Коррупция и антикоррупционная политика. Коррупция: сущность, причины, негативные последствия презентация

Содержание


Презентации» Разное» Коррупция и антикоррупционная политика. Коррупция: сущность, причины, негативные последствия
Содержание курса
 Глава I. Коррупция: сущность, причины, негативные последствия
  Глава I. Коррупция: сущность, причины, негативные последствия
 Глава I. Коррупция: сущность,Урукагина
 Урукагина
  (шумерский царь, 2319 — 2311 до нашей эры)
История противодействия коррупции в России в допетровскую эпоху
 
  История противодействия коррупции в России в допетровскую эпохуИстория противодействия коррупции в России в допетровскую эпохуС у д е б н и к   1Судебник 1497 г.
 Система преступлений в уголовном праве (согласно судебнику) 
История противодействия коррупции в России в допетровскую эпоху
 Система наказаний вПри Екатерине II – возобновление активных антикоррупционных мероприятий, в том числе1. Декрет «О взяточничестве» - май 1918 г.;
 1. Декрет «ОГлава I. Коррупция: сущность, причины, негативные последствия
 Глава I. Коррупция: сущность,Определения коррупции
 Определения в научной литературеМногообразие подходов рассмотрения коррупцииКоррупция как социальное явлениеКоррупция как социальное явлениеСодержание коррупционных отношенийНаиболее типичные коррупционные отношения современной России
 1. Совместительство государственных и муниципальныхОбъяснение сути коррупционных отношений
 Подход № 1 – «Рациональный»:
 Коррупционер принимаетОбъяснение сути коррупционных отношений
 Подход № 2 – Институциональный.
 Коррупция –Объяснение сути коррупционных отношенийОсновные виды коррупции (консолидированная классификация)Основные виды коррупции  (консолидированная классификация)Основные виды коррупции  (консолидированная классификация)Основные виды коррупции  (консолидированная классификация)Характеристика основных видов коррупции  (сфера проявления)Характеристика основных видов коррупции  (сфера проявления)Характеристика основных видов коррупции  (сфера проявления)Характеристика основных видов коррупции (сфера проявления)Характеристика основных видов коррупции  (сфера проявления)Характеристика основных видов коррупции  (сфера проявления)Характеристика основных видов коррупции  (сфера проявления)Характеристика основных видов коррупции  (сфера проявления)Характеристика основных видов коррупции  (сфера проявления)Характеристика основных видов коррупции  (сфера проявления)Характеристика основных видов коррупции  (сфера проявления)Характеристика основных видов коррупции  (сфера проявления)Характеристика основных видов коррупции  (сфера проявления)Системный характер российской коррупцииСистемный характер российской коррупции  требует системного подхода в борьбе сГлава I. Коррупция: сущность, причины, негативные последствия
 Глава I. Коррупция: сущность,Причины (факторы) коррупцииПричины (факторы) общего характера в странах с тоталитарным режимом правления иОсобенности, порождаемые политической нестабильностьюСпецифические российские причины коррупцииГлава II. Антикоррупционная политика. Организационные основы, правовые и профилактические методы противодействияАнтикоррупционная политика РФОсновные субъекты  антикоррупционной политики РФПервые шаги по реализации  антикоррупционной политики РФПричины включения антикоррупционного блока в Концепцию административной реформы
 1.  Антикоррупционный блок Концепции административной реформыАнтикоррупционный блок Концепции административной реформыНациональный план противодействия  коррупции (2008 г.)
 первый программный документ антикоррупционнойРеформирование государственной службы и реализация антикоррупционной политики РФ
 Реформирование госслужбы вНациональная стратегия  противодействия коррупции 
 Принята в соответствии с 
Решение задачи по противодействию коррупции должны осуществляться за счет
 		Решение задачиОсобенности Национального плана противодействия коррупции на 2010-2011 годыВклад субъектов антикоррупционной политики  в противодействие коррупцииВклад субъектов антикоррупционной политики  в противодействие коррупцииВклад субъектов антикоррупционной политики  в противодействие коррупцииГлава II. Антикоррупционная политика. Организационные основы, правовые и профилактические методы противодействияОрганизационно-правовые основы  противодействия коррупцииКлючевые направления организационной деятельности по противодействию коррупцииПравовое регулирование  противодействия коррупции в РФ
 Основные международные документы, регулирующиеКонвенция ООН против коррупции от 31.10.2003  как ключевой международный антикоррупционныйСоставы преступлений, зафиксированные  в Конвенции ООН и Конвенциях Совета ЕвропыФедеральный закон от 25.12.2008 № 273-ФЗ  «О противодействии коррупции» -Федеральный закон от 25.12.2008 № 273-ФЗ  «О противодействии коррупции» -Пакет антикоррупционных НПА РФ
 Принятие продиктовано вступлением в силу Национального планаОсновные меры по профилактике коррупцииПриоритетные меры предупредительно-профилактического характераПриоритетные меры предупредительно-профилактического характераАнтикоррупционная экспертиза как один из основных правовых барьеров коррупцииАнтикоррупционная экспертиза как один из основных правовых барьеров коррупции
 2003 г.Антикоррупционная экспертиза НПА  (правовое закрепление на федеральном уровне РФ)Антикоррупционная экспертиза НПА (основные субъекты – ст. 3 Федерального закона отКлючевые положения методики проведения антикоррупционной экспертизы согласно  Постановлению Правительства РФАнтикоррупционная экспертиза НПА  (перечень коррупциогенных факторов, подлежащих выявлению)
 1. ДиспозитивностьАнтикоррупционная экспертиза НПА, проводимая органами законодательной власти (ГД ФС РФ)
 1.Антикоррупционная экспертиза НПА  (показатели эффективности)Ответственность за коррупционные правонарушенияПеречень коррупционных деяний, подпадающих в сферу уголовного законодательства РФ
 злоупотребление служебнымКоррупционные преступления согласно УК РФСоциально-правовой аспект взяточничестваСопоставимость понятий «взятка» и  «коммерческий подкуп» (ст. 290 и ст.Злоупотребление служебными полномочиями (данный вид преступления предусмотрен только для должностных лицКонфискация доходов от коррупционной деятельностиГлава III. Международный опыт и сотрудничество по противодействию коррупции
 Глава III.Международный характер коррупцииКомплексный характер противодействия коррупции в демократических странах
 1. превентивные меры; 
Показатели коррупции
 Индекс восприятия коррупции (CPI):
 разработан Transparency International  Глава III. Международный опыт и сотрудничество по противодействию коррупции
 Глава III.Опыт борьбы с коррупцией в зарубежных странах
 За подкуп (независимо отОпыт борьбы с коррупцией в зарубежных странах
 Действуют специальные правила поведенияОпыт борьбы с коррупцией в зарубежных странах
 Комплексная программа по соблюдениюДействие Кодекса этики государственного служащего (с 1965 г.);
 Действие Кодекса этикиИмперативность исполнения Кодекса поведения судей 
 Императивность исполнения Кодекса поведения судейСоздание специализированного антикоррупционного органа – Парламентский комитет по надзору за предотвращениемИстория борьбы с коррупцией в Китае – 60 лет (с 195195 место в рейтинге свидетельствует о низкой эффективности антикоррупционной политики АрменииГлава IV. Предупреждение и урегулирование конфликта интересов на государственной и муниципальнойКонфликт интересов – понятие, законодательное закреплениеКонфликт интересов – понятие, законодательное закреплениеМеры по предотвращению конфликта интересов  (согласно Федеральному закону № 79-ФЗ)
Соблюдение ограничений и запретов государственным гражданским служащим
 Перечень ограничений и запретовКомиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих РФПревентивный характер указов Президента РФ о предоставлении и проверки достоверности сведенийКонкретизация проверки достоверности и полноты cведений о доходахИные меры по предотвращению конфликта интересов
 Руководители федеральных государственных органов обязаныОбщие принципы служебного поведения государственных служащих  (Указ Президента РФ отЭтические кодексы в системе государственной службыСпасибо за внимание!
 Контакты
 academy@it.ru
 www.academy.it.ru



Слайды и текст этой презентации
Слайд 1
Описание слайда:


Слайд 2
Описание слайда:
Содержание курса Глава I. Коррупция: сущность, причины, негативные последствия § 1. История коррупции - слайд № 4 - № 13 § 2. Понятие и сущность коррупции (определение, общая характеристика, содержание коррупционных отношений, основные виды коррупции) - слайд № 14 - № 43 § 3. Причины коррупции - слайд № 44 - № 48 Глава II. Антикоррупционная политика. Организационные основы, правовые и профилактические методы противодействия коррупции § 4. Антикоррупционная политика РФ - слайд № 49 - № 63 § 5. Организационно-правовые основы противодействия коррупции (деятельность органов исполнительной и законодательной ветвей власти, правовое регулирование противодействия коррупции, основные меры по профилактике коррупции, ответственность за коррупционные правонарушения) - слайд № 64 - № 90 Глава III. Международный опыт и сотрудничество по противодействию коррупции § 6. Международный характер коррупции - слайд № 91 - № 94 § 7. Опыт борьбы с коррупцией в зарубежных странах, примеры международного сотрудничества - слайд № 95 - № 104 Глава IV. Предупреждение и урегулирование конфликта интересов на государственной и муниципальной службе как один из способов противодействия коррупции - слайд № 105 - № 117

Слайд 3
Описание слайда:
Глава I. Коррупция: сущность, причины, негативные последствия Глава I. Коррупция: сущность, причины, негативные последствия § 1. История коррупции (слайд № 4 - № 13)

Слайд 4
Описание слайда:
Урукагина Урукагина (шумерский царь, 2319 — 2311 до нашей эры) Был избран народным голосованием. Перед его избранием в качестве правителя в Лагаше (Месопотамия) население страдало от чрезмерных налогов, взимавшихся алчными дворцовыми чиновниками, а также от незаконной конфискации частной собственности. Реформа Урукагины заключалась в отмене всех этих злоупотреблений и даровании свободы для народа Лагаша.

Слайд 5
Описание слайда:
История противодействия коррупции в России в допетровскую эпоху «Двинская уставная грамота» Статья 6 гласит: «А самосуда четыре рубли; а самосуд, то: кто изымав татя с поличным, а посул собе возмет, а наместники поведаются по заповеди, ино то самосуд; а опрочь того самосуда нет».

Слайд 6
Описание слайда:
История противодействия коррупции в России в допетровскую эпоху

Слайд 7
Описание слайда:
История противодействия коррупции в России в допетровскую эпоху

Слайд 8
Описание слайда:
С у д е б н и к 1 4 9 7 г.

