Музыкальное искусство презентация

Содержание


Презентации» Искусство» Музыкальное искусство
Цель и задачи курса
  Цель курса: дать студентам понятие оАктуальность курса «Введение в музыкальное искусство»
 Курс носит фундаментальный характер иТема 3. Идея мировой музыки в истории культуры и ее значениеТема 4. Проблема происхождения музыки и музыкального искусства. Статус музыки вТема 7. Характеристика основных музыкальных жанров
 ВОПРОСЫ:
 1. Опера
 2. Балет
Тема 8. Музыкальный стиль
 ВОПРОСЫ:
 1. Понятие музыкального стиля
 2.Стили стариннойЗначение адекватного понимания сущности музыки
  В курсе «Введение в музыкальное«Вслушиваясь в музыку современных авторов, мы нередко еще больше погружаемся вПотенциал основных моделей понимания сущности музыки для процесса музыкально-эстетического воспитания
 ПерваяПонятие эстетического
 Термин «эстетика» происходит от греческого слова «эстезис» (ощущение, чувственноеПонятие эстетического
 Эстетическое – это сфера собственно человеческой чувственности, сфера осмысленияПонятие эстетического
  Задача эстетического воспитания – формирование человеческой чувственности, того,Понятие эстетического
 Концентрированное выражение эстетическое находит в искусстве. Искусство существует вКлассификация видов искусства
  Классификация – это выделение групп объектов поПроблема всеобщего и общего в соотношении музыки и других видов искусства
Проблема всеобщего и общего в соотношении музыки и других видов искусства
Проблема всеобщего и общего в соотношении музыки и других видов искусства
Взаимодействие музыки и литературы
 
 Наиболее часты и плодотворны связи музыкиВзаимовлияние музыки и литературы
 
 Появление музыкальных произведений на литературные темыВзаимовлияния музыки и живописи: 
 Произведения живописи служат темами музыкальных произведенийИдея космической музыки в эпоху античности
   Идея макрокосма иИдея космической музыки в эпоху античности
    Слово «космос»Идея космической музыки в эпоху античности
     «МикрокосмИдея космической музыки в эпоху античности
 Музыка для древних греков –Идея космической музыки в эпоху античности
 Музыка  в Древней ГрецииИдея космической музыки в эпоху античности
 Таким образом, в эпоху античностиОсмысление сущности музыки в Средние века
  
  Боэций(480 -525)Осмысление сущности музыки в Средние века
 
 Представление о мире какОсмысление сущности музыки в Новое время
 Начиная с эпохи Возрождения мысльОсмысление сущности музыки в Новое время
 Эту мысль в мифологической формеОсмысление сущности музыки в Новое время
 Для романтиков музыка – этоОсмысление сущности музыки в Новое время
   Ситуация раздельного существованияОсмысление сущности музыки в Новое время
 С помощью музыки художник переноситсяСовременные представления о мировой музыке
   ХХ век порождает многочисленныеСовременные представления о мировой музыке
 О музыке как звуковом воплощении существенныхСовременные представления о мировой музыке
 Итальянский композитор Ф. Бузони утверждает, чтоСовременные представления о мировой музыке
 Приведенные выше представления чрезвычайно продуктивны дляПредпосылки появления музыки
 Музыка – явление универсальное, являющееся непременным атрибутом жизниПредпосылки появления музыки
 
 звуки природы: пение птиц, журчание воды, шелестМесто музыки в жизни древнего человека 
 В зарождающихся человеческих сообществахОсобенности древней музыки
 Таким образом, существование музыки на ранних этапах развитияПроисхождение музыкального искусства 
 
 Происходящее в процессе развития человеческой историиПроисхождение музыкального искусства
 Эти процессы находят выражение в конституировании социального института



Слайды и текст этой презентации
Слайд 1
Описание слайда:


Слайд 2
Описание слайда:
Цель и задачи курса Цель курса: дать студентам понятие о сущности музыки и различных ее сторонах и моментах. Задачи курса: А) выявление основных моделей рассмотрения сущности музыки и их потенциала для процесса музыкально- эстетического воспитания; Б) определение места музыки в жизни человека и среди других видов искусства, выявление ее специфики; В) ознакомление студентов с различными видами музыкальной деятельности, понятием музыкального произведения, его содержанием, функциями, способами воплощения содержания, музыкальными жанрами и стилями.

