Преподобный Максим Исповедник (580-662) презентация

Содержание


Презентации» Образование» Преподобный Максим Исповедник (580-662)
Преп. Максим Исповедник (580-662)Житие
 О мирской жизни Максима мы знаем немного
 Происходил он изЖизнь в монастыре
 От юности Максим отличался не только любомудрием, ноНачало борьбы и странствий
 Хронология уединенных лет его жизни остается неясной.Борьба с монофелитством патриарх Пирр 
 По свидетельству жития, «все жителиРимский Собор 649 года
 В Риме Максим пользовался большим влиянием иГонения
 Защитников православия, как ослушников царской воли, вскоре постигла суровая кара.В преподобном Максиме светских защитников ереси всего больше раздражала его духовнаяЦарь христиан не священник, не предстоит алтарю, не совершает таинств, неПрославление
 Страдания и подвиг непреклонного защитника веры произвели сильное впечатление наЕго книги были любимым чтением и мирян, и монахов (срв. любопытныйПрп. Максим и его труды
 Бурная и страдальческая жизнь не помешалаТруды
 В ряду творений преподобного Максима прежде всего нужно назвать егоОсобо нужно назвать «Тайноводство» («Мистагогия»), мистико-аллегорическое объяснение таинственного смысла священнодействий, —Особый характер имеют догматико-полемическия сочинения преподобного Максима. В одних он споритВ этих письмах Максим начинает с анализа монофелитских определений и доводов



Слайды и текст этой презентации
Слайд 1
Описание слайда:
Преп. Максим Исповедник (580-662)


Слайд 2
Описание слайда:
Житие О мирской жизни Максима мы знаем немного Происходил он из старинного и знатного рода и возможно был в родстве с имп. Ираклием Родился в Константинополе около 580-го года Получил хорошее образование и с особой любовью изучал философию Позже в спорах с монофелитами сказалось большое диалектическое дарование преподобного и его формально-логическая культура и кроме того и большая начитанность, и не только в церковной, но и в светской литературе

Слайд 3
Описание слайда:
Жизнь в монастыре От юности Максим отличался не только любомудрием, но еще и смиренномудрием. В молодые годы он служил при дворе, в царской канцелярии. Вряд ли могла удовлетворить врожденного созерцателя шумная и мутная жизнь двора, в особенности срединачинавшихся тогда монофелитских интриг И очень скоро он оставляет мир, уходит в уединенную Хризопольскую обитель, вблизи Халкидона, «где процветало тогда любомудрие» Его смиренный подвит стяжал ему уважение братии и против воли он был избран игуменом. По смирению он не принял священного сана и оставался только монахом

Слайд 4
Описание слайда:
Начало борьбы и странствий Хронология уединенных лет его жизни остается неясной. Во всяком случае, в 30-х годах VII-го века он уже не в своем монастыре. И с этих пор его жизнь неразрывно связана с историей догматической борьбы против монофелитов Из Константинополя, охваченного ересью, Максим направляется на Запад Но путь его был долог и труден Одно время он был на Крите, где спорил с севирианами. В конце 30-х годов он жил в Александрии или, во всяком случае, где-то в Египте. Только в начале 40-х годов он уже в латинской Африке, куда в это время перекидывается монофелитская смута

Слайд 5
Описание слайда:
Борьба с монофелитством патриарх Пирр По свидетельству жития, «все жители не только Африки, но и близь лежащих островов, почитали Максима, как своего наставника и вождя» По-видимому, преподобный много путешествовал по стране, вступал в сношения с епископами, вел обширную переписку Главным событием этого африканского периода жизни преподобного Максима был его диспут с низложенным монофелитским Константинопольским патриархом Пирром, в июне 645-го года Сохранилась подробная запись этого спора Под натиском Максима Пирр сдался и отправился вместе с Максимом в Рим где публично отрекся от ереси, после чего был признан в сане и принят в общение Однако, не надолго. На соборе 648-го года в Риме он снова был отлучен, как вновь отпавший в ересь

Слайд 6
Описание слайда:
Римский Собор 649 года В Риме Максим пользовался большим влиянием и авторитетом Еще в 646-м году под его влиянием монофелитство было осуждено на поместном соборе в Африке В 649-м году, снова по совету преподобного, вновь избранный папа Мартин созвал большой собор в Риме (известен под именем Латеранского) Кроме 150 западных епископов на нем присутствовало 37 греческих отