Изобразительно-выразительные средства презентация

Содержание


Презентации» Русский язык» Изобразительно-выразительные средства
Изобразительно-выразительные средства
 Задание №24Ответьте на вопросы:
 Что такое эпитет?
 Это красочное определение
 Что такоеПознакомимся с некоторыми тропами:
 Метонимия – перенос названия с одного предметаСинекдоха
 Замещение слова другим, находящимся с ним в отношениях «большее-меньшее».
 РозыГипербола и литота
 Гипербола – от слова «гипер» - очень –СРАВНЕНИЕ
 Сравнение приравнивает предметы и явления и присоединяется союзами «как», «будто»,Анафора и эпифора
 Анафора – единоначатие.
 Не надо путать анафору сГрадация
 Это приём нагнетания синонимов для достижения эффекта наибольшей выразительности. СинонимыВопросно-ответная форма изложения
 Вопросно-ответная форма изложения - форма речи, при которойПерифраза
 Перифраза - описательное выражение, употребленное вместо какого-либо слова. Особое местоПарцелляция
 Парцелляция - намеренное дробление предложения на значимые смысловые части. 
Окказионализмы
 Окказионализмы - индивидуально-авторские неологизмы
 Как бы нам самим следить, чтобыОксюморон
 Оксиморон - соединение в образе или явлении несовместимых понятий
 СладостныеЛексический повтор
 Лексический повтор - повторение в тексте одного и тогоКонтекстуальные синонимы
 Контекстные (или контекстуальные) синонимы 
 Была, правда, старая настольнаяКонтекстуальные антонимы
 Контекстные (или контекстуальные) антонимы - слова, которые в языкеИрония
 Ирония - вид иносказания, когда за внешне положительной оценкой скрываетсяИнверсия
 Инверсия - обратный порядок слов в предложении.
 (При прямом порядкеГротеск
 Гротеск - художественное преувеличение до невероятного, фантастического.
 Если бы какие-нибудьАнтитеза
 Антитеза (противопоставление) - резкое противопоставление понятий, характеров, образов, создающий эффектЭллипсис
 Эллипсис – это неполное предложение. Пропуск слова в нём заменёнРиторическое обращение
 Риторическое обращение - фигура речи, в которой в формеРиторический вопрос
 Риторический вопрос - выражение утверждения в вопросительной форме
 КтоОтгадайте виды изобразительно-выразительных средств.
 «Съешь ещё тарелочку»
 Метонимия
 «Все флаги вКакое средство выразительности использовано?
 (1)Рассказать о тех, кто снимает шапки сКакое средство выразительности использовано?
 (17)И что же, пакостник унялся? (18)Притормозил? (19)Засовестился?Какое средство выразительности использовано?
 Да он как пакостил, так и пакостит,Какое средство выразительности использовано?
 Но пакостников по сравнению с порядочными людьмиКакое средство выразительности использовано?
 Не оттого ли, что мы примирились сКакое средство выразительности использовано?
 Пакость чаще всего творится скрытно.Какое средство выразительности используется в предложениях?
 «Дяденька, что вы делаете?» -Какие тропы выделены в тексте: «…От вёсел к берегу кудрявый следКакой троп используется в тексте: «Мой Лизочек так уж мал, такКакой троп используется в тексте: «Но вот, насытясь разрушеньем и наглымКакая стилистическая фигура используется в тексте: «Люблю я пышное природы увяданье…»Какой троп используется в стихотворении М. Ю. Лермонтова «Чаша жизни»? МыКакие тропы выделены в тексте: «И серебром облиты лунным, деревья мимоКакой троп используется в тексте: «Преграждённая Нева обратно шла, гневна, бурлива…»?Какая стилистическая фигура используется в тексте: «О как мучительно тобою счастливКакой троп используется в тексте: «Природой здесь нам суждено в ЕвропуКакой троп используется в тексте: «Я видывал, как она косит: чтоКакая стилистическая фигура используется в стихотворении М. Цветаевой: полюбил богатый –Какой троп используется в тексте: «Только слышно, на улице где-то одинокаяКакая стилистическая фигура используется в тексте: «Не жалею, не зову, неКакой троп используется в тексте: «Словно горы, из возмущённой глубины вставалиКакой троп используется в тексте: «Пусть заполнится годами жизни квота, стоитКакая стилистическая фигура используется в тексте: «Я – царь, я –Какой троп используется в тексте: «Гирей сидел, потупя взор, янтарь вКакой троп используется в тексте: «Злые волны, как воры, лезут вКакая стилистическая фигура используется в тексте: «Мы сёла – в пепел,Проанализируйте данное стихотворение с точки зрения изобразительно-выразительных средств
 Не ветер, веяРазноаспектный анализ текста
 (1)Ока ночью казалась очень широкой, гораздо шире, чем



