Лекция № 1. Теория культуры презентация

Содержание


Презентации» Логистика» Лекция № 1. Теория культуры
Лекция 1.
 ТЕОРИЯ КУЛЬТУРЫ
 
 Лектор – ассистент кафедры социальных и«Истинная образованность – это то, что остаётся, когда всё выученное забыто»Культурология  (лат. CULTURA + греч. LOGOS)
 Область гуманитарного знания, охватывающаяТермин «культурология»
 Лесли Уайт (1900 – 1975).«Наука о культуре» (1949), «ЭволюцияКультурология носит междисциплинарный характер.
 Культурология носит междисциплинарный характер.
 Культурология возникла какПредметное поле культурологии
 История культурологии
 Культуроведение (музееведение, театроведение и т.д.)
 СоциологияЦель культурологии как науки
 Целью культурологии является такое изучение культуры, наПонятие культуры
 
 Культура – (лат. Cultura, Cultio - возделывание, обработка,XVII век.  
  Т. Гоббс и С. Пуфендорф выделилиДжамбаттиста Вико (1668-1744)
 1725 г. – «Основания новой науки об общейЭпоха Просвещения (XVII-XVIII века)
 Беркли, Вольтер, Дидро, Руссо, Кондорсе – известныеПреобладающие идеи и подходы к изучению культуры в эпоху Просвещения
 ПолныйИоганн Готфрид Гердер (1744-1803)
 1784-1791 гг. – «Идеи к философии историиXIX-XX века. Теоретические идеи эволюционистов.
 Культура – необходимое условие жизнедеятельности иДиффузионизм
 Диффузионизм (взаимопроникновение, рассеивание) – это направление в социальной или культурнойСпецифичность культуры как особой формы бытия
 Отличительная особенность культуры состоит вОпределения культуры 
 Альфред Крёбер и Клайд Клакхон в книге «Культура,Определения культуры
 Культура – это способ жизни, которому следует общность илиФункции культуры в обществе
 Человекотворческая (основная) или преобразующая. Культура формирует миропониманиеФункции культуры в обществе
 
 Адаптационно-охранительная – культура обеспечивает приспособление человекаСоциализация и инкультурация
 Инкультурация – усвоение человеком культурных норм и ценностейКультура и цивилизация 
 Цивилизация - (от лат. civilis - гражданский,Освальд Шпенглер (1880 – 1936)
 Немецкий ученый, историк и математик, авторСтруктура культуры. 
 Культуру можно структурировать по разным основаниям: 
 Мировая,Духовная и материальная культура 
 Материальная культура. Её единица – вещьМатериально-духовный характер духовной культуры
 Материально-духовный характер духовной культуры проявляется в том,Ценности и нормы культуры 
 Предметы культуры отличаются от природных объектовКультурные регулятивы и нормы
 Нормы – это правила, регулирующие человеческое поведение.
Исторические формы культурных норм 
 Табу — абсолютный запрет, накладываемый наСпасибо за внимание!



Слайды и текст этой презентации
Слайд 1
Описание слайда:
Лекция 1. ТЕОРИЯ КУЛЬТУРЫ Лектор – ассистент кафедры социальных и гуманитарных наук ФТМИ Ольга Сергеевна Сорокина os.sorokina@mail.ru 2015 год


Слайд 2
Описание слайда:
«Истинная образованность – это то, что остаётся, когда всё выученное забыто» Макс фон Лауэ, немецкий физик, лауреат Нобелевской премии

Слайд 3
Описание слайда:
Культурология (лат. CULTURA + греч. LOGOS) Область гуманитарного знания, охватывающая вопросы сущности и закономерностей развития и функционирования культуры. Предмет – культура и её мир как целостная система.

Слайд 4
Описание слайда:
Термин «культурология» Лесли Уайт (1900 – 1975).«Наука о культуре» (1949), «Эволюция культуры» (1959), «Понятие культуры» (1973). В англоговорящих странах эта область знаний называется Cultural studies. Феномен культуры там понимается преимущественно в социально-этнографическом смысле, поэтому основной наукой считается культурная антропология.

Слайд 5
Описание слайда:
Культурология носит междисциплинарный характер. Культурология носит междисциплинарный характер. Культурология возникла как интегративная отрасль научного знания на пересечении таких наук, как философия, история, социология, антропология, этнография, искусствоведение, психология. Функции науки культурологии: воспитательная, мировоззренческая, познавательная. Главная цель культурологического исследования –видение культуры как целостной системы, глубокое понимание как своей, так и иной культуры, понимание культуры как диалога - диалога культур.

