Грамматика. Грамматические значения и способы их выражения презентация

Содержание


Презентации» Русский язык» Грамматика. Грамматические значения и способы их выражения
ГрамматикаГрамматика – раздел языкознания, изучающий правила функционирования значимых единиц языка наМысль не может быть передана только посредством лексики.
 Чтобы передать мысль,В языках грамматические значения у слова с одним лексическим значением могутКнигу – the book – das BuchГрамматическое значение – это обобщенное значение, присущее ряду слов или синтаксическихПризнаки ГЗ
 обобщенность;
  распространенность на целый класс слов;
 обязательность;
 закрытостьСпособы выражения грамматических значений
 Выделяется два ведущих способа передачи грамматических значений:Синтетический способ выражения грамматических значений
 - грамматическое значение выражается в рамкахг) супплетивизм (образование грамматических форм одного слова от разных основ: ребенокАналитический способ выражения грамматических значений
 - раздельное выражение лексического и грамматическогоОпределите грамматические значения и способы их выражения в приведенных примерах:
 а)Укажите, какие грамматические значения выражены в приводимых ниже примерах и какимиЯзыки аналитического и синтетического строя
 Рус. - ???
 Нем. - ???
Избыточность выражения ГЗ
 Die Bücher – множ. число: артикль, внутренняя флексия,Грамматическая форма
 Каждое грамматическое значение имеет внешнее, формальное выражение.
 Грамматическая формаСколько слов и сколько словоформ?
 Ворон к ворону летит,
 Ворон воронуГрамматическая категория
 Понятие грамматического значения тесно связано с понятием грамматической категории.Книгу – the book – das BuchЧитает – reads - liest
 Вид, время, число, лицо.
 Англ.: +Языки мира различаются: 
 1) количеством грамматических категорий у слов однойЧасти речи
 Все слова в языке относятся к определенному грамматическому классуКаждая часть речи…
 Обладает общим грамматическим значением
 Имеет свой набор грамматическихВ языках
 Выделяются разные части речи
 Части речи имеют разные грамматическиеКак по-русски передать значения артиклей в следующих предложениях? 
 Англ. a)



Слайды и текст этой презентации
Слайд 1
Описание слайда:
Грамматика


Слайд 2
Описание слайда:
Грамматика – раздел языкознания, изучающий правила функционирования значимых единиц языка на разных уровнях его структуры. Грамматика исследует закономерности изменения слов и принципы их объединения при построении высказывания. В центре внимания грамматики – грамматические значения и способы их выражения.

Слайд 3
Описание слайда:
Мысль не может быть передана только посредством лексики. Чтобы передать мысль, надо слова объединить в предложение. В слове, кроме лексического значения, присутствует грамматическое значение (указывает на связь слов с другими словами).

Слайд 4
Описание слайда:
В языках грамматические значения у слова с одним лексическим значением могут быть различны и могут быть по-разному выражены. Он читает книгу. He reads the book. Er liest das Buch.

Слайд 5
Описание слайда:
Книгу – the book – das Buch

Слайд 6
Описание слайда:
Грамматическое значение – это обобщенное значение, присущее ряду слов или синтаксических конструкций, которое находит в языке свое регулярное и типизированное выражение: в русском и английском языках значение множественного числа выражается посредством окончаний (книг-а – книг-и, дом- - дом-а, клиент- - клиент-ы, англ. book - book-s, horse – hors-es).

Слайд 7
Описание слайда:
Признаки ГЗ обобщенность; распространенность на целый класс слов; обязательность; закрытость списка; типизированность выражения.

Слайд 8
Описание слайда:
Способы выражения грамматических значений Выделяется два ведущих способа передачи грамматических значений: синтетический и аналитический.

Слайд 9
Описание слайда:
Синтетический способ выражения грамматических значений - грамматическое значение выражается в рамках слова. Синтетические способы выражения грамматического значения: а) аффиксация (грамматическое значение выражается при помощи разных типов аффиксов: флексий (стол - столы; щедр - щедры; шел - шла; англ. bird - birds), префиксов (делать – сделать), суффиксов (делать – делал, несла - нес); б) редупликация (грамматическое значение выражается путем полного или частичного повтора основы): большой-большой, кишмя-кишит; в) внутренняя флексия (грамматически значимое изменение фонемного состава корня): запереть – запирать (выражает видовое противопоставлении); англ.write – wrote – written, foot – feet; нем. helfen – hilft – half – hälfe, Bruder – Brüder;

Слайд 10
Описание слайда:
г) супплетивизм (образование грамматических форм одного слова от разных основ: ребенок – дети, хорошо – лучше; англ. man – men, go – went; нем. gut – besser; в) ударение: носи`те (совершенный вид глагола) – но`сите (несовершенный вид), но`ги (множественное число, именительный падеж) – ноги` (единственное число, родительный падеж), англ. pro`gress (существительное «развитие») – progre`ss (глагол «развиваться»).

