Немецкая классическая философия XIX века презентация

Содержание


Презентации» Философия» Немецкая классическая философия XIX века
НЕМЕЦКАЯ КЛАССИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ
 (XIX в.)Немецкая классическая философия получила особое распространение в конце XVIII – первойИммануил Кант (1724-1804)
 Немецкий (прусский) философ, основоположник немецкой классической философии, профессорКант выдвинул теорию о наличии границ познавательных способностей человека и невозможностиПериоды творчества Канта:
 Докритический: (до нач. 70-х г. 18 в.): КантГлавные вопросы философии по Канту:
 Что я могу знать? (метафизика, илиГлавные произведения Канта:
 «Критика чистого разума» (1781 г.) – в нём«Критика чистого разума»:
 Большинство философов до Канта видели в качестве главнойКант: Познавательные способности человеческого разума ограничены.
 Как только разум человека пытаетсяПримеры антиномий:
 Мир имеет начало во времени и ограничен в пространствеСуществование антиномий, по Канту – доказательство наличия границ познавательных способностей человеческогоМы познаем не непосредственно внешний мир, а наши собственные ощущения. Представления,Классификация знания по Канту:
 Апостериорное знание – знание, получаемое человеком вСтруктура мира по Канту (3 уровня):
 Трансцендентный мир – Мир души,Категории (априорные понятия) чистого разума делятся на 3 группы:
 Категории чувственногоКатегории чувственного познания (пространство и время). С их помощью сознание упорядочивает(4 класса категорий рассудочного или логического познания):
 Категории количества (пр.: единствоКатегории разума – предельные, высшие идеи (идея Бога, идея души, идеяОбращаясь к изначальным понятиям (категориям) трансцендентального мира, человек может выйти изВыводы, следующие из теории познания Канта:
 Вещи сами по себе непознаваемы,Т.о. наше знание о мире является не пассивным отображением реальности, аФилософия в той форме, в какой она существовала до Канта, невозможна:«Критика практического разума»
 (под «практическим разумом» Кант понимает нравственность).
 Во всемКант назвал этот моральный закон 
   Категорическим императивом
 Он«Поступай так, чтобы ты всегда относился к человеку и в своёмМежду чистой нравственностью и реальной жизнью (побуждениями, материальными интересами людей) существуетПо тому, как человек жертвует своими частными интересами и жизненным благополучиемГеорг Гегель (1770-1831)
 Профессор Гейдельбергского и Берлинского университетов, один из самыхВклад Гегеля в философию:
 Выдвинул собственную концепцию объективного идеализма (основным понятиемВажнейшие философские труды:
 «Наука логики»
 «Философия природы»
 «Феноменология духа»Учение Гегеля о бытии  (учение об Абсолютной идее):
 Существует единоеАбсолютная идея потенциально содержит в себе всё и состоит из противоположныхАбсолютная идея проходит определенные ступени развития. 
 Природа, человек, человеческое познаниеСтупени развития Абсолютной идеи:
 Ступень логики (этап развития Абс.идеи «в себеСтупень духа – ступень развития собственно человеческой духовной жизни:
  СубъективныйФилософия, по Гегелю – высшая ступень развития Абсолютной идеи. Это «мир,Человек, по Гегелю, является носителем Абсолютной идеи, его сознание – частицаПознание человека также развивается по ступеням развития Абсолютной идеи и способноТ.к. целью развития Абсолютной идеи является самопознание, Гегель полагал, что высшейЦелью познания является достижение такого уровня знания, когда сознание обнаруживает, чтоТ.о., один из важнейших выводов Гегеля – в том, что противоречияВзгляды Гегеля на историю:
 История – процесс самореализации Абсолютного духа (идеи).Этапы истории по Гегелю:
 Восточная эра (Др.Египет, Др. Китай и т.п.)Диалектика Гегеля
 Гегель по праву считается основоположником современной диалектики. 
 ДиалектикаЛюдвиг Фейербах (1804-1872)
 Немецкий ф-ф, атеист. Автор концепции антропологического материализма.
 ФилософияОсновные работы:
 «Мысли о смерти и бессмертии» (1830)
 «Сущность христианства» (1841)Людвиг Фейербах:
 Поначалу был последователем Гегеля, потом стал её критиком (виделАнтропологический материализм Фейербаха:
 Идея существует не сама по себе, это продуктЧеловек должен стать главным интересом философии (т.е. философия, по Фейербаху, поОсновной фактор развития человека и общества - любовь. Это изначальная человеческаяВзгляды Фейербаха на религию:
 Атеизм Фейербаха существенно отличался от атеизма французских«Человек верит в Бога… потому, что у него есть стремление бытьТ.о. Бог – проекция идеального образа человека, того, каким хотел быТ.о., (с т. зр. Фейербаха), подлинный объект религиозного поклонения находится внутриРелигия - основа связей между людьми в обществе. Но она должнаЗначение философии Фейербаха:
 Философия Фейербаха оказала значительное влияние на формирование философии



Слайды и текст этой презентации
Слайд 1
Описание слайда:
НЕМЕЦКАЯ КЛАССИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ (XIX в.)


