Методические советы по подготовке обучающихся к написанию сочинения-рассуждения презентация

Содержание


Презентации» Русский язык» Методические советы по подготовке обучающихся к написанию сочинения-рассуждения
Методические советы по подготовке обучающихся к написанию сочинения-рассуждения ОГЭ,
 или
 НеФормулировка задания части 3
 Используя прочитанный текст из части 2, выполнитеПримеры формулировок тем для сочинения (задание 15)Структура сочинения задания 15.1
 1. Вступление – формулирование тезиса (1-2 предложения:Структура сочинения задания 15.1
 1. Вступление – формулирование тезиса (1-2 предложения:Структура сочинения задания 15.1
 2. Аргументация (приведение 2-х примеров-доказательств из текстаСтруктура сочинения задания 15.1
 2. Аргументация (приведение 2-х примеров-доказательств из текстаСтруктура сочинения задания 15.1
 2. Заключение – вывод (1 предложение –Лингвистические термины к заданию 15.1Лингвистические термины к заданию 15.1Сочинение (пробный ОГЭ), проверенное городской экспертной комиссиейСтруктура сочинения задания 15.2
 1. Вступление – тезис и комментарий (пояснениеСтруктура сочинения задания 15.2
 1. Вступление – тезис и комментарий (пояснениеСтруктура сочинения задания 15.2
 1. Вступление – тезис и комментарий (пояснениеСтруктура сочинения задания 15.2
 1. Вступление – тезис и комментарий (пояснениеСтруктура сочинения задания 15.2
 2. Аргументация – доказательства (аргументы) + примерыСтруктура сочинения задания 15.2
 3. Заключение – вывод (1 предложение –обобщитьСочинение (пробный ОГЭ), проверенное городской экспертной комиссиейСтруктура сочинения задания 15.3
 1. Вступление – формулирование тезиса + !Структура сочинения задания 15.3
 1. Вступление – формулирование тезиса + !Структура сочинения задания 15.3
 2. Аргументация – доказательства - примеры (примеры-аргументыСтруктура сочинения задания 15.3
 2. Аргументация – доказательства (аргументы) - примерыСтруктура сочинения задания 15.3
 2. Аргументация – доказательства (аргументы) - примерыСтруктура сочинения задания 15.3
 3. Заключение – вывод (1 предложение –обобщитьСочинение (пробный ОГЭ), проверенное городской экспертной комиссиейСочинение (пробный ОГЭ), проверенное городской экспертной комиссиейСочинение (пробный ОГЭ), проверенное городской экспертной комиссиейЭтап проверки написанного
 Проверяем логику работы: на тот ли вопрос яP.S. «На зеркало неча пенять, коли рожа крива…» Крамарь Елена Николаевна
 Контакты: МБОУ СОШ №12 г.Пятигорска
 E-mail: ms.elena.kramar@mail.ru
 Телефон:Список использованной литературы
  1. Демонстрационный вариант контрольных измерительных материалов основного



Слайды и текст этой презентации
Слайд 1
Описание слайда:
Методические советы по подготовке обучающихся к написанию сочинения-рассуждения ОГЭ, или Не так страшен чёрт, как его малюют…


Слайд 2
Описание слайда:
Формулировка задания части 3 Используя прочитанный текст из части 2, выполните на отдельном листе ТОЛЬКО ОДНО из заданий: 15.1, 15.2 или 15.3. Перед написанием сочинения запишите номер выбранного задания: 15.1, 15.2 или 15.3.

Слайд 3
Описание слайда:
Примеры формулировок тем для сочинения (задание 15)

Слайд 4
Описание слайда:
Структура сочинения задания 15.1 1. Вступление – формулирование тезиса (1-2 предложения: 1-ое – с цитатой (информация об авторе - факультативно); 2-ое – интерпретация заявленной фразы) В учебнике русского языка написано: «Нигде так не проявляется индивидуальное своеобразие человека, как в синтаксисе». Я понимаю эту фразу так: по тому, как строит свои высказывания человек, можно судить о его индивидуальном «почерке», об особенностях его личности. Известный русский лингвист А.А.Реформатский, рассуждая о местоимениях как части речи, писал: «…» Анализируя это высказывание, я(мы) понимаю(ем), что местоимение – самостоятельная часть речи, которая… Безусловно, … Конечно, … Бесспорно мнение автора (лингвиста, языковеда, филолога, писателя) о том, что…

Слайд 5
Описание слайда:
Структура сочинения задания 15.1 1. Вступление – формулирование тезиса (1-2 предложения: 1-ое – с цитатой (информация об авторе - факультативно); 2-ое – интерпретация заявленной фразы) Мостик: Докажем (подтвердим) это (правоту выдвинутого тезиса) на примерах (примерами) из текста В.Вересаева (см автора текста, а не высказывания). Чтобы подтвердить правоту тезиса, обращусь к тексту В.Вересаева. Попробуем разобраться в смысле этого высказывания( цитаты, утверждения, суждения, мнения).

