Метеорологическое обеспечение полетов презентация

Содержание


Презентации» Образование» Метеорологическое обеспечение полетов
Влияние метеорологических условий на безопасность полетов
 – на начальных этапах полетовНедостатки в метеорологическом обеспечении полетов 
 – несвоевременное доведение метеоинформации доНедостатки в метеорологическом обеспечении полетов
 – нарушение требований нормативных документов, регламентирующихНеблагоприятные для полетов явления и условия погоды 
 гроза;
 град;
 сильнаяНеблагоприятные для полетов явления и условия погоды 
 вулканический пепел
 тропическийВлияние метеорологических элементов на безопасность полетов
 Температура воздуха (отклонения от стандартнойТемпература воздуха (отклонения от стандартной в сторону повышения):  
 -Ошибки, связанные с расчётом воздушной скорости ВС, подъёмной силы, потребной длиныОшибки, связанные с расчётом предельно допустимой высотой полета (потолок самолета)
 22Атмосферное давление (понижение давления у поверхности земли)  
 - уменьшениеОшибки в оценке высоты полёта из-за ошибок установки высотомера (альтиметра) поПриземный ветер
 Встречный ветер:
 позволяет уменьшить длину разбега и пробега приОшибки в выборе направления взлёта или посадки ВС  (при выполненииОшибки в оценке предельно-допустимой боковой составляющей скорости ветра
 Такие ошибки возможныВетер на высотах
 - изменяет скорость и направление полета самолета поАП, связанные с сильным ветром
 2 июня 2011 года в 14.45Видимость и высота нижней границы облаков
   Видимость и высотатуманАП, связанные со сложными метеоусловиями
 20 июня 2011 года самолет Ту-134А-3,АП, связанные со сложными метеоусловиями
 17 марта 2007 года. Самолет Ту-134А-3АП, связанные со сложными метеоусловиями
 2 августа 2010 года. Самолет Ан-24РВАП, связанные со сложными метеоусловиями
 26 октября 2009 года. Самолет бизнес-авиацииАП, связанные со сложными метеоусловиями
 22 марта 2010 года. Самолет Ту-204-100АП, связанные со сложными метеоусловиями
 1 июня 2011 года вертолет BellАП, связанные со сложными метеоусловиями
 10 апреля 2010 года. Самолет Ту-154МОшибки в пилотировании, вызванные плохими метеорологическими условиями
   Затруднения вНарушение эксплуатационных минимумов
 В период с 1990 по 2011 год сАнализ причин АП, связанных с нарушением метеоминимумов
 Все АП происходили вАнализ причин АП, связанных с нарушением эксплутационных минимумов
 В ряде случаевОсадки, влияние на производство полетов 
   Осадки усложняют производствоОсадки, влияние на производство полетов
  - в зоне осадков имеет- водяная пленка на стеклах фонаря кабины самолета вызывает оптическое искажениеОсадки, влияние на полет ВС
 -	в сильном дожде показания указателя скоростиОсадки, влияние на производство полетов 
 Осадки оказывают существенное влияние наОсадки, влияние на производство полетов 
 Наличие на ВВП льда, водыОшибки в пилотировании, вызванные недооценкой состояния ВПП при выпадении осадков. 
Ошибки в пилотировании, вызванные недооценкой состояния ВПП при выпадении осадков. 
АП, связанные с ливневыми осадками
 20 сентября. Гаити. Посадка в СМУ
АП, связанные с нарушением обхода зон с грозовой деятельностью
 01 июляЗатруднения в пилотировании и потеря высоты ВС при полёте на малыхЗатруднения в пилотировании и потеря высоты ВС при полёте на малыхЗатруднения в пилотировании и АП, вызванные попаданием ВС в полёте вПопадание ВС в полёте в полосу выпадения градаАП, связанные с ливневыми осадками
 11 июля 2011, самолет Як-40 87494,Обледенение ВСНеблагоприятные и опасные факторы в условиях обледенения
 увеличение веса ВС, 
Неблагоприятные и опасные факторы в условиях обледенения
 Действие этих различных факторовПредотвращение АП, связанных с обледенением
 совершенствование метеорологического обеспечения полётов
 повышение качестваОшибки, связанные с обледенением ВС на Земле во время стоянки
 НаАП, связанные с попаданием ВС в зону обледенения
 20 октября 2011,Атмосферная турбулентность
 Затруднения и ошибки в пилотировании из-за сильной болтанки илиАП, связанные с попаданием ВС в зону турбулентности
 14 июня 2011Турбулентность спутного следаТурбулентность спутного следаЗатруднения в пилотировании, вызванные попаданием ВС в турбулентный «спутный след» отСдвиг ветра Влияние сдвига ветра на взлет и посадку ВСВлияние сдвига ветра на взлет и посадку ВСОшибки пилотирования ВС при выполнении снижения для посадки или набора высоты,ГрозаАП, связанные с попаданием ВС в зону грозовой деятельности 
 АП,АП, связанные с попаданием ВС в зону грозовой деятельности 
 16.08.ШквалАП, вызванные шквалом
 06 июля 2011, самолет Ту-134 65054, авиакомпания «ОренбургскиеЭлектризация ВС
 Электризация ВС может происходить при длительном полёте в облаках,АП, вызванные электризацией ВС
 02 сентября 2011, В737-800 VQ-BJG, авиакомпания «ЮТэйр».Вулканический пепелОблака пепла поднимаются на высоту полета современных самолетов и представляют серьезнуюВулканический пепел.  06:00 19-04-2010.Пыльная/песчаная буряПри попадании воздушного судна в зону действия пыльной бури возможны следующиеАП и инциденты на аэродроме или в районе аэродрома
 При полученииСодержание Акта
 – день месяца, срок наблюдения в часах и минутах;
После установления факта авиационного происшествия (инцидента) начальник
 АМСГ (АМЦ) с начальником– бланк с записью прогнозов (коррективов к прогнозам) погоды и предупрежденийИспользуемые виды информации 
 данные сети метеорологических радиолокаторов; 
 данные авиационныхРекомендации по предотвращению авиационных происшествий и инцидентов, связанных с метеорологическими факторами
Рекомендации по предотвращению авиационных происшествий и инцидентов, связанных с метеорологическими факторами
Спасибо за внимание