Слайд 9
Описание слайда:
Судебник 1497 г. Система преступлений в уголовном праве (согласно судебнику) Преступления против Церкви; Государственные преступления; Преступления против порядка управления: в том числе, дача ложных свидетельских показаний, ложное обвинение («ябедничество»); Преступления против благочиния: в том числе, продажа краденного или чужого имущества, обложение пошлинами освобождённых от неё лиц и т. д. Должностные преступления: в том числе, лихоимство (взяточничество, вымогательство), неправосудие (заведомо несправедливое решение дела), подлоги по службе, воинские преступления; Преступления против личности; Имущественные преступления; в том числе, кража, грабеж, мошенничество; Преступления против нравственности…

Слайд 10
Описание слайда:
История противодействия коррупции в России в допетровскую эпоху Система наказаний в уголовном праве (согласно судебнику) Смертная казнь (в 36 случаях) — повешение, отсечение головы, четвертование, сожжение (по делам религиозным и по отношению к поджигателям), а также «заливание раскалённого железа в горло» за фальшивомонетничество; Телесные наказания — разделялись на членовредительные (отсечение руки за кражу, клеймение, урезание ноздрей и т. д.) и болезненные (битьё кнутом или батогами); Тюремное заключение — сроки от 3 дней до пожизненного заключения. Содержание заключенных было за счёт родственников или подаяния; Ссылка — наказание для «высокородных» лиц. Была следствием опалы. Бесчестящие наказания — также применялись для «высокородных» лиц: «отнятие чести», то есть лишение званий или понижение в чине. Мягким наказанием этого типа был «выговор» в присутствии людей того круга, к которым относился правонарушитель. Штрафы — назывались «продажа» и назначались за преступления, нарушающие имущественные отношения, а также за некоторые преступления против жизни и здоровья человека (за увечье), за «понесение бесчестья»; за «лихоимство» в качестве основного и дополнительного наказания. Конфискация имущества — как движимое, так и недвижимое имущество (иногда и имущество жены преступника и его взрослого сына). Применялось к государственным преступникам, к «лихоимцам», к чиновникам, злоупотреблявшим должностным положением.

Слайд 11
Описание слайда:

Слайд 12
Описание слайда:
При Екатерине II – возобновление активных антикоррупционных мероприятий, в том числе возвращение денежного содержания «государевым людям»

Слайд 13
Описание слайда:
1. Декрет «О взяточничестве» - май 1918 г.; 1. Декрет «О взяточничестве» - май 1918 г.; 2. Декрет «О борьбе со взяточничеством» - август 1921 г.; 3. В период руководства страной И. В. Сталиным за злоупотребление служебным положением применялась смертная казнь; 4. В период руководства страной Н. С. Хрущевым официального признания коррупции не было. Коррупция определяется как «порождение эксплуататорского общества» - закрытое письмо ЦК КПСС «Об усилении борьбы со взяточничеством и разворовыванием народного добра» - март 1962 г.; 5. В период руководства страной Л. Н. Брежневым в 1980 г. официально зафиксированы более 6000 случаев взяточничества. Коррупция приобретает системный характер; 6. Антикоррупционная деятельность после распада СССР: - за период с 1991 – 2005 гг. принято более 270 НПА; - принятые НПА характеризуются как «точечные удары»; - отмена в 1991 г. смертной казни за получение взятки (по мнению ряда экспертов, это может быть расценено как снятие последнего барьера перед «тотальным наступлением» коррупции в середине – конце 90-х годов ХХ века).

Слайд 14
Описание слайда:
Глава I. Коррупция: сущность, причины, негативные последствия Глава I. Коррупция: сущность, причины, негативные последствия § 2. Понятие и сущность коррупции (слайд № 15 - № 43)

Слайд 15
Описание слайда:
Определения коррупции Определения в научной литературе

Слайд 16
Описание слайда:
Многообразие подходов рассмотрения коррупции

Слайд 17
Описание слайда:
Коррупция как социальное явление

Слайд 18
Описание слайда:
Коррупция как социальное явление

Слайд 19
Описание слайда:
Содержание коррупционных отношений

Слайд 20
Описание слайда:
Наиболее типичные коррупционные отношения современной России 1. Совместительство государственных и муниципальных служащих в коммерческих структурах; 2. Учреждение коммерческих структур и создание для них «условий благоприятствования»; 3. Участие в приватизации государственных предприятий; 4. Получение вознаграждения за покровительство или попустительство по службе; 5. Использование государственного и муниципального имущества в личных целях; 6. Обеспечение конкурентных преимуществ отдельным коммерческим структурам, участвующим в конкурсных торгах.

Слайд 21
Описание слайда:
Объяснение сути коррупционных отношений Подход № 1 – «Рациональный»: Коррупционер принимает «экономически обоснованное» решение на основе сравнения величины риска и потенциальных благ

Слайд 22
Описание слайда:
Объяснение сути коррупционных отношений Подход № 2 – Институциональный. Коррупция – это контрактное взаимодействие «экономических агентов», целью которого является получение личной выгоды за счет злоупотребления должностными полномочиями. Коррупционные отношения – это отношения в рамках сделки.

