Наука как социальный институт презентация

Содержание


Презентации» Философия» Наука как социальный институт
Тема лекции
 Наука как социальный институт
 
 1 Институциональная интерпретация 
Институциональная интерпретация науки 
 
 Наука как социальный институт:
 совокупность организацийОсновные этапы организации науки
 Основные этапы организации науки
   Институциональная интерпретация науки впервые 
   Институциональная интерпретация науки впервыеВ рамках институционального подхода к науке выделяют 
   В рамках классификации ЮНЕСКО выделяются следующие
   В рамках классификацииНаучная школа – это интегрированный единой программой
   Научная школаВ современной социологии науки принято различать 
   В современнойКогнитивная институализация проявляется в форме 
   Когнитивная институализация проявляетсяК важнейшим направлениям социальной институализации 
    К важнейшимНаучная коммуникация – это совокупность видов и форм 
  Средства формальной коммуникации могут быть 
    Средства формальнойИнновационная деятельность и устойчивое развитие
    Совокупность действий поСоциальная технология – это предварительно определенный
     Инновационная политика является частью социальной 
     Инновационная1. Средняя величина наукоёмкости ВВП США – 2,7 %; 
 в2. Развитым странам нет необходимости доказывать, что 
   3. Инновационная инфраструктура означает сочетание элементов
 рынка, обеспечивающих функционирование инновационных 
4. В рыночной экономике с высоким интеллектуальным 
   Так называемый технологический форсайт направлен на 
    Так6. Конечной целью любых исследований, относящихся к



Слайды и текст этой презентации
Слайд 1
Описание слайда:
Тема лекции Наука как социальный институт 1 Институциональная интерпретация науки. 2 Научная коммуникация: понятие и виды.


Слайд 2
Описание слайда:
Институциональная интерпретация науки Наука как социальный институт: совокупность организаций и учреждений, функционирующих в соответствии с особыми правилами и императивами; система отношений и ролевых функций, возникающих в научных сообществах на различных стадиях исследовательского процесса; форма фиксации и обоснования ее социального статуса, реализующегося в разнообразных взаимосвязях с конкретно- историческим типом общества; основные формы и методы профессиональной коммуникации в науке.

Слайд 3
Описание слайда:
Основные этапы организации науки Основные этапы организации науки 1) Архаичный период – тип научных объединений (мастерская, школа), воплощающая различные виды ценностных установок: «делай, как я»; «делай, как они»; «делай, как можешь». Платоновская академия, аристотелевский Ликей, Луккская, Пизанская, Болонская юридическая школа, Салернская медицинская школа. 2) Фаза высшей школы (кон. XII – нач. XIII вв.). Болонский университет, Парижский, Пражский, Оксфордский, Кембриджский, Неапольский, Палермский. 3) Легитимность получает исследовательский сектор науки. Возникновение первых академических учреждений (кон. XVI- нач. XVII вв.). 1662 г. – основано Лондонское Королевское общество. 1666 г. – Парижская Академия наук. 1700 г. – Берлинская, 1724 – Петербургская, 1739 г. – Стокгольмская Академии. Параллельно возникают государственные обсерватории: Парижская (1672 г.), Гринвич (1675 г.). 4) Возникновение специализированных научных и учебных заведений (вт. пол. XVIII в.) – Парижское и Петербургское горные училища и др.

Слайд 4
Описание слайда:
Институциональная интерпретация науки впервые Институциональная интерпретация науки впервые обосновывается в рамках социологии науки (30-е годы ХХ ст. Дж. Бернал, П. Сорокин, Т. Парсонс, Р. Мертон). Р. Мертон – основоположник «институциональной» социологии науки, обосновавший особый статус науки как социального института. Р. Мертон ввел понятие «научный этос», обозначающий обязательный для науки комплекс ценностей и норм, который включает в себя четыре основополагающих «институциональных императива»: универсализм, коллективизм (или общность), бескорыстность и организованный скептицизм. В западной социологии науки ХХ в. выделяют две парадигмы: мертонианская нормативная, отстаивающая объективно-эпистемологический статус науки и социокогнитивная, исследующая социокультурный феномен науки (М. Малкей, Р. Коллинз, Т. Кун и др.).

Слайд 5
Описание слайда:
В рамках институционального подхода к науке выделяют В рамках институционального подхода к науке выделяют «малую» и «большую» науку. «Малая» наука представляет собой такую совокупность ее организационных форм, которая преобладала в классический период ее существования. В то время научная деятельность еще не стала широко распространенной профессией и не выступала как основа технологий производства и социально значимых типов деятельности. «Большая» наука возникает, когда формируется развитая инфраструктура науки (широкая сеть научно- исследовательских и информационных центров; система высшего и постдипломного образования, включающая в свой состав различные научно-исследовательские учреждения; промышленные и производственные корпорации, интегрированные со структурами отраслевой науки, и др.). К концу ХХ века суммарная численность ученых в мире превысила 5 млн. человек, выделяют 15 тыс. научных дисциплин и направлений.