Слайды и текст этой презентации
Слайд 1
Описание слайда:


Слайд 2
Описание слайда:

Слайд 3
Описание слайда:

Слайд 4
Описание слайда:

Слайд 5
Описание слайда:
Влияние метеорологических условий на безопасность полетов – на начальных этапах полетов (взлет, набор высоты) — ограниченная видимость, сдвиг ветра в нижнем 100-метровом слое атмосферы; – при полетах по маршруту — грозовая деятельность, сильная турбулентность, град, низкая облачность и ограниченная видимость при выполнении полетов по ПВП в условиях горной местности, обледенение в облаках и (или) осадках; – на завершающих этапах полета (заход на посадку, посадка) — низкая облачность и ограниченная видимость, характеристики ветра в сочетании с малым коэффициентом сцепления на ВПП, сдвиг ветра в нижнем 100-метровом слое атмосферы.

Слайд 6
Описание слайда:
Недостатки в метеорологическом обеспечении полетов – несвоевременное доведение метеоинформации до органов УВД и экипажей воздушных судов; – ошибки в производстве метеорологических наблюдений; – несвоевременное составление предупреждений о фактических и (или) ожидаемых неблагоприятных для авиации метеорологических явлениях , условиях погоды ниже минимума аэродрома (посадочной площадки);

Слайд 7
Описание слайда:
Недостатки в метеорологическом обеспечении полетов – нарушение требований нормативных документов, регламентирующих метеорологическое обеспечение полетов и органов УВД; – несоответствие фактической и прогнозируемой погоды на аэродромах и маршрутах полетов.

Слайд 8
Описание слайда:
Неблагоприятные для полетов явления и условия погоды гроза; град; сильная турбулентность; умеренное и сильное обледенение; переохлажденные осадки (гололед); песчаная или пыльная буря; сильный сдвиг ветра; шквал; смерч; горная волна;

Слайд 9
Описание слайда:
Неблагоприятные для полетов явления и условия погоды вулканический пепел тропический циклон; все явления, вызывающие ухудшение видимости до значений, менее установленных для данного аэродрома предельных значений; облачность(вертикальная видимость), высота которой ниже установленных для данного аэродрома предельных значений (ее количество 3 октанта и более); ветер у земли, скорость которого, с учетом направления относительно ВПП, превышает предельные значения, установленные для данного аэродрома, а также ветер со скоростью 15 м/с и более любого направления.

Слайд 10
Описание слайда:
Влияние метеорологических элементов на безопасность полетов Температура воздуха (отклонения от стандартной в сторону повышения) Атмосферное давление (понижение давления у поверхности земли) Приземный ветер, ветер на высотах Видимость и высота нижней границы облаков

Слайд 11
Описание слайда:
Температура воздуха (отклонения от стандартной в сторону повышения): - уменьшение подъемной силы уменьшение потолка самолета увеличение длины разбега и пробега ВС увеличение расхода топлива

Слайд 12
Описание слайда:
Ошибки, связанные с расчётом воздушной скорости ВС, подъёмной силы, потребной длины разбега и пробега, траектории набора высоты и снижения ВС, а также касания или столкновения с элементами рельефа вблизи аэродрома. Такие ошибки чаще встречаются на высокогорных аэродромах с короткими ВПП в летнюю жару, а также бывают связаны с недостаточной подготовкой пилотов и диспетчеров, с отсутствием достаточной информации или игнорированием имеющийся информации о температуре воздуха.

Слайд 13
Описание слайда:
Ошибки, связанные с расчётом предельно допустимой высотой полета (потолок самолета) 22 августа 2006 г. - рейс FV 612 ФГУАП «Пулково», выполнявший рейс Анапа — Санкт - Петербург, пытаясь пройти над грозой, потерял управление и свалился в плоский штопор. Самолет ТУ-154М упал близ населенного пункта Сухая Балка неподалёку от Донецка. На борту самолета находились 170 человек (160 пассажиров и 10 членов экипажа).

Слайд 14
Описание слайда:
Атмосферное давление (понижение давления у поверхности земли) - уменьшение подъемной силы - ухудшение характеристик двигателя ВС В отношении самолета «Боинг 767-300» изменение давления на 10 гПа на аэродроме, расположенном на высоте уровня моря, оказывает примерно такое же влияние, как и изменение температуры на 3°С.

Слайд 15
Описание слайда:
Ошибки в оценке высоты полёта из-за ошибок установки высотомера (альтиметра) по значению давления на аэродромах посадки Эти ошибки могут привести к касанию или столкновению с Землёй вне ВПП (в условиях плохой видимости) Чаще всего такие ошибки происходят в горной местности и приводят к тяжёлым АП.

Слайд 16
Описание слайда:
Приземный ветер Встречный ветер: позволяет уменьшить длину разбега и пробега при взлете и посадке производить взлет с большей массой Боковой ветер: - каждое воздушное судно имеет ограничения, связанные с боковым ветром (для различных условий на ВПП)

Слайд 17
Описание слайда:
Ошибки в выборе направления взлёта или посадки ВС (при выполнении их «по ветру») Такие ошибки возможны как при отсутствии у пилота ВС необходимой метеорологической информации, так и при игнорировании имеющихся данных наблюдений ветра на аэродроме. Это может привести к АП – выкатыванию ВС за торец ВПП.

Слайд 18
Описание слайда:
Ошибки в оценке предельно-допустимой боковой составляющей скорости ветра Такие ошибки возможны как при отсутствии у пилота ВС данных о ветре у земли, так и при игнорировании этих данных. При посадке они могут приводить как к выкатыванию ВС с ВПП, так и к касанию земли за пределами ВПП. При выполнении взлёта эти ошибки могут привести к нарушениям устойчивости полёта после отрыва, резкому боковому крену и повторному касанию ВПП или поверхности Земли вне ВПП.

Слайд 19
Описание слайда:
Ветер на высотах - изменяет скорость и направление полета самолета по отношению к земной поверхности - нарушает равновесие аэродинамических сил у летящего самолета уменьшает или увеличивает время полета уменьшает или увеличивает расход топлива (при условии сохранения одной и той же путевой скорости) в области струйных течений вызывает болтанку ВС

Слайд 20
Описание слайда:
АП, связанные с сильным ветром 2 июня 2011 года в 14.45 по местному времени при заходе на посадку в аэропорту Wendover (США),произошла авиацинная катастрофа с частным самолетом Cessna 172. Пилот частного самолета вышел на связь к органу ОВД и доложил о намерении совершить посадку с целью дозаправки. Получив разрешение, выполняя установленную процедуру захода на посадку в условиях сильного ветра, самолет, не долетев до ВПП, под крутым углом столкнулся с поверхностью земли и загорелся.

Слайд 21
Описание слайда:
Видимость и высота нижней границы облаков Видимость и высота нижней границы облачности, оказывают существенное влияние на деятельность авиации. Ухудшенная различными погодными условиями, такими как, дымка, туман, мгла, метель, видимость усложняет, а иногда делает невозможным посадку и взлёт воздушных судов.

Слайд 22
Описание слайда:
туман

Слайд 23
Описание слайда:
АП, связанные со сложными метеоусловиями 20 июня 2011 года самолет Ту-134А-3, авиакомпании «Русэйр» выполнял регулярный рейс 7Р-243 из Домодедово в Петрозаводск. В 23.45 местного времени, при заходе на посадку в сложных метеоусловиях на ВПП 02, самолет столкнулся с деревьями южнее шоссе А-133 «Петрозаводск-Суоярви» и упал на шоссе правее 390 метров оси ВПП, не долетев до торца ВПП 390 метров. Из 52 человек, находившихся на борту, погибли 47. Самолет разрушился и сгорел.

