Лабораторное занятие № 1. Тема: «Клинико-генеалогический метод» презентация

Содержание


Презентации» Биология» Лабораторное занятие № 1. Тема: «Клинико-генеалогический метод»
Тема: «Клинико-генеалогический метод» 
 Лабораторное занятие № 1Цель работы: выявить генетическое значение и установить содержание метода; сформировать умениеХод работы (методика выполнения работы):
 Ход работы (методика выполнения работы):1. Познакомиться с понятием «генеалогический метод», выяснить и записать, кем иГенеалогический метод  	(от греч. genealogia – родословная) основан на графическомВпервые генеалогический метод был предложен английским учёным Френсисом Гальтоном (рис. 1)Гальтон пытался решить проблему одарённости, анализируя родословные выдающихся деятелей науки, спорта,С помощью генеалогического метода было установлено, что развитие некоторых способностей человекаВ медицинской генетике данный метод обычно называют клинико-генеалогическим, так как он2. Рассмотреть рисунок 2, демонстрирующий родословную восьми поколений королевских фамилий, ведущих1) Имеется ли генетическая «вина» королевы Виктории в том, что русскийКогда-то свою генеалогию знали только аристократические семьи.
 Когда-то свою генеалогию зналиРис. 2. Наследование гемофилии у потомков королевы ВикторииСемья Романовых3. Познакомиться с методикой составления родословной, записать основные этапы клинико-генеалогического метода,Клинико-генеалогический метод условно включает
 	3 этапа:
 	1. Сбор сведений о семье.
Первый этап – сбор сведений о семье
 Первый этап – сборВторой этап – построение родословной 
 Второй этап – построение родословнойДля анализа и наглядного представления собранной информации используют графическое изображение родословной.
Использование чётких и постоянных символов позволяет яснее представить генетическую информацию, чемРис. 3. Стандартные символы, принятые для составления родословных
 Рис. 3. СтандартныеПравила составления родословных1) Составление родословной начинают с пробанда.
 	1) Составление родословной начинают с2) Сибсы располагаются в родословной в порядке рождения слева направо, начиная3) Все члены родословной должны располагаться строго по поколениям в один4) Поколения обозначаются римскими цифрами слева от родословной сверху вниз: от5) Арабскими цифрами нумеруется потомство одного поколения, т.е. весь ряд последовательно6) Рассматриваемые признаки в родословной можно обозначать штриховкой, буквами, цифрами, цветом.4. Познакомиться с целью и задачами анализа родословной, записать их вТретий этап - анализ родословной
 Третий этап - анализ родословнойЦель анализа родословной – установление генетических закономерностей.
 Цель анализа родословной –Первая задача – установление наследственного характера признака. 
 Первая задача –Вторая задача – определение типа наследования.
 Вторая задача – определение типа1. Критерии аутосомно-доминантного типа наследования:
 	1. Критерии аутосомно-доминантного типа наследования:
 	-По аутосомно-доминантному типу у человека наследуются:
 	По аутосомно-доминантному типу у человека2. Критерии аутосомно-рецессивного типа наследования:
  	2. Критерии аутосомно-рецессивного типа наследования:
По аутосомно-рецессивному типу у человека наследуются:
 	По аутосомно-рецессивному типу у человека3. Сцепленный с полом рецессивный тип наследования (Х-сцепленный рецессивный тип) характеризуется4. Сцепленный с полом доминантный тип наследования (Х-сцепленный доминантный тип) сходенПо сцепленному с полом доминантному типу наследуются:
 По сцепленному с поломГипоплазия эмали
 Гипоплазия эмали5. Y-сцепленный тип (голандрический тип) наследования характеризуется следующими признаками:
 5. Y-сцепленныйПо Y-сцепленному с полом типу наследуются:
 По Y-сцепленному с полом типу5. Выполнить письменно контрольные задания.
 5. Выполнить письменно контрольные задания.1) Составьте родословную схему по имеющимся данным. Пробанд – здоровая женщинаОпределите вероятность рождения в семье пробанда шестипалых детей при условии, если2) Проведите анализ родословной, определите тип наследования признака с помощью критериев3) Пробанд – здоровая женщина. Ее сестра здорова, а два братаСоставьте родословную схему по имеющимся данным и определите:
 Составьте родословную схему4) Пробанд нормального роста имеет сестру с ахондроплазией (наследственная карликовость). МатьСоставьте родословную схему по имеющимся данным и определите:
 Составьте родословную схему5) Здоровые муж и жена (двоюродные сибсы) имеют больную атаксией ФридрейхаСоставьте родословную схему по имеющимся данным и определите:
 Составьте родословную схемуРешение.
 Решение.
 1) тип наследования — аутосомно-рецессивный, все члены родословной, имеющиеВывод по лабораторной работе:
 Вывод по лабораторной работе:



