Научные революции презентация

Содержание


Презентации» Философия» Научные революции
Научная революцияПлан:
 1.Научные революции как перестройка оснований науки.
 2.Типология научных революций.
 3.Литература:
 Порус В. Н. Кун, Томас Сэмюэл // Новая философская энциклопедия  — М.: Мысль, 2010.
  Кун, Томас.«Науку следует воспринимать не как постепенно развивающуюся и накапливающую знания по1.Научные революции как перестройка оснований науки.ОБЩИЕ МОДЕЛИ ИСТОРИИ НАУКИ
 	1) история науки как прогрессивный поступательный процессНаучная революция 
  радикальное изменение процесса и содержания научного познания,Революции в естествознании связаны с изменениями способов познания.
  Научная революция —Первый этап научной революции 
  формирование непосредственных предпосылок (эмпирических, теоретических,Второй этап научной революции 
 нацелен на непосредственное развитие оснований новогоТретий этап научной революции 
  утверждение качественно нового способа познания.2.Типология научных революций.Первая модель исходит из установки, что новое знание всегда совершеннее прежнего,Вторая модель появилась в середине ХХ в. в связи с кризисомТретья модель понимает любое событие в науке как неповторимое в другихНаучная революция
 Научная революция — это смена научным сообществом психологических парадигм.В истории всего естествознания можно выделить четыре таких периода, то естьПервая глобальная революция
 Первой глобальной революцией была революция XVII в., котораяВторая глобальная революция
 Радикальные перемены в относительно устойчивой системе основ естествознания,Третья глобальная революция
 Третья глобальная научная революция была же связана сЧетвертая глобальная революция. 
 В современную эпоху мы являемся свидетелями новыхКлассическая наука. 
 Классическая физика начинается Исааком Ньютоном, заложившим основы тойНеклассическая наука. 
 Новые открытия, результаты исследований не вписывались в рамкиПостнеклассическая наука. 
 Для постнеклассической науки в целом характерна ситуация единения3. Концепция научных парадигм и революций Т.Куна. 
 «Структура научных революций».Томас Сэмюэл Кун
 научное знание развивается скачкообразно, 
 посредством научных революций.Томас Сэмюэл Кун родился в Соединенных Штатах Америки в 1922 г."Структура научных революций" (1962)
 Вначале работа «Структура научных революций» была опубликованаТерминология Т.Куна
 Т.Кун ввёл термин «нормальная наука» для определения рутинной ежедневнойпарадигма
 Кун придал более широкое значение слову «парадигма»парадигма
 Парадигма служит для отделения одного научного сообщества от другого. Этопарадигма
 Парадигма — это фундаментальный образ предмета изучения науки. Она служитМодель развития науки И.Ньютона
  Наука развивается накопительным образом, когда каждое новоеМодель развития науки Т.Куна
 Кун признавал, что накопление знаний играет вМодель развития науки Т.Куна
 В каждый данный момент времени в наукеМодель развития науки Т.Куна
 Кризисный этап наступает в том случае, когда этиМодель развития науки Т.Куна



Слайды и текст этой презентации
Слайд 1
Описание слайда:
Научная революция


Слайд 2
Описание слайда:
План: 1.Научные революции как перестройка оснований науки. 2.Типология научных революций. 3. Концепция научных парадигм и революций Т.Куна. Кун Т. «Структура научных революций».

Слайд 3
Описание слайда:
Литература: Порус В. Н. Кун, Томас Сэмюэл // Новая философская энциклопедия  — М.: Мысль, 2010.  Кун, Томас. Структура научных революций. М.: «АСТ», 2003. — 605 с. О Куне и его наследии ежегоднике «Философия науки»: Философия науки. Выпуск 10. М., 2004. — 249 с. Степин В.С. История и философия науки. - М.: 2011. — 423 с.

Слайд 4
Описание слайда:
«Науку следует воспринимать не как постепенно развивающуюся и накапливающую знания по направлению к истине, но как явление, проходящее через периодические революции, называемые в его терминологии «сменами парадигм» Томас Кун

Слайд 5
Описание слайда:
1.Научные революции как перестройка оснований науки.

Слайд 6
Описание слайда:
ОБЩИЕ МОДЕЛИ ИСТОРИИ НАУКИ 1) история науки как прогрессивный поступательный процесс (кумулятивная модель); 2) история науки как процесс развития научного знания через научные революции; 3) история науки как совокупность различных познавательных программ «кейс стадис».

Слайд 7
Описание слайда:
Научная революция радикальное изменение процесса и содержания научного познания, связанное с переходом к новым теоретическим и методологическим предпосылкам, к новой системе фундаментальных понятий и методов, к новой научной картине мира, а также с качественными преобразованиями материальных средств наблюдения и экспериментирования, с новыми способами оценки и интерпретации эмпирических данных с новыми идеалами объяснения, обоснованности и организации знания

Слайд 8
Описание слайда:
Революции в естествознании связаны с изменениями способов познания.  Научная революция — это закономерный и периодически повторяющийся в истории науки процесс качественного перехода от одного способа познания к другому, отражающему более глубинные связи и отношения природы. В ходе научной революции происходит выделение качественно нового типа объектов, резко изменяется система методологических установок познания, идеалов познания, критериев оценки результатов познания, критикуются старые и утверждаются новые ценности познания. Научная революция имеет свою структуру, основные этапы развития.