Слайд 2
Описание слайда:
Немецкая классическая философия получила особое распространение в конце XVIII – первой половине XIX вв. Ее основу составило творчество пяти наиболее выдающихся немецких философов того времени: Иммануила Канта (1724 – 1804); Иоганна Фихте (1762 – 1814); Фридриха Шеллинга (1775 – 1854); Георга Гегеля (1770 - 1831); Людвига Фейербаха (1804 - 1872). В немецкой классической философии были представлены три ведущих философских направления: объективный идеализм (Кант, Шеллинг, Гегель); субъективный идеализм (Фихте); материализм (Фейербах).

Слайд 3
Описание слайда:
Иммануил Кант (1724-1804) Немецкий (прусский) философ, основоположник немецкой классической философии, профессор Кёнигсбергского университета. Дуалист; Совершил «революцию» в философии.

Слайд 4
Описание слайда:
Кант выдвинул теорию о наличии границ познавательных способностей человека и невозможности познать внутреннюю сущность вещей и явлений окружающего («вещей в себе»); Сформулировал моральный закон («категорический императив»); Выдвинул идею о «вечном мире» в будущем, основанном на экономической неэффективности войны и ее правовом запрете.

Слайд 5
Описание слайда:
Периоды творчества Канта: Докритический: (до нач. 70-х г. 18 в.): Кант занимается проблемами бытия, природы, естествознания. Дал объяснение возникновению Солнечной системы из вращающейся туманности разряженных в пространстве частиц материи (космогоническая теория Канта-Лапласа); «Критический» (1770-1804 гг.), основной (философский период): Кант разрабатывает проблемы деятельности разума, познания и его границ, логики, этики, социальной философии. Пишет свои главные произведения.

Слайд 6
Описание слайда:
Главные вопросы философии по Канту: Что я могу знать? (метафизика, или онтология); Что я должен делать? (мораль); На что я смею надеяться? (религия); Что такое человек? (антропология).

Слайд 7
Описание слайда:
Главные произведения Канта: «Критика чистого разума» (1781 г.) – в нём Кант исследует возможности и границы человеческого познания. «Критика практического разума» (проблемы этики, морали и нравственности). «Критика способности суждения» (идея всеобщей целесообразности – всё в природе и в человеке устроено целесообразно, имеет свой смысл и предназначение).

Слайд 8
Описание слайда:
«Критика чистого разума»: Большинство философов до Канта видели в качестве главной причины трудностей познания ОБЪЕКТ познавательной деятельности – бытие, окружающий мир, содержащий множество неразгаданных тайн; Кант выдвинул гипотезу, согласно которой причиной трудностей при познании является не окружающая действительность – объект, а СУБЪЕКТ познавательной деятельности – человек, его разум.

Слайд 9
Описание слайда:
Кант: Познавательные способности человеческого разума ограничены. Как только разум человека пытается выйти за собственные рамки (возможности), он наталкивается на неразрешимые противоречия – антиномии (противоположные высказывания, каждое из которых одинаково хорошо доказуемо с помощью разума):

Слайд 10
Описание слайда:
Примеры антиномий: Мир имеет начало во времени и ограничен в пространстве / Мир не имеет начала во времени и безграничен; Существуют только простые элементы и то, что состоит их простых / В мире нет ничего простого; Существует не только причинность по законам природы, но и свобода / Свободы не существует. Всё в мире совершается по законам природы (т.е. причинно обусловлено).

Слайд 11
Описание слайда:
Существование антиномий, по Канту – доказательство наличия границ познавательных способностей человеческого разума. Однако, разум наталкивается не только на внутренние границы – антиномии (неразрешимые противоречия), но и на внешние – сущность вещей принципиально непознаваема:

Слайд 12
Описание слайда:
Мы познаем не непосредственно внешний мир, а наши собственные ощущения. Представления, возникающие в разуме на основе ощущений есть лишь образы («вещи – для - нас»), которые имеют мало общего с реальным миром. Реальный мир, его объекты являются «вещью в себе». «Вещь–в-себе» - внутренняя сущность, причина, закон существования каждой конкретной вещи. Она непознаваема для человеческого разума и науки.