Слайд 23
Описание слайда:
Объяснение сути коррупционных отношений

Слайд 24
Описание слайда:
Основные виды коррупции (консолидированная классификация)

Слайд 25
Описание слайда:
Основные виды коррупции (консолидированная классификация)

Слайд 26
Описание слайда:
Основные виды коррупции (консолидированная классификация)

Слайд 27
Описание слайда:
Основные виды коррупции (консолидированная классификация)

Слайд 28
Описание слайда:
Характеристика основных видов коррупции (сфера проявления)

Слайд 29
Описание слайда:
Характеристика основных видов коррупции (сфера проявления)

Слайд 30
Описание слайда:
Характеристика основных видов коррупции (сфера проявления)

Слайд 31
Описание слайда:
Характеристика основных видов коррупции (сфера проявления)

Слайд 32
Описание слайда:
Характеристика основных видов коррупции (сфера проявления)

Слайд 33
Описание слайда:
Характеристика основных видов коррупции (сфера проявления)

Слайд 34
Описание слайда:
Характеристика основных видов коррупции (сфера проявления)

Слайд 35
Описание слайда:
Характеристика основных видов коррупции (сфера проявления)

Слайд 36
Описание слайда:
Характеристика основных видов коррупции (сфера проявления)

Слайд 37
Описание слайда:
Характеристика основных видов коррупции (сфера проявления)

Слайд 38
Описание слайда:
Характеристика основных видов коррупции (сфера проявления)

Слайд 39
Описание слайда:
Характеристика основных видов коррупции (сфера проявления)

Слайд 40
Описание слайда:
Характеристика основных видов коррупции (сфера проявления)

Слайд 41
Описание слайда:
Системный характер российской коррупции

Слайд 42
Описание слайда:
Системный характер российской коррупции требует системного подхода в борьбе с ней Негативное отношение к коррупции на общесоциальном уровне

Слайд 43
Описание слайда:

Слайд 44
Описание слайда:
Глава I. Коррупция: сущность, причины, негативные последствия Глава I. Коррупция: сущность, причины, негативные последствия § 3. Причины коррупции (слайд № 45 - № 48)

Слайд 45
Описание слайда:
Причины (факторы) коррупции

Слайд 46
Описание слайда:
Причины (факторы) общего характера в странах с тоталитарным режимом правления и в переходный период обусловлены:

Слайд 47
Описание слайда:
Особенности, порождаемые политической нестабильностью

Слайд 48
Описание слайда:
Специфические российские причины коррупции

Слайд 49
Описание слайда:
Глава II. Антикоррупционная политика. Организационные основы, правовые и профилактические методы противодействия коррупции

Слайд 50
Описание слайда:
Антикоррупционная политика РФ

Слайд 51
Описание слайда:
Основные субъекты антикоррупционной политики РФ

Слайд 52
Описание слайда:
Первые шаги по реализации антикоррупционной политики РФ

Слайд 53
Описание слайда:
Причины включения антикоррупционного блока в Концепцию административной реформы 1. 89 место в рейтинге международной конкурентоспособности Всемирного экономического форума за 2004 – 2005 гг.; 2. нижние позиции рейтинга по показателям эффективности государственного управления согласно индексу GRICS; 3. 40 место из 48 возможных по степени закрытости системы исполнительной власти по состоянию на 2005 г.; 4. заявление более 76% россиян о личном опыте «столкновения» с проявлением коррупции при взаимодействии с государственными органами; 5. болезненность темы коррупции, обозначенная в Послании Президента РФ (2005 г.).

Слайд 54
Описание слайда:
Антикоррупционный блок Концепции административной реформы

Слайд 55
Описание слайда:
Антикоррупционный блок Концепции административной реформы

Слайд 56
Описание слайда:
Национальный план противодействия коррупции (2008 г.) первый программный документ антикоррупционной политики РФ; впервые закрепил долгосрочные перспективы по противодействию коррупции; принятие Национального плана стало началом реализации системной модели противодействия коррупции, предусматривающей разработку и введение в действие федеральных законодательных актов, содержащих общие нормы «антикоррупционных стандартов».

Слайд 57
Описание слайда:
Реформирование государственной службы и реализация антикоррупционной политики РФ Реформирование госслужбы в части противодействия коррупции предусматривает

Слайд 58
Описание слайда:
Национальная стратегия противодействия коррупции Принята в соответствии с Указом Президента РФ от 13.04.2010 № 460 (принятие осуществлено одновременно с новой редакцией Национального плана противодействия коррупции на 2010-2011 гг.); Является закреплением концептуального и общеорганизационного подхода по противодействию коррупции; Принятие обусловлено необходимостью консолидации усилий органов государственной власти, институтов гражданского общества, физических и юридических лиц; С момента принятия основной целью противодействия коррупции является искоренение причин и условий, порождающих коррупцию.

Слайд 59
Описание слайда:
Решение задачи по противодействию коррупции должны осуществляться за счет Решение задачи по противодействию коррупции должны осуществляться за счет А) оперативного приведения положений НПА в соответствие с требованиями федеральных законов по противодействию коррупции; Б) контроля за исполнением действующего законодательства; В) кадрового обеспечения; Г) оказания содействия СМИ по объективному освещению положения дел в области противодействия коррупции; Д) обеспечения неотвратимости ответственности за коррупционные правонарушения и др.

