Концепции современного естествознания презентация

Содержание


Презентации» Философия» Концепции современного естествознания
Концепции современного естествознания Лекция 1Введение
 Концепция – система взглядов и представлений
 Естествознание – совокупность наукКонцепции современного естествознания – система современных взглядов и представлений естествен-ных наукНаука теснейшим образом связана с материальным производством, с практикой преобразования приро-ды,Наука — это многогранное и вместе с тем целостное образование, отдельныеКурс «Концепции современного естествознания» призван дать широкую панораму истории естество-знания, общихЕстественнонаучная истина – предмет познания
 Главная цель естествознания – установление законовНапример:
  Например:
  Результаты теории, изложенной Исааком Ньютоном (1643-1727) вНьютон: мы должны изучать по явлениям природы, какие тела притягиваются ине следует считать теорию кривых второго порядка прибли-жённой на том основании,Например:
 Например:
 принцип соответствия Бора (1923), согласно которому законы квантовой механикиКаким бы ни представлялось содержание истины, зани-мающей умы учёных с древнихПодчёркивая важность измерений, выдающийся учёный Д.И.Менделеев (1834-1907) писал:
 Подчёркивая важность измерений,Картина мира от древности до Ньютона 
 Человек добывал знания иРим. Сикстинская капелла. Микеланджело. Библейские сюжеты от сотворения мира до страшногоРим. Сикстинская капелла. Микеланджело. Библейские сюжеты от сотворения мира до страшногоНесмотря на огромные заслуги науки Древнего Ближнего Востока, Китая и СевернойДемокрит, древнегреческий философ,  460-370 гг. до н.э.
  Основатель атомистическогоФалес Милетский, древнегреческий учёный, 624-547 гг. до н.э.
  Вавилонская иПифагор, древнегреческий философ и маематик, 580-500 гг. до н.э.
  ОсновоположникомАристотель, древнегреческий философ и учёный,  384-322 гг. до н.э.
 Архимед, древнегреческий философ и учёный,  287-212 гг. до н.э.
 Архимед явился вершиной научной мысли древнего мира
 Архимед явился вершиной научной



Слайды и текст этой презентации
Слайд 1
Описание слайда:
Концепции современного естествознания Лекция 1


Слайд 2
Описание слайда:
Введение Концепция – система взглядов и представлений Естествознание – совокупность наук о природе (физика, химия, биология и др.), позволяющих сформировать объективное представление об окружающем мире и получать новое знание с помощью открытых законов природы; в более широком смысле – это знание об окружающем мире, которое включает и гуманитарную состав-ляющую, отражающую двойственную природу человека, единство его материального и духовного начал

Слайд 3
Описание слайда:
Концепции современного естествознания – система современных взглядов и представлений естествен-ных наук на устройство мира и общества Концепции современного естествознания – система современных взглядов и представлений естествен-ных наук на устройство мира и общества Наука — один из древнейших, важнейших и слож-нейших компонентов человеческой культуры Это целый многообразный мир человеческих зна-ний, который позволяет человеку преобразовывать природу и приспосабливать ее для удовлетворения своих все возрастающих материальных и духовных потребностей Это сложная система исследовательской деятельно-сти, направленная на производство новых знаний Это социальный институт, организующий усилия сотен тысяч ученых-исследователей, отдающих свои знания, опыт, творческую энергию постижению законов природы, общества и самого человека

Слайд 4
Описание слайда:
Наука теснейшим образом связана с материальным производством, с практикой преобразования приро-ды, социальных отношений Наука теснейшим образом связана с материальным производством, с практикой преобразования приро-ды, социальных отношений Большая часть материальной культуры общества создана на базе науки, прежде всего достижений естествознания Научная картина мира всегда была важнейшей со-ставной частью мировоззрения человека Научное понимание природы, особенно в настоящую эпоху, существенно определяет содержание внутрен-него духовного мира человека, сферу его представле-ний, ощущений, переживаний, динамику его потреб-ностей и интересов

Слайд 5
Описание слайда:
Наука — это многогранное и вместе с тем целостное образование, отдельные компоненты которого, в том числе естественные и гуманитарные науки, в своих глубинных мировоззренческих и методологических основаниях теснейшим образом связаны между собой Наука — это многогранное и вместе с тем целостное образование, отдельные компоненты которого, в том числе естественные и гуманитарные науки, в своих глубинных мировоззренческих и методологических основаниях теснейшим образом связаны между собой Вся история познания свидетельствует о наличии мощных токов знаний, идей, образов, представлений от естественных наук к гуманитарным и от гумани-тарных к естественным, о взаимодействии между науками о природе и науками об обществе и челове-ке Особенно важную роль это взаимодействие играло в периоды научных революций, — глубинных пре-образований способов познания, принципов и мето-дов научной деятельности

Слайд 6
Описание слайда:
Курс «Концепции современного естествознания» призван дать широкую панораму истории естество-знания, общих элементов современной естественно-научной картины мира, мировоззренческих и мето-дологических представлений, формирующихся в нашу эпоху в недрах естествознания Курс «Концепции современного естествознания» призван дать широкую панораму истории естество-знания, общих элементов современной естественно-научной картины мира, мировоззренческих и мето-дологических представлений, формирующихся в нашу эпоху в недрах естествознания Методологические установки и общемировоззренче-ские представления, образы и идеи естествознания всегда оказывали влияние на развитие гуманитар-ных наук; исключительно мощным это влияние стало сейчас — в эпоху научно-технической револю-ции, радикального изменения отношения человека к миру, к природе, в эпоху глобальных интеграцион-ных процессов как в науке, так и в духовной куль-туре в целом; фундаментальная подготовка совре-менного специалиста-гуманитария уже немыслима без ознакомления его с историей и современным состоянием естественнонаучного познания

Слайд 7
Описание слайда:
Естественнонаучная истина – предмет познания Главная цель естествознания – установление законов природы, открытие скрытых истин Т.е. – истина есть, существует в готовом виде, её надо только найти, отыскать как некое сокровище Демокрит: «Истина скрыта в глубине, лежит на дне морском» Научная продукция на пути к научной истине перепол-нена ошибочными результатами; так было всегда В науке есть внутренние механизмы самоочищения – большинство исследователей работают в областях, кроме них мало кому интересных, их результаты слабо контро-лируются, однако – правильные они или нет – значения не имеет; результаты нужные и важные волей-неволей перепроверяются многократно Например:

Слайд 8
Описание слайда:
Например: Например: Результаты теории, изложенной Исааком Ньютоном (1643-1727) в своих «Началах» (1687) не были первой книгой по законам механики Первой была «Мотус», подвергшаяся жестокой критике Роберта Гука (1635-1703) «Начала» появились как результат исправлений с учетом замечаний Гука Гук и Ньютон «сердечно» ненавидели друг друга, Гук играл роль оппонента, выискивающего малейшие ошибки у Ньютона и последний должен был с этим считаться Вывод: для целей науки контроль не нужен; он нужен обществу, которое не желает зря платить деньги за бесполезную деятельность

Слайд 9
Описание слайда:
Ньютон: мы должны изучать по явлениям природы, какие тела притягиваются и каковы законы и свойства притяже-ния, скорее, чем исследовать причину, благодаря которой притяжение происходит; до-вольно того, что тяготение на самом деле существует, дейс-твует согласно изложенным нами законам и вполне доста-точно для объяснения всех движений небесных тел и моря Ньютон: мы должны изучать по явлениям природы, какие тела притягиваются и каковы законы и свойства притяже-ния, скорее, чем исследовать причину, благодаря которой притяжение происходит; до-вольно того, что тяготение на самом деле существует, дейс-твует согласно изложенным нами законам и вполне доста-точно для объяснения всех движений небесных тел и моря Естествознание систематизи-рует наши наблюдения над природой При этом:

Слайд 10
Описание слайда:
не следует считать теорию кривых второго порядка прибли-жённой на том основании, что в природе нет в точности кри-вых второго порядка не следует считать теорию кривых второго порядка прибли-жённой на том основании, что в природе нет в точности кри-вых второго порядка нельзя говорить, что неевклидова геометрия уточняет Евк-лидову – каждая занимает в системе моделей своё место, яв-ляясь точной в соответствии с внутренними критериями точ-ности, и находит применение там, где это необходимо нельзя утверждать, что теория относительности уточняет классическую механику – это разные модели, имеющие раз-ные сферы приложения При этом следует учитывать принцип соответствия: всякая новая, более общая теория, являющаяся разви-тием классической, не отвергает её полностью, а вклю-чает в себя классическую теорию, указывая границы её применимости , причём в определённых предельных случаях новая теория переходит в старую Например: принцип соответствия Н.Бора (1923)

Слайд 11
Описание слайда:
Например: Например: принцип соответствия Бора (1923), согласно которому законы квантовой механики должны при больших значениях кванто-вых чисел переходить в законы классической физики В современном представлении истина – правильное, аде-кватное отражение познающим субъектом предметов и явлений действительности, воспроизводящее их так, как они существуют вне и независимо от сознания Истина объективна по содержанию, но субъективна по форме; можно говорить об относительной истине, отра-жающей предмет не полностью, а в объективно обуслов-ленных пределах Абсолютная истина полностью исчерпывает предмет познания; всякая относительная истина содержит эле-мент абсолютного знания; абсолютная истина есть сум-ма относительных истин; истина всегда конкретна

Слайд 12
Описание слайда:
Каким бы ни представлялось содержание истины, зани-мающей умы учёных с древних времён, и как бы не ре-шался сложный вопрос о предмете науки в целом и ес-тествознании в частности, одно очевидно – естествозна-ние есть чрезвычайно эффективный, мощный инстру-мент, не только позволяющий познать окружающий мир, но и приносящий громадную пользу Каким бы ни представлялось содержание истины, зани-мающей умы учёных с древних времён, и как бы не ре-шался сложный вопрос о предмете науки в целом и ес-тествознании в частности, одно очевидно – естествозна-ние есть чрезвычайно эффективный, мощный инстру-мент, не только позволяющий познать окружающий мир, но и приносящий громадную пользу Критерий истины: естественнонаучная истина проверя-ется (доказывается) только практикой: наблюдениями, опытами, экспериментами, производственной деятель-ностью Если научная теория подтверждена практикой – она ис-тинна; естественнонаучные теории проверяются экспе-риментом, связанным с наблюдениями, измерениями, математической обработкой получаемых результатов Подчёркивая важность измерений, выдающийся учёный Д.И.Менделеев (1834-1907) писал:

Слайд 13
Описание слайда:
Подчёркивая важность измерений, выдающийся учёный Д.И.Менделеев (1834-1907) писал: Подчёркивая важность измерений, выдающийся учёный Д.И.Менделеев (1834-1907) писал: «Наука началась тогда, когда люди научились мерить; точная наука немыслима без меры» Научная теория и эксперимент, или, в общем виде, наука и практика – два кита, на которых держится ветвистое дерево познания, в том числе и сформированные циви-лизацией естественнонаучные представления об окружа-ющем мире, картина мира Картина мира непрерывно изменяется по мере формиро-вания знаний человечества, приобретения опыта и вне-дрения его в практическую деятельность Можно сказать, что история цивилизации человечества – это непрерывная цепь сменяющихся представлений об окружающем мире Формально эти этапы можно представить так: античная картина мира, механическая, электродинамическая и квантово-полевая (современная) картина мира

Слайд 14
Описание слайда:
Картина мира от древности до Ньютона Человек добывал знания и формировал представле-ние об окружающем мире в суровой борьбе за сущес-твование Много тысячелетняя эволюция сформировала созна-ние человека, развила речь, привела к накоплению практических знаний о мире, привела к необходимо-сти осознания человеком своего места в мире, к фор-мированию примитивной картины мира По аналогии с собой, древний человек, целиком за-висящий от капризов природы, наделял её объекты антропоморфными качествами, другого способа по-нять природу, как уподобить её себе, живому сущес-тву, у первобытного человека не было

Слайд 15
Описание слайда:
Рим. Сикстинская капелла. Микеланджело. Библейские сюжеты от сотворения мира до страшного суда В библейском мифе о сотворе-нии мира ярко выражены эти антропоморфные представле-ния о боге, который поступает подобно человеку-земледельцу: проводит мелиоративные рабо-ты (отделил воду от земли), за-жигает огонь (да будет свет), со-здаёт все окружающие вещи и после трудов отдыхает Наряду с фантастическими представлениями о природе че-ловек в процессе деятельности обогащается реальными знани-ями о небесных светилах, рас-тениях, животных, о движении и силах, явлениях природы и др Накопленные знания и прак-тические навыки передаются от поколения к поколению

Слайд 16
Описание слайда:
Рим. Сикстинская капелла. Микеланджело. Библейские сюжеты от сотворения мира до страшного суда По мере развития об-щества и общественно-го труда накапливают-ся предпосылки для создания устойчивой цивилизации; решаю-щую роль сыграло зе-мледелие – там, где были условия для получения устойчивых урожаев, создавались поселения, города, затем государства Такие условия возни-кли в Северной Афри-ке в долине Нила, в ме-ждуречье Евфрата и Тигра, где уже в IV ты-сячелетии до н.э. стали складываться государ-ства

