Методология исследовательской деятельности педагога: основания и источник. Знания, которые нас создают презентация

Содержание


Презентации» Педагогика» Методология исследовательской деятельности педагога: основания и источник. Знания, которые нас создают
Методология исследовательской деятельности педагога: основания и источник
 Кафедра педагогики и андрагогикиЗнания, которые нас создают
 	 … Если ты не изменишь направление,Методология  «метод» + «логия»
 это учение о структуре, логической организации,Теоретическое и методологическое знание 
 Методология: 
 учит, как надо действоватьКлючевые вопросы допроблемной ситуации
 Чем вообще я занимаюсь? (Содержание профф. деятельности,Участники деятельности
 Статистика: 2-5% учителей
 способны к самостоятельной
  инновационной деятельности,
Умный любит учиться,
 а дурак учить…
 
 (народная мудрость)Классификация учителей   по Роджерсу
 Новаторы (2,5%)
 Ранние реализаторы (13,5%)
S собственной деятельности 
 Субъект способный не только реализовывать деятельность, ноS собственной деятельности
 На то человек на свет родится, чтоб житьСпособность к исследовательской деятельности
 Способности – это индивидуальные свойства личности, являющиесяПозиционное самоопределение 
 означает способность
 реализовать свой потенциал
 и ценности
 вАктивность = Деятельность?
 Принципиальное отличие активности и деятельности состоит в том,Полная структура деятельности в ситуации неопределённости Деятельность = Активность = Действие
Активность
    Это качество деятельности,
 которое определяет деятельность,
 являетсяГлавные проблемы, с которыми мы сталкиваемся, не могут решаться на томТворческая активность
  Качество, которым наделяется
 субъект, занимающийся
  творческой деятельностью,
С ума сошёл, да на разум набрёл…
 
 (народная мудрость)Живое знание:  в школе и наукеКомпоненты смысловой структуры знания по Г.П. Щедровицкому (метатеоретическое педагогическое знание)
 знаниеОбразовательное знание - это
 - самостоятельное, субъективное отношение обучающегося к миру,Образовательное знаниеЖизнь знания
      Как возникает знание? (базисныйПЕРЕДАЕТСЯ НЕ ОПЫТ, А ИДЕЯ.
  МЫСЛЬ, ВЫВЕДЕННАЯ ИЗ ОПЫТА…
 ИДЕЯ – что это и зачем?
 Идея – философское понятие, обозначающееЗначение идеи
 
 Инновация в образовании – это
 
 генерация новыхТупо сковано – не наточишь;
 глупо рожено – не научишь…
 (народнаяСобытие – Проблема – Идея
 Нельзя захотеть и помыслить.
 Мы можемПедагогический поиск концептуальных идей
 В проектировании инновационной педагогической деятельности обязательным шагомОснования инновационного поискаУсловия начала исследовательской деятельности
 Формирование понятийного аппарата учителей при вхождении вОткуда проблема?
 Допроблемная ситуация – незнание о незнании.
   ЭтаПроблемные ситуации
 Это ситуации, когда не только средства достижения цели,
 ноПроблема – это 
 необходимое условие развития,
 рассогласование между
 желаемым (должным,Источник возникновения проблемы
 
 А) разногласие между мыслями и фактами;
 Б)ЦЕЛЬ 
 Это системообразующая характеристика любой деятельности, реализуемая через комплекс задач.
Древо целей 
 Это графическое изображение
 логики предполагаемой деятельности,
  планЗАДАЧА
 Задача – это цель, данная в определенных условиях.
  Задача – это результат осознания
 субъектом цели деятельности, условий
 деятельности иОсобенности педагогических задач
 Их решение никогда не лежит на поверхности;
 ИскомоеЛюди думают – до чего-нибудь додумываются;
 А мы думаем – изПолная (нормативная) структура деятельностиЭлементная база деятельности S       O
Полная (нормативная) структура деятельностиЭлементная база деятельности  Oбъект = Действие + Условия + ЦельПолная (нормативная) структура деятельностиРасшифровка понятий: психология и философия деятельности
 Ресурс как совокупность источников деятельностиПолная (нормативная) структура деятельностиДеятельность как иерархия средств: первый структурный уровень
 Деятельность – не простоПолная (нормативная) структура деятельностиДеятельность как иерархия средств
  Д е й с т вПолная (нормативная) структура деятельностиДеятельность как иерархия средствДеятельность как иерархия средствОрганизационно-деятельностная матрица образовательной программы (на примере программы «Теория и технология развивающегоРиски…
 
