание слайда:
программа «ОткрытиЯ» Принципы создания развивающей среды в группе детского сада Существуют принципы создания среды развития в группе, ориентированной на ребенка, которых следует придерживаться педагогам, реализующим Программу на практике. Принцип комфортности. Принцип целесообразной достаточности. Принцип доступности. Принцип превентивности. Принцип личной ориентированности. Принцип баланса инициатив детей и взрослых.

Слайд 57
Описание слайда:
Детский сад Монтессори

Слайд 58
Описание слайда:
Предметно-пространственная развивающая среда для детей от 3 до 7 (8) лет включает в себя: пространство с материалами для развития социальных навыков и навыков самообслуживания, или «Уголок жизненной практики»; пространство с материалами для развития чувств (сенсомоторное развитие), или «Сенсорный уголок»; пространство с материалами для развития речи, или «Уголок русского языка»; пространство с материалами для развития математических представлений, или «Уголок математики»; пространство с материалами для знакомства с природой и культурой, или «Уголок природы и культуры»; пространство с материалами для развития художественных навыков; пространство с материалами для развития музыкальных способностей; пространство со снарядами для развития движений и предметами для сюжетно-ролевых игр (выделено в отдельную комнату или организовано в центре спальни со складывающимися кроватями, соответствующими СанПиН); пространство для чтения, уединения и отдыха.

Слайд 59
Описание слайда:
Предметное содержание игрушки, оборудование и другие игровые материалы должны быть известны детям согласно их индивидуальным особенностям (возрастным и гендерным) для осуществления полноценной самостоятельной и совместной со сверстниками деятельности. должны быть включены также предметы для совместной деятельности ребенка со взрослым (педагогом).

Слайд 60
Описание слайда:
Общие требования к предметному содержанию Включают качества, категорически неприемлимые, т.к. они оказывают негативное влияние на психическое и физическое здоровье ребёнка.

Слайд 61
Описание слайда:
Общие требования Элементы РППС (игрушки, оборудование и другие материалы) не должны: провоцировать ребенка на агрессивные действия; вызывать у него проявление жестокости по отношению к персонажам игры, в роли которых могут выступать играющие партнёры (сверстники, взрослые); провоцировать игровые сюжеты, связанные с безнравственностью и насилием; вызывать у ребёнка нездоровый интерес к сексуальным проблемам, выходящим за рамки его возрастной компетенции; провоцировать ребёнка на пренебрежительное или негативное отношение к расовым особенностям и физическим недостаткам других людей.

Слайд 62
Описание слайда:
Общие требования Полифункциональность. Это качество должно давать возможность ребёнку гибко использовать элементы РППС в соответствии со своим замыслом, сюжетом игры, в разных функциях. Применение элементов РППС в совместной деятельности. Наличие этого качества говорит о том, что все игровые средства могут быть использованы в коллективных играх (в том числе и с участием взрослого), а также при инициировании совместных действий. Дидактическая ценность. Это качество указывает на то, что игровые средства РППС могут использоваться как средство обучения ребенка. Эстетическая ценность. Наличие такого качества подтверждает, что игровые средства РППС могут являться средством художественно-эстетического развития ребенка, приобщения его к миру искусств.

Слайд 63
Описание слайда:
Специальные требования Что касается специальных требований, то их перечни элементов развивающей предметно-пространственной среды должны найти своё отражение в структуре и содержании образовательных программ ДОО (в том числе для ДОО, работающих с детьми с ограниченными возможностями здоровья).

Слайд 64
Описание слайда:
Дополнительные требования Помимо соответствия критериям, установленным ФГОС ДО, все элементы РППС должны иметь все необходимые сертификационные документы: Сертификат соответствия Гигиенический сертификат. Именно эти документы свидетельствуют об их физической безопасности для детей.

Слайд 65
Описание слайда:
Развивающие возможности элементов РППС характеризуются на основе оценки их «развивающего потенциала», полагая при этом, что чем выше этот потенциал, тем выше развивающие возможности. Степень этого потенциала можно оценить следующим образом: Число заданий, которые могут быть сформулированы перед ребёнком с использованием элементов РППС. Чем больше таких заданий, тем выше развивающий потенциал. Число ступеней сложности, которые могут быть сформированы на основе образовательных заданий и «высота» этих ступеней. Чем больше ступеней сложности, чем равномернее их «высота», тем выше развивающий потенциал элементов РППС.

Слайд 66
Описание слайда:
Степень «открытости» связанная с особенностью его структуры и содержания. Существуют такие элементы РППС, которые стимулируют творческую активность и ребёнка, и взрослого. Они побуждают придумывать новые задания для детей помимо тех. Чем больше новых заданий может быть придумано на основе использования элементов РППС, тем выше их развивающий потенциал.

Слайд 67
Описание слайда:
Степень универсальности возможность применять элементы РППС для нескольких программных направлений. Чем для большего числа направлений они могут быть использованы, тем выше его развивающий потенциал.

Слайд 68
Описание слайда:
«Автодидактичность» структурное свойство игрового средства, которое «указывает» ребёнку на его ошибки, сделанные при выполнении того или иного игрового задания. Чем больше заданий с такими «указаниями», тем выше развивающий потенциал элементов РППС.

Слайд 69
Описание слайда:
В состав перечней РППС для ДОО должны входить только те элементы, которые удовлетворяют установленным критериям качества, специальным требованиям, соответствующим профилю ДОО, имеющие все необходимые сертификаты. Кроме того, желательно, чтобы они имели высокий развивающий потенциал.

Слайд 70
Описание слайда:
Использование технических средств Адаптируется под конкретные задачи, специфику образовательной программы Основано на систематическом использовании различных средств информационно-образовательных технологий (ИОТ). Информационно-образовательные технологии: для фронтальной работы педагога с детьми, для групповой работы, для индивидуальной работы детей под руководством взрослого.

Слайд 71
Описание слайда:
Технические средства Должны органично функционировать без разрушения уже созданной РППС без необходимости организации специализированных компьютерных кабинетов. Совместное использование современных и традиционных технических средств в дошкольном образовании позволит сделать образовательный процесс более интересным, формы работы с детьми более вариативными, повысить результативность дошкольного образования.

Слайд 72
Описание слайда:
Обеспечение полноценного функционирования Методическая поддержка заключается в наличии и использовании конкретных учебно-методических материалов для организации и обеспечения РППС, использования в образовательном процессе и повышения квалификации. При организации РППС это позволит избежать рисков, связанных с обеспечением безопасности для физического и психического развития ребенка, соответствия предметного содержания возрасту и интересам ребенка и пр. В качестве факторов воздействия выступает игровая продукция – игры, игрушки, игровые информационные ресурсы, взаимодействие ребенка с которыми грозит ему ущербом, травмой для физического, психического и духовно-нравственного развити

Слайд 73
Описание слайда:
Объективные показатели негативного влияния 1. Сенсорная агрессия (цвет, свет, мерцание, звук, тактильные ощущения и др.) 2. Провокация к совершению аморальных и безнравственных поступков и формированию негативных установок личности. 3. Чрезмерное развитие определенных сторон личности и чувств за счет общего развития (чувство превосходства над другими, зависть, жадность и пр.) 4. Формирование преждевременных потребностей ребенка, в том числе сексуальных.

Слайд 74
Описание слайда:
Объективные показатели негативного влияния 1. Сенсорная агрессия (цвет, свет, мерцание, звук, тактильные ощущения и др.)

Слайд 75
Описание слайда:
Объективные показатели негативного влияния 2. Провокация к совершению аморальных и безнравственных поступков и формированию негативных установок личности

Слайд 76
Описание слайда:
Объективные показатели негативного влияния Чрезмерное развитие определенных сторон личности и чувств за счет общего развития (чувство превосходства над другими, зависть, жадность и пр.)

Слайд 77
Описание слайда:
Объективные показатели негативного влияния Формирование преждевременных потребностей ребенка, в том числе сексуальных.

Слайд 78
Описание слайда:
Объективные показатели негативного влияния Снижение активности ребенка, культивирование его несамостоятельности (гиперзаданность игрушки, программа на потребление и пр.)

Слайд 79
Описание слайда:
Объективные показатели негативного влияния Тщеславие от «имения» игрушки вместо «умения»: придумать различные способы игры с ней, сделать игрушку своими руками и пр. Культивирование индивидуализма вместо развития социальности, соборности, включенности в социум.

Слайд 80
Описание слайда:
Общие принципы отбора игровой продукции для детей-дошкольников Принцип безопасности (отсутствия рисков) игровой продукции для ребенка: Физические риски Психологические риск Нравственные риски II. Принцип развития, с учетом зоны ближайшего развития (ЗБР) ребенка. III. Принцип соответствия Возрастным (половозрастным) особенностям ребенка Индивидуальным особенностям Специальным особенностям ребенка

Слайд 81
Описание слайда:
Принципы оценки безопасности игровой продукции 1. Физическая и экологическая безопасность (отсутствие запаха, острых краев; прочности деталей и окраски, наличие сертификата качества). 2. Психо-физиологическая безопасность - соответствие возрасту : соразмерность игрушки параметрам ребенка (руки, росту и пр.), возможность манипуляции, парной работы рук, координации движений. 3. Психологическая безопасность: отсутствие негативных воздействий на психическое развитие ребенка, его нтеллектуальное, психо-эмоциональное, социальное и эстетическое развитие. 4. Нравственно-духовная безопасность: отсутствие провоцирующих факторов для формирования негативных установок детского поведения.

Слайд 82
Описание слайда:
Психологическая безопасность 1. Педагогический (дидактический)- чему научит игрушка. Какие разовьет умения, творческие, способности? 2. Психо-эмоциональный - что несет в себе, игрушка, каково ее назначение? Какие чувства пробудит, 3. Эстетический - соответствует ли игрушка представлениям о красоте, развивает ли чувства прекрасного, гармоничного, 4. Социальный - даст ли она возможность совместной деятельности,сотрудничества, договориться в спорной ситуации, сопереживать и пр.

Слайд 83
Описание слайда:
Психологические риски игровой продукции 1. Игрушки, провоцирующие причинение ущерба здоровью и жизни ребенка 2. Игрушки устрашающего характера – способные сильно испугать ребенка, вызвать появление у детей устойчивых страхов, тревоги; 3. Игрушки, оправдывающие или провоцирующие на жестокость и агрессию, либо формирующие виктимные наклонности детей как поведение жертвы: 4. Игрушки, доминантой игрового замысла которых является активное манипулирование ребенком; вызывая игровую ситуацию, навязывающую ребенку зависимость его игрового поведения от электронной программы, заложенной в игрушку. 5. Игрушки, использующие синестезию, основанные на сочетании психологически несочетаемого – например, сладкого и смертельного. 6. Игрушки, натуралистически изображающие или моделирующие выделительные процессы человеческого организма или организма животного, или результаты таких процессов. 7. Игрушки, изображающие или моделирующие гениталии человека или животных.

Слайд 84
Описание слайда:
2. Игрушки устрашающего характера – способные сильно испугать ребенка, вызвать появление у детей устойчивых страхов, тревоги

Слайд 85
Описание слайда:
Игрушки, использующие синестезию, основанные на сочетании психологически несочетаемого например, сладкого и смертельного. ( Это карамель-леденец чупа-чупс в рыбьем скелете или в голове наполовину человеческой – наполовину механической с вылезающими при нажатии глазами и т.п.).

Слайд 86
Описание слайда:
Игрушки, натуралистически изображающие или моделирующие выделительные процессы человеческого организма или организма животного, или результаты таких процессов.

Слайд 87
Описание слайда:
Духовно-нравственная безопасность игровой продукции необходимый принцип оценки игровой продукции, позволяющий определить риски игр и игрушек на личностно-смысловом, тонко психологическом уровне, что, при этом, значительно усложняет экспертизу игровой продукции. Это требует от экспертов собственной четкой нравственной позиции, способности в современных сложных условиях, когда, по словам А.С. Пушкина, «добро и зло – все стало тенью» различать подлинно позитивные нравственные воздействия игрушки от растлевающих детское сознание, способствующих как бы незаметному переворачиванию нравственных норм.