Слайды и текст этой презентации
Слайд 1
Описание слайда:
Тема: «Клинико-генеалогический метод» Лабораторное занятие № 1


Слайд 2
Описание слайда:
Цель работы: выявить генетическое значение и установить содержание метода; сформировать умение построения, анализа родословных и определения типа наследования заболеваний и генотипов членов семьи для прогнозирования проявления заболевания в потомстве. Цель работы: выявить генетическое значение и установить содержание метода; сформировать умение построения, анализа родословных и определения типа наследования заболеваний и генотипов членов семьи для прогнозирования проявления заболевания в потомстве.

Слайд 3
Описание слайда:
Ход работы (методика выполнения работы): Ход работы (методика выполнения работы):

Слайд 4
Описание слайда:
1. Познакомиться с понятием «генеалогический метод», выяснить и записать, кем и когда был предложен генеалогический метод, на чем он основан, а также суть данного метода. 1. Познакомиться с понятием «генеалогический метод», выяснить и записать, кем и когда был предложен генеалогический метод, на чем он основан, а также суть данного метода.

Слайд 5
Описание слайда:
Генеалогический метод (от греч. genealogia – родословная) основан на графическом изображении родословной схемы и изучении характера наследования определённого признака или болезни.

Слайд 6
Описание слайда:
Впервые генеалогический метод был предложен английским учёным Френсисом Гальтоном (рис. 1) в 1865 году. Впервые генеалогический метод был предложен английским учёным Френсисом Гальтоном (рис. 1) в 1865 году.

Слайд 7
Описание слайда:
Гальтон пытался решить проблему одарённости, анализируя родословные выдающихся деятелей науки, спорта, военного дела, искусства и др. с помощью генеалогического метода. Гальтон пытался решить проблему одарённости, анализируя родословные выдающихся деятелей науки, спорта, военного дела, искусства и др. с помощью генеалогического метода. В результате учёному удалось проанализировать родословные 300 семейств, насчитывающих до 1000 выдающихся людей.

Слайд 8
Описание слайда:
С помощью генеалогического метода было установлено, что развитие некоторых способностей человека (например, музыкальности или склонности к математическому мышлению) определяются наследственными факторами. С помощью генеалогического метода было установлено, что развитие некоторых способностей человека (например, музыкальности или склонности к математическому мышлению) определяются наследственными факторами. Известны исторические факты проявления музыкальной одарённости во многих поколениях. Примером может служить семья Бахов, где в течение ряда поколений было много музыкантов, в их числе знаменитый композитор начала XVIII века Иоганн Себастьян Бах.

Слайд 9
Описание слайда:
В медицинской генетике данный метод обычно называют клинико-генеалогическим, так как он включает клиническое обследование больного и его родственников. В медицинской генетике данный метод обычно называют клинико-генеалогическим, так как он включает клиническое обследование больного и его родственников.

