Методологическая основа сказкотерапии презентация

Содержание


Презентации» Образование» Методологическая основа сказкотерапии
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФГБОУ ВО «Мурманский арктический государственныйПлан
 Основные проблемы сказкотерапии.
 Концепция К.Г.Юнга.
 Концепция Л.С.Выготского.
 Методологические принципы сказкотерапии.Основная  литература:
 Грабенко Т. Волшебная страна внутри нас. - СПб.,Дополнительная литература
 Зинкевич-Евтигнеева Т.Д. Тайный шифр женских сказок. - СПб., 2006.
1. Основные проблемы сказкотерапии
 1. Изучение специфических характеристик образно-эмоционального строя личности,2. Концепция Карла Густава Юнга (1875-1961) 
 2. Концепция Карла Густава3. Концепция Лева Семеновича Выготского (1896-1934) Особенность психологического анализа состоит вПодходы Л.С. Выготского были подхвачены исследователями по исторической психологии, ставившими своей4. Методологические принципы сказкотерапии
 1. Аксиологический метапринцип    1) аксиологический метапринцип  ценностно-целевым приоритетом художественно-творческого развития личности является духовность:В духовности концентрируются проблемы, относящиеся к высшему уровню духовного освоения мираРазвитие духовных способностей включает: 
 фактор духовного развития; 
 эмоционально-мотивационную активацию;Модель развития духовных способностей  (по К.В. Макаровой)2) антропологический метапринцип 
 1. Художественно-творческое развитие личности осуществляется на основеКонцепция Б.П. Юсова  базируется на соединении искусства и культуры сУровни экологической интеграции  духовных процессов творчества (по Б.П. Юсову) 
Геосфера - «вмещающий ландшафт» (Л.Н.Гумилев), в моделях «национальных образов мира», «национальных3) синергетический метапринцип
  Основная идея синергетики – саморазвитие на всехОсновополагающей для синергетики является  «открытость - нелинейность - неравновесность» 
Интеграция (выход за рамки искусства):
 Интеграция (выход за рамки искусства):
 Учебно-исследовательские задания:
 выполнение художественно-творческих заданий с использованием компьютерной графики; музыкальных и Творческие работы cтудентовПараллельные линииТворческая работа Натальи Д. - V-ПиМНО (ФПиП)



Слайды и текст этой презентации
Слайд 1
Описание слайда:
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФГБОУ ВО «Мурманский арктический государственный университет» (МАГУ) Методологическая основа сказкотерапии Синкевич Ирина Алексеевна, кандидат педагогических наук, доцент, зав.кафедрой психологии


Слайд 2
Описание слайда:
План Основные проблемы сказкотерапии. Концепция К.Г.Юнга. Концепция Л.С.Выготского. Методологические принципы сказкотерапии.

Слайд 3
Описание слайда:
Основная литература: Грабенко Т. Волшебная страна внутри нас. - СПб., 2000. Дикманн Х. Юнгианский анализ волшебных сказок. Сказание и иносказание/ Перевод Г. Л. Дроздецкой и В. В. Зеленского; Под общей редакцией В. В. Зеленского — СПб.: Академический проект, 2000 - 256 с. Зинкевич –Евстигнеева Т.Д. Путь к волшебству. Теория и практика сказкотерапии. - СПб., 1998. Зинкевич – Евстигнеева Т.Д., Кудзилов Д. Психодиагностика через рисунок в сказкотерапии. - СПб., 2003. Зинкевич-Евтигнеева Т.Д., Тихонова Е.А.Проективная диагностика в сказкотерапии. - СПб., 2003. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Тренинг по сказкотерапии. - СПб., 2000. Зинкевич-Евтигнеева Т.Д. Практикум по сказкотерапии. - СПб: Речь, 2008. Радина Н.К. История сказки в психологической практике . СПб: РЕЧЬ, 2006.

Слайд 4
Описание слайда:
Дополнительная литература Зинкевич-Евтигнеева Т.Д. Тайный шифр женских сказок. - СПб., 2006. Зинкевич-Евтигнеева Т.Д. Мужские сказки: тайный шифр. - СПб., 2009. Погосова Н. Погружение в сказку. - СПб., 2000. Дикман Х. Юнгианский анализ волшебных сказок. - СПб., 2000. Защиринская О.В. Сказка в гостях у психологии. - СПб., 2001. Родари Дж. Грамматика фантазии. - М., 1990.  Франц М-Л фон. Психология сказки: Толкование волшебных сказок. - СПб., 1998. Мария-Луиза фон Франц. Архетипические паттерны в волшебных сказках / Перев. с англ. В. Мершавки. - М.: Независимая фирма «Класс», 2007. - 256 с. Эстесс К. Бегущая с волками. - М., 2001.

Слайд 5
Описание слайда:
1. Основные проблемы сказкотерапии 1. Изучение специфических характеристик образно-эмоционального строя личности, создаваемых ее включенностью в процессы порождения и восприятия сказки. 2. Анализ художественного восприятия сказки как формы сотворчества в разные периоды развития индивида и у разных контингентов реципиентов (зрителей, читателей, слушателей). 3. Воздействие сказки на ценностные ориентации и мотивацию поведения субъекта и его мировоззрения.

Слайд 6
Описание слайда:
2. Концепция Карла Густава Юнга (1875-1961) 2. Концепция Карла Густава Юнга (1875-1961) Архетипы выступают как всеобщие образы, формы, идеи, представляющие собой доопытные формы знания, бессознательные мыслеформы. Коллективные образы наиболее явно претворялись в формах народного фантазирования и творчества. К.Юнг внес весомый вклад в теорию мифа. Схожесть мифотворческих мотивов у народов, никогда не соприкасавшихся друг с другом, привело к идее об укорененности истоков мифотворчества в общей природе людей. В бессознательном К.Юнг видел ценнейшую часть внутреннего мира человека.

Слайд 7
Описание слайда:
3. Концепция Лева Семеновича Выготского (1896-1934) Особенность психологического анализа состоит в тщательном изучении разных аспектов психологии художественного текста. Любой художественный текст (сказки, мифа, легенды) рассматривал как образование, воплотившее угасающий в нем творческий процесс. Все сопряжения этого текста, проявляющиеся в художественной композиции, ритмико-синтаксических формулах, сюжетной схеме, могут быть рассмотрены в аспекте их психических функций, предопределяющих характер воздействия данного произведения. Л.С. Выготский выделяет ряд механизмов художественного смыслообразования, разработал теорию катарсиса в искусстве.

Слайд 8
Описание слайда:
Подходы Л.С. Выготского были подхвачены исследователями по исторической психологии, ставившими своей задачей рассмотреть художественный текст в качестве культурного памятника, воплощающего своеобразие эмоциональных, ментальных, психических состояний людей ушедших эпох. Подходы Л.С. Выготского были подхвачены исследователями по исторической психологии, ставившими своей задачей рассмотреть художественный текст в качестве культурного памятника, воплощающего своеобразие эмоциональных, ментальных, психических состояний людей ушедших эпох. Психология сказки исходит из представлений о первичности литературного искусства (сказки, мифа, легенды) как особой исторически развивающейся системы по отношению к индивидуально-личностным свойствам творящих ее личностей.  

Слайд 9
Описание слайда:
4. Методологические принципы сказкотерапии 1. Аксиологический метапринцип (В.П. Зинченко, В. Франкл, Б.П. Юсов и др.). 2. Антропологический метапринцип (Б.М. Бим-Бад, А.Ф.Лазурский, М.К. Мамардашвили, К.Д. Ушинский и др.). 3. Синергетический метапринцип (М.С. Каган, И.Р. Пригожин, Н.П. Шишлянникова и др.).

Слайд 10
Описание слайда:
1) аксиологический метапринцип ценностно-целевым приоритетом художественно-творческого развития личности является духовность: совокупность человеческих ценностей и смыслов познания, переживаний, отношений, творчества (В. Франкл); «человеческое в человеке» (М.М. Бахтин, С.М. Даниель, М.С. Каган); «стремление к истине, красоте, добру и справедливости» (Ф.М. Достоевский, А.Ф. Лосев); «наличие у человека смысложизненных целей и идеалов» (К.А. Абульханова-Славская, Э.В. Ильенков); «способность личности к творческому самопознанию» (В.И. Андреев, Н.А. Бердяев) и др.

Слайд 11
Описание слайда:
В духовности концентрируются проблемы, относящиеся к высшему уровню духовного освоения мира человеком, интерпретируемые как «восхождение» личности по пути обретения «истины, добра и красоты» и других ценностей На этом пути две ипостаси: «человек в мире», где он определяет свою роль и ценности; «мир в человеке» как процесс осмысления бытия и взаимоотношений с внешним миром. Проблема духовности - это проблема выхода человека за рамки бытия, преодоления и совершенствования, «восхождения» личности к своим идеалам, ценностям и самореализации - эта проблема «жизнетворчества».

Слайд 12
Описание слайда:
Развитие духовных способностей включает: фактор духовного развития; эмоционально-мотивационную активацию; духовное состояние; смысловую оценочную регуляцию и понимание; личностные качества.

Слайд 13
Описание слайда:
Модель развития духовных способностей (по К.В. Макаровой)

Слайд 14
Описание слайда:
2) антропологический метапринцип 1. Художественно-творческое развитие личности осуществляется на основе целостного и системного знания о человеке в условиях развития и саморазвития образовательно-воспитательных систем. 2.Опираясь на достижения современной антропологии, можно утверждать, что человек являет собой единство трех сущностей: природной; социальной; культурной.