Слайд 13
Описание слайда:
Классификация знания по Канту: Апостериорное знание – знание, получаемое человеком в результате опыта. Является не полностью достоверным, а вероятностным, может давать «осечки». Априорное знание – доопытное, врожденное, которое существует в разуме изначально и не требует доказательств (Пр.: «Все тела имеют массу», «Жизнь протекает во времени»). Оно абсолютно достоверно и надежно.

Слайд 14
Описание слайда:
Структура мира по Канту (3 уровня): Трансцендентный мир – Мир души, Бога, Свободы, мир без условностей. Наука и философия неправомочны говорить о нем, т.к. он запределен, непознаваем для человеческого разума. Он создает условия для всего что есть в нашем мире. Трансцендентальный мир – Мир Чистого Разума, или мир философских категорий, являющихся руководящими моментами процесса познания. Это априорные (доопытные) формы, своеобразные инструменты, благодаря которым человек познает окружающий мир и знает о нравственном законе. Материальный мир (мир явлений).

Слайд 15
Описание слайда:
Категории (априорные понятия) чистого разума делятся на 3 группы: Категории чувственного познания; Категории рассудочного (логического) познания; Категории Разума.

Слайд 16
Описание слайда:
Категории чувственного познания (пространство и время). С их помощью сознание упорядочивает ощущения, размещая их в пространстве и времени. Категории рассудочного (логического) познания. С их помощью рассудок «располагает по полочкам» все ощущения и обретает способность к упорядоченному мышлению. (Всего их, по Канту, 12 – 4 класса по 3 в каждом):

Слайд 17
Описание слайда:
(4 класса категорий рассудочного или логического познания): Категории количества (пр.: единство и множество); Категории качества Категории отношения (пр.: причина и следствие); Категории модальности (пр.: необходимость и случайность)

Слайд 18
Описание слайда:
Категории разума – предельные, высшие идеи (идея Бога, идея души, идея сущности мира и т.д.). Философия – наука об этих высших идеях.

Слайд 19
Описание слайда:
Обращаясь к изначальным понятиям (категориям) трансцендентального мира, человек может выйти из круга антиномий (без этого запутается!). «Трансцендентальная апперцепция» - внутреннее ощущение, интуитивное проникновение сознания в трансцендентальный мир.

Слайд 20
Описание слайда:
Выводы, следующие из теории познания Канта: Вещи сами по себе непознаваемы, так же как и весь окружающий мир (агностицизм!). Кант совершил «коперниканский переворот» в философии: указал на то, что мы постигаем мир не таким, каков он есть, а таким, каким он является нам сквозь призму познавательных способностей нашего разума (которые ограничены).

Слайд 21
Описание слайда:
Т.о. наше знание о мире является не пассивным отображением реальности, а результатом активной творческой деятельности сознания.

Слайд 22
Описание слайда:
Философия в той форме, в какой она существовала до Канта, невозможна: она претендует на раскрытие сущности бытия («вещей-в-себе»), а она-то как раз и непознаваема! Задача философии – заниматься критическим анализом способностей разума и самого процесса познания.

Слайд 23
Описание слайда:
«Критика практического разума» (под «практическим разумом» Кант понимает нравственность). Во всем человечестве, у всех народов можно обнаружить представления о нравственности, которые имеют очень много общего. Следовательно, существует единый для всего человечества моральный закон, который имеет высший и безусловный характер. Его наличие можно объяснить только если признать существование Бога.

Слайд 24
Описание слайда:
Кант назвал этот моральный закон Категорическим императивом Он имеет две формулировки: «Поступай так, чтобы максима твоего поступка могла быть принципом всеобщего законодательства» (чтобы твои поступки могли быть образцом для всех);

Слайд 25
Описание слайда:
«Поступай так, чтобы ты всегда относился к человеку и в своём лице, и в лице всякого другого также как к цели и никогда – как к средству».

Слайд 26
Описание слайда:
Между чистой нравственностью и реальной жизнью (побуждениями, материальными интересами людей) существует сильное противоречие. Мнимая мораль основывается на принципах полезности, приятности, инстинктах, внешнем авторитете. Она эгоистична по своей природе. Поведение человека должно подчиняться только моральному закону (требованиям совести), который побуждает нас действовать вопреки эгоизму;

Слайд 27
Описание слайда:
По тому, как человек жертвует своими частными интересами и жизненным благополучием ради следования моральному закону, можно судить о наличии у него истинной нравственности и достоинств.