Слайд 10
Описание слайда:
2. Рассмотреть рисунок 2, демонстрирующий родословную восьми поколений королевских фамилий, ведущих род от королевы Виктории, и ответить устно на вопросы: 2. Рассмотреть рисунок 2, демонстрирующий родословную восьми поколений королевских фамилий, ведущих род от королевы Виктории, и ответить устно на вопросы:

Слайд 11
Описание слайда:
1) Имеется ли генетическая «вина» королевы Виктории в том, что русский царевич Алексей болел гемофилией? 1) Имеется ли генетическая «вина» королевы Виктории в том, что русский царевич Алексей болел гемофилией? 2) Сколько среди детей, внуков и правнуков Виктории было мужчин-гемофиликов и женщин-гемофиликов? 3) От кого (от матери или отца) получили сыновья-гемофилики ген этой болезни? 4) От кого получили ген этой болезни дочери-носители гемофилии? 5) Как королева Виктория сама могла стать носительницей гемофилии?

Слайд 12
Описание слайда:
Когда-то свою генеалогию знали только аристократические семьи. Когда-то свою генеалогию знали только аристократические семьи. Позже их родословные пригодились науке – помогли установить закономерности многих заболеваний. Именно генеалогическим методом удалось определить характер наследования гемофилии.

Слайд 13
Описание слайда:
Рис. 2. Наследование гемофилии у потомков королевы Виктории

Слайд 14
Описание слайда:
Семья Романовых

Слайд 15
Описание слайда:

Слайд 16
Описание слайда:

Слайд 17
Описание слайда:
3. Познакомиться с методикой составления родословной, записать основные этапы клинико-генеалогического метода, изучить порядок сбора сведений о семье, зарисовать стандартные символы, показанные на рисунке 3, записать правила, применяемые при составлении родословной. 3. Познакомиться с методикой составления родословной, записать основные этапы клинико-генеалогического метода, изучить порядок сбора сведений о семье, зарисовать стандартные символы, показанные на рисунке 3, записать правила, применяемые при составлении родословной.

Слайд 18
Описание слайда:
Клинико-генеалогический метод условно включает 3 этапа: 1. Сбор сведений о семье. 2. Построение родословной. 3. Анализ родословной.

Слайд 19
Описание слайда:
Первый этап – сбор сведений о семье Первый этап – сбор сведений о семье

Слайд 20
Описание слайда:

Слайд 21
Описание слайда:

Слайд 22
Описание слайда:
Второй этап – построение родословной Второй этап – построение родословной

Слайд 23
Описание слайда:
Для анализа и наглядного представления собранной информации используют графическое изображение родословной. Для анализа и наглядного представления собранной информации используют графическое изображение родословной. Для этого применяют стандартные символы, принятые во всём мире.

Слайд 24
Описание слайда:
Использование чётких и постоянных символов позволяет яснее представить генетическую информацию, чем письменное перечисление родственников. Использование чётких и постоянных символов позволяет яснее представить генетическую информацию, чем письменное перечисление родственников. Кроме того, это позволяет так унифицировать изображение, что его может расшифровать любой специалист, знакомый с клинико-генеалогическим методом, даже находящийся в другой стране.

Слайд 25
Описание слайда:
Рис. 3. Стандартные символы, принятые для составления родословных Рис. 3. Стандартные символы, принятые для составления родословных

Слайд 26
Описание слайда:

Слайд 27
Описание слайда:
Правила составления родословных

Слайд 28
Описание слайда:
1) Составление родословной начинают с пробанда. 1) Составление родословной начинают с пробанда.

Слайд 29
Описание слайда:
2) Сибсы располагаются в родословной в порядке рождения слева направо, начиная со старшего. 2) Сибсы располагаются в родословной в порядке рождения слева направо, начиная со старшего.

Слайд 30
Описание слайда:
3) Все члены родословной должны располагаться строго по поколениям в один ряд. 3) Все члены родословной должны располагаться строго по поколениям в один ряд.

Слайд 31
Описание слайда:
4) Поколения обозначаются римскими цифрами слева от родословной сверху вниз: от предыдущих поколений к более поздним. 4) Поколения обозначаются римскими цифрами слева от родословной сверху вниз: от предыдущих поколений к более поздним.

Слайд 32
Описание слайда:
5) Арабскими цифрами нумеруется потомство одного поколения, т.е. весь ряд последовательно слева направо. Таким образом, каждый член родословной получает свой персональный номер (шифр). 5) Арабскими цифрами нумеруется потомство одного поколения, т.е. весь ряд последовательно слева направо. Таким образом, каждый член родословной получает свой персональный номер (шифр).

