Государственное управление в чрезвычайных ситуациях презентация

Содержание


Презентации» Образование» Государственное управление в чрезвычайных ситуациях
ЛЕКЦИЯ
 по дисциплине: «Безопасность жизнедеятельности»
 
 Государственное управление в чрезвычайных ситуациях
Около 20% территории России подвержено воздействию землетрясений интенсивностью выше 7 баллов;Важнейшую роль в предупреждении аварий и катастроф на хозяйственных объектах, вУправление ЧС обеспечивается Единой государственной системой предупреждения и ликвидации ЧС (РСЧС),Создание аварийно-спасательных служб, профессиональных аварийно-спасательных и общественных аварийно-спасательных формирований осуществляется вНациональный стандарт РФ ГОСТ Р 22.1.12-2005 "Безопасность в чрезвычайных ситуациях. СтруктурированнаяПравовое регулирование прогнозирования стихийных бедствий и подготовленности к ним
 Правовое регулированиеВ этой сфере в настоящее время принят и действует ряд подзаконныхПредупреждение аварий на технических объектах
 Предупреждение аварий на технических объектах
 
Наиболее значимым актом в данной сфере является Федеральный закон от 21Постановление «О декларации безопасности промышленного объекта РФ» (от 1 июля 1995Основными правовыми средствами предупреждения аварий являются:
 Основными правовыми средствами предупреждения аварийВ соответствии с «Временным порядком объявления территории зоной чрезвычайной экологической ситуацииТот факт, что в России до сих пор на федеральном уровнеВместо официального признания и объявления экологически неблагополучных территорий Правительство РФ пошлоНаиболее вероятными источниками – объектами возникновения аварий (чрезвычайных ситуаций) в сфереВ экологическом паспорте предприятия отдельно в виде справки с указанием времени,При выдаче лицензии на обращение с опасными отходами ГЭЭ, исходя из– наличие   технической    и  Требования к различным аспектам транспортирования опасных отходов содержатся в целом рядеОсновными поражающими факторами в чрезвычайных ситуациях являются:
    ОсновнымиСистема мероприятий по снижению риска возникновения ЧС включает:
 Система мероприятий поС целью осуществления контроля за соблюдением мер безопасности, оценки достаточности иПорядок разработки Декларации безопасности промышленного объекта утвержден приказом МЧС России иК категории опасных производственных объектов относятся объекты, на которых получаются, используются,В декларации представляется характеристика опасных веществ, с которыми планируется осуществлять деятельностьДекларация безопасности подлежит пересмотру в случаях:
 Декларация безопасности подлежит пересмотру вОсобенности ЧС на химически опасном объекте
 
 Аварии с выбросом (угрозойСтепень химической опасности химически опасного объекта (ХОО) устанавливается исходя из долиРазличают три степени вертикальной устойчивости воздуха (СВУВ): инверсию, изотермию и конвекцию.Наивысшую степень химической опасности создает инверсия, т.е. такое состояние вертикальной устойчивостиЗАКЛЮЧЕНИЕ
 ЗАКЛЮЧЕНИЕ
 Меры по предупреждению возникновения ЧС как природного, так иВ результате работы большинства алюминиевых заводов образуются отходы, состоящие в основномНа каждую тонну полученного оксида алюминия приходится от 360 до 8007 октября 2010. Промышленный яд отравил Дунай 
 7 октября 2010.4 октября 2010 г. в результате аварии на предприятии по производствуВ августе 2002 г. на северо-западе Румынии ливневые дожди прорвали отстойники3. Международное сотрудничество  
 К основным направлениям международной деятельности МЧС 
  
 - развитие связей со странами, имеющими традиционно сильные службы, выполнения эколого-защитных требований и правил, а также проведения комплекса организационных,



Слайды и текст этой презентации
Слайд 1
Описание слайда:
ЛЕКЦИЯ по дисциплине: «Безопасность жизнедеятельности» Государственное управление в чрезвычайных ситуациях УЧЕБНЫЕ ВОПРОСЫ 1. Законодательные и организационные основы управления ЧС. 2. Экологические чрезвычайные ситуации. 3. Международное сотрудничество.


Слайд 2
Описание слайда:
Около 20% территории России подвержено воздействию землетрясений интенсивностью выше 7 баллов; более 5% – занимают чрезвычайно опасные 8–9-балльные зоны. За период 1990–2010 гг. произошло более 200 ощутимых землетрясений. В результате Сахалинского землетрясения (27 мая 1995 г.), в зоне которого общей площадью около 215 тыс. км2 оказались более 55 тыс. человек, практически полностью был разрушен город Нефтегорск, погибли 1995 человек. Около 20% территории России подвержено воздействию землетрясений интенсивностью выше 7 баллов; более 5% – занимают чрезвычайно опасные 8–9-балльные зоны. За период 1990–2010 гг. произошло более 200 ощутимых землетрясений. В результате Сахалинского землетрясения (27 мая 1995 г.), в зоне которого общей площадью около 215 тыс. км2 оказались более 55 тыс. человек, практически полностью был разрушен город Нефтегорск, погибли 1995 человек. В более чем 700 городах и нескольких тысячах других населенных пунктов на территории России существует угроза наводнений, общий ущерб от которых исчисляется сотнями миллиардов руб. В южных районах Российской Федерации (в Чечне, Кабардино-Балкарии, Астраханской области и др.) в были выявлены очаги туляремии, бруцеллеза, лептоспироза, сибирской язвы. В России функционируют более 3650 объектов, располагающих значительными запасами опасных химических веществ (аммиака – более 50%, хлора – 35%). Суммарный запас этих веществ на предприятиях достигает примерно 1 млн. т. Суммарная площадь территории России, на которой может возникнуть очаг химического заражения, составляет около 300 тыс. км2 с населением около 54 млн. человек. При транспортировке нефти и нефтепродуктов в год в среднем происходит до 20 аварий, в том числе около 10 – с тяжелыми экологическими последствиями.