Слайд 6
Описание слайда:
Структура сочинения задания 15.1 2. Аргументация (приведение 2-х примеров-доказательств из текста для подтверждения тезиса: от тезиса к аргументам можно поставить вопрос «Почему?», а аргументы отвечают: «Потому что…») В подтверждение этого тезиса приведу пример из …предложения прочитанного мною текста. В нем … Чтобы подтвердить сказанное, обратимся к … предложению. В нем ... В качестве примера можно привести предложение … текста. В нем … Рассмотрим … предложение. В нем использовано такое лексическое(грамматическое) явление, как … С помощью этого средства выразительности автор передает читателю … . Это подтверждает вывод о том, что…

Слайд 7
Описание слайда:
Структура сочинения задания 15.1 2. Аргументация (приведение 2-х примеров-доказательств из текста - два ответа на вопросы: что же хотел сказать читателю автор, используя те или иные средства языка? зачем автору необходимо было использовать заявленные лингвистические явления и приемы, какую цель он преследовал?) ГДЕ? – ЧТО? – ДЛЯ ЧЕГО? В справедливости тезиса (мысли) А.А.Реформатского можно убедиться и на примере … предложения, в котором автор использует эпитет «сказочная (ночь)». Это средство выразительности помогает писателю передать всю необычность, таинственность, загадочность новогодней ночи. В предложении 21 используется метафора: «…». Эта фраза помогает образно рассказать о важности для героя мнения нового друга.

Слайд 8
Описание слайда:
Структура сочинения задания 15.1 2. Заключение – вывод (1 предложение – повтор тезиса или вывод о правоте автора цитаты ) Вот почему я считаю, что прав был А.А.Реформатский, рассуждавший о значении местоимений в русском языке. Таким образом, мне удалось доказать, что синтаксис помогает узнать человека, его индивидуальные особенности лучше, чем многие другие средства. Итак, мы пришли к выводу о том, что… Исходя из сказанного, могу сделать вывод: … (нельзя: можно сделать вывод!) Таким образом, можно утверждать, что высказывание В.Г.Короленко о назначении слова верно. Таким образом, можно согласиться с высказыванием Г.Г.Граник и С.М.Бондаренко, что знаки препинания «дают возможность сказать в письменной речи гораздо больше, чем можно записать буквами».

Слайд 9
Описание слайда:
Лингвистические термины к заданию 15.1

Слайд 10
Описание слайда:
Лингвистические термины к заданию 15.1

Слайд 11
Описание слайда:
Сочинение (пробный ОГЭ), проверенное городской экспертной комиссией

Слайд 12
Описание слайда:
Структура сочинения задания 15.2 1. Вступление – тезис и комментарий (пояснение тезиса) 1-2 предложения: свое понимание смысла указанного фрагмента: 1-ое - тезис –используем данное предложение, данное сочетание; 2-ое - комментарий – ответ на вопрос(ы): что мне известно об этой проблеме (явлении, свойстве человека, черте его характера…)? чем существенным я могу дополнить свое толкование? какое ключевое слово или словосочетание в отрывке мне хотелось бы пояснить? Особое внимание – сильным позициям текста (первое и заключительные предложения)

Слайд 13
Описание слайда:
Структура сочинения задания 15.2 1. Вступление – тезис и комментарий (пояснение тезиса) Смысл финала текста, на мой взгляд, заключается в том, что мы должны помнить о наших предках, обязаны хранить свидетельства об их жизни, чтобы не превращаться в иванов, не помнящих родства. Я убеждена, что отношение к предкам – это очень важный нравственный показатель любого человека. Безусловно, автор прав, говоря, что наши предки заслужили право на память. Ю.Ляликова в финале своего текста приходит к пониманию того, что «наши предки… имеют право на память о них», а мы должны сохранить свидетельства их жизни и передать их своим детям. Писательница убеждена, что мы должны сохранить свидетельства жизни наших предков и передать их детям.