Слайд 6
Описание слайда:
В рамках классификации ЮНЕСКО выделяются следующие В рамках классификации ЮНЕСКО выделяются следующие формы научных исследований: 1) фундаментальные научные исследования; 2) прикладные исследования; 3) опытно-конструкторские разработки. В отечественной традиции вся совокупность этих трех компонентов обозначалась аббревиатурой НИОКР (научные исследования и опытно-конструкторские разработки). Реально функционирующая система научных исследований органично соединяет в себе две взаимосвязанные тенденции. Первая – ориентирована на генерацию нового знания и интеллектуальных инноваций. Вторая – сохранение исследовательских традиций и преемственности в деятельности научных сообществ. Формой преемственности в науке является формирование и развитие научных школ.

Слайд 7
Описание слайда:
Научная школа – это интегрированный единой программой Научная школа – это интегрированный единой программой и общим стилем мышления коллектив исследователей, возглавляемый, как правило, широко известным и признанным ученым, выполняющим в данном коллективе функции лидера и генератора идей. В науковедении различают классические и современные научные школы. К первым относят возникшие в XIX в. на базе крупнейших европейских университетов научно- исследовательские центры, которые наряду с образовательными задачами решали и проблемы научной сферы. Второй тип научных школ появляется уже в ХХ ст., когда формируются адресные научные программы, выступающие как социальный заказ, а выполнение их определяется уже не столько ролью и влиянием научного лидера школы, сколько базисными целевыми установками исследования.

Слайд 8
Описание слайда:
В современной социологии науки принято различать В современной социологии науки принято различать «внутреннюю» и «внешнюю» социальность науки, или ее микроконтекст и макроконтекст. Первый уровень социальности обычно интерпретируют как структурно-функциональную зависимость науки от характеристик научного сообщества или исследовательской группы. Второй рассматривают как форму общей социокультурной детерминации научной деятельности и ее взаимосвязей с экономикой, политикой, бизнесом, культурой и другими подсистемами социальной жизни. Социокультурный контекст социологии разделяют на когнитивную и социальную институализацию науки.

Слайд 9
Описание слайда:
Когнитивная институализация проявляется в форме Когнитивная институализация проявляется в форме интеллектуальной и социально-психологической, или ментальной, скоординированности членов дисциплинарного сообщества и в приверженности к единым эталонам и нормам исследования, а также к общему для всей группы ученых стандарту профессиональной корпоративности. Социальная институализация – это степень интегрированности ученых в рамках формальных структур научной деятельности, таких как дисциплинарные сообщества, ведущие журналы, этические кодексы, социально-нормативные системы контроля и регуляции профессионального поведения. Этот тип институализации проявляется в формах социального признания той или иной научной корпорации, а также в формах возможных ее взаимосвязей с различными подсистемами общества.

Слайд 10
Описание слайда:
К важнейшим направлениям социальной институализации К важнейшим направлениям социальной институализации науки можно отнести следующие формы и уровни ее взаимосвязи с обществом: 1) наука и современные инновационные технологии в сфере экономики и бизнеса; 2) наука и рационализация форм и технологий социального управления; 3) наука и динамика социально-политических процессов на государственном и межгосударственном уровнях; 4) сложная конфигурация отношений между наукой и властью, которая обнаруживает себя как в превращении научного знания в реальный властный ресурс, так и в использовании современных научных достижений в интересах социального управления и манипулирования общественным и индивидуальным сознанием; 5) наука и образование, в процессе взаимодействия которых становятся возможными не только передача и трансляция социально накопленного опыта, но и профессиональная социализация личности как субъекта конструктивно- творческого отношения к действительности.

Слайд 11
Описание слайда:
Научная коммуникация – это совокупность видов и форм Научная коммуникация – это совокупность видов и форм профессионального общения в научном сообществе, а также передачи информации от одного его компонента к другому. Благодаря деятельности известного американского науковеда Д. Прайса и его школы была развита особая область исследований науки, получившая название наукометрия. Наукометрия анализирует структуру и особенности информационных фондов науки, основополагающие направления профессиональной коммуникации в науке, специфику информационно-коммуникационных потоков в ней. Формы научной коммуникации: 1) Формальная и неформальная. Первая предлагает документальную фиксацию научного в виде статьи, монографии или иной публикации. Вторая базируется на таких технологиях общения, которые не требуют письменного оформления и последующего воспроизведения в научной литературе либо электронных средствах информации.

