Подготовка к написанию сочинения. Определение проблемы исходного текста презентация

Содержание


Презентации» Русский язык» Подготовка к написанию сочинения. Определение проблемы исходного текста
Подготовка к написанию сочинения (часть С)
 Урок 1. «Определение проблемы исходногоЗадачи на урок.
 Познакомиться с критериями оценки части С (К1)
 ПолучитьОсобенности части С
 Третья часть экзаменационной работы по русскому языку вК1. Формулировка проблем исходного текстаК1. Формулировка проблемы.
 Проблема – это тот вопрос, на который пытаетсяК1. Формулировка проблемы
 Нельзя!!!! писать фразу: «У автора есть проблема…» 
Виды проблемы:
 Политическая (проблема отношения к малым народам, проблема самоопределения стран,Шаблоны для ввода проблемы
 Автор в данном тексте коснулся проблемы (чего?Задание 1. Найдите в тексте: сложноподчиненное предложение; бессоюзное сложное предложение. ВыпишитеЗадание 2: прочитать текст, определить стиль и тип речи, использованные вЗадание 3:  какое слово (словосочетание) в тексте позволяет предположить, чтоЗадание 4:  найдите в тексте предложение, в котором автор показываетЗадание 5:  Напишите 1-3 предложения, в которых сформулируйте проблему, поднятуюДомашнее задание.
 Написать сочинение-рассуждение по крохотке А.И.Солженицына «Лиственница»
 и сформулировать проблему



Слайды и текст этой презентации
Слайд 1
Описание слайда:
Подготовка к написанию сочинения (часть С) Урок 1. «Определение проблемы исходного текста»


Слайд 2
Описание слайда:
Задачи на урок. Познакомиться с критериями оценки части С (К1) Получить практические навыки в определении проблемы исходного текста. Повторить «проблемные» вопросы частей АВ (по результатам входного теста)

Слайд 3
Описание слайда:
Особенности части С Третья часть экзаменационной работы по русскому языку в форме ЕГЭ представляет собой сочинение-рассуждение. Это сочинение пишется на основе текста, который представлен для анализа в варианте работы. Это небольшая по объёму работа (не менее 150 слов) По своему типу это сочинение-рассуждение.

Слайд 4
Описание слайда:
К1. Формулировка проблем исходного текста

Слайд 5
Описание слайда:
К1. Формулировка проблемы. Проблема – это тот вопрос, на который пытается ответить автор в своём тексте, то, что его волнует, на что он обращает наше внимание. Она перекликается с темой текста, «вытекает» из нее. В тексте может решаться несколько проблем, но надо выбрать одну и писать только по ней. Слово «проблема» (или «вопрос») обязательно должно прозвучать в тексте сочинения. Проблема должна быть взята более крупно, чем просто частный случай, описанный автором. Случай, описанный автором, как правило, иллюстрация к его размышлениям о проблеме.

Слайд 6
Описание слайда:
К1. Формулировка проблемы Нельзя!!!! писать фразу: «У автора есть проблема…» Если вам сложно обозначить проблему, попробуйте идти от обратного. Прочитайте текст внимательно и подумайте, зачем, ради какой идеи (мысли, концепции) тратит усилия автор? Что он хотел вам сказать? Нашли? Попробуйте задать к этому тезису вопрос, а лучше несколько вопросов об одном общем предмете. Вопрос не должен быть риторическим!

Слайд 7
Описание слайда:
Виды проблемы: Политическая (проблема отношения к малым народам, проблема самоопределения стран, политика в жизни общества, национализм, терроризм, международные конфликты Нравственные (Эгоизм и гуманизм, доброта и жестокость, духовность и бездуховность, честь и бесчестье, интеллигентность и хамство, дружба и предательство, любовь и ревность, конфликт поколений (отцы и дети) Философская (проблема жизни и смерти, человек в работе над собой, смысл жизни человека, познание и самопознание, свобода и ответственность,человек и история,человек и культура) Эстетические (восприятие искусства, воспитание эстетического вкуса, духовность в искусстве, чтение, роль книги в жизни человека, массовая культура. Телевидение. Интернет.) Идеологическая (проблема вседозволенности, проблема самоопределения народа) Социальная (проблема отношения человека к труду, человек среди людей, социальная справедливость/несправедливость, создание правового государства, соблюдение прав человека, прогресс и общество, наука и общество) Национальная (проблема отношения к родному языку, отношение к родному краю, к отечеству) Международная (проблема толерантности, терпимости, проблема экологии)

Слайд 8
Описание слайда:
Шаблоны для ввода проблемы Автор в данном тексте коснулся проблемы (чего? Р. П.) Автор в данном тексте уделил внимание проблеме … Автор затрагивает проблему (чего? Р. П.) В тексте поднимается проблема … Текст … заставил задуматься над сложной проблемой (чего? Р. П.) Проблема возникает, встаёт, представляет интерес, заслуживает внимания, ждёт решения Проблему можно поставить, выдвинуть, рассмотреть, изложить, обсудить В данном тексе автором затрагивается (=поднимается=освещается) актуальная (=злободневная= важная= сложная=острая=назревшая=актуальная для современника) проблема (=вопрос)…. На первый план автором выдвигается проблема… Автор текста (=статьи=отрывка), известный публицист (=ученый=писатель=мыслитель)…, поднимает важную проблему…(можно вставить цитату из текста) Проблема, которую рассматривает автор, заключается в том, что…

