Локальная структура дискурса. (Тема 2.3) презентация

Содержание


Презентации» Русский язык» Локальная структура дискурса. (Тема 2.3)
Тема II-3.   Локальная структура дискурса 
 ДИСКУРС
 © А.А.Кибрик,Структура дискурса
 Любой естественный феномен имеет структуру
 Структура дискурса как иерархия
Структура как иерархияНачинаем с локальной структуры
 Преемственность с синтаксисом
 Это проще (ср. ChafeКванты дискурса
 /Мне /приснилось,
 что /я /ехала на \поезде. 
 ВКванты дискурса
 Дискурс порождается толчками, пульсациями
 Течение дискурса не похоже наИнтонационные единицы (intonation unit)
 Просодические критерии выделения
 единый интонационный контур
 уменьшение[Я там] была [с сестрой] 300 мс		 740 мсВыделение ИЕ
 Алгоритма нет
 Экспертная оценка
 Очевидных случаев – от 2/3Элементарные дискурсивные единицы (ЭДЕ)
 Мы будем пользоваться этим термином
 Более функциональноТипы ЭДЕ
 Полные
 Усеченные
 		/Играла ==
 Содержательные
 РегуляторныеРегуляторные ЭДЕ
 ...(0.7) /Ну я там /помню, 
 ..(0.1) что-о’ яПолные содержательные ЭДЕ
 Составляют значительное большинство ЭДЕ
 Когнитивно: 1 фокус сознания
В одном рассказе (25 полных содерж. ЭДЕ)ЭДЕ и клаузы
 Чейф: 60% ИЕ – клаузы
 В русском корпусеСколько предикаций?
 Мне /приснилось,
 что /я /ехала на \поезде. 
 ВЭДЕ меньше клаузы
 Вынесенные топики
 ....(1.2) Моя /сестрёнка,
 /\Оля,
 ....(1.2) /онаПостпозитивные уточнения
 Говорящий осознает, что построенная предикативная структура ЭДЕ в некоторомПарцелляция
 Говорящий добавляет фрагмент, «как бы» встраиваемый в ту же предикативнуюЭхо
 Говорящий уточняет один из компонентов построенной предикативной структуры, используя грамматическиРазрыв
 Один раз ..(0.2) /\мы-ы — 
 ..(0.3) ''(0.1) мм(0.1) ...(0.6)ЭДЕ больше клаузы
 Обычная причина: по крайней мере один из глаголов(а) Личный глагол+инфинитив (б) Ослабленный главный глагол (в) Сериализация
 ..(0.1) нуГлавный акцент (предварительная инф-я)
 чаще всего бывает один
 типично расположен ближеНаправление тона в главном акценте
 Кодирует фазу (термин С.В. Кодзасова)
 ФазаИллокутивная фаза
 Различие иллокуций с точки зрения обязательности продолжения
 Сообщение \
Сообщение
 ...(0.9) /Я там была с \сестрой.Общий вопрос
 Вы его /знаете?Внутренняя фаза
 Продолжаемость (transitional continuity)
 Конечные и неконечные ЭДЕ иллокутивного акта
Адаптация тоновРоль предикаций (клауз) в языке	
 Предикация находится на пересечении двух основныхДискурс как цепочка предикаций
 Clause chaining
 Предложение
 Статус предложения как единицыСтатус предложения
 Группа предикаций
 Дискурсивная единица «второго уровня»
 Не имеет стандартногоКороткие предложения
 ....(1.2) Моя /сестрёнка,
 /\Оля,
 ....(1.2) /она ....(2.5) \пропалывала грядки.Длинные предложения
 ээ(0.4) С /другом с моим ..(0.1) \самым \лучшим, 
Паузы
 Абсолютные
 Заполненные
 ээ
 мм
 ’ ’ 
 См. предыд. слайд
Паузы
 На границе ЭДЕ: в норме пауза есть
 Внутри ЭДЕ: вХезитация
 Временные трудности с вербализацией
 Типичные средства выражения:
 более длинные паузы,Примеры
 ээ(0.4) С /другом с моим ..(0.1) \самым \лучшим, 
 ..(0.3)Фальстарт и коррекция
 Серьезный сбой в процессе порождения дискурса
 Говорящий отменяетСлабый фальстарт ||
 Замена в пределах одной ЭДЕ
 …(0.4) я ст-талаСильный фальстарт ==
 Отмена всей начатой ЭДЕ
 ….(1.2) Мне /приснилось, 
Структурный фальстарт ==
 а /я заш= ==
 ..(0.1) у меня /деньгиМножественный фальстарт
 ....(6.3) И-и /я /пошёл ..(0.3) к /тому же /дереву,



