Наука, как форма духовного освоения действительности презентация

Содержание


Презентации» Философия» Наука, как форма духовного освоения действительности
Тема. Наука как форма духовного освоения действительности. 
 Вопросы:Познание - процесс погружения человеческого интеллекта в действительность, который осуществляется дляОтличия науки от других  сфер человеческой деятельности
 ПРЕДМЕТ НАУКИ -Отличия науки от других  сфер человеческой деятельности
 Знание, обладающее рядомОтличия науки от других  сфер человеческой деятельности Отличия науки отОтличия науки от других  сфер человеческой деятельностиот 
 Использование научногоОтличия науки от других  сфер человеческой деятельностиот
 ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СПЕЦИАЛЬНЫХ ПРИЕМОВМЕТОДЫ НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯНаблюдение как эмпирический методЭксперимент как эмпирический метод
 Эксперимент - активный целенаправленный метод изучения явленийГипотеза и теория как теоретические методы 
 ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ПОЗНАНИЕ - 
Гипотеза как теоретический методметоды: научная гипотеза
 Гипотеза: 
 а) форма существованияТребования к научной гипотезе: 
 Призвана объяснить весь круг явлений, дляГипотеза становится теорией, если удовлетворяет следующим требованиям:
 1)осмысленность – операциональная определяемостьТеория как метод и форма организации знаний в науки
 Теория -Отличия науки от других  сфер человеческой деятельностиотовеческой деятельности
  Выводы:  отличия науки от других сфер человеческой деятельности
 НАУКА 
Естествознание и гуманитарные науки:  черты сходства и различия
 Разделение наукНауки о природе пользуются генерализирующим (номотетическим) методом.
 Науки о природе пользуютсяНауки о культуре пользуются индивидуализирующим (идиографическим) методом. 
 Науки о культуреПредмет науки  (в классическом понимании)Роль математизацииРоль математизацииТрактовка движенияТрактовка движенияТрактовка пространстваТрактовка пространстваТрактовка времениПреобладающая методологическая стратегия



Слайды и текст этой презентации
Слайд 1
Описание слайда:
Тема. Наука как форма духовного освоения действительности. Вопросы:


Слайд 2
Описание слайда:
Познание - процесс погружения человеческого интеллекта в действительность, который осуществляется для получения знаний. Признаки практического знания: возникает и функционирует в контексте различной человеческой деятельности; институтом формирования является ученичество; использует специальный искусственный язык; не может быть вытеснено наукой; критерий применимости – эффективность.

Слайд 3
Описание слайда:
Отличия науки от других сфер человеческой деятельности ПРЕДМЕТ НАУКИ - мир объективный и мир субъективный

Слайд 4
Описание слайда:
Отличия науки от других сфер человеческой деятельности Знание, обладающее рядом особенностей: Систематизированное; Обоснованное; Интерсубъективное.

Слайд 5
Описание слайда:
Отличия науки от других сфер человеческой деятельности Отличия науки от других сфер человеческой деятельностиот других сфер человеческой деятельности Наука является социальным институтом. Наука – социальное явление. Способы социальной организации и взаимоотношений ученых меняются в соответствии с особенностями развития науки, изменением статуса науки в обществе, и с развитием самого общества. Наука создается сообществом ученых, которое имеет систему передаваемых по традиции норм и ценностей.  

Слайд 6
Описание слайда:
Отличия науки от других сфер человеческой деятельностиот Использование научного языка

Слайд 7
Описание слайда:
Отличия науки от других сфер человеческой деятельностиот ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СПЕЦИАЛЬНЫХ ПРИЕМОВ И МЕТОДОВ Научный метод- совокупность регулятивных принципов, приемов и процедур, функция которых состоит в том, чтобы ориентировать и направлять научный поиск по пути достижения объективной истины. Свойства научного метода: ясность, общепонятность детерминированность или отсутствие произвола в применении соответствующих регулятивных принципов, что в частности обеспечивает обучаемость методам; направленность или способность давать кроме намеченных результатов еще и другие побочные; надежность и способность с большой вероятностью обеспечивать получение искомого результата; экономность или способность давать результат с наименьшими затратами средств и времени.

Слайд 8
Описание слайда:
МЕТОДЫ НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

Слайд 9
Описание слайда:
Наблюдение как эмпирический метод

Слайд 10
Описание слайда:
Эксперимент как эмпирический метод Эксперимент - активный целенаправленный метод изучения явлений в точно фиксированных условиях их протекания, которые могут создаваться и контролироваться самим исследователем. Эксперимент осуществляется на основе теории, определяющей постановку задач и интерпретацию его результатов. Преимущества эксперимента: воспроизводится по желанию субъекта; возможно наблюдение свойств, отсутствующих в естественных условиях; позволяет изолировать изучаемое явление от усложняющих обстоятельств через вариацию условий; расширяет арсенал приборов и инструментов.