Слайд 3
Описание слайда:
Актуальность курса «Введение в музыкальное искусство» Курс носит фундаментальный характер и дает возможность обратиться к музыке как к целостному явлению, рассмотреть все ее элементы в контексте целого. Он дает возможность ознакомиться с основными музыкальными понятиями в начале обучения, что поможет в дальнейшем лучше ориентироваться при изучении материала курсов, носящих частный характер. Курс обеспечивает более основательную подготовку к написанию дипломных и курсовых работ по методике музыкального образования. Углубленная разработка любой из тем курса может лечь в основу дипломной работы.

Слайд 4
Описание слайда:

Слайд 5
Описание слайда:

Слайд 6
Описание слайда:
Тема 3. Идея мировой музыки в истории культуры и ее значение для осмысления сущности музыки ВОПРОСЫ: 1.Идея космической музыки в эпоху античности 2. Осмысление музыки в Средние века. 3.Осмысление сущности музыки в Новое время 4.Современные представления о мировой музыке

Слайд 7
Описание слайда:
Тема 4. Проблема происхождения музыки и музыкального искусства. Статус музыки в жизни человека и общества ВОПРОСЫ: 1. Предпосылки появления музыки 2. Место музыки в жизни древнего человека 3. Происхождение музыкального искусства 4. Значение музыки в жизни современного человека

Слайд 8
Описание слайда:

Слайд 9
Описание слайда:

Слайд 10
Описание слайда:
Тема 7. Характеристика основных музыкальных жанров ВОПРОСЫ: 1. Опера 2. Балет 3. Вокально-симфонические жанры 4.Симфония, соната, концерт

Слайд 11
Описание слайда:
Тема 8. Музыкальный стиль ВОПРОСЫ: 1. Понятие музыкального стиля 2.Стили старинной музыки 3.Классицизм 4.Романтизм 5.Стили современной музыки

Слайд 12
Описание слайда:

Слайд 13
Описание слайда:

Слайд 14
Описание слайда:
Значение адекватного понимания сущности музыки В курсе «Введение в музыкальное искусство» важно не просто зафиксировать многообразие форм мировой музыкальной культуры и множество определений феномена «музыка», но попытаться найти универсальное понятие, которое отражает сущность музыки, то есть способ ее формирования.

Слайд 15
Описание слайда:

Слайд 16
Описание слайда:

Слайд 17
Описание слайда:

Слайд 18
Описание слайда:
«Вслушиваясь в музыку современных авторов, мы нередко еще больше погружаемся в пучину наших проблем и противоречий, не можем выбраться из них. Сознанию не за что ухватиться – слишком мало положительного материала». (Розин В.М. Музыка на рубеже 21 века// Музыка в школе. – 1990 - №3)

Слайд 19
Описание слайда:

Слайд 20
Описание слайда:

Слайд 21
Описание слайда:

Слайд 22
Описание слайда:
Потенциал основных моделей понимания сущности музыки для процесса музыкально-эстетического воспитания Первая модель ориентирует на осуществление музыкальной деятельности как манипулятивной, отвлеченной от жизненных смыслов самих учащихся, в процессе которой осваиваются лишь специфически музыкальные закономерности, приобретаются знания, умения и навыки в области музыки, что, конечно, необходимо, но совершенно недостаточно для их личностного становления.

Слайд 23
Описание слайда:

Слайд 24
Описание слайда:

Слайд 25
Описание слайда:
Понятие эстетического Термин «эстетика» происходит от греческого слова «эстезис» (ощущение, чувственное восприятие). Впервые его ввел в обиход немецкий философ А. Баумгартен (1714 – 1762). Он выделял три сферы духовного мира человека: разум, волю и чувство. Первые две сферы издавна изучались логикой и этикой. Баумгартен уравнял в правах учение о чувстве и назвал его эстетикой.

Слайд 26
Описание слайда:
Понятие эстетического Эстетическое – это сфера собственно человеческой чувственности, сфера осмысления человеком мира с точки зрения прекрасного, безобразного, комического, трагического, возвышенного, низменного и т.д.