Слайд 3
Описание слайда:
Важнейшую роль в предупреждении аварий и катастроф на хозяйственных объектах, в ликвидации и минимизации их последствий, прогнозировании стихийных бедствий, в регулировании управления в данной сфере призвано сыграть право. Важнейшую роль в предупреждении аварий и катастроф на хозяйственных объектах, в ликвидации и минимизации их последствий, прогнозировании стихийных бедствий, в регулировании управления в данной сфере призвано сыграть право. Безопасность населения и территорий, то есть приемлемый уровень безопасности населения, достигается путем управления природными (стихийные бедствия), техногенными (аварии и катастрофы) и социальными (социальные опасности) рисками. Обеспечение безопасности в ЧС осуществляется путем принятия и соблюдения правовых норм.

Слайд 4
Описание слайда:

Слайд 5
Описание слайда:
Управление ЧС обеспечивается Единой государственной системой предупреждения и ликвидации ЧС (РСЧС), принятой правительством РФ 21.11.95. Управление ЧС обеспечивается Единой государственной системой предупреждения и ликвидации ЧС (РСЧС), принятой правительством РФ 21.11.95. РСЧС объединяет органы государственного управления РФ всех уровней, различные общественные организации, в компетенцию которых входят функции, связанные с обеспечением безопасности и защиты населения, предупреждением, реагированием и действиями в ЧС. РСЧС включает территориальные и функциональные подсистемы и имеет пять уровней: объектовый, местный, территориальный, региональный и федеральный. Территориальные подсистемы (республик в составе Российской Федерации, краев и областей) состоят из звеньев, соответствующих принятому административно-территориальному делению. РСЧС обеспечивает координацию сил и средств этих органов управления и организаций по предупреждению ЧС, защите населения, материальных и культурных ценностей, окружаю­щей среды при возникновении аварий, катастроф, стихийных бедствий и применении возможным противником современных средств пора­жения. Единая система предупреждения и ликвидации ЧС на федеральном уровне объединяет силы постоянной готовности следующих ведомств: МЧС России, Минатома РФ, МВД РФ, Минсельхозпрода, Минтопэнерго РФ, Минтранса РФ, МПС РФ, Минздравсоцразвития РФ, Госгидромета РФ, Рослесхоза и ряда других.

Слайд 6
Описание слайда:

Слайд 7
Описание слайда:
Создание аварийно-спасательных служб, профессиональных аварийно-спасательных и общественных аварийно-спасательных формирований осуществляется в соответствии с действующим законодательством, в частности, в соответствии с Классификацией ЧС по Постановлению Правительства Российской Федерации от 21 мая 2007 г. № 304 «О классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера». Органы управления, в распоряжение которых поступила информация о возникновении ЧС, обязаны: – немедленно оповестить население, руководителей административных образований и объектов, расположенных в опасной зоне, о характере и масштабах бедствия, реальной угрозе для жизни и имущества граждан; – привести в действие первоочередные меры плана предупреждения и ликвидации ЧС; – проинформировать вышестоящий орган управления РСЧС.

Слайд 8
Описание слайда:

Слайд 9
Описание слайда:

Слайд 10
Описание слайда:

Слайд 11
Описание слайда:

Слайд 12
Описание слайда:
Национальный стандарт РФ ГОСТ Р 22.1.12-2005 "Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Структурированная система мониторинга и управления инженерными системами зданий и сооружений. Общие требования" (утв. приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 28 марта 2005 г. N 65-ст) Национальный стандарт РФ ГОСТ Р 22.1.12-2005 "Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Структурированная система мониторинга и управления инженерными системами зданий и сооружений. Общие требования" (утв. приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 28 марта 2005 г. N 65-ст) Межгосударственный стандарт ГОСТ 22.6.01-97/ГОСТ Р 22.6.01-95 "Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Защита систем хозяйственно-питьевого водоснабжения. Общие требования" (принят и введен в действие постановлением Госстандарта РФ от 31 июля 1995 г. N 408) Межгосударственный стандарт ГОСТ 22.0.09-97/ГОСТ Р 22.0.09-95 "Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Чрезвычайные ситуации на акваториях. Термины и определения" (введен в действие постановлением Госстандарта России от 25 мая 1995 г. N268) Государственный стандарт РФ ГОСТ Р 22.2.04-94 "Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Техногенные аварии и катастрофы. Метрологическое обеспечение контроля состояния сложных технических систем. Основные положения и правила" (введен в действие постановлением Госстандарта России от 26 декабря 1994 г. N 362) Приказ МЧС РФ от 3 марта 2005 г. N 125 "Об утверждении Инструкции по проверке и оценке состояния функциональных и территориальных подсистем единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций" Государственный стандарт РФ ГОСТ Р 22.0.11-99 "Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Предупреждение природных чрезвычайных ситуаций. Термины и определения" (введен в действие постановлением Госстандарта РФ от 24 мая 1999 г. N 175) Государственный стандарт РФ ГОСТ Р 22.3.05-96 "Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Жизнеобеспечение населения в чрезвычайных ситуациях. Термины и определения" (утв. постановлением Госстандарта РФ от 13 июня 1996 г. N 370) Государственный стандарт РФ ГОСТ Р 22.0.08-96 "Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Техногенные чрезвычайные ситуации. Взрывы. Термины и определения" (принят постановлением Госстандарта РФ от 29 мая 1996 г. N 333) Межгосударственный стандарт ГОСТ 22.1.02-97/ГОСТ Р 22.1.02-95 "Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Мониторинг и прогнозирование. Термины и определения" (принят постановлением Госстандарта России от 21 декабря 1995 г. N 625)

Слайд 13
Описание слайда:

Слайд 14
Описание слайда:

Слайд 15
Описание слайда:
Правовое регулирование прогнозирования стихийных бедствий и подготовленности к ним Правовое регулирование прогнозирования стихийных бедствий и подготовленности к ним В отличие от техногенных чрезвычайных ситуаций, стихийные бедствия человек не способен предотвратить, но, в известной мере, человек может предугадать их и принять меры к тому, чтобы минимизировать их отрицательные последствия для себя и окружающей среды. Наиболее потенциально эффективной предупредительной мерой может служить учет естественных факторов (сейсмо-, селеопасности, наводнений и т.п.) при проектировании и развитии городов, определении мест размещения опасных производственных и иных объектов. В законодательстве следует установить запрет на сооружение экологически опасных объектов в районах, подверженных особым проявлениям стихийных сил.

