Методы психологического исследования презентация

Содержание


Презентации» Образование» Методы психологического исследования
МЕТОДЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯПлан
 Психологическое исследование: требования к организации и его этапы
 Классификация методовПсихологическое исследование:  требования к организации и его этапы
 Психологическое исследование:Психологическое исследование  это способ научного познания сущности психических явлений иЭтапы психологического исследования
 
 Подготовительный этап
 
 Этап сбора фактических данных
Любое научное исследование, в том числе и психологическое, должно отвечать ряду4. Подбор испытуемых зависит от целей конкретного исследования и должен обеспечиватьКлассификация методов исследования
 Классификация методов исследованияМетодами психологии 
 Методами психологии 
 называют основные приемы и средства1. Организационные методы
   Данная группа включает сравнительный, лонгитюдный иСравнительный метод
  Предполагает сопоставление изучаемых объектов по различным признакам, показателям.Лонгитюдный метод
   Предусматривает многократные обследования одних и тех жеКомплексный метод
   Заключается в рассмотрении объекта с позиций различных2. Эмпирические методы 
 2. Эмпирические методы 
 методы, которые связаныМетоды обработки данных
  К ним относятся количественный (статистический) и качественныйИнтерпретационные методы
  В эту группу входят генетический (анализ материала вХарактеристика основных эмпирических методов  психологии
 Характеристика основных эмпирических методов Наблюдение
   Один из основных эмпирических методов психологии, состоящий вНаблюдению доступны только экстериоризованные (внешние) проявления вербального и невербального поведения:
 Наблюдениюповедение по отношению к другим людям (положение в коллективе и отношениеМимикаПоведение по отношению к другимНаличие противоречий в поведенииПоведенческие проявления отношения к самому себеПоведение в психологических значимых ситуацияхКлассификация видов наблюдения 
 В зависимости от позиции наблюдателя:
 открытое –2. В зависимости от активности наблюдателя: 
 2. В зависимости от3. В зависимости от регулярности:
 3. В зависимости от регулярности:
 случайноевключенное – наблюдение, при котором наблюдатель входит в состав исследуемой группы4. По упорядоченности: 
 4. По упорядоченности: 
 
 
 
выборочное – наблюдение, проводимое в отдельные промежутки времени, выбираемые исследователем по5. С точки зрения хронологической организации наблюдения:
 5. С точки зренияТрадиционным способом фиксации данных является дневник наблюдения, который представляет собой специальныеТребования к фиксации данных в дневнике наблюдения:
 Требования к фиксации данныхОсобенности  наблюдения
 + Богатство собирательных сведений
 + Сохранение естественности условийСамонаблюдение (интроспекция) – это наблюдение за собственными внутренними психическими процессами, ноЭксперимент
   метод сбора эмпирических данных в специально спланированных иВиды экспериментов
 
 В зависимости от условий проведения эксперимента
 
 
Особенности применения лабораторного  и естественного экспериментаЛабораторный эксперимент
 Лабораторный эксперимент
 
 + Обеспечивается высокая точность результатов
 +Естественный эксперимент
 Естественный эксперимент
 
 - Относительная точность результатов
 - ИсключаетсяБеседаПо форме беседа может представлять собой свободный или стандартизированный опрос Анкетирование
   Это сбор фактов на основе письменного самоотчета испытуемогоПроцедура анкетирования предусматривает три этапа:
 
 1. Определение содержания анкеты. 
Открытые вопросы позволяют испытуемому строить ответ в соответствии со своими желаниями,Тестирование
   Это сбор фактов о психической реальности с использованиемТест – метод психологического измерения, состоящий из серии кратких заданий иВыделяют следующие виды тестов:
 
      Разработка и использование любых тестов должны отвечать следующим основным требованиям:
 надежности, означающей согласованность показателей, полученных у тех же самых испытуемых приМетод экспертных оценок
  Заключается в проведении экспертами интуитивно-логического анализа проблемыМетод анализа процесса и продуктов деятельности 
   Данный методБиографический метод
   Это способ исследования и проектирования жизненного пути



Слайды и текст этой презентации
Слайд 1
Описание слайда:
МЕТОДЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ


Слайд 2
Описание слайда:
План Психологическое исследование: требования к организации и его этапы Классификация методов исследования Характеристика основных эмпирических методов психологии

Слайд 3
Описание слайда:
Психологическое исследование: требования к организации и его этапы Психологическое исследование: требования к организации и его этапы

Слайд 4
Описание слайда:
Психологическое исследование  это способ научного познания сущности психических явлений и их закономерностей. Психологическое исследование  это способ научного познания сущности психических явлений и их закономерностей.