Слайд 12
Описание слайда:
Средства формальной коммуникации могут быть Средства формальной коммуникации могут быть первичными (научные статьи, монографии, опубликованные тезисы докладов) и вторичными (рефераты научных публикаций, аналитические обзоры, рецензии, тематические библиографии и т. д. ). 2) Устная и письменная коммуникация. 3) Личностная и безличностная, непосредственная и опосредованная, планируемая и спонтанная формы научной коммуникации. Специфической формой профессионального объединения ученых, является «невидимый колледж». Данный термин, введенный еще Дж. Берналом, был впоследствии развернут П. Прайсом в гипотезу о «невидимых колледжах» как особых научно- коммуникационных структурах, имеющих достаточно устойчивую конфигурацию и эффективно работающих, несмотря на то. что они опираются на формальные организационные ресурсы.

Слайд 13
Описание слайда:
Инновационная деятельность и устойчивое развитие Совокупность действий по введению нового в социальную и природную среду оказывается способной преодолеть противодействующее сопротивление, тогда говорят об осуществлении инновационного процесса. Выделяют 5 групп инновационных процессов, различных по предметному содержанию: 1) продуктовые; 2) технологические; 3) социальные; 4) комплексные (социотехнические); 5) культурные. Можно выделить 3 взаимосвязные группы социальных инноваций. Первая касается глубоких экономических реформ, вторая - изменений в политической сфере, третья – преобразований социально-психологических отношений в обществе.

Слайд 14
Описание слайда:
Социальная технология – это предварительно определенный Социальная технология – это предварительно определенный ряд операций, направленных на достижение некоторой цели или задачи. С позиций системного анализа в структуре социальной технологии выделяют 3 вида процессов: 1) Технологические процессы, связанные с отбором и переработкой соответствующих материально-вещественных, информационных и других потоков с целью их «подготовки» к использованию. 2) Технологические процессы, которые являются специфическими действиями данной технологии с точки зрения ее назначения. 3) Технологические процессы, связанные с дальнейшим «продвижением полученного результата». Классификация видов социальных технологий возможна также и в зависимости от цели, реализуемой в результате применения данной технологии. Здесь выделяют 3 случая: а) технология, поддерживающая стабилизацию системы, т. е. нормальное функционирование; б) технология, переводящая систему из одного состояния в другое; в) технология, повышающая надежность системы.

Слайд 15
Описание слайда:
Инновационная политика является частью социальной Инновационная политика является частью социальной политики и определяет цели и приоритеты инновационной стратегии государства, т.е. направлена на обеспечение инновационной деятельности и повышение ее эффективности. Анализ показывает, что укрупненно структуру современной государственной инновационной политики можно представить в виде шести определяющих стратегических направлений: 1. эффективная система организаций и финансирования НИОКР; 2. целенаправленная кадровая политика; 3. высокая степень реализации результатов исследований, связанная с развитой инновационной инфраструктурой и инновационной восприимчивостью предприятий; 4. широкое международное сотрудничество; 5. стратегическое планирование научно-технического развития; 6. ориентация на приоритетные направления научно- технической деятельности.

Слайд 16
Описание слайда:
1. Средняя величина наукоёмкости ВВП США – 2,7 %; в Японии – 2,98 %; в Финляндии – 3,66 %; в Швеции – 3,78 %. Весьма высоким в этих условиях является вклад корпоративного сектора. Так, например, затраты на НИОКР 100 ведущих компаний США составили более 50 % от полученной ими прибыли. Наиболее значительный интерес представляют две тенденции, спонтанно возникшие в результате эволюции взглядов на процесс научно-инновационного развития в передовых экономических странах. Первая предполагает переход от монодисциплинарных к полидисциплинарным исследованиям, основанным на комбинировании разных дисциплин для достижения конечной цели. Прототипом такого подхода к организации НИОКР может служить опыт Японии. Вторая – в результате переноса исследований на «сопредельную территорию». Это одна из причин того, что 40% японских компаний, работающих в Великобритании, имеют в этой стране научно-исследовательские учреждения, а 45 % исследований, проводимых британскими фирмами, осуществляется за пределами своей страны.

