Общий менеджмент. История менеджмента презентация

Содержание


Презентации» Менеджмент» Общий менеджмент. История менеджмента
Курс: ОБЩИЙ МЕНЕДЖМЕНТ
 Тема 2. История менеджмента
 1. Природа управления иЛитература:
 Базовая:
 Богачек И.А. Новые законы менеджмента: Учебное пособие.- СП б.,МЕНЕДЖМЕНТ  (ИСТОРИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ ТЕРМИНА)
 В античной Греции буквального аналога словуМЕНЕДЖМЕНТ  (ИСТОРИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ ТЕРМИНА )ТАКИМ ОБРАЗОМ:
 Первоначально возникнув как узкопрофессиональная теория управления бизнесом, менеджмент сВозникновение человеческого общества
 Период становления и развития первобытного общества является наиболееЭтапы становления первобытного человекаЭтапы становления первобытного человека
 Таким образом, первобытному строю соответствовали определенные формыВсе дальнейшее развитие человека шло и идет (не в смысле егоПредпосылки возникновения управленческих идей:
 Изменение формы человеческих сообществ (от первобытного стадаПоявление предписьменности — пиктография, или рисуночное письмо (человек научился фиксировать, сохранятьПроисходит разделение цивилизационных путей развития человечества на «восточный» и «западный» 
Возможные варианты организационных структур первых систем управленияЧастный вывод:
 Развитие управленческих отношений двигалось от примитивной демократии к классовомуОбщие выводы:
 Зарождение управленческих воздействий, процессов и отношений происходило на зареРазвитие управленческой мысли и практики в ранних цивилизациях Востока
 МесопотамияМесопотамская цивилизация
 одна из древнейших, если не самая древняя в мире.Вавилонское царство 
 Хаммурапи (1792— 1750гг. до н. э.), создавший сильноеКодекс законов Хаммурапи
 Для эффективного управления обширными владениями он впервые выработалУправленческая значимость законов Хаммурапи
 1. Царь — правитель Вавилона и ВавилонииУправленческая значимость законов Хаммурапи
 Важно и то, что в законах определеныВЫВОДЫ: Месопотамия
 Месопотамская цивилизация привнесла в развитие менеджмента:
 Государства Древней Месопотамии,Особенности Египетской цивилизации
 очень рано стала проявляться государственность, т.е. осознанное объединениеОсновы Египетского государства:
 Экономические факторы: природные ресурсы и их рациональное использование,Возможно-примерная структура управления Египетским государствомРазвитие менеджмента и проектного управления в Древнем Египте
 На строительстве пирамид4. На строительстве пирамид руководители впервые серьезно задумались над социальным устройством«Концепция управления» или «прауправление»
 Вертикальная структура власти  во главе сВклад египетской цивилизации в развитие управления
 В Древнем Египте мировая наукаВЫВОДЫ: 
 процесс обуздания реки, приспособления ее к нуждам людей сталОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ИНДСКОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ
 1. Освоение и заселение долины реки Ганг,развитоеРазвитие управленческих идей в Древней Индии
 процесс образования государства был длительным.Государственная структура власти
 Во главе их стоял царь (раджа), выступавший верховнымПервые управленческие документы
 Дхарма 
 (свод правил достойного образа жизни иВыводы:
 Заметный вклад в развитие практики и теории менеджмента внесла индийскаяОсобенности управленческой мысли Древнего Китая
 Она зафиксирована в письменных литературных источниках,Отец древнекитайской управленческой мысли Чжоу Гуна (XI—X в. до н. э.)Лао Цзы первым сформулировал принцип невмешательства государства в управление экономическими иКонфуций (551—479 гг. до н. э.)  Автор официальной политической доктриныУПРАВЛЕНЧЕСКИЕ ИДЕИ КОНФУЦИЯ 
 Конфуций первым поставил в теории управления вопрос3. Конфуций одним из первых сформулировал принцип разделения и специализации труда:Вклад древнекитайской цивилизации в появление и развитие управленческой мысли
 Уже вУправленческие идеи и практика в европейской цивилизации
 1. Зарождение цивилизованного менеджментаГРЕЦИЯ 
 Европейская цивилизация показала ряд отличительных черт в управлении экономическойТАКИМ ОБРАЗОМ:
 Греческая история помогает понять многие теоретические положения и практикуРИМ
 Римская цивилизация свой основной вклад внесла главным образом в законыСРЕДНЕВЕКОВАЯ ЕВРОПА 
 Феодальное общество представляется обществом ограниченных материальных возможностей иОсобое место в этот период занимают работы Николо Макиавелли - «Государь»
Вывод:
 Общество, не ставившее целью развития своей экономики, эффективность и полученияПромышленный переворот в Англии
 Культурное возрождение создало новые социальные, экономические иДэниэл МакКэлем
 Разработал принципы менеджмента:
 1. Надлежащее разделение ответственности.
 2. НаделениеМенеджмент готов «родиться» 
   Несмотря на все историческое иШКОЛА НАУЧНОГО УПРАВЛЕНИЯ
 Предшественники
 Ч. Беббейдж; 
 Т. МеткалерОсновные идеи У. Тейлора
  Дифференциальная система оплаты
   ОСНОВНЫЕ ИДЕИ ТЕОРИИ НАУЧНОГО МЕНЕДЖМЕНТА
 наука вместо традиционных навыков; 
 гармонияОСНОВНЫЕ ИДЕИ ТЕОРИИ НАУЧНОГО МЕНЕДЖМЕНТА
 составными элементами системы служили математический способОСНОВНЫЕ ИДЕИ ТЕОРИИ НАУЧНОГО МЕНЕДЖМЕНТА
 Создание научного фундамента, заменяющего собой старые,ОСНОВНЫЕ ИДЕИ ТЕОРИИ НАУЧНОГО МЕНЕДЖМЕНТА
 организационная гармония 
 экономическая целесообразность 
ОСНОВНЫЕ ИДЕИ ШКОЛЫ  
 разработали методологические основы нормирования
 стандартизировали рабочиеОСНОВНЫЕ КОНЦЕПЦИИ ШКОЛЫ 
 1. Авторы теории «научного менеджмента» полагали, чтоГЕНРИ ФОРД 1863-1947
 Основные работы:
 «Моя жизнь, мой труд» (1922)
 «Сегодня,Emerson Harrington (1853-1931 гг.)  
 Гаррингтон Эмерсон 
 Формулирует 12Вклад в развитие менеджмента различных направлений
 Школа научного управления
 1. ИспользованиеКЛАССИЧЕСКАЯ (административная)  ШКОЛА УПРАВЛЕНИЯ
 Основоположник
 Анри Файоль 
 (1841—1925)
 «ОбщийВ представлении способностей, необходимых менеджерам, он подчеркивал идею о том чтоРазработал 14 принципов управления  
 1. Разделение труда.
 2. Власть.
Выделил пять основных элементы управления
  планирование 
  организация 
Концепция «рациональной бюрократии» Макса Вебера
 1. Порядок, устанавливаемый правилами, является самойНеобходимые элементы идеальной бюрократии
    1. Разделение труда, вВклад в развитие менеджмента различных направлений
 Классическая школа управления
 1. РазвитиеШКОЛА ПСИХОЛОГИИ И ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ 
 Основоположники
 Джорж Элтон Мэйо
 (GeorgeШКОЛА ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ
 Исходные положения теории:
 • люди в основном мотивируютсяХОТОРНСКИЕ ЭКСПЕРИМЕНТЫ 
 Результат
 Официальный отчет о Хоторнских экспериментах Мэйо изложилАбрахам Маслоу ТЕОРИЯ ИЕРАРХИИ ПОТРЕБНОСТЕЙ (ПИРАМИДА ПОТРЕБНОСТЕЙ)
 Иерархия потребностей
 Согласно Маслоу,ТЕОРИИ УПРАВЛЕНИЯ и МОТИВАЦИЙ
 Двухфакторная теория Ф.Херцберга
 Теория стилей руководства Д.Макгрегора
Вклад в развитие менеджмента различных направлений
 Школа человеческих отношений и школаШКОЛА КОЛИЧЕСТВЕННОГО ПОДХОДА К УПРАВЛЕНИЮ  
 Ключевой характеристикой науки управленияВклад в развитие менеджмента различных направлений
 Школа науки управления
 
