Научно-технический прогресс и среда обитания современного человека презентация

Содержание


Презентации» Образование» Научно-технический прогресс и среда обитания современного человека
ПРЕЗЕНТАЦИЯ № 1 
 По теме №1 учебно-тематического плана
 дисциплины 
УЧЕБНЫЕ ВОПРОСЫ 
 1-й учебный вопрос: Научно-технический прогресс и среда обитанияПЕРВЫЙ УЧЕБНЫЙ ВОПРОС:  «Научно-технический прогресс и среда обитания современного человека»
Научно-технический прогресс (НТП), единое, взаимообусловленное, поступательное развитие науки и техники, основаНТП дал огромные блага человечеству, вместе с тем, и принес рядВЫВОД:    Таким образом, жизнедеятельность человека привела к небывалойЦелями дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» являются: 
 Подготовка студентов, будущих специалистов иЖизнь человека зависит от:«Система “человек-среда обитания”    Жизнедеятельность человека неразрывно связана сОсновная мотивация человека в его взаимодействии со средой обитания направленно наВ системе «человек-среда обитания» происходит непрерывный обмен потоками вещества, энергии иНепрерывный обмен потоками вещества, энергии и информации происходит в соответствии сВзаимодействия в системе «человек-среда обитания могут носить различный характер:
 Комфортный (оптимальный),Чрезвычайно опасный, когда потоки высоких уровней за короткий период времени могутВЫВОД: 
 ВЫВОД: 
 взаимодействие человека со средой обитания может позитивнымСреда обитания – это окружающая человека среда, обусловленная совокупностью факторов, способныхЛитосфера – земная кора, внешняя твердая оболочка Земли, образованная осадочными иТехносфера – регион биосферы в прошлом, преобразованный людьми с помощью прямогоВТОРОЙ УЧЕБНЫЙ ВОПРОС.  «Основополагающий принцип обеспечения безопасности жизнедеятельности». 
 Вредный фактор – негативное воздействие на человека, которое приводит к ухудшениюОСНОВОПОЛАГАЮЩИЙ ПРИНЦИП ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ НАХОДИТ СВОЕ ОТРАЖЕНИЕ В АКСИОМЕ: 
Реальная опасность – всегда связана с конкретной угрозой воздействия на человека,ТРЕТИЙ УЧЕБНЫЙ ВОПРОС. «Цели и задачи курса Безопасность жизнедеятельности» 
 ДисциплинаЦелями дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» являются: 
 Подготовка студентов, будущих сотрудников иПолучение знаний о нормативно-допустимых уровнях воздействия негативных факторов на человека иДисциплина «Безопасность жизнедеятельности» имеет следующие основные задачи: 
 Теоретический анализ иОптимизация условий деятельности и отдыха человека; 
 Оптимизация условий деятельности иПРЕДМЕТОМ БЖД является обеспечение безопасности человека от природных, техногенных, экологических иПонятие опасности в этой дисциплине является центральным. 
 “Опасность” это:
 Явления,В результате освоения дисциплины студент должен:
 знать: основные техносферные опасности, ихЧЕТВЕРТЫЙ УЧЕБНЫЙ ВОПРОС.  «Место и роль МЧС в структуре национальнойБезопасность – состояние объекта защиты, при котором воздействие на него всехНациональная безопасность – совокупность актуальных факторов, обеспечивающих благоприятные условия для развитияСферы национальной безопасности по видам и источникам угроз, в обеспечении которых



Слайды и текст этой презентации
Слайд 1
Описание слайда:
ПРЕЗЕНТАЦИЯ № 1 По теме №1 учебно-тематического плана дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» для всех направлений подготовки ВПО «Научно-технический прогресс и среда обитания современного человека, негативные факторы в системе «человек – среда обитания» Нижний Новгород – 2011 год


Слайд 2
Описание слайда:
УЧЕБНЫЕ ВОПРОСЫ 1-й учебный вопрос: Научно-технический прогресс и среда обитания современного человека. Система «человек – среда обитания». Взаимодействие человека со средой обитания. 2-й учебный вопрос: Основополагающий принцип обеспечения безопасности жизнедеятельности. 3-й учебный вопрос: Цели и задачи курса «Безопасность жизнедеятельности». 4-й учебный вопрос: Место и роль МЧС в структуре национальной безопасности.