Слайд 11
Описание слайда:
Гипотеза и теория как теоретические методы ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ПОЗНАНИЕ - 1) усиление деятельности теоретического мышления; увеличение теоретических методов; 2) реализация способности к воспроизводству теоретического знания на своей собственной основе и совершенствование теории систем, что предполагает относительную независимость от эмпирии. 3) способно исследовать природу самих понятий, развивать и совершенствовать понятийный аппарат. Цель – установить законы и принципы, позволяющие систематизировать, объяснить и предсказать факты, установленные в ходе эмпирического исследования. Однозначно дискурсивного пути от знания о фактах к знанию о законах не существует.

Слайд 12
Описание слайда:
Гипотеза как теоретический методметоды: научная гипотеза Гипотеза: а) форма существования знания, характеризующаяся недостаточностью, недостоверностью, проблематичностью; в широком смысле – любое предположение, догадка или предсказание, основывающееся на предшествующем знании, либо на новых фактах (иногда и на том, и на другом одновременно); б) метод формирования объяснительных предложений, ведущий к установлению законов и принципов. В научном познании гипотеза используется для: а) объяснения существования фактов; б) предсказания новых фактов. Научной гипотезу делает ее выдвижение в рамках науки.

Слайд 13
Описание слайда:
Требования к научной гипотезе: Призвана объяснить весь круг явлений, для анализа которых она выдвигается, должна по возможности не противоречить ранее установленным фактам. Принципиальная проверяемость гипотезы – следствия из гипотезы должны быть доступны опытной проверке. Наивозможнейшая принципиальная простота гипотезы – ее способность, исходя из единичного основания, описать возможно более широкий круг различных явлений, не прибегая к искусственным построениям и произвольным допущениям.

Слайд 14
Описание слайда:
Гипотеза становится теорией, если удовлетворяет следующим требованиям: 1)осмысленность – операциональная определяемость входящих в теорию понятий. 2)непротиворечивость – логическая согласованность принимаемых в теории высказываний. 3)верифицируемость – возможность сравнения высказываний теории с опытом. 4)подтверждаемость – соответствие теории фактам с заданной степенью точности. 5)экстраполируемость – способность к обобщению за пределы того опыта, на основе которого она первоначально основывалась. 6)адаптивность – способность путем каких-либо модификаций объяснять новые факты. 7)потенциальная фальсифицируемость – существование таких метаопределений, которые однозначно указывают в каких случаях теория расходится с опытом.

Слайд 15
Описание слайда:
Теория как метод и форма организации знаний в науки Теория - развитая форма организации научного знания, дающая целостное представление о закономерностях определенной области действительности.

Слайд 16
Описание слайда:
Отличия науки от других сфер человеческой деятельностиотовеческой деятельности НАУКА ВЫПОЛНЯЕТ ФУНКЦИИ: 1.Описание – фиксация данных эксперимента или наблюдения с помощью принятых в науке определенных систем обозначения. 2.Объяснение – выявление, раскрытие связей между объектами объяснения (явлениями, событиями) и другими объектами, считающимися понятными и известными. 3.Предсказание - определение, описание тех или иных явлений природы, общественной жизни, психических состояний, которые отсутствуют или не известны в настоящий момент, но могут возникнуть или быть изучены и открыты в будущем.

Слайд 17
Описание слайда:
Выводы: отличия науки от других сфер человеческой деятельности НАУКА имеет предметом исследования - мир объективный и субъективный; результатом научной деятельности является получение знания, выработка стиля научной рациональности; использует специальные методы и приемы деятельности; функционирует как социальный институт; формирует и использует научный язык; выполняет функции описания, объяснения, предсказания.

Слайд 18
Описание слайда:
Естествознание и гуманитарные науки: черты сходства и различия Разделение наук на науки о природе и науки о культуре введено в Баденской школе неокантианства (кон. XIX – нач. ХХ в.) Вильгельм Виндельбанд Генрих Риккерт

Слайд 19
Описание слайда:
Науки о природе пользуются генерализирующим (номотетическим) методом. Науки о природе пользуются генерализирующим (номотетическим) методом.

Слайд 20
Описание слайда:
Науки о культуре пользуются индивидуализирующим (идиографическим) методом. Науки о культуре пользуются индивидуализирующим (идиографическим) методом. Предметом исследования является событие, которое обладает ценностью. Ценности - установки и оценки, императивы и запреты, цели и проекты, выраженные в форме нормативных представлений.

Слайд 21
Описание слайда:
Предмет науки (в классическом понимании)

Слайд 22
Описание слайда:
Роль математизации

Слайд 23
Описание слайда:
Роль математизации

Слайд 24
Описание слайда:
Трактовка движения

Слайд 25
Описание слайда:
Трактовка движения

Слайд 26
Описание слайда:
Трактовка пространства

Слайд 27
Описание слайда:
Трактовка пространства

Слайд 28
Описание слайда:
Трактовка времени

Слайд 29
Описание слайда:
Преобладающая методологическая стратегия

Слайд 30
Описание слайда:


Скачать презентацию на тему Наука, как форма духовного освоения действительности можно ниже:

Похожие презентации