Слайд 24
Описание слайда:
АП, связанные со сложными метеоусловиями 17 марта 2007 года. Самолет Ту-134А-3 российской авиакомпании ЮТ-Эйр потерпел катастрофу при заходе на посадку в сложных метеоусловиях в аэропорту Самары (Россия). Из 57 человек, находившихся на борту, погибли семеро.

Слайд 25
Описание слайда:
АП, связанные со сложными метеоусловиями 2 августа 2010 года. Самолет Ан-24РВ российской авиакомпании «Катэкавиа» при посадке в сложных метеоусловиях в аэропорту Игарка (Россия) потерпел катастрофу. Из 15 человек, находившихся на борту, погибли 12.

Слайд 26
Описание слайда:
АП, связанные со сложными метеоусловиями 26 октября 2009 года. Самолет бизнес-авиации BAe-125-800B российской авиакомпании S-Air потерпел катастрофу при посадке в сложных метеоусловиях в аэропорту Минск-2 (Белоруссия). Все пять человек, находившихся на борту, погибли

Слайд 27
Описание слайда:
АП, связанные со сложными метеоусловиями 22 марта 2010 года. Самолет Ту-204-100 российской авиакомпании Авиастар-ТУ при посадке в сложных метеоусловиях в аэропорту Москва/Домодедово (Россия) приземлился в лес, не долетев до торца полосы 1500 метров. Самолет полностью разрушился. Восемь человек, находившихся на борту, получили различные увечья.

Слайд 28
Описание слайда:
АП, связанные со сложными метеоусловиями 1 июня 2011 года вертолет Bell 206L LongRanger, принадлежащий военному оператору Pakistan Rangers, выполнял полет в визуальных метеорологических условиях из а/п Dera Ghazi Khan на военную базу Multan. Встретившись со сложными метеоусловиями, пилот вошел в облака, и, не справившись с управлением, упал в реку Sindh неподалеку от населенного пункта Layyah (Восточный Пакистан). Пилот вертолета, техник, глава полиции провинции Punjab и его сын погибли.

Слайд 29
Описание слайда:
АП, связанные со сложными метеоусловиями 10 апреля 2010 года. Самолет Ту-154М ВВС Польши при посадке в сложных метеоусловиях на военном аэродроме Смоленск/Северный (Россия) потерпел катастрофу. Все 96 человек, находившихся на борту, включая президента Польши, погибли.

Слайд 30
Описание слайда:
Ошибки в пилотировании, вызванные плохими метеорологическими условиями Затруднения в пилотировании ВС при несоблюдении «минимумов погоды» при заходе на посадку при погоде «ниже минимума». Такие ошибки могут возникать как при недостаточной информации для пилота, так и при неудовлетворительном метеообеспечении полётов, а также при игнорировании пилотами или диспетчерами соответствующей имеющейся информации. Это может приводить к предпосылкам, в том числе и к самим АП, включая тяжёлые.

Слайд 31
Описание слайда:
Нарушение эксплуатационных минимумов В период с 1990 по 2011 год с ВС коммерческой гражданской авиации РФ произошло 112 АП, в том числе 36 катастроф. Тяжелые АП произошли в 2011 году: ТУ-134 в а/п Самара АН-24 в а/п Игарка ТУ-204 вблизи а/п Домодедово ТУ-134 в а/п Петрозаводск

Слайд 32
Описание слайда:
Анализ причин АП, связанных с нарушением метеоминимумов Все АП происходили в условиях, когда остаток топлива на борту ВС был достаточный для выполнения полета на запасной аэродром. Во всех случаях экипаж продолжал снижение ниже высоты принятия решения, не имея визуального контакта с наземными объектами. Наличие точной системы посадки не позволило предотвратить отклонение от курса посадки и преждевременное снижение.

Слайд 33
Описание слайда:
Анализ причин АП, связанных с нарушением эксплутационных минимумов В ряде случаев АП способствовали недостатки организации воздушного движения. Недостоверная информация о погодных условиях, как фактор, приведший к АП (а/п Самара, а/п Игарка, а/п Петрозаводск, а/п Благовещенск).