Слайды и текст этой презентации
Слайд 1
Описание слайда:
Изобразительно-выразительные средства Задание №24


Слайд 2
Описание слайда:
Ответьте на вопросы: Что такое эпитет? Это красочное определение Что такое метафора? Это слово в переносном значении Что такое гипербола? Это преувеличение Что такое риторический вопрос? Это вопрос, не требующий ответа Что такое инверсия? Это обратный порядок слов

Слайд 3
Описание слайда:

Слайд 4
Описание слайда:
Познакомимся с некоторыми тропами: Метонимия – перенос названия с одного предмета на другой: с содержимого на содержащее. Не дай мне бог сойти с ума. Нет, легче посох и сума. Подразумевается доля нищего. Поэт утверждает, что лучше быть нищим.

Слайд 5
Описание слайда:
Синекдоха Замещение слова другим, находящимся с ним в отношениях «большее-меньшее». Розы в хрустале Имеется в виду не кусок хрусталя, а хрустальная ваза.

Слайд 6
Описание слайда:
Гипербола и литота Гипербола – от слова «гипер» - очень – преувеличение. Литота – наоборот, преуменьшение

Слайд 7
Описание слайда:
СРАВНЕНИЕ Сравнение приравнивает предметы и явления и присоединяется союзами «как», «будто», «словно», «как будто». ___________________ Используя сравнения, метафоры, эпитеты, опишите эти цветы.

Слайд 8
Описание слайда:
Анафора и эпифора Анафора – единоначатие. Не надо путать анафору с синтаксическим параллелизмом. Синтаксический параллелизм – это одинаковое строение предложений с точки зрения синтаксиса. Парцелляция – это деление предложений «на порции» с помощью запятых или точек на отрезки.

Слайд 9
Описание слайда:
Градация Это приём нагнетания синонимов для достижения эффекта наибольшей выразительности. Синонимы располагаются по нарастающей. Как ему до сих пор не пришло в голову, что это обман зрения, галлюцинация, мираж?

Слайд 10
Описание слайда:
Вопросно-ответная форма изложения Вопросно-ответная форма изложения - форма речи, при которой автор как бы делает читателя своим собеседником, привлекает его к обсуждению важных вопросов, заставляет задуматься над ними. Многие считают, что бороться с проявлениями фашизма — дело правоохранительных органов. Ну а мы-то сами? Пешки, что ли? Щепки истории? Рабы времени и обстоятельств? Да ни один институт общества в одиночку с человекофобией, бесчеловечностью не справится — это задача нас всех.

