Оценка читательской грамотности учащихся в контексте международных сравнительных исследований презентация

Содержание


Презентации» Образование» Оценка читательской грамотности учащихся в контексте международных сравнительных исследований
ОЦЕНКА ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ УЧАЩИХСЯ  В КОНТЕКСТЕ МЕЖДУНАРОДНЫХ СРАВНИТЕЛЬНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ Содержание: 1. Международные сравнительные исследования PISA, PIRLS, TIMSS 2. Компетентностная модель1. Международные сравнительные исследования PISA, PIRLS, TIMSSКраткая информация об исследованиях  PISA, PIRLS и TIMSS
 PISA -2. Компетентностная модель в исследовании PISAОсновная цель исследования PISA
 
 Оценить обладают ли учащиеся 15-летнего возраста,Чему должны научиться детиМодель  естественнонаучной грамотности исследования PISA-2015Читательская грамотность (исследование PISA)
 способность человека 
 понимать 
 и использоватьРазвитие модели оценки функциональной грамотности в исследовании PISA-2018Глобальные компетенции – способность эффективно действовать индивидуально или в группе вГлавные детерминанты качества школьного образования
 Качество школьного образования в основном определяется3. Оценка читательской грамотности в международных сравнительных исследованияхПри переходе из начальной школы в основную, как об этом пишетЧитательская грамотностьПарадокс компетентности
 Компетентность (действенные знания, умения, способы) обнаруживает себя 
 заУчет факторов, влияющих на читательскую грамотность (PISA)4. Анализ банка открытых заданий исследования PISA  Международный сайт исследованияПримеры заданий для оценки читательской грамотности (1)
 Как поступили бы вы,Примеры заданий для оценки читательской грамотности (2)Примеры заданий для оценки читательской грамотности (3)Примеры заданий для оценки читательской грамотности (4)Примеры заданий для оценки читательской грамотности (5)Примеры заданий для оценки читательской грамотности (6)Факторы, определяющие трудность заданий (1)
 Поиск и извлечение информации из текста
Факторы, определяющие трудность заданий (2)
 Интеграция и интерпретация информации из текста
Факторы, определяющие трудность заданий (3)
 Рефлексия (осмысление) и оценка
 требуемый тип5. Результаты стран по итогам исследования PISA 2015Результаты 15-летних учащихся  по естественнонаучной грамотностиРезультаты 15-летних учащихся  по математической грамотностиРезультаты 15-летних учащихся  по читательской грамотностиРезультаты 15-летних российских  учащихся в исследовании PISAРезультаты российских 15-летних  учащихся по функциональной грамотностиПрограмма ИСРО РАО «Программа совершенствования читательской грамотности российских школьников»
 
 ВсеДля дополнительной информацииСпасибо за внимание!
   Ковалева Галина Сергеевна, руководитель Центра оценки



Слайды и текст этой презентации
Слайд 1
Описание слайда:
ОЦЕНКА ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ УЧАЩИХСЯ В КОНТЕКСТЕ МЕЖДУНАРОДНЫХ СРАВНИТЕЛЬНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ Москва 2017 год


Слайд 2
Описание слайда:
Содержание: 1. Международные сравнительные исследования PISA, PIRLS, TIMSS 2. Компетентностная модель в исследовании PISA 3. Оценка читательской грамотности в международных сравнительных исследованиях 4. Анализ банка открытых заданий исследования PISA 5. Результаты стран по итогам исследования PISA 2015

Слайд 3
Описание слайда:
1. Международные сравнительные исследования PISA, PIRLS, TIMSS

Слайд 4
Описание слайда:
Краткая информация об исследованиях PISA, PIRLS и TIMSS PISA - Оценка функциональной грамотности 15-летних учащихся в области математики, чтения и естествознания PIRLS - Оценка качества чтения и понимания текста учащимися начальной школы (4 класс) TIMSS - Оценка качества математического и естественнонаучного образования в начальной, основной и средней школе (4, 8 и 11 классы) PISA&PIRLS&TIMSS: Выявление динамики в результатах (PISA: 2000, 2003, 2006, 2009, 2012, 2015,2018); PIRLS: 2001, 2006, 2011; 2016 TIMSS: 1995, 1999, 2003, 2007, 2011; 2015; 2019) PISA&PIRLS&TIMSS: Выявление факторов, позволяющих объяснить различия в результатах оценка качества и эффективности образования, равенства доступа к образованию

Слайд 5
Описание слайда:
2. Компетентностная модель в исследовании PISA

Слайд 6
Описание слайда:
Основная цель исследования PISA Оценить обладают ли учащиеся 15-летнего возраста, получившие обязательное общее образование, знаниями, умениями и компетенциями, необходимыми им для полноценного функционирования в современном обществе, т. е. для решения широкого круга задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений. .

