Основы философии познания презентация

Содержание


Презентации» Философия» Основы философии познания
Тема № 6  Основы философии познания
 Философия – «царица всехЗарождение философии в эпоху Античности
 Первым назвал философию философией, а себяСократ – Платон - АристотельФилософия в средние векаФилософия Нового времениТомас Гоббс
 Томас Гоббс (некоторое время секретарь Ф. Бэкона), считал математикуЭммануил Кант «Вещь в себе»Георг Вильгельм Фридрих Гегельединство и борьба противоположностейпереход количественных изменений в качественныеотрицание отрицания.Познание мира.
 Познание - процесс деятельности человека, основным содержанием которого являетсяВозможность познания мира.
 Агностицизм (гр. agnostos — недоступный познанию) Отрицает полностьюВиды познания:
 обыденное, социальное, научное, религиозное, мифологическое, художественное.
 Ни один изОбразец задания
 Образец задания
 С5. Какой смысл вкладывают обществоведы в понятиеФормы познания: чувственное и рациональное, истинное и ложное
 чувственное познание —Эмпирио
 Эмпиризм (от древнегр. эмпирия - опыт) признает чувственный опыт главнымРацио (разум)
 Рационализм (от лат. рацио - разум) - признает разумСовременная точка зрения на возможность познания мира 
 Одним из ведущихОбразец задания
 Образец задания
 Установите соответствие между формами познания к каждойНАУЧНОЕ Познание
 В самом общем смысле научное познание - это процессЧТО ТАКОЕ НАУКА?
 1) институт;
 2) метод;
 3) накопление традиций знаний;
Наука
 сфера человеческой деятельности, имеющая целью сбор, накопление, классификацию, анализ, обобщение,Когда возникла наука? 
 Версия 1. Речь ведется о науке болееФормы и методы научного познания
 Наблюдение - созерцание вещей и явленийЧто такое «истина» в философии
 Материализм, в частности диалектический материализм, считает,Истина – знание соответствующее своему предмету, совпадающее с ним.
 Истина –Критерии истиныСуществуют различные способы и методы, которыми проверяется истинность знания. Они называютсяГлавными такими критериями являются:  экспериментальная проверка знания,   возможностьОбъективная истина – это знание которое не зависит ни от человека,Образец задания
 Образец задания
 В2. I Ниже приведен перечень терминов. ВсеСловарь
 Эпистемология
 Фатализм
 Волюнтаризм
 Плюрализм
 Верификация
 Абсентеизм
 Философия 
 Прагматизм
 Индукция
эссе
 1. Составить словарь к основным понятиям эпиграфа от 10 слов



Слайды и текст этой презентации
Слайд 1
Описание слайда:
Тема № 6 Основы философии познания Философия – «царица всех наук» «Философы – те кто любят зреть истину» Ключевые вопросы философии: Что такое бытие человека? Что такое истина? Что и как познает человек, где границы познания?


Слайд 2
Описание слайда:
Зарождение философии в эпоху Античности Первым назвал философию философией, а себя философом Пифагор в VI в. до н.э. Но первое упоминание о философии встречается раньше Пифагора: на Пифийских играх в 582 г. вводятся состязания в мудрости (семь мудрецов). В VI в. до н.э в Малой Азии возникают крупные культурные центры: Милет - родина Фалеса, Анаксимандра и Анаксимена. Один из главных вопросов: что и как можно познать, познаваем ли окружающий мир? Рождаются две точки зрение: гностицизм, агностицизм.

Слайд 3
Описание слайда:
Сократ – Платон - Аристотель

Слайд 4
Описание слайда:
Философия в средние века

Слайд 5
Описание слайда:
Философия Нового времени

Слайд 6
Описание слайда:
Томас Гоббс Томас Гоббс (некоторое время секретарь Ф. Бэкона), считал математику единственной точной наукой. Гоббс объявил материю единственной реальностью, а научное исследование - ограниченным лишь материальными телами. Гоббс делал особый упор на значение слов, объявив понимание способностью восприятия соотношения между словами и объектами. В философии Нового времени возникает спор между эмпириками и рационалистами

Слайд 7
Описание слайда:
Эммануил Кант «Вещь в себе»

Слайд 8
Описание слайда:
Георг Вильгельм Фридрих Гегель

Слайд 9
Описание слайда:
единство и борьба противоположностей

Слайд 10
Описание слайда:
переход количественных изменений в качественные

Слайд 11
Описание слайда:
отрицание отрицания.

Слайд 12
Описание слайда:
Познание мира. Познание - процесс деятельности человека, основным содержанием которого является отражение объективной реальности в его сознании, а результатом получение нового знания об окружающем мире. Познание - это сознание в действии. Знание – это продукт познания. Субъект познания – познающий, объект – то, на что направлено познание.

