Историческое развитие методологии науки. Уровни методологии науки презентация

Содержание


Презентации» Философия» Историческое развитие методологии науки. Уровни методологии науки
Tема лекции: «Историческое развитие методологии науки» «Уровни методологии науки»Содержание 
  1. «Историческое развитие методологии науки»
 1.1.Методология в философии«Историческое развитие методологии науки»
 «Историческое развитие методологии науки»1.1 Методология в философии Античности и Средних веков 
 Античная философия1.2. Методология науки в философии Нового времени 
 Фрэнсис Бэкон :ТипологияНемецкая классическая философия — труды И. Канта, И. Фихте, Ф. Шеллинга,1.3. Возникновение методологических подходов в XVIII—XIX вв. 
 
 Методологический подход1.4. Проблемы методологии в отечественной науке 
 Методология науки в нашей1. 5.Рефлексивность современного научного познания
 В. С. Швырев :расширение и развитие«Уровни методологического знания»1) Философско-мировоззренческий уровень в структуре методологического знания 
 Дуализм Декарта стал2)Уровень общенаучной методологии 
 Уровень общенаучной методологии:
 из содержательных научных концепций;3) Уровень конкретно-научной методологии 
 К конкретно-научной методологии относятся теоретические схемы,2.4. Уровень процедуры и техники исследования 
 Систематизация методов психологии
 С.Л.Литература
 Лубовский Д.В.Введение в методологические основы психологии



Слайды и текст этой презентации
Слайд 1
Описание слайда:
Tема лекции: «Историческое развитие методологии науки» «Уровни методологии науки»


Слайд 2
Описание слайда:
Содержание 1. «Историческое развитие методологии науки» 1.1.Методология в философии Античности и Средних веков 1.2.Методология науки в философии Нового времени 1.3.Возникновение методологических подходов в 18-19вв.Позитивизм. Неопозитивизм. Постпозитивизм 1.4.Проблемы методологии в отечественной науке 1.5.Рефлексивность современного научного познания 2. «Уровни методологии науки» 2.1 .Философско-мировоззренческий уровень в структуре методологического знания 2.2.Уровень общенаучной методологии 2.3. Уровень конкретно-научной методологии 2.4. Уровень процедуры и техники исследования

Слайд 3
Описание слайда:
«Историческое развитие методологии науки» «Историческое развитие методологии науки»

Слайд 4
Описание слайда:
1.1 Методология в философии Античности и Средних веков Античная философия : Сократ: использование метода индуктивного доказательства и создание диалога как диалектического метода поиска истины. Платон: представление о познании как оперировании понятиями

Слайд 5
Описание слайда:
1.2. Методология науки в философии Нового времени Фрэнсис Бэкон :Типология заблуждений человеческого ума, основы эмпирического метода в науке Рене Декарт :Принцип— дуализм, т. е. качественное различие материи и неделимой мыслящей субстанции. Научное познание, начинается с простого и очевидного, идет путем дедукции к более сложному. Дж. Локк:В основе знания лежат простые идеи, возбуждаемые в уме первичными и вторичными качествами предметов. При помощи соединения, сопоставления и абстрагирования разум создает на основе простых идей сложные.

Слайд 6
Описание слайда:
Немецкая классическая философия — труды И. Канта, И. Фихте, Ф. Шеллинга, Г. Ф. В. Гегеля. Немецкая классическая философия — труды И. Канта, И. Фихте, Ф. Шеллинга, Г. Ф. В. Гегеля. И. Кант: проанализировал структуру познавательных способностей человека, исследовал соотношение между формой и содер­жанием познания. В. Гегель: принцип восхождения от абстрактного к конкретному.

Слайд 7
Описание слайда:
1.3. Возникновение методологических подходов в XVIII—XIX вв. Методологический подход -совокупность представлений о путях научного познания и развития науки, имеющих об­щие наиболее принципиальные моменты, несмотря на всю разницу между взглядами отдельных ученых.  

Слайд 8
Описание слайда:
1.4. Проблемы методологии в отечественной науке Методология науки в нашей стране развивалась в контексте марксистской философии. Как наиболее значительные следует назвать работы Б. М. Кедрова о классификации наук, П. В. Копнина о логических основах науки, Э. В. Ильенкова о проблемах диалектической логики. Одной из важнейших тем методологических исследований стал анализ идеалов и норм научного исследования. В работах В. С. Степина разработаны проблемы периодизации развития науки, смены норм и идеалов научного познания в различные исторические эпохи, различий норм и идеалов в естественных и гуманитарных науках.

Слайд 9
Описание слайда:
1. 5.Рефлексивность современного научного познания В. С. Швырев :расширение и развитие форм рефлексии научного познания как одну из важнейших линий развития науки. Э. Г. Юдин :с начала XX в. расширение сферы рефлексии над наукой. Методологизм как наиболее характерный тип научной рефлексии в современной науке направлен на анализ средств познания. Предмет анализа : исходные философские основы научного познания,

Слайд 10
Описание слайда:
«Уровни методологического знания»

Слайд 11
Описание слайда:
1) Философско-мировоззренческий уровень в структуре методологического знания Дуализм Декарта стал философской предпосылкой для В. Вундта и Э. Титченера. Философская основа для ассоцианизма : эмпиризм Дж. Локка., за основу был взят ассоциативный принцип устройства психики, впервые сформулированный Б. Спинозой. Эти философские предпосылки стали основой для метода интроспекции. В основе бихевиоризма Дж. Уотсона и Э. Торндайка -Механицизм Американский прагматизм стал философско-методологической основой для теории личностных конструктов Дж. Келли. Феноменализм ( Э.Гуссерль) :основа для гештальт –психологии

Слайд 12
Описание слайда:
2)Уровень общенаучной методологии Уровень общенаучной методологии: из содержательных научных концепций; концепция ноосферы В. И. Вернадского. Суть :в результате активно преобразующей деятельности человека биосфера достигает своей новой, высшей стадии развития. 2) универсальных концептуальных систем; К универсальным концептуальным системам В. П. Зинченко и С. Д. Смирнов относят тектологию A А. Богданова. Суть: систему элементов надлежит рассматривать в ее отношении к среде, а элементы системы — в отношении к целому. 3) методологических или логико-методологических концепций.

Слайд 13
Описание слайда:
3) Уровень конкретно-научной методологии К конкретно-научной методологии относятся теоретические схемы, которые достаточно универсальны по отно­шению к объектам конкретной науки, т. е. могут быть применены для объяснения и изучения самых разно­образных объектов, изучаемых данной наукой. Конкретно-научная методология становится теоретиче­ской основой для создания исследовательских процедур и техник. Проблемы : 1) критерии оценки того или иного конкретно-научного методо­логического подхода 2) тенденции развития методологического знания в современной психологии.

Слайд 14
Описание слайда:
2.4. Уровень процедуры и техники исследования Систематизация методов психологии С.Л. Рубинштейн : наблюдение и эксперимент. Б.Г. Ананьев : 1) организационные; 2) эмпирические; 3) способы обработки данных 4) интерпретационные. Методы математико-статистического анализа данных и качественного описания. Генетический (фило - и онтогенетический) и структурные методы

Слайд 15
Описание слайда:
Литература Лубовский Д.В.Введение в методологические основы психологии


Скачать презентацию на тему Историческое развитие методологии науки. Уровни методологии науки можно ниже:

Похожие презентации