Познавательная деятельность. Познание, как процесс отображения реальной действительности, его основные виды. (Тема 11) презентация

Содержание


Презентации» Философия» Познавательная деятельность. Познание, как процесс отображения реальной действительности, его основные виды. (Тема 11)
Основное содержание познавательной деятельности 
 
 П л а н
 
СОЗНАНИЕ – ЗНАНИЕ – ПОЗНАНИЕНефилософские методы познания 
 обыденно-эмпирическое познание
 мифолого-религиозное познание
 художественно-эстетическое познаниеФилософское познание
 Философское познание – это процесс отражения и воспроизведения действительностиСубъект и объект
 Субъект и объект
  Субъект понимается в качествеОсновной вопрос философии гносеологическая сторона
 Гносеологический оптимизм: 
 мир познаваемСкептицизм  (от греч. skeptikos – разглядывающий, расследующий)
 философская позиция, характеризующаясяАгностицизм (от греч. agnostos – недоступный познанию)
 понятие ввел в научныйД. Юм
 Д. Юм
 Нам неизвестно, есть ли какая реальность заКонвенционализм
 Учение конвенционализма было выдвинуто французским физиком и математиком А. Пуанкаре.Объективные идеалисты о познании
 Объективные идеалисты признают возможность адекватного познания мира,Августин: Бог при рождении вкладывает в душу идеи, которые «умным светом»Нативизм – учение о наличии врождённых знаний и идей (характерен дляТеория иероглифов
 Выдвинута немецким физиологом Г. Гельмгольцем. 
 Согласно теории иероглифов,Инструментализм и операционализм
 Теория инструментализма была сформирована американским философом Д. Дьюи.Точка зрения материалистов
 Истоки познания коренятся в биологической необходимости выживания вОСНОВНЫЕ ФОРМЫ ПОЗНАНИЯДомашнее задание
 Истина и ее критерии.
 Роль практики в процессе познания.ИСТИНАИСТИНАПРАКТИКА И ЕЕ РОЛЬ В ПОЗНАНИИПРАКТИКА КАК КРИТЕРИЙ ПОЗНАНИЯПРИРОДА ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА (процесс познания)ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА НАУКИОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ НАУКИСТРУКТУРА НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯКЛАССИФИКАЦИЯ НАУКОсновные принципы скептицизма и агностицизма



Слайды и текст этой презентации
Слайд 1
Описание слайда:
Основное содержание познавательной деятельности П л а н Проблема познаваемости мира. Познание как процесс отображения реальной действительности, его основные виды. Истина и ее критерии. Роль практики в процессе познания. Особенности научного познания.


Слайд 2
Описание слайда:
СОЗНАНИЕ – ЗНАНИЕ – ПОЗНАНИЕ

Слайд 3
Описание слайда:
Нефилософские методы познания обыденно-эмпирическое познание мифолого-религиозное познание художественно-эстетическое познание

Слайд 4
Описание слайда:
Философское познание Философское познание – это процесс отражения и воспроизведения действительности в мышлении субъекта, результатом которого является новое знание о мире. Философия обобщает научные способы и формулирует свои методы познания. Гносеология - – раздел философии, в котором изучается природа познания, его возможности, отношение знания к реальности, выявляются условия достоверности и истинности познания. Термин введён в 1854 г. англичанином Дж. Феррером, но гносеологическая проблематика рассматривалась в философии с самой глубокой древности.

Слайд 5
Описание слайда:

Слайд 6
Описание слайда:
Субъект и объект Субъект и объект Субъект понимается в качестве носителя познавательной активности, направленной на предметы окружающей реальности. Субъект может быть как индивидуальным (отдельная личность), так и коллективным (социальная группа). Объект же это то, что противостоит субъекту в его познавательной и предметно-практической деятельности. Причём иногда в качестве объекта может выступать и сам субъект.

Слайд 7
Описание слайда:
Основной вопрос философии гносеологическая сторона Гносеологический оптимизм: мир познаваем

Слайд 8
Описание слайда:
Скептицизм (от греч. skeptikos – разглядывающий, расследующий) философская позиция, характеризующаяся сомнением в существовании какого-либо надежного критерия истины. Основатель скептицизма Пиррон утверждал, что если мы не можем ничего знать о предметах, то нам следует воздерживаться от суждений о них. Скептицизм не отрицает принципиальной познаваемости мира, но выражает сомнение в достоверности знания.

Слайд 9
Описание слайда:
Агностицизм (от греч. agnostos – недоступный познанию) понятие ввел в научный оборот в 1869 г. английский зоолог-дарвинист Томас Гексли. учение, отрицающее возможность познания объективного мира и достижимость истины; ограничивает роль науки лишь познанием явлений. Агностицизм в европейской философии ведет свое начало от учения одного из основателей школы софистов Протагора, который утверждал субъективную обусловленность знания и выдвинул тезис: «Человек есть мера всех вещей, существующих, что они существуют, а несуществующих, что они не существуют». Согласно Протагору всякое знание «как оно кажется, так оно и есть», отсюда делает вывод о невозможности достоверного знания окружающих явлений и вещей.

