Основы методологии научного исследования презентация

Содержание


Презентации» Философия» Основы методологии научного исследования
Тема 3. Основы методологии научного исследованияТема 2. Основы методологии научного исследования
 Методология научного исследования: гипотеза, объект,1. Методология научного исследования: гипотеза, объект, предмет, цель и задачи исследования
В современной науке термин «методология» применяют к трем разным уровням научногоМетодологическая наука – часть науковедения, исследующая структуру научного знания, средства иДля научного исследования с позиций современной методологии науки характерно следующее: Метод – совокупность приемов и способов теоретического познания или практического освоенияОбъект исследования  – это процесс или явление, порождающее проблемную областьОбъект и предмет исследования соотносятся между собой как целое и частьПример объекта и предмета исследованияИсследовательская цель – это обоснованное представление об общих конечных или промежуточныхГлавная цель содержит формулировку решения проблемы исследования, обеспечивающее внесение значительного вкладаРазрабатывая систему целей и задач, целесообразно следовать следующим рекомендациям:  -Пример цели и задач исследованияГипотеза – предполагаемое решение проблемы  Она должна отражать цель исследования,Гипотеза должна отвечать следующим требованиям:  - отражать основные понятия проблемыВ гипотезе должны содержаться три основных компонента:  - определенная посылка,Формулируя исследовательскую гипотезу, следует учитывать рекомендации:  - необходимо четко определятьПримеры методов построения гипотез:  - мозговая атака - коллективный методПример гипотезыНаучное исследование предполагает:  - обоснование новой системы мер по совершенствованию2. Основные методы научных исследований 
 Научные методы эмпирического исследования
 НаблюдениеНаучные методы эмпирического исследования 
 Описание – фиксация средствами естественного илиНаучные методы эмпирического исследования
 
 Эксперимент – изучение объекта, основанное наОтличительные признаки эксперимента:  - всегда опирается на использовании закономерных связейДля проведения эксперимента любого типа необходимо:  - разработать гипотезу, подлежащуюНаиболее часто применяемые виды экспериментов:  - Естественный – предполагает проведениеНаучные методы эмпирико-теоретической группы  Анализ и синтез – комплексный методНаучные методы эмпирико-теоретической группы  Аналогия – метод научного познания, посредствомНаучные методы эмпирико-теоретической группы  Обобщение – прием мышления, в результатеНаучные методы теоретического исследования  Аксиоматический – построение теоретического знания поНаучные методы теоретического исследования  Анализ единичного, особенного и общего –Методы экономического исследования  Исторический метод исследования используется как орудие познанияМетоды экономического исследования   Монографический метод исследования Его приемы: комплексно-функциональногоМетоды экономического исследования   Техническое нормирование, производственные опыты Использование приемовМетоды экономического исследования  Абстрактно-логический метод исследования Предусматривает разработку рабочей гипотезы



Слайды и текст этой презентации
Слайд 1
Описание слайда:


Слайд 2
Описание слайда:
Тема 3. Основы методологии научного исследования

Слайд 3
Описание слайда:
Тема 2. Основы методологии научного исследования Методология научного исследования: гипотеза, объект, предмет, цель и задачи исследования Основные методы научных исследований

Слайд 4
Описание слайда:
1. Методология научного исследования: гипотеза, объект, предмет, цель и задачи исследования Методология (греч. methodos – путь исследования или познания, logos – понятие, учение) - это учение о совокупности методов, приемов и операций практического или теоретического освоения действительности, т.е. пути познания

Слайд 5
Описание слайда:
В современной науке термин «методология» применяют к трем разным уровням научного знания: - общая методология - совокупность общих принципов, способов организации и стандартов достоверности научного знания - частная методология – система частных принципов, постулатов, посылок, применяемых в конкретной области знания - методологические приемы – множество методик исследования, проведения экспериментов, опытов

Слайд 6
Описание слайда:
Методологическая наука – часть науковедения, исследующая структуру научного знания, средства и методы научного познания, способы обоснования и развития знания