Слайд 16
Описание слайда:
В этой сфере в настоящее время принят и действует ряд подзаконных актов, регулирующих отношения по борьбе с последствиями стихийных бедствий, включая: В этой сфере в настоящее время принят и действует ряд подзаконных актов, регулирующих отношения по борьбе с последствиями стихийных бедствий, включая: – Положение о федеральной системе сейсмологических наблюдений и прогноза землетрясений, утвержденное постановлением Совета Министров РФ от 25 декабря 1993 г.; – постановление Правительства РФ от 5 января 1995 г. «О дополнительных мерах по защите населения и других проблем, связанных с подъемом уровня Каспийского моря»; – постановление Правительства РФ от 23 марта 1996 г. «О первоочередных мероприятиях на 1996–1997 годы по защите населения и предотвращению затопления хозяйственных и других объектов, расположенных на побережье Каспийского моря» и др.

Слайд 17
Описание слайда:

Слайд 18
Описание слайда:

Слайд 19
Описание слайда:
Предупреждение аварий на технических объектах Предупреждение аварий на технических объектах Предупреждение аварий на технических объектах может обеспечиваться посредством правового регулирования требований технической безопасности при размещении, проектировании, строительстве, вводе и выводе из эксплуатации, а также эксплуатации: промышленных объектов; энергетических систем; коммунальных систем жизнеобеспечения (канализационных систем, системы снабжения населения питьевой водой, тепловых источников и сетей, коммунальных газопроводов); подземных объектов; транспортных систем; иных технических объектов.

Слайд 20
Описание слайда:
Наиболее значимым актом в данной сфере является Федеральный закон от 21 июля 1997 г. «О промышленной безопасности опасных производственных объектов». Закон определяет юридически значимые критерии опасных производственных объектов. К ним относятся предприятия или цеха, участки, площадки или иные производственные объекты, если на них: Наиболее значимым актом в данной сфере является Федеральный закон от 21 июля 1997 г. «О промышленной безопасности опасных производственных объектов». Закон определяет юридически значимые критерии опасных производственных объектов. К ним относятся предприятия или цеха, участки, площадки или иные производственные объекты, если на них: – получаются, используются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются, уничтожаются опасные вещества; – используется оборудование, работающее под давлением более 0,07 МПа или при температуре нагрева воды более 115° С; – используются стационарно установленные грузоподъемные механизмы, эскалаторы, канатные дороги, фуникулеры; – получаются расплавы черных и цветных металлов и сплавы на основе этих расплавов.

Слайд 21
Описание слайда:

Слайд 22
Описание слайда:

Слайд 23
Описание слайда:

Слайд 24
Описание слайда:

Слайд 25
Описание слайда:
Постановление «О декларации безопасности промышленного объекта РФ» (от 1 июля 1995 года № 675) Правительство РФ приняло на основании закона «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера». Внесение и принятие в Федеральном законе «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» статьи об обязательном составлении опасным производственным объектом Декларации безопасности промышленного объекта окончательно законодательно закрепило это положение и условия отнесения промышленных объектов к опасным. Порядок разработки Декларации безопасности промышленного объекта утвержден приказом МЧС России и Росгортехнадзора России (от 4 апреля 1996 года № 22.0.05-94). Согласно этим документам декларирование безопасности промышленного объекта, деятельность которого связана с повышенной опасностью производства, осуществляется в целях обеспечения контроля за соблюдением мер безопасности, оценки достаточности и эффективности мероприятий по предупреждению и ликвидации ЧС на промышленном объекте. Декларации разрабатываются как для проектируемых, так и для действующих промышленных объектов. Она должна характеризовать безопасность промышленного объекта как на стадиях эксплуатации, так и вывода объекта из эксплуатации. МЧС России и Федеральный горный и промышленный надзор России (Госгортехнадзор России) ведут компьютерные банки данных о промышленных объектах, подлежащих декларированию безопасности. Отнесение промышленного объекта к особо опасным производствам является основанием для обязательного страхования предприятия.

Слайд 26
Описание слайда:

Слайд 27
Описание слайда:

Слайд 28
Описание слайда:
Основными правовыми средствами предупреждения аварий являются: Основными правовыми средствами предупреждения аварий являются: – лицензирование деятельности в области промышленной безопасности (в соответствии с Федеральным Законом РФ «О лицензировании отдельных видов деятельности» № 128-ФЗ любая потенциально опасная деятельность подлежит лицензированию специально уполномоченными органами государственной власти. При отсутствии лицензии такого рода деятельность запрещена и влечет ответственность согласно действующему законодательству); – определение требований к техническим устройствам, применяемым на опасном производственном объекте; – определение требований промышленной безопасности к проектированию, строительству, приемке в эксплуатацию опасных производственных объектов, а также к их эксплуатации; – определение требований по подготовленности к действиям по локализации и ликвидации последствий аварии на производственном объекте; – экспертиза промышленной безопасности; – разработка декларации промышленной безопасности; – обязательное страхование ответственности за причинение вреда при эксплуатации опасного производственного объекта; – осуществление надзора в области промышленной безопасности; – осуществление производственного контроля на объекте; – применение мер юридической ответственности за нарушение требований промышленной безопасности.