Слайды и текст этой презентации
Слайд 1
Описание слайда:
Тема II-3. Локальная структура дискурса ДИСКУРС © А.А.Кибрик, 2008


Слайд 2
Описание слайда:
Структура дискурса Любой естественный феномен имеет структуру Структура дискурса как иерархия Локальная структура (микроструктура) Глобальная структура (макроструктура)

Слайд 3
Описание слайда:
Структура как иерархия

Слайд 4
Описание слайда:
Начинаем с локальной структуры Преемственность с синтаксисом Это проще (ср. Chafe 1994)

Слайд 5
Описание слайда:
Кванты дискурса /Мне /приснилось, что /я /ехала на \поезде. В котором /была ...(0.6) зелёная \–поля-ана, с-c /гриба-ами и ..(0.2) \пнями всякими. ...(0.9) /Я там была с \сестрой. /Играла == ....(1.0) \Нет, я собирала \грибы.

Слайд 6
Описание слайда:
Кванты дискурса Дискурс порождается толчками, пульсациями Течение дискурса не похоже на плавное течение реки Но и не похоже на автомат по выдаче газированной воды Аналогия: течение крови по артериям: кванты есть, но границы текучие Координация с дыханием Проблема сегментации поведения

Слайд 7
Описание слайда:
Интонационные единицы (intonation unit) Просодические критерии выделения единый интонационный контур уменьшение скорости к концу уменьшение громкости к концу паузы наличие одного главного акцента

Слайд 8
Описание слайда:
[Я там] была [с сестрой] 300 мс 740 мс

Слайд 9
Описание слайда:
Выделение ИЕ Алгоритма нет Экспертная оценка Очевидных случаев – от 2/3 до 3/4

Слайд 10
Описание слайда:
Элементарные дискурсивные единицы (ЭДЕ) Мы будем пользоваться этим термином Более функционально ориентированный Позволяет привлекать содержательные критерии при идентификации единиц

Слайд 11
Описание слайда:
Типы ЭДЕ Полные Усеченные /Играла == Содержательные Регуляторные

Слайд 12
Описание слайда:
Регуляторные ЭДЕ ...(0.7) /Ну я там /помню, ..(0.1) что-о’ я там ….(1.1) ну с моим /–другом ...(0.5) \разговаривал я_ ....(2.9) Ну –вот. /Потом == ....(3.4) Ну –потом мы там ....(3.1) чего-то на \физкультуре были, \играли там. ....(1.5) \Вот ..(0.1) <чего-то’>. ….(2.4) /Ну-у там вот \так. ...(0.8) \Школа там.

Слайд 13
Описание слайда:
Полные содержательные ЭДЕ Составляют значительное большинство ЭДЕ Когнитивно: 1 фокус сознания Модальное среднее количества слов: 4-5 слов

Слайд 14
Описание слайда:
В одном рассказе (25 полных содерж. ЭДЕ)

Слайд 15
Описание слайда:
ЭДЕ и клаузы Чейф: 60% ИЕ – клаузы В русском корпусе – примерно то же Процент от содержательных ЭДЕ заметно выше Прототипическая ЭДЕ – клауза ЭДЕ меньше и больше клаузы

Слайд 16
Описание слайда:
Сколько предикаций? Мне /приснилось, что /я /ехала на \поезде. В котором /была ...(0.6) зелёная \–поля-ана, с-c /гриба-ами и ..(0.2) \пнями всякими.

Слайд 17
Описание слайда:
ЭДЕ меньше клаузы Вынесенные топики ....(1.2) Моя /сестрёнка, /\Оля, ....(1.2) /она ....(2.5) \пропалывала грядки. ....(1.6) /Я ..(0.1) \сажала. ....(1.7) А с= || ...(0.5) /двойняшки, ....(2.0) /они’ ..(0.2) \’огораживали, ....(1.8) там где \посажено.

Слайд 18
Описание слайда:
Постпозитивные уточнения Говорящий осознает, что построенная предикативная структура ЭДЕ в некотором смысле недостаточна Парцелляция Эхо

Слайд 19
Описание слайда:
Парцелляция Говорящий добавляет фрагмент, «как бы» встраиваемый в ту же предикативную структуру .…(1.0) И-и /\мы-ы с Саньком ..(0.1) тогда /пошли, ...(0.6) в \магазин, чего-нибудь \покупать,

Слайд 20
Описание слайда:
Эхо Говорящий уточняет один из компонентов построенной предикативной структуры, используя грамматически параллельное оформление Бегала бездомная /собака, ..(0.2) /большой такой /чёрный \дог,

Слайд 21
Описание слайда:
Разрыв Один раз ..(0.2) /\мы-ы — ..(0.3) ''(0.1) мм(0.1) ...(0.6) три /брата, –Серёжка –Лёшка и /я, — ..(0.5) с дядей /Сашей поехали на \рыбалку.

Слайд 22
Описание слайда:
ЭДЕ больше клаузы Обычная причина: по крайней мере один из глаголов в том или ином отношении не является полноценным предикатом

Слайд 23
Описание слайда:
(а) Личный глагол+инфинитив (б) Ослабленный главный глагол (в) Сериализация ..(0.1) ну вот ..(0.3) /подойти <по-моему> \меня она /попросила, ...(0.4) говорит {ВДОХ} ..(0.1) «/Пойди \помоги ей¡».

Слайд 24
Описание слайда:
Главный акцент (предварительная инф-я) чаще всего бывает один типично расположен ближе к концу ЭДЕ и является последним из акцентов типично является самым перцептивно сильным акцентом располагается на «реме»

Слайд 25
Описание слайда:
Направление тона в главном акценте Кодирует фазу (термин С.В. Кодзасова) Фаза бывает иллокутивная и «внутренняя»

Слайд 26
Описание слайда:
Иллокутивная фаза Различие иллокуций с точки зрения обязательности продолжения Сообщение \ Общий вопрос /

Слайд 27
Описание слайда:
Сообщение ...(0.9) /Я там была с \сестрой.

Слайд 28
Описание слайда:
Общий вопрос Вы его /знаете?

Слайд 29
Описание слайда:
Внутренняя фаза Продолжаемость (transitional continuity) Конечные и неконечные ЭДЕ иллокутивного акта Конечные – см. выше Неконечные – зеркальная адаптация к иллокутивной фазе

Слайд 30
Описание слайда:
Адаптация тонов

Слайд 31
Описание слайда:
Роль предикаций (клауз) в языке Предикация находится на пересечении двух основных осей языка – оси развертки в реальном времени (on-line) и оси долговременного хранения (off-line) Предикация – это квант дискурса; именно такими квантами дискурс движется вперед Одновременно предикация – это квант хранения информации Когнитивная система и физиология человека гармонично приспособлены к этой единице информации

Слайд 32
Описание слайда:
Дискурс как цепочка предикаций Clause chaining Предложение Статус предложения как единицы дискурса и когнитивной единицы Малые предикации

Слайд 33
Описание слайда:
Статус предложения Группа предикаций Дискурсивная единица «второго уровня» Не имеет стандартного объема в словах или в ЭДЕ Очень варьирует при описании одного и того же содержания у разных говорящих или даже у одного и того же говорящего в разные моменты времени «The Pear Stories»

Слайд 34
Описание слайда:
Короткие предложения ....(1.2) Моя /сестрёнка, /\Оля, ....(1.2) /она ....(2.5) \пропалывала грядки. ....(1.6) /Я ..(0.1) \сажала. ....(1.7) А с= || ...(0.5) /двойняшки, ....(2.0) /они’ ..(0.2) \’огораживали, ....(1.8) там где \посажено.