Слайд 34
Описание слайда:
Осадки, влияние на производство полетов Осадки усложняют производство полетов: - ухудшение видимости с самолета ( в слабом и умеренном дожде горизонтальная видимость ухудшается до 4 – 2 км), в ливневом дожде видимость резко ухудшается до нескольких десятков метров, значительное ухудшение горизонтальное видимости при полете в зоне снегопада. При слабом снегопаде видимость обычно не превышает 1 – 2 км, а при умеренном и сильном ухудшается до нескольких сотен, а иногда и десятков метров.

Слайд 35
Описание слайда:
Осадки, влияние на производство полетов - в зоне осадков имеет место снижение высоты облаков. В большинстве случаев минимальная высота облаков при осадках не превышает 50 – 100 м.

Слайд 36
Описание слайда:
- водяная пленка на стеклах фонаря кабины самолета вызывает оптическое искажение видимых объектов, что представляет опасность при взлете и особенно при посадке.

Слайд 37
Описание слайда:
Осадки, влияние на полет ВС - в сильном дожде показания указателя скорости могут быть заниженными вследствие частичного блокирования каплями воды отверстия приемника воздушного давления. ливневые осадки могут попасть в карбюратор поршневого двигателя и вывести его из строя. в зоне переохлажденного дождя происходит очень опасное интенсивное обледенение

Слайд 38
Описание слайда:
Осадки, влияние на производство полетов Осадки оказывают существенное влияние на состояние и эксплуатацию аэродромов. Плохое состояние ВВП вызывает трудности с управляемостью на пробеге. Отмечаются случаи сноса самолета с полосы на посадке, случаи выкатывания за пределы ВВП. При посадке на мокрую взлетно-посадочную полосу удлиняется длина пробега самолета. Так, у самолета ТУ-134 при посадке на ВВП с мокрой поверхностью длина пробега увеличивается на 30 %.

Слайд 39
Описание слайда:
Осадки, влияние на производство полетов Наличие на ВВП льда, воды и других осадков значительно увеличивает трудности эксплуатации самолетов с газотурбинными двигателями Струя воды или мокрого снега, отбрасываемая носовым или основными колесами, может всасываться в двигатели, вызывая повреждение их конструкции или потерю тяги, достаточные для того, чтобы сделать взлет опасным Возможно забивание заборников, вызывающее перегрев масла, неточную работу системы указателя скорости, повреждение закрылков и других частей конструкций самолетов.

Слайд 40
Описание слайда:
Ошибки в пилотировании, вызванные недооценкой состояния ВПП при выпадении осадков. При сильном ливневом дожде колёса ВС при взлёте и посадке могут начать как поочерёдно, так и вместе скользить по поверхности воды на ВПП, что вызвает как отклонение ВС от осевой линии ВПП, так и выкатывание ВС с ВПП. Для предупреждения подобных АП следует задерживать вылет и посадку ВС на период выпадения сильного ливня на ВПП.

Слайд 41
Описание слайда:
Ошибки в пилотировании, вызванные недооценкой состояния ВПП при выпадении осадков. Обледенение ВПП при гололёдно-изморозевых отложениях и образовании инея резко снижает коэффициент трения, что необходимо учитывать как при подготовке ВПП к полётам, так и при выполнении «разбега» ВС по ВПП при взлёте, а также «пробеге» и торможении ВС на ВПП при посадке.

Слайд 42
Описание слайда:
АП, связанные с ливневыми осадками 20 сентября. Гаити. Посадка в СМУ Самолет Beechcraft 99A 1969 года выпуска гаитянской авиакомпании выполнял местный пассажирский рейс их аэропорта Port-au-Prince в аэропорт Cap Haitien.  При посадке в условиях плохой видимости и ливневого дождя самолет потерпел  катастрофу.Два пилота и единственный пассажир погибли.  

Слайд 43
Описание слайда:
АП, связанные с нарушением обхода зон с грозовой деятельностью 01 июля 2011, самолет В-737 VP-BLG, авиакомпания «Донавиа». При обходе грозовых засветок в районе аэропорта назначения Ростов-на-Дону ВС попало в зону града. Посадка была выполнена благополучно. На послеполетном осмотре было обнаружено повреждение носовых частей стабилизатора и киля. 

Слайд 44
Описание слайда:
Затруднения в пилотировании и потеря высоты ВС при полёте на малых высотах при попадании ВС в полосу интенсивного ливневого дождя. При этом происходит одновременное отрицательное воздействие нескольких неблагоприятных и опасных факторов: суммарное давление падающих капель может нарушить устойчивость полёта, попадание воды в воздухозаборники двигателей, стекающий слой воды от дождя на фонаре кабины может привести к потере визуальной ориентации пилота ВС, зона мощного ливня часто совпадает с сильным нисходящим потоком воздуха.

