Научная теория и методы научного познания. Философия науки. (Лекция 5) презентация

Содержание


Презентации» Философия» Научная теория и методы научного познания. Философия науки. (Лекция 5)
Лекция 5. Научная теория и методы научного познания
 План
 
 ФункцииЛитература
 1.	Вернадский В.И. Научная мысль как планетное явление // Вернадский В.И.1. Функции научной теории: объяснение и предсказание
 Две основные функции науки:
Объяснение
 Объяснение
 
 1.1. Дедуктивно-номологическое объяснение (К. Поппер, К. Гемпель)
 К.Пример:
 Пример:
 Почему нить, к которой подвешен груз 2 кг порвалась?Общее положение (закон):
 Общее положение (закон):
 «Для всякой нити верно, чтоСимволически:
 Символически:
 
 x (P(x)  Q(x))
 P(a)
 Q(a)Структура дедуктивно-номологического объяснения выражает логический вывод modus ponens:
 Структура дедуктивно-номологического объясненияОбщая схема дедуктивно-номологического объяснения:
 Общая схема дедуктивно-номологического объяснения:
 L1, L2, L3,…Объяснить какое-то явление значит подвести это явление под соответствующий закон
 Объяснить1.2. «Рациональное» объяснение
 1.2. «Рациональное» объяснение
 У. Дрей постарался показать, чтоПри объяснении поступка некоторой истори-ческой личности историк старается вскрыть те мотивы,1.3. Интенциональное объяснение
 1.3. Интенциональное объяснение
 
 Недостатки модели Дрея:
 НеясностьИнтенциональное объяснение заключается в указании на намерение, цель индивида, осуществляющего действие
Логической формой интенционального объяс-нения является «практический силлогизм»
 Логической формой интенционального объяс-ненияЛогической формой интенционального объяс-нения является «практический силлогизм»
 Логической формой интенционального объяс-нения2. Предсказание
 2. Предсказание
 Предсказанием называют выведение из закона или теорииПо своей логической структуре предсказание совпадает с объяснением
 По своей логическойПредсказание всегда относится к неизвестным событиям:
 Предсказание всегда относится к неизвестным2. Понятие метода научного познания
 Метод есть совокупность приемов и операций3. Методы научного познания
 Методы научного познания:
 Индукция, дедукция, аналогия.
 Анализ1. Дедукция
 1. Дедукция
 Дедуктивным называется умозаключение, в котором истинность посылокКритерий правильности дедуктивных умозаключений:
 Критерий правильности дедуктивных умозаключений:
 Дедуктивное умозаключение А1,Характеристика дедуктивного умозаключения с теоретико-познавательной точки зрения
 Характеристика дедуктивного умозаключения сПример:
 Пример:
 Все люди разумны.
 Маугли – человек.
 Следовательно, Маугли разумен.
Дедуктивные умозаключения:
 Дедуктивные умозаключения:
 
 гарантируют истинность заключения при истинности посылок,
2. Индукция
 2. Индукция
 Индуктивными называют умозаключе-ния, в которых из единичныхИндукция – это переход от знания меньшей степени общности к знаниюВ теории познания и методологии науки индукцию понимают как переход отПроблема индукции:
 Проблема индукции:
 
 как возможен переход от знания оПолная индукция
 Полная индукция
 Полная индукция – это индуктивное умозаклю-чение, вСхема полной индукции
 Схема полной индукции
 Рассмотрим множество А = {а1,Полная индукция предполагает исследо-вание каждого элемента исследуемого множества, заключение полной индук-цииМатематическая индукция
 Математическая индукция
 Математическая индукция основывается на строении и свойствахСхема математической индукции:
 Схема математической индукции:
 Пусть Р – интересующее насНеполная индукция
 Неполная индукция
 Неполная индукция – это индуктивное умоза-ключение, заключениемПопулярная индукция
 Популярная индукция
 (индукция через простое перечисление при отсутствии контрпримера)
Схема популярной индукции:
 Схема популярной индукции:
 а1 имеет признак Р.
 а2Пример:
 Пример:
 
 В Аргентине говорят на испанском языке.
 В ЭквадореЛогическая ошибка – поспешное обобщение
 Логическая ошибка – поспешное обобщение
 
Пути повышения надежности выводов по индукции:
 Пути повышения надежности выводов поНаучная индукция
 Научная индукция
 