Слайд 35
Описание слайда:
Длинные предложения ээ(0.4) С /другом с моим ..(0.1) \самым \лучшим, ..(0.3) (\Санёк. ...(0.7) Он у меня там <в \школе>.) ..(0.4) мы с ним /пошли, .…(1.5) и мы /стали \копать ..(0.3) там ..(0.4) у себя \яму, чтоб \сделать себе \шалаш, ...(0.5) ну \столбы чтоб поставить, ...(0.6) и /нашли чего-то такое \железное. .…(1.2) /Выкопали, ...(0.7) а там-м \это ..(0.3) лежат всякие такие /\сокро-овища /сокровища_

Слайд 36
Описание слайда:
Паузы Абсолютные Заполненные ээ мм ’ ’ См. предыд. слайд Начальные продления Конечные продления Запланированные vs. хезитационные паузы

Слайд 37
Описание слайда:
Паузы На границе ЭДЕ: в норме пауза есть Внутри ЭДЕ: в норме пауз нет

Слайд 38
Описание слайда:
Хезитация Временные трудности с вербализацией Типичные средства выражения: более длинные паузы, чем в норме паузы в неожиданных местах заполненные паузы (ээ, мм, ’ ’ ) дискурсивные маркеры ну, там... быстрая (препаративная) подстановка

Слайд 39
Описание слайда:
Примеры ээ(0.4) С /другом с моим ..(0.1) \самым \лучшим, ..(0.3) (\Санёк. ...(0.7) Он у меня там в \школе.) ..(0.4) мы с ним /пошли, .…(1.5) и мы /стали \копать ..(0.3) там ..(0.4) у себя \яму, чтоб \сделать себе \шалаш, ...(0.5) ну \столбы чтоб поставить, ...(0.6) и /нашли чего-то такое \железное. .…(1.2) /Выкопали, ...(0.7) а там-м \это ..(0.3) лежат всякие такие /\сокро-овища /сокровища_

Слайд 40
Описание слайда:
Фальстарт и коррекция Серьезный сбой в процессе порождения дискурса Говорящий отменяет часть ранее сказанного и заменяет его на другой материал

Слайд 41
Описание слайда:
Слабый фальстарт || Замена в пределах одной ЭДЕ …(0.4) я ст-тала сп= || м’м(0.4) /заснула сразу,

Слайд 42
Описание слайда:
Сильный фальстарт == Отмена всей начатой ЭДЕ ….(1.2) Мне /приснилось, ...(0.9) как ска= == как яw == ...(0.7) как мне /мама ..(0.4) –ночью положила в /портфель \куклу.

Слайд 43
Описание слайда:
Структурный фальстарт == а /я заш= == ..(0.1) у меня /деньги были, \тысяча, ...(0.5) и /я на эт= || я-я на эти /деньги /купил \это ..(0.4) \кассету.

Слайд 44
Описание слайда:
Множественный фальстарт ....(6.3) И-и /я /пошёл ..(0.3) к /тому же /дереву, где была большая \дыра. ...(0.6) ’ ’(0.1) ..(0.4) ’И /вдруг /я ..(0.1) туда /заглянул, ’а /там /как-кой-то || ..(0.4) а /там какой-то-о ..(0.1) /маленькое || ..(0.4) м= ..(0.2) /маленькое || ..(0.2) ма= маленький \котёнок сидел.


Скачать презентацию на тему Локальная структура дискурса. (Тема 2.3) можно ниже:

Похожие презентации