Слайд 29
Описание слайда:

Слайд 30
Описание слайда:

Слайд 31
Описание слайда:

Слайд 32
Описание слайда:

Слайд 33
Описание слайда:

Слайд 34
Описание слайда:

Слайд 35
Описание слайда:

Слайд 36
Описание слайда:

Слайд 37
Описание слайда:
В соответствии с «Временным порядком объявления территории зоной чрезвычайной экологической ситуации Минприроды России», утвержденным приказом от 6 февраля 1995 г., инициаторами объявления территории зоной чрезвычайной экологической ситуации могут быть федеральные органы исполнительной власти, органы власти субъекта РФ, органы местного самоуправления этих территорий. В соответствии с «Временным порядком объявления территории зоной чрезвычайной экологической ситуации Минприроды России», утвержденным приказом от 6 февраля 1995 г., инициаторами объявления территории зоной чрезвычайной экологической ситуации могут быть федеральные органы исполнительной власти, органы власти субъекта РФ, органы местного самоуправления этих территорий. Если экологическая ситуация обострилась вследствие техногенной или природной ЧС, то меры принимаются в рамках Федерального закона «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».

Слайд 38
Описание слайда:
Тот факт, что в России до сих пор на федеральном уровне не было принято ни одного решения об объявлении экологически неблагополучной территории, может быть объяснен дефектами правовой нормы, а именно нечеткостью, размытостью критериев отнесения таких территорий к зонам экологического бедствия или чрезвычайной экологической ситуации. Тот факт, что в России до сих пор на федеральном уровне не было принято ни одного решения об объявлении экологически неблагополучной территории, может быть объяснен дефектами правовой нормы, а именно нечеткостью, размытостью критериев отнесения таких территорий к зонам экологического бедствия или чрезвычайной экологической ситуации. Хотя субъектами РФ разрабатывались соответствующие проекты (по Братску, например), а Минприроды РФ проводилась по ним государственная экологическая экспертиза, ни одно решение так и не было принято.

Слайд 39
Описание слайда:

Слайд 40
Описание слайда:
Вместо официального признания и объявления экологически неблагополучных территорий Правительство РФ пошло по пути принятия специальных постановлений, предусматривающих меры по улучшению социально-экологической обстановки в отдельных регионах. Вместо официального признания и объявления экологически неблагополучных территорий Правительство РФ пошло по пути принятия специальных постановлений, предусматривающих меры по улучшению социально-экологической обстановки в отдельных регионах. Так, были приняты: постановление Совета Министров РФ 3 ноября 1993 г. «О первоочередных мерах по улучшению социально-экологической обстановки в г. Братске Иркутской области»; постановление Правительства РФ от 25 апреля 1995 г. «О первоочередных мероприятиях по оздоровлению экологической обстановки в г. Череповце Вологодской области в 1996–1998 годах» и др.; постановление Совета Министров - Правительства РФ от 2 августа 1993 г. N 732 "О Программе оздоровления экологической обстановки и охраны здоровья населения Тульской области на 1993 - 1998 годы"; постановление Правительства РФ от 21 июня 1996 г. N 720 "Об утверждении федеральной целевой программы "Социально-экологическая реабилитация территории и охрана здоровья населения г. Чапаевска Самарской области"; постановление Правительства РФ от 3 октября 1996 г. N 1161 "О федеральной целевой программе «Оздоровление окружающей среды и населения г. Череповца на 1997 - 2010 годы».

Слайд 41
Описание слайда:

Слайд 42
Описание слайда:

Слайд 43
Описание слайда:

Слайд 44
Описание слайда:
Наиболее вероятными источниками – объектами возникновения аварий (чрезвычайных ситуаций) в сфере управления отходами являются объекты размещения отходов и транспортные средства, перевозящие отходы, а наиболее вероятными категориями аварий (чрезвычайных ситуаций) являются отравление (заражение) поверхностных и подземных вод и почвы, появление очагов эпидемий и эпизоотии, пожары и взрывы, оползни, попадание токсичных веществ в атмосферу. Наиболее вероятными источниками – объектами возникновения аварий (чрезвычайных ситуаций) в сфере управления отходами являются объекты размещения отходов и транспортные средства, перевозящие отходы, а наиболее вероятными категориями аварий (чрезвычайных ситуаций) являются отравление (заражение) поверхностных и подземных вод и почвы, появление очагов эпидемий и эпизоотии, пожары и взрывы, оползни, попадание токсичных веществ в атмосферу. Согласно Методическим рекомендациям по составлению материалов, представляемых для оформления лицензии на деятельность по обращению с опасными отходами, в экологическом обосновании лицензируемой деятельности предусмотрен Раздел 6. «Обязательства по предупреждению возможных аварийных ситуаций и ликвидации последствий аварий».

Слайд 45
Описание слайда:

Слайд 46
Описание слайда:
В экологическом паспорте предприятия отдельно в виде справки с указанием времени, объемов и состава приводятся данные о залповых и аварийных сбросах (сливах) загрязняющих веществ, в том числе в почву, водные объекты, канализационные сети, на очистные сооружения, отстойники, отдельные емкости и т.п. В экологическом паспорте предприятия отдельно в виде справки с указанием времени, объемов и состава приводятся данные о залповых и аварийных сбросах (сливах) загрязняющих веществ, в том числе в почву, водные объекты, канализационные сети, на очистные сооружения, отстойники, отдельные емкости и т.п. На основании данных этого раздела рассчитывают величины ущерба от загрязнения гидросферы и платежей за сбросы сточных вод. Отдельно в виде справки с указанием времени, объема, состава и места приводят данные о внеплановых и аварийных случаях сброса в почву, в водные объекты, вывоза, захоронения (складирования) загрязняющих веществ. Приводятся сведения о рекультивации нарушенных земель с указанием целей рекультивации приводят в отдельном приложении.

