Лекция 11. Психология психологического эксперимента презентация

Содержание


Презентации» Образование» Лекция 11. Психология психологического эксперимента
Психология психологического эксперимента
 Лекция 11Экспериментальное общение. Факторы общения, которые могут искажать результаты экспериментаПсихологический эксперимент – это совместная деятельность испытуемого и экспериментатора. Процессом, организующим1. Эффект Хотторна. Проявился при проведении социально-психологических исследований группой ученых во2. Эффект Пигмалиона. Изучил американский психолог Роберт Розенталь. Он установил, чтоПигмалион и Галатея (Ж.-Л. Жером)Источник влияния – неосознаваемые установки. Они проявляются в элементах невербального поведения,Эффект аудитории, был обнаружен Р. Зайонцем. Присутствие любого внешнего наблюдателя, вВлияние оказывает не любой наблюдатель, а лишь значимый для исполнителя. ЧемЭффект аудитории в спортеКонтроль влияния личности испытуемого и эффектов общения на результаты эксперимента «Двойной слепой опыт». Контролирует эффекты Пигмалиона и Хотторна. Подбираются контрольная иМетод обмана. 
 Метод обмана. 
 Экспериментатор скрывает цель и гипотезуМетод «скрытого» эксперимента. Эксперимент так включается в естественную жизнь испытуемого, чтоМетод независимого измерения зависимых параметров. Эффект воздействия измеряется не в ходеКонтроль восприятия испытуемым ситуации. Применяется постэкспериментальное интервью. Однако при выявлении артефактовОсобенности эксперимента с участием детей.Процедура эксперимента оказывает большее воздействие на детей, чем на взрослых:
 ПроцедураРебенок овладевает родным языком, усваивая не литературный язык, а говор, «сленг».Ребенок обладает живым воображением и поэтому может иначе, «фантастически», интерпретировать ситуациюЭтика психологического эксперимента  (American Phychological Association, 1973 г., всего 10Принципы этичного ответственного отношение к участникам экспериментов в ходе проведения исследовательскихЭтичный исследователь защищает своих клиентов от физического и душевного вреда. ЕслиЭтика требует, чтобы исследователь относился с уважением к праву клиента прерватьБлагодарю за внимание!



Слайды и текст этой презентации
Слайд 1
Описание слайда:
Психология психологического эксперимента Лекция 11


Слайд 2
Описание слайда:
Экспериментальное общение. Факторы общения, которые могут искажать результаты эксперимента

Слайд 3
Описание слайда:
Психологический эксперимент – это совместная деятельность испытуемого и экспериментатора. Процессом, организующим и регулирующим эту деятельность, является общение. Психологический эксперимент – это совместная деятельность испытуемого и экспериментатора. Процессом, организующим и регулирующим эту деятельность, является общение. Особенности общения испытуемого и экспериментатора влияют на результат исследования, вызывая следующие эффекты:

Слайд 4
Описание слайда:
1. Эффект Хотторна. Проявился при проведении социально-психологических исследований группой ученых во главе с Элтоном Мэйо (1924-1932) на фабриках Хотторна. Привлечение к эксперименту, который проводили психологи, расценивалось испытуемыми как проявление к ним внимания. Участники исследования вели себя так, как ожидали от них экспериментаторы. 1. Эффект Хотторна. Проявился при проведении социально-психологических исследований группой ученых во главе с Элтоном Мэйо (1924-1932) на фабриках Хотторна. Привлечение к эксперименту, который проводили психологи, расценивалось испытуемыми как проявление к ним внимания. Участники исследования вели себя так, как ожидали от них экспериментаторы.

Слайд 5
Описание слайда:

Слайд 6
Описание слайда:
2. Эффект Пигмалиона. Изучил американский психолог Роберт Розенталь. Он установил, что если экспериментатор заинтересован в подтверждении своей гипотезы, то это может привести его к неосознанным действиям, модифицирующим поведение испытуемого (чтобы испытуемый «работал под гипотезу»). 2. Эффект Пигмалиона. Изучил американский психолог Роберт Розенталь. Он установил, что если экспериментатор заинтересован в подтверждении своей гипотезы, то это может привести его к неосознанным действиям, модифицирующим поведение испытуемого (чтобы испытуемый «работал под гипотезу»).

Слайд 7
Описание слайда:
Пигмалион и Галатея (Ж.-Л. Жером)

Слайд 8
Описание слайда:
Источник влияния – неосознаваемые установки. Они проявляются в элементах невербального поведения, регулирующихся бессознательно (кивки головой, улыбки, интонация при чтении инструкции, эмоциональный тон, экспрессия и т.д.). Источник влияния – неосознаваемые установки. Они проявляются в элементах невербального поведения, регулирующихся бессознательно (кивки головой, улыбки, интонация при чтении инструкции, эмоциональный тон, экспрессия и т.д.).

Слайд 9
Описание слайда:
Эффект аудитории, был обнаружен Р. Зайонцем. Присутствие любого внешнего наблюдателя, в частности экспериментатора и ассистента, изменяет поведение человека, выполняющего ту или иную работу: Эффект аудитории, был обнаружен Р. Зайонцем. Присутствие любого внешнего наблюдателя, в частности экспериментатора и ассистента, изменяет поведение человека, выполняющего ту или иную работу:

Слайд 10
Описание слайда:
Влияние оказывает не любой наблюдатель, а лишь значимый для исполнителя. Чем более компетентен и значим наблюдатель, тем эффект сильнее. Влияние оказывает не любой наблюдатель, а лишь значимый для исполнителя. Чем более компетентен и значим наблюдатель, тем эффект сильнее. Влияние тем больше, чем труднее задача. Эффект сильно и негативно влияет на новые, сложные навыки. Наоборот, продуктивность освоенных, простых навыков проявляется легче.