Слайд 3
Описание слайда:
ПЕРВЫЙ УЧЕБНЫЙ ВОПРОС: «Научно-технический прогресс и среда обитания современного человека» ПРОГРЕСС, (от лат. Progressus – движение вперед, успех) направление развития, для которого характерен переход от низшего к высшему, от менее совершенного к более совершенному.

Слайд 4
Описание слайда:
Научно-технический прогресс (НТП), единое, взаимообусловленное, поступательное развитие науки и техники, основа социального прогресса. В своем развитии НТП прошел три основных этапа: 1 этап - 16÷18 века – «начинающий» 2 этап - 18÷19 века – «стимулирующий» 3 этап - 19÷20 века – «современный»

Слайд 5
Описание слайда:
НТП дал огромные блага человечеству, вместе с тем, и принес ряд негативных изменений в окружающую среду и условия жизнедеятельности человека. К основным негативным изменениям относятся:

Слайд 6
Описание слайда:
ВЫВОД: Таким образом, жизнедеятельность человека привела к небывалой прежде кризисной ситуации с опасностями глобального масштаба. При этом жизнедеятельность человека протекает в постоянном контакте с окружающей средой обитания, которая может оказывать благоприятное или неблагоприятное влияние на состояние здоровья человека, его работоспособность и самочувствие. Негативные факторы, влияющие на здоровье человека, могут быть: физическими; химическими; биологическими; психофизиологическими И делятся на вредные и опасные

Слайд 7
Описание слайда:
Целями дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» являются: Подготовка студентов, будущих специалистов и руководителей органов государственного и муниципального управления, организаций, учреждений и предприятий к грамотным и целесообразным действиям в чрезвычайных ситуациях и при ликвидации их последствий;

Слайд 8
Описание слайда:
Жизнь человека зависит от:

Слайд 9
Описание слайда:
«Система “человек-среда обитания” Жизнедеятельность человека неразрывно связана с окружающей средой. В процессе жизнедеятельности человек и среда постоянно взаимодействуют друг с другом. космос

Слайд 10
Описание слайда:
Основная мотивация человека в его взаимодействии со средой обитания направленно на решение, как минимум двух основных задач: Обеспечение своих потребностей в пище, воде и воздухе; Создание и использование защиты от негативных воздействий среды обитания.

Слайд 11
Описание слайда:
В системе «человек-среда обитания» происходит непрерывный обмен потоками вещества, энергии и информации.

Слайд 12
Описание слайда:
Непрерывный обмен потоками вещества, энергии и информации происходит в соответствии с законом сохранения жизни Ю.Н. Куражковского: «Жизнь может существовать только в процессе движения через живое тело потоков вещества, энергии и информации». Обмен потоками вещества и энергии характерен и для процессов, происходящих без участия человека (поступление на Землю солнечной энергии, перенос воздушных масс, водные потоки и т.п.). Непрерывный обмен потоками вещества, энергии и информации происходит в соответствии с законом сохранения жизни Ю.Н. Куражковского: «Жизнь может существовать только в процессе движения через живое тело потоков вещества, энергии и информации». Обмен потоками вещества и энергии характерен и для процессов, происходящих без участия человека (поступление на Землю солнечной энергии, перенос воздушных масс, водные потоки и т.п.).

Слайд 13
Описание слайда:
Взаимодействия в системе «человек-среда обитания могут носить различный характер: Комфортный (оптимальный), когда потоки соответствуют оптимальным условиям взаимодействия; Допустимый, когда потоки, воздействуя на человека и среду обитания, не оказывают негативного влияния на здоровье, но приводят к дискомфорту; Опасный, когда потоки превышают допустимые уровни и оказывают негативное воздействие на здоровье человека;

Слайд 14
Описание слайда:
Чрезвычайно опасный, когда потоки высоких уровней за короткий период времени могут нанести травму, привести человека к летальному исходу, вызвать разрушение в природной среде.

Слайд 15
Описание слайда:
ВЫВОД: ВЫВОД: взаимодействие человека со средой обитания может позитивным или негативным, характер взаимодействия определяют потоки веществ, энергий и информаций.

Слайд 16
Описание слайда:
Среда обитания – это окружающая человека среда, обусловленная совокупностью факторов, способных оказать прямое или косвенное, в данный момент или в будущем воздействия на человека, его здоровье и потомство. Среда обитания – это окружающая человека среда, обусловленная совокупностью факторов, способных оказать прямое или косвенное, в данный момент или в будущем воздействия на человека, его здоровье и потомство. Биосфера – природная область распространения жизни на земле, включающая нижний слой атмосферы, гидросферу и верхний слой литосферы.

Слайд 17
Описание слайда:
Литосфера – земная кора, внешняя твердая оболочка Земли, образованная осадочными и базальтовыми породами. Большинство организмов, обитающих в литосфере, населяют почвенный слой глубиной несколько метров. Литосфера – земная кора, внешняя твердая оболочка Земли, образованная осадочными и базальтовыми породами. Большинство организмов, обитающих в литосфере, населяют почвенный слой глубиной несколько метров. Гидросфера – водная оболочка Земли, населенная живыми практически на всю глубину Мирового океана. Атмосфера – воздушная оболочка Земли, состоящая из смеси газов, среди которых наиболее значимы для живых организмов.

Слайд 18
Описание слайда:
Техносфера – регион биосферы в прошлом, преобразованный людьми с помощью прямого или косвенного воздействия технических средств в целях наилучшего соответствия своим материальным и социально-экономическим потребностям (техносфера – регион города или промышленной зоны, производственная или бытовая среда).

Слайд 19
Описание слайда:
ВТОРОЙ УЧЕБНЫЙ ВОПРОС. «Основополагающий принцип обеспечения безопасности жизнедеятельности». ОПАСНОСТЬ – это негативное свойство живой и неживой материи, способное причинить ущерб самой материи: людям, природной среде, материальным ценностям. Природные опасности – их источниками являются стихийные явления, климатические условия, геологические образования и др. Негативное воздействие на человека и среду обитания, к сожалению, не ограничивается природными опасностями. Человек в процессе своей хозяйственной деятельности генерирует в среде обитания антропогенные и техногенные опасности

Слайд 20
Описание слайда:
Вредный фактор – негативное воздействие на человека, которое приводит к ухудшению самочувствия или заболеванию. Вредный фактор – негативное воздействие на человека, которое приводит к ухудшению самочувствия или заболеванию. Опасности по вероятности воздействия на человека и среду обитания подразделяют на потенциальные, реальные и реализованные. Потенциальная опасность – представляет собой угрозу общего характера, не связанную с пространством и временем воздействия. Например, в выражениях “шум вреден для человека”; “углеводородные топлива – пожаровзрывоопасны” говорится только о потенциальной опасности.

Слайд 21
Описание слайда:
ОСНОВОПОЛАГАЮЩИЙ ПРИНЦИП ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ НАХОДИТ СВОЕ ОТРАЖЕНИЕ В АКСИОМЕ: ОСНОВОПОЛАГАЮЩИЙ ПРИНЦИП ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ НАХОДИТ СВОЕ ОТРАЖЕНИЕ В АКСИОМЕ: «ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА ПОТЕНЦИАЛЬНО ОПАСНА»