 Наука – область человеческой деятель-ности, вПричинность – это свойство мира явле-ний, в соответствии с которым каждоеПричина – это явление, порождающее при данных условиях другое явление, следующееНаучная индукция – методы обнаружения причинных связей
 Научная индукция – методыМетоды научной индукции:
 Методы научной индукции:
 1. Метод единственного сходства.
 2.Метод единственного сходства
 Метод единственного сходства
 Если какое-то условие F постоянноСхема метода единственного сходства:
 Схема метода единственного сходства:
 При наличии условийОшибка «неполный перечень условий» состоит в том, что при установлении условий,Метод единственного различия
 Метод единственного различия
 Если какое-то условие F имеетСхема метода единственного различия:
 Схема метода единственного различия:
 
 При наличииСоединенный метод сходства и различия
 Соединенный метод сходства и различия
 ЕслиМетод сопутствующих изменений
 Метод сопутствующих изменений
 Если с изменением условия FСхема метода сопутствующих изменений:
 Схема метода сопутствующих изменений:
 В условиях а,Метод остатков
 Метод остатков
 Если сложные условия производят слож-ное действие иСхема метода остатков:
 Схема метода остатков:
 Явление FG есть причина действия3. Аналогия
 3. Аналогия
 
 Аналогия – это недедуктивное умозаклю-чение, вСходство – это отношение между объектами, состоящее в наличии у рассматриваемыхСтруктура умозаключений по аналогии
 Структура умозаключений по аналогии
 
 Объект, признакПризнак, который переносится с образца на субъект, называется переносимым признаком.
 Признак,В структуру аналогии входят следующие суждения:
 В структуру аналогии входят следующиеВиды умозаключений по аналогии
 Виды умозаключений по аналогии
 Аналогия свойств –Аналогия отношений – это умозаключение по анало-гии, в котором переносимым признаком4. Анализ
 4. Анализ
 
 Анализ – совокупность процедур, сущностью кото-рыхАнализ – необходимое условие осуществления редукционистской стратегии научного исследования
 Анализ –5. Синтез
 5. Синтез
 Синтез представляет собой восстановление, объединение изученных анализом6. Моделирование
 6. Моделирование
 Моделирование – метод научного познания, ос-нованный на7. Формализация
 7. Формализация
 
 Операция формализации представляет собой построение искусственногоСпециальные случаи формализации:
 Специальные случаи формализации:
 математизация 
 аксиоматизация
 концептуальное (теоретическое)Два типа формализованных теорий:
 Два типа формализованных теорий:
 полностью формализованные –



Слайды и текст этой презентации
Слайд 1
Описание слайда:
Лекция 5. Научная теория и методы научного познания План Функции научной теории: объяснение и предсказание Понятие метода научного познания Методы научного познания


Слайд 2
Описание слайда:
Литература 1. Вернадский В.И. Научная мысль как планетное явление // Вернадский В.И. О науке. Т. 1. Научное знание. Научное творчество. Научная мысль. - М.: Феникс, 1997.С. 339-388, 400-428. 2. Грязнов Б.С., Дынин Б.С., Никитин Е.П. Теория и ее объект. М.: Наука, 1973. С. 5-54. 3. Карпович В.Н. Системность теоретического знания. Логический аспект. Новосибирск: Наука, 1984. С. 36-120. 4. Микешина Л.А. Философия науки. – М.: Прогресс-Традиция, 2005. - С. 258-332. 5. Никифоров А.Л. Философия науки: История и методология. - М.: Дом интеллектуальной книги, 1998. Часть II. Гл.II, III. С. 144-171.

Слайд 3
Описание слайда:
1. Функции научной теории: объяснение и предсказание Две основные функции науки: Объяснение Предсказание

Слайд 4
Описание слайда:
Объяснение Объяснение 1.1. Дедуктивно-номологическое объяснение (К. Поппер, К. Гемпель) К. Поппер: «Дать причинное объяснение некоторого события значит дедуцировать описывающее его высказывание, используя в качестве посылок один или несколько универсальных зако-нов вместе с определенными сингулярными высказывания-ми – начальными условиями» (Поппер К.Р. Логика и рост научного знания. М., 1983, с. 83)

Слайд 5
Описание слайда:
Пример: Пример: Почему нить, к которой подвешен груз 2 кг порвалась?