 1.УглублениеШКОЛЫ МЕНЕДЖМЕНТА И СПОСОБЫ ИЗУЧЕНИЯ МЕНЕДЖМЕНТАМенеджмент России и его развитие в СССР
 В России во всеОсобенности процесса  формирование среды российского менеджмента 
 XVII век 
XVIII век 
 XVIII век 
 идеи о развитии государственного управленияЭволюция развития менеджмента в Советской России
 Первый этап (1917 - 1937Эволюция развития менеджмента в Советской России
 Четвертый этап (1946-1965 гг.) –В первые годы Советской власти получают большую известность труды таких ученых,Алексей Капитонович Гастев (1882-1941).
 "Как надо работать" (1921),
 Индустриальный мир (Харьков,Александр Александрович Богданов (Малиновский) (1873-1928)
 Философ, экономист, политический деятель, ученый-естествоиспытатель, литератор.
Основные положения тектологии 
 Основные идеи тектологии как науки о системахУправленческие идеи России
 Первые шаги 
  1. 1860-1870 гг ,Российские концепции менеджмента
 ГРУППЫ КОНЦЕПЦИЙ
 1. Концепции технического направления  2.Концепции технического направления:
 « Организационного управления» А.А.Богданова (Малиновского) 
 «Физиологического оптимума»Концепции социального направления:
 «Организационной деятельности» П.М. Керженцева 
 «Социально-трудовая концепцию управленияОсновные достижения и идеи менеджмента
 В 30-е гг. была проделана большаяНачиная с 1957 г. был осуществлен переход к управлению промышленностью иВыводы:
 1. Практика управления имеет такую же древнюю историю, как иВыводы:
 4. Концепция управленческого процесса, применимая ко всем типам организаций, возникла



Слайды и текст этой презентации
Слайд 1
Описание слайда:
Курс: ОБЩИЙ МЕНЕДЖМЕНТ Тема 2. История менеджмента 1. Природа управления и исторические тенденции его развития; 2. Условия и факторы возникновения и развития менеджмента; 3. Этапы и школы в истории менеджмента: Школа научного управления Классическая (административная) школа управления Школа человеческих отношений (школа поведенческих наук) Школа науки управления (или школа количественного подхода) Разнообразие моделей менеджмента: японский американский европейский и др.; 4. Влияние национально-исторических факторов на развитие менеджмента; 5. Развитие управления в России; 6. Перспективы менеджмента: возможное и вероятное.


Слайд 2
Описание слайда:
Литература: Базовая: Богачек И.А. Новые законы менеджмента: Учебное пособие.- СП б., 2007, 216 с. Мазур И.И., Шапиро В.Д., Ольдерогге Н.Г. Всеобщая история менеджмента. – М.: Элима, 2007, 888 с. Кравченко А.И. История менеджмента: Учебное пособие для студентов вузов. -М.: Академический Проект Альма Мастер, 2008, 560 с. Семенова И. И. История менеджмента.- М.:-ЮНИТИ-ДАНА, 2008, 199 с. ОСНОВНАЯ: Валовой Д.В. История менеджмента: Учебное пособие. - М: Инфра - М., 1997 Василевский А.И. Курс лекций: История менеджмента /РУДН/ ред. П.А.Савченко/- 2003. Грейсон Дж., ОДелл К. Американский менеджмент на пороге XXI в. М., 1991 История российского менеджмента. СПб., 1999 Классики менеджмента: Энцикл.: Пер. с англ. / Под ред. М.Уорнера. - СПб.: Питер, 2001. - 1160 с. Корицкий Э.Б., Нинциева Г.В., Шетов В.Х. Научный менеджмент: российская история. -СПб., 1999 Кредисов А.И. История учений менеджмента. – Киев: ВИРА-Р, 2000.- 336 с. Уткин Э.А. История менеджмента. – М.: Ассоциация авторов и издателей «Тандем»: Издательство ЭКМОС, 1997. Шелдрек Дж. Теория менеджмента: от тейлоризма до японизации/ пер. с англ.под.ред. В.А. Спивака. – СП б.: Питер, 2001.

Слайд 3
Описание слайда:
МЕНЕДЖМЕНТ (ИСТОРИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ ТЕРМИНА) В античной Греции буквального аналога слову «менеджмент» не существовало. Самое близкое по звучанию и значению слово master имело значение «ведущий поиски», «умеющий разыскивать», но никак не «умеющий руководить». Искусство управления людьми по-гречески именовалось «демагогией». (Было еще одно слово — «кибернетика», т. е. кораблевождение.) «Demagogia» переводится как «руководство народом», «управление страной» (demos — народ, ago — веду). В РИМСКОЙ цивилизации, в латинском языке существует слово mancepts — предприниматель, подрядчик. Первоначально так назывался откупщик государственных доходов. В Древнем Риме mancipium обозначало право собственности и само имущество, находящееся в чьей-либо собственности. «Mancipium» обозначало, с одной стороны, неограниченную власть, а с другой — ее полное отсутствие, бесправное поло­жение раба. Почему такое стало возможным? Дело в том, что «mancipio» означает «передавать в собственность», покупать что-либо (или даже кого-либо). Само по себе слово «mancipio» образовалось от слияния двух самостоятельных слов: «manus» и «capio». В латинском за словом manus тянется целая цепочка значений: РУКА — НАСИЛИЕ — ВЛАСТЬ — РАБОТА — ТРУД — ПРОИЗВЕДЕНИЕ

Слайд 4
Описание слайда:
МЕНЕДЖМЕНТ (ИСТОРИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ ТЕРМИНА )

Слайд 5
Описание слайда:
ТАКИМ ОБРАЗОМ: Первоначально возникнув как узкопрофессиональная теория управления бизнесом, менеджмент с каждым десятилетием расширял свои границы за счет знаний из экономики, философии, педагогики, психологии и постепенно превращался в некий способ, манеру обращения с людьми, в своеобразную методику саморегуляции в производственных отношениях. Иначе говоря, менеджмент становился специфическим видом управленческой деятельности, вращающимся вокруг человека, с целью сделать людей способными к совместному действию, придать их усилиям эффективность и сгладить присущие им слабости.

Слайд 6
Описание слайда:

Слайд 7
Описание слайда:
Возникновение человеческого общества Период становления и развития первобытного общества является наиболее длительным в человеческой истории — от возникновения древнего человека (2,5 млн. лет до н. э., до окончательного формирования человека современного типа — 100 тыс. лет до н. э.) и до формирования на Земле первых государств (V— III тысячелетия до н. э.). первобытное общество существовало у всех народов мира; человек как существо, производящее орудия труда, обитает на Земле и почти все это время он трансформировался — совершенствовались его мозг, конечности и проч.; и только когда возник человек современного типа — homo sapiens, он перестал меняться, а вместо этого стал — сначала очень медленно, а потом все более стремительно — трансформировать общество, что и привело около 50 веков тому назад к возникновению первых государств.

Слайд 8
Описание слайда:
Этапы становления первобытного человека

Слайд 9
Описание слайда:

Слайд 10
Описание слайда:
Этапы становления первобытного человека Таким образом, первобытному строю соответствовали определенные формы человеческого общежития. Первоначально это были небольшие мигрирующие группы людей, объединенных совместным добыванием пищи и защитой от многочисленных врагов. Первобытный человек прошел путь от двуногих приматов (более 3-х млн. лет назад) через так называемых: Homo Habilis (человек умелый), Homo Erectus (человек стоящий или прямоходящий), неандертальцев и, наконец, Homo Sapiens (человек разумный) — кроманьонцев, которые являются уже людьми почти что современного обличья

Слайд 11
Описание слайда:
Все дальнейшее развитие человека шло и идет (не в смысле его внешнего облика, а как члена социума) — путем совершенствования и усложнения социальной структуры общества Все дальнейшее развитие человека шло и идет (не в смысле его внешнего облика, а как члена социума) — путем совершенствования и усложнения социальной структуры общества

Слайд 12
Описание слайда:
Предпосылки возникновения управленческих идей: Изменение формы человеческих сообществ (от первобытного стада — к родовому строю — союзу племен ) Изменение форм собственности (зарождение частной собственности на жилище, хозяйственный инвентарь, орудия труда, скот, лодки и пр.; при сохранении коллективной (родовая или общинная) собственность на землю) Развивается процесс активного познания окружающего мира Складываются научные представления, возникают искусство и религия Развивается словарный запас людей, их способность к обобщениям Накапливаются арифметические, фармакологические и медицинские знания Совершенствование орудий, способов, приемов и организации труда (появление металла)

Слайд 13
Описание слайда:
Появление предписьменности — пиктография, или рисуночное письмо (человек научился фиксировать, сохранять и передавать информацию) Появление предписьменности — пиктография, или рисуночное письмо (человек научился фиксировать, сохранять и передавать информацию) Переход на производящий вид хозяйства Завершение формирования новых видов хозяйственной деятельности: СКОТОВОДСТВА и ЗЕМЛЕДЕЛИЯ Появление прибавочного продукта и продуктообмена Зарождение ВЛАСТИ (складываются предпосылки наследования власти, постепенное расслоение общества на классы, выделаются социальные группы - касты «знатных воинов» и военных предводителей и т.д.; возникает необходимость закрепления власти над людьми, проживающими на определенной территории, защиты собственности, упорядочения отношений в обществе, приведения их в определенную систему, выработки явно выраженных требований руководящих к управляемым) постепенный переход к особой стадии развития общества «ПРОТО-ГОСУДАРСТВО»

Слайд 14
Описание слайда:
Происходит разделение цивилизационных путей развития человечества на «восточный» и «западный» Происходит разделение цивилизационных путей развития человечества на «восточный» и «западный» В социально-экономическом развитии общества происходит окончательное разрешение двух первостепенных проблем: обуздание зоологического индивидуализма, и в итоге утверждение человеческого коллективизма; экономика этого общества была основана на общественной собственности. При этом неукоснительно реализовывались два принципа (обычая): рецепроктность (все, что производилось, сдавалось в «общий котел») и редистрибуция (все сданное перераспределялось между всеми, каждый получал определенную долю) Появление примитивных форм народовластия Развитие управленческих функций (от примитивных начал первобытной демократии к появлению и развитию управленческого неравенства)

Слайд 15
Описание слайда:
Возможные варианты организационных структур первых систем управления

Слайд 16
Описание слайда:
Частный вывод: Развитие управленческих отношений двигалось от примитивной демократии к классовому расслоению. Исходные начала отношений управления в первобытном обществе включают: первые формы организации как субъекта, так и объекта управления в праобществе; первобытный коллективизм; систему равенства; общинную организацию с распределением функций и сфер влияния власти; духовную культуру.

Слайд 17
Описание слайда:
Общие выводы: Зарождение управленческих воздействий, процессов и отношений происходило на заре человечества вместе с первобытными организационными образованиями, с вы делением лидерства и собственно власти как основных элементов любого управления. Основной вклад первобытного общества в появление и развитие управленческой мысли состоит в том, что в первобытном обществе начали: • формироваться простейшие социальные образования, то есть формы объектов управления; • выделяться лидеры (вожди), старейшины и их советы как руководящие органы; • выделяться изначальные организационно-социальные формирования, которые занимались собирательством, охотой, рыболовством; • формироваться и выделяться в самостоятельную функцию общественное управление, самоуправление, вождизм; • складываться и формироваться традиции правил и норм управления; • управление, как особый вид деятельности выделилось из конкретных трудовых процессов, связанных с поиском и добычей материальных благ.

Слайд 18
Описание слайда:
Развитие управленческой мысли и практики в ранних цивилизациях Востока Месопотамия

Слайд 19
Описание слайда:
Месопотамская цивилизация одна из древнейших, если не самая древняя в мире. Именно в Шумере в конце IV тыс. до н. э. человеческое общество едва ли не впервые вышло из стадии первобытности и вступило в эпоху древности. Отсюда начинается подлинная история человечества. Переход «от варварства к цивилизации» - формирование культуры принципиально нового типа и рождение нового типа сознания, появлением новых видов деятельности, особенно в сфере управления и обучения, с новым характером отношений между людьми в обществе.

Слайд 20
Описание слайда:
Вавилонское царство Хаммурапи (1792— 1750гг. до н. э.), создавший сильное централизованное государство и объединивший вокруг Вавилона всю Месопотамию. При Хаммурапи административная система носила строго централизованный характер. Лично вникавший во все дела, Хаммурапи вел интенсивную переписку с чиновниками на местах. В результате судебной реформы установилось единообразие в судопроизводстве. Во все крупные города направлялись царские судьи, непосредственно подчиненные владыке. Под запрет была поставлена частная международная торговля. На внешних рынках купцы действовали как чиновники царя. Была сведена на нет самостоятельность храмов. Ярким выражением законотворческой деятельности энергичного правителя стал кодекс законов Хаммурапи.

Слайд 21
Описание слайда:
Кодекс законов Хаммурапи Для эффективного управления обширными владениями он впервые выработал кодекс, который содержал 285 законов управления государством, регулировал всё многообразие общественных отношений и служил руководством для администраторов всей империи. Нововведением стало и то, что Хаммурапи создал оригинальный лидерский стиль, поддерживая постоянно образ самого себя как опекуна и защитникалюдей. В период правления Хаммурапи впервые появляется чисто светская манера управления, возникает формальная система организации и регулирования отношений людей и, наконец, зарождаются первые ростки лидерского стиля. Выдающееся значение кодекса Хаммурапи, регулировавшего все многообразие общественных отношений между социальными группами населения, состоит в том, что вавилонский владыка создал первую формальную систему администрирования.

Слайд 22
Описание слайда:
Управленческая значимость законов Хаммурапи 1. Царь — правитель Вавилона и Вавилонии — являл собой представителя пантеона богов на земле, что определяло круг его функций управления государством как некоторым целым, состоящим из взаимосвязанных элементов. Иначе говоря, царь стоял на вершине пирамиды власти и управления. 2. Соединение в лице монарха законодательной и исполнительной власти. 3. Судебная власть была выделена в самостоятельную функцию, но она не была абсолютной. Судьи должны были судить по справедливости (категория этики). В противном случае их ожидало наказание и запрет на профессию.

Слайд 23
Описание слайда:
Управленческая значимость законов Хаммурапи Важно и то, что в законах определены методы управления и их инструментарий. Административные методы — подчиненность и неуклонное следование правилам (в противном случае — наказание). Еще одной важной особенностью администрирования в Вавилонии стало документальное подтверждение принимаемых решений (документ с печатью), включая договоры, распоряжения, свидетельства и прочее. Экономические методы управления — широкое использование таких инструментов, как аренда, залог, заем, кредит, оплата за что-либо, деньги (серебро на вес) и др. Все это пробуждало экономические стимулы. Социально-психологические (воспитательные) методы. На них делался усиленный акцент. Особенно в отношении семьи.

Слайд 24
Описание слайда:
ВЫВОДЫ: Месопотамия Месопотамская цивилизация привнесла в развитие менеджмента: Государства Древней Месопотамии, благодаря своему длительному существованию, крупным масштабам государственности, выдающимся личностям царей, высокому уровню культуры, сумели сконцентрировать в своей деятельности многие достижения прошлых тысячелетий — в частности, в области управления него организации. И прежде всего управления государством как единым целым образованием, состоящим из отдельных, но взаимозависимых частей. Развитие ирригационных систем, металлургическое производство (медь, бронза – литье, клепка, паяние), выделение из общества специальных людей для торговли - отделение торговли от ремесла, рост городов; Создание Храмовых хозяйств, как особого вида хозяйствования и управления; Сословное деление общества Появление письменности как результат удовлетворения потребностям управления хозяйством и результат создания больших и сложных хозяйств. Развитие государственного сектора экономики В этих условиях сложилась и успешно действовала новая модель управления. Осуществляли его царь и его опора — военачальники, жрецы, приближенные сановники, слуги (аппарат), выполнявшие различные распоряжения властелина.

Слайд 25
Описание слайда:
Особенности Египетской цивилизации очень рано стала проявляться государственность, т.е. осознанное объединение в единое целое отдельных разрозненных родов, племен и их союзов; впервые в мировой истории возникла система единого национального государства и управления им; уникальная стабильность Египта – трех тысячелетняя история; Египет всегда оставался единодержавным, под властью единого фараона; наличие централизованного бюрократического аппарата, который на региональном уровне был представлен правителями-номархами, храмовыми жрецами, вельможами и царскими чиновниками различных рангов;

Слайд 26
Описание слайда:
Основы Египетского государства: Экономические факторы: природные ресурсы и их рациональное использование, транспортные коммуникации, торговля (меновая), строительство, ремесленничество, рабский труд. Идеологическое обеспечение государственности возлагалось на религию - при поддержке царей, номархов, жрецов. Административно-территориальная организация -четырехступенчатая структура: деревни и небольшие города; города; номы; Сев. и Южн.Египет.

Слайд 27
Описание слайда:
Возможно-примерная структура управления Египетским государством

Слайд 28
Описание слайда:
Развитие менеджмента и проектного управления в Древнем Египте На строительстве пирамид египтяне приобрели уникальный опыт управления операциями (производственно-операционный менеджмент). 2. На строительстве пирамид люди впервые приобрели масштабный опыт планирования, учета и контроля за работой. Управлением занимались специально отобранные администраторы и начальники. Появились первые профессионалы — управленцы. 3. На строительстве пирамид люди на практике осознали потребность в координации и интеграции деятельности огромного коллектива. Понадобились жесткая централизация управления, подчинение нижестоящих вышестоящим, разделение обязанностей между исполнителями и управляющими, а также специализация операций.