Слайд 28
Описание слайда:
Георг Гегель (1770-1831) Профессор Гейдельбергского и Берлинского университетов, один из самых авторитетных философов своего времени; Идеалист; Оказал огромное влияние на последующее развитие философии.

Слайд 29
Описание слайда:
Вклад Гегеля в философию: Выдвинул собственную концепцию объективного идеализма (основным понятием которой является Абсолютная идея или Мировой Дух); Исключительная заслуга Гегеля перед философией – разработка диалектики – учения о всеобщем развитии, его основных законах и принципах.

Слайд 30
Описание слайда:
Важнейшие философские труды: «Наука логики» «Философия природы» «Феноменология духа»

Слайд 31
Описание слайда:
Учение Гегеля о бытии (учение об Абсолютной идее): Существует единое духовное начало - Мировой Дух или Абсолютная идея. Это единственная подлинно существующая реальность, первопричина всего. Она обладает самосознанием и способностью творить (Абсолютная идея – философский вариант идеи Бога).

Слайд 32
Описание слайда:
Абсолютная идея потенциально содержит в себе всё и состоит из противоположных составляющих (бытие и ничто, единство и множество и т.п.). В определенный момент Абсолютная идея начинает развиваться через диалектическое взаимодействие этих противоположностей, что ведет к количественным и качественным изменениям в ней.

Слайд 33
Описание слайда:
Абсолютная идея проходит определенные ступени развития. Природа, человек, человеческое познание и общество проходят развитие по тем же ступеням, что и Абсолютная идея (это своеобразная матрица развития).

Слайд 34
Описание слайда:
Ступени развития Абсолютной идеи: Ступень логики (этап развития Абс.идеи «в себе самой», процесс развертывания системы философских категорий = плана будущего развития мира). Ступень появления природы. Когда Абс. идея достигает развития во всей полноте категорий, она «отчуждает от себя» окружающий мир, природу и человека. Т.к. Абсолютная идея это дух, а природа материальна, то это - ступень «инобытия» Абсолютной идеи.

Слайд 35
Описание слайда:
Ступень духа – ступень развития собственно человеческой духовной жизни: Субъективный дух – сознание человека; Объективный дух – право, мораль, нравственность, т.е. общественная жизнь (семья, государство); Абсолютный дух – искусство, религия, философия.

Слайд 36
Описание слайда:
Философия, по Гегелю – высшая ступень развития Абсолютной идеи. Это «мир, схваченный мыслью», соединение начала абсолютной идеи с её концом (человеческим сознанием, или субъективным духом). Философия, по Гегелю – высшая ступень развития Абсолютной идеи. Это «мир, схваченный мыслью», соединение начала абсолютной идеи с её концом (человеческим сознанием, или субъективным духом). Целью развития природы, человека, общества является познание Абсолютной идеей самой себя. Через процесс самопознания Абсолютная идея осуществляет, реализовывает себя.

Слайд 37
Описание слайда:
Человек, по Гегелю, является носителем Абсолютной идеи, его сознание – частица Мирового Духа. Это «конечный дух» Мирового Духа. Через человека осуществляется круговорот Мирового Духа к самому себе (в зеркале человеческого сознания Абсолютная идея видит и познает себя).

Слайд 38
Описание слайда:
Познание человека также развивается по ступеням развития Абсолютной идеи и способно достигать апогея (пика и конечной цели развития).

Слайд 39
Описание слайда:
Т.к. целью развития Абсолютной идеи является самопознание, Гегель полагал, что высшей наукой является его, Гегеля, философия (т.к. именно она говорит об Абсолютной идее и её развитии). Человеческое общество, по Гегелю, также должно достигнуть максимума своего развития (остановиться в развитии), этой вершиной он считал современную ему прусскую монархию, т.к. она появилась одновременно с его философской системой.

Слайд 40
Описание слайда:
Целью познания является достижение такого уровня знания, когда сознание обнаруживает, что материальный мир (объект познания) на самом деле не является чем-то независимым от сознания, был в нем самом (был им). Тогда исчезает различие между субъектом и объектом познания и разум становится «знающим себя», неограниченным ничем внешним и поэтому абсолютно свободным.

Слайд 41
Описание слайда:
Т.о., один из важнейших выводов Гегеля – в том, что противоречия между бытием (материей) и идеей (сознанием, мышлением) не существует. Разум (сознание, идея) обладают бытием, а бытие обладает сознанием. С этим связано знаменитое высказывание Гегеля: «Всё разумное действительно, а всё действительное разумно».