Слайд 7
Описание слайда:
Для научного исследования с позиций современной методологии науки характерно следующее: - наличие конкретного объекта исследования - дифференцированное решение эмпирических, теоретических, познавательных задач - четкое различие установленных фактов и гипотез - объяснение и прогнозирование фактов и явлений

Слайд 8
Описание слайда:
Метод – совокупность приемов и способов теоретического познания или практического освоения действительности

Слайд 9
Описание слайда:
Объект исследования – это процесс или явление, порождающее проблемную область и избранное для изучения – это система отношений, закономерностей, связей, видов деятельности, в рамках которой возникает проблема

Слайд 10
Описание слайда:
Объект и предмет исследования соотносятся между собой как целое и часть Из данного определения следует, что предмет – это то, что находится в границах объекта Предмет исследования более узок и конкретен

Слайд 11
Описание слайда:
Пример объекта и предмета исследования

Слайд 12
Описание слайда:
Исследовательская цель – это обоснованное представление об общих конечных или промежуточных результатах проводимой научной работы Задачи исследования – это те исследовательские действия, которые необходимо выполнить для достижения поставленной в работе цели, решения проблемы .

Слайд 13
Описание слайда:
Главная цель содержит формулировку решения проблемы исследования, обеспечивающее внесение значительного вклада в теорию и практику. В соответствии с этой целью, выделяются несколько целевых задач (как правило, до пяти) Задачи отражают необходимость решения подпроблем: анализ, обобщение, обоснование, разработка отдельных аспектов общей проблемы. Сформулированные задачи корреспондируются с пунктами новизны проводимого исследования

Слайд 14
Описание слайда:
Разрабатывая систему целей и задач, целесообразно следовать следующим рекомендациям: - не следует в исследовании (проекте) ставить слишком обширные цели - не предлагать решение узко практических задач - не ставить целью лишь обобщение экономической информации - не предлагать решение математических задач, имеющих опосредованное отношение к экономической науке

Слайд 15
Описание слайда:
Пример цели и задач исследования

Слайд 16
Описание слайда:
Гипотеза – предполагаемое решение проблемы Она должна отражать цель исследования, включать в себя отношения, существующие между подлежащими изучению объектами или явлениями

Слайд 17
Описание слайда:
Гипотеза должна отвечать следующим требованиям: - отражать основные понятия проблемы исследования - содержать характеристику отношений в области исследования - отражать противоречия с существующим положением вещей в настоящее время - содержать новизну, характеризующую данное исследование

Слайд 18
Описание слайда:
В гипотезе должны содержаться три основных компонента: - определенная посылка, т.е. исходные данные научного рассуждения - их движение или взаимозависимость понятий - предполагаемый результат как реализация цели исследования

Слайд 19
Описание слайда:
Формулируя исследовательскую гипотезу, следует учитывать рекомендации: - необходимо четко определять задачи исследовательского проекта, а не ограничиваться лишь общим предметом исследования - следует четко определять основные гипотезы и обеспечивать их количественную проверку - не допускать тривиальности содержания гипотез

Слайд 20
Описание слайда:
Примеры методов построения гипотез: - мозговая атака - коллективный метод поиска новых идей и решений - символическая аналогия, с помощью которой проблема описывается несколькими словами обобщенно - метод ассоциации основан на способности человека так, преобразовывать полученные ранее знания, чтобы их можно было использовать для новых условий - метод инверсии, предусматривающий рассмотрение задачи с противоположных позиций по отношению к принятым и др.

Слайд 21
Описание слайда:
Пример гипотезы

Слайд 22
Описание слайда:
Научное исследование предполагает: - обоснование новой системы мер по совершенствованию предмета исследования - выявление существующих экономических закономерностей - разработку комплекса мер для успешного решения экономических проблем сегодняшнего дня - выявление новых приемов контроля эффективности реализуемых мер - разработку методологических и методических приемов экономических исследований и др.