Слайд 5
Описание слайда:
Этапы психологического исследования Подготовительный этап Этап сбора фактических данных Этап количественной и качественной обработки Интерпретация результатов

Слайд 6
Описание слайда:
Любое научное исследование, в том числе и психологическое, должно отвечать ряду строгих требований: Любое научное исследование, в том числе и психологическое, должно отвечать ряду строгих требований: 1. Планирование исследования подразумевает разработку логической и хронологической схем исследования, состоящих из детального проектирования всех его этапов. 2. Место проведения исследования должно обеспечивать изоляцию от внешних помех, отвечать санитарно-гигиеническим и инженерно-психологическим требованиям. 3. Техническое оснащение должно соответствовать решаемым задачам, всему ходу исследования и уровню анализа получаемых результатов.

Слайд 7
Описание слайда:
4. Подбор испытуемых зависит от целей конкретного исследования и должен обеспечивать их качественную однородность. 5. Инструкция для испытуемых должна быть четкой, краткой и однозначной. 6. Протокол исследования должен быть одновременно полным и целенаправленным (избирательным). 7. Обработка результатов исследования включает количественные и качественные методы анализа полученных в ходе исследования эмпирических данных.

Слайд 8
Описание слайда:
Классификация методов исследования Классификация методов исследования

Слайд 9
Описание слайда:
Методами психологии Методами психологии называют основные приемы и средства познания психических феноменов и их закономерностей.

Слайд 10
Описание слайда:

Слайд 11
Описание слайда:
1. Организационные методы Данная группа включает сравнительный, лонгитюдный и комплексный методы, которые применяются на протяжении всего исследования и представляют различные организационно-исследовательские подходы.

Слайд 12
Описание слайда:
Сравнительный метод Предполагает сопоставление изучаемых объектов по различным признакам, показателям.

Слайд 13
Описание слайда:
Лонгитюдный метод Предусматривает многократные обследования одних и тех же лиц на протяжении длительного времени.

Слайд 14
Описание слайда:
Комплексный метод Заключается в рассмотрении объекта с позиций различных наук или с различных точек зрения.

Слайд 15
Описание слайда:
2. Эмпирические методы 2. Эмпирические методы методы, которые связаны с получением новых знаний, отделение истинных знаний от ложных.

Слайд 16
Описание слайда:
Методы обработки данных К ним относятся количественный (статистический) и качественный (дифференциация материала по группам, его анализ) методы.

Слайд 17
Описание слайда:
Интерпретационные методы В эту группу входят генетический (анализ материала в плане развития с выделением отдельных фаз, стадий, критических моментов и т.п.) и структурный (выявление связи между всеми характеристиками личности) методы.

Слайд 18
Описание слайда:
Характеристика основных эмпирических методов психологии Характеристика основных эмпирических методов психологии

Слайд 19
Описание слайда:
Наблюдение Один из основных эмпирических методов психологии, состоящий в преднамеренном, систематическом и целенаправленном восприятии психических явлений с целью изучения их специфических изменений в определенных условиях и поиска смысла этих явлений, который непосредственно не дан.

Слайд 20
Описание слайда:
Наблюдению доступны только экстериоризованные (внешние) проявления вербального и невербального поведения: Наблюдению доступны только экстериоризованные (внешние) проявления вербального и невербального поведения: пантомимика (осанка, походка, жестикуляция, позы и т.д.); мимика (выражение лица, его экспрессивность и т.д.); речь (молчаливость, разговорчивость, многословие, лаконизм; стилистические особенности, содержание и культура речи; интонационное богатство и т.д.);

Слайд 21
Описание слайда:
поведение по отношению к другим людям (положение в коллективе и отношение к этому, способ установления контакта, характер общения, стиль общения, позиция в общении и т.д.); поведение по отношению к другим людям (положение в коллективе и отношение к этому, способ установления контакта, характер общения, стиль общения, позиция в общении и т.д.); поведенческие проявления отношения к самому себе (к своей внешности, недостаткам, преимуществам, возможностям, своим личным вещам); поведение в психологически значимых ситуациях (выполнение задания, конфликт); поведение в основной деятельности (работе).

