Онтогенез поведения и психики животных презентация

Содержание


Презентации» Образование» Онтогенез поведения и психики животных
Онтогенез поведения и психики животных
 Общее представление об онтогенезе животных.
 ПренатальныйОбщее представление об онтогенезе животных
 Индивидуальное поведение животного развивается и формируетсяПериодизация онтогенеза 
 В развитии животных четко выделяются периоды. Они характеризуютсяРазвитие психической деятельности в пренатальном периоде
 Развивающийся организм совершает движения, которыеРазвитие психической деятельности в пренатальном периоде
 Обучение в период эмбриогенеза являетсяРазвитие психической деятельности в пренатальном периоде
 По мере формирования эмбриона всеРазвитие психической деятельности в раннем постнатальном периоде
 В этом периоде формируютсяРазвитие психической деятельности в раннем постнатальном периоде
 Детеныши позвоночных животных рождаютсяРазвитие психической деятельности в раннем постнатальном периоде
 Забота о потомстве –Развитие психической деятельности в раннем постнатальном периоде
 Возрастающая забота о потомствеРазвитие психической деятельности в раннем постнатальном периоде
 Врожденное узнавание проявляется независимоРазвитие психической деятельности в раннем постнатальном периоде
 Проявляется общее правило –Развитие психической деятельности в раннем постнатальном периоде
 В раннем постнатальном периодеРазвитие психической деятельности в раннем постнатальном периоде
 Особенно четко запечатление проявляетсяРазвитие психической деятельности в раннем постнатальном периоде
 Импринтинг изучали Д.Сполдинг иРазвитие психической деятельности в раннем постнатальном периоде
 Существует импринтинг двух типов:
Развитие психической деятельности в раннем постнатальном периоде
 Важную роль для приобретенияРазвитие психической деятельности в ювенильном периоде
 Ювенильный период, или как егоРазвитие психической деятельности в ювенильном периоде
 Во время ювенильного периода детенышРазвитие психической деятельности в ювенильном периоде
 В этот период у большинстваРазвитие психической деятельности в ювенильном периоде
 Важную роль в становлении психикиРазвитие психической деятельности в ювенильном периоде
 По мнению психолога Стюарта БраунаВиды игр
 	Детеныш может играть в одиночку. При этом он хватаетВиды игр
 Часто детеныш начинает бегать нарочито быстро, описывая множество зигзагов,Виды игр
 Иногда один детеныш захватывает в зубы предмет и, убегая,Значение игры 
 Фабри предложил концепцию, согласно которой игра является по



Слайды и текст этой презентации
Слайд 1
Описание слайда:
Онтогенез поведения и психики животных Общее представление об онтогенезе животных. Пренатальный (эмбриональный) период. Ранний постнатальный период. Ювенильный период.


Слайд 2
Описание слайда:
Общее представление об онтогенезе животных Индивидуальное поведение животного развивается и формируется с возрастом. В процессе онтогенеза одни формы поведения сменяют другие, животное накапливает индивидуальный опыт и приспосабливается к жизни в конкретных условиях.

Слайд 3
Описание слайда:
Периодизация онтогенеза В развитии животных четко выделяются периоды. Они характеризуются определенными изменениями в физиологии и поведении животных. В процессе онтогенеза каждое животное проходит определенные периоды развития: пренатальный (или эмбриональный, дородовой, внутриутробный) период; ранний постнатальный период; ювенильный (игровой) период.

Слайд 4
Описание слайда:
Развитие психической деятельности в пренатальном периоде Развивающийся организм совершает движения, которые являются элементами будущих двигательных актов. Внутриутробные движения влияют на координацию физиологических процессов, связанных с мышечной деятельностью и способствуют подготовке поведения новорожденного. Цин Янг Куо объяснил процесс формирования поведения животных накоплением двигательного опыта.

Слайд 5
Описание слайда:
Развитие психической деятельности в пренатальном периоде Обучение в период эмбриогенеза является развитием и видоизменением определенной генетической информации. Идет реализация в индивидуальной жизни особи видового опыта, накопленного в процессе эволюции. Особое влияние на формирование признаков поведения детеныша в эмбриональном периоде его развития оказывает материнский организм. Тесная связь зародыша с материнским организмом осуществляется посредством плаценты.