Слайд 47
Описание слайда:
При выдаче лицензии на обращение с опасными отходами ГЭЭ, исходя из действующего законодательства, ставит своей целью определить: При выдаче лицензии на обращение с опасными отходами ГЭЭ, исходя из действующего законодательства, ставит своей целью определить: – соответствие намечаемой деятельности требованиям, установленным нормативными правовыми актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации по вопросам охраны окружающей природной среды; – готовность заявителя обеспечить выполнение лицензионных требований и условий осуществления деятельности по обращению с опасными отходами; – наличие у лиц, допущенных к деятельности по обращению с опасными отходами, профессиональной подготовки; – наличие у заявителя принадлежащих ему на законных основаниях производственных помещений, объектов размещения отходов, соответствующего техническим нормам и требованиям, оборудования, транспортных средств, необходимых для осуществления заявляемой деятельности; – наличие необходимой разрешительной документации на технологии и установки предполагаемые к применению;

Слайд 48
Описание слайда:
– наличие технической и технологической документации по использованию и обезвреживании опасных отходов; – наличие технической и технологической документации по использованию и обезвреживании опасных отходов; – полноту выявления масштабов прогнозируемого воздействия на окружающую природную среду в результате осуществления намечаемой деятельности и экологическую обоснованность допустимости ее реализации; – правильность определения возможного экологического ущерба от намечаемой деятельности; – достаточность предусмотренных мер по обеспечению экологической безопасности; – возможность «нулевого варианта» – полного или частичного отказа от намечаемого вида деятельности; – наличие эффективной системы управления окружающей средой; – необходимость доработки представленных материалов по природоохранным вопросам.

Слайд 49
Описание слайда:
Требования к различным аспектам транспортирования опасных отходов содержатся в целом ряде законодательных и других нормативных правовых актов. Среди них: Транспортный устав железных дорог Российской Федерации (Федеральный закон от 08.01.98 № 2-ФЗ), Устав автомобильного транспорта РСФСР, Воздушный кодекс Российской Федерации, законы Российской Федерации «О сертификации продукции и услуг», «О стандартизации», постановление Правительства Российской Федерации от 23.04.94 № 372 «О мерах по обеспечению безопасности при перевозке опасных грузов автомобильным транспортом» и многие другие. Общие вопросы перевозки регулируются Гражданским кодексом Российской Федерации (глава 40).

Слайд 50
Описание слайда:

Слайд 51
Описание слайда:

Слайд 52
Описание слайда:

Слайд 53
Описание слайда:
Основными поражающими факторами в чрезвычайных ситуациях являются: Основными поражающими факторами в чрезвычайных ситуациях являются: – ударная волна; – ионизирующее излучение; – заражение окружающей среды аварийно химически опасными веществами (АХОВ) и боевыми отравляющими веществами (ОВ); – аэрогидродинамический фактор; – температурный фактор; – заражение окружающей среды бактериальными средствами; – психоэмоциональное воздействие.

Слайд 54
Описание слайда:

Слайд 55
Описание слайда:

Слайд 56
Описание слайда:

Слайд 57
Описание слайда:
Система мероприятий по снижению риска возникновения ЧС включает: Система мероприятий по снижению риска возникновения ЧС включает: – мониторинг и прогнозирование ЧС, которые предусматривают создание и развитие систем наблюдения за предвестниками катастроф; – разработку математических моделей прогнозируемых объектов; – создание диагностических комплексов по оценке устойчивости зданий и сооружений, потенциально опасных объектов. При этом решаются задачи долгосрочного (годы–десятилетия) и среднесрочного прогноза (месяцы–годы). Задача краткосрочного прогноза большинства катастроф (дни–недели) в настоящее время достоверно не решается. Мониторинг и прогнозирование – основные элементы государственной политики в области смягчения рисков. В настоящее время разработана система мероприятий по снижению рисков и смягчению последствий ЧС природного и техногенного характера.

Слайд 58
Описание слайда:

Слайд 59
Описание слайда:
С целью осуществления контроля за соблюдением мер безопасности, оценки достаточности и эффективности мероприятий по предупреждению и ликвидации ЧС на промышленных объектах Правительством РФ было издано Постановление от 1 июля 1995 г. № 675 «О декларации безопасности промышленного объекта РФ». Постановление обязало предприятия, организации и другие юридические лица всех форм собственности, имеющие в своем составе производства повышенной опасности, разрабатывать Декларацию безопасности промышленного объекта. Принятие Федерального закона № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (1997 г.) окончательно законодательно закрепило это положение и условия отнесения промышленных объектов к опасным. С целью осуществления контроля за соблюдением мер безопасности, оценки достаточности и эффективности мероприятий по предупреждению и ликвидации ЧС на промышленных объектах Правительством РФ было издано Постановление от 1 июля 1995 г. № 675 «О декларации безопасности промышленного объекта РФ». Постановление обязало предприятия, организации и другие юридические лица всех форм собственности, имеющие в своем составе производства повышенной опасности, разрабатывать Декларацию безопасности промышленного объекта. Принятие Федерального закона № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (1997 г.) окончательно законодательно закрепило это положение и условия отнесения промышленных объектов к опасным. Закон РФ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (1997 г.) вводит понятие опасного производственного объекта.

Слайд 60
Описание слайда:
Порядок разработки Декларации безопасности промышленного объекта утвержден приказом МЧС России и Ростехнадзора России от 4 апреля 1996 г. № 222/59. Порядок разработки Декларации безопасности промышленного объекта утвержден приказом МЧС России и Ростехнадзора России от 4 апреля 1996 г. № 222/59. Декларация безопасности разрабатывается организацией собственными силами и представляется в органы Ростехнадзора России при получении лицензии на осуществление промышленной деятельности, связанной с повышенной опасностью производства. МЧС России и Росгортехнадзор ведут компьютерные банки данных о промышленных объектах, подлежащих декларированию безопасности. Отнесение промышленного объекта к особо опасным производствам является основанием для обязательного страхования предприятия, при этом страховая компания безусловно заинтересована в безопасной работе застрахованного объекта и предотвращении наступления страхового случая, и, следовательно, она будет заинтересована и в контроле за соблюдением предприятием всех норм и правил безопасности. Отнесение промышленного объекта к особо опасным производствам основывается на величине пороговых количеств потенциально опасных веществ, перечень которых приводится в приложении к закону.

Слайд 61
Описание слайда:
К категории опасных производственных объектов относятся объекты, на которых получаются, используются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются, уничтожаются опасные вещества: К категории опасных производственных объектов относятся объекты, на которых получаются, используются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются, уничтожаются опасные вещества: – воспламеняющиеся вещества, окисляющие вещества, горючие и взрывчатые вещества, высокотоксичные и токсичные вещества; вещества, образующие взрывоопасные смеси; – используется оборудование, работающее под давлением более 0,07 МПа или при температуре нагрева воды более 115оС; – используются стационарно установленные грузоподъемные механизмы, эскалаторы, канатные дороги, фуникулеры; – получаются расплавы черных и цветных металлов и сплавы на основе этих расплавов; – ведутся горные работы, работы по обогащению полезных ископаемых, а также работы в подземных условиях. Под промышленным объектом как источником ЧС понимают также объекты транспортные, хозяйственные, административные и другие, если они относятся к категории опасных.

Слайд 62
Описание слайда:

Слайд 63
Описание слайда:
В декларации представляется характеристика опасных веществ, с которыми планируется осуществлять деятельность на ОПО. Декларация включает подробные сведения: В декларации представляется характеристика опасных веществ, с которыми планируется осуществлять деятельность на ОПО. Декларация включает подробные сведения: об их составе, физико-химических свойствах, взрывоопасности (температура вспышки, температура самовоспламенения, пределы взрываемости); токсической опасности (ПДК в воздухе рабочей зоны, ПДК в атмосферном воздухе, летальная токсодоза, пороговая токсодоза); реакционной способности; мерах безопасности и характере воздействия на людей; средствах защиты и т. д.

Слайд 64
Описание слайда:
Декларация безопасности подлежит пересмотру в случаях: Декларация безопасности подлежит пересмотру в случаях: – изменения условий, влияющих на обеспечение промышленной безопасности, локализации и ликвидации ЧС и защиты населения и территорий, – в срок не позднее 6 месяцев; – изменения действующих требований (норм и правил) в области промышленной безопасности – не позднее 1 года; – в остальных случаях – не реже одного раза в 5 лет. Таким образом, декларация безопасности – это первая ступень предупреждения техногенных аварий (катастроф). Далее должны следовать практические мероприятия, предупреждающие возможность возникновения аварий и катастроф.

Слайд 65
Описание слайда:

Слайд 66
Описание слайда:

Слайд 67
Описание слайда:

Слайд 68
Описание слайда:
Особенности ЧС на химически опасном объекте Аварии с выбросом (угрозой выброса) АХОВ Аварийно химически опасное вещество (АХОВ) – это опасное химическое вещество, применяемое в промышленности и сельском хозяйстве, при аварийном выбросе (разливе) которого может произойти заражение окружающей среды в поражающих живой организм концентрациях (токсодозах) (ГОСТ Р 22.9.005-95). АХОВ – это обращающиеся в больших количествах в промышленности и на транспорте токсические химические вещества, способные в случае аварий на объектах легко переходить в атмосферу и вызывать массовые поражения людей. Если аварийные ситуации не удается локализовать, то АХОВ выходят за пределы промышленного объекта и становятся источником химической опасности для расположенных поблизости населенных пунктов. Многие ОХВ в виде газа или пара быстро распространяются в окружающей среде и создают зоны химического заражения, подчас охватывающие значительные (до нескольких десятков километров в радиусе) территории.

Слайд 69
Описание слайда:
Степень химической опасности химически опасного объекта (ХОО) устанавливается исходя из доли населения, попадающего в зону возможного химического заражения при аварии на химически опасном объекте, от общей численности населения. Для объектов экономики установлены 4 степени химической опасности: 1-я степень – в зону возможного химического заражения попадает свыше 75 тысяч человек; 2-я степень – в зону возможного химического заражения попадает 40-75 тысяч человек; 3-я степень – в зону возможного химического заражения попадает менее 40 тысяч человек; 4-я степень – зона возможного химического заражения находится в пределах санитарно-защитной зоны объекта.

Слайд 70
Описание слайда:

Слайд 71
Описание слайда:
Различают три степени вертикальной устойчивости воздуха (СВУВ): инверсию, изотермию и конвекцию. Различают три степени вертикальной устойчивости воздуха (СВУВ): инверсию, изотермию и конвекцию. Каждая из них характеризуется типичным распределением температуры воздуха в нижнем слое, а также интенсивностью вертикального перемещения воздуха. Последнее оказывает значительное воздействие на степень рассеивания зараженного воздуха ОХВ и на глубину его распространения. Инверсия - возникает обычно в вечерние часы, примерно за 1 час до захода солнца и разрушается в течение часа после его восхода. При инверсии нижние слои воздуха холоднее верхних, что препятствует рассеиванию его по высоте и создает наиболее благоприятные условия для сохранения высоких концентраций зараженного воздуха. Изотермия - характеризуется стабильным равновесием воздуха. Она наиболее характерна для пасмурной погоды, но может возникать также и в утренние и вечерние часы как переходное состояние от инверсии к конвекции (утром) и наоборот (вечером). Конвекция - возникает обычно через 2 часа после восхода солнца и разрушается примерно за 2,0-2,5 часа до его захода. Максимума достигает в 13.00-15.00. Она наблюдается обычно в летние ясные дни. При конвекции нижние слои воздуха нагреты сильнее верхних, что способствует быстрому рассеиванию зараженного облака и уменьшению его поражающего действия.

Слайд 72
Описание слайда:
Наивысшую степень химической опасности создает инверсия, т.е. такое состояние вертикальной устойчивости атмосферы, при котором приземный слой и почва имеют более низкую температуру, чем расположенный выше слой воздуха. Длительному сохранению очага химического заражения также способствует изотермия, т. е. случай, когда температура воздуха на высоте до 2 м не отличается от температуры почвы. Наивысшую степень химической опасности создает инверсия, т.е. такое состояние вертикальной устойчивости атмосферы, при котором приземный слой и почва имеют более низкую температуру, чем расположенный выше слой воздуха. Длительному сохранению очага химического заражения также способствует изотермия, т. е. случай, когда температура воздуха на высоте до 2 м не отличается от температуры почвы.