Слайд 11
Описание слайда:
Эффект аудитории в спорте

Слайд 12
Описание слайда:
Контроль влияния личности испытуемого и эффектов общения на результаты эксперимента Предлагается ряд специальных методических приемов:

Слайд 13
Описание слайда:
«Двойной слепой опыт». Контролирует эффекты Пигмалиона и Хотторна. Подбираются контрольная и экспериментальная группы. Эксперимент проводит приглашенный ассистент, которому не сообщается истинная гипотеза исследования и то, какая из групп подвергается реальному воздействию. «Двойной слепой опыт». Контролирует эффекты Пигмалиона и Хотторна. Подбираются контрольная и экспериментальная группы. Эксперимент проводит приглашенный ассистент, которому не сообщается истинная гипотеза исследования и то, какая из групп подвергается реальному воздействию.

Слайд 14
Описание слайда:
Метод обмана. Метод обмана. Экспериментатор скрывает цель и гипотезу эксперимента. Недостаток – испытуемые могут сами придумывать варианты и придется разбираться в их фантазиях. Испытуемому предлагают ложную цель («когнитивное плацебо»). Метод позволяет избежать эффекта Хотторна, но сомнителен с точки зрения этики.

Слайд 15
Описание слайда:
Метод «скрытого» эксперимента. Эксперимент так включается в естественную жизнь испытуемого, что он не подозревает о своем участии в исследовании. По сути – модификация метода обмана, но этических проблем еще больше, испытуемый полностью является объектом манипуляций, не зная о своем привлечении к исследованию. Метод «скрытого» эксперимента. Эксперимент так включается в естественную жизнь испытуемого, что он не подозревает о своем участии в исследовании. По сути – модификация метода обмана, но этических проблем еще больше, испытуемый полностью является объектом манипуляций, не зная о своем привлечении к исследованию.

Слайд 16
Описание слайда:
Метод независимого измерения зависимых параметров. Эффект воздействия измеряется не в ходе эксперимента, а вне его, например, при контроле результатов учебной или трудовой деятельности бывшего испытуемого Метод независимого измерения зависимых параметров. Эффект воздействия измеряется не в ходе эксперимента, а вне его, например, при контроле результатов учебной или трудовой деятельности бывшего испытуемого

Слайд 17
Описание слайда:
Контроль восприятия испытуемым ситуации. Применяется постэкспериментальное интервью. Однако при выявлении артефактов можно лишь «задним числом» отбраковать неудачные пробы Контроль восприятия испытуемым ситуации. Применяется постэкспериментальное интервью. Однако при выявлении артефактов можно лишь «задним числом» отбраковать неудачные пробы

Слайд 18
Описание слайда:
Особенности эксперимента с участием детей.

Слайд 19
Описание слайда:
Процедура эксперимента оказывает большее воздействие на детей, чем на взрослых: Процедура эксперимента оказывает большее воздействие на детей, чем на взрослых: Дети более эмоциональны при общении со взрослым. Дети стремятся либо понравиться незнакомому взрослому, либо «спрятаться» от контактов с ним. Отношения с экспериментатором определяют отношение к эксперименту (а не наоборот).

Слайд 20
Описание слайда:
Ребенок овладевает родным языком, усваивая не литературный язык, а говор, «сленг». Экспериментатор, говорящий на литературно-научном языке, будет мощнейшим барьером при включении ребенка в эксперимент. Ребенок овладевает родным языком, усваивая не литературный язык, а говор, «сленг». Экспериментатор, говорящий на литературно-научном языке, будет мощнейшим барьером при включении ребенка в эксперимент.

Слайд 21
Описание слайда:
Ребенок обладает живым воображением и поэтому может иначе, «фантастически», интерпретировать ситуацию эксперимента. Экспериментатор переливает воду из одного сосуда в другой и спрашивает ребенка, сохранилось ли количество жидкости. Ребенку правильный ответ может показаться неинтересным. Ребенок обладает живым воображением и поэтому может иначе, «фантастически», интерпретировать ситуацию эксперимента. Экспериментатор переливает воду из одного сосуда в другой и спрашивает ребенка, сохранилось ли количество жидкости. Ребенку правильный ответ может показаться неинтересным.

Слайд 22
Описание слайда:
Этика психологического эксперимента (American Phychological Association, 1973 г., всего 10 принципов).

Слайд 23
Описание слайда:
Принципы этичного ответственного отношение к участникам экспериментов в ходе проведения исследовательских работ: Принципы этичного ответственного отношение к участникам экспериментов в ходе проведения исследовательских работ: При планировании опыта исследователь несет персональную ответственность за оценку его этической приемлемости.

Слайд 24
Описание слайда:
Этичный исследователь защищает своих клиентов от физического и душевного вреда. Если риск таких последствий существует, то исследователь обязан проинформировать об этом испытуемых, достичь согласия и принять все возможные меры для минимизации вреда (принцип «информированного согласия»). Этичный исследователь защищает своих клиентов от физического и душевного вреда. Если риск таких последствий существует, то исследователь обязан проинформировать об этом испытуемых, достичь согласия и принять все возможные меры для минимизации вреда (принцип «информированного согласия»).

Слайд 25
Описание слайда:

Слайд 26
Описание слайда:
Этика требует, чтобы исследователь относился с уважением к праву клиента прервать свое участие в процессе исследований в любое время. Информация, полученная в ходе исследования, является конфиденциальной.

Слайд 27
Описание слайда:
Благодарю за внимание!


Скачать презентацию на тему Лекция 11. Психология психологического эксперимента можно ниже:

Похожие презентации