 Задавать себе вопросы очень полезно, но отвечать на нихМного на свете умного, да хорошего мало…
 
 (народная мудрость)Дума за горами, а смерть за плечами…
 
 (народная мудрость)



Слайды и текст этой презентации
Слайд 1
Описание слайда:
Методология исследовательской деятельности педагога: основания и источник Кафедра педагогики и андрагогики


Слайд 2
Описание слайда:
Знания, которые нас создают … Если ты не изменишь направление, то закончишь свой путь там, куда идёшь сейчас … (китайская пословица)

Слайд 3
Описание слайда:
Методология «метод» + «логия» это учение о структуре, логической организации, методах и средствах деятельности это система принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности, а также учение об этой системе

Слайд 4
Описание слайда:

Слайд 5
Описание слайда:
Теоретическое и методологическое знание Методология: учит, как надо действовать ученому или практику, чтобы получить истинный результат; исследует внутренние механизмы, логику движения и организации знания; выявляет законы функционирования и изменения знания; изучает объяснительные схемы науки и т.п. Теория - это совокупность взглядов, суждений, умозаключений, представляющих собой результат познания и осмысления изучаемых явлений и процессов объективной действительности.

Слайд 6
Описание слайда:
Ключевые вопросы допроблемной ситуации Чем вообще я занимаюсь? (Содержание профф. деятельности, позиция) Нужны ли мне новые знания (какие, в каком объёме?), ибо познание приумножает скорбь… Нужны ли мне новые проблемы? Ибо новое живое знание всегда проблемно. Лишние знания тоже вредны, особенно, если не ложатся в систему взглядов-убеждений, которая должна бы у вас иметься. Если ли у вас такая система? (Описание личной деятельностной позиции). НАДО ли мне куда-то развиваться? (Опишите направление-стратегию) И как вы это себе представляете (развитие и т.п.) ХОЧУ ли я куда-то развиваться? И если не хочу, то почему? Нужна ли мне (моей школе) исследовательская деятельность или школе, по определению, вообще не этим надо заниматься? Что же я хочу исследовать? Зачем мне это? Как я понимаю себе исследование? Для чего оно? Как оно выстраивается? Чем отличается от практики? Проблема – это всё же хорошо или всё же плохо? Зачем, чтобы учить детей, мне методология? Чтобы освоить методологию педагогического исследования, я потрачу значительные усилия. Будет ли это оправдано? Ведь школа – не НИИ. Или педагог и школа могут получать реальные (а не только обучающие квази-эффекты) эффекты от исследовательской деятельности?

Слайд 7
Описание слайда:
Участники деятельности Статистика: 2-5% учителей способны к самостоятельной инновационной деятельности, т.е. они целенаправленно активны. (на 100 чел. – 5 чел.)

Слайд 8
Описание слайда:
Умный любит учиться, а дурак учить… (народная мудрость)

Слайд 9
Описание слайда:
Классификация учителей по Роджерсу Новаторы (2,5%) Ранние реализаторы (13,5%) Предварительное большинство (34%) Позднее большинство (34%) Колеблющиеся (16%)

Слайд 10
Описание слайда:
S собственной деятельности Субъект способный не только реализовывать деятельность, но и рефлектировать ее основания и средства во всей полноте ее нормативной структуры, т.е. способный ее строить, преобразовывать, проектировать, исследовать, управлять ею.

Слайд 11
Описание слайда:
S собственной деятельности На то человек на свет родится, чтоб жить своим умом… Чужим умом жить – своего не нажить… Чужими умами только бураки подшивают… (народная мудрость)

Слайд 12
Описание слайда:
Способность к исследовательской деятельности Способности – это индивидуальные свойства личности, являющиеся залогом успешного выполнения определенного вида деятельности. Пока эта деятельность не освоена – неизвестны и способности.