Слайд 6
Описание слайда:
Предметное поле культурологии История культурологии Культуроведение (музееведение, театроведение и т.д.) Социология культуры Экология культуры Психология культуры Этнология История культуры

Слайд 7
Описание слайда:
Цель культурологии как науки Целью культурологии является такое изучение культуры, на основе которого формируется её понимание. Для этого необходимо проанализировать: Типы культур и лежащие в их основе нормы, ценности и символы – культурные коды Связи между элементами культуры Динамику культурных систем Способы производства и усвоения культурных феноменов

Слайд 8
Описание слайда:
Понятие культуры Культура – (лат. Cultura, Cultio - возделывание, обработка, почитание, поклонение. От глагола «colere», от него же произошло и слово «культ»). Марк Порций Катон (234-149 гг. до н.э.), римский писатель и государственный деятель, написал трактат о земледелии, где употребил термин «агрикультура» - наука о возделывании земли, почвы. Цицерон ( 106-43 гг. до н.э.), римский философ и оратор, говорил о философии как культуре души (“cultura anima philosophia est” – «культура души есть философия»): интеллектуальное, эстетическое, духовное воспитание человека. В Древней Греции для определения аналогичного культуре явления использовался термин пайдейя (от греч. pais– ребенок), то есть гармоничное, телесное и духовное воспитание человека, реализующее все его способности и возможности.

Слайд 9
Описание слайда:
XVII век. Т. Гоббс и С. Пуфендорф выделили два состояния человека. Культурное состояние – это продуктивное, творческое, активное состояние человека в отличие от природного состояния.

Слайд 10
Описание слайда:
Джамбаттиста Вико (1668-1744) 1725 г. – «Основания новой науки об общей природе наций». Цель исследования – понять законы развития культур, создать систему имеющегося знания о культуре, применить полученные выводы к анализу современного состояния культур. Рассмотрение истории как череды культур, каждая из которых целостна и обладает своей ментальностью и своими ценностями. Циклическая периодизация развития культур: век Богов, век Героев, век Людей и век Варварства. Метод культурологического анализа – проникновение, расшифровка художественных образов и мифов.

Слайд 11
Описание слайда:
Эпоха Просвещения (XVII-XVIII века) Беркли, Вольтер, Дидро, Руссо, Кондорсе – известные просветители. Культура понимается как совокупность достижений человеческого разума. Жан-Жак Руссо Дени Дидро Вольтер

Слайд 12
Описание слайда:
Преобладающие идеи и подходы к изучению культуры в эпоху Просвещения Полный отказ от прошлого, идея формирования нового совершенного общества Идея восходящей линии развития человечества. Прогресс как цель Применение механических методов в изучении культуры Энциклопедичность, систематизация знания. Европоцентризм Вера в существование абсолютных образцов искусства

Слайд 13
Описание слайда:
Иоганн Готфрид Гердер (1744-1803) 1784-1791 гг. – «Идеи к философии истории человечества» История – многовариантный процесс. Ценности отдельных культур несоизмеримы Формирование культуры зависит от творческой активности её носителей. Идея преемственности культур Осуждение европоцентризма У каждого народа – свой путь к счастью

Слайд 14
Описание слайда:
XIX-XX века. Теоретические идеи эволюционистов. Культура – необходимое условие жизнедеятельности и творчества человека. Существуют универсальные элементы культуры, среди них: хозяйственный уклад жизни, создание орудий труда, образование семьи для продолжения рода, передача из поколения в поколение легенд, верования, обычаи и законы поведения, произведения искусства и нравственные нормы. Равноправность культур, их преемственность и самоценность. История культуры – процесс, выражающийся в совершенствовании тех или иных форм культуры. Эдуард Тайлор (1832-1917) – яркий представитель эволюционной теории. Автор книги «Первобытная культура». Создал теорию «пережитков». В целом эволюционизм понимает культуру как процесс адаптации людей к природному окружению.

Слайд 15
Описание слайда:
Диффузионизм Диффузионизм (взаимопроникновение, рассеивание) – это направление в социальной или культурной антропологии, исходящее из того, что в основе общественного развития лежит процесс заимствования и распространения культурных инноваций из одних центров в другие. Средствами распространения чужой культуры являются: завоевания, торговля, колонизация, иммиграция, добровольное подражание, а также внутренние факторы развития. Инвайзионизм – направление диффузионизма, считающее успехи в развитии собственной культуры исключительно или преимущественно результатом чужеземного вторжения диких племен, военных завоеваний или мирных миграций, принесших с собой более высокий уровень культуры и техники.