Слайд 6
Описание слайда:
Развитие психической деятельности в пренатальном периоде По мере формирования эмбриона все большее значение приобретает сенсорная стимуляция (пример с куриным зародышем). Врожденное, инстинктивное поведение сочетается с истинным эмбриональным научением. В этот период формируются предпосылки и потенциальные возможности психического отражения.

Слайд 7
Описание слайда:
Развитие психической деятельности в раннем постнатальном периоде В этом периоде формируются важнейшие взаимоотношения организма с окружающей средой, закладываются основы поведения взрослого животного. Постнатальное развитие поведения у разных животных протекает по-разному.

Слайд 8
Описание слайда:
Развитие психической деятельности в раннем постнатальном периоде Детеныши позвоночных животных рождаются на разных стадиях зрелости: - незрелорождающиеся – детеныши млекопитающих (грызуны, хищные), птенцы птенцовых птиц (воробьиные, хищные); - зрелорождающиеся – детеныши копытных млекопитающих, выводковые птицы (куры, гусеобразные). Зрелорожденные детеныши почти сразу становятся способными к самостоятельному выполнению основных жизненных функций. Незрелорожденные детеныши на протяжении определенного времени зависят от родительского ухода. Но, они психически наиболее развитые животные.

Слайд 9
Описание слайда:
Развитие психической деятельности в раннем постнатальном периоде Забота о потомстве – действия животных, обеспечивающие или улучшающие условия выживания и развития потомства. Более высокой формой заботы о потомстве является уход за потомством. Две формы: пассивная и активная.

Слайд 10
Описание слайда:
Развитие психической деятельности в раннем постнатальном периоде Возрастающая забота о потомстве ведет к растущему противоречию между потребностями родителей и их потомством. Это противоречие регулируется естественным отбором в сторону наибольшего прогресса вида. В.А. Вагнер охарактеризовал это формулой: минимум жертв матери – максимум требований потомства.

Слайд 11
Описание слайда:
Развитие психической деятельности в раннем постнатальном периоде Врожденное узнавание проявляется независимо от индивидуального опыта в форме видоспецифического избирательного отношения животных к объектам среды, их признакам и ситуациям. Это проявляется в способности животных биологически адекватно реагировать на некоторые признаки еще незнакомых им ситуаций или объектов.

Слайд 12
Описание слайда:
Развитие психической деятельности в раннем постнатальном периоде Проявляется общее правило – нет чисто врожденных форм поведения. В процессе постнатального развития происходит уточнение и дифференцировка врожденного узнавания путем приобретения раннего опыта.

Слайд 13
Описание слайда:
Развитие психической деятельности в раннем постнатальном периоде В раннем постнатальном периоде происходит достройка врожденных пусковых механизмов важнейших инстинктивных действий путем включения в них индивидуально приобретаемых компонентов. В этом сущность процесса запечатления, или импринтинга (Imprinting).

Слайд 14
Описание слайда:
Развитие психической деятельности в раннем постнатальном периоде Особенно четко запечатление проявляется в реакции следования. Феномен этой реакции в том, что зрелорождающиеся детеныши уже вскоре после появления на свет неотступно двигаются вслед за родителями. Пример: поведение детенышей домашних животных.

Слайд 15
Описание слайда:
Развитие психической деятельности в раннем постнатальном периоде Импринтинг изучали Д.Сполдинг и Лоренц. Лоренц, наблюдая за дикими гусями, выращенными человеком, выделил две особенности запечатления: 1) приуроченность к определенному периоду онтогенеза, который называют чувствительным или критическим; 2) необратимость – проявляется в прочности реакции следования.

Слайд 16
Описание слайда:
Развитие психической деятельности в раннем постнатальном периоде Существует импринтинг двух типов: 1) запечатление привязанности; 2) половое запечатление. Запечатление привязанности экспериментально изучал Э.Гесс. Половое запечатление обеспечивает будущее общение с половым партнером. Взрослое животное адресует свое поведение особям, контакт с которыми у него произошел в раннем периоде онтогенеза.