Слайд 33
Описание слайда:
6) Рассматриваемые признаки в родословной можно обозначать штриховкой, буквами, цифрами, цветом. 6) Рассматриваемые признаки в родословной можно обозначать штриховкой, буквами, цифрами, цветом.

Слайд 34
Описание слайда:
4. Познакомиться с целью и задачами анализа родословной, записать их в тетрадь, сформировать умение проводить анализ родословных и определять тип наследования заболеваний и генотипов членов семьи для прогнозирования проявления заболевания в потомстве; описать основные типы наследования признаков у человека. 4. Познакомиться с целью и задачами анализа родословной, записать их в тетрадь, сформировать умение проводить анализ родословных и определять тип наследования заболеваний и генотипов членов семьи для прогнозирования проявления заболевания в потомстве; описать основные типы наследования признаков у человека.

Слайд 35
Описание слайда:
Третий этап - анализ родословной Третий этап - анализ родословной

Слайд 36
Описание слайда:
Цель анализа родословной – установление генетических закономерностей. Цель анализа родословной – установление генетических закономерностей.

Слайд 37
Описание слайда:
Первая задача – установление наследственного характера признака. Первая задача – установление наследственного характера признака.

Слайд 38
Описание слайда:
Вторая задача – определение типа наследования. Вторая задача – определение типа наследования. Выделяют аутосомно-доминантный, аутосомно-рецессивный и сцепленный с половыми хромосомами типы наследования.

Слайд 39
Описание слайда:
1. Критерии аутосомно-доминантного типа наследования: 1. Критерии аутосомно-доминантного типа наследования: - больные в каждом поколении; - больной ребёнок у больных родителей; - нормальные дети больных родителей имеют нормальными всех детей; - болеют в равной степени мужчины и женщины; - наследование идёт по вертикали и горизонтали.

Слайд 40
Описание слайда:

Слайд 41
Описание слайда:
По аутосомно-доминантному типу у человека наследуются: По аутосомно-доминантному типу у человека наследуются: нейрофиброматоз; ахондроплазия; синдром Марфана; полидактилия; синдактилия; арахнодактилия; брахидактилия.

Слайд 42
Описание слайда:
2. Критерии аутосомно-рецессивного типа наследования: 2. Критерии аутосомно-рецессивного типа наследования: - больные не в каждом поколении; - у здоровых родителей больной ребёнок; - болеют в равной степени мужчины и женщины; - наследование идёт преимущественно по горизонтали.

Слайд 43
Описание слайда:

Слайд 44
Описание слайда:
По аутосомно-рецессивному типу у человека наследуются: По аутосомно-рецессивному типу у человека наследуются: альбинизм; мукополисахаридоз; муковисцидоз; гипотиреоз.

Слайд 45
Описание слайда:
3. Сцепленный с полом рецессивный тип наследования (Х-сцепленный рецессивный тип) характеризуется следующими признаками: 3. Сцепленный с полом рецессивный тип наследования (Х-сцепленный рецессивный тип) характеризуется следующими признаками: болеют преимущественно мужчины; больные не в каждом поколении; у здоровых родителей больной ребёнок; наследование идёт в основном по горизонтали; вероятность наследования 25% от всех детей и 50% у мальчиков.

Слайд 46
Описание слайда:

Слайд 47
Описание слайда:
4. Сцепленный с полом доминантный тип наследования (Х-сцепленный доминантный тип) сходен с аутосомно-доминантным, за исключением того, что: 4. Сцепленный с полом доминантный тип наследования (Х-сцепленный доминантный тип) сходен с аутосомно-доминантным, за исключением того, что: больных женщин в 2 раза больше, чем мужчин; мужчина передаёт этот признак всем дочерям (сыновья получают от отца Y-хромосому, поэтому они здоровы).

Слайд 48
Описание слайда:
По сцепленному с полом доминантному типу наследуются: По сцепленному с полом доминантному типу наследуются: рахит, устойчивый к лечению витамином D; гипоплазия эмали зубов.