Слайд 22
Описание слайда:
Реальная опасность – всегда связана с конкретной угрозой воздействия на человека, она скоординирована в пространстве и времени. Например, движущаяся по шоссе автоцистерна с надписью “Огнеопасно” представляет реальную опасность для человека, находящегося около дороги. Как только автоцистерна ушла из зоны пребывания человека, она превратилась в источник потенциальной опасности для этого человека. Реальная опасность – всегда связана с конкретной угрозой воздействия на человека, она скоординирована в пространстве и времени. Например, движущаяся по шоссе автоцистерна с надписью “Огнеопасно” представляет реальную опасность для человека, находящегося около дороги. Как только автоцистерна ушла из зоны пребывания человека, она превратилась в источник потенциальной опасности для этого человека. Реализованная опасность – факт воздействия реальной опасности на человека и/или среду обитания, приведший к потере здоровья или летальному исходу человека, к материальным потерям. Если взрыв автоцистерны привел к ее разрушению, гибели людей и/или возгоранию строений, то это реализованная опасность.

Слайд 23
Описание слайда:
ТРЕТИЙ УЧЕБНЫЙ ВОПРОС. «Цели и задачи курса Безопасность жизнедеятельности» Дисциплина «Безопасность жизнедеятельности» представляет собой область научных знаний, охватывающих теорию и практику защиты человека от опасных и вредных факторов во всех сферах человеческой деятельности, сохранение безопасности и здоровья в среде обитания. Дисциплина «Безопасность жизнедеятельности» призвана интегрировать на общей методической основе в единый комплекс знания, необходимые для обеспечения комфортного состояния и травмобезопасности человека во взаимодействии со средой обитания и, прежде всего с техносферой.

Слайд 24
Описание слайда:
Целями дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» являются: Подготовка студентов, будущих сотрудников и руководителей органов государственного и муниципального управления, организаций, учреждений и предприятий к грамотным и целесообразным действиям в чрезвычайных ситуациях и при ликвидации их последствий;

Слайд 25
Описание слайда:
Получение знаний о нормативно-допустимых уровнях воздействия негативных факторов на человека и среду обитания, изучение, классификация и систематизация сложных событий, процессов, явлений в области обеспечения безопасности и комфортных условий деятельности человека на всех стадиях его жизненного цикла; Получение знаний о нормативно-допустимых уровнях воздействия негативных факторов на человека и среду обитания, изучение, классификация и систематизация сложных событий, процессов, явлений в области обеспечения безопасности и комфортных условий деятельности человека на всех стадиях его жизненного цикла; Получение знаний и формирование навыков цивилизованных и безопасных отношений с окружающей средой; Выработка мер по упреждению, локализации и устранению существующих опасностей.

Слайд 26
Описание слайда:
Дисциплина «Безопасность жизнедеятельности» имеет следующие основные задачи: Теоретический анализ и разработка методов идентификации (распознание и количественная оценка негативных воздействий среды обитания); Комплексная оценка многофакторного влияния негативных условий среды обитания на работоспособность и здоровье человека;

Слайд 27
Описание слайда:
Оптимизация условий деятельности и отдыха человека; Оптимизация условий деятельности и отдыха человека; Реализация существующих принципов и методов защиты от опасностей; Рациональное использование средств защиты человека и среды обитания от негативного воздействия техногенных источников и стихийных явлений; а также средств, обеспечивающих комфортные условия деятельности человека на всех стадиях его жизненного цикла; Разработка мер по ликвидации последствий проявления опасностей; Разработка мер по обеспечению национальной и международной безопасности.

Слайд 28
Описание слайда:
ПРЕДМЕТОМ БЖД является обеспечение безопасности человека от природных, техногенных, экологических и социальных опасностей. ПРЕДМЕТОМ БЖД является обеспечение безопасности человека от природных, техногенных, экологических и социальных опасностей. ОБЪЕКТОМ ИЗУЧЕНИЯ БЖД является комплекс явлений и процессов в системе “человек-среда обитания”, негативно действующих на эту систему

Слайд 29
Описание слайда:
Понятие опасности в этой дисциплине является центральным. “Опасность” это: Явления, процессы, объекты, способные в определённых условиях наносить ущерб здоровью человека непосредственно или косвенно, т.е. вызывать нежелательные последствия; Процессы, явления, предметы, оказывающие негативное влияние на жизнь и здоровье человека; Негативное свойство живой и неживой материи, способное причинять ущерб самой материи: людям, природной среде, материальным ценностям. Различают опасности естественного, техногенного и антропогенного происхождения.