Слайд 17
Описание слайда:
Несмотря на огромные заслуги науки Древнего Ближнего Востока, Китая и Северной Африки, подлинной родиной современной науки стала Древняя Греция Несмотря на огромные заслуги науки Древнего Ближнего Востока, Китая и Северной Африки, подлинной родиной современной науки стала Древняя Греция Именно здесь возникла теоретическая наука, разрабатываю-щая научные представления о мире, и как результат – фор-мировалась естественнонаучная картина мира Египетский или вавилонский писец, формулируя правило, писал – делай так, не поясняя, почему надо поступать так Греческий учёный требовал объяснения и доказательства

Слайд 18
Описание слайда:
Демокрит, древнегреческий философ, 460-370 гг. до н.э. Основатель атомистического учения (все тела состоят из неделимых частиц – атомов) Демокрит: «Найти одно нау-чное доказательство для меня значит больше, чем овладеть всем персидским цаством» Современная наука помнит, кому обя-зана своим рождением – названия наук математика, механика, физика, биология, география – из греческого языка, термины – масса, атом, электрон, изотоп – тоже Имена древнегреческих учёных – Фалес, Пифагор, Аристотель, Архимед, Евклид, Птолемей – греческие, за каждым именем – эпоха создания научной отрасли

Слайд 19
Описание слайда:
Фалес Милетский, древнегреческий учёный, 624-547 гг. до н.э. Вавилонская и египетская наука воз-никли из потребностей практики Теоретическое мышление не выходи-ло за рамки анимизма и мифологии; монополия на объяснение тайн прина-длежала жрецам и была доступна только посвящённым Древние греки поставили задачу по-нимания природы без привлечения таинственных, божественных сил, такой, как она есть Фалес Милетский и др. выдвинули идею о материальной первооснове ве-щей, об их развитии из этой первоосно-вы, наример, вода, огонь или воздух Одновременно с материалистически-ми представлениями возникло идеали-стическое направление в философии

Слайд 20
Описание слайда:
Пифагор, древнегреческий философ и маематик, 580-500 гг. до н.э. Основоположником его явился Пифа-гор и его ученики Центральным пунктом его филосо-фии было учение о божественной роли чисел, которые управляют миром; числам приписывали мистические свойства, интерпретировали как символы: 1 – всеобщее, 2 – начало противоположности, 3 – природа; любую вещь и явление мира можно выразить числами Мыслители Древней Греции стреми-лись обсуждать проблему, логически обосновывать то или иное положение; особенно ярко эта черта проявилась у атомистов (Демокрит и его школа) и у Аристотеля

Слайд 21
Описание слайда:
Аристотель, древнегреческий философ и учёный, 384-322 гг. до н.э. Он с 343 по 339 гг. жил в столице Македонии Пелле в качестве настав-ника Александра Македонского с 336 г – в Афинах, где основал Лицей Явился крёстным отцом физической науки – название его труда, посвящён-ного исследованию природы – Физика Аристотель указал путь познания на-уки о природе – от более известного и явного для нас к более явному и извес-тному с точки зрения природы вещей Он тонкий наблюдатель и даже иску-сный экспериментатор, однако опыты его умозрительные, он полагается ис-ключительно на силу логического ана-лиза

Слайд 22
Описание слайда:
Архимед, древнегреческий философ и учёный, 287-212 гг. до н.э. Архимед - основатель практической механики – закон рычага, закон Архи-меда о плавающих телах, механика жидкостей и на её основе – вывод о сферичности Земли Кроме математики и механики Архи-мед занимался оптикой и астрономией При нём естествознание впервые приступило к подсчётам космического масштаба; некоторые результаты рас-чётов Архимеда выражаются числом 1063 В сочинениях Архимеда впервые со-поставляются две системы мира: гео-центрическая и гелиоцентрическая Его представления о мире выходят за рамки Солнечной системы

Слайд 23
Описание слайда:
Архимед явился вершиной научной мысли древнего мира Архимед явился вершиной научной мысли древнего мира Со времени Архимеда и его учеников (Герон, Папп и др.) механика стала наукой о простых машинах, были заложены основы оптики, введены противоположности – тепло и холод, сухость и влажность, тьма и свет, т.н. «физика качеств» Наука опиралась на материалистическое воззрение, в основе мира положены первоначала, из которых формируется весь мир, появилось предположение о бесконечности мира, возни-кло атомистическое учение Однако древняя наука не сформировала единой картины мира, в основе её лежали разрозненные знания, часто ошибочные Тем не менее древняя наука послужила основой для после-дующего развития её, выступила в качестве основы для ис-следователей средних веков, в конечном итоге, привела к формированию механической картины мира


Скачать презентацию на тему Концепции современного естествознания можно ниже:

Похожие презентации