Слайд 29
Описание слайда:
4. На строительстве пирамид руководители впервые серьезно задумались над социальным устройством работников. Люди, занятые тяжелым трудом в отрыве от дома, нуждались в жилье, еде, лечении. Организацией социальной инфраструктуры стали заниматься управляющие, специально назначенные для этой цели. 4. На строительстве пирамид руководители впервые серьезно задумались над социальным устройством работников. Люди, занятые тяжелым трудом в отрыве от дома, нуждались в жилье, еде, лечении. Организацией социальной инфраструктуры стали заниматься управляющие, специально назначенные для этой цели. 5. На строительстве пирамид люди впервые осознали значение организационной культуры. Речь идет о гордости за принадлежность к организации, решающей непомерные задачи; чувстве патриотизма в отношении к власти, реализовавшей эти проекты; добросовестном отношении к труду…

Слайд 30
Описание слайда:
«Концепция управления» или «прауправление» Вертикальная структура власти во главе с фараоном. Беспрекословность подчинения фараону. Везир как главный исполнитель фараоновой воли, управляющий всеми делами государства. Аппарат управления, начиная с приближенных к фараону и кончая начальниками, занимающими не высокие должности (староста общины или деревни, сотник крепостного гарнизона, писец-сборщик налогов и др.). Собственно структура системы управления государством представляла собой жесткую вертикальную линейную структуру управления. Суть ее в том, что один руководитель управляет всем, и чем больше таких направлений, тем выше степень централизации власти и управления, и тем выше значимость фараона.

Слайд 31
Описание слайда:
Вклад египетской цивилизации в развитие управления В Древнем Египте мировая наука приобрела такие понятия, как «организация», «административно-территориальное деление», «аппарат управления» (бюрократия), «решения», «исполнительность», «ответственность», «профессионализм», «управление объектом», «идеология управления»; Осознание необходимости планирования, организации и контроля; Признание важности выработки некоторых «правил игры» и их сохранения на протяжении всего проекта; Необходимость децентрализации в управлении огромным проектом и в связи с этим использование в управлении «письменных документов» и создание своего рода штабов.

Слайд 32
Описание слайда:
ВЫВОДЫ: процесс обуздания реки, приспособления ее к нуждам людей стал базой общества, где главной целью был порядок, высочайшая централизация и тотальный контроль, а также высокая степень регламентации общественной жизни и, соответственно, существовал огромный управленческий аппарат. особое место занимал самый многочисленный слой профессиональных менеджеров - писцов, которые от имени фараона тщательно следили за движением всех материальных ценностей, формированием и расходованием бюджета государства, периодически производили переписи населения, перераспределяли простых людей по профессиям. главным менеджером, от которого зависела судьба всей цивилизации был фараон, делегировал часть своих полномочий своему первому помощнику - чати. Древнее египетское общество обогатило теорию управления: планирование организация и контроль осознание преимуществ централизации и делегирования полномочий направленность на совместный поиск решений и достижения компромисса в конфликтных ситуациях.

Слайд 33
Описание слайда:
ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ИНДСКОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ 1. Освоение и заселение долины реки Ганг,развитое земледелие с мощной ирригационной системой и скотоводство; 2. Помимо ткачества ремесленники специализировались в металлургии, строительном деле, судостроении, в изготовлении плугов, повозок, музыкальных инструментов и т.д. 3. Хорошо организованная торговля (активная морская торговля и сухопутная (через Иранское нагорье), развитые товарно-денежные отношения (чеканка монет); 4. Важный показатель высокого уровня индской цивилизации — ее письменность. 5. Источником управленческой, политической и правовой мысли были «Веды» (знание - «Ригведы», «Самаведы», «Яджурведы» и «Атхарваведы»), представляющие собой сборники религиозных и ритуальных текстов, религиозно-философские трактаты древних ариев, посвященные богам, космосу, человеку, власти и порядку. 6. Появление и развитие на базе многочисленных княжеств (в большей части управляющихся царскими династиями, но были и олигархические объединения, как бы федерации отдельных княжеств) крупных государств, городов

Слайд 34
Описание слайда:
Развитие управленческих идей в Древней Индии процесс образования государства был длительным. племенная аристократия постепенно превращалась в правящую верхушку образующихся раннеклассовых государств, которые складывались на племенной же основе. усиливалась власть племенных вождей — раджей, которые называли себя царями племени. Они претендовали на абсолютную власть над своими подданными и нередко выступали в роли единодержавных правителей, царская власть становится наследственной переходит от отца к старшему сыну. народу отводится роль пассивного наблюдателя в государственных дел; одновременно с формированием государства шло развитие аппарата управления. Все высшие должности в государственной администрации занимались представителями знати.

Слайд 35
Описание слайда:
Государственная структура власти Во главе их стоял царь (раджа), выступавший верховным распорядителем земли, возглавлявший войско, считавшийся главным защитником «дхармы»—правил добродетельной жизни. Структура государственного аппарата не отличалась особой сложностью. К постоянным должностям можно отнести казначея, военачальника, сборщика налогов, придворного жреца. В источниках есть упоминание и о шпионской службе. Большое значение придавалось игре в кости, с помощью которой узнавали судьбу или волю богов. Не случайно, что «бросающий игральные кости» входил в число царских советников. Ряд придворных носили титулы, которые касались их ритуальных функций вовремя царского пира: «тот, кто режет мясо», «тот, кто раздает» (место на пиру свидетельствовало и о роли человека при дворе). 3. В целом для исторической эволюции Индии характерно преобладание недолговременных государственных образований.

Слайд 36
Описание слайда:
Первые управленческие документы Дхарма (свод правил достойного образа жизни и поведения) послушание родителям, уважение к учителям и старшим, почитание брахманов, хорошее отношение к рабам и слугам, друзьям, родственникам, щедрость в подаяниях, воздержание от мотовства и скупости.

Слайд 37
Описание слайда:
Выводы: Заметный вклад в развитие практики и теории менеджмента внесла индийская цивилизация для нее характерна взаимосвязь идеологической жизни общества с хозяйственной, активное государственное регулирование, контроль за хозяйственной жизнью, многосторонняя государственная поддержка новых хозяйственных субъектов. создали первый известный нам научный трактат и учебник по организации национального хозяйства, предпринимательству и менеджменту – «Артхашастра», системное изложение основных принципов и методов управления, должностных инструкций чиновников, осуществлявших организацию и контроль за деятельностью основных отраслей и предприятий… индийцы обогатили мировую практику находками в работе с информацией, формированием общественного мнения в целях эффективного управления проектами, созданием штабного аппарата, иррациональными методами принятия решений.

Слайд 38
Описание слайда:
Особенности управленческой мысли Древнего Китая Она зафиксирована в письменных литературных источниках, авторы которых — конкретные люди; Отражает менталитет китайцев, их культуру. Механические экстраполяции невозможны; Древнекитайская управленческая мысль рано выделилась из религиозно-мифологической литературы и сконцентрировалась на изучении государственного строительства и проблем взаимоотношения личности и общества. Управленческие идеи касаются не производства, а политики (государственного устройства). Признавая необходимость планирования, организации, распорядительства и контроля, китайцы выделяли принципы специализации, децентрализации и множественности подходов в решении идентичных проблем

Слайд 39
Описание слайда:
Отец древнекитайской управленческой мысли Чжоу Гуна (XI—X в. до н. э.) АВТОР ФОРМУЛЫ СМЕНЫ ДИНАСТИЙ В соответствии с его учением Небо предоставляет мандат властелина тому, кто воплощает в своем лице наибольшее количество «дэ» (честность, справедливость). Правитель уже сам передает власть преемникам, причем необязательно наследникам, до тех пор пока в них не исчерпается «дэ». Признаками утраты «дэ» являются аморальность правителя, его пренебрежительное отношение к подданным, нарушение им принципов справедливости. Тогда Небо вновь начинает воздействовать на Поднебесную, выбирает властителя-мудреца, исполненного дэ, и учреждается новый властный цикл.