Слайд 6
Описание слайда:
Общее положение (закон): Общее положение (закон): «Для всякой нити верно, что если она нагружена выше предела своей прочности, то она разрывается»

Слайд 7
Описание слайда:
Символически: Символически: x (P(x)  Q(x)) P(a) Q(a)

Слайд 8
Описание слайда:
Структура дедуктивно-номологического объяснения выражает логический вывод modus ponens: Структура дедуктивно-номологического объяснения выражает логический вывод modus ponens: посылки – экспланансом (объясняющее) следствие – экспланандумом (объясняемое)

Слайд 9
Описание слайда:
Общая схема дедуктивно-номологического объяснения: Общая схема дедуктивно-номологического объяснения: L1, L2, L3,… – Общие законы С1, С2, С3,… – Утверждения о начальных условиях Е – Описание объясняемого явления

Слайд 10
Описание слайда:
Объяснить какое-то явление значит подвести это явление под соответствующий закон Объяснить какое-то явление значит подвести это явление под соответствующий закон

Слайд 11
Описание слайда:
1.2. «Рациональное» объяснение 1.2. «Рациональное» объяснение У. Дрей постарался показать, что в исто-рии используются иные типы объяснений

Слайд 12
Описание слайда:
При объяснении поступка некоторой истори-ческой личности историк старается вскрыть те мотивы, которыми руководствовался действую-щий субъект, и показать, что в свете этих мотивов поступок был разумным (рациональ-ным) При объяснении поступка некоторой истори-ческой личности историк старается вскрыть те мотивы, которыми руководствовался действую-щий субъект, и показать, что в свете этих мотивов поступок был разумным (рациональ-ным)

Слайд 13
Описание слайда:
1.3. Интенциональное объяснение 1.3. Интенциональное объяснение Недостатки модели Дрея: Неясность понятия рациональности, на которое опирается эта модель Существенная ограниченность области примене-ния рационального объяснения

Слайд 14
Описание слайда:
Интенциональное объяснение заключается в указании на намерение, цель индивида, осуществляющего действие Интенциональное объяснение заключается в указании на намерение, цель индивида, осуществляющего действие

Слайд 15
Описание слайда:
Логической формой интенционального объяс-нения является «практический силлогизм» Логической формой интенционального объяс-нения является «практический силлогизм» Агент N намеревается (желает, стремится) получить а N считает, что для получения а нужно совершить действие b N совершает действие b

Слайд 16
Описание слайда:
Логической формой интенционального объяс-нения является «практический силлогизм» Логической формой интенционального объяс-нения является «практический силлогизм» Агент N намеревается (желает, стремится) получить а N считает, что для получения а нужно совершить действие b N совершает действие b

Слайд 17
Описание слайда:
2. Предсказание 2. Предсказание Предсказанием называют выведение из закона или теории высказывания о фак-тах, еще не установленных наблюдением или экспериментом

Слайд 18
Описание слайда:
По своей логической структуре предсказание совпадает с объяснением По своей логической структуре предсказание совпадает с объяснением Различие: При объяснении мы отталкиваемся от истинности заключения и ищем посылки, из которых оно следует, а при предсказании мы движемся от известных посылок и утверждаем, что заключение должно быть истинно. При объяснении неверными могут оказаться наши посылки, в предсказании может оказаться ложным заключение

Слайд 19
Описание слайда:
Предсказание всегда относится к неизвестным событиям: Предсказание всегда относится к неизвестным событиям: к тем объектам и ситуациям, которые еще не существуют в настоящем и лишь возникнут в будущем к объектам, которые уже существуют, но еще не стали предметом наблюдения или эксперимента к событиям прошлого – в этом случае их называют «ретросказаниями»

Слайд 20
Описание слайда:
2. Понятие метода научного познания Метод есть совокупность приемов и операций практического и теорети-ческого познания действительности

Слайд 21
Описание слайда:
3. Методы научного познания Методы научного познания: Индукция, дедукция, аналогия. Анализ и синтез Моделирование Формализация

Слайд 22
Описание слайда:
1. Дедукция 1. Дедукция Дедуктивным называется умозаключение, в котором истинность посылок должна гаранти-ровать истинность заключения

Слайд 23
Описание слайда:
Критерий правильности дедуктивных умозаключений: Критерий правильности дедуктивных умозаключений: Дедуктивное умозаключение А1, А2, ..., Аn ├ B правильно, если суждения А1, А2, ..., Аn и B находятся в отношении логического следова-ния, т.е. А1А2 ...  Аn ╞ В