Слайд 13
Описание слайда:
Позиционное самоопределение означает способность реализовать свой потенциал и ценности в ситуации выбора и неопределенности.

Слайд 14
Описание слайда:
Активность = Деятельность? Принципиальное отличие активности и деятельности состоит в том, что: деятельность исходит из потребности в некотором предмете, активность – из потребности в самой деятельности.

Слайд 15
Описание слайда:
Полная структура деятельности в ситуации неопределённости Деятельность = Активность = Действие …Не проворным достаётся успешный бег, не храбрым – победа, не мудрым – хлеб, и не у разумных богатство, и не искусным – благорасположение, но время и случай для всех их… (Экклесиаст, царь Соломон)

Слайд 16
Описание слайда:
Активность Это качество деятельности, которое определяет деятельность, является движущей силой, источником пробуждения в человеке «дремлющего потенциала». Активность как бы предшествует деятельности во времени.

Слайд 17
Описание слайда:
Главные проблемы, с которыми мы сталкиваемся, не могут решаться на том же уровне мышления, на котором мы их создаём… (А. Эйнштейн) Главные проблемы, с которыми мы сталкиваемся, не могут решаться на том же уровне мышления, на котором мы их создаём… (А. Эйнштейн) Проблема, возникшая в рамках определённого мышления, не может быть решена с помощью того же мышления…

Слайд 18
Описание слайда:
Творческая активность Качество, которым наделяется субъект, занимающийся творческой деятельностью, проявляющейся в самостоятельной постановке и самостоятельном решении проблем («выход за пределы заданного»). (Батищев Г.С., Пиаже Ж.и др.)

Слайд 19
Описание слайда:
С ума сошёл, да на разум набрёл… (народная мудрость)

Слайд 20
Описание слайда:
Живое знание: в школе и науке

Слайд 21
Описание слайда:
Компоненты смысловой структуры знания по Г.П. Щедровицкому (метатеоретическое педагогическое знание) знание о продукте деятельности: образует основное ядро знаний, необходимых для построения деятельности; знание о материале или объектах, из которых должен быть получен необходимый продукт; группа знаний, фиксирующих средства деятельности и действия по их применению; знания о той последовательности действий или операций, которые надо совершить, чтобы из заданного или выбранного материала получить необходимый продукт

Слайд 22
Описание слайда:
Образовательное знание - это - самостоятельное, субъективное отношение обучающегося к миру, его личное думание, его владение способами учебной деятельности. (С.И. Гессен) позволяет человеку ставить новые образовательные цели и выбирать адекватные этим целям средства образования себя, тем самым, обозначая новое противоречие, благодаря которому только и возможно движение каждого из нас по индивидуальной образовательной траектории. (С.А. Максимова) - знание о способах порождения и способах употребления научно-предметных знаний в образовательной практике.

Слайд 23
Описание слайда:
Образовательное знание

Слайд 24
Описание слайда:
Жизнь знания Как возникает знание? (базисный вопрос методологии науки) Что происходит со знанием в процессе его передачи?

Слайд 25
Описание слайда:
ПЕРЕДАЕТСЯ НЕ ОПЫТ, А ИДЕЯ. МЫСЛЬ, ВЫВЕДЕННАЯ ИЗ ОПЫТА… (К.Д. Ушинский) Но КАК передаётся идея? Как при трансляции знание становится личным? От чего зависит и что собой представляет эффективность передачи мысли?

Слайд 26
Описание слайда:
ИДЕЯ – что это и зачем? Идея – философское понятие, обозначающее «смысл», «сущность». Идея не только подытоживает предшествующий опыт, но и служит основой, синтезирующей знание в целостную систему, способствует поиску новых путей решения проблем.

Слайд 27
Описание слайда:
Значение идеи Инновация в образовании – это генерация новых идей; воплощение в реальную социальную практику уникальных педагогических идей.