Слайд 88
Описание слайда:
Обеспечение полноценного функционирования РППС Методическая поддержка Техническая поддержка необходима для оценки и обеспечения функционирования игрушек, аппаратного оборудования и других материалов оснащения РППС. Информационная поддержка для формирования РППС необходима при включении в образовательный процесс родителей воспитанников. В данном случае, родителям оказывается помощь в выборе игровой и развивающей продукции в соответствии с половозрастными и психолого-возрастными особенностями ребенка для соблюдения единства требований к подбору РППС как в детском саду, так и в условиях семьи.

Слайд 89
Описание слайда:
Особенности формирование (дополнение) РППС должно являться уникальным решением для каждой ДОО. Представленная РППС ДОО является универсальной и позволяет успешно реализовать проектирование и внедрение в целях формирования условий и обеспечения возможностей для реализации образовательной программы в соответствии с действующим федеральным и региональным законодательством, принятыми концепциями развития образовательной организации и другими нормативными документами.

Слайд 90
Описание слайда:
Проблемы и актуальность Сегодня происходит катастрофическая деформация антропологических смыслов игровой практики детей и игрушки Современная игрушка искажает образ человека, трансформирует представление ребенка об «идеальной форме» (Л.С.Выготский) на всех уровнях его телесно-душевно-духовной сущности.

Слайд 91
Описание слайда:
Искажение телесности Анорексия Пластическая хирургия Суицидальные наклонности

Слайд 92
Описание слайда:
Отрицание социальных норм Девиантность образа Агрессивность Сексуализация

Слайд 93
Описание слайда:
изменение стратегий взросления Инфантилизация Утрата позитивного образа взрослого Утрата образа матери

Слайд 94
Описание слайда:
Расшатывание иерархии отношений человека и Бога Воплощение образов зла Демонизация образа человека Профанация сакрального

Слайд 95
Описание слайда:
сравнительный анализ современной и традиционной игрушки в современных игрушках нет образа куклы-матери с ребёнком, в то время как в традиционной культуре этот образ один из самых распространённых. В традиционном игровом наборе совершенно не могли быть представлены игрушки, изображающие монстров и представителей потустороннего мира. В русской традиции не было и так называемой мягкой игрушки. Не было и игрушек, изображающих хищных животных, – медведей, волков, тем более – динозавров. Образы животных не были уподоблены человеку

Слайд 96
Описание слайда:
сравнение игровых наборов

Слайд 97
Описание слайда:
Игровой набор ребенка выступает как опредмеченная картина мира, в которой определяются не только ее разные материальные элементы, но, прежде всего, перспектива жизненного служения ребёнка. Игровой набор ребенка выступает как опредмеченная картина мира, в которой определяются не только ее разные материальные элементы, но, прежде всего, перспектива жизненного служения ребёнка.

Слайд 98
Описание слайда:
Игровая среда Превращение «наличного социокультурного содержания в средство и содержание образования, т.е. в собственно образовательную среду», является, по мнению В.И.Слободчикова, новой педагогической задачей Формирование среды как со-бытийной общности. проектировать пространственно-игровую среду как открытую систему и как со-бытийное детско-взрослое сообщество, концентрировать внимание не столько на предметном составляющем среды, сколько на аксиологическом.

Слайд 99
Описание слайда:
209.jpg

Слайд 100
Описание слайда:
Игрушки, провоцирующие причинение ущерба здоровью и жизни ребенка a) оправдывающие или провоцирующие причинение себе каких-либо телесных повреждений или совершение самоубийства; b) содержащие в себе скрытые побуждения, пропаганду или рекламу потребления наркотических и веществ, а также алкогольных напитков, пива, и табачных изделий; (Детская сумочка для девочки с игрушечными сигаретами и косметикой).