Слайд 9
Описание слайда:
Первый этап научной революции формирование непосредственных предпосылок (эмпирических, теоретических, ценностных) нового способа познания в недрах старого. Оно осуществляется в русле образования и попыток разрешения некоторой проблемной ситуации в науке. Такая проблемная ситуация развивается от осознания потребности в новом способе познания до формирования идеи о содержании его основания.

Слайд 10
Описание слайда:
Второй этап научной революции нацелен на непосредственное развитие оснований нового способа познания. Он начинается с выдвижения идеи (т.е. с того, чем заканчивается первый этап), продолжается ее развитием вплоть до формулирования принципов фундаментальной теории и завершается выработкой методологических установок познания.

Слайд 11
Описание слайда:
Третий этап научной революции утверждение качественно нового способа познания. При этом старый, исходный способ познания превращается в подчиненный момент нового способа познания. В реальной практике научного познания на данном этапе осуществляются проверка, применение, подтверждение новой фундаментальной теории, уточнение ее соответствия предшествующему теоретическому знанию и данным нового эмпирического базиса, а также новым методологическим установкам познания.

Слайд 12
Описание слайда:
2.Типология научных революций.

Слайд 13
Описание слайда:
Первая модель исходит из установки, что новое знание всегда совершеннее прежнего, поэтому историческое развитие науки это подготовка ее современного состояния. Теоретической основой данной модели стала философия позитивизма (конец XIX - начало ХХ в).

Слайд 14
Описание слайда:
Вторая модель появилась в середине ХХ в. в связи с кризисом позитивизма. Она исходит из идеи прерывности развития научного знания. Время от времени в науке происходят революции, принципиально меняющие парадигму и направление научного знания.

Слайд 15
Описание слайда:
Третья модель понимает любое событие в науке как неповторимое в других исторических условиях. Она допускает одновременное существование различных теорий, по-разному объясняющих одни и те же научные факты. Помимо указанных моделей история науки может изучаться через теории отдельных ученых или научных школ, исследующих определенную область научного знания.

Слайд 16
Описание слайда:
Научная революция Научная революция — это смена научным сообществом психологических парадигм.

Слайд 17
Описание слайда:
В истории всего естествознания можно выделить четыре таких периода, то есть 4 «глобальных революции».

Слайд 18
Описание слайда:
Первая глобальная революция Первой глобальной революцией была революция XVII в., которая ознаменовала собой становление классического естествознания. Его возникновение было неразрывно связано с формированием особой системы идеалов и норм исследования, в которых, с одной стороны, выражались установки классической науки, а с другой - осуществлялась их конкретизация с учетом знаний механики данной эпохи. 

Слайд 19
Описание слайда:
Вторая глобальная революция Радикальные перемены в относительно устойчивой системе основ естествознания, установленные первой революцией, произошли в конце XVIII - первой половине XIX в. Их можно расценить как вторую глобальную научную революцию, определившую переход к новому состоянию естествознания – дисциплинарно-организованной науке. В это время механическая картина мира утрачивает статус общенаучной. В биологии, химии и других областях знания формируются специфические картины реальности, присущие данной области. Таким образом происходит раскол общенаучного познания на предметные группы.

Слайд 20
Описание слайда:
Третья глобальная революция Третья глобальная научная революция была же связана с преобразованием этого стиля и становлением нового, НЕклассического естествознания. Она охватывает период с конца XIX до середины XX столетия. В эту эпоху происходит своеобразная цепная реакция революционных перемен в различных областях знания: в физике (открытие делимости атома), в космологии, в химии (квантовая химия), в биологии (становление генетики). Возникает кибернетика и теория систем, сыгравшие важнейшую роль в развитии современной научной картины мира.

Слайд 21
Описание слайда:
Четвертая глобальная революция. В современную эпоху мы являемся свидетелями новых радикальных изменений в основаниях науки. Эти изменения можно охарактеризовать как четвертую глобальную научную революцию, в ходе которой рождается новая постнеклассическая наука. В.С. Стёпин писал: «Наряду с дисциплинарными исследованиями на передний план все более выдвигаются междисциплинарные \...\ формы исследовательской деятельности \...\ Усиливаются процессы взаимодействия принципов и представлений картин реальности, формирующихся в различных науках».

Слайд 22
Описание слайда:
Классическая наука. Классическая физика начинается Исааком Ньютоном, заложившим основы той совокупности законов природы, которая дает возможность понять закономерности большого круга явлений. И. Ньютон построил первую физическую картину мира (механическую картину природы) как завершенную систему механики. Возведенная Ньютоном и его последователями грандиозная система классической физики (конец XVII в. – конец XIX в.) просуществовала почти два века и только в конце XIX в. начала рушиться под напором новых фактов, не укладывающихся в ее рамки.