Слайд 28
Описание слайда:
Тупо сковано – не наточишь; глупо рожено – не научишь… (народная мудрость)

Слайд 29
Описание слайда:
Событие – Проблема – Идея Нельзя захотеть и помыслить. Мы можем иметь мысль лишь как событие. Не мы, не наш голый рассудок рождает мысль… (М.К. Мамардашвили)

Слайд 30
Описание слайда:

Слайд 31
Описание слайда:
Педагогический поиск концептуальных идей В проектировании инновационной педагогической деятельности обязательным шагом является рефлексия и анализ источника инноваций, т. е. стадии исходного элемента в цикле возникновения и реализации педагогической инновации. Именно рефлексия источника инноваций приводит к формулированию концептуальных идей в проектировании инновационной школы. Концептуальные педагогические идеи лежат в основе любых инновационных преобразований в системе образования. Обязательным шагом в проектировании инновационной педагогической деятельности является инновационный поиск и развитие (выбор и осознание) концептуальных идей.

Слайд 32
Описание слайда:
Основания инновационного поиска

Слайд 33
Описание слайда:
Условия начала исследовательской деятельности Формирование понятийного аппарата учителей при вхождении в инновационную деятельность; Перечень проблем и педагогических задач, которые необходимо решить коллективу.

Слайд 34
Описание слайда:
Откуда проблема? Допроблемная ситуация – незнание о незнании. Эта стадия покрывает собой все реалии обыденной жизнедеятельности. Предпроблемная ситуация – в поле зрения попадают явления, вызывающие удивление. Проблемная ситуация – знание о незнании

Слайд 35
Описание слайда:
Проблемные ситуации Это ситуации, когда не только средства достижения цели, но и сама цель не ясна. И именно такие ситуации являются наиболее интересными с точки зрения сегодняшней методологии научного поиска… (А.М. Дорожкин )

Слайд 36
Описание слайда:
Проблема – это необходимое условие развития, рассогласование между желаемым (должным, требуемым, необходимым, потребным) и действительным (сущим, имеющимся, наличным, реальным) состоянием какой-либо системы, ее элементов или отдельных значимых параметров.

Слайд 37
Описание слайда:
Источник возникновения проблемы А) разногласие между мыслями и фактами; Б) разногласие между мыслями (Э. Мах, «Познание и заблуждение»)

Слайд 38
Описание слайда:
ЦЕЛЬ Это системообразующая характеристика любой деятельности, реализуемая через комплекс задач. (по А.Н. Леонтьеву)

Слайд 39
Описание слайда:
Древо целей Это графическое изображение логики предполагаемой деятельности, план которого строится исходя из анализа проблем. Показывает средства и конечные результаты.

Слайд 40
Описание слайда:
ЗАДАЧА Задача – это цель, данная в определенных условиях. (А.Н. Леонтьев) Задача – это цель, заданная в конкретных условиях и требующая эффективного способа ее достижения. (О.К. Тихомиров)

Слайд 41
Описание слайда:
Задача – это результат осознания субъектом цели деятельности, условий деятельности и проблемы деятельности (проблемы задачи). (Спирин Л.Ф., Фрумкин М.И.) Проблема задачи – это осознание субъектом деятельности противоречия между известной целью деятельности и неизвестными путями ее достижения.

Слайд 42
Описание слайда:
Особенности педагогических задач Их решение никогда не лежит на поверхности; Искомое не представлено в четких формулировках, а вырабатывается на основе гипотезы; Решение трудно поддается алгоритмизации и требует творческого подхода.

Слайд 43
Описание слайда:
Люди думают – до чего-нибудь додумываются; А мы думаем – из раздумья не вылазим… (народная мудрость)

Слайд 44
Описание слайда:
Полная (нормативная) структура деятельности

Слайд 45
Описание слайда:
Элементная база деятельности S O СРЕДСТВО (СПОСОБ) Деятельность = Ресурс + Потенциал + Действие + Условия + Цель СУБЪЕКТ ОБЪЕКТ Subject = “sub” + “ject” “sub” - (“под”, “до”, и “вне” действия) – предполагает некоторую энергию, источник, основание только возможного и совсем неопределенного действия. Это ресурс потенциально возможных действий (совокупность этих ресурсов). “ject” – акт, акция, действие Subject – также мощность (потенциал) возможного действия, поскольку “sub”, уже сопряжено с этим возможным действием, т.е. имеющиеся ресурсы в соответствии с некоторым принципом соорганизованы. Ресурсы – разного рода источники возможного действия. Потенциал – структурированный ресурс определенной мощности.