Слайд 60
Описание слайда:
Особенности Национального плана противодействия коррупции на 2010-2011 годы

Слайд 61
Описание слайда:
Вклад субъектов антикоррупционной политики в противодействие коррупции

Слайд 62
Описание слайда:
Вклад субъектов антикоррупционной политики в противодействие коррупции

Слайд 63
Описание слайда:
Вклад субъектов антикоррупционной политики в противодействие коррупции

Слайд 64
Описание слайда:
Глава II. Антикоррупционная политика. Организационные основы, правовые и профилактические методы противодействия коррупции Глава II. Антикоррупционная политика. Организационные основы, правовые и профилактические методы противодействия коррупции

Слайд 65
Описание слайда:
Организационно-правовые основы противодействия коррупции

Слайд 66
Описание слайда:
Ключевые направления организационной деятельности по противодействию коррупции

Слайд 67
Описание слайда:
Правовое регулирование противодействия коррупции в РФ Основные международные документы, регулирующие вопросы противодействия коррупции, ратифицированные в РФ 1. Конвенция Советы Европы о взаимной правовой помощи по уголовным делам от 20.04.1959; 2. Конвенция о получении за границей доказательств по гражданским или торговым делам от 18.03.1970; 3. Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам от 22.01.1993; 4. Конвенция Совета Европы об отмывании, выявлении, изъятии и конфискации доходов от преступной деятельности от 08.11.1990; 5. Конвенция Совета Европы об уголовной ответственности за коррупцию от 27.01.1999; 6. Конвенция ООН против транснациональной организованной преступности от 15.11.2000; 7. Конвенция ООН против коррупции от 31.10.2003; 8. Конвенция Совета Европы о гражданско-правовой ответственности за коррупцию от 04.11.1999 (согласно пп. г) п. 11 Национального плана противодействия коррупции на 2010-2011 годы Министерство иностранных дел РФ в срок до 01.06.2011 должно представить в президиум Совета при Президенте РФ по противодействию коррупции предложения о целесообразности подписания данной конвенции).

Слайд 68
Описание слайда:
Конвенция ООН против коррупции от 31.10.2003 как ключевой международный антикоррупционный правовой акт

Слайд 69
Описание слайда:
Составы преступлений, зафиксированные в Конвенции ООН и Конвенциях Совета Европы

Слайд 70
Описание слайда:
Федеральный закон от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» - основной НПА по вопросам противодействия коррупции

Слайд 71
Описание слайда:
Федеральный закон от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» - основной НПА по вопросам противодействия коррупции Законом закреплены принципиальные позиции по: 1. Субъектам антикоррупционной деятельности; 2. Включенности РФ в систему международного противодействия коррупции (ст. 4); 3. Организационным основам противодействия коррупции (ст. 5); 4. Профилактическим мерам (ст. 6); 5. Направлениям повышения эффективности противодействия коррупции (ст. 7); 6. Ключевым обязанностям государственных и муниципальных служащих (ст. 8); 7. Ответственности физических и юридических лиц (ст. 13 – ст. 14)

Слайд 72
Описание слайда:
Пакет антикоррупционных НПА РФ Принятие продиктовано вступлением в силу Национального плана противодействия коррупции от 31.07.2008 и последующей его реализацией. Помимо Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ ключевыми национальными антикоррупционными НПА можно считать: 1. Федеральный закон от 17.07.2009 № 172 «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» и Постановление Правительства РФ от 26.02.2010 № 96 «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов»; 2. Указ Президента РФ от 19.05.2008 № 815 «О мерах по противодействию коррупции»; 3. Указ Президента РФ от 12.05.2009 № 537, утвердивший Стратегию национальной безопасности РФ до 2020 г.; 4. Указы Президента РФ от 18.05.2009 № 557 и № 559, касающиеся предоставления сведений о доходах государственных служащих и др. В разряд НПА, содержащих антикоррупционную направленность, также следует отнести: 1. Федеральный закон от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»; 2. Федеральный закон от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе Российской Федерации; 3. Федеральный закон от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд»; 4. Постановление Правительства РФ от 30.04.2009 № 389 «О мерах по совершенствованию законопроектной деятельности Правительства Российской Федерации»; 5. Распоряжение Правительства РФ от 19.05.2009 № 691-р «Об утверждении Программы развития конкуренции в Российской Федерации» и др.

Слайд 73
Описание слайда:
Основные меры по профилактике коррупции

Слайд 74
Описание слайда:
Приоритетные меры предупредительно-профилактического характера

Слайд 75
Описание слайда:
Приоритетные меры предупредительно-профилактического характера

Слайд 76
Описание слайда:
Антикоррупционная экспертиза как один из основных правовых барьеров коррупции

Слайд 77
Описание слайда:
Антикоррупционная экспертиза как один из основных правовых барьеров коррупции 2003 г. – первичное обоснование необходимости проведения экспертизы (дано научным сообществом по результатам совместной деятельности со Счетной палатой РФ); 2003 г. – введение понятие «коррупциогенность законодательства» (Счетная палата РФ, ГУ-ВШЭ, Фонд «ИНДЕМ», «Национальный антикоррупционный комитет); 2004 г. – создание первичной методики, проведение первых экспертных мероприятий (Центр стратегических разработок); 2005-2006 гг. – неоднократная апробация методики Центром стратегических разработок.