Слайд 10
Описание слайда:
Д. Юм Д. Юм Нам неизвестно, есть ли какая реальность за нашими чувствами и какова она. Мы знаем только мир наших чувств и мыслей. О реальности за миром сознания мы можем строить вероятностные, гипотетические суждения.

Слайд 11
Описание слайда:
Конвенционализм Учение конвенционализма было выдвинуто французским физиком и математиком А. Пуанкаре. Конвенционалисты утверждают, что все истины и теории – условности, принятые учеными ради удобства. Так, из многих геометрий ни одна не является более истинной чем другие, а лишь более удобной. Пуанкаре считал, что познаваемы лишь отношения между объектами, но не сами свойства объектов, «даже Бог не смог бы познать и выразить истинную природу вещей».

Слайд 12
Описание слайда:
Объективные идеалисты о познании Объективные идеалисты признают возможность адекватного познания мира, но только с помощью мирового духа (Бога и пр.). Без содействия высшего идеального начала человеческий разум бессилен. Платон: познание есть припоминание (анамнезис) душой того, что она видела до вселения в тело в мире идей.

Слайд 13
Описание слайда:
Августин: Бог при рождении вкладывает в душу идеи, которые «умным светом» освещают окружающий мир, благодаря чему мы его и познаём (теория иллюминативизма). Августин: Бог при рождении вкладывает в душу идеи, которые «умным светом» освещают окружающий мир, благодаря чему мы его и познаём (теория иллюминативизма). Р. Декарт: у нас есть вложенные Богом истинные идеи, которые мы должны развивать, конкретизируя методом дедукции. Нативизм – учение о наличии врождённых знаний и идей (характерен для рационализма) Иннативизм – отрицание наличия в уме врождённых знаний и идей (характерен для эмпиризма)

Слайд 14
Описание слайда:
Нативизм – учение о наличии врождённых знаний и идей (характерен для рационализма). Нативизм – учение о наличии врождённых знаний и идей (характерен для рационализма). Согласно Р. Декарту и Г. Лейбницу, душа при рождении уже имеет в себе врождённое содержание, определяющее накопление опыта и получение новых знаний

Слайд 15
Описание слайда:
Теория иероглифов Выдвинута немецким физиологом Г. Гельмгольцем. Согласно теории иероглифов, то, что дано нам на стадии чувственного и рационального познания, служат для нас символами внешних объектов. Как писал Гельмгольц, «они соответствуют им настолько, насколько писаное слово или звук соответствует данному предмету». Чувственные впечатления есть только отметки качеств внешнего мира, которые могут принципиально отличаться от действительных характеристик объектов мироздания. Но в процессе опыта люди обучаются истолковывать эти «иероглифы» и действовать, правильно поняв значение этих символов и представляемой ими реальности.

Слайд 16
Описание слайда:
Инструментализм и операционализм Теория инструментализма была сформирована американским философом Д. Дьюи. Она названа так, поскольку Дьюи полагал, что все истины, гипотезы и теории являются орудиями (инструментами) познания. Операционализм У. Бриджмена строится на утверждении, что содержание понятий сводится к серии различных действий, операциям. Так, понятие о пространстве и времени мы получаем посредством операции измерения. Операции определяются как направленные действия индивида, они могут быть как реальными, так и умственными.

Слайд 17
Описание слайда:
Точка зрения материалистов Истоки познания коренятся в биологической необходимости выживания в окружающей среде. Ведь чтобы адекватно реагировать на вызовы окружающей реальности, нужно представлять себе эту реальность адекватно, как можно более близко к действительности. Задачу познания взяла на себя нервная система, высшей ступенью эволюции которой и является мышление, являющееся главным инструментом познавательной деятельности субъекта. Само выживание живых существ и успех деятельности человека свидетельствуют о том, что познание мира возможно

Слайд 18
Описание слайда:
ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ ПОЗНАНИЯ

Слайд 19
Описание слайда:
Домашнее задание Истина и ее критерии. Роль практики в процессе познания. Особенности научного познания. Литература Горелов А.А. Основы философии: учеб. пособ. для студентов сред. проф. учеб. заведений. – с. 185-195 Кохановский В.А. Основы философии: учеб. пособ. для студентов сред. спец. учеб. заведений. – с. 167-186

Слайд 20
Описание слайда:
ИСТИНА

Слайд 21
Описание слайда:
ИСТИНА

Слайд 22
Описание слайда:
ПРАКТИКА И ЕЕ РОЛЬ В ПОЗНАНИИ

Слайд 23
Описание слайда:
ПРАКТИКА КАК КРИТЕРИЙ ПОЗНАНИЯ

Слайд 24
Описание слайда:
ПРИРОДА ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА (процесс познания)

Слайд 25
Описание слайда:
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА НАУКИ

Слайд 26
Описание слайда:
ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ НАУКИ

Слайд 27
Описание слайда:
СТРУКТУРА НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ

Слайд 28
Описание слайда:
КЛАССИФИКАЦИЯ НАУК

Слайд 29
Описание слайда:
Основные принципы скептицизма и агностицизма

Слайд 30
Описание слайда:

Слайд 31
Описание слайда:


Скачать презентацию на тему Познавательная деятельность. Познание, как процесс отображения реальной действительности, его основные виды. (Тема 11) можно ниже:

Похожие презентации