Слайд 27
Описание слайда:
Понятие эстетического Задача эстетического воспитания – формирование человеческой чувственности, того, что И.Кант называл способностью суждения, Э.В. Ильенков - образным мышлением, фантазией, силой воображения.

Слайд 28
Описание слайда:
Понятие эстетического Концентрированное выражение эстетическое находит в искусстве. Искусство существует в конкретных своих видах: живопись, скульптура, графика, архитектура, литература, поэзия, архитектура, музыка, хореография, театр, кино, телевидение, прикладное и декоративное искусство.

Слайд 29
Описание слайда:
Классификация видов искусства Классификация – это выделение групп объектов по какому-либо признаку

Слайд 30
Описание слайда:

Слайд 31
Описание слайда:

Слайд 32
Описание слайда:

Слайд 33
Описание слайда:
Проблема всеобщего и общего в соотношении музыки и других видов искусства Всеобщее в соотношении различных видов искусства – это их сущностное единство. Это единство заключается в том, что все они являются формами мироотношения человека, эстетическим отражением его общественной жизнедеятельности. Музыка порождается тем же миром, который видит перед собой художник, теми же событиями и человеческими отношениями, которые осмысливает писатель, в ней воплощается тот же общий настрой жизни, который пытается передать архитектор.

Слайд 34
Описание слайда:
Проблема всеобщего и общего в соотношении музыки и других видов искусства Каждый вид искусства обладает своей спецификой, своими возможностями в воспроизведении закономерностей и характеристик человеческого бытия. Специфика музыки – в средствах, которыми она располагает – звуках, обладающих высотой и длительностью, в ее интонационной природе.

Слайд 35
Описание слайда:

Слайд 36
Описание слайда:
Проблема всеобщего и общего в соотношении музыки и других видов искусства Категория общего подразумевает наличие каких-то сходных признаков в различных явлениях.

Слайд 37
Описание слайда:

Слайд 38
Описание слайда:

Слайд 39
Описание слайда:

Слайд 40
Описание слайда:

Слайд 41
Описание слайда:
Взаимодействие музыки и литературы Наиболее часты и плодотворны связи музыки и литературы. Они могут вступать в прямой синтез или оказывать друг на друга влияние.

Слайд 42
Описание слайда:

Слайд 43
Описание слайда:
Взаимовлияние музыки и литературы Появление музыкальных произведений на литературные темы («Ромео и Джульетта» Чайковского, «Дон Кихот» Р.Штрауса и др.)

Слайд 44
Описание слайда:

Слайд 45
Описание слайда:

Слайд 46
Описание слайда:

Слайд 47
Описание слайда:

Слайд 48
Описание слайда:
Взаимовлияния музыки и живописи: Произведения живописи служат темами музыкальных произведений («Картинки с выставки» Мусоргского по рисункам В.А. Гартмана, «Фрески Дионисия» Щедрина)

Слайд 49
Описание слайда:

Слайд 50
Описание слайда:

Слайд 51
Описание слайда:

Слайд 52
Описание слайда:

Слайд 53
Описание слайда:

Слайд 54
Описание слайда:

Слайд 55
Описание слайда:
Идея космической музыки в эпоху античности Идея макрокосма и микрокосма – генеральная в эпоху античности

Слайд 56
Описание слайда:
Идея космической музыки в эпоху античности Слово «космос» первоначально обозначало у древних греков порядок, меру, прекрасное устройство. Большой космос, макрокосм, понимался ими как музыкально звучащее целое. В представлении древних греков каждая планета обладает своим собственным тоном, а их общее звучание образует прекрасную космическую музыку

Слайд 57
Описание слайда:

Слайд 58
Описание слайда:
Идея космической музыки в эпоху античности «Микрокосм не просто малая часть целого, не один из элементов вселенной, но как бы её уменьшенная и воспроизводящая реплика. Согласно идее, высказывавшейся и богословами, и поэтами, микрокосм столь же целостен и завершен в себе, как и большой мир. Микрокосм мыслился в виде человека, который может быть понят только в рамках параллелизма «малой» и «большой вселенной» (Гуревич А.Я. Категории средневековой культуры. – М., 1972, с. 52 ). Следовательно, музыка, творимая человеком, – это отражение музыки, порождаемой космосом.

Слайд 59
Описание слайда:
Идея космической музыки в эпоху античности Музыка для древних греков – это не просто набор приятных для слуха звучаний, она – модель мира, звуковое выражение связей, существующих в нем. Законы мира – это музыкальные законы.

Слайд 60
Описание слайда:

Слайд 61
Описание слайда:
Идея космической музыки в эпоху античности Музыка в Древней Греции также является важнейшим средством воспитания достойного гражданина, человека мужественного и разумного. Вся жизнь граждан идеального Государства Платона пронизана «хореей», т.е. пением и танцами. Необразованным для Платона является тот, кто не умеет петь в хоре.

Слайд 62
Описание слайда:

Слайд 63
Описание слайда:
Идея космической музыки в эпоху античности Таким образом, в эпоху античности музыка рассматривается не как один из элементов мира, существующий наряду с другими, а как всеобщее, универсальное начало. Музыкально - прекрасное в понимании древних греков лежит не за пределами мира, в котором живет человек, а является неотъемлемым моментом этого мира, составляет его суть.

Слайд 64
Описание слайда:
Осмысление сущности музыки в Средние века Боэций(480 -525) в трактате «Наставления к музыке» говорит о трёх видах музыки: мировой, человеческой и инструментальной.

Слайд 65
Описание слайда:

Слайд 66
Описание слайда:
Осмысление сущности музыки в Средние века Представление о мире как о звучащем целом характерно не только для западной культуры, но и для восточной.

Слайд 67
Описание слайда:

Слайд 68
Описание слайда:

Слайд 69
Описание слайда:
Осмысление сущности музыки в Новое время Начиная с эпохи Возрождения мысль о мировой музыке существенно корректируется. Эпоха Возрождения – время опустошительных войн, духовных и материальных кризисов, социальной разобщенности - дает начало представлению о мире как лишенном порядка, гармонии. Музыка, звучащая в нем, тоже утратила красоту и стройность, став беспорядочной, фальшивой и дисгармоничной.

Слайд 70
Описание слайда:
Осмысление сущности музыки в Новое время Эту мысль в мифологической форме выражает Джамбаттиста Марино(1569 -1625). В «Священных проповедях» он пишет о том, что мир изначально был исполнен «музыкальными соразмерностями». Но Люцифер нарушил порядок и был удален Богом из райской капеллы. Человек, «обратясь душой к пагубному примеру и приклонив свой слух к дьявольским наущениям, также покинул свою партию, потерял равным образом правильный тон и последовал фальцету лживого голоса, возносившего его высоко: «Будете, как боги, познаете добро и зло». И человек стал со всеми в разладе и раздоре. Из-за этой дисгармонии вся природа повернулась вверх дном и странным образом изменился и нарушился прекрасный порядок, который был ей дан первоначально».

Слайд 71
Описание слайда:
Осмысление сущности музыки в Новое время Для романтиков музыка – это слышимый универсум, отражение порядка и гармонии Вселенной. Однако к реальному миру, в котором они живут, всё это не относится. Реальным миром романтик разочарован. Это мир пользы, пошлости и грубой прозы, где нет места красоте, где она не нужна.

Слайд 72
Описание слайда:
Осмысление сущности музыки в Новое время Ситуация раздельного существования пользы и красоты ярко представлена в стихотворении А.С. Пушкина «Поэт и толпа»: И толковала чернь тупая: «Зачем так звучно он поет? Напрасно ухо поражая, К какой он цели нас ведет? О чем бренчит? чему нас учит? Зачем сердца волнует, мучит Как своенравный чародей. Как ветер песнь его свободна, Зато как ветер и бесплодна: Какая польза нам от ней?

Слайд 73
Описание слайда:
Осмысление сущности музыки в Новое время С помощью музыки художник переносится в мир иной – мир мечты, поэзии и красоты. В эпоху романтизма он стал восприниматься как необыкновенное существо, как человек «не от мира сего», как пророк, способный в минуты поэтического озарения слышать звучание иной, божественной реальности, творить собственные миры, столь же прекрасные, сколь и непохожие на реальную действительность.

Слайд 74
Описание слайда:
Современные представления о мировой музыке ХХ век порождает многочисленные и противоречивые музыкальные течения, теории. Значительное место в осмыслении феномена музыки продолжает занимать идея мировой музыки. О музыке как порождении Вселенной говорят Г. Гюрджиев, О. Мессиан, К.Сараджев, А. Лосев.

Слайд 75
Описание слайда:
Современные представления о мировой музыке О музыке как звуковом воплощении существенных и необходимых связей природы пишет австрийский композитор А. Веберн: «Какой смысл любителям заниматься элементами музыки, загадками ее правил? Смысл в том, чтобы за банальностями научиться видеть бездны. Тот, кто хочет приблизиться к произведениям большого искусства, кто хочет разглядеть и созерцать их, тот должен…подходить к ним так, как следует подходить к творениям природы, т.е. с должным благоговением перед лежащей в их основе тайной, перед тем неведомым, что в них заключено. В искусстве господствует закономерность, и мы должны относиться к этим законам так же, как и к законам, которые мы приписываем природе, музыка есть воспринимаемая слухом закономерность природы».

Слайд 76
Описание слайда:
Современные представления о мировой музыке Итальянский композитор Ф. Бузони утверждает, что музыка выражает вечные законы природы. Он говорит о том, что музыка «должна быть не чем иным, как самой природой, отраженной в душе человека и вновь из нее светящейся. В самом человеке она также универсальна и совершенна, как и в мировом пространстве».

Слайд 77
Описание слайда:
Современные представления о мировой музыке Приведенные выше представления чрезвычайно продуктивны для понимания объективной и универсальной природы музыки. Музыка не только выражение чувств, мыслей, чаяний человека, она – специфическая модель мира. Однако при этом и А. Веберном, и Ф. Бузони совершенно не учитывается другая объективно, по своим законам существующая реальность – общественная. Общественная реальность не просто может оставить свой след на «теле» музыки в виде каких-то событий, которым та может быть посвящена (войнам, революциям, полетам в космос и т.д.). Изменение и развитие общества обусловливает собой все изменения, претерпеваемые музыкой, которая специфическим образом воспроизводит существенные и необходимые связи как природной, так и общественной реальности. Музыка – это не только отражение законов природы, она – отражение законов общественного бытия человека, законов общественно - природного целого. Разработка данной проблематики весьма перспективна для дальнейшего, более глубокого осмысления её феномена.

Слайд 78
Описание слайда:

Слайд 79
Описание слайда:
Предпосылки появления музыки Музыка – явление универсальное, являющееся непременным атрибутом жизни людей всех регионов Земли, находящихся на любой стадии исторического развития.

Слайд 80
Описание слайда:

Слайд 81
Описание слайда:
Предпосылки появления музыки звуки природы: пение птиц, журчание воды, шелест деревьев, раскаты грома и т.д.

Слайд 82
Описание слайда:

Слайд 83
Описание слайда:

Слайд 84
Описание слайда:

Слайд 85
Описание слайда:

Слайд 86
Описание слайда:
Место музыки в жизни древнего человека В зарождающихся человеческих сообществах нет разделения на музыку и жизнь. Способность «музыкального уха» непосредственно вплетена в контекст человеческой повседневности, в процесс общения человека с миром и другими людьми.

Слайд 87
Описание слайда:

Слайд 88
Описание слайда:

Слайд 89
Описание слайда:

Слайд 90
Описание слайда:

Слайд 91
Описание слайда:

Слайд 92
Описание слайда:
Особенности древней музыки Таким образом, существование музыки на ранних этапах развития человеческого общества, обнажает ее сущностную специфику, которая выступает как творчество одной из важнейших сущностных сил человека, как формирование человеческой слуховой способности в процессе совместно осуществляемой жизнедеятельности. Первоначальная целостность общественной жизнедеятельности, коллективное, общинное устройство общественной жизни получает отражение в характере содержания музыки, выступающего как выражение и закрепление «Мы - чувства», и в способе ее функционирования, при котором человек выступает субъектом, творцом музыки, вызывающим ее к жизни своим собственным душевным усилием. В обществе, где еще не проявилось отчуждение, музыка выступает живым, актуальным состоянием каждого члена данного сообщества