Слайд 13
Описание слайда:
Возможность познания мира. Агностицизм (гр. agnostos — недоступный познанию) Отрицает полностью или частично возможность познания мира, познание не дает достоверных сведений о мире. Скептицизм (гр. skeptikos — рассматривающий, критикующий) Не отрицая принципиальной возможности познания мира, выражает сомнение в том, что все знания о мире носят достоверный характер. Оптимизм (лат. optimus наилучший) Утверждает принципиальную познаваемость мира, принципиальную возможность получения достоверных знаний о мире.

Слайд 14
Описание слайда:
Виды познания: обыденное, социальное, научное, религиозное, мифологическое, художественное. Ни один из видов познания, не является изолированным от остальных, все они тесно взаимосвязаны.

Слайд 15
Описание слайда:
Образец задания Образец задания С5. Какой смысл вкладывают обществоведы в понятие «познание»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащих информацию о познании. Ответ: Познание — это активное отражение или воспроизведение действительности в сознании человека, т. е. обусловленный прежде всего практикой процесс приобретения и развития знания, его постоянное углубление, расширение и совершенствование. Примеры предложений: Сущностью процесса познания является получение как можно более объективного, полного и точного знания об окружающем мире. Познание представляет собой основной способ бытия, существования сознания. В процессе познания большую роль играют эмоции и чувства человека. Знания являются продуктом познания и др.

Слайд 16
Описание слайда:
Формы познания: чувственное и рациональное, истинное и ложное чувственное познание — осуществляется органами чувств (зрением, слухом, обонянием, осязанием, вкусом) рациональное познание — присуще только человеку, является более сложным способом отражения действительности, который осуществляется посредством мышления.

Слайд 17
Описание слайда:
Эмпирио Эмпиризм (от древнегр. эмпирия - опыт) признает чувственный опыт главным источником знания и считает, что все остальное знание опирается на чувственное познание. Начинается чувственное познание с ощущений, возникающих в результате отдельных воздействий реальности на органы чувств (5 основных видов ощущений: зрительные, звуковые, осязательные, вкусовые и обонятельные). Формы чувственного познания :

Слайд 18
Описание слайда:
Рацио (разум) Рационализм (от лат. рацио - разум) - признает разум и логическое мышление основой познания. Абстрактное мышление отличается от чувственного познания тем, что оно работает не с ощущением, а с такими формами рационального познания как: понятие, суждение, умозаключение, гипотеза и научная теория.

Слайд 19
Описание слайда:
Современная точка зрения на возможность познания мира Одним из ведущих философских подходов в эпоху ХХ века становится диалектический материализм, по которому единственным опровержением агностицизма является практика(человек способен познать окружающий мир через научное познание).

Слайд 20
Описание слайда:
Образец задания Образец задания Установите соответствие между формами познания к каждой позиции данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца. 1) представление 2)понятие 3) суждение 4)восприятие A) мысль, отражающая общие и существенные свойства предметов, явлений, процессов Б) образ объекта познания, запечатленный в памяти B) мысль, утверждающая или отрицающая что-либо о предмете, явлении, процессе Г) чувственный образ предметов, явлений и процессов, непосредственно воздействующих на органы чувств

Слайд 21
Описание слайда:
НАУЧНОЕ Познание В самом общем смысле научное познание - это процесс получения объективного, истинного знания. Оно связанно с описанием, объяснением и предсказанием процессов и явлений действительности. В развитии научного познания чередуются революционные периоды, так называемые научные революции, которые приводят к смене теорий и принципов, и периоды нормального развития науки, на протяжении которых знания углубляются и детализируются. Научные знания характеризуются объективностью, универсальностью, претендует на общезначимость.

Слайд 22
Описание слайда:
ЧТО ТАКОЕ НАУКА? 1) институт; 2) метод; 3) накопление традиций знаний; 4) фактор развития производства; 5) наиболее сильный фактор формирования убеждений и отношения человека к миру. По подсчетам социологов, наукой способны заниматься не более 6-8% населения. Современную науку называют Большой наукой. В конце XX в. численность ученых в мире превысила 5 млн. человек. Наука включает 15 тыс. дисциплин и несколько сот тысяч научных журналов. XX в. называют веком современной науки.

Слайд 23
Описание слайда:
Наука сфера человеческой деятельности, имеющая целью сбор, накопление, классификацию, анализ, обобщение, передачу и использование фактов, построение теорий, позволяющих адекватно описывать природные или общественные процессы и прогнозировать их развитие.