Слайд 11
Описание слайда:
Перифраза Перифраза - описательное выражение, употребленное вместо какого-либо слова. Особое место занимало у него в словаре слово «золото». Золотом называлось всё, что хотите. Уголь и нефть — «черное золото». Хлопок — «белое золото». Газ — «голубое золото». (В. Войнович)

Слайд 12
Описание слайда:
Парцелляция Парцелляция - намеренное дробление предложения на значимые смысловые части. Жил в Германии хрупкий болезненный юноша. Заикался от неуверенности. Избегал развлечений. И только за роялем он преображался. Звали его Моцарт. (С. Довлатов)

Слайд 13
Описание слайда:
Окказионализмы Окказионализмы - индивидуально-авторские неологизмы Как бы нам самим следить, чтобы наши права не поширялись за счет прав других? (А. Солженицын)

Слайд 14
Описание слайда:
Оксюморон Оксиморон - соединение в образе или явлении несовместимых понятий Сладостные мучения испытал он, изгнанник, вернувшись в Россию. Тревожно-радостное ожидание сменилось в нем спокойной уверенностью в завтрашнем дне. (Н. Кривцов)

Слайд 15
Описание слайда:
Лексический повтор Лексический повтор - повторение в тексте одного и того же слова. — Эти люди — ваши родственники? — Да, — сказал он. — Все эти люди — родственники? — Безусловно, — сказал он. — Люди всего мира? Всех национальностей? Люди всех эпох? (С. Довлатов)

Слайд 16
Описание слайда:
Контекстуальные синонимы Контекстные (или контекстуальные) синонимы Была, правда, старая настольная лампа, купленная в комиссионном, чужая старина, не вызывающая никаких воспоминаний, поэтому ничем не дорогая. (Д. Гранин) То было видение... Передо мною появились два ангела... два гения. Я говорю: ангелы... гении — потому что у обоих на обнаженных телах не было никакой одежды и за плечами у каждого вздымались сильные длинные крылья. (И. Тургенев)

Слайд 17
Описание слайда:
Контекстуальные антонимы Контекстные (или контекстуальные) антонимы - слова, которые в языке не противопоставлены по значению и являются антонимами только в исходном тексте. Комплекс неполноценности способен загубить человеческую душу. А может возвысить до небес.

Слайд 18
Описание слайда:
Ирония Ирония - вид иносказания, когда за внешне положительной оценкой скрывается насмешка. Продаются мужские костюмы, фасон один. А цвета какие? О, огромный выбор цветов! Черный, черно-серый, серо-черный, черновато-серый, серовато-черный, грифельный, аспидный, наждачный, цвет передельного чугуна, коксовый цвет, торфяной, земляной, мусорный, цвет жмыха и тот цвет, который в старину назывался «сон разбойника». В общем, сами понимаете, цвет один, чистый траур на небогатых похоронах. (И. Ильф, Е. Петров)

Слайд 19
Описание слайда:
Инверсия Инверсия - обратный порядок слов в предложении. (При прямом порядке подлежащее предшествует сказуемому, согласованное определение стоит перед определяемым словом, несогласованное — после него, дополнение — после управляющего слова, обстоятельство образа дейст- вия — перед глаголом. А при инверсии слова располагаются в ином порядке, чем это установлено грамматическими правилами). Вышел месяц ночью темной, одиноко глядит из черного облака на поля пустынные, на деревни дальние, на деревни ближние. (М. Неверов)

Слайд 20
Описание слайда:
Гротеск Гротеск - художественное преувеличение до невероятного, фантастического. Если бы какие-нибудь вселенские диверсанты были посланы уничтожить всё живое на Земле и превратить её в мертвый камень, если бы они тщательно разработали эту свою операцию, они не могли бы действовать более разумно и коварно, чем действуем мы, живущие на Земле люди. (В. Солоухин)

Слайд 21
Описание слайда:
Антитеза Антитеза (противопоставление) - резкое противопоставление понятий, характеров, образов, создающий эффект резкого контраста.. Всю мировую литературу я разделяю на два типа — литература дома и литература бездомья. Литература достигнутой гармонии и литература тоски по гармонии. Безумный безудерж Достоевского — и мощный замедленный ритм Толстого. Как динамична Цветаева и как статична Ахматова! (Ф. Искандер)

Слайд 22
Описание слайда:
Эллипсис Эллипсис – это неполное предложение. Пропуск слова в нём заменён тире.

Слайд 23
Описание слайда:
Риторическое обращение Риторическое обращение - фигура речи, в которой в форме обращения выражается отношение автора к тому, о чем говорится. Милые мои! Да кто же, кроме нас, о нас самих думать будет? (В. Войнович)

Слайд 24
Описание слайда:
Риторический вопрос Риторический вопрос - выражение утверждения в вопросительной форме Кто из нас не любовался восходом солнца, летним разнотравьем лугов, бушующим морем? Кто не восторгался оттенками красок вечернего неба? Кто не замирал в восхищении от вида внезапно возникшей долины в горных ущельях? (В. Астафьев)

Слайд 25
Описание слайда:

Слайд 26
Описание слайда:
Отгадайте виды изобразительно-выразительных средств. «Съешь ещё тарелочку» Метонимия «Все флаги в гости будут к нам» Синекдоха «Крошки во рту не было» Литота «Весь город говорил об этом» Метонимия «Мужичок с ноготок» Литота «О чём ты воешь, ветр ночной? О чём ты сетуешь безбожно?» Олицетворение и обращение

Слайд 27
Описание слайда:

Слайд 28
Описание слайда:

Слайд 29
Описание слайда:
Какое средство выразительности использовано? (1)Рассказать о тех, кто снимает шапки с чужих голов? (2)Кто портит телефоны-автоматы? (3)Кто разрушает автобусные остановки просто так, с тоски и от буйства сил? (4) Кто стонет и визжит во время сеанса в кинотеатре, выражая свое эстетическое чувство? (5)Кто врубает на всю ночь проигрыватели, чтобы повеселить соседей?

Слайд 30
Описание слайда:
Какое средство выразительности использовано? (17)И что же, пакостник унялся? (18)Притормозил? (19)Засовестился?

Слайд 31
Описание слайда:
Какое средство выразительности использовано? Да он как пакостил, так и пакостит, причем, по наблюдениям моим, особенно охотно пакостит под запретными вывесками, потому что написаны они для проформы и покуражиться под ними пакостнику одно удовольствие, ему пакостная жизнь — цель жизни, пакостные дела — благо, пакостный спектакль — наслаждение, и тут никакие уговоры, никакие увещевания, никакая мораль, даже самая передовая, не годятся.

Слайд 32
Описание слайда:
Какое средство выразительности использовано? Но пакостников по сравнению с порядочными людьми все же не так много.

Слайд 33
Описание слайда:
Какое средство выразительности использовано? Не оттого ли, что мы примирились с ними, опустили руки?

Слайд 34
Описание слайда:
Какое средство выразительности использовано? Пакость чаще всего творится скрытно.

Слайд 35
Описание слайда:
Какое средство выразительности используется в предложениях? «Дяденька, что вы делаете?» - зачирикали мальчишки. Метафора «зачирикали» Сегодня личные библиотеки в очень многих домах. Могу сказать, что вот книги попадают не тем, кому они нужны. Иногда служат украшением; приобретают из-за красивых корешков. Но и это не так страшно. Книга всегда найдёт того, кому она нужна. Парцелляция

Слайд 36
Описание слайда:
Какие тропы выделены в тексте: «…От вёсел к берегу кудрявый след бежал»? (А. Фет)

Слайд 37
Описание слайда:
Какой троп используется в тексте: «Мой Лизочек так уж мал, так уж мал, что из листика сирени сделал зонтик он для тени и гулял»? (А. Плещеев)

Слайд 38
Описание слайда:
Какой троп используется в тексте: «Но вот, насытясь разрушеньем и наглым буйством утомясь, Нева обратно повлеклась, своим любуясь возмущеньем и покидая с небреженьем свою добычу»? (А. С. Пушкин)

Слайд 39
Описание слайда:
Какая стилистическая фигура используется в тексте: «Люблю я пышное природы увяданье…» (А. С. Пушкин)?