Слайд 45
Описание слайда:
Затруднения в пилотировании и потеря высоты ВС при полёте на малых высотах при попадании ВС в полосу интенсивного ливневого дождя. Воздействие этих факторов может привести к АП, включая катастрофу ВС. Предупреждение таких АП состоит в совершенствовании метеорологического обеспечения полётов. Кроме того, необходимо, чтобы пилоты ВС по возможности избегали вхождения ВС в визуально определённую полосу сильного ливня, также такие АП могут происходить при игнорировании соответствующей информации.

Слайд 46
Описание слайда:
Затруднения в пилотировании и АП, вызванные попаданием ВС в полёте в полосу выпадения града из грозо-градовых облака. При этом могут происходить различные виды деформации ВС. Предотвращение подобных АП состоит в совершенствовании метеорологического обеспечения полётов.

Слайд 47
Описание слайда:
Попадание ВС в полёте в полосу выпадения града

Слайд 48
Описание слайда:
АП, связанные с ливневыми осадками 11 июля 2011, самолет Як-40 87494, авиакомпания «АК БАРС АЭРО». При выполнении снижения с эшелона 6900 м для захода на посадку в аэропорту Казань, в процессе визуального обхода кучево-дождевой облачности, ВС попало в сильные ливневые осадки в виде града. Посадка в аэропорту Казань была произведена благополучно. При осмотре ВС было обнаружено, что поврежден носовой обтекатель локатора, правый фонарь АНО, и по всей передней кромке крыла имеются многочисленные вмятины.

Слайд 49
Описание слайда:
Обледенение ВС

Слайд 50
Описание слайда:
Неблагоприятные и опасные факторы в условиях обледенения увеличение веса ВС, обледенение элементов двигателя, нарушение обтекания крыла самолета, что приводит к преждевременному срыву потока, потере крылом подъемной силы обледенение входных отверстий определителей воздушной скорости ухудшение видимости из кабины ВС

Слайд 51
Описание слайда:
Неблагоприятные и опасные факторы в условиях обледенения Действие этих различных факторов может привести к предпосылке АП, а также к АП. АП происходят как при отсутствии достаточной информации о наличии и интенсивности зон обледенения ВС вдоль траектории полёта, так и при отсутствии технических средств на борту ВС по борьбе с обледенением, из-за недостаточной подготовки экипажа или из-за игнорирования предупреждений о возможности обледенения ВС.

Слайд 52
Описание слайда:
Предотвращение АП, связанных с обледенением совершенствование метеорологического обеспечения полётов повышение качества обучения пилотов технике пилотирования в условиях обледенения ВС создание новых, более совершенных систем технических способов борьбы с обледенением в полёте.

Слайд 53
Описание слайда:
Ошибки, связанные с обледенением ВС на Земле во время стоянки На поверхности фюзеляжа и крыльях ВС, стоящих на земле, может возникнуть слой льда, опасный для выполнения взлёта ВС. Попытка отрыва от ВПП «обледеневшего» ВС при «обычной» воздушной скорости отрыва может привести к «сваливанию на крыло» после отрыва и тяжёлому АП из-за недостаточной воздушной скорости. Предупреждение АП состоит в разъяснительной работе среди экипажей ВС и аэродромных служб. Метеорологам необходимо обеспечивать предоставление информации о возможности обледенения ВС, стоящих на Земле.

Слайд 54
Описание слайда:
АП, связанные с попаданием ВС в зону обледенения 20 октября 2011, вертолёт Ми-8Т, авиакомпания «АЛРОСА». Экипаж выполнял перегон вертолёта по маршруту: Братск-Красноярск-Новосибирск-Омск. После взлёта в аэропорту Красноярск «Емельяново», в наборе высоты 3000 м, на высоте 2150 м вертолёт попал в зону сильного обледенения, при этом произошло падение мощности двигателей. Экипаж принял решение о возврате на аэродром вылета. Посадка благополучно.

Слайд 55
Описание слайда:
Атмосферная турбулентность Затруднения и ошибки в пилотировании из-за сильной болтанки или бросков ВС, вызванных турбулентностью. Они могут происходить как при пересечении оси струйных течений, так и в зонах неустойчивости при конвекции вблизи мощных кучевых или кучево-дождевых облаков. Такие ошибки встречаются при недостаточной информации о зонах сильной турбулентности, либо при игнорировании этой информации, что может приводить как к временной потере управления ВС и большим перегрузкам с последующим выравниванием, так и к тяжёлым АП.

