Наука, как лидирующая сфера современной культуры. (Лекция 1) презентация

Содержание


Презентации» Философия» Наука, как лидирующая сфера современной культуры. (Лекция 1)
Наука как лидирующая сфера современной культуры
 Лекция 1Индустриальное (промышленное, техногенное) общество 
  характеризуется 
 ведущей ролью промышленногоУрбанизация – признак индустриального социумаДоиндустриальное (аграрное, традиционное ) общество
  характеризуется 
 ведущей ролью аграрногоАграрный или урбанизированный мир?Чего сможет достичь человек в схватке с ПРИРОДОЙ?Концепция индустриальной цивилизации
 возникла
 в 50-60х гг. ХХ в. в двухАрон Раймон –французский философ, социолог, полит.обозреватель(1905-1983) 
 Выступал за деидеологизацию наукиКонцепция Р. Арона
  трактовала индустриальную цивилизацию как общество, в которомОсобое значение в индустриальном обществе приобретает НАУКАЗнание вообще и научное знание, в частности, усиливают свои позиции вНаука как важнейшая форма познания в современном мире  
 Понятие «Наука»ПОНЯТИЕ НАУКИ:
 1. Наука как деятельность 
 представляет собой творческий процессОсновные компоненты структуры научной деятельности : 
 Субъект (кто исследует), 
Современная наука 
 использует множество разнообразных средств познания природы, общества и2. Наука как знание 
 В зависимости от специфики познаваемой реальностиПроблема критериев научности знания
 1). Исторические критерии научности :
 а) формально-логическая2). Логические критерии :
 непротиворечивость, полнота, независимость исходных аксиом 
 простота,Наука как социальный институт 
 совокупность научных организаций и учреждений, интегрированныхОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ НАУКИ
 Культурно-мировоззренческая
 Индустриально-производственная
 Функция социального управления и рационализации социальныхОСОБЕННОСТИ НАУКИ
 объективно-предметная направленность научного познания;
 конструктивно-творческая природа науки, 
 	состоящаяНа сколько верны научные прогнозы? Этот вопрос задает философ и трейдерСлучайность или «черный лебедь» цивилизации вторгается в научные прогнозы и меняетОбобщим понятие науки
 Наука – это форма социально организованной познавательной деятельности,ФОРМЫ ВНЕНАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ
  а) обыденно-практическое познание,
 	в котором фиксируется опытКроме того, формы вненаучного познания 
 паранормальное,
  псевдонаучное,
 антинаучное,
 К паранормальному знанию относят 
 учения о тайных природных и психическихПсевдонаучное знание
 интерпретация реально изучаемых наукой событий и явлений, еще неДевиантная наука или анормальное знание 
 познавательные структуры в науке,
 которыеЛекция завершена, благодарю за внимание!



Слайды и текст этой презентации
Слайд 1
Описание слайда:
Наука как лидирующая сфера современной культуры Лекция 1


Слайд 2
Описание слайда:
Индустриальное (промышленное, техногенное) общество характеризуется ведущей ролью промышленного сектора экономики, развитием индустрии, превращением капитала в рычаг власти, формированием наций и национальных государств, возникновением демократических институтов превращением права в основной регулятор отношений в обществе, урбанизацией. Научно-технический прогресс становится индикатором социального прогресса в целом.

Слайд 3
Описание слайда:
Урбанизация – признак индустриального социума

Слайд 4
Описание слайда:
Доиндустриальное (аграрное, традиционное ) общество характеризуется ведущей ролью аграрного сектора экономики, приоритетом натурального хозяйства, прямым насилием как опорой власти, сословной иерархией, верховенством семьи в социализации человека. технический прогресс носит эпизодический характер

Слайд 5
Описание слайда:
Аграрный или урбанизированный мир?

Слайд 6
Описание слайда:
Чего сможет достичь человек в схватке с ПРИРОДОЙ?

Слайд 7
Описание слайда:
Концепция индустриальной цивилизации возникла в 50-60х гг. ХХ в. в двух вариантах: концепция Р.Арона , концепция У. Ростоу

Слайд 8
Описание слайда:
Арон Раймон –французский философ, социолог, полит.обозреватель(1905-1983) Выступал за деидеологизацию науки и глобализацию. Политический обозреватель газеты «Фигаро». Либерал. Считал, что государство обязано создавать законы, обеспечивающие свободу, плюрализм и равенство гражданам, а также обеспечить их выполнение.

Слайд 9
Описание слайда:
Концепция Р. Арона трактовала индустриальную цивилизацию как общество, в котором ведущая роль принадлежит развитию техники и технологий. Главное, по мнению Арона, не количественный рост («бег на скорость»), а создание национальной системы экономики со свободной торговлей и общим рынком (идеи глобализма и либерализма).

Слайд 10
Описание слайда:
Особое значение в индустриальном обществе приобретает НАУКА

Слайд 11
Описание слайда:
Знание вообще и научное знание, в частности, усиливают свои позиции в постиндустриальном мире

Слайд 12
Описание слайда:
Наука как важнейшая форма познания в современном мире   Понятие «Наука» можно трактовать в 3-х аспектах: 1) наука как деятельность; 2) наука как знание; 3) наука как социальный институт.  