Слайд 30
Описание слайда:
В результате освоения дисциплины студент должен: знать: основные техносферные опасности, их свойства и характеристики, характер воздействия вредных и опасных факторов на человека и природную среду, методы защиты от них применительно к сфере своей профессиональной деятельности; уметь: идентифицировать основные опасности среды обитания человека, оценивать риск их реализации, выбирать методы защиты от опасностей применительно к сфере своей профессиональной деятельности и способы обеспечения комфортных условий жизнедеятельности; владеть: законодательными и правовыми актами в области безопасности и охраны окружающей среды, требованиями к безопасности технических регламентов в сфере профессиональной деятельности; способами и технологиями защиты в чрезвычайных ситуациях; понятийно-терминологическим аппаратом в области безопасности.

Слайд 31
Описание слайда:

Слайд 32
Описание слайда:

Слайд 33
Описание слайда:
ЧЕТВЕРТЫЙ УЧЕБНЫЙ ВОПРОС. «Место и роль МЧС в структуре национальной безопасности». В порядке приоритета к объектам защиты относятся: человек общество государство природная среда техносфера

Слайд 34
Описание слайда:
Безопасность – состояние объекта защиты, при котором воздействие на него всех потоков вещества, энергии и информации не превышают максимально допустимых значений. Безопасность – состояние объекта защиты, при котором воздействие на него всех потоков вещества, энергии и информации не превышают максимально допустимых значений. Личная безопасность – это состояние защищенности жизни и здоровья человека, его идеалов, ценностей, интересов от опасных воздействий – физических, духовных, информационных, этнокультурных, социальных, экономических, техногенных, политических, экологических, медико-биологических, военных и т.д. (при этом идеал – это смысл исторической задачи формулирования и создания всем российским обществом модели будущего России, состоящем в благополучии человека, семьи, народа, государства их безопасности и терпимости)

Слайд 35
Описание слайда:
Национальная безопасность – совокупность актуальных факторов, обеспечивающих благоприятные условия для развития России, жизнеобеспеченности государства и достижения национальной цели, социального идеала: благополучия всем гражданам и семьям, целесообразное развитие и сохранение фундаментальных ценностей и традиций народов Российской Федерации, нормальное отношение личности и государства, способность эффективно преодолевать любые внешние угрозы, руководствоваться своими национальными интересами. Национальная безопасность – совокупность актуальных факторов, обеспечивающих благоприятные условия для развития России, жизнеобеспеченности государства и достижения национальной цели, социального идеала: благополучия всем гражданам и семьям, целесообразное развитие и сохранение фундаментальных ценностей и традиций народов Российской Федерации, нормальное отношение личности и государства, способность эффективно преодолевать любые внешние угрозы, руководствоваться своими национальными интересами. Безопасность жизнедеятельности (БЖД) – наука о комфортном и безопасном взаимодействии человека с техносферой. Цель БЖД как науки – сохранение здоровья и жизни человека в техносфере, защитой его от опасностей техногенного, антропогенного, естественного происхождения и созданием комфортных условий жизнедеятельности.

Слайд 36
Описание слайда:
Сферы национальной безопасности по видам и источникам угроз, в обеспечении которых принимает участие МЧС России

Слайд 37
Описание слайда:

Слайд 38
Описание слайда:

Слайд 39
Описание слайда:


Скачать презентацию на тему Научно-технический прогресс и среда обитания современного человека можно ниже:

Похожие презентации