Слайд 7
Описание слайда:
Чему должны научиться дети

Слайд 8
Описание слайда:

Слайд 9
Описание слайда:
Модель естественнонаучной грамотности исследования PISA-2015

Слайд 10
Описание слайда:
Читательская грамотность (исследование PISA) способность человека понимать и использовать (письменные) тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.

Слайд 11
Описание слайда:
Развитие модели оценки функциональной грамотности в исследовании PISA-2018

Слайд 12
Описание слайда:

Слайд 13
Описание слайда:

Слайд 14
Описание слайда:
Глобальные компетенции – способность эффективно действовать индивидуально или в группе в различных ситуациях. Они включают: Глобальные компетенции – способность эффективно действовать индивидуально или в группе в различных ситуациях. Они включают: - заинтересованность и осведомленность о глобальных тенденциях развития - управление поведением - открытость к новому - эмоциональное восприятие нового

Слайд 15
Описание слайда:
Главные детерминанты качества школьного образования Качество школьного образования в основном определяется качеством профессиональной подготовки педагогов (по результатам PISA) Качество образовательных достижений школьников в основном определяется качеством учебных заданий, предлагаемых им педагогами (по результатам ITL, PISA)

Слайд 16
Описание слайда:
3. Оценка читательской грамотности в международных сравнительных исследованиях

Слайд 17
Описание слайда:

Слайд 18
Описание слайда:
При переходе из начальной школы в основную, как об этом пишет Г. А. Цукерман, заканчивается обучение чтению и начинается чтение для обучения – использование письменных текстов как основного ресурса самообразования, получение нового знания и новых идей с помощью информационных текстов. Именно в связи с особой важностью овладения осознанным чтением среди системы «умений учиться» в рассматриваемый период обучения среди всех метапредметных результатов и было выделено осознанное чтение и работа с информацией в качестве основного объекта оценки. При переходе из начальной школы в основную, как об этом пишет Г. А. Цукерман, заканчивается обучение чтению и начинается чтение для обучения – использование письменных текстов как основного ресурса самообразования, получение нового знания и новых идей с помощью информационных текстов. Именно в связи с особой важностью овладения осознанным чтением среди системы «умений учиться» в рассматриваемый период обучения среди всех метапредметных результатов и было выделено осознанное чтение и работа с информацией в качестве основного объекта оценки.  Г. А. Цукерман, Г. С. Ковалева, М. И. Кузнецова. Хорошо ли читают российские школьники? // Вопросы образования. № 4, 2007, с. 245.  

Слайд 19
Описание слайда:
Читательская грамотность

Слайд 20
Описание слайда:

Слайд 21
Описание слайда:
Парадокс компетентности Компетентность (действенные знания, умения, способы) обнаруживает себя за пределами учебных ситуаций, в задачах, не похожих на те, где эти знания, умения, способы приобретались.

Слайд 22
Описание слайда:
Учет факторов, влияющих на читательскую грамотность (PISA)

Слайд 23
Описание слайда:
4. Анализ банка открытых заданий исследования PISA Международный сайт исследования PISA http:://www.oecd.org/edu/pisa Сайт Центра оценки качества образования ИСРО РАО http://www.centeroko.ru/public.htm#pisa_pub