Слайд 49
Описание слайда:
Гипоплазия эмали Гипоплазия эмали

Слайд 50
Описание слайда:

Слайд 51
Описание слайда:
5. Y-сцепленный тип (голандрический тип) наследования характеризуется следующими признаками: 5. Y-сцепленный тип (голандрический тип) наследования характеризуется следующими признаками: больные во всех поколениях; болеют только мужчины; у больного отца больны все его сыновья; вероятность наследования 100% у мальчиков.

Слайд 52
Описание слайда:
По Y-сцепленному с полом типу наследуются: По Y-сцепленному с полом типу наследуются: ихтиоз кожи; обволошенность наружных слуховых проходов и средних фаланг пальцев; перепонки между пальцами на ногах и др. Голандрические признаки не имеют существенного значения в наследственной патологии человека.

Слайд 53
Описание слайда:

Слайд 54
Описание слайда:
5. Выполнить письменно контрольные задания. 5. Выполнить письменно контрольные задания.

Слайд 55
Описание слайда:
1) Составьте родословную схему по имеющимся данным. Пробанд – здоровая женщина – имеет пять сестер, две из которых монозиготные близнецы, две – дизиготные близнецы. Все сестры имеют шесть пальцев на руке. Мать пробанда нормальна, отец – шестипалый. У отца два брата и четыре сестры – все нормально пятипалые. Бабушка по линии отца шестипалая. У нее было две шестипалые сестры и одна пятипалая. Дед по линии отца и все его родственники пятипалые. 1) Составьте родословную схему по имеющимся данным. Пробанд – здоровая женщина – имеет пять сестер, две из которых монозиготные близнецы, две – дизиготные близнецы. Все сестры имеют шесть пальцев на руке. Мать пробанда нормальна, отец – шестипалый. У отца два брата и четыре сестры – все нормально пятипалые. Бабушка по линии отца шестипалая. У нее было две шестипалые сестры и одна пятипалая. Дед по линии отца и все его родственники пятипалые.

Слайд 56
Описание слайда:
Определите вероятность рождения в семье пробанда шестипалых детей при условии, если она выйдет замуж за нормального мужчину. Определите вероятность рождения в семье пробанда шестипалых детей при условии, если она выйдет замуж за нормального мужчину.

Слайд 57
Описание слайда:
2) Проведите анализ родословной, определите тип наследования признака с помощью критериев наследования и возможность проявления его в семье пробанда. 2) Проведите анализ родословной, определите тип наследования признака с помощью критериев наследования и возможность проявления его в семье пробанда.

Слайд 58
Описание слайда:
3) Пробанд – здоровая женщина. Ее сестра здорова, а два брата страдают дальтонизмом. Мать и отец пробанда здоровы. Четыре сестры матери пробанда здоровы, мужья их также здоровы. О двоюродных сибсах со стороны матери пробанда известно: в одной семье один больной брат, две сестры и брат здоровы; в двух других семьях - по одному больному брату и по одной здоровой сестре; в четвертой семье – одна здоровая сестра. Бабушка пробанда со стороны матери здорова, дед страдал дальтонизмом. Со стороны отца пробанда больных дальтонизмом не отмечено. 3) Пробанд – здоровая женщина. Ее сестра здорова, а два брата страдают дальтонизмом. Мать и отец пробанда здоровы. Четыре сестры матери пробанда здоровы, мужья их также здоровы. О двоюродных сибсах со стороны матери пробанда известно: в одной семье один больной брат, две сестры и брат здоровы; в двух других семьях - по одному больному брату и по одной здоровой сестре; в четвертой семье – одна здоровая сестра. Бабушка пробанда со стороны матери здорова, дед страдал дальтонизмом. Со стороны отца пробанда больных дальтонизмом не отмечено.

Слайд 59
Описание слайда:
Составьте родословную схему по имеющимся данным и определите: Составьте родословную схему по имеющимся данным и определите: 1) Тип наследования этой патологии. 2) Вероятность рождения у пробанда больных дальтонизмом детей при условии, что она выйдет замуж за здорового мужчину. 3) Какой совет должен дать пробанду врач-генетик?