Слайд 16
Описание слайда:
Специфичность культуры как особой формы бытия Отличительная особенность культуры состоит в том, что она создана деятельностью человека. Мир, отличный от природного. Субъектом культуры является человек. Двусторонняя связь и взаимовлияние человек-культура. Культурная деятельность – в первую очередь творческая, активная, осмысленная и свободная деятельность. Артефакты – предметы, созданные культурной деятельностью человека, выражающие его духовную сущность. Артеакты – деятельность по их созданию. Предметы культуры наделены особым свойством – быть ценностями.

Слайд 17
Описание слайда:
Определения культуры Альфред Крёбер и Клайд Клакхон в книге «Культура, критический обзор определений» (1952) подсчитали и проанализировали определения культуры с 1871 по 1950 гг. К середине XX в. их было 250, затем их число значительно увеличилось. В настоящее время определений культуры насчитывается более 2000. Первое определение культуры дано английским ученым Эдуардом Тайлором в книге «Первобытная культура», написанной в 1871 году: «Культура … слагается в целом из знаний, верований, искусства, нравственных законов, обычаев и некоторых других способностей и привычек, усвоенных человеком как членом общества». Культура – это понятие, охватывающее всю творческую созидательную деятельность человека; совокупность умений, совершенств её обеспечивающих; результат этой деятельности, взятый как в своём высшем проявлении - искусство, так и включающий всё, что создано руками человека, всю «вторую природу».

Слайд 18
Описание слайда:
Определения культуры Культура – это способ жизни, которому следует общность или племя (антропологическое определение). Культура – прочные верования, ценности и нормы поведения, которые организуют социальные связи и делают возможной общую интерпретацию жизненного опыта (социологическое определение). Культура – это путь от замкнутого единства через развитое многообразие к развитому единству (философское определение). «Культура человека есть в совокупности всё то, что он не может забыть». Маргарет Мид (1901-1978), известный американский антрополог, автор книги «Культура и мир детства».

Слайд 19
Описание слайда:
Функции культуры в обществе Человекотворческая (основная) или преобразующая. Культура формирует миропонимание человека, воспитывает его. Духовно-нравственная – воспитательная роль культуры. Информационная - культура как форма трансляции социального опыта, обеспечивающая историческую преемственность, передачу и сохранение информации. Познавательная (гносеологическая) функция культуры. Коммуникативная – культура формирует средства человеческого общения; культура – одновременно условие и результат общения людей. Интегративная - осуществление взаимопонимания и эффективного взаимодействия в обществе на основе выработанных единых культурных норм.

Слайд 20
Описание слайда:
Функции культуры в обществе Адаптационно-охранительная – культура обеспечивает приспособление человека к окружающей среде. Чем меньше зависимость человека от природы, тем больше его зависимость от культуры. Нормативная (регулятивная) - обеспечивающая соблюдение законов морали и этики, правил этикета, традиционных форм поведения, принятых в каждом конкретном обществе. Ценностная (аксиологическая) – определяющая значимость, ценность явлений материально-духовной сферы. Потребительская (релаксационная) – предлагающая пути и сценарии разрядки психологических напряжений, антистрессовая. Знаковая (семиотическая). Знаки - вербальные и невербальные системы образов культур народов. Их знание, воспроизведение и прочтение – семиотическая функция культуры.

Слайд 21
Описание слайда:
Социализация и инкультурация Инкультурация – усвоение человеком культурных норм и ценностей родной культуры (или иной культуры, ценности которой человек должен усвоить). Инкультурация – вхождение человека в культуру. Социализация – процесс усвоения и активного воспроизводства индивидом социокультурного опыта - норм, образцов поведения, ролей, установок, обычаев, культурных традиций и т.д., присущих социальной группе. Социализация – вхождение человека в общество.

Слайд 22
Описание слайда:
Культура и цивилизация Цивилизация - (от лат. civilis - гражданский, государственный, городской). Значения: Синоним культуры, высшая стадия развития культуры. Ступень культуры, следующая за варварством (дикость- варварство - цивилизация) (Л.Морган, Ф.Энгельс). Определенный уровень, ступень общественного развития, материальной и духовной культуры и особый тип органической целостности (античная цивилизация, западноевропейская цивилизация и т.д.). В некоторых культурологический теориях – эпоха деградации и упадка культуры, последняя неизбежная стадия развития каждого типа культуры (О. Шпенглер, А. Тойнби).