Слайд 23
Описание слайда:
2. Основные методы научных исследований Научные методы эмпирического исследования Наблюдение – активный познавательный процесс, опирающийся на работу органов чувств человека и его предметную материальную деятельность Виды наблюдений: Фиксирующие (восприятие отдельных сторон объекта) Флюктуирующие (восприятие объекта в целом) Требования к наблюдению: планомерность целенаправленность активность системность

Слайд 24
Описание слайда:
Научные методы эмпирического исследования Описание – фиксация средствами естественного или искусственного языка сведений об объектах, данных и наблюдении Сравнение – установление сходства и различия объектов, процессов путем их сопоставления непосредственно или опосредованно, через промежуточный объект (процесс) Измерение – процедура определения численного значения некоторой величины посредством единицы измерения Прямое измерение – нахождение искомого значения величины непосредственно по опытным данным Косвенное измерение – нахождение значения величины на основании известной зависимости между этой величиной и величинами, полученными прямыми измерениями

Слайд 25
Описание слайда:
Научные методы эмпирического исследования Эксперимент – изучение объекта, основанное на активном, целенаправленном воздействии на него путем создания искусственных или использования естественных условий, необходимых для выяснения соответствующих свойств, характеристик, зависимостей и других особенностей Проводится в целях: обнаружения новых свойств объекта проверки правильности теоретических положений демонстрации, какого-либо явления

Слайд 26
Описание слайда:
Отличительные признаки эксперимента: - всегда опирается на использовании закономерных связей - выявление закономерных связей достигается путем активного вмешательства в исследуемый процесс - определенное построение процедуры, структурная взаимосвязь между основными составляющими элементами - предполагает использование наблюдения, сравнения и измерений - позволяет исследовать свойства объектов действительности в экстремальных условиях - обладает достоинством повторяемости - дает возможность изучения того или иного явления в «чистом виде»

Слайд 27
Описание слайда:
Для проведения эксперимента любого типа необходимо: - разработать гипотезу, подлежащую проверке - создать программы экспериментальных работ - определить способы и приемы вмешательства в объект исследования - обеспечить условия для осуществления процедуры экспериментальных работ - разработать пути и приемы фиксирования хода и результатов эксперимента - подготовить средства для проведения эксперимента - обеспечить проведение эксперимента необходимым обслуживающим персоналом

Слайд 28
Описание слайда:
Наиболее часто применяемые виды экспериментов: - Естественный – предполагает проведение опытов в естественных условиях существования объекта - Искусственный – предполагает формирование искусственных условий - Информационный – используется для изучения воздействия определенной информации на объект исследования - Констатирующий – используется для проверки определенных предположений - Лабораторный – проводится в лабораторных условиях с применением типовых приборов, установок, оборудования - Поисковый – проводится, если затруднена классификация факторов, влияющих на изучаемое явление - Преобразующий – включает активное изменение структуры и функций объекта - Решающий – ставится для проверки справедливости основных положений фундаментальных теорий

Слайд 29
Описание слайда:
Научные методы эмпирико-теоретической группы Анализ и синтез – комплексный метод исследования, основанный на последовательном применении совокупности приемов и закономерностей деления объектов на основные части и элементы или свойства(анализ) и соединения отдельных частей (объектов) в единое целое (синтез) Абстрагирование – мысленное отвлечение от несущественных свойств, связей и отношений объектов и одновременное выделение одной или нескольких сторон этих объектов

Слайд 30
Описание слайда:
Научные методы эмпирико-теоретической группы Аналогия – метод научного познания, посредством которого получают знания об одних предметах и явлениях на основании их сходства с другими Идеализация – мысленное конструирование и изучение объектов, которые значительно отличаются от существующих в действительности или практически отсутствуют. Научная идеализация – это выработка идеи, того, что называют научным понятием Формализация – метод изучения объектов путем отображения их содержания и структуры в знаковой форме при помощи искусственных языков и символов, обеспечивающих однозначность, краткость и четкость фиксации знания

Слайд 31
Описание слайда:
Научные методы эмпирико-теоретической группы Обобщение – прием мышления, в результате которого устанавливаются общие свойства и признаки объектов. Моделирование – изучение объекта путем создания и исследования его копии (модели), замещающей оригинал с определенных сторон, интересующих познание. Модели всегда соответствуют объекту Индукция и дедукция – комплекс взаимосвязанных и взаимообратных методов исследования Индукция – переход от частного к общему. Позволяет продвигаться от фактов к теории, от частного к общему Дедукция - переход от общего к частному. Термин употребляется и для обозначения конкретных выводов– следствий из посылок