Слайд 22
Описание слайда:
Мимика

Слайд 23
Описание слайда:
Поведение по отношению к другим

Слайд 24
Описание слайда:
Наличие противоречий в поведении

Слайд 25
Описание слайда:
Поведенческие проявления отношения к самому себе

Слайд 26
Описание слайда:
Поведение в психологических значимых ситуациях

Слайд 27
Описание слайда:
Классификация видов наблюдения В зависимости от позиции наблюдателя: открытое – наблюдение, при котором наблюдаемые знают о своей роли объекта исследования; скрытое – наблюдение, о котором испытуемым не сообщается, проводимое незаметно для них.

Слайд 28
Описание слайда:
2. В зависимости от активности наблюдателя: 2. В зависимости от активности наблюдателя: пассивное – наблюдение без какой-либо направленности; активное – наблюдение конкретных феноменов, отсутствие вмешательства в наблюдаемый процесс; лабораторное (экспериментальное) – наблюдение в искусственно создаваемых условиях. естественное (полевое) – наблюдение за объектами в естественных условиях их повседневной жизни и деятельности.

Слайд 29
Описание слайда:
3. В зависимости от регулярности: 3. В зависимости от регулярности: случайное – не запланированное заранее наблюдение, совершаемое в силу неожиданно сложившихся обстоятельств; систематическое – преднамеренное наблюдение, совершаемое по заранее обдуманному плану и, как правило, по заранее составленному графику;

Слайд 30
Описание слайда:
включенное – наблюдение, при котором наблюдатель входит в состав исследуемой группы и изучает ее как бы изнутри; невключенное – наблюдение со стороны, без взаимодействия наблюдателя с объектом изучения. Этот вид наблюдения, по сути, есть объективное (внешнее) наблюдение.

Слайд 31
Описание слайда:
4. По упорядоченности: 4. По упорядоченности: случайное – не запланированное заранее наблюдение, совершаемое в силу неожиданно сложившихся обстоятельств; сплошное – постоянное наблюдение за объектом без перерыва. Обычно применяется при краткосрочном его изучении или при необходимости получить наиболее полную информацию о динамике изучаемых явлений;

Слайд 32
Описание слайда:
выборочное – наблюдение, проводимое в отдельные промежутки времени, выбираемые исследователем по своему усмотрению; систематическое – преднамеренное наблюдение, совершаемое по заранее обдуманному плану и, как правило, по заранее составленному графику.

Слайд 33
Описание слайда:
5. С точки зрения хронологической организации наблюдения: 5. С точки зрения хронологической организации наблюдения: лонгитюдное – наблюдение в течение длительного времени; периодическое – наблюдение в течение определенных промежутков времени; одиночное – описание отдельного случая.

Слайд 34
Описание слайда:
Традиционным способом фиксации данных является дневник наблюдения, который представляет собой специальные записи наблюдателя, отражающие факты из жизни наблюдаемого лица. Традиционным способом фиксации данных является дневник наблюдения, который представляет собой специальные записи наблюдателя, отражающие факты из жизни наблюдаемого лица.

Слайд 35
Описание слайда:
Требования к фиксации данных в дневнике наблюдения: Требования к фиксации данных в дневнике наблюдения: адекватная передача смысла наблюдаемых явлений; точность и образность формулировок; обязательное описание ситуации (фон, контекст), в которой наблюдаемое поведение имело место.

Слайд 36
Описание слайда:
Особенности наблюдения + Богатство собирательных сведений + Сохранение естественности условий деятельности + Не обязательно получение предварительного соглашения испытуемых - Значительные затраты времени вследствие пассивности наблюдателя - Субъективность - Невозможность контролировать ситуации

Слайд 37
Описание слайда:
Самонаблюдение (интроспекция) – это наблюдение за собственными внутренними психическими процессами, но в то же время наблюдение и за их внешними проявлениями. Самонаблюдение (интроспекция) – это наблюдение за собственными внутренними психическими процессами, но в то же время наблюдение и за их внешними проявлениями.