Слайд 23
Описание слайда:
Освальд Шпенглер (1880 – 1936) Немецкий ученый, историк и математик, автор книги «Закат Европы» (1914), которая выдержала за короткий срок более 30 изданий. О. Шпенглер в своих трудах рассматривал вопросы дискретного характера истории, судьбы и своеобразия великих культур, причины их расцвета и гибели.

Слайд 24
Описание слайда:
Структура культуры. Культуру можно структурировать по разным основаниям: Мировая, государственная, национальная, городская, сельская, семейная, личная культура. Рассматривать как совокупность самостоятельных элементов: языка, религии, мифологии, морали, права, науки, искусства, философии и т.д. Духовная и материальная культура.

Слайд 25
Описание слайда:
Духовная и материальная культура Материальная культура. Её единица – вещь (удовлетворяет конкретную потребность человека и при этом несёт некий смысл): орудия и средства труда, техника и сооружения, производство (сельскохозяйственное и промышленное), пути и средства сообщения, транспорт, предметы быта, человеческая телесность, здоровье, физическая культура и спорт, мода и т.д. Духовная культура. Её единицы – смысл, идея, образ. К духовной культуре относятся наука, мораль, право, религия, искусство и литература, образование, институты культуры. Духовная деятельность человека – это познавательная, интеллектуальная деятельность: философская, нравственная, религиозная, правовая, художественная, педагогическая. К духовной культуре можно отнести и сферу отношений людей: межличностных отношений, отношений в процессе производства продуктов материальной и духовной деятельности и т.д.

Слайд 26
Описание слайда:
Материально-духовный характер духовной культуры Материально-духовный характер духовной культуры проявляется в том, что многие творения духовной культуры имеют материальное воплощение, например, театр, архитектура, литература, музыкальные инструменты и т.д., когда трудно разделить духовную и материальную составляющие культуры. Материально-духовные виды культуры: экономическая культура; политическая культура; правовая культура; экологическая культура; эстетическая культура; художественная культура.

Слайд 27
Описание слайда:
Ценности и нормы культуры Предметы культуры отличаются от природных объектов тем, что они наделены особым свойством – быть ценностями. Ценность – это характеристика отношения человека к объекту. Существуют различные варианты типологии ценностей. Виды ценностей: Витальные – жизнь, здоровье, безопасность, благосостояние; Социальные – семья, дисциплина, трудолюбие, предприимчивость, богатство, равенство, патриотизм и др.; Политические – гражданские свободы, законность, конституция, мир и др.; Моральные – добро, любовь, честь, порядочность, уважение к старшим, любовь к детям и др.; Религиозные – Бог, Священное Писание, вера и др.; Эстетические – красота, стиль, гармония.

Слайд 28
Описание слайда:
Культурные регулятивы и нормы Нормы – это правила, регулирующие человеческое поведение. «Нормальное» поведение – ожидаемая, общепринятая форма поведения, «ненормальное» – отклоняющееся от общепринятых стандартов, девиантное поведение (от лат. Deviatio – отклонение). Культурные нормы передаются от поколения к поколению и превращаются в обычаи и традиции, которые могут сохраняться веками. Национальное своеобразие культур в значительной мере обусловлено действующими в них нормами поведения. Аномия (от фр. anomie — буквально беззаконие, отсутствие норм) — такое состояние общества, в котором значительная часть членов этого общества, зная о существовании обязывающих их норм, относится к ним негативно или равнодушно.

Слайд 29
Описание слайда:
Исторические формы культурных норм Табу — абсолютный запрет, накладываемый на какое-либо действие, слово или предмет. Табу служит основой многих более поздних социальных и религиозных норм. Появляется в первобытном обществе. В современном обществе табу накладывается на кровосмешение, каннибализм, осквернение могил или оскорбление чувства патриотизма, оскорбление чувств верующих. Это самый сильный из существующих в человеческом обществе вид социального запрета, нарушение которого карается особенно страшно. Обычай — привычный, мало подвергаемые осознанию целостный образец поведения. Это установившийся порядок, который основан на привычке и относится к коллективным формам действия. Традиция — набор представлений, обычаев, навыков и привычек практической деятельности, передаваемых из поколения в поколение. Нравы — особо оберегаемые, высоко чтимые обществом массовые образцы действий. Нравы отражают моральные ценности общества.

Слайд 30
Описание слайда:
Спасибо за внимание!


Скачать презентацию на тему Лекция № 1. Теория культуры можно ниже:

Похожие презентации