Слайд 78
Описание слайда:
Антикоррупционная экспертиза НПА (правовое закрепление на федеральном уровне РФ)

Слайд 79
Описание слайда:
Антикоррупционная экспертиза НПА (основные субъекты – ст. 3 Федерального закона от 17.07.2009 № 172-ФЗ)

Слайд 80
Описание слайда:
Ключевые положения методики проведения антикоррупционной экспертизы согласно Постановлению Правительства РФ от 26.02.2010 № 96

Слайд 81
Описание слайда:
Антикоррупционная экспертиза НПА (перечень коррупциогенных факторов, подлежащих выявлению) 1. Диспозитивность («вправе»); 2. Широта дискреционных полномочий; 3. Завышенные требования для реализации принадлежащего законных прав; 4. Юридико-лингвистическая коррупциогенность; 5. Пробелы в регулировании; 6. Отсутствие - административных процедур (регламентов); - конкурсных (аукционных) процедур; - специализированных и детализированных запретов для государственных служащих; - норм ответственности государственного служащего за правонарушения; - норм по контролю за государственными органами и государственными служащими; 7. Ложные цели и приоритеты; 8. Коллизии НПА (противоречие Конституции РФ или Конституциям (Уставам) субъектов РФ; федеральному закону; НПА вышестоящего органа исполнительной власти; внутренние противоречия самого НПА); 9. Чрезмерная свобода ведомственного и локального нормотворчества; 10. Принятие НПА органами исполнительной власти «сверх компетенции»; 11. Заполнение законодательных пробелов при помощи НПА органа исполнительной власти; 12. «Навязанная» коррупциогенность; 13. Другие проявления коррупциогенности (формально-техническая коррупциогенность; несоблюдение формы и порядка принятия НПА; непринятие НПА и др.)

Слайд 82
Описание слайда:
Антикоррупционная экспертиза НПА, проводимая органами законодательной власти (ГД ФС РФ) 1. Проводится в соответствии с Регламентом ГД ФС РФ; 2. Регулируется ст. 94, 111, 112 Регламента ГД ФС РФ; 3. Субъекты экспертизы – Правовое управление Аппарата ГД ФС РФ, рабочие группы, независимые эксперты, представители органов исполнительной власти; 4. Сроки экспертизы законопроекта – 2-3 календарные недели с момента поступления законопроекта в Правовое управление Аппарата ГД ФС РФ.

Слайд 83
Описание слайда:
Антикоррупционная экспертиза НПА (показатели эффективности)

Слайд 84
Описание слайда:
Ответственность за коррупционные правонарушения

Слайд 85
Описание слайда:
Перечень коррупционных деяний, подпадающих в сферу уголовного законодательства РФ злоупотребление служебным положением; злоупотребление служебными полномочиями; дача и получение взятки; коммерческий подкуп (ст. 1 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ)

Слайд 86
Описание слайда:
Коррупционные преступления согласно УК РФ

Слайд 87
Описание слайда:
Социально-правовой аспект взяточничества

Слайд 88
Описание слайда:
Сопоставимость понятий «взятка» и «коммерческий подкуп» (ст. 290 и ст. 204 УК РФ) «…Незаконная передача лицу, выполняющему управленческие функции в коммерческой или иной организации, денег, ценных бумаг, иного имущества, а равно незаконное оказание ему услуг имущественного характера за совершение действий (бездействия) в интересах дающего в связи с занимаемым этим лицом служебным положением…»

Слайд 89
Описание слайда:
Злоупотребление служебными полномочиями (данный вид преступления предусмотрен только для должностных лиц органов власти)

Слайд 90
Описание слайда:
Конфискация доходов от коррупционной деятельности

Слайд 91
Описание слайда:
Глава III. Международный опыт и сотрудничество по противодействию коррупции Глава III. Международный опыт и сотрудничество по противодействию коррупции § 6. Международный характер коррупции (слайд № 92 - № 94)

Слайд 92
Описание слайда:
Международный характер коррупции

Слайд 93
Описание слайда:
Комплексный характер противодействия коррупции в демократических странах 1. превентивные меры; 2. введение системы контролирующих органов за деятельностью государственных служащих.; 3. введение системы общественного контроля, независимых экспертов, гражданского общества.; 4. применение негативных санкций (уголовное преследование лиц, нарушивших установленные на законодательном уровне ограничения и запреты); 5. введение на общегосударственном уровне этических кодексов чиновников

Слайд 94
Описание слайда:
Показатели коррупции Индекс восприятия коррупции (CPI): разработан Transparency International для 168 стран-участниц обследования; цель – определение степени коррумпированности в госсекторе. Предусматривает балльную оценку: «0» - показатель максимального уровня коррупции; «100» - показатель минимального уровня коррупции

Слайд 95
Описание слайда:
Глава III. Международный опыт и сотрудничество по противодействию коррупции Глава III. Международный опыт и сотрудничество по противодействию коррупции § 6. Опыт борьбы с коррупцией в зарубежных странах, примеры международного сотрудничества (слайд № 96 - № 104)

Слайд 96
Описание слайда:
Опыт борьбы с коррупцией в зарубежных странах За подкуп (независимо от сектора и страны, где осуществляется подкуп) – уголовное наказание; Регулярность и полнота раскрытия информации о деятельности государственных органов (с 2006 г.); Система защиты добровольных информаторов о деятельности коррупционеров (с 2003 г.); Участник программы по международной взаимной юридической поддержке стран в вопросах предотвращения легализации незаконных доходов