Слайд 40
Описание слайда:
Лао Цзы первым сформулировал принцип невмешательства государства в управление экономическими и социальными процессами, т. е. по существу он был первым либералом (основоположник Даосизма): - философии «недеяния», согласно которой именно бездействие, а не активность, приносит людям счастье и спокойствие; Управлять легче малым и немногим, чем большим и многочисленным Руководитель должен начинать преодоление трудного с преодоления легкого (философия малых дел): Мудрый руководитель смотрит на любое дело как на трудное, поэтому в итоге оно будет легким, так как он мобилизует все свои ресурсы

Слайд 41
Описание слайда:
Конфуций (551—479 гг. до н. э.) Автор официальной политической доктрины Китая Основы социально-политического и этического учения Конфуция, изложенного в сборнике «Лунь юй» («Беседы и высказывания») провозгласил правила «ли» основой социального порядка, важнейшим условием достижения гармонии в обществе как основа организующая, дисциплинирующая и в то же время разводящая людей по рангам; управляющие верхи должны быть совершенными («цзюнь-цзы» — благородные) и подчинены строгим нормам ритуала «ли» — чувству долга и справедливости, стремлению к знаниям, верности, уважению к старшим, гуманному отношению к подчиненным развивал патриархально-патерналистскую концепцию государства. Цель государства и царской власти — общее благо семьи обосновал аристократическую концепцию правления восточного образца наряду с нравственностью отмечает большое значение четкой организации и формализации деятельности с тем, чтобы каждый соблюдал свои обязанности и находился на отведенном ему месте, должности, посту Автор концепции «цзюнь-цзы» — «благородного мужа» создал образ китайского бюрократа обращал внимание на необходимость избегать конфликтов между управляющими и управляемыми считал он, хорошо управляемое государство должно располагать достаточным количеством продовольствия, достаточным вооружением и, самое главное, администрация должна пользоваться доверием народа

Слайд 42
Описание слайда:
УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ ИДЕИ КОНФУЦИЯ Конфуций первым поставил в теории управления вопрос об этике управленческого труда: а) существуют четкие этические принципы, которые управленец не может нарушать; б) нарушение этих принципов - одна из главных причин противоречий и антагонизмов между управляющими и управляемыми; в) соблюдение главного этического правила: чего не желаешь себе, не делай и другим; г) другие этические принципы управленца: справедливость, искренность, честность.

Слайд 43
Описание слайда:
3. Конфуций одним из первых сформулировал принцип разделения и специализации труда: 3. Конфуций одним из первых сформулировал принцип разделения и специализации труда: а) общество должно быть построено по строго иерархическому принципу; б) только иерархическая структура способна обеспечить четкое разделение труда и обязанностей людей.

Слайд 44
Описание слайда:
Вклад древнекитайской цивилизации в появление и развитие управленческой мысли Уже в эпоху глубокой древности (додинастический период) в Китае складывались основы государственного управления. Согласно мифологии, эти практические знания были получены от Неба («Мандат Неба»). Сформировавшаяся модель управления государством Западное Чжоу являла собой образец единовластного управления монарха с помощью большого чиновничьего аппарата, который представлял собой как бы две части. Одна часть исполняла функции распорядителя. Это были местные правители и чиновники, ответственные за порученные им территориальные формирования, то есть администраторы, которые могли принимать управленческие решения во исполнение указов императора. Другая часть - чиновники-функционеры, которые были призваны выполнять обязанности, возлагаемые на них чиновниками-распорядителями. Структура управления состояла из нескольких уровней, на каждом из которых, начиная с императора, находилось так называемое управляющее звено, включавшее распорядителя и функционеров. Сюда же можно отнести императорских контролеров, которые следили за ходом процессов управления (доведение до сведения людей указов императоров и их исполнителей, сбор налогов, осуществление отработок участие в общественных работах и др.). Кроме того, в данной модели были выделены виды управления (управление войсками, ритуалами, внешними связями, в семье и школе). Используя в управлении государством инструменты распорядительного, регламентирующего и нормирующего воздействия, монархия Древнего Китая стремилась построить механизм рыночных, товарно-денежных отношений, что проявилось в поисках всеобщего ценового эквивалента, развитии торговых отношений с кочевыми племенами и западными странами. Необходимо отметить и то обстоятельство, что в монархическом Китае не сторонились нарождавшейся системы знаний, развития образования и философско-политической мысли.

Слайд 45
Описание слайда:
Управленческие идеи и практика в европейской цивилизации 1. Зарождение цивилизованного менеджмента в ГРЕЦИИ и РИМЕ 2. МЕНЕДЖМЕНТ СРЕДНЕВЕКОВОЙ ЕВРОПЫ

Слайд 46
Описание слайда:
ГРЕЦИЯ Европейская цивилизация показала ряд отличительных черт в управлении экономической и общественной жизнью общества: становление цивилизации с рыночной экономикой, где основным хозяйствующим элементом был мелкий собственник высокая культура демократического управления свободное развитие личности децентрализация общества и экономики демократическая и олигархическая формы организации власти (государства-полисы) впервые произведена запись (Кодификация) действующих законов философские труды Сократа, Платона и Аристотеля («Политика» )

Слайд 47
Описание слайда:
ТАКИМ ОБРАЗОМ: Греческая история помогает понять многие теоретические положения и практику управления межгосударственными экономическими отношениями. Согласно теории развития национального хозяйства оно на определенном этапе своего развития достигает оптимального состояния. Говоря языком менеджмента, оптимальное состояние - это состояние наибольшей эффективности деятельности национального хозяйства. Оптимальное состояние - это состояние равновесия и стабильности (относительной). Национальное хозяйство в своем оптимальном состоянии обладает исключительно мощной энергетикой, то есть способностью преобразовывать внешнюю среду, которой для нее является вся жизнь данного государства и окружающие ее другие национальные хозяйства.

Слайд 48
Описание слайда:
РИМ Римская цивилизация свой основной вклад внесла главным образом в законы и формы правления: Римский закон стал моделью для более поздних цивилизаций, а римское разделение законодательной и исполнительной властей обеспечили модель системой баланса и контроля для конституционных форм правления. Римляне разработали квази-заводскую систему производства вооружения для легионов, производства глиняной посуды для мирового рынка, и позже текстильных изделий, которые продавались на экспорт. Знаменитая римская дорожная система была построена, чтобы ускорить движение войск для завоевания колоний. Растущая внешняя торговля привела к коммерческой стандартизации, поэтому государство разработало систему мер, весов, денег. Создан первый прототип корпоративной организации проявился в форме совместных акционерных компаний, которые продавали акции, в целях выполнения правительственных контрактов, для поддержания военных действий. Римляне были гениальны в организации строя, авторитарной организационной структуры, разработки двух фундаментальных концепций - дисциплина и функциональность.

Слайд 49
Описание слайда:
СРЕДНЕВЕКОВАЯ ЕВРОПА Феодальное общество представляется обществом ограниченных материальных возможностей и потребностей Труд не имел целью экономический прогресс Экономическая цель средневекового запада - создание необходимого Самой распространенной формой организации в городе – цех, корпорация мелких товаропроизводителей Церковь была не только духовным, но и наиболее крупным экономическим центром раннесредневековой цивилизации Католическая церковь была крупнейшим ростовщиком того времени. Церковные учреждения были едва ли не первыми банкирами в истории Европы

Слайд 50
Описание слайда:
Особое место в этот период занимают работы Николо Макиавелли - «Государь» Предмет его книг - это манипуляция как главное средство приобретения и сохранения контроля над другими, создание нового типа личности – характеризующейся тенденцией оценивать ситуации логично и продуманно; способностью обманывать ради достижения личных целей. Работы Макиавелли стали источники идей, составлявших оригинальную систему практического управления. Особое внимание заслуживают четыре принципа, которые оказали влияние на развитие менеджмента: 1) авторитет, или власть лидера, коренится в поддержке сторонников; 2) подчиненные должны знать, чего они могут ожидать от своего лидера, и понимать, чего он ожидает от них; 3) лидер должен обладать волей к выживанию; 4) лидер - всегда образец мудрости и справедливости для своих сторонников. Макиавелли учил правителя, стремящегося к успеху, согласовывать свои действия, во-первых, с законами необходимости (судьбой), а во-вторых, с поведением подчиненных. Сила на стороне лидера, когда он учитывает психологию людей, знает особенности их образа мыслей нравственных привычек, достоинства и недостатки. Одним из первых он обосновал понятие гражданского общества и применил термин «государство»

Слайд 51
Описание слайда:
Вывод: Общество, не ставившее целью развития своей экономики, эффективность и получения большего количества продукции, не могло уделять внимание развитию управленческой мысли и практики.

Слайд 52
Описание слайда:
Промышленный переворот в Англии Культурное возрождение создало новые социальные, экономические и политические условия, которые привели к новым открытиям и усовершенствованиям в науке и технике. Прогресс в технологии сделал возможным объединить большие массы физических и человеческих ресурсов, что привело к возникновению фабричной системы, быстро заменившей старую рутинную систему производства

Слайд 53
Описание слайда:
Дэниэл МакКэлем Разработал принципы менеджмента: 1. Надлежащее разделение ответственности. 2. Наделение достаточной властью, чтобы полностью осуществлять первое и что бы эти обязанности носили реальный характер. 3. Возможность узнавания честно ли выполняются эти обязанности. 4. Большая точность и оперативность в отчетах о всех нарушениях обязанностей, что бы оплошность можно было сразу исправить. 5. Эта информация, должна приходить через систему ежедневных докладов и проверок, которые не должны обременять главных чиновников и не уменьшать их влияние на подчиненных. 6. Принятие системы как целого, которая не только позволяет обнаруживать ошибки тот час же, но и определить виновного.