Слайд 17
Описание слайда:
Развитие психической деятельности в раннем постнатальном периоде Важную роль для приобретения и обогащения индивидуального опыта и для познавательной деятельности животного имеет раннее манипулирование. Манипулирование – активное обращение с различными предметами при преимущественном участии передних, реже – задних конечностей, а также других эффекторов: челюстного аппарата, хобота, хвоста, щупалец, клешней.

Слайд 18
Описание слайда:
Развитие психической деятельности в ювенильном периоде Ювенильный период, или как его иначе называют, подростковый или предадультный, т.е. предшествующий взрослению продолжается вплоть до периода полового созревания. В данный период детеныши большинства видов перестают питаться материнским молоком. Они начинают совершать довольно дальние путешествия от родного гнезда, посещать соседние территории. У детенышей меняются зубы, и этот процесс сопровождается целым рядом физиологических особенностей. Формируются типологические особенности темперамента и характера, оборонительные реакции. Идет подготовка к половому созреванию.

Слайд 19
Описание слайда:
Развитие психической деятельности в ювенильном периоде Во время ювенильного периода детеныш должен хорошо усвоить нормы поведения в сложном социуме, в котором ему предстоит существовать в течение всей дальнейшей жизни. Ювенильный период можно условно сравнить с воспитанием и сложной "притиркой" взаимоотношений в средней школе.

Слайд 20
Описание слайда:
Развитие психической деятельности в ювенильном периоде В этот период у большинства детенышей начинает проявляться пассивно-оборонительная реакция, резко изменяющая поведение и определяющая все последующие характеристики высшей нервной деятельности. Иногда такую пассивно-оборонительную реакцию называют юношеской осторожностью. По мере освоения детенышем закономерностей окружающего мира, она угасает.

Слайд 21
Описание слайда:
Развитие психической деятельности в ювенильном периоде Важную роль в становлении психики и развитии социального поведения животного имеет игровая деятельность. Игра — совокупность специфически ювенильных проявлений всех форм поведения взрослого животного, характерная главным образом для молодых особей (Фабри) Игры детенышей и молодых особей очень разнообразны и охватывают все сферы поведения животного в ходе его взросления. Хорошо развитое игровое поведение наблюдается у животных с достаточно высоким уровнем развития психики.

Слайд 22
Описание слайда:
Развитие психической деятельности в ювенильном периоде По мнению психолога Стюарта Брауна и этолога Роберта Фагена можно выделить три типа игр: 1) Игра в одиночку, когда, например, ягненок прыгает и лягает воздух. 2) Игра-бой, имитация схватки, когда мимика и телодвижения сигнализируют: «Вреда не причиню». Более слабому партнеру поддаются, чтобы продлить удовольствие от совместной игры. 3) Предметная игра (кстати, важная предпосылка орудийной деятельности).

Слайд 23
Описание слайда:
Виды игр Детеныш может играть в одиночку. При этом он хватает различные предметы в зубы, переносит с места на место, пробует на зуб, подкидывает в воздух, скребет лапами. Такие игры называются манипуляционными. В процессе таких игр животное знакомится со свойствами предметов, овладевает двигательными и исследовательскими навыками.

Слайд 24
Описание слайда:
Виды игр Часто детеныш начинает бегать нарочито быстро, описывая множество зигзагов, совершая высокие прыжки. Это - локомоторные игры. Их основное назначение - формирование двигательных навыков и освоение законов движения. Они могут быть и одиночными, и групповыми. К играм такого типа относятся разные формы игровой борьбы, совместные пробежки, игры в "прятки", в "догонялки". Таким образом, тренируется будущее охотничье поведение.

Слайд 25
Описание слайда:
Виды игр Иногда один детеныш захватывает в зубы предмет и, убегая, предлагает своим собратьям овладеть им. Таким же образом щенки и взрослые собаки часто играют с людьми, предлагая разнообразные игрушки, палки и мячики, а затем стремительно убегая с ними. Игры такого рода носят название "трофейных".

Слайд 26
Описание слайда:
Значение игры Фабри предложил концепцию, согласно которой игра является по своей сущности развивающейся деятельностью, охватывающей большинство функциональных сфер. Игровая активность наполняет основное содержание процесса развития поведения в ювенильном периоде. Игра является ювенильной формой развития поведения в онтогенезе.


Скачать презентацию на тему Онтогенез поведения и психики животных можно ниже:

Похожие презентации