Слайд 24
Описание слайда:
Характеристика дедуктивного умозаключения с теоретико-познавательной точки зрения Характеристика дедуктивного умозаключения с теоретико-познавательной точки зрения Дедуктивное умозаключение – это средство преобразования знаний оно надежное, поскольку гарантирует истин-ность заключения оно не расширяет объема знаний субъекта, совершающего умозаключение

Слайд 25
Описание слайда:
Пример: Пример: Все люди разумны. Маугли – человек. Следовательно, Маугли разумен. Знание о том, что Маугли разумен, уже содержится в знании о том, что все люди разумны, и в представлении о том, что Маугли – человек

Слайд 26
Описание слайда:
Дедуктивные умозаключения: Дедуктивные умозаключения: гарантируют истинность заключения при истинности посылок, их посылки и заключение находятся в отношении логического следования, не расширяют наших знаний о действительности.

Слайд 27
Описание слайда:
2. Индукция 2. Индукция Индуктивными называют умозаключе-ния, в которых из единичных или част-ных суждений выводятся общие сужде-ния

Слайд 28
Описание слайда:
Индукция – это переход от знания меньшей степени общности к знанию большей степени общности Индукция – это переход от знания меньшей степени общности к знанию большей степени общности Суть индуктивного процесса, таким образом, заключается в обобщении имеющихся знаний и получении таким образом новых знаний

Слайд 29
Описание слайда:
В теории познания и методологии науки индукцию понимают как переход от фактов к законам В теории познания и методологии науки индукцию понимают как переход от фактов к законам <…>

Слайд 30
Описание слайда:
Проблема индукции: Проблема индукции: как возможен переход от знания о конеч-ном ограниченном множестве предметов к знанию обо всех предметах данного множества, включая и те, которые мы не наблюдали?

Слайд 31
Описание слайда:
Полная индукция Полная индукция Полная индукция – это индуктивное умозаклю-чение, в котором устанавливается присущность некоторого признака каждому предмету неко-торого множества и на этом основании дела-ется заключение о присущности этого признака всем предметам данного множества.

Слайд 32
Описание слайда:
Схема полной индукции Схема полной индукции Рассмотрим множество А = {а1, а2, ..., аn}. Тогда полная индукция будет иметь следующий вид: а1 имеет признак Р. а2 имеет признак Р. а3 имеет признак Р. ... аn имеет признак Р. Следовательно, все предметы х, принадлежащие множеству А, имеют признак Р.

Слайд 33
Описание слайда:
Полная индукция предполагает исследо-вание каждого элемента исследуемого множества, заключение полной индук-ции дает нам достоверное знание о пред-метах данного множества Полная индукция предполагает исследо-вание каждого элемента исследуемого множества, заключение полной индук-ции дает нам достоверное знание о пред-метах данного множества

Слайд 34
Описание слайда:
Математическая индукция Математическая индукция Математическая индукция основывается на строении и свойствах натурального ряда чисел: каждое следующее число больше предыдущего ровно на единицу

Слайд 35
Описание слайда:
Схема математической индукции: Схема математической индукции: Пусть Р – интересующее нас свойство натуральных чисел. Тогда Р(1) и Р(n)  Р(n+1) ├ х Р(х) Здесь Р(1) называется базисом индукции, Р(n) – индуктивным предположением, а обоснование импли-кации Р(n)  Р(n+1) индуктивным шагом.

Слайд 36
Описание слайда:
Неполная индукция Неполная индукция Неполная индукция – это индуктивное умоза-ключение, заключением которого является об-щее суждение об объектах данного множества, полученное на основании знания только некоторых объектов, принадлежащих к дан-ному множеству

Слайд 37
Описание слайда:
Популярная индукция Популярная индукция (индукция через простое перечисление при отсутствии контрпримера) Популярная индукция – это неполная индукция, в которой отсутствует определенный метод отбора примеров, служащих посылками данного умозаключения

Слайд 38
Описание слайда:
Схема популярной индукции: Схема популярной индукции: а1 имеет признак Р. а2 имеет признак Р. ... аn имеет признак Р. а1, а2, ..., аn принадлежат множеству А. Все а, принадлежащие множеству А, имеют признак Р.

Слайд 39
Описание слайда:
Пример: Пример: В Аргентине говорят на испанском языке. В Эквадоре говорят на испанском языке. В Венесуэле говорят на испанском языке. Аргентина, Эквадор, Венесуэла – южноамериканские страны. Следовательно, во всех южноамериканских странах говорят на испанском языке.