Слайд 101
Описание слайда:
Примеры анти-игрушек

Слайд 102
Описание слайда:
Объективные показатели негативного влияния агрессия

Слайд 103
Описание слайда:
Цвет в помещении, оборудования и различных материалов способен зрительно изменить восприятие предметов, ограничить или увеличить пространство. Эмоциональное воздействие цвета может более увеличиться в ограниченном пространстве. Таким образом, в соответствии с действующими нормами: «В помещениях, ориентированных на южные румбы горизонта, применяют отделочные материалы и краски неярких холодных тонов, с коэффициентом отражения 0,7 - 0,8 (бледно-голубой, бледно-зеленый), на северные румбы - теплые тона (бледно-желтый, бледно-розовый, бежевый) с коэффициентом отражения 0,7 - 0,6. Отдельные элементы допускается окрашивать в более яркие цвета, но не более 25% всей площади помещения»12.

Слайд 104
Описание слайда:
Формирование предметного содержания РППС ДОО Для максимальной реализации образовательного потенциала развивающей предметно-пространственной среды как элемента образовательной среды в рамках требований ФГОС ДО целесообразно классифицировать предметное содержание на функциональные группы, нацеленные на решение различных воспитательно-образовательных задач.

Слайд 105
Описание слайда:
Функциональный модуль – это группа компонентов материалов, оборудования и инвентаря (далее - Перечень) по видам детской деятельности для организации пространства (группы, уличного участка и т.п.) для решения воспитательно-образовательных задач общеобразовательной программы ДОО. Предметное содержание функциональных модулей в соответствии с ФГОС ДО коррелирует с основными направлениями (образовательными областями).

Слайд 106
Описание слайда:
организация РППС в ДОО и в семье Для организации РППС в ДОО или в семейных условиях следует рассматривать пространство в рамках имеющихся возможностей. Традиционно – это система кабинетов в ДОО и комнаты в квартире, доме и т.д., где проживает семья дошкольника. Для максимально возможного использования имеющегося пространства, предлагается использовать базовые функциональные модули с учетом взаимодополнения образовательных областей. Таким образом, образовательные задачи развития и воспитания ребенка дошкольного возраста, могут быть решены с учетом возможностей имеющего пространства.

Слайд 107
Описание слайда:
функциональные модули: РППС может включать следующие функциональные модули: - «Игровая»; - «Физкультура»; - «Музыка»; - «Творчество»; - «Логопед»; - «Психолог»; - «Уличное пространство»;

Слайд 108
Описание слайда:
Социально-коммуникативное развитие -Развитие игровой деятельности детей с целью освоения различных социальных ролей. Данное направление связано непосредственно с ведущей деятельностью детей дошкольного возраста – игровой деятельностью, а также приобщением к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми.

Слайд 109
Описание слайда:
Формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе. Основными целями данного направления являются формирование у дошкольников основ собственной безопасности и предпосылок экологического сознания (безопасности окружающего мира). Здесь основной акцент педагогической работы ставится на формировании и усвоении дошкольниками знаний о безопасном поведении и развитии способности предвидеть опасность в различных меняющихся ситуациях.

Слайд 110
Описание слайда:
Развитие трудовой деятельности. Трудовое воспитание дошкольников подразумевает формирование нравственных представлений о труде и получение практического опыта трудовой деятельности. -Патриотическое воспитание. Основной целью патриотического воспитания дошкольников является воспитание духовно-нравственной личности: формирование патриотических чувств, любви к Отечеству, своему народу.

Слайд 111
Описание слайда:
Речевое развитие - Развитие словаря. Данное направление работы связано с освоением значений слов и их уместное употребление в соответсвии с контекстом высказывания, с ситуацией, непосредственно в которой происходит общение. - Развитие связной речи. Направление по развитию диалогической (разговорной) и монологической (рассказывание) речи у дошкольников. .

Слайд 112
Описание слайда:
- Воспитание звуковой культуры. Цель направления – формирование правильного произношения звуков путем развития восприятия звуков родной речи и произношения. - Формирование элементарного осознания явлений языка и речи Направление данной образовательной области обеспечивает раскрытие творческого характера речи, раскрытие перед детьми различных явлений и отношений в области лексики для подготовки к обучению грамоте.

Слайд 113
Описание слайда:


Скачать презентацию на тему Формирование предметно - пространственной среды ДОО в условиях ФГОС ДОО можно ниже:

Похожие презентации