Морфемика. Основное понятие морфемики презентация

Содержание


Презентации» Русский язык» Морфемика. Основное понятие морфемики
МОРФЕМИКА
 Морфемика – это раздел языкознания, изучающий структуру слова.Основным понятием морфемики является морфема. 
 
 Морфема (от греч. morphēПризнаки морфемы
 Двусторонний характер. Морфема имеет план выражения и план содержания.
Типы значений морфем
 
 Вещественное значение. Выражает отдельное самостоятельное понятие: школь-ный;Понятие нулевой морфемы
 Нулевая морфема – это значимое отсутствие материально выраженнойПРИМЕР
 
 красив- (ср. формы женского и среднего рода красив-а –красив-о,ЗАДАНИЕ
 Докажите наличие нулевых морфем в словах: 
 Рус. гараж, книг,ЗАДАНИЕ
 В приведенных словах найдите такие, у которых нет нулевой флексии:Морфема и морф
 В зависимости от фонетических условий состав одной иПРИМЕР:Тождественные по значению морфы, употребление которых обусловлено их позицией в словоформе,Типология морфем
 I. По признаку обязательности / необязательности морфемы в словеВиды аффиксов
 
 префикс (от лат. praefixus - «приставленный впереди») –интерфикс (от лат. inter - «между» и fixus - «приставленный») –II. По функции, выполняемой в слове, аффиксы делятся на словообразующие (деривационные)III. По степени частотности морфемы делятся на регулярные и нерегулярные. 
Аффиксы-синонимы Аффиксы-антонимы
 
 бледн- – тускл-; 
 москв-ич, тул-як, саратовч-анинАффиксы-омонимы
 омонимичные корни: вин-о, об-вин-я-ть. 
 омонимичные аффиксы: лей-к-а – «орудиеЗАДАНИЕ
 Аналогичен ли морфемный состав следующих слов? 
 Рус. а) дай,СЛОВООБРАЗОВАНИЕ
 Словообразование (дериватология) изучает процесс образования нового слова на базе однокоренногоПонятие производности слова
 Производным словом (дериватом) является слово, которое по формеСтруктура производного слова
 В структуре производного слова выделяются производящая база иЗАДАНИЕ
 В приведенных словах найдите примеры непроизводной основы: пение, агитировать, каменный,Способы словообразования 
 Аффиксальные – способы, при которых новое слово создается3) префиксально-суффиксальный (конфикс): море  при-мор’-j-э, работа  без-работ-иц-а;
 4) постфиксальный:6) суффиксально-постфиксальный: гордый  горд-и-ть-ся;
 7) префиксально-суффиксально-постфиксальный: банкрот  о-банкрот-и-ть-ся;
 8)Безаффиксальные способы:
 1) словосложение: землеройка, плащ-палатка; англ. day-time, нем. Hoch-schule.
 2)ЗАДАНИЕ
 Найдите слова, образованные префиксально-суффиксальным способом
 подснежник, расчудесный, безлошадный, некрасивый, заречье,Словообразовательная цепь
 - последовательность образования слов в языке.
 Охарактеризовать словообразовательную производностьСловообразовательная цепьСловообразовательный тип 
 Производные слова строятся по определенным моделям, которые получилиПРИМЕР:
 Создатель, следователь, учитель, писатель, гонитель, мучитель. 
 относятся к существительным,
Задание
 Постройте словообразовательную цепь для следующих слов:
 Взвизгнуть
 Привязка
 Просинь
 Искривиться
ЗАДАНИЕ
 Докажите, что слова конина, конфетина, горошина не относятся к одному



Слайды и текст этой презентации
Слайд 1
Описание слайда:
МОРФЕМИКА Морфемика – это раздел языкознания, изучающий структуру слова.


Слайд 2
Описание слайда:
Основным понятием морфемики является морфема. Морфема (от греч. morphē – форма) представляет собой наименьшую формальную часть слова, имеющую значение.

Слайд 3
Описание слайда:
Признаки морфемы Двусторонний характер. Морфема имеет план выражения и план содержания. Минимальная значимая часть слова. Морфема не может члениться на более мелкие значимые единицы. Воспроизводимость. Морфемы не создаются заново, а извлекаются из языковой памяти; Несамостоятельность. Морфемы входят в состав слова и функционируют в нем, выражая различные смыслы.  В русском языке существуют морфемы, равные слову, например, неизменяемые слова кофе, пальто и др., предлоги в, на, по, под, союзы и, но, или, как.

Слайд 4
Описание слайда:
Типы значений морфем Вещественное значение. Выражает отдельное самостоятельное понятие: школь-ный; бумаж-онка; Деривационное (словообразовательное) значение. Уточняет, конкретизирует вещественное значение: работ-ник-, учи-тель- – «действующее лицо», олен-енок-, слон-енок- - «невзрослость», за–петь, за-говорить – «начинательность». Реляционное значение, относительное. Выражает отношение одного слова к другим словам: пригородн-ый – зависимость слова от существительного мужского рода, единственного числа (поезд, дом и др.).

Слайд 5
Описание слайда:
Понятие нулевой морфемы Нулевая морфема – это значимое отсутствие материально выраженной морфемы, устанавливаемое на основе сопоставления данной словоформы с другими формами того же слова.

Слайд 6
Описание слайда:
ПРИМЕР красив- (ср. формы женского и среднего рода красив-а –красив-о, формы множественного числа красив-ы); пек-- (ср. пек-л-а – пек-л-и).

Слайд 7
Описание слайда:
ЗАДАНИЕ Докажите наличие нулевых морфем в словах: Рус. гараж, книг, вёл, речь, опрос; Англ. I close, I take, I read; table, cat, dog; long, old, hot. Нем. der Hund, der Tag, der Pionier, die Luft, alt, weiss, der Halt, der Stuhle;

Слайд 8
Описание слайда:
ЗАДАНИЕ В приведенных словах найдите такие, у которых нет нулевой флексии: много книг, сам, поле, вверх, видел брата, пять овец, свет, сверху, берег, снова, над, принес.

Слайд 9
Описание слайда:
Морфема и морф В зависимости от фонетических условий состав одной и той же морфемы в разных словах и в разных словоформах одного слова может меняться. Частную реализацию морфемы называют морфом. Морф – это одна из формальных разновидностей морфемы, выступающая в разных словах и словоформах.

Слайд 10
Описание слайда:
ПРИМЕР:

Слайд 11
Описание слайда:
Тождественные по значению морфы, употребление которых обусловлено их позицией в словоформе, называют алломорфами: творог – творожный, песок – песочный, пух – пушной (заднеязычные фонемы [к], [г], [х] не могут сочетаться с суффиксом -н-).

Слайд 12
Описание слайда:
Типология морфем I. По признаку обязательности / необязательности морфемы в слове - различают корневые и аффиксальные морфемы. Корень – обязательная часть слова, носитель вещественного, лексического значения. Корневые морфемы повторяются в родственных словах: син-ий – син-еть - син-ь – син-енький – син-ева – син-як, дом – дом-ашний – дом-овой. Аффикс (от лат. affixum – «прикрепленный») – служебная морфема, конкретизирующая значение корня или выражающая отношения между словами в словосочетании или предложении.

Слайд 13
Описание слайда:
Виды аффиксов префикс (от лат. praefixus - «приставленный впереди») – морфема, стоящая перед корнем (приставка): пре-добрый, англ. im-possible, нем. ver-kaufen; суффикс (от лат. suffixus – «подставленный») – морфема, стоящая после корня: пепель-ниц-а, англ. teach-er, нем. wölf-in; постфикс (от лат. post - «позади» и fixus – «приставленный»») - морфема, расположенная после флексий (окончаний): учу-сь.

Слайд 14
Описание слайда:
интерфикс (от лат. inter - «между» и fixus - «приставленный») – морфема, соединяющая компоненты сложного слова и выражающая отношение между ними: сед-о-власый, нем. Geburt-s-tag; конфикс (от лат. confixum – «совместно взятое») - морфема, состоящая из двух аффиксов, находящихся до и после корня и несущих единое, нерасчлененное значение: под-окон-ник, нем. ge-mach-t (причастие «сделанный» от глагола machen –«делать»), ge-nomme-n - «названный», ge-sag-t – «сказанный». флексия (от лат. flexio – «сгибание»), морфема, стоящая в конце слова, выражающая комплекс грамматических значений и оформляющая слово в составе синтаксических конструкций: Отступ-ит мор-е

Слайд 15
Описание слайда:
II. По функции, выполняемой в слове, аффиксы делятся на словообразующие (деривационные) и формообразующие (словоизменительные). Словообразующие аффиксы служат для образования новых слов: камень  камен-щик, англ. read  read-er, нем. klug  un-klug. Формообразующие аффиксы служат для образования грамматических форм одного слова: книг-а, чита-л-а, англ. cat-s, нем die Tür-en.

Слайд 16
Описание слайда:
III. По степени частотности морфемы делятся на регулярные и нерегулярные. Регулярные морфемы – это морфемы, повторяющиеся в других словах языка: -ость (бедн-ость, нежн-ость, глуп-ость, мудр-ость), -тель (учи-тель, воспита-тель), англ.- er (writ-er, read-er, teach-er), нем. -ung (die verbind-ung, die üb-ung). Нерегулярными морфемами называют единичные морфемы (стекл`-ярус, рис-унок, почт-амт).

Слайд 17
Описание слайда:
Аффиксы-синонимы Аффиксы-антонимы бледн- – тускл-; москв-ич, тул-як, саратовч-анин

Слайд 18
Описание слайда:
Аффиксы-омонимы омонимичные корни: вин-о, об-вин-я-ть. омонимичные аффиксы: лей-к-а – «орудие действия», запис-к-а – «результат действия», стриж-к-а – «отвлеченное действие» и др.