Слайд 60
Описание слайда:
4) Пробанд нормального роста имеет сестру с ахондроплазией (наследственная карликовость). Мать пробанда нормальна, а отец ахондропласт. По линии отца пробанд имеет двух нормальных теток, одну тетку и одного дядю с ахондроплазией. Тетя, имеющая ахондроплазию, замужем за здоровым мужчиной. У них есть сын карлик. Здоровая тетя от здорового мужа имеет двух мальчиков и двух девочек – все они здоровы. Дядя карлик женат на здоровой женщине. У него две нормальные девочки и сын карлик. Дедушка по линии отца карлик, а бабушка нормальна. 4) Пробанд нормального роста имеет сестру с ахондроплазией (наследственная карликовость). Мать пробанда нормальна, а отец ахондропласт. По линии отца пробанд имеет двух нормальных теток, одну тетку и одного дядю с ахондроплазией. Тетя, имеющая ахондроплазию, замужем за здоровым мужчиной. У них есть сын карлик. Здоровая тетя от здорового мужа имеет двух мальчиков и двух девочек – все они здоровы. Дядя карлик женат на здоровой женщине. У него две нормальные девочки и сын карлик. Дедушка по линии отца карлик, а бабушка нормальна.

Слайд 61
Описание слайда:
Составьте родословную схему по имеющимся данным и определите: Составьте родословную схему по имеющимся данным и определите: 1) Тип наследования. 2) Вероятность появления карликов в семье сестры пробанда, если она вступит в брак со здоровым мужчиной. 3) Укажите генотипы тех членов семьи, у которых генотип может быть установлен достоверно.

Слайд 62
Описание слайда:
5) Здоровые муж и жена (двоюродные сибсы) имеют больную атаксией Фридрейха (прогрессирующее расстройство координации движений) дочь. Мать мужа и отец жены, родные сибсы, здоровы. Общий дядя супругов здоров. Их общая бабка была здорова, а дед страдал атаксией. Все родственники со стороны отца мужа, в том числе два дяди, двоюродная сестра, дед и бабка здоровы. Все родственники со стороны матери жены здоровы. 5) Здоровые муж и жена (двоюродные сибсы) имеют больную атаксией Фридрейха (прогрессирующее расстройство координации движений) дочь. Мать мужа и отец жены, родные сибсы, здоровы. Общий дядя супругов здоров. Их общая бабка была здорова, а дед страдал атаксией. Все родственники со стороны отца мужа, в том числе два дяди, двоюродная сестра, дед и бабка здоровы. Все родственники со стороны матери жены здоровы.

Слайд 63
Описание слайда:
Составьте родословную схему по имеющимся данным и определите: Составьте родословную схему по имеющимся данным и определите: 1) Тип наследования. 2) Генотипы лиц родословной. 3) Вероятность рождения больного ребенка в семье, если больная дочь выйдет замуж за здорового юношу, отец которого болел атаксией Фридрейха.

Слайд 64
Описание слайда:
Решение. Решение. 1) тип наследования — аутосомно-рецессивный, все члены родословной, имеющие патологический признак, гомозиготы по рецессивному гену (аа); родители ребенка (III-2,III-3), мать мужа (II-5), отец жены (II-7), их общий дядя (II-6) — гетерозиготны (Аа).Генотипы остальных членов родословной с доминантным признаком достоверно установить невозможно (они могут быть как гомозиготами, так и гетерозиготами); 2) вероятность рождения больного ребенка 50% (генотип юноши Аа); 3) врач-генетик должен рекомендовать применение методов пренатальной диагностики — амниоцентез (с последующей биохимической и цитогенетической диагностикой заболевания) и УЗД; прерывание беременности при подтверждении диагноза.

Слайд 65
Описание слайда:
Вывод по лабораторной работе: Вывод по лабораторной работе: Оценка за выполнение лабораторной работы:


Скачать презентацию на тему Лабораторное занятие № 1. Тема: «Клинико-генеалогический метод» можно ниже:

Похожие презентации