Слайд 56
Описание слайда:
АП, связанные с попаданием ВС в зону турбулентности 14 июня 2011 года экипаж самолета Boeing 717-200 авиакомпании Airtran выполнял рейс из Fort Myers в Atlanta (США). При выполнении захода на посадку в Атланте самолет попал в болтанку, при которой пострадал один человек. Экипаж произвел благополучную посадку.

Слайд 57
Описание слайда:
Турбулентность спутного следа

Слайд 58
Описание слайда:
Турбулентность спутного следа

Слайд 59
Описание слайда:
Затруднения в пилотировании, вызванные попаданием ВС в турбулентный «спутный след» от впереди летящего ВС При попадании ВС в турбулентный спутный след может привести к броскам ВС, попавшего в спутный след и даже к АП, включая тяжёлые. Такие ошибки могут возникать как по вине диспетчера, который не выдержал необходимый временной и пространственный интервал между ВС, так и по вине пилота ВС, допустившего опасное сближение с впереди летящим ВС или пересечение спутного следа другого ВС.

Слайд 60
Описание слайда:
Сдвиг ветра Влияние сдвига ветра на взлет и посадку ВС

Слайд 61
Описание слайда:
Влияние сдвига ветра на взлет и посадку ВС

Слайд 62
Описание слайда:
Ошибки пилотирования ВС при выполнении снижения для посадки или набора высоты, вызванные отсутствием информации о сдвигах ветра в нижнем слое атмосферы. Такие ошибки часто приводят к тяжёлым АП. Для предотвращения этих АП необходимо тщательно учитывать предупреждения АМСГ о возникновении метеоусловий, способствующих усилению сдвигов ветра, а также оборудовать аэродромы системами постоянного оперативного мониторинга поля ветра по району аэродрома и представлять эту информацию диспетчерской службе и экипажам ВС.

Слайд 63
Описание слайда:
Гроза

Слайд 64
Описание слайда:
АП, связанные с попаданием ВС в зону грозовой деятельности АП, вызванные попаданием разряда молнии в ВС. Для предотвращения подобного рода АП необходимо совершенствовать систему «обхода» грозовых очагов ВС по данным МРЛ, а также добиваться соблюдения пилотами и диспетчерами взлёта и посадки ВС при приближении грозового очага к аэродрому.

Слайд 65
Описание слайда:
АП, связанные с попаданием ВС в зону грозовой деятельности 16.08. 2011, Ту-154 85007, авиакомпания «Якутия». Экипаж выполнял полет по маршруту: Краснодар (Пашковский) - Москва (Внуково). Взлет в Краснодаре происходил в условиях ливневых осадков. При заходе на посадку в а/п Внуково наблюдались грозовые очаги и сильные ливневые осадки, в связи с чем, по указанию диспетчера, ВС находилось в зоне ожидания на высоте 5400 м около 30 мин. После посадки ВС в а/п Внуково и выполнении послеполетного осмотра, КВС и бортинженером было обнаружено повреждение носовой части обтекателя РЛС «Гроза-154» в виде сквозной пробоины с растрескиванием материала изделия и нарушением лакокрасочного покрытия.

Слайд 66
Описание слайда:
Шквал

Слайд 67
Описание слайда:
АП, вызванные шквалом 06 июля 2011, самолет Ту-134 65054, авиакомпания «Оренбургские авиалинии». В аэропорту Самара при грозе над аэродромом в период 21:47 – 21:50 (местного времени) наблюдался шквал с силой ветра 15 м/сек и порывами до 28 м/сек. В результате сорванной стремянкой было повреждено ВС Ту-134 65054, находившееся на МС 38: порыв нижней части фюзеляжа с левой стороны в районе штуцера запуска от УВЗ (61-62 шпангоут) размером 27 мм на 4 мм.

Слайд 68
Описание слайда:
Электризация ВС Электризация ВС может происходить при длительном полёте в облаках, не являющихся грозовыми. Для предупреждения подобных АП следует избегать длительных полётов ВС сквозь кристаллические облака. Однако АП, связанные с этим явлением, в основном бывают сравнительно «лёгкими» и не вызывают тяжёлых АП.

Слайд 69
Описание слайда:
АП, вызванные электризацией ВС 02 сентября 2011, В737-800 VQ-BJG, авиакомпания «ЮТэйр». В а/п Внуково при проведении послеполетного техобслуживания ВС, выполнившего посадку благополучно, инженерно-техническим составом ОАО «ВАРЗ-400» были обнаружены следы поражения ВС атмосферным электричеством (сквозное отверстие в левой половине стабилизатора диаметром 4 мм и точечные помутнения лакокрасочного  покрытия по правой нижней части фюзеляжа). Экипаж о данном событии не доложил.  