Слайд 97
Описание слайда:
Опыт борьбы с коррупцией в зарубежных странах Действуют специальные правила поведения для госчиновников. В правилах предусмотрен блок, регулирующий порядок взаимодействия должностных лиц с частным сектором; Деятельность государственных служащих подконтрольна специальным ведомствам; Осуществляется план расследований о фактах взяток за пределами Великобритании. В 2006 г. создано подразделение по борьбе с коррупцией за рубежом; Регулярная деятельность Управления по организованной преступности совместно с иными правоохранительными органами по пресечению отмывания незаконных доходов «разоблаченных» политических деятелей

Слайд 98
Описание слайда:
Опыт борьбы с коррупцией в зарубежных странах Комплексная программа по соблюдению норм антимонопольного законодательства (действует с 2006 г.). Программой предусмотрено усиление мер юридической ответственности должностных лиц за неправомерные действия при размещение государственных заказов; Пакет законов по противодействию политической коррупции (активные действия начаты в 2004 г.); Контроль за профессиональной деятельностью должностных лиц, выходящих на пенсию (действует с 2007 г.)

Слайд 99
Описание слайда:
Действие Кодекса этики государственного служащего (с 1965 г.); Действие Кодекса этики государственного служащего (с 1965 г.); Создание и функционирование Управления по этике государственной службы (с 1992 г.); Равная уголовная ответственность для взяткодателя и взяткополучателя; Система внутреннего контроля в федеральном правительстве и на уровне штатов. Контроль осуществляют генеральные инспекторы; Усиление контроля за проведением конкурсных торгов.

Слайд 100
Описание слайда:
Императивность исполнения Кодекса поведения судей Императивность исполнения Кодекса поведения судей (с 2007 г.); Усиление контроля за финансированием политических партий (с 2007 г.); Признание особой значимости общественного контроля в вопросах противодействия коррупции (организация «Движение за качество власти в Израиле» действует более 20 лет);

Слайд 101
Описание слайда:
Создание специализированного антикоррупционного органа – Парламентский комитет по надзору за предотвращением коррупции и борьбе с организованной преступностью (создан в 2002 г.); Создание специализированного антикоррупционного органа – Парламентский комитет по надзору за предотвращением коррупции и борьбе с организованной преступностью (создан в 2002 г.); Действие нормы об обязательном декларировании государственными служащими сведений о собственности и доходах (с 2007 г.); Введено ограничение на размер финансирования политических партий, участвующих в выборах (с 2007 г.); Разработка предложений по регулированию лоббистской деятельности (2007 г.).

Слайд 102
Описание слайда:
История борьбы с коррупцией в Китае – 60 лет (с 1951 г.); История борьбы с коррупцией в Китае – 60 лет (с 1951 г.); В период с 1951 г. – по июнь 1952 г. действовала государственная программа; были созданы специальные народные суды, за участие в коррупционных отношениях применялась смертная казнь; Новый виток антикоррупционной борьбы – с 1982 г. В настоящее время: К коррупции отнесено присвоение, хищение, получение обманным путем или незаконное владение общественных ценностей с использованием служебного положения (ст. 382 УК КНР); Служащие обязаны письменно сообщать об источниках доходов в случае превышения «законных поступлений» (ст. 395 УК КНР); Наказание за безответственное исполнение должностных обязанностей при совершении сделок за счет бюджетных средств - лишение свободы от 3 – до 7 лет (ст. 406 УК КНР).

Слайд 103
Описание слайда:
95 место в рейтинге свидетельствует о низкой эффективности антикоррупционной политики Армении (высокая степень терпимости к коррупции на общесоциальном уровне заявлена 87% респондентов – участников социологического опроса, проведенного в 2006 г.); 95 место в рейтинге свидетельствует о низкой эффективности антикоррупционной политики Армении (высокая степень терпимости к коррупции на общесоциальном уровне заявлена 87% респондентов – участников социологического опроса, проведенного в 2006 г.); Действие 2-х основных антикоррупционных органов – Антикоррупционного комитета под руководством премьер-министра и Наблюдательной комиссии по антикоррупционной стратегии (создана в 2004 г.); Принятие правительственного плана мероприятий по борьбе с коррупцией (2003 г.); Открытие Общественной приемной по вопросам коррупции в Ереване (2007 г.); Закрепление гарантий по доступу к СМИ (2003 г.). С 2012-2013 г. снижение уровня подконтрольности СМИ органам власти.

Слайд 104
Описание слайда:

Слайд 105
Описание слайда:
Глава IV. Предупреждение и урегулирование конфликта интересов на государственной и муниципальной службе как один из способов противодействия коррупции Глава IV. Предупреждение и урегулирование конфликта интересов на государственной и муниципальной службе как один из способов противодействия коррупции (слайд № 106 - № 117)

Слайд 106
Описание слайда:
Конфликт интересов – понятие, законодательное закрепление

Слайд 107
Описание слайда:
Конфликт интересов – понятие, законодательное закрепление

Слайд 108
Описание слайда:
Меры по предотвращению конфликта интересов (согласно Федеральному закону № 79-ФЗ) Выполнение иной оплачиваемой работы с условием письменного уведомления представителя нанимателя (ст. 14); Запрет руководителям органов государственной власти на представление интересов в профсоюзном органе соответствующего органа государственной власти (ст. 15); Запрет на замещение должностей государственными служащими, находящими в близком родстве на уровне непосредственной подчиненности и др.