Слайд 23
Описание слайда:
Неклассическая наука. Новые открытия, результаты исследований не вписывались в рамки созданные классической наукой, что привело к революции. Но какие именно открытия так повлияли на науку XVIII-XIX веков? Например, открытие рентгеновского излучения и радиоактивности. Они продемонстрировали наличие гораздо более сложной структуры атомов, о которой ранее даже и не предполагали. Работа Макса Планка по проблеме теплового излучения доказала бесконечность энергии, что было необъяснимо с точки зрения классической термодинамики. Но самым большим потрясением стала теория относительности Эйнштейна, обнародованная в 1905 г.

Слайд 24
Описание слайда:
Постнеклассическая наука. Для постнеклассической науки в целом характерна ситуация единения физики, химии, биологии. Такое единение просматривается на всех уровнях - предметном, методологическом, терминологическом и понятийном. При этом живое и неживое в природе утратили свою “несовместимость”.

Слайд 25
Описание слайда:
3. Концепция научных парадигм и революций Т.Куна. «Структура научных революций».

Слайд 26
Описание слайда:
Томас Сэмюэл Кун научное знание развивается скачкообразно, посредством научных революций. Любой критерий имеет смысл только в рамках определённой парадигмы, исторически сложившейся системы воззрений.

Слайд 27
Описание слайда:
Томас Сэмюэл Кун родился в Соединенных Штатах Америки в 1922 г. Закончил Гарвардский университет, защитив диссертацию по физике. Всю жизнь работал в Гарварде и преподавал в Массачусетсском технологическом институте. В последние годы работал над проблемами истории квантовой механики, умер в 1996 г.

Слайд 28
Описание слайда:
"Структура научных революций" (1962) Вначале работа «Структура научных революций» была опубликована в виде статьи для «Международной энциклопедии унифицированной науки» («International Encyclopedia for Unifed Science»), издаваемой Венским кружком логических позитивистов, или неопозитивистов.

Слайд 29
Описание слайда:
Терминология Т.Куна Т.Кун ввёл термин «нормальная наука» для определения рутинной ежедневной работы учёных, повлиял на использование термина «научные революции» как периодических событий в науке.

Слайд 30
Описание слайда:
парадигма Кун придал более широкое значение слову «парадигма»

Слайд 31
Описание слайда:
парадигма Парадигма служит для отделения одного научного сообщества от другого. Это понятие можно использовать для отделения физики от химии или социологии от психологии. Названные области имеют разные парадигмы. Понятие парадигмы может быть использовано для разделения различных исторических этапов в разви­тии науки (Mann, Grimes, and Kemp, 1997). Парадигма, господствовавшая в физике в XIX в., отлична от той, что господствовала в этой науке в начале XX в.

Слайд 32
Описание слайда:
парадигма Парадигма — это фундаментальный образ предмета изучения науки. Она служит для определения того, что должно изучаться, какие вопросы должны ставиться и как, каким правилам нужно следовать при интерпретации полученных ответов. Парадигма представляет собой наиболее общий блок единодушия в науке и служит для отделения одной научной группы (или подгруппы) от другой. Она классифицирует, определяет и соотносит существующие в ней образцы, теории, методы и инструменты

Слайд 33
Описание слайда:
Модель развития науки И.Ньютона  Наука развивается накопительным образом, когда каждое новое достижение непоколе­бимо опирается на всю совокупность предшествующих научных знаний. Наука достигла своего теперешнего состояния путем медленных равномерных прираще­ний знания. В будущем она достигнет еще больших высот. 

Слайд 34
Описание слайда:
Модель развития науки Т.Куна Кун признавал, что накопление знаний играет в развитии науки какую-то роль, однако считал, что истинно важные изменения возникают в результате револю­ций. Кун разработал теорию, объясняющую, как, по его мнению, происходят важ­нейшие изменения в науке.

Слайд 35
Описание слайда:
Модель развития науки Т.Куна В каждый данный момент времени в науке господствует конкретная парадигма (на этот период определяемая как фун­даментальная картина предмета научного изучения). Нормальная наука — это пе­риод накопления знаний, в течение которого ученые развивают господствующую парадигму. Такая научная работа неизбежно порождает аномалии, или результа­ты, которые не могут быть объяснены господствующей парадигмой.

Слайд 36
Описание слайда:
Модель развития науки Т.Куна Кризисный этап наступает в том случае, когда эти аномалии накапливаются, и кризис этот, в конечном счете, может завершиться научной революцией. Господствующая парадигма ниспровергается, в то время как новая занимает центральное поло­жение в науке. Рождается новая господствующая парадигма, и цикл готовится по­вториться вновь.

Слайд 37
Описание слайда:
Модель развития науки Т.Куна


Скачать презентацию на тему Научные революции можно ниже:

Похожие презентации