Слайд 46
Описание слайда:
Полная (нормативная) структура деятельности

Слайд 47
Описание слайда:
Элементная база деятельности Oбъект = Действие + Условия + Цель Object = “ob” + “ject” “ob” - (“вокруг”, “вне”) “ject” – действие. Object - это не только то, что вокруг и вне действия, не только пространство его осуществления, но и само действие. Oбъект = Пространство обстоятельств и условий + Действие Объект – это реальное действие в пространстве обстоятельств и условий. Предмет (рус.) = Object (лат.) Предмет = “пред” + “мета” “пред” – перед, вокруг, около меты “мета” – цель, вполне определенная точка в пространстве (а не всё пространство), куда надо попасть или где надо что-то сделать. Таким образом, объект - это действие в определённых условиях, ориентированное на (в) цель.

Слайд 48
Описание слайда:
Полная (нормативная) структура деятельности

Слайд 49
Описание слайда:
Расшифровка понятий: психология и философия деятельности Ресурс как совокупность источников деятельности психологически может быть раскрыт через потребности, влечения, интенции, пристрастия, т.е. через задатки; Потенциал как воплощенный принцип соорганизации ресурсов — через установки, функциональные органы, смысловые образования, ценностные ориентации, т.е. через представление об одаренности; Действие — через совокупность чувственно-практических, идеальных, символических, предметных и других акций; Условия — как общее социокультурное пространство возможных действий, как обстановка, ситуация, наличные обстоятельства и препятствия; Цель — как точка завершения процесса деятельности, описываемая через совокупность результатов, состояний, последствий и продуктов деятельности.

Слайд 50
Описание слайда:
Полная (нормативная) структура деятельности

Слайд 51
Описание слайда:
Деятельность как иерархия средств: первый структурный уровень Деятельность – не просто процесс, проходящий во времени через последовательность этапов своего осуществления. Деятельность раскрывается прежде всего как иерархия средств, как систематизированная совокупность деятельностных понятий. Р е с у р с ы + П о т е н ц и а л = Механизм действия (насыщение) (инструментализация) (психологическое орудие) Механизм описывается через установки, стереотипы, мотивы и привычки. П о т е н ц и а л + Д е й с т в и е = С п о с о б н о с т ь (функциональный (возможное) (общая или специальная, орган психики) “Я-способность”) Способность характеризуется через представление об общей одаренности, талантах, гениальности.

Слайд 52
Описание слайда:
Полная (нормативная) структура деятельности

Слайд 53
Описание слайда:
Деятельность как иерархия средств Д е й с т в и е + У с л о в и я = О п е р а ц и (адекватность) (обстоятельства осуществления) (приём) Ц е л ь + У с л о в и я = З А Д А Ч А СЕРДЦЕВИНА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (второй уровень структуры деятельности) (П о т е н ц и а л + Д е й с т в и е + У с л о в и я = С П О С О Б (структура соорганизованных и обеспеченных (средство деятельности) ресурсами действий в заданных условиях) СПОСОБ - живая связь между субъектом и объектом Многообразие способов деятельности — это второй слой деятельностных категорий.

Слайд 54
Описание слайда:
Полная (нормативная) структура деятельности

Слайд 55
Описание слайда:
Деятельность как иерархия средств

Слайд 56
Описание слайда:
Деятельность как иерархия средств

Слайд 57
Описание слайда:
Организационно-деятельностная матрица образовательной программы (на примере программы «Теория и технология развивающего обучения)

Слайд 58
Описание слайда:
Риски… Задавать себе вопросы очень полезно, но отвечать на них очень опасно… (Ш. Сеньобос)

Слайд 59
Описание слайда:
Много на свете умного, да хорошего мало… (народная мудрость)

Слайд 60
Описание слайда:
Дума за горами, а смерть за плечами… (народная мудрость)


Скачать презентацию на тему Методология исследовательской деятельности педагога: основания и источник. Знания, которые нас создают можно ниже:

Похожие презентации