Слайд 14
Описание слайда:
Структура сочинения задания 15.2 1. Вступление – тезис и комментарий (пояснение тезиса) Смысл предложенных для анализа строк текста заключается в том, что… Текст заканчивается словами: «…». На мой взгляд, речь идет о том, что (как и др.) … Я считаю, что мысль автора данного текста, выраженная в выделенном фрагменте, заключается в том, что … Автор данного текста приглашает читателя к размышлению над вопросом…

Слайд 15
Описание слайда:
Структура сочинения задания 15.2 1. Вступление – тезис и комментарий (пояснение тезиса) Смысл данного отрывка я понимаю так: … В этом отрывке автор говорит о том, что… В выделенной фразе автор выражает мысль о том, что… То, что эта мысль очень важна для автора, можно подтвердить использованием…(средства художественной выразительности) По моему мнению, в указанном фрагменте выражена главная мысль текста, которая заключается в следующем: …

Слайд 16
Описание слайда:
Структура сочинения задания 15.2 2. Аргументация – доказательства (аргументы) + примеры (примеры-аргументы подбираются не к фразе, требующей интерпретации, а к тезису ученика как к варианту его интерпретации) Чтобы подтвердить сказанное, обратимся к … предложению текста. Подтвердить данный аргумент можно примером из … предложения текста. Справедливость этого вывода можно доказать на примере … предложения. В подтверждение собственных выводов приведу пример из … предложения прочитанного мною текста. Предложение № … подтверждает мысль о том, что… .

Слайд 17
Описание слайда:
Структура сочинения задания 15.2 3. Заключение – вывод (1 предложение –обобщить сказанное, еще раз вернувшись к самому главному, и сделать вывод, соответствующий тезису и аргументам) Итак, подобранные аргументы помогли доказать нам мысль о том, что мы не должны предавать память предков. Таким образом, мы можем сделать вывод, что, как бы ни менялась жизнь, мы обязаны хранить память о наших предках и учить этому детей. Подводя итог вышесказанному, подчеркну, что … .

Слайд 18
Описание слайда:
Сочинение (пробный ОГЭ), проверенное городской экспертной комиссией

Слайд 19
Описание слайда:
Структура сочинения задания 15.3 1. Вступление – формулирование тезиса + ! комментарий (1-3(4) предложения: 1-ое – с вопросом (Что такое …?); 2-ое – тезис - определение данного нравственного понятия; 3-4-ые – комментарий данного определения) Основные способы толкования значения слова Описательный способ: Черствость – отрицательное качество человека, которое проявляется в равнодушии к чужим бедам. Синонимический способ: Черствый – нечуткий, бездушный человек. Способ отрицательного определения: Черствый человек – тот, кто лишён человечности, душевной теплоты, милосердия.

Слайд 20
Описание слайда:
Структура сочинения задания 15.3 1. Вступление – формулирование тезиса + ! комментарий (1-3(4) предложения: 1-ое – с вопросом (Что такое …?); 2-ое – тезис - определение данного нравственного понятия (с оглядкой на текст); 3-4-ые – комментарий данного определения) Что такое любовь? Многие писатели, поэты, философы пытались ответить на данный вопрос. Попробуем разобраться в смысле этого понятия. На мой взгляд, любовь – это чувство… По моему мнению, человечность – это качество, которое … . Это нравственное понятие рассматривали многие писатели, поэты, философы. Думаю, что в мире было бы больше добра и счастья, если бы все люди понимали важность этого качества и воспитывали бы его в себе. Что такое красота? Немногие над этим задумываются сегодня. Я считаю, что красота – это внешняя или внутренняя гармония, которая привлекает людей. Думаю, что очень важно уметь видеть и чувствовать красоту в обычной жизни.