Слайд 40
Описание слайда:
Какой троп используется в стихотворении М. Ю. Лермонтова «Чаша жизни»? Мы пьём из чаши бытия С закрытыми очами, Златые омочив края Своими же слезами Когда ж пред смертью с глаз Завязка упадёт, И всё, что обольщало нас, С завязкой исчезает – Тогда мы видим, что пуста Была златая чаша, Что в ней напиток был – мечта И что она – не наша!

Слайд 41
Описание слайда:
Какие тропы выделены в тексте: «И серебром облиты лунным, деревья мимо нас летят, под нами с грохотом чугунным мосты мгновенные гремят» (А. Фет)?

Слайд 42
Описание слайда:
Какой троп используется в тексте: «Преграждённая Нева обратно шла, гневна, бурлива…»? (А. С. Пушкин)

Слайд 43
Описание слайда:
Какая стилистическая фигура используется в тексте: «О как мучительно тобою счастлив я!» (А. С. Пушкин)?

Слайд 44
Описание слайда:
Какой троп используется в тексте: «Природой здесь нам суждено в Европу прорубить окно»? (А. С. Пушкин)

Слайд 45
Описание слайда:
Какой троп используется в тексте: «Я видывал, как она косит: что взмах – то готова копна»? (Н. А. Некрасов)

Слайд 46
Описание слайда:
Какая стилистическая фигура используется в стихотворении М. Цветаевой: полюбил богатый – бедную, Полюбил учёный – глупую, Полюбил румяный – бледную, Полюбил хороший – вредную: Золотой – полушку медную.

Слайд 47
Описание слайда:
Какой троп используется в тексте: «Только слышно, на улице где-то одинокая бродит гармонь»? (М. Исаковский)

Слайд 48
Описание слайда:
Какая стилистическая фигура используется в тексте: «Не жалею, не зову, не плачу, всё пройдёт, как с белых яблонь дым» (С. А. Есенин)?

Слайд 49
Описание слайда:
Какой троп используется в тексте: «Словно горы, из возмущённой глубины вставали волны…» (А. С. Пушкин)

Слайд 50
Описание слайда:
Какой троп используется в тексте: «Пусть заполнится годами жизни квота, стоит только вспомнить это диво, раздирает рот зевота шире Мексиканского залива» (В. В. Маяковский)

Слайд 51
Описание слайда:
Какая стилистическая фигура используется в тексте: «Я – царь, я – раб, я – червь, я - Бог» (Г. Державин)?

Слайд 52
Описание слайда:
Какой троп используется в тексте: «Гирей сидел, потупя взор, янтарь в устах его дымился…» (А. Пушкин)

Слайд 53
Описание слайда:
Какой троп используется в тексте: «Злые волны, как воры, лезут в окна…» (А. С. Пушкин)

Слайд 54
Описание слайда:
Какая стилистическая фигура используется в тексте: «Мы сёла – в пепел, грады – в прах, в мечи – серпы и плуги» (В. А. Жуковский)?

Слайд 55
Описание слайда:
Проанализируйте данное стихотворение с точки зрения изобразительно-выразительных средств Не ветер, вея с высоты, Листов коснулся ночью лунной; Моей души коснулась ты – Она тревожна, как листы, Она, как гусли, многострунна, Житейский вихрь её терзал И сокрушительным набегом, Свистя и воя, струны рвал И заносил холодным снегом. Твоя же речь ласкает слух, Твоё легко прикосновенье, Как от цветов летящий пух, Как майской ночи дуновенье…

Слайд 56
Описание слайда:
Разноаспектный анализ текста (1)Ока ночью казалась очень широкой, гораздо шире, чем днём. (2)Вода шла сильно, во вест размах реки. (3)Всплёскивала рыба. (4)В мутноватом свете ночи было видно, как круги от всплесков стремительно уносятся течением, растягиваясь и разрываясь.


Скачать презентацию на тему Изобразительно-выразительные средства можно ниже:

Похожие презентации