Слайд 73
Описание слайда:
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ Меры по предупреждению возникновения ЧС как природного, так и техногенного характера должны приниматься постоянно на различных уровнях управления. Предупреждение ЧС способствует снижению вероятности их возникновения. Причины возникновения аварий и способы их предотвращения должны учитываться на стадии проектирования, строительства и монтажа объекта экономики, на стадии его эксплуатации и при инспекционном обследовании. Полностью исключить возможность возникновения ЧС природного и техногенного характера практически невозможно. Поэтому одновременно с проведением мероприятий по предупреждению ЧС организуется непосредственная защита от них с целью максимально возможного снижения размера материального ущерба и людских потерь. С этой целью разрабатываются принципы и способы защиты, определяются мероприятия, направленные на защиту персонала объекта экономики и населения. В настоящее время по этим вопросам существуют уже устоявшиеся положения. Основные принципы защиты населения и территорий от ЧС определены законом «О защите населения и территорий ...».

Слайд 74
Описание слайда:

Слайд 75
Описание слайда:
В результате работы большинства алюминиевых заводов образуются отходы, состоящие в основном из оксидов железа, алюминия, титана и других полезных металлов. Эти отходы называются "красными шламами" и являются тонко измельченными отходами, содержащими большое количество ценных компонентов, извлечение многих из которых может быть рентабельным. В результате работы большинства алюминиевых заводов образуются отходы, состоящие в основном из оксидов железа, алюминия, титана и других полезных металлов. Эти отходы называются "красными шламами" и являются тонко измельченными отходами, содержащими большое количество ценных компонентов, извлечение многих из которых может быть рентабельным. "Красный шлам" (Red mud) образуется при очистке боксита (основное сырье для производства алюминия) в производстве глинозема в так называемом Байеровом процессе (процесс получения чистой окиси алюминия).

Слайд 76
Описание слайда:
На каждую тонну полученного оксида алюминия приходится от 360 до 800 кг шлама. Многие специалисты не считают его отходом, поскольку, теоретически, он может служить сырьем для переработки. Однако пока это экономически невыгодно, и шлам складируют на тщательно изолированных территориях - шламохранилищах. Их обустраивают таким образом, чтобы содержащиеся в отходах щелочи не проникали в грунтовые воды. Как только хранилище отрабатывает свой потенциал, территорию можно вернуть в первоначальный вид, покрыв ее песком, золой или дерном и посадив определенные виды деревьев и трав. На полное восстановление могут уйти годы, но в итоге местность возвращается в изначальное состояние. На каждую тонну полученного оксида алюминия приходится от 360 до 800 кг шлама. Многие специалисты не считают его отходом, поскольку, теоретически, он может служить сырьем для переработки. Однако пока это экономически невыгодно, и шлам складируют на тщательно изолированных территориях - шламохранилищах. Их обустраивают таким образом, чтобы содержащиеся в отходах щелочи не проникали в грунтовые воды. Как только хранилище отрабатывает свой потенциал, территорию можно вернуть в первоначальный вид, покрыв ее песком, золой или дерном и посадив определенные виды деревьев и трав. На полное восстановление могут уйти годы, но в итоге местность возвращается в изначальное состояние. В настоящее время количество накопленных (из-за отсутствия переработки) отходов исчисляется сотнями миллионов тонн. Ежегодный прирост только по одному из заводов составляет порядка 800 тысяч тонн. Таким образом, ежегодно в атмосферу попадают миллионы частиц вредных веществ.

Слайд 77
Описание слайда:

Слайд 78
Описание слайда:

Слайд 79
Описание слайда:

Слайд 80
Описание слайда:

Слайд 81
Описание слайда:

Слайд 82
Описание слайда:
7 октября 2010. Промышленный яд отравил Дунай 7 октября 2010. Промышленный яд отравил Дунай Ядовитый красный шлам, разлившийся после аварии на алюминиевом комбинате в Венгрии, достиг Дуная, поставив под угрозу экосистему реки. Экологи говорят о природной катастрофе. Вести ФМ" обсудили эту проблему с сопредседателем международной экологической группы "Экозащита!" Владимиром Сливяком. 7 октября 2010. Венгрия превратилась в экспериментальную лабораторию Ядовитый красный шлам, разлившийся после аварии на алюминиевом комбинате на западе Венгрии, сегодня утром достиг Дуная, поставив под угрозу экосистему реки. Специалисты Евросоюза опасаются, что загрязнение распространится и на другие европейские страны. 7 октября 2010. Дунай краснеет: под угрозой экология пяти государств Венгерские багровые реки ядовитых отходов вышли из-под контроля. Потоки из смеси оксида железа, тяжелых металлов и щёлочи уже попали в Дунай. Сейчас красный шлам движется вниз по течению. На пути - Хорватия, Сербия и Болгария. В одном из притоков реки уже отметили массовую гибель рыбы. 8 октября 2010. Помогать Венгрии будет вся Европа Страны Европы готовы оказать Венгрии необходимое содействие для ликвидации последствий утечки токсичных отходов. "В Венгрии произошла экологическая катастрофа, которая не остановится в пределах национальных границ", - заявили в Еврокомиссии.      