Слайд 15
Описание слайда:
Концепция Б.П. Юсова базируется на соединении искусства и культуры с научно-гуманитарными основами образования: ноосферными представлениями (В.И. Вернадский и др.); «экологией культуры» (Д.С. Лихачев и др.); глобальным природным, биолого-генетическим комплексом (Н.И. Вавилов и др.); формированием национального «образа мира» (Г.Д. Гачев); духовно-социальной напряженностью поиска научной и художественной истины (А.Ф. Лосев, П.А. Флоренский) и др.

Слайд 16
Описание слайда:
Уровни экологической интеграции духовных процессов творчества (по Б.П. Юсову) Космосфера (Астросфера) Эргосфера (область социальных, исторических и творческих достижений в совокупности образует сферу духа) Креатосфера Артосфера (художественные проявления человека) Техносфера (техническое творчество человека) Антропосфера (ноосфера: антропогенный компонент мироздания) Биосфера (растения, животные как органической части ландшафта) Геосфера (геология и климат)

Слайд 17
Описание слайда:
Геосфера - «вмещающий ландшафт» (Л.Н.Гумилев), в моделях «национальных образов мира», «национальных космосов» (Г.Д.Гачев) – показывает природу как источник литературного творчества в мифах и фольклоре; Геосфера - «вмещающий ландшафт» (Л.Н.Гумилев), в моделях «национальных образов мира», «национальных космосов» (Г.Д.Гачев) – показывает природу как источник литературного творчества в мифах и фольклоре; Биосфера - искусство опирается на научные представления о естественном окружении человека; Антропосфера - человек образует на Земле особое пространство: историческое, социальное, лингвистическое; Техносфера и Артосфера - это сфера духовной инициативы, т.к. духовно устремленный человек создает творческий слой, ускоряющий необратимые изменения природы и движение человеческих этносов по лицу Земли; Эргосфера - эта сфера идеального, духовного, независимо от занятия по профессии; Космосфера - бесконечный Космос; в народных поверьях и фольклоре Космос занимает прочное место; религиозное мышление помещает в Астросферу своих персонифицированных Богов; этот мир загадочен для исследователей микро и макромира, пространства-времени, так как ребенок - «маленькая вечность, спящая Вселенная, Космический образ».

Слайд 18
Описание слайда:
3) синергетический метапринцип Основная идея синергетики – саморазвитие на всех уровнях. Движение организуется во времени, время - в пространстве: возникает автоматическая саморазвивающаяся система, которая имеет положительную обратную связь. Значение открытий синергетики в радикальном изменении понимания отношений между : гармонией и хаосом; упорядоченностью и беспорядком. Хаос является переходным состоянием от одного уровня упорядоченности к другому, более высокому типу гармонии.

Слайд 19
Описание слайда:
Основополагающей для синергетики является «открытость - нелинейность - неравновесность» В психолого-педагогическом процессе художественно-творческого развития личности применимы ключевые понятия: самоорганизация и непредсказуемость; случайность, спонтанность, разнообразие. М.С. Каган определил сущность искусства в целостном контексте человеческой деятельности как силу, целостно творящую культуру. Творческий человек (художник): имеет дело не с теми или иными фрагментами бытия, а с его целостностью; даже когда пристально рассматривают микрокосм, то видят в нем отражение макрокосма.

Слайд 20
Описание слайда:
Интеграция (выход за рамки искусства): Интеграция (выход за рамки искусства): связь с географией, климатом, историей данного народа; связь с разными культурами общества; педагогический акцент переносится на собственное художественное творчество, прорастание мирового искусства через их собственное творческое действие; обращение к региональной культуре, искусству, языку данного народа в связи с мировым культурным процессом.

Слайд 21
Описание слайда:
Учебно-исследовательские задания: выполнение художественно-творческих заданий с использованием компьютерной графики; музыкальных и литературных зарисовок; составление психологического анализа сказок, легенд, мифов, притч; сочинение сказок на различные сюжеты; выполнение творческих заданий на интегративной основе с элементами арт-терапии и др.

Слайд 22
Описание слайда:
 Творческие работы cтудентов

Слайд 23
Описание слайда:

Слайд 24
Описание слайда:
Параллельные линии

Слайд 25
Описание слайда:

Слайд 26
Описание слайда:
Творческая работа Натальи Д. - V-ПиМНО (ФПиП)

Слайд 27
Описание слайда:

Слайд 28
Описание слайда:

Слайд 29
Описание слайда:

Слайд 30
Описание слайда:

Слайд 31
Описание слайда:

Слайд 32
Описание слайда:

Слайд 33
Описание слайда:

Слайд 34
Описание слайда:

Слайд 35
Описание слайда:

Слайд 36
Описание слайда:

Слайд 37
Описание слайда:

Слайд 38
Описание слайда:

Слайд 39
Описание слайда:

Слайд 40
Описание слайда:

Слайд 41
Описание слайда:

Слайд 42
Описание слайда:

Слайд 43
Описание слайда:

Слайд 44
Описание слайда:

Слайд 45
Описание слайда:


Скачать презентацию на тему Методологическая основа сказкотерапии можно ниже:

Похожие презентации