Слайд 54
Описание слайда:
Менеджмент готов «родиться» Несмотря на все историческое и содержательное многообразие подходов, концепций и школ менеджмента, все они представляют собой вариации сочетаний из трех основных способов управления людьми: создание отношений собственности и связанного с ними обмена товарами и услугами; построение организации; выработка системы ценностей.

Слайд 55
Описание слайда:
ШКОЛА НАУЧНОГО УПРАВЛЕНИЯ Предшественники Ч. Беббейдж; Т. Меткалер

Слайд 56
Описание слайда:
Основные идеи У. Тейлора Дифференциальная система оплаты Хороших экономических результатов нельзя добиться с помощью управления, основанного на альтруизме и филантропии. Залог успеха — в принципах разумного эгоизма. Тот, кто хочет хорошо работать, должен хорошо получать

Слайд 57
Описание слайда:
ОСНОВНЫЕ ИДЕИ ТЕОРИИ НАУЧНОГО МЕНЕДЖМЕНТА наука вместо традиционных навыков; гармония вместо противоречий; сотрудничество вместо индивидуальной работы; максимальная производительность вместо ограничения производительности; доведение каждого отдельного рабочего до максимальной доступной ему производительности и максимального благосостояния.

Слайд 58
Описание слайда:
ОСНОВНЫЕ ИДЕИ ТЕОРИИ НАУЧНОГО МЕНЕДЖМЕНТА составными элементами системы служили математический способ исчисления себестоимости, дифференциальная система оплаты труда, метод изучения времени и движений (хронометраж), способ расчленения и рационализации трудовых приемов, инструкционные карточки и многое другое, что позднее вошло в так называемый механизм «научного менеджмента». Каждый из элементов порознь еще не составлял сути «научного менеджмента», поскольку представлял собой отдельные технико-организационные мероприятия.

Слайд 59
Описание слайда:
ОСНОВНЫЕ ИДЕИ ТЕОРИИ НАУЧНОГО МЕНЕДЖМЕНТА Создание научного фундамента, заменяющего собой старые, грубо-практические методы работы, научное исследование каждого отдельного вида трудового действия. Отбор рабочих и менеджеров, их тренировка и обучение на основе научных критериев (профотбор и профобучение). Сотрудничество между администрацией и рабочими в деле практического внедрения НОТ. Равномерное и справедливое распределение обязанностей (ответственности) между рабочими и менеджерами. Будучи необходимым участником производственного процесса, каждый из них должен точно и своевременно выполнять свой собственный круг задач.

Слайд 60
Описание слайда:
ОСНОВНЫЕ ИДЕИ ТЕОРИИ НАУЧНОГО МЕНЕДЖМЕНТА организационная гармония экономическая целесообразность идеализации свойств реальных, физически существующих процессов. Таким образом в системе «научного менеджмента», (а в более широком смысле —в классической школе управления) точные расчеты и формально-логические процедуры, упорядоченность и гармония ценились очень высоко.

Слайд 61
Описание слайда:
ОСНОВНЫЕ ИДЕИ ШКОЛЫ разработали методологические основы нормирования стандартизировали рабочие операции; внедрили в практику научные подходы подбора и расстановки кадров; разработали методы стимулирования труда рабочих; добились признания того, что работа и ответственность между рабочими и менеджерами должна делится почти поровну

Слайд 62
Описание слайда:
ОСНОВНЫЕ КОНЦЕПЦИИ ШКОЛЫ 1. Авторы теории «научного менеджмента» полагали, что „ используя наблюдения, замеры, логику и анализ, можно усовершенствовать многие операции ручного труда, добиваясь более эффективного их выполнения (анализ содержания работы и определение ее компонентов). 2. Учет человеческого фактора. Важным вкладом явилось систематическое использование стимулирования с целью заинтересованности работников в увеличении производительности труда и объемов производства. Предусматривалась также возможность необходимого отдыха и неизбежных перерывов в производстве. Это давало руководству возможность устанавливать нормы выработки и платить дополнительно тем, кто превышал установленный минимум. 3. Научное управление также выступало в защиту отделения управленческих функций обдумывания и планирования от физического выполнения работы. Тейлор и его современники признавали, что работа по управлению — это определенная специальность, и что организация выиграет, если каждая группа сотрудников сосредоточится на том, что она делает лучше всего.

Слайд 63
Описание слайда:
ГЕНРИ ФОРД 1863-1947 Основные работы: «Моя жизнь, мой труд» (1922) «Сегодня, завтра» (1926) «Движение вперед» (1930) «Эдисон, каким я его знал» (1930)

Слайд 64
Описание слайда:
Emerson Harrington (1853-1931 гг.) Гаррингтон Эмерсон Формулирует 12 принципов производительности труда 1. Отчетливо поставленные цели. 2. Здравый смысл. 3. Компетентная консультация. 4. Дисциплина. 5. Справедливое отношение к персоналу. 6. Быстрый, надежный, полный, точный и постоянный учет. 7. Диспетчирование. 8. Нормы и расписания. 9. Нормализация условий. 10. Нормирование операций. 11. Письменные стандартные инструкции. 12. Вознаграждение за производительность.

Слайд 65
Описание слайда:
Вклад в развитие менеджмента различных направлений Школа научного управления 1. Использование научного анализа для определения лучших способов выполнения задачи. 2. Отбор работников, лучше всего подходящих для выполнения задач, и обеспечение их обучения. 3. Обеспечение работников ресурсами, требуемыми для эффективного выполнения их задач. 4. Систематическое и правильное использование материального стимулирования для повышения производительности. 5. Отделение планирования и обдумывания от самой работы.

Слайд 66
Описание слайда:
КЛАССИЧЕСКАЯ (административная) ШКОЛА УПРАВЛЕНИЯ Основоположник Анри Файоль (1841—1925) «Общий и промышленный менеджмент» 1916 г.

Слайд 67
Описание слайда:
В представлении способностей, необходимых менеджерам, он подчеркивал идею о том что каждый менеджер будет нуждаться в специальном знании и как минимум в следующих качествах и способностях: 1. Физические качества: здоровье, энергия, ловкость. 2. Умственные качества: способность понимать и учиться, суждение, умственная энергия и способность адаптироваться. 3. Моральные качества: энергия, стойкость, готовность принимать ответственность, инициативу, лояльность, такт, достоинство. 4. Общее образование: общее знакомство с вопросами, не принадлежащими исключительно к выполняемой функции. 5. Специальное знание: специфическое для функции будь это техническая, коммерческая, финансовая, организаторская, и т.д. ... 6. Опыт: знание, являющееся результатом надлежащей работы. Это осознание уроков, которые каждый извлекал самостоятельно из вещей.

Слайд 68
Описание слайда:
Разработал 14 принципов управления 1. Разделение труда. 2. Власть. 3. Дисциплина. 4. Единство распорядительства. 5. Единство руководства. 6. Подчинение индивидуальных интересов общим. 7. Вознаграждение. 8. Централизация. 9. Скалярная цепь (властная вертикаль). 10. Порядок. 11. Справедливость. 12. Стабильность состава персонала. 13. Инициатива. 14. Корпоративный дух (единение персонала).

Слайд 69
Описание слайда:
Выделил пять основных элементы управления планирование организация распорядительство координация контроль

Слайд 70
Описание слайда:
Концепция «рациональной бюрократии» Макса Вебера 1. Порядок, устанавливаемый правилами, является самой эффективной формой человеческой организации, а предприятие — это механизм, представляющий собой комбинацию основных производственных факторов: средств производства, рабочей силы, сырья материалов; 2. Технико-экономическим связям и зависимостям различных факторов производства; 3. Использованию аналитических методов, результаты которых нередко трудно и даже невозможно применить на практике; 4. Стремлению к сохранению стабильности, всеобщему контролю и надзору за качеством и выполнением плановых заданий; 5. Представлению высших руководителей как людей, которые «мудрее, чем рынок», и т. д.

Слайд 71
Описание слайда:
Необходимые элементы идеальной бюрократии 1. Разделение труда, в котором власть и ответственность была ясно определена для каждого члена и закреплена в официальных обязанностях. 2. Четким построением иерархическому принципу, то есть на основе ступенчатого подчинения и зависимостью числа уровней иерархии и руководителей от общего количества подчиненных; 3. Системой правил, норм, формальных процедур, определяющих права и обязанности работников, их поведение в конкретных ситуациях и служащих основой административного управления и контроля; 4. Построением внутренней системы отношений на формальных началах как взаимодействия между должностями, а не личностями; 5. Подбором кадров по формальным признакам на конкурентной основе с последующим продвижением в зависимости от старшинства, стажа работы и достигнутых в предыдущем периоде результатов, что должно было обеспечивать продвижение наверх самых квалифицированных работников. Необходимо заметить, что подобные принципы работы с кадрами перекликаются с основными принципами известной японской системы пожизненного найма.