Слайд 9
Описание слайда:
Задание 1. Найдите в тексте: сложноподчиненное предложение; бессоюзное сложное предложение. Выпишите из текста: 1. краткое причастие, 2. действительное причастие, 3. деепричастия Костер и муравьи. 1)Я бросил в костер гнилое бревнышко, недосмотрел, что изнутри оно густо населено муравьями. 2)Затрещало бревно, вывалили муравьи и в отчаяньи забегали, забегали поверху и корежились, сгорая в пламени. 3)Я зацепил бревнышко и откатил его на край. 4)Теперь муравьи многие спасались – бежали на песок, на сосновые иглы. 5)Но странно: они не убегали от костра. 6)Едва преодолев свой ужас, они заворачивали, кружились и –какая-то сила влекла их назад, к покинутой родине! - и были многие такие, кто опять взбегали на горящее бревнышко, метались по нему и погибали там… (А.И.Солженицын)

Слайд 10
Описание слайда:
Задание 2: прочитать текст, определить стиль и тип речи, использованные в тексте. Костер и муравьи. 1)Я бросил в костер гнилое бревнышко, недосмотрел, что изнутри оно густо населено муравьями. 2)Затрещало бревно, вывалили муравьи и в отчаяньи забегали, забегали поверху и корежились, сгорая в пламени. 3)Я зацепил бревнышко и откатил его на край. 4)Теперь муравьи многие спасались – бежали на песок, на сосновые иглы. 5)Но странно: они не убегали от костра. 6)Едва преодолев свой ужас, они заворачивали, кружились и –какая-то сила влекла их назад, к покинутой родине! - и были многие такие, кто опять взбегали на горящее бревнышко, метались по нему и погибали там… (А.И.Солженицын)

Слайд 11
Описание слайда:
Задание 3: какое слово (словосочетание) в тексте позволяет предположить, что описанный случай автор трактует аллегорически, видит в нем иносказательный смысл? Костер и муравьи. 1)Я бросил в костер гнилое бревнышко, недосмотрел, что изнутри оно густо населено муравьями. 2)Затрещало бревно, вывалили муравьи и в отчаяньи забегали, забегали поверху и корежились, сгорая в пламени. 3)Я зацепил бревнышко и откатил его на край. 4)Теперь муравьи многие спасались – бежали на песок, на сосновые иглы. 5)Но странно: они не убегали от костра. 6)Едва преодолев свой ужас, они заворачивали, кружились и –какая-то сила влекла их назад, к покинутой родине! - и были многие такие, кто опять взбегали на горящее бревнышко, метались по нему и погибали там… (А.И.Солженицын)

Слайд 12
Описание слайда:
Задание 4: найдите в тексте предложение, в котором автор показывает противоречивость описанной им ситуации? Задайте вопрос, поясняющий это противоречие, - это и будет проблема, поднятая в тексте. Костер и муравьи. 1)Я бросил в костер гнилое бревнышко, недосмотрел, что изнутри оно густо населено муравьями. 2)Затрещало бревно, вывалили муравьи и в отчаяньи забегали, забегали поверху и корежились, сгорая в пламени. 3)Я зацепил бревнышко и откатил его на край. 4)Теперь муравьи многие спасались – бежали на песок, на сосновые иглы. 5)Но странно: они не убегали от костра. 6)Едва преодолев свой ужас, они заворачивали, кружились и –какая-то сила влекла их назад, к покинутой родине! - и были многие такие, кто опять взбегали на горящее бревнышко, метались по нему и погибали там… (А.И.Солженицын)

Слайд 13
Описание слайда:
Задание 5: Напишите 1-3 предложения, в которых сформулируйте проблему, поднятую автором данного текста, используя шаблоны, предложенные вам ранее. Помните: хорошо, когда сочинение имеет вступление. Костер и муравьи. 1)Я бросил в костер гнилое бревнышко, недосмотрел, что изнутри оно густо населено муравьями. 2)Затрещало бревно, вывалили муравьи и в отчаяньи забегали, забегали поверху и корежились, сгорая в пламени. 3)Я зацепил бревнышко и откатил его на край. 4)Теперь муравьи многие спасались – бежали на песок, на сосновые иглы. 5)Но странно: они не убегали от костра. 6)Едва преодолев свой ужас, они заворачивали, кружились и –какая-то сила влекла их назад, к покинутой родине! - и были многие такие, кто опять взбегали на горящее бревнышко, метались по нему и погибали там… (А.И.Солженицын)

Слайд 14
Описание слайда:
Домашнее задание. Написать сочинение-рассуждение по крохотке А.И.Солженицына «Лиственница» и сформулировать проблему исходного текста, учитывая все замечания и рекомендации, полученные на уроке.


Скачать презентацию на тему Подготовка к написанию сочинения. Определение проблемы исходного текста можно ниже:

Похожие презентации