Слайд 11
Описание слайда:
Аналитический способ выражения грамматических значений - раздельное выражение лексического и грамматического значения. Аналитизм проявляется в морфологической неизменяемости слова и использовании служебных элементов, образующих сложные грамматические формы. Аналитические способы выражения грамматического значения: а) использование служебных слов (предлогов, вспомогательных глаголов, частиц, артиклей): буду читать, прочитал бы, более красивый; англ. a play, the remake, he will do it; нем. die Sonne, der Mond, ein Soldat. б) порядок слов: рус. Мать любит дочь; англ. He has a pen. – Has he a pen? в) использование интонации: вопрос, побуждение и повествование (Ср. Ты ушел. – Ты ушел?).

Слайд 12
Описание слайда:
Определите грамматические значения и способы их выражения в приведенных примерах: а) дом — дому, знал — знала, старый — старее — старейший, он — его, поехал — поехал бы, хвалите — хвалите, сидишь — сидит; теплый — самый теплый; иду — шел; читал — читала; избегать — избежать; светлый — светлее; везу — вез; насыпать — насыпать; прыгать — прыгнуть; падаю — упал; придем — придете; кладу — положу; она — ее; гребу — греб; выразить — выражать; хороший — лучше; белый — белого; б) плохой — хуже, спрашивал — спросил, день сменяет ночь — ночь сменяет день, резать — разрезать, ноги — ноги, я читаю — я буду читать, приехал — приехал бы, поставил к стене — у стены, напишу — напишем, даем — дадим;

Слайд 13
Описание слайда:
Укажите, какие грамматические значения выражены в приводимых ниже примерах и какими средствами: Англ. man—men; sing—sang; good—better—best; easy—easier – easiest; write—writes; spoke—had spoken; boy—boy's; I—me; go-went; speaks—is speaking; girl—girls. Нем. der Mann — die Männer; schreibe — schreibst — schreibt; er - ihm - inn; viel — mehr; das Kind — des Kindes - dem Kinde; lese - las; sagte — hatte gesagt; blau - blauer — blauest; der Bube -die Buben.

Слайд 14
Описание слайда:
Языки аналитического и синтетического строя Рус. - ??? Нем. - ??? Англ. - ???

Слайд 15
Описание слайда:
Избыточность выражения ГЗ Die Bücher – множ. число: артикль, внутренняя флексия, внешняя флексия.

Слайд 16
Описание слайда:
Грамматическая форма Каждое грамматическое значение имеет внешнее, формальное выражение. Грамматическая форма представляет собой единство грамматических значений и средств их выражения. Например, грамматическая форма существительного в русском языке может выражать комплекс грамматических значений (значение рода, числа, падежа). Грамматическая форма находит воплощение в словоформах. Словоформа – это конкретное слово в определенной грамматической форме (напр.: дому, в доме, за домом – три словоформы слова «дом»).

Слайд 17
Описание слайда:
Сколько слов и сколько словоформ? Ворон к ворону летит, Ворон ворону кричит…

Слайд 18
Описание слайда:
Грамматическая категория Понятие грамматического значения тесно связано с понятием грамматической категории. Грамматическая категория – это ряд противопоставленных друг другу однородных грамматических значений, систематически выражаемых теми или иными формальными показателями. Например: ГК падежа Книгу – книгой - Куклу – куклой - Девочку – девочкой - Жвачку – жвачкой -

Слайд 19
Описание слайда:
Книгу – the book – das Buch

Слайд 20
Описание слайда:
Читает – reads - liest Вид, время, число, лицо. Англ.: + значение настоящего времени, не связанного с моментом речи. Нем. – нет категории вида, времени.

Слайд 21
Описание слайда:
Языки мира различаются: 1) количеством грамматических категорий у слов одной части речи (так, в русском языке существует категория рода, в английском, грузинском, вьетнамском языках она отсутствует); 2) количеством членов одной грамматической категории (в русском языке насчитывается шесть падежей, в немецком - четыре падежа, в венгерском – шестнадцать, в английском –два; в русском языке существует два залога, в турецком - пять залогов); 3) принадлежностью грамматической категории той или иной части речи.

Слайд 22
Описание слайда:

Слайд 23
Описание слайда:
Части речи Все слова в языке относятся к определенному грамматическому классу (части речи). Части речи – большие классы слов, объединенные общим грамматическим значением, что проявляется в относительном единстве присущих им признаков.

Слайд 24
Описание слайда:
Каждая часть речи… Обладает общим грамматическим значением Имеет свой набор грамматических категорий Имеет свою систему словоизменения (искл.) Имеет свой арсенал словообразовательных средств имеет особую сочетаемость с другими словами в речи Имеет свою синтаксическую функцию

Слайд 25
Описание слайда:
В языках Выделяются разные части речи Части речи имеют разные грамматические категории Соотносимые части речи имеют разные способы выражения грамматических значений

Слайд 26
Описание слайда:
Как по-русски передать значения артиклей в следующих предложениях? Англ. a) A man is waiting for you; b) The man has come. Нем. a) Es was ein groBes Zimmer; b) Das Zimmer hatte wenig Möbel.


Скачать презентацию на тему Грамматика. Грамматические значения и способы их выражения можно ниже:

Похожие презентации