Слайд 72
Описание слайда:
Вклад в развитие менеджмента различных направлений Классическая школа управления 1. Развитие принципов управления. 2. Описание функций управления. 3. Систематизированный подход к управлению всей организации.

Слайд 73
Описание слайда:
ШКОЛА ПСИХОЛОГИИ И ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ Основоположники Джорж Элтон Мэйо (George Elton Mayo) (1880 – 1949 гг.) Мэри Паркер Фоллет (Mery Follet) (1868-1933 гг.) Фриц Ротлисбергер (Fritz Roethlisberger), (1898)

Слайд 74
Описание слайда:
ШКОЛА ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ Исходные положения теории: • люди в основном мотивируются социальными потребностями и ощущают свою индивидуальность благодаря отношениям с другими людьми • в результате промышленной революции и рационализации процесса сама работа в значительной степени потеря­ла привлекательность, поэтому удовлетворение человек ищет во взаимоотношениях с другими людьми; • люди более отзывчивы к социальному влиянию группы равных им людей, чем побуждением посредством контроля, исходящего от руководства; • работник откликается на побуждение руководителя, если руководитель рассматривается работником как средство удовлетворения своих потребностей.

Слайд 75
Описание слайда:
ХОТОРНСКИЕ ЭКСПЕРИМЕНТЫ Результат Официальный отчет о Хоторнских экспериментах Мэйо изложил в своей работе «The Human Problems of an Industrial Civilization» («Человеческие проблемы индустриальной цивилизации») в 1933 г. Смысл экспериментов заключался в изучении влияния на производительность труда условий, организации и оплаты работы, а также отношений членов трудового коллектива между собой и с руко­водством предприятия. Главным выводом из хоторнских экспериментов было доказательство того, что, создав на предприятии благоприятный социально-психологический климат, можно существенно увеличить производительность труда (в эксперименте это увеличение достигало 40 %).

Слайд 76
Описание слайда:
Абрахам Маслоу ТЕОРИЯ ИЕРАРХИИ ПОТРЕБНОСТЕЙ (ПИРАМИДА ПОТРЕБНОСТЕЙ) Иерархия потребностей Согласно Маслоу, «человеческие потребности располагаются в виде иерархии. Иными словами, появлению одной потребности обычно предшествует удовлетворение другой, более насущной. Человек — это животное, постоянно испытывающее те или иные желания» Маслоу определяет пять наборов целей, которые он именует базовыми потребностями. К ним он относит: физиологические нужды, потребность в безопасности, потребность в любви, потребность в удовлетворении чувства собственного достоинства, потребность в самоактуализации.

Слайд 77
Описание слайда:
ТЕОРИИ УПРАВЛЕНИЯ и МОТИВАЦИЙ Двухфакторная теория Ф.Херцберга Теория стилей руководства Д.Макгрегора Инстинктивная теория мотивации У.Джемса Мотивация достижения Д.МакКлеланда Теория ожидания Виктора Врума Теория справедливости С. Адамса Комплексная теория Портера-Лоулера «Формула успеха» Дж.Аткинсона Атрибутивная теория мотивации Шкала «интернальности — экстернальности» Когнитивная теория и эвристика мышления

Слайд 78
Описание слайда:
Вклад в развитие менеджмента различных направлений Школа человеческих отношений и школа поведенческих наук 1. Применение приемов управления межличностными отношениями для повышения степени удовлетворенности и производительности. 2. Использование науки о человеческом поведении в управлении и формировании организации таким образом, чтобы каждый работник мог быть полностью реализован в соответствии с его потенциалом.

Слайд 79
Описание слайда:
ШКОЛА КОЛИЧЕСТВЕННОГО ПОДХОДА К УПРАВЛЕНИЮ Ключевой характеристикой науки управления (количественной школы) является замена словесных рассуждений и описательного анализа моделями, символами и количественными значениями. Основные этапы построения модели 1. Уточнение постановки задачи. 2. Формулирование законов, связывающих основные параметры объекта. 3. Запись в математических выражениях сформулированных закономерностей. 4. Исследование модели на основе сопоставления фактических показателей деятельности с расчетными по модели (теоретический и / или экспериментальный анализ). 5. Накопление данных об изучаемом объекте и корректи­ровка модели с целью введения дополнительных факторов и данных, ограничений, критериев и т. п. 6. Применение модели для решения задач управления объектом. 7. Развитие и совершенствование модели.

Слайд 80
Описание слайда:
Вклад в развитие менеджмента различных направлений Школа науки управления 1.Углубление понимания сложных управленческих проблем благодаря разработке и применению моделей. 2. Развитие количественных методов в помощь руководителям принимающим решения в сложных ситуациях.

Слайд 81
Описание слайда:
ШКОЛЫ МЕНЕДЖМЕНТА И СПОСОБЫ ИЗУЧЕНИЯ МЕНЕДЖМЕНТА

Слайд 82
Описание слайда:
Менеджмент России и его развитие в СССР В России во все времена государство оказывало особое влияние на управление организациями. Большая территория России стала особым дополнительным фактором, который оказал существенное влияние на становление научного управления производством. Различные природно-климатические условия и территориальная разобщенность всегда препятствовали проведению единой государственной политики в сфере управления. В становлении системы управления хозяйственной жизнью России особую историческую роль играло объединение раздробленных региональных рынков в единый общенациональный рынок.

Слайд 83
Описание слайда:
Особенности процесса формирование среды российского менеджмента XVII век в недрах феодального устройства постепенно стали формироваться новые отношения

Слайд 84
Описание слайда:
XVIII век XVIII век идеи о развитии государственного управления и регулирования экономики в большей степени были поддержаны Екатериной II (1762 - 1796 гг.) в послепетровский период в российской экономике развивались два противоположных направления управленческой мысли. Одно было за отмену крепостного права, которое сдерживало развитие капиталистических отношений, а другое — против отмены крепостного права как системы, укрепляющей роль дворянства. Большую роль в формировании экономической идеологии играло иностранное окружение царствующей особы.

Слайд 85
Описание слайда:
Эволюция развития менеджмента в Советской России Первый этап (1917 - 1937 гг.) – имеет противоречивые тенденции, хотя постоянно выдвигается лозунг неукоснительного привлечения к управлению широких масс трудящихся. Длительное время всячески игнорировалась необходимость привлечения к управлению наиболее квалифицированных работников и особенно интеллигенции, наука управления в начала развиваться вкупе с научной организацией труда после создания Центрального института труда и Промышленной академии, где обучались руководящие работники, не имеющие высшего образования. Второй этап (1937-1941 гг.) – Второй этап развития менеджмента в СССР мало, чем отличается от первого. Не принижая роли государства, исповедующего директивные методы управления, базирующиеся на социалистических принципах (демократический централизм, единство политического и экономического управления, партийность, плановость, научность, экономичность, социалистическое стимулирование) система управления функционировала достаточно успешно. Вместе с тем на этом этапе продолжается процесс ликвидации наиболее квалифицированных кадров специалистов, работающих в народном хозяйстве, академической науке и вооруженных силах. Третий этап (1941-1945 гг.) – Весь гражданский и оборонный комплекс переводится на рельсы военного времени. Вводятся сверхдирективные методы управления, направленные на обязательное выполнение всех управленческих решений сверху донизу с применением карательных мер к необеспечивающим выполнение данных управленческих решений.

Слайд 86
Описание слайда:
Эволюция развития менеджмента в Советской России Четвертый этап (1946-1965 гг.) – Управление народным хозяйством страны сориентировано на восстановление разрушенного войной хозяйства. При сохранении экономических принципов управления происходит не только восстановление, но и модернизация многих отраслей, обеспечивающих развитие других. Эти годы отличаются высоким уровнем и темпами экономического развития страны. Пятый этап (1965-1986 гг.) – Впервые за всю историю страны вводится новый механизм управления и мотиваций предприятий и работников в зависимости от конечных результатов труда и хозяйственного расчета. Создаются фонды экономического стимулирования (фонд развития производства, фонд социально-культурных мероприятий, жилищного строительства и материального поощрения). Шестой этап (1986-1991 гг.) – Этот этап развития системы управления характеризуется политиками, учеными и практиками как этап "перестройки" и зарождения нового экономического механизма управления, в разработке которого приняли участие видные советские ученые (А.Г. Аганбегян, Г.А. Егиазарян, Г.А. Ясин, О.Т. Богомолов и многие другие), придерживавшиеся принципа сохранения единого народнохозяйственного комплекса страны. Основная отличительная особенность данного этапа совершенствования механизма управления - переход к самоуправлению и демократизации всех сторон жизни производственного коллектива при сохранении централизованного управления. Седьмой этап (1991-1996 гг.) – Резкий переход к рыночным отношениям. Децентрализация системы управления в соответствии с появлением предприятий различных организационно-правовых форм собственности в процессе приватизации. Не до конца продуманный переход к рыночным отношениям не сделал механизм управления эффективным и привел к негативным явлениям (резкий спад объемов производства, безработица, неплатежеспособность предприятий, разрыв экономических связей, низкий уровень мотивации).