Слайд 17
Описание слайда:
2. Развитым странам нет необходимости доказывать, что 2. Развитым странам нет необходимости доказывать, что человеческий капитал является определяющим фактором экономического роста. По оценкам экспертов объем средств, вложенных ими в подготовку ученых, инженеров, техников и рабочих, превысил стоимость их основных производственных фондов. В странах ОЭСР среди работающих естественным образом стимулируется стремление к самообразованию и повышению квалификации. Чем выше образовательный уровень, тем выше заработная плата и гарантии занятости. Так, доходы лиц с высшим образованием в этих странах практически в 2 раза больше, чем у тех, кто имеет только среднее образование, а уровень безработица – наоборот, почти в 2 раза меньше. В результате впечатляет соотношение (из расчета 1 : 1000) ученых и инженеров, занятых в сфере НИОКР, с численностью жителей, сложившееся к концу столетия: в Японии оно было равно 8; в США – 7,4; в странах ЕС – 4,7 (аналогично в Китае, Индии и Индонезии). При этом в течение и после 90-х гг. это соотношение имело и имеет выраженную тенденцию к росту. В Беларуси, после трехкратного снижения численности занятых в НИОКР, за тот же период данный показатель снизился до 3,3.

Слайд 18
Описание слайда:
3. Инновационная инфраструктура означает сочетание элементов рынка, обеспечивающих функционирование инновационных предприятий и развитие инновационной деятельности в национальной экономике. Инфраструктура создает условия для поддержки инновационных предприятий, снижает степень риска инвестиций. Инфраструктура инновационной деятельности включает: 1) элементы кредитно-финансовой структуры: биржи, коммерческие банки, финансовые и страховые компании; инвестиционные фонды и др.; 2) информационные системы, обеспечивающие поддержку функционирования рынка инноваций: инновационные сети, информационные сети и специализированные банки данных; 3) элементы инновационной инфраструктуры, поддерживающие развитие инновационной предпринимательской деятельности: технико-внедренческие зоны, технопарки; инновационные центры; технологические центры, бизнес-центры, инновационные инкубаторы малого бизнеса; 4) организации, оказывающие различные виды услуг, необходимых для инновационной деятельности: специализированные фирмы; организации, ведущие НИОКР и предлагающие на рынке инноваций инновационные разработки для коммерческого внедрения.

Слайд 19
Описание слайда:
4. В рыночной экономике с высоким интеллектуальным 4. В рыночной экономике с высоким интеллектуальным компонентом широкое международное сотрудничество служит трем целям: использованию преимуществ от разделения труда в области науки и техники, обеспечению доступа к международному банку знаний и решению глобальных проблем, требующих скоординированных усилий. 5. Главным направлением анализа перспектив на будущее является в нем оценка глобальных процессов, влияющих на положение страны, и возможностей оказания позитивного для нее воздействия на их последствия, используя имеющиеся материальные и интеллектуальные ресурсы. Целью исследований и анализа при этом не является прогноз вероятного развития ситуации на будущее, и поэтому данное направление определяется словом «форсайт», смысл которого в таком контексте может быть истолкован, как «взгляд в перспективу». Исходя из положения о многовариантности развития, ставится задача как подобрать для своей страны в каждом из нескольких возможных вариантов линию действия, дающую возможность с высокой вероятностью вписаться в мировые процессы на более благоприятных условиях.

Слайд 20
Описание слайда:
Так называемый технологический форсайт направлен на Так называемый технологический форсайт направлен на определение национальных приоритетов научно-технического развития, обеспечивающих с наибольшей вероятностью поддержание высокого уровня конкурентоспособности страны на мировом рынке, качество жизни населения, устойчивое экономическое развитие в условиях ожидаемого на ближайшие 10-20 лет развития ситуации в мире. Хорошо известен опыт индикативного планирования, применяемого во Франции, который, в отличие от директивного, ориентирован в первую очередь не на определение конкретных показателей экономического роста, а на выявление условий его реализации. Посредством индикативного плана определяются среднесрочные, как правило на 4-5 лет, цели экономического и инновационного развития страны, прогнозные показатели и тенденции, концептуальные алгоритмы формирования структурных пропорций.

Слайд 21
Описание слайда:
6. Конечной целью любых исследований, относящихся к 6. Конечной целью любых исследований, относящихся к планированию инновационной деятельности, в независимости от того, выполнены они в виде прогноза или перспективного предвидения (форсайт), является разработка национальных приоритетов научно-технической деятельности. Поэтому не представляется возможным выделить общую матрицу процесса, характерную для среднестатистического государства. В остальном каждое государство самостоятельно выбирает для себя методологию и методику долгосрочного планирования научно-технической деятельности и выбора её приоритетов. Весьма уместным здесь будет вспомнить определение И. Шумпетера, которое гласит, что «neue Kombinationen – это суть новаторства».

Слайд 22
Описание слайда:


Скачать презентацию на тему Наука как социальный институт можно ниже:

Похожие презентации