Слайд 32
Описание слайда:
Научные методы теоретического исследования Аксиоматический – построение теоретического знания по заданному набору исходных положений, не требующих доказательства Историческая детализация – сложные исторические явления и процессы расчленяются на составные части и рассматриваются за весь период их развития или отдельные промежутки времени Историческое моделирование – разработка модели исторического процесса или явления

Слайд 33
Описание слайда:
Научные методы теоретического исследования Анализ единичного, особенного и общего – требует изучения отличительных, особенных и всеобщих связей каждого явления и процесса Периодизации – изучение экономических явлений и процессов по основным периодам их развития

Слайд 34
Описание слайда:
Методы экономического исследования Исторический метод исследования используется как орудие познания общественных явлений и процессов. Располагает следующими приемами исследований: периодизации, исторической детализации, анализа единства и борьбы противоположностей, исторического моделирования, прием активного действия Статистико-экономический метод исследования В рамках его используются приемы обработки и анализа статистических данных: экономическая группировка; средние и относительные величины; графический прием; экономические составления; параллельные ряды; прием косвенного использования группировок; индексной; регрессионно-корреляционный и дисперсионный анализ.

Слайд 35
Описание слайда:
Методы экономического исследования Монографический метод исследования Его приемы: комплексно-функционального анализа; сопоставление; детализации; изучения взаимосвязей с помощью аналитических показателей: цепных подстановок и разности; суммирования относительных показателей; выявление резервов производства; матричных моделей Социологический метод исследования: теоретическо-логическая интерпретация категорий и понятий Его приемы: анализ факторов (общих, специфических, прямых, косвенных, объективных, субъективных), анкетирование (сплошное, выборочное, групповое, индивидуальное, открытое, закрытое, полузакрытое), анонимное, интервьюирование, социометрический опрос, социологический эксперимент, моделирование Экспериментальный метод исследования

Слайд 36
Описание слайда:
Методы экономического исследования Техническое нормирование, производственные опыты Использование приемов экспериментального метода при прогнозировании общественных явлений Расчетно-конструктивный метод исследования Совокупность научных приемов расчетно-конструктивного метода: выделения основного звена, при проектных решениях; взвешивание; проектных расчетов с использованием данных, характеризующих явление; аналогия с учетом сезонных изменений явления в предыдущие годы; разложение абсолютного прироста пропорционального темпам роста факторов; поэлементных и укрупненных расчетов; от достигнутого с учетом эффекта мероприятий; использования скользящих динамических рядов экстраполяции; проектных расчетов с использованием экономических группировок; интегральных индексов; проектных расчетов с использованием нормативов; аналитических расчетов; проектных решений с учетом принципа оптимальности и равенства условий; факторальных расчетов, проектных расчетов с учетом опыта передовых хозяйств; предельных значений; оценки различных вариантов решения вопроса; значимых разностей с использованием модуля воздействия; матрицы координат; проектных расчетов с использованием математических формул; расчетных моделей по заранее принятым параметрам; прием функционально-стоимостного анализа; эвристического приема; обобщения предложений с мест

Слайд 37
Описание слайда:
Методы экономического исследования Абстрактно-логический метод исследования Предусматривает разработку рабочей гипотезы и использование приемов индукции и дедукции, анализа и синтеза, аналогии, сопоставлений, восхождения от абстрактного к конкретному, формализации; моделирования; программирования; прогнозирования Экономико-математический метод исследования Включает экономические модели, математическое программирование, экономические расчеты с помощью теории игр, использованием монограмм, приемы экономической кибернетики, балансовый метод

Слайд 38
Описание слайда:

Слайд 39
Описание слайда:

Слайд 40
Описание слайда:

Слайд 41
Описание слайда:

Слайд 42
Описание слайда:

Слайд 43
Описание слайда:


Скачать презентацию на тему Основы методологии научного исследования можно ниже:

Похожие презентации