Слайд 87
Описание слайда:
В первые годы Советской власти получают большую известность труды таких ученых, как: А.А. Богданов А.К. Гастев О.А. Ерманский П.М. Керженцев Н.А. Амосов

Слайд 88
Описание слайда:
Алексей Капитонович Гастев (1882-1941). "Как надо работать" (1921), Индустриальный мир (Харьков, 1919); Наши задачи (М., 1921); Восстание культуры (Харьков, 1923); Профессиональные союзы и организация труда (Л., 1924); Новая культурная установка (М., 1924); Установка производства методом ЦИТа (М., 1927); Нормирование и организация труда (М., 1929); Методологические предпосылки разработки, обоснования и классификации стандартов (М., 1933)

Слайд 89
Описание слайда:
Александр Александрович Богданов (Малиновский) (1873-1928) Философ, экономист, политический деятель, ученый-естествоиспытатель, литератор. Одним из первых российских исследователей менеджмента как целостной системы управления. В философии стремился создать собственную систему — «эмпириомонизм», выдвинул и обстоятельно развил идею создания науки об общих законах организации — тектологии, закладывающей предпосылки для системного подхода. Считается первооткрывателем всеобщей организационной науки — тектологии (от греч. tektonikos — строительство).

Слайд 90
Описание слайда:
Основные положения тектологии Основные идеи тектологии как науки о системах А. А. Богданов сводил к нескольким положениям. Между стихийной организующей работой природы и сознательно-планомерной людей - нет принципиального, непреодолимого различия. Действительное единство организационных методов — в психических и физических комплексах, в живой и мертвой природе, в работе стихийных сил и сознательной деятельности людей. Организующей основой являются элементы, их сочетания, комплексы. Элементами являются активности-сопротивления всякого рода. Успех в деле зависит от активности, способной преодолеть сопротивления. Сочетания элементов приводят к образованию комплексов. В зависимости от количества элементов в комплек­се они подразделяются на организационные, дезорганизационные и нейтральные. Комплексы (системы) обладают свойствами: целостности, нецелостности, небытийности, целостно-нецелостности. Отношения двух комплексов, находящихся во взаимодействии, позволяют их элементам создавать комбинации, переходить из одного комплекса в другой. Взаимодействие комплекса (системы) со средой изменяется во времени, появляются регуляторы динамического равновесия. Развитие комплекса (системы) управляется тектологическим подбором. Прогрессивный подбор связан с увеличением или уменьшением суммы активностей комплекса. При этом при положи­тельном прогрессивном отборе сумма активностей комплекса возрастает, при отрицательном — уменьшается.

Слайд 91
Описание слайда:
Управленческие идеи России Первые шаги 1. 1860-1870 гг , методика рационализации трудовых движений. 2. В 1908 г. Печатаются передовые зарубежные издания в области научного менеджмента. 3. 1911-1912 первые курсы по менеджменту в ВУЗах.

Слайд 92
Описание слайда:
Российские концепции менеджмента ГРУППЫ КОНЦЕПЦИЙ 1. Концепции технического направления 2. Концепции социального направления

Слайд 93
Описание слайда:
Концепции технического направления: « Организационного управления» А.А.Богданова (Малиновского) «Физиологического оптимума» О.А Ерманского «О узкой базе» А.К. Гастьева «Производственная трактовка" управленческих процессов Е.Ф. Розмировича

Слайд 94
Описание слайда:
Концепции социального направления: «Организационной деятельности» П.М. Керженцева «Социально-трудовая концепцию управления производством» Н.А. Витке «Теория административной емкости» Ф.Р.Дунаевского

Слайд 95
Описание слайда:
Основные достижения и идеи менеджмента В 30-е гг. была проделана большая научная и практическая работа по созданию науки об организации производства, труда и управления, результатом которой был выход в свет первого советского учебника по организации производства. В эти же годы было положено начало формированию системы подготовки кадров с высшим и средним специальным экономическим образованием для предприятий и органов управления. Кроме того, была введена новая для того времени специальность - инженер-экономист отраслевого профиля, которая вскоре стала ведущей среди экономических специальностей. В годы Великой Отечественной войны система управления промышленностью, сложившаяся в предшествующие годы, не претерпела принципиальных изменений. Основным принципом управления продолжал оставаться хозрасчет при усилении административно-командных методов руководства. Научная работа велась по проблемам внутризаводского планирования и диспетчирования. В послевоенный период времени возобновилась научная и практическая работа в области организации и управления производством. Вместе с тем, имело место сокращение исследований в области управления производством. К концу 50-х гг. тематика исследований по проблемам организации и управления предприятиями начала постепенно расширяться.

Слайд 96
Описание слайда:
Начиная с 1957 г. был осуществлен переход к управлению промышленностью и строительством по территориальному принципу через Советы народного хозяйства (совнархозы) экономических административных районов. Главным назначением совнархозов было пресечение ведомственных тенденций в развитии промышленности. К этому же времени относится рождение такой важной самостоятельной ветви экономики, как экономическая кибернетика, тесно связанной с использованием на практике экономико-математических методов. Создание этой науки в нашей стране осуществлялось под руководством академиков А.И. Берга и В.М. Глушкова. Кибернетика сыграла важную роль в развитии теории управления производством. Начиная с 1957 г. был осуществлен переход к управлению промышленностью и строительством по территориальному принципу через Советы народного хозяйства (совнархозы) экономических административных районов. Главным назначением совнархозов было пресечение ведомственных тенденций в развитии промышленности. К этому же времени относится рождение такой важной самостоятельной ветви экономики, как экономическая кибернетика, тесно связанной с использованием на практике экономико-математических методов. Создание этой науки в нашей стране осуществлялось под руководством академиков А.И. Берга и В.М. Глушкова. Кибернетика сыграла важную роль в развитии теории управления производством. Дискуссия, развернувшаяся в стране в период с 1962 по 1965 гг., по вопросам совершенствования системы и методов управления народным хозяйством, предшествовала проведению хозяйственной реформы. Период времени, начиная с 1965 г. по настоящее время, характеризуется проведением в стране трех реформ, направленных на совершенствование системы управления народным хозяйством. К ним относятся: 1. Реформа системы управления экономикой 1965 г. 2. Реформа системы управления 1979 г. 3. Ускорение социально-экономического развития (1986 г.) и переход к рыночным отношениям (с 1991 г. и по настоящее время).

Слайд 97
Описание слайда:
Выводы: 1. Практика управления имеет такую же древнюю историю, как и сами организации, но управление стало признанной и широко распространенной научной дисциплиной только начиная с 1910 г. 2. Научное управление сконцентрировало внимание на изменении организации работ для повышения эффективности на неуправленческом уровне. Классическая школа попыталась определить более широкие универсальные принципы административного управления организацией. Точка зрения бихевиористской школы заключалась в том, что понимание человеческих потребностей и социального взаимодействия имело ключевое значение для достижения успеха организацией. Все эти школы внесли важный и ощутимый вклад в управление, но, поскольку они выступали в защиту «единственного лучшего способа», рассматривали только часть внутренней среды организации или игнорировали внешнюю среду, ни одна из них не гарантировала полного успеха во всех ситуациях. 3. Школа науки управления использует количественные методики, такие как построение моделей и исследование операций, чтобы помочь в принятии решений и повысить эффективность. Ее влияние растет, поскольку она рассматривается как дополнение к существующей и широко применяемой концептуальной основе процессного, системного и ситуационного подходов.

Слайд 98
Описание слайда:
Выводы: 4. Концепция управленческого процесса, применимая ко всем типам организаций, возникла в рамках классической школы. В данной книге основными функциями считаются функции планирования, организации, мотивации и контроля. Коммуникации и принятие решений считаются связующими процессами, поскольку они требуются для реализации всех основных четырех функций. 5. Системный подход рассматривает организацию как открытую систему, состоящую из нескольких взаимосвязанных подсистем. Организация получает ресурсы из внешней среды, обрабатывает их и выдает товары и услуги во внешнюю среду. Теория систем помогает руководителям понять взаимозависимость между отдельными частями организации и между организацией и средой, окружающей ее. 6. Ситуационный подход расширил практическое применение теории систем, определив основные внутренние и внешние переменные, которые влияют на организацию. Поскольку в соответствии с этим подходом методики и концепции должны быть применимы к конкретным ситуациям, ситуационный подход часто называют ситуационным мышлением. С точки зрения ситуации «лучшего способа» управления не существует.


Скачать презентацию на тему Общий менеджмент. История менеджмента можно ниже:

Похожие презентации