Слайд 93
Описание слайда:
Происхождение музыкального искусства Происходящее в процессе развития человеческой истории расслоение общества, связанное с закреплением функций целеполагания и исполнения за разными группами индивидов, имеет следствием раскол человеческого мира на совокупность обособленных реальностей – на мир исполнительского, репродуктивного существования, мир чувственно, непосредственно данной необходимости, связанный с обеспечением физического существования, и духовный мир человеческой свободы, творческого самоопределения, находящийся за пределами повседневности и возвышающийся над ней.

Слайд 94
Описание слайда:

Слайд 95
Описание слайда:
Происхождение музыкального искусства Эти процессы находят выражение в конституировании социального института искусства, концентрирующего в себе красоту, отчужденную от реального человеческого существования. С особой силой они проявляют себя в эпоху Нового времени, связанную с зарождением и формированием капиталистических отношений, представляющих собой усиление процессов разделения деятельности. Именно в это время музыка отделяется в самостоятельную, в самодостаточную сферу, что находит свое выражение в возникновении концертной формы музицирования, представляющего собой встречи с музыкой в особом, локализованном пространстве и времени концертного зала, слушания музыки не как формы связи с другим человеком, а ради музыки как определенной звуковой организации.

Слайд 96
Описание слайда:

Слайд 97
Описание слайда:

Слайд 98
Описание слайда:

Слайд 99
Описание слайда:

Слайд 100
Описание слайда:

Слайд 101
Описание слайда:

Слайд 102
Описание слайда:

Слайд 103
Описание слайда:

Слайд 104
Описание слайда:

Слайд 105
Описание слайда:

Слайд 106
Описание слайда:

Слайд 107
Описание слайда:

Слайд 108
Описание слайда:

Слайд 109
Описание слайда:

Слайд 110
Описание слайда:

Слайд 111
Описание слайда:

Слайд 112
Описание слайда:

Слайд 113
Описание слайда:

Слайд 114
Описание слайда:

Слайд 115
Описание слайда:

Слайд 116
Описание слайда:

Слайд 117
Описание слайда:

Слайд 118
Описание слайда:

Слайд 119
Описание слайда:

Слайд 120
Описание слайда:

Слайд 121
Описание слайда:

Слайд 122
Описание слайда:

Слайд 123
Описание слайда:

Слайд 124
Описание слайда:

Слайд 125
Описание слайда:

Слайд 126
Описание слайда:

Слайд 127
Описание слайда:

Слайд 128
Описание слайда:

Слайд 129
Описание слайда:

Слайд 130
Описание слайда:

Слайд 131
Описание слайда:

Слайд 132
Описание слайда:

Слайд 133
Описание слайда:

Слайд 134
Описание слайда:

Слайд 135
Описание слайда:

Слайд 136
Описание слайда:

Слайд 137
Описание слайда:

Слайд 138
Описание слайда:

Слайд 139
Описание слайда:

Слайд 140
Описание слайда:

Слайд 141
Описание слайда:

Слайд 142
Описание слайда:

Слайд 143
Описание слайда:

Слайд 144
Описание слайда:

Слайд 145
Описание слайда:

Слайд 146
Описание слайда:

Слайд 147
Описание слайда:

Слайд 148
Описание слайда:

Слайд 149
Описание слайда:

Слайд 150
Описание слайда:

Слайд 151
Описание слайда:

Слайд 152
Описание слайда:

Слайд 153
Описание слайда:

Слайд 154
Описание слайда:

Слайд 155
Описание слайда:

Слайд 156
Описание слайда:

Слайд 157
Описание слайда:

Слайд 158
Описание слайда:

Слайд 159
Описание слайда:

Слайд 160
Описание слайда:

Слайд 161
Описание слайда:

Слайд 162
Описание слайда:

Слайд 163
Описание слайда:

Слайд 164
Описание слайда:

Слайд 165
Описание слайда:

Слайд 166
Описание слайда:


Скачать презентацию на тему Музыкальное искусство можно ниже:

Похожие презентации