Слайд 40
Описание слайда:
Логическая ошибка – поспешное обобщение Логическая ошибка – поспешное обобщение Поспешное обобщение – логическая ошибка, состоящая в том, что индуктив-ное обобщение формируется на основа-нии немногих, случайно встретившихся примеров

Слайд 41
Описание слайда:
Пути повышения надежности выводов по индукции: Пути повышения надежности выводов по индукции: увеличение числа изученных; увеличение разнообразия рассматриваемых слу-чаев; учет характера связи между рассматриваемыми предметами и их признаками.

Слайд 42
Описание слайда:
Научная индукция Научная индукция Наука – область человеческой деятель-ности, в которой разрабатываются систе-матические методы открытия причинных связей, допускающих объективную про-верку.

Слайд 43
Описание слайда:
Причинность – это свойство мира явле-ний, в соответствии с которым каждое явление порождается явлениями, пред-шествующими ему во времени, и порож-дает некоторые явления, следующие за ним во времени Причинность – это свойство мира явле-ний, в соответствии с которым каждое явление порождается явлениями, пред-шествующими ему во времени, и порож-дает некоторые явления, следующие за ним во времени

Слайд 44
Описание слайда:
Причина – это явление, порождающее при данных условиях другое явление, следующее за ним во времени Причина – это явление, порождающее при данных условиях другое явление, следующее за ним во времени Причинная связь имеет следующие характеристики: а) причина постоянно предшествует своему действию во времени; б) причина порождает действие, обусловливает его появление; в) связь причины и следствия необходима; г) связь причины и действия всеобща в мире явлений; д) с изменением интенсивности причины изменяется и интенсивность действия.

Слайд 45
Описание слайда:
Научная индукция – методы обнаружения причинных связей Научная индукция – методы обнаружения причинных связей

Слайд 46
Описание слайда:
Методы научной индукции: Методы научной индукции: 1. Метод единственного сходства. 2. Метод единственного различия. 3. Соединенный метод сходства и различия. 4. Метод сопутствующих изменений. 5. Метод остатков.

Слайд 47
Описание слайда:
Метод единственного сходства Метод единственного сходства Если какое-то условие F постоянно предшествует наступлению исследуемого явления X в то время, как иные условия изменяются, то это условие, вероятно, есть причина явления X

Слайд 48
Описание слайда:
Схема метода единственного сходства: Схема метода единственного сходства: При наличии условий a, b, с, d, но в отсутствие е имеет место х. При наличии условий а, b, с, e, но в отсутствие d имеет место х. При наличии условий а, с, d, е, но в отсутствие b имеет место х. При наличии условий b, с, d, е, но в отсутствие а имеет место х. Следовательно, с, вероятно, есть причина х.

Слайд 49
Описание слайда:
Ошибка «неполный перечень условий» состоит в том, что при установлении условий, предшествующих наступлению некоторого явления, существует неупомя-нутое условие Ошибка «неполный перечень условий» состоит в том, что при установлении условий, предшествующих наступлению некоторого явления, существует неупомя-нутое условие

Слайд 50
Описание слайда:
Метод единственного различия Метод единственного различия Если какое-то условие F имеет место, когда наступает исследуемое явление X, и отсутст-вует, когда этого явления нет, а все осталь-ные условия остаются неизменными, то F, вероятно, представляет собой причину X

Слайд 51
Описание слайда:
Схема метода единственного различия: Схема метода единственного различия: При наличии условий а, b, с, d имеет место х. При наличии условий а, b, d, но в отсутствие с отсутствует х. Следовательно, с, вероятно, есть причина х.

Слайд 52
Описание слайда:
Соединенный метод сходства и различия Соединенный метод сходства и различия Если два или большее число случаев, когда наступает данное явление Х, сходны только в одном условии F, в то время как два или более случаев, когда данное явление X отсутствует, отличаются от первых случаев только тем, что отсутствует условие F, то это условие D и есть причина X

Слайд 53
Описание слайда:
Метод сопутствующих изменений Метод сопутствующих изменений Если с изменением условия F в той же степени меняется некоторое явление X, а остальные обстоятельства остаются неиз-менными, то вероятно, что F является причиной X

Слайд 54
Описание слайда:
Схема метода сопутствующих изменений: Схема метода сопутствующих изменений: В условиях а, b, с имеет место х. В условиях а', b, с имеет место х'. В условиях а'', b, с имеет место х''. Следовательно, а, вероятно, есть причина х.