Слайд 24
Описание слайда:
Когда возникла наука? Версия 1. Речь ведется о науке более древней, нежели античность, о науке египетской цивилизации, построена на данных, которые вводятся в обиход значительно реже. Из Древнего Египта пришли основные тайные, оккультные учения, оказавшие сильное влияние на мировосприятие всех рас и народов - Индия, и Персия, и Халдея, и Китай, и Япония и даже Древняя Греция и Рим. Версия 2. Некоторые ученые указывают на феномен античной науки, считая, что именно в нем сформировались первые образцы теоретической науки и, в частности, геометрия Евклида, натурфилософия, атомистика и пр. Версия 3 сообщает о возникновении науки в контексте поздней средневековой культуры. В деятельности англ. еп. Роберта Гроссетеста (1175-1253) и английского францисканского монаха Роджера Бэкона (ок. 1214-1292) была переосмыслена роль опытного знания. Версия 4 наиболее традиционная датирует рождение науки Нового времени в обще употребляемом европейском смысле слова XVI— началом XVII в., делая точкой отсчета систему Коперника, а также законы классической механики и научную картину мира Галилея и Ньютона

Слайд 25
Описание слайда:
Формы и методы научного познания Наблюдение - созерцание вещей и явлений в соответствие с целью, объективно, возможно при использовании тех. средств. Измерение - это метод, с помощью которого устанавливаются количественные характеристики изучаемых объектов. Эксперимент - это специально сконструированная ученым, “искусственная” ситуация

Слайд 26
Описание слайда:
Что такое «истина» в философии Материализм, в частности диалектический материализм, считает, что истина - это адекватное (правильное) отражение объективной действительности познающим субъектом. Другими словами, истина - это мысль, которая верно отражает объективную действительность. Истина (правда) противоположна заблуждению неправде.

Слайд 27
Описание слайда:
Истина – знание соответствующее своему предмету, совпадающее с ним. Истина – знание соответствующее своему предмету, совпадающее с ним.

Слайд 28
Описание слайда:
Критерии истины

Слайд 29
Описание слайда:
Существуют различные способы и методы, которыми проверяется истинность знания. Они называются критериями истины.

Слайд 30
Описание слайда:
Главными такими критериями являются: экспериментальная проверка знания, возможность его применения на практике логическая непротиворечивость

Слайд 31
Описание слайда:
Объективная истина – это знание которое не зависит ни от человека, ни от человечества. (после зимы приходит весна вследствие особенностей вращения Земли вокруг Солнца). Объективная истина – это знание которое не зависит ни от человека, ни от человечества. (после зимы приходит весна вследствие особенностей вращения Земли вокруг Солнца). Абсолютная истина – это исчерпывающее, достоверное знание о природе, человеке и обществе; которое никогда не может быть опровергнуто. Вторая мировая война началась 1 сентября 1939 года. Относительная истина – это неполное, неточное знание, соответствующее определённому уровню развития общества; это знание зависящее от определённых условий, места, времени его получения. Параллельные прямые не пересекаются в геометрии Евклида и пересекаются в геометрии Римана

Слайд 32
Описание слайда:
Образец задания Образец задания В2. I Ниже приведен перечень терминов. Все они, за исключением одного, связаны с понятием «истина». Отражение действительности; знание; конкретность; зависимость от человека; процесс. Найдите и укажите термин, не связанный с понятием «истина» . Ответ:

Слайд 33
Описание слайда:
Словарь Эпистемология Фатализм Волюнтаризм Плюрализм Верификация Абсентеизм Философия Прагматизм Индукция Дедукция Гностицизм (агностицизм) Интуиция Эмпиризм Рационализм Неокантианство Гуманизм

Слайд 34
Описание слайда:
эссе 1. Составить словарь к основным понятиям эпиграфа от 10 слов Составить краткий план из 4 пунктов. Разбить пункты на 2-3 параграфа включая слова из словарика. Обязательный минимум плана 1. Кто такой автор. О каких понятиях говорит автор. Согласие или не согласие с цитатой 2. Раскрыть суть понятий, о которых говорит автор (демократия, народ – народовластие и пр.) Привести примеры из истории 3. Связать отображенные в цитате понятия с современностью. Выразить свою точку зрения. Фразы, которые можно употреблять в тексте: «___» - это фраза принадлежит известному ____ (мыслителю) _________. Содержание этой фразы касается таких ключевых понятий как (политики, права, экономики). Если перефразировать мысль _________, то можно сказать, что ___________. Если брать общепринятые представления о _______, то с автором цитаты можно согласиться (не согласиться). Поставленная ________ (автором) проблема о ______ служила предметом разногласий среди мыслителей. Одни _____ другие ______.


Скачать презентацию на тему Основы философии познания можно ниже:

Похожие презентации