Слайд 19
Описание слайда:
ЗАДАНИЕ Аналогичен ли морфемный состав следующих слов? Рус. а) дай, май, стай; б) воробей, грей, милей, полей. Англ. a) chatter, greater, writer, daughter, ever; b) writes, whites, needs, ours. Нем. a) Mauer, weiter, Kinder, wieder, Fehler, lauter; b) schriebst, Dienst, erst, best, ernst.

Слайд 20
Описание слайда:
СЛОВООБРАЗОВАНИЕ Словообразование (дериватология) изучает процесс образования нового слова на базе однокоренного слова (или слов) по существующим в языке словообразовательным моделям.

Слайд 21
Описание слайда:
Понятие производности слова Производным словом (дериватом) является слово, которое по форме и значению мотивировано другим словом того же языка: подснежник  снег, сеятель  сеять. Непроизводное слово не мотивировано по форме и смыслу другим словом: стол, вкус, дом.

Слайд 22
Описание слайда:
Структура производного слова В структуре производного слова выделяются производящая база и словообразовательный формант. Производящая база – основа мотивирующего слова, определяющего данное производное по значению и звучанию. Словообразовательный формант (дериватор) – конкретное средство, при помощи которого образован дериват: слабохарактерность  слабохарактерный (производящая база слабохарактерн + словообразовательный формант – ость).

Слайд 23
Описание слайда:
ЗАДАНИЕ В приведенных словах найдите примеры непроизводной основы: пение, агитировать, каменный, уведомление, бедняк, петь, агитатор, пыльный, пыль, каменеть, бедняцкий, пылить, камень, уведомить.

Слайд 24
Описание слайда:
Способы словообразования Аффиксальные – способы, при которых новое слово создается посредством присоединения к производящей базе (или слову) аффикса или комбинации аффиксов. К аффиксальным способам относятся: 1) префиксальный: рус. город  при-город, бежать  пере-бежать; англ. mobilize  de-mobilize; нем. trinken  er-trinken; франц. marche  de- marche; 2) суффиксальный: масса  масс-ов-ый, отличный  отличн-ик; англ. work  work-er; нем. frucht  frucht-bar; франц. blanch  blanch-eur;

Слайд 25
Описание слайда:
3) префиксально-суффиксальный (конфикс): море  при-мор’-j-э, работа  без-работ-иц-а; 4) постфиксальный: увлечь  увлечь-ся, остеречь  остеречь-ся, читай  читай-те; 5) префиксально-постфиксальный: бежать  раз-бежать-ся;

Слайд 26
Описание слайда:
6) суффиксально-постфиксальный: гордый  горд-и-ть-ся; 7) префиксально-суффиксально-постфиксальный: банкрот  о-банкрот-и-ть-ся; 8) нулевая аффиксация: синий  синь-- (суффикс и окончание материально не выражены, но их отсутствие является значимым).

Слайд 27
Описание слайда:
Безаффиксальные способы: 1) словосложение: землеройка, плащ-палатка; англ. day-time, нем. Hoch-schule. 2) усечение: зав, зам; англ. sec  second; 3) аббревиация: вуз, СГТУ, англ. VIP  very important person; 4) повтор: маленький-маленький, англ. goody-goody; 5) конверсия (образование нового слова путем перехода его из одной части речи в другую без изменения грамматической формы): мороженое (мясо)  мороженое, англ. (to) play  (a) play; нем. leben  das Leben.

Слайд 28
Описание слайда:
ЗАДАНИЕ Найдите слова, образованные префиксально-суффиксальным способом подснежник, расчудесный, безлошадный, некрасивый, заречье, дочитать, приплясывать, забежать, насвистывать, заземлить, недодумать, бескормица, приласкать.

Слайд 29
Описание слайда:
Словообразовательная цепь - последовательность образования слов в языке. Охарактеризовать словообразовательную производность – значит установить ближайшее слово в словообразовательной цепи, послужившее мотивирующей основой для формирования данного.

Слайд 30
Описание слайда:
Словообразовательная цепь

Слайд 31
Описание слайда:
Словообразовательный тип Производные слова строятся по определенным моделям, которые получили название «словообразовательные типы». Словообразовательный тип представляет собой группу слов, объединенных общими признаками: способом словообразования; общностью части речи мотивирующего слова; принадлежностью к одной части речи; тождеством словообразовательного форманта; тождеством семантических отношений между производной и производящей основами.

Слайд 32
Описание слайда:
ПРИМЕР: Создатель, следователь, учитель, писатель, гонитель, мучитель. относятся к существительным, образованы от глаголов суффиксальным способом при помощи суффикса -тель, имеющего словообразовательное значение лица).

Слайд 33
Описание слайда:
Задание Постройте словообразовательную цепь для следующих слов: Взвизгнуть Привязка Просинь Искривиться Преобладание

Слайд 34
Описание слайда:
ЗАДАНИЕ Докажите, что слова конина, конфетина, горошина не относятся к одному словообразовательному типу.


Скачать презентацию на тему Морфемика. Основное понятие морфемики можно ниже:

Похожие презентации