Слайд 24
Описание слайда:
Примеры заданий для оценки читательской грамотности (1) Как поступили бы вы, купив такое печенье? ____________________________ Почему бы вы так поступили? Используйте информацию из объявления для обоснования своего ответа. Ситуация функционирования текста: Общественная Формат текста: Несплошной Тип текста: Инструкция Читательское действие: Осмысление и оценка информации текста Комментарии эксперта. Вопрос «Как поступили бы вы, купив такое печенье?» допускает ограниченное, но весьма обширное число вариантов ответа. Отвечая на этот вопрос, читатель должен предположить, как он сам поступил бы в житейской, знакомой ситуации (съесть ли потенциально опасную пищу). Обязательная опора на личный опыт, невозможность ответить на вопрос, опираясь только на текст, – критерий для отнесения вопроса к категории «осмысление и оценка информации текста». Легкость этого вопроса объясняется тем, что ответ не предполагает никаких специальных знаний, которые нужно извлечь из текста. Уровень рефлексии, требуемый для понимания самого вопроса и соответствующих элементов текста, весьма низок. 83% российских учащихся справились с вопросом успешно. Что могло затруднить остальных 17% учеников? Среди множества возможных причин остановимся на двух, порождаемых традицией отечественного образования. Во-первых, на этот вопрос нет одного единственно верного ответа (принимается и вариант «съем», и противоположный вариант «верну в магазин»). Во-вторых, при ответе на этот вопрос нужно применить умения работы с текстом, полученные в школе, к житейской ситуации. Иными словами, данное задание иллюстрирует основной подход тестов компетентности к оценке образовательных результатов: ценно то знание и умение, которое применяется в новой ситуации. В данном случае новым мог оказаться сам переход от текста к жизни. Вспомним Буратино. Не всем удается «яблоки из учебника» делить по тем же правилам, что «яблоки из жизни».

Слайд 25
Описание слайда:
Примеры заданий для оценки читательской грамотности (2)

Слайд 26
Описание слайда:
Примеры заданий для оценки читательской грамотности (3)

Слайд 27
Описание слайда:
Примеры заданий для оценки читательской грамотности (4)

Слайд 28
Описание слайда:
Примеры заданий для оценки читательской грамотности (5)

Слайд 29
Описание слайда:
Примеры заданий для оценки читательской грамотности (6)

Слайд 30
Описание слайда:
Факторы, определяющие трудность заданий (1) Поиск и извлечение информации из текста число единиц информации, которые читателю надо найти, количество «зияний» в тексте, которые читателю надо мысленно восстановить, объем и однозначность единиц информации, между которыми читателю предстоит сделать выбор, объем и сложность текста.

Слайд 31
Описание слайда:
Факторы, определяющие трудность заданий (2) Интеграция и интерпретация информации из текста число единиц информации, которые читателю надо связать в единую картину, тип связи между единицами информации, который требуется установить (например, найти сходство, как правило, легче, чем найти различие), наличие конкурирующих единиц информации, между которыми читателю предстоит сделать выбор, характер текста: чем он длиннее, чем более абстрактен, чем меньше читатель знаком с предметом обсуждения, тем труднее соединить сообщения текста в общую картину.  

Слайд 32
Описание слайда:
Факторы, определяющие трудность заданий (3) Рефлексия (осмысление) и оценка требуемый тип осмысления (например, сравнить два факта легче, чем построить предположение на основе этих фактов), тип внетекстового знания, которое необходимо читателю для понимания текста (например, труднее ответить на вопрос, который требует не общежитейского, а специализированного знания), размер и степень абстрактности текста.

Слайд 33
Описание слайда:
5. Результаты стран по итогам исследования PISA 2015

Слайд 34
Описание слайда:

Слайд 35
Описание слайда:
Результаты 15-летних учащихся по естественнонаучной грамотности

Слайд 36
Описание слайда:
Результаты 15-летних учащихся по математической грамотности

Слайд 37
Описание слайда:
Результаты 15-летних учащихся по читательской грамотности

Слайд 38
Описание слайда:
Результаты 15-летних российских учащихся в исследовании PISA

Слайд 39
Описание слайда:
Результаты российских 15-летних учащихся по функциональной грамотности

Слайд 40
Описание слайда:
Программа ИСРО РАО «Программа совершенствования читательской грамотности российских школьников» Все регионы страны: 1. Ознакомление с подходами к формированию читательской грамотности 2. Проведение меж-региональных семинаров 3. Оценка сформированности читательской грамотности 4. Методическая поддержка и консультирование с целью повышения читательской грамотности 5. Распространение открытого банка заданий международных исследований PIRLS и PISA. 6. Создание интерактивной платформы для использования банка заданий для оценки читательской грамотности

Слайд 41
Описание слайда:
Для дополнительной информации

Слайд 42
Описание слайда:
Спасибо за внимание! Ковалева Галина Сергеевна, руководитель Центра оценки качества образования Института стратегии развития образования РАО e-mail: centeroko@mail.ru сайт: www.centeroko.ru


Скачать презентацию на тему Оценка читательской грамотности учащихся в контексте международных сравнительных исследований можно ниже:

Похожие презентации