Слайд 83
Описание слайда:
4 октября 2010 г. в результате аварии на предприятии по производству алюминия на западе Венгрии разливом около 700 тысяч кубометров ядохимиката - красного шлама - затопило несколько населенных пунктов, в том числе Колонтар, Девечер, Шомловашархей. В Девечере токсичными отходами затоплено около 400 домов. В Колонтаре волна разлившихся ядохимикатов достигала двухметровой высоты. Два человека погибли и более 60 пострадали. 4 октября 2010 г. в результате аварии на предприятии по производству алюминия на западе Венгрии разливом около 700 тысяч кубометров ядохимиката - красного шлама - затопило несколько населенных пунктов, в том числе Колонтар, Девечер, Шомловашархей. В Девечере токсичными отходами затоплено около 400 домов. В Колонтаре волна разлившихся ядохимикатов достигала двухметровой высоты. Два человека погибли и более 60 пострадали. В июле-августе 2008 г. в Румынии произошла серия наводнений, унесшая жизни четырех человек и заставившая покинуть дома около 12 тысяч людей. 28 июля вода затопила несколько деревень, расположенных на севере Румынии. Из-за наводнения в защитной плотине на одном из озер-отстойников образовалась брешь, и вода, в которой содержались тяжелые металлы и, возможно, цианиды, вылилась в соседнее озеро, представляя опасность для всего региона. В декабре 2007 г. в Польше в результате утечки из нефтепровода "Дружба", проложенного по дну реки Висла, образовалось огромное нефтяное пятно шириной в 300 метров и длиной в несколько километров. Инцидент произошел в районе населенного пункта Нешава (Куявско‑Поморское воеводство) неподалеку от нефтеперерабатывающего предприятия в городке Плоцка. В июне 2004 г. на Чешской АЭС в местечке Темелин, находящемся в 60 километрах от границы с Австрией, в результате разрыва трубы в системе охлаждения второго блока АЭС произошла утечка 3000 литров радиоактивной воды.

Слайд 84
Описание слайда:
В августе 2002 г. на северо-западе Румынии ливневые дожди прорвали отстойники одного из горно-добывающих предприятий и тысячи тонн отходов хлынули на улицы шахтерского города Лупень. Усилиями армейских подразделений и пожарных удалось предотвратить серьезную экологическую катастрофу: по данным службы гражданской обороны пострадали лишь 35 семейств, живших на окраине города. В августе 2002 г. на северо-западе Румынии ливневые дожди прорвали отстойники одного из горно-добывающих предприятий и тысячи тонн отходов хлынули на улицы шахтерского города Лупень. Усилиями армейских подразделений и пожарных удалось предотвратить серьезную экологическую катастрофу: по данным службы гражданской обороны пострадали лишь 35 семейств, живших на окраине города. В феврале 2000 г. в Венгрии по вине небольшой австралийской золотодобывающей компании Esmeralda Exploration произошла большая утечка цианида, используемого при добыче золота и серебра. В результате около 2 млн человек лишились питьевой воды, серьезный ущерб был нанесен окружающей среде. Погибло огромное количество птиц и диких животных, на поверхность Дуная всплыли десятки тонн рыбы. В ночь на 31 января 2000 г. в местечке Бая-Маре (Румыния) на золотодобывающем предприятии "Аурул" произошел аварийный выброс 100 тысяч тонн промышленных отходов, в том числе цианидов и тяжелых металлов. В результате аварии в реках Самош и Тиса - самом крупном притоке Дуная, содержание цианидов превысило допустимую норму почти в 800 раз. Течением массы зараженной воды отнесло к территории Венгрии, где погибло до 85-90% животных и растений. В феврале того же года отравленные потоки достигли территории Югославии. Обеспечение населения Румынии, Венгрии и Сербии питьевой водой было нарушено. По оценкам экспертов, столь масштабного урона экологии Европы не наносилось даже в результате чернобыльской катастрофы.

Слайд 85
Описание слайда:
3. Международное сотрудничество К основным направлениям международной деятельности МЧС России относятся: создание договорно-правовой базы: действуют более 40 межправительственных соглашений с зарубежными странами. Установлены партнерские связи с Евросоюзом, организациями системы ООН, ЧЭС Совета Европы, МОГО, НАТО, ОАЭ, которые зафиксированы в более чем 15 международных правовых документах; взаимодействие с ООН в области чрезвычайного гуманитарного реагирования: с 1993 года началось сотрудничество с Управлением Верховного Комиссара ООН по делам беженцев, которое имеет практическую направленность и реализовано в период кризисов в бывшей Югославии в 1993-1996 гг. и в 1999-2000 гг., а также в Центральной Африке в 1994-1995 гг. С 1998 по 2000 гг. был осуществлен проект Программы развития ООН по созданию автошколы в Руанде. В 2002 году под эгидой ООН была оказана гуманитарная помощь Афганистану и началось практическое сотрудничество с ВПП ООН, которое закреплено в соответствующих международно-правовых документах;  

Слайд 86
Описание слайда:
    - развитие связей со странами, имеющими традиционно сильные службы гражданской защиты, предупреждения, спасения и борьбы с пожарами. МЧС России отработало совместные действия со Швейцарией, Грецией, Австрией по спасению людей и доставке гуманитарной помощи на Балканы в 1999-2000 гг. (операция "Фокус"), вместе с Таджикистаном и Киргизией проводило операции в Афганистане в 2001-2002 гг.   - проведение международных учений и тренировок по ликвидации различных катастроф с целью взаимополезного обмена опытом с зарубежными партнерами и координации оперативных и крупномасштабных действий спасательных и противопожарных подразделений из разных стран.

Слайд 87
Описание слайда:
, выполнения эколого-защитных требований и правил, а также проведения комплекса организационных, экономических, эколого-защитных, санитарно-гигиенических, санитарно-противоэпидемических и специальных мероприятий, направленных на обеспечение защиты населения и предотвращение или предельное снижение угрозы жизни и здоровью людей, потери их имущества и нарушения условий жизнедеятельности в случае возникновения ЧС, защиты окружающей природной среды и производственных объектов и объектов иного назначения от опасностей в ЧС. , выполнения эколого-защитных требований и правил, а также проведения комплекса организационных, экономических, эколого-защитных, санитарно-гигиенических, санитарно-противоэпидемических и специальных мероприятий, направленных на обеспечение защиты населения и предотвращение или предельное снижение угрозы жизни и здоровью людей, потери их имущества и нарушения условий жизнедеятельности в случае возникновения ЧС, защиты окружающей природной среды и производственных объектов и объектов иного назначения от опасностей в ЧС.

Слайд 88
Описание слайда:


Скачать презентацию на тему Государственное управление в чрезвычайных ситуациях можно ниже:

Похожие презентации