Слайд 109
Описание слайда:
Соблюдение ограничений и запретов государственным гражданским служащим Перечень ограничений и запретов закреплен в ст. 17 Федерального закона № 79-ФЗ; Значительная часть ограничений и запретов связана с возможностью получения неосновательного обогащения («наличие личной заинтересованности»); Несоблюдение ограничений и запретов является основанием для увольнения государственного служащего (расторжения служебного контракта) – см. ст. 33, ст. 37 Федерального закона № 79-ФЗ; Несоблюдение ограничений и запретов может является основанием для дисквалификации (на основании судебного решения) государственного служащего. С дисквалифицированным служащим служебный контракт расторгается – см. ст. 39 Федерального закона № 79-ФЗ

Слайд 110
Описание слайда:
Комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих РФ и урегулированию конфликта интересов В органах государственной власти Комиссии создаются и функционируют в соответствии с указом Президента РФ от 03.03.2007 № 269. Исходным документом, обосновывающим необходимость деятельности комиссий, является Указ Президента РФ от 12.08.2002 № 885. Важность деятельности комиссий подтверждена в Национальной стратегии противодействия коррупции и в Национальном плане противодействия коррупции на 2010-2011 годы (см. Указ Президента РФ от 13.04.2010 № 460); Состав комиссий – представитель нанимателя или руководитель государственного органа по управлению государственной службой; представитель или руководитель правового подразделения и подразделения, в котором исполняет должностные обязанности служащий; независимые эксперты-специалисты; Деятельность комиссий осуществляется с соблюдением следующих условий – на основе полученной достоверной информации о факте личной заинтересованности служащего; информация подлежит письменному оформлению; срок рассмотрения информации и принятия решения о необходимости проверки – 3 дня; общий срок проверки информации – 1 месяц (в отдельных случаях 2 месяца); Правомочность комиссии и ее решения – на заседании должно быть не менее 2/3 от общего числа членов комиссии; решение выносится простым большинством голосов всеми присутствующими; Окончательное решение – ведение представителя нанимателя, руководителями соответствующего органа государственной власти.

Слайд 111
Описание слайда:
Превентивный характер указов Президента РФ о предоставлении и проверки достоверности сведений о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера

Слайд 112
Описание слайда:
Конкретизация проверки достоверности и полноты cведений о доходах

Слайд 113
Описание слайда:

Слайд 114
Описание слайда:

Слайд 115
Описание слайда:
Иные меры по предотвращению конфликта интересов Руководители федеральных государственных органов обязаны принимать меры по выявлению и устранению причин и условий, способствующих возникновению конфликта интересов, а также обеспечению деятельности комиссий по соблюдение требований к служебному поведению (п. 3 Указа Президента РФ от 21.09.2009 № 1065); Руководители федеральных государственных органов обязаны обеспечивать исполнение требований по уведомлению служащими обо всех случаях склонения к совершению коррупционных действий (п. 3 Указа Президента РФ от 21.09.2009 № 1065); Неисполнение государственным служащим обязанности об уведомлении о фактах склонения к коррупционным действиям квалифицируется как коррупционное правонарушение (ст. 9 Федерального закона № 273-ФЗ); Информация о доходах федеральных государственных служащих подлежит раскрытию в СМИ, на электронных ресурсах органа власти (Указ Президента РФ от 18.05.2009 № 561);

Слайд 116
Описание слайда:
Общие принципы служебного поведения государственных служащих (Указ Президента РФ от 16.07.2009 № 814) «…г) не оказывать предпочтения… профессиональным или социальным группам и организациям, быть независимыми от влияния отдельных граждан, профессиональных или социальных групп и организаций; д) исключать действия, связанные с влиянием каких-либо личных, имущественных (финансовых) и иных интересов, препятствующих добросовестному исполнению должностных обязанностей; е) уведомлять представителя нанимателя (работодателя)… обо всех случаях обращения к государственному служащему…в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений; ж) соблюдать установленные федеральными законами ограничения и запреты, исполнять обязанности, связанные с прохождением государственной службы; з) соблюдать нейтральность, исключающую возможность влияния на их служебную деятельность решений политических партий, иных общественных объединений; и) соблюдать нормы служебной, профессиональной этики и правила делового поведения; <…> н) принимать предусмотренные законодательством Российской Федерации меры по недопущению возникновения конфликтов интересов и урегулированию возникших конфликтов интересов; о) не использовать служебное положение для оказания влияния на деятельность государственных органов, организаций, должностных лиц, государственных служащих и граждан при решении вопросов личного характера; <…> с) уважительно относиться к деятельности представителей средств массовой информации по информированию общества о работе государственного органа, а также оказывать содействие в получении достоверной информации…».

Слайд 117
Описание слайда:
Этические кодексы в системе государственной службы

Слайд 118
Описание слайда:
Спасибо за внимание! Контакты academy@it.ru www.academy.it.ru


Скачать презентацию на тему Коррупция и антикоррупционная политика. Коррупция: сущность, причины, негативные последствия можно ниже:

Похожие презентации