Слайд 42
Описание слайда:
Взгляды Гегеля на историю: История – процесс самореализации Абсолютного духа (идеи). Т.к. Абсолютному духу присущи такие качества, как разумность и свобода, вся история есть процесс обретения человечеством всё большей и большей разумности и свободы.

Слайд 43
Описание слайда:
Этапы истории по Гегелю: Восточная эра (Др.Египет, Др. Китай и т.п.) – период истории, когда в обществе осознает себя и в полной мере свободен только один человек – фараон, император, а остальные – его рабы или слуги. Антично-средневековая эра – стала осознавать и чувствовать себя свободной небольшая группа людей (аристократия, феодалы); Германская эра – современная Гегелю эпоха, когда осознают себя и свободны все.

Слайд 44
Описание слайда:
Диалектика Гегеля Гегель по праву считается основоположником современной диалектики. Диалектика – (по Гегелю) – основополагающий закон развития и существования Мирового Духа и сотворенного им окружающего мира. Смысл диалектики: все в мире содержит в себе противоположные начала (+ и -, день и ночь и т.д.), которые противоречат друг другу, но одновременно едины по своей сути. Взаимодействие этих начал – основа развития и функционирования всего в мире.

Слайд 45
Описание слайда:
Людвиг Фейербах (1804-1872) Немецкий ф-ф, атеист. Автор концепции антропологического материализма. Философия Фейербаха считается завершающим этапом немецкой классической философии и началом материалистической эпохи в немецкой и мировой философии.

Слайд 46
Описание слайда:
Основные работы: «Мысли о смерти и бессмертии» (1830) «Сущность христианства» (1841)

Слайд 47
Описание слайда:
Людвиг Фейербах: Поначалу был последователем Гегеля, потом стал её критиком (видел в его философии много недостатков - отрицал тождество бытия и мышления, Абсолютную идею и диалектику); Одна из главных тем творчества – критика религии и обоснование принципиально новой, антропологической философии.

Слайд 48
Описание слайда:
Антропологический материализм Фейербаха: Идея существует не сама по себе, это продукт сознания человека; Природа (материя) вечна и бесконечна, никем не сотворена; все, что нас окружает - различные проявления материи.

Слайд 49
Описание слайда:
Человек должен стать главным интересом философии (т.е. философия, по Фейербаху, по сути должна стать антропологией): «Новая философия превращает человека…в единственный универсальный и высший предмет философии, превращая… антропологию, в т.ч. и физиологию, в универсальную науку».

Слайд 50
Описание слайда:
Основной фактор развития человека и общества - любовь. Это изначальная человеческая потребность. История человечества связана с большим или меньшим преобладанием любви. Чтобы изменить общество, необходимо осознать роль любви, что она – основа человеческого существования.

Слайд 51
Описание слайда:
Взгляды Фейербаха на религию: Атеизм Фейербаха существенно отличался от атеизма французских материалистов 18 в., рассматривавших религию только как плод невежества и обмана. Разгадку существования религиозной веры, по Фейербаху, следует искать в глубинах человеческой психики. Он видит в религии выражение реальных человеческих потребностей, страдания, надежды, стремления к счастью.

Слайд 52
Описание слайда:
«Человек верит в Бога… потому, что у него есть стремление быть счастливым, он верит в совершенное существо потому, что он сам хочет быть совершенным, он верит в бессмертное существо потому, что он сам не желает умирать».

Слайд 53
Описание слайда:
Т.о. Бог – проекция идеального образа человека, того, каким хотел бы видеть себя человек. В действительности же Он – творение человека, его разума. Любовь к Богу – та же любовь человека к человеку, перенесенная на небеса.

Слайд 54
Описание слайда:
Т.о., (с т. зр. Фейербаха), подлинный объект религиозного поклонения находится внутри человека. Это его, человека, сущность. Бог – совершенный человек! Познание Бога – процесс самопознания человека.

Слайд 55
Описание слайда:
Религия - основа связей между людьми в обществе. Но она должна быть основана не на вере в выдуманное сверхъестественное существо (Бога), а на других принципах: Необходимо вернуть человеку его отчуждённую сущность: заменить традиционную религию религией любви людей к друг другу (перенести отношение к Богу обратно на отношения между людьми); Любовь к ближнему, добро, справедливость (превращённые религией в средство достижения загробного блаженства), должны стать целью сами по себе.

Слайд 56
Описание слайда:
Значение философии Фейербаха: Философия Фейербаха оказала значительное влияние на формирование философии марксизма; Её также считают предшественницей современной философской антропологии.


Скачать презентацию на тему Немецкая классическая философия XIX века можно ниже:

Похожие презентации