Слайд 21
Описание слайда:
Структура сочинения задания 15.3 2. Аргументация – доказательства - примеры (примеры-аргументы подбираются к тезису ученика) В тексте (фамилия автора с инициалами (перед ней) в род. п.) можно найти пример, подтверждающий мою мысль (мой тезис). Чтобы подтвердить сказанное, обратимся к … предложению текста. В нем автор говорит о том, что … (интерпретация предложения – доказательство тезиса ученика). Подтвердить данный аргумент можно примером из … предложения текста. + (интерпретация предложения) В подтверждение собственных выводов приведу пример из … предложения прочитанного мною текста. + (интерпретация предложения)

Слайд 22
Описание слайда:
Структура сочинения задания 15.3 2. Аргументация – доказательства (аргументы) - примеры (примеры-аргументы подбираются к тезису ученика) Предложение № … подтверждает мысль о том, что… . + (интерпретация предложения) Справедливость этого вывода можно доказать на примере … предложений. + (интерпретация предложений) Примеры (слово-понятие) можно встретить и в жизни. В подтверждение приведу пример из жизни.

Слайд 23
Описание слайда:
Структура сочинения задания 15.3 2. Аргументация – доказательства (аргументы) - примеры (примеры-аргументы подбираются к тезису ученика) Свое мнение я могу подтвердить примером из жизненного опыта. Конечно, в окружающей жизни мы можем найти немало примеров, подтверждающих высказанную мысль. Наблюдая за своими одноклассниками, я не раз замечал, что … . Однажды я был свидетелем поступка (факта, события, явления) … Несомненно, его (этот поступок) можно назвать проявлением дружбы. (микровывод после аргумента!)

Слайд 24
Описание слайда:
Структура сочинения задания 15.3 3. Заключение – вывод (1 предложение –обобщить сказанное, еще раз вернувшись к определению понятия-тезиса). Вывод – это утверждение доказанного. Итак, подобранные аргументы помогли доказать нам мысль о том, что любовь – это … (повторить тезис (то, что вы доказывали), но другими словами). Вот почему я считаю, что любовь – это … . Подводя итог вышесказанному, подчеркну, что дружба – это многогранное понятие, одним из составляющих которого является умение поддержать близкого человека и помочь ему в трудные моменты жизни. Нельзя в заключении сочинения писать о том, что не доказывалось в работе!

Слайд 25
Описание слайда:
Сочинение (пробный ОГЭ), проверенное городской экспертной комиссией

Слайд 26
Описание слайда:
Сочинение (пробный ОГЭ), проверенное городской экспертной комиссией

Слайд 27
Описание слайда:
Сочинение (пробный ОГЭ), проверенное городской экспертной комиссией

Слайд 28
Описание слайда:
Этап проверки написанного Проверяем логику работы: на тот ли вопрос я ответил? Проверяем абзацное членение: каждая ли из основных частей сочинения представляет собой новый абзац? Как соотносятся вступление и заключение? Проверяем, есть ли тезис? Аргументами не считаются примеры из текста, если отсутствует тезис. Нет ли ошибок в именах собственных, в цитировании? Нет ли этических ошибок: высокомерного отношения к автору текста или писателям, упомянутым в сочинении, а также в отсутствии их инициалов? Нет ли повторов, двусмысленного понимания, многочисленных местоимений? Проверяем грамотность: работаем со словарем.

Слайд 29
Описание слайда:
P.S. «На зеркало неча пенять, коли рожа крива…» 

Слайд 30
Описание слайда:
Крамарь Елена Николаевна Контакты: МБОУ СОШ №12 г.Пятигорска E-mail: ms.elena.kramar@mail.ru Телефон: 8 988 0864 364

Слайд 31
Описание слайда:
Список использованной литературы 1. Демонстрационный вариант контрольных измерительных материалов основного государственного экзамена 2017 года по русскому языку. (Электронный ресурс). – Электрон. текст. дан. – Москва: ФИПИ, 2016. – Режим доступа: www.fipi.ru, свободный. 2. Кодификатор элементов содержания и требований к уровню подготовки выпускников 9 классов общеобразовательных учреждений для проведения в 2017 году ОГЭ по русскому языку. (Электронный ресурс). – Электрон. текст. дан. – Москва: ФИПИ, 2016. – Режим доступа: www.fipi.ru, свободный. 3. Сенина Н.А., Кобякова Г.Н., Нарушевич А.Г. Русский язык. Подготовка к ОГЭ-2017. 30 тренировочных вариантов по демоверсии 2017 года. 9 класс. Учебно-методическое пособие. – Ростов – на - Дону: Легион, 2016. 4. Русский язык. Подготовка учащихся к написанию сочинения на ОГЭ. Все классы. – М.: дистанционные курсы Фоксфорда


Скачать презентацию на тему Методические советы по подготовке обучающихся к написанию сочинения-рассуждения можно ниже:

Похожие презентации