Слайд 70
Описание слайда:
Вулканический пепел

Слайд 71
Описание слайда:
Облака пепла поднимаются на высоту полета современных самолетов и представляют серьезную опасность для ВС. - абразивные частицы могут повредить фюзеляж и лобовое стекло; - в работе статических датчиков могут появиться сбои; - блокировка системы отбора воздуха; - коррозия - вулканические газы при взаимодействии с водой образуют кислоты, которые являются агрессивной средой для двигателей и фюзеляжа; - загрязнение масляной системы двигателей; - всасывание двигателем пепла может стать причиной серьезного повреждения двигателя или его вывода из строя и остановки;

Слайд 72
Описание слайда:
Вулканический пепел. 06:00 19-04-2010.

Слайд 73
Описание слайда:
Пыльная/песчаная буря

Слайд 74
Описание слайда:
При попадании воздушного судна в зону действия пыльной бури возможны следующие последствия: нарушение работы бортовой электроники и радиосвязи; ухудшение видимости; абразионное воздействие на обшивку и стекла кабины; возникновение неисправности средств навигации; остановка турбин двигателей; засорение отверстий, использующихся для подвода воздуха в различные части двигателя.

Слайд 75
Описание слайда:
АП и инциденты на аэродроме или в районе аэродрома При получении сигнала «ТРЕВОГА» техник-метеоролог производит внеочередное наблюдение за фактической погодой в полном объеме Результаты внеочередного наблюдения за фактической погодой оформляются Актом за подписью техника-метеоролога и руководителя полетов

Слайд 76
Описание слайда:
Содержание Акта – день месяца, срок наблюдения в часах и минутах; – направление и скорость ветра у земной поверхности; – видимость и дальность видимости на ВПП; – явления текущей погоды; – количество, форма и высота нижней границы облаков (вертикальная видимость); – температура воздуха и точка росы; – атмосферное давление; – информация о состоянии ВПП и коэффициенте сцепления; – дополнительная информация.

Слайд 77
Описание слайда:
После установления факта авиационного происшествия (инцидента) начальник АМСГ (АМЦ) с начальником службы ОВД (руководителем полетов или диспетчером) производят изъятие с описью метеорологической документации: – журнал с записью метеорологических наблюдений на ОПН; – журнал с записью данных о погоде, полученной от экипажей воздушных судов в период полетов и после посадки ВС; – распечатка архива автоматизированных метеорологических станций (при их наличии) или ленты самописцев регистраторов метеорологической дальности видимости ;

Слайд 78
Описание слайда:
– бланк с записью прогнозов (коррективов к прогнозам) погоды и предупреждений по аэродрому, маршруту (району полетов); – другая документация, характеризующая метеорологическое условия и метеорологическое обеспечение данного полета на момент авиационного происшествия или инцидента Изъятая документация опечатывается и хранится до прибытия комиссии по расследованию авиационного происшествия (инцидента). Изъятая документация выдается председателю комиссии по расследованию или члену комиссии, уполномоченному председателем комиссии.

Слайд 79
Описание слайда:
Используемые виды информации данные сети метеорологических радиолокаторов; данные авиационных метеостанций; данные наземных метеостанций, данные аэрологического зондирования; данные бортовой погоды; сводки органов метеорологического слежения и консультативных центров; спутниковая информация; аэросиноптический материал; прогностические карты

Слайд 80
Описание слайда:
Рекомендации по предотвращению авиационных происшествий и инцидентов, связанных с метеорологическими факторами  повышение качества и надежности работы технических средств, используемых на аэродромах для определения значений метеоэлементов и опасных явлений погоды;  внедрение автоматизированных метеоподсистем в АС УВД;  повышение достоверности авиационных прогнозов за счет совершенствования методик прогнозирования условий погоды;  совершенствование средств связи для оперативного обмена метеоинформацией между аэропортами ГА;

Слайд 81
Описание слайда:
Рекомендации по предотвращению авиационных происшествий и инцидентов, связанных с метеорологическими факторами  грамотный анализ и оценка метеоусловий экипажами ВС в период предполетной подготовки и в процессе выполнения полета;  качественная разработка нормативных документов по метеообеспечению полетов, исключающих неконкретность и различные толкования отдельных их положений; соблюдение требований этих документов при метеообеспечении и выполнении полетов.

Слайд 82
Описание слайда:
Спасибо за внимание


Скачать презентацию на тему Метеорологическое обеспечение полетов можно ниже:

Похожие презентации