Слайд 13
Описание слайда:
ПОНЯТИЕ НАУКИ: 1. Наука как деятельность представляет собой творческий процесс субъект-объектного взаимодействия, направленный на производство и воспроизводство новых объективно-истинных знаний о действительности.

Слайд 14
Описание слайда:
Основные компоненты структуры научной деятельности : Субъект (кто исследует), объект (или предмет, что исследуют), средства и методы, цели и программы, результаты или продукты.

Слайд 15
Описание слайда:
Современная наука использует множество разнообразных средств познания природы, общества и духовно-психической реальности. Среди них выделяют материальные средства, составляющие экспериментально-измерительную или приборную базу современной науки. Концептуально-логические средства – в состав которых входят специализированные искусственные языки и категориальные системы, логико-методологические стандарты и эталоны организации знания Математические средства – включающие в свой состав различные системы математических языков и формализмов, призванных обеспечить процедуры описания, объяснения и предсказания исследуемых явлений и процессов

Слайд 16
Описание слайда:

Слайд 17
Описание слайда:
2. Наука как знание В зависимости от специфики познаваемой реальности выделяют знание как информацию об объективном мире природы и общества; знание о внутреннем духовно-психическом мире человека знание о целях и теоретических программах деятельности человека каждый их этих видов знания может существовать в формах протонаучного, вненаучного и научного знания.

Слайд 18
Описание слайда:
Проблема критериев научности знания 1). Исторические критерии научности : а) формально-логическая непротиворечивость знания; б) опытная проверяемость и эмпирическая обоснованность; в) рациональный характер знания; г) воспроизводимость и семантическая инвариантность; д) универсальность

Слайд 19
Описание слайда:
2). Логические критерии : непротиворечивость, полнота, независимость исходных аксиом простота, эстетическая значимость, инструментальная эффективность

Слайд 20
Описание слайда:
Наука как социальный институт совокупность научных организаций и учреждений, интегрированных определенными нормами, принципами и методами профессиональной коммуникации, формами взаимосвязи с конкретно-историческим типом общества.

Слайд 21
Описание слайда:
ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ НАУКИ Культурно-мировоззренческая Индустриально-производственная Функция социального управления и рационализации социальных отношений; Функция генерации и воспроизводства научных знаний в системах образования и трансляции социального опыта.

Слайд 22
Описание слайда:
ОСОБЕННОСТИ НАУКИ объективно-предметная направленность научного познания; конструктивно-творческая природа науки, состоящая в том, что она исследует не только объекты, осваиваемые в наличных формах социальной деятельности, но и создает теоретические модели потенциально возможных объектов в практике будущего.

Слайд 23
Описание слайда:
На сколько верны научные прогнозы? Этот вопрос задает философ и трейдер амер. биржи Нассим ТАЛЕБ.

Слайд 24
Описание слайда:
Случайность или «черный лебедь» цивилизации вторгается в научные прогнозы и меняет их результаты! Можно ли минимизировать болезненность такого стресса? Можно, отвечает Нассим Талеб!

Слайд 25
Описание слайда:
Обобщим понятие науки Наука – это форма социально организованной познавательной деятельности, в которой на основе опережающего отражения действительности осуществляется рационально-понятийное ее освоение, фиксируемое в системе предметного, объективно-истинного, нового знания.

Слайд 26
Описание слайда:
ФОРМЫ ВНЕНАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ а) обыденно-практическое познание, в котором фиксируется опыт повседневной жизни и обнаруживает себя логика «здравого смысла»; б) игровое познание, реализующееся на основе условно принимаемых правил и целей, и имеющее обучающе-развивающий характер; в) различные формы протонаучной познавательной деятельности, регулируемые посредством традиций и обычаев

Слайд 27
Описание слайда:
Кроме того, формы вненаучного познания паранормальное, псевдонаучное, антинаучное, девиантное и др.

Слайд 28
Описание слайда:
К паранормальному знанию относят учения о тайных природных и психических силах и отношениях, которые реализуются за пределами известных науке физических способов взаимодействия. Например, ЭСВ – экстрансенсорное восприятие, телепатия, психокинез и др.

Слайд 29
Описание слайда:
Псевдонаучное знание интерпретация реально изучаемых наукой событий и явлений, еще не получивших в ней адекватных объяснений в соответствии с принятыми в науке логико-методологическими стандартами и эталонами. Например, феномены внеземных цивилизаций, НЛО, Лох-Несское чудовище и др.

Слайд 30
Описание слайда:
Девиантная наука или анормальное знание познавательные структуры в науке, которые еще не получили всеобщего признания в научном сообществе не одобрены в соответствии с доминирующими в нем методологическими стандартами. Например, в период научной революции в конце ХIХ – начале ХХ века релятивистская физика А.Эйнштейна и квантовая механика

Слайд 31
Описание слайда:
Лекция завершена, благодарю за внимание!


Скачать презентацию на тему Наука, как лидирующая сфера современной культуры. (Лекция 1) можно ниже:

Похожие презентации