Слайд 38
Описание слайда:
Эксперимент метод сбора эмпирических данных в специально спланированных и управляемых условиях, в которых экспериментатор воздействует на изучаемое явление и регистрирует изменения его состояния

Слайд 39
Описание слайда:
Виды экспериментов В зависимости от условий проведения эксперимента В зависимости от позиции экспериментатора в изучении психических явлений

Слайд 40
Описание слайда:
Особенности применения лабораторного и естественного эксперимента

Слайд 41
Описание слайда:
Лабораторный эксперимент Лабораторный эксперимент + Обеспечивается высокая точность результатов + Возможны повторные исследования в аналогичных условиях + Осуществляется почти полный контроль за всеми переменными - Условия деятельности испытуемых не соответствуют реальности - Испытуемые знают о том, что они являются объектами исследования

Слайд 42
Описание слайда:
Естественный эксперимент Естественный эксперимент - Относительная точность результатов - Исключается проведение повторных исследований в аналогичных условиях - Отсутствие полного контроля за всеми переменными + Условия деятельности соответствуют реальности + Испытуемые не знают о том, что они являются объектами исследований

Слайд 43
Описание слайда:
Беседа

Слайд 44
Описание слайда:
По форме беседа может представлять собой свободный или стандартизированный опрос Стандартизированный опрос – характеризуется заранее определенным набором и порядком вопросов

Слайд 45
Описание слайда:
Анкетирование Это сбор фактов на основе письменного самоотчета испытуемого по специально составленной программе. Анкета представляет собой опросный лист с заранее составленной системой вопросов, каждый из которых логически связан с центральной гипотезой исследования.

Слайд 46
Описание слайда:
Процедура анкетирования предусматривает три этапа: 1. Определение содержания анкеты. 2. Выбор типа вопросов. Вопросы подразделяются на открытые, закрытые и полузакрытые.

Слайд 47
Описание слайда:
Открытые вопросы позволяют испытуемому строить ответ в соответствии со своими желаниями, как по содержанию, так и по форме. Открытые вопросы позволяют испытуемому строить ответ в соответствии со своими желаниями, как по содержанию, так и по форме. Закрытые вопросы предусматривают выбор одного или нескольких вариантов ответа, помещенных в анкете. Полузакрытые вопросы предполагают выбор одного или нескольких вариантов ответа из ряда предложенных, в то же время испытуемому дается возможность самостоятельно сформулировать ответ на вопрос. 3. Определение числа и порядка задаваемых вопросов.

Слайд 48
Описание слайда:
Тестирование Это сбор фактов о психической реальности с использованием стандартизированных инструментов – тестов.

Слайд 49
Описание слайда:
Тест – метод психологического измерения, состоящий из серии кратких заданий и направленный на диагностику индивидуальной выраженности свойств и состояний личности. Тест – метод психологического измерения, состоящий из серии кратких заданий и направленный на диагностику индивидуальной выраженности свойств и состояний личности.

Слайд 50
Описание слайда:
Выделяют следующие виды тестов: тест-опросник тест-задание; проективный тест

Слайд 51
Описание слайда:
Разработка и использование любых тестов должны отвечать следующим основным требованиям: Разработка и использование любых тестов должны отвечать следующим основным требованиям: стандартизации, заключающейся в создании единообразной процедуры проведения и оценки выполнения тестовых заданий (линейное или нелинейное преобразование тестовых оценок, смысл которого состоит в замене исходных оценок новыми, производными, облегчающими понимание результатов тестирования, с помощью методов математической статистики);

Слайд 52
Описание слайда:
надежности, означающей согласованность показателей, полученных у тех же самых испытуемых при повторном тестировании (ретест) с помощью того же теста или же его эквивалентной формы; надежности, означающей согласованность показателей, полученных у тех же самых испытуемых при повторном тестировании (ретест) с помощью того же теста или же его эквивалентной формы; валидности (адекватности) – степени, в которой тест измеряет именно то, для чего он предназначен; практичности, т.е. экономичности, простоты, эффективности использования и практической ценности для множества различных ситуаций (испытуемых) и видов деятельности.

Слайд 53
Описание слайда:
Метод экспертных оценок Заключается в проведении экспертами интуитивно-логического анализа проблемы с количественно обоснованным суждением и формальной обработкой результатов.

Слайд 54
Описание слайда:
Метод анализа процесса и продуктов деятельности Данный метод предполагает изучение материализованных результатов психической деятельности человека, материальных продуктов его предшествующей деятельности.

Слайд 55
Описание слайда:
Биографический метод Это способ исследования и проектирования жизненного пути личности, основанный на изучении документов ее биографии (личные дневники, переписка и т.д.). Биографический метод предусматривает использование метода контент-анализа как приема количественной и качественной обработки документации.


Скачать презентацию на тему Методы психологического исследования можно ниже:

Похожие презентации