Слайд 55
Описание слайда:
Метод остатков Метод остатков Если сложные условия производят слож-ное действие и известно, что часть усло-вий вызывает определенную часть этого действия, то остающаяся часть условий вызывает остающуюся часть действия

Слайд 56
Описание слайда:
Схема метода остатков: Схема метода остатков: Явление FG есть причина действия XY. Явление G есть причина действия Y. Следовательно, F - вероятная причина X.

Слайд 57
Описание слайда:
3. Аналогия 3. Аналогия Аналогия – это недедуктивное умозаклю-чение, в котором суждение о присущнос-ти признака некоторому объекту выво-дится на основании его сходства с другим объектом.

Слайд 58
Описание слайда:
Сходство – это отношение между объектами, состоящее в наличии у рассматриваемых объек-тов общих признаков. Сходство – это отношение между объектами, состоящее в наличии у рассматриваемых объек-тов общих признаков. Сходство предметов определяется двумя факто-рами: числом признаков, общих этим предметам степенью существенности этих признаков

Слайд 59
Описание слайда:
Структура умозаключений по аналогии Структура умозаключений по аналогии Объект, признак которого переносится на другой объект, назовем образцом аналогии. Объект, на который переносится признак, назовем субъектом аналогии. Образец и субъект аналогии будем называть терминами аналогии.

Слайд 60
Описание слайда:
Признак, который переносится с образца на субъект, называется переносимым признаком. Признак, который переносится с образца на субъект, называется переносимым признаком. Признак, одновременно присущий обоим тер-минам аналогии и служащий основанием для переноса интересующего нас признака, назовем основанием аналогии.

Слайд 61
Описание слайда:
В структуру аналогии входят следующие суждения: В структуру аналогии входят следующие суждения: суждение о наличии основания аналогии у образ-ца; суждение о наличии основания аналобии у субъек-та аналогии; суждение о наличии переносимого признака у об-разца аналогии; суждение о наличии переносимого признака у су-бъекта аналогии.

Слайд 62
Описание слайда:
Виды умозаключений по аналогии Виды умозаключений по аналогии Аналогия свойств – это умозаключение по аналогии, в котором роль переносимого признака играет признак-свойство Структура: Р1(а), Р2(а), ..., Рn(а) Р1(b), Р2(b), ..., Рn(b) Q(а) Следовательно Q(b)

Слайд 63
Описание слайда:
Аналогия отношений – это умозаключение по анало-гии, в котором переносимым признаком является приз-нак-отношение Аналогия отношений – это умозаключение по анало-гии, в котором переносимым признаком является приз-нак-отношение Структура: Пусть имеются предметы а, b, с, d, а знак "" обозначает отношение "быть подобным" 1. а  с, b  d. 2. R(a, b). 3. Следовательно, вероятно, что R(с,d)

Слайд 64
Описание слайда:
4. Анализ 4. Анализ Анализ – совокупность процедур, сущностью кото-рых является мысленное разделение исходного объекта на составляющие его части, выявление его структуры, отделение существенного от несущест-венного, сведение сложного к более простому

Слайд 65
Описание слайда:
Анализ – необходимое условие осуществления редукционистской стратегии научного исследования Анализ – необходимое условие осуществления редукционистской стратегии научного исследования

Слайд 66
Описание слайда:
5. Синтез 5. Синтез Синтез представляет собой восстановление, объединение изученных анализом частей, обнаружение и вскрытие того общего, что связывает части в единое целое

Слайд 67
Описание слайда:
6. Моделирование 6. Моделирование Моделирование – метод научного познания, ос-нованный на изучении каких-либо объектов посредством их моделей Знания, полученные при исследовании модели, переносятся на оригинал на основании аналогии

Слайд 68
Описание слайда:
7. Формализация 7. Формализация Операция формализации представляет собой построение искусственного языка для представле-ния знаний из той или иной предметной области Исходное знание, подлежащее формализации называ-ется в неформализованном виде содержательным представлением.

Слайд 69
Описание слайда:
Специальные случаи формализации: Специальные случаи формализации: математизация аксиоматизация концептуальное (теоретическое) моде-лирование

Слайд 70
Описание слайда:
Два типа формализованных теорий: Два типа формализованных теорий: полностью формализованные – постро-енные в аксиматически-дедуктивной форме с явным указанием используемых логических средств частично формализованные – язык и логические средства явным образом не фиксированы


Скачать презентацию на тему Научная теория и методы научного познания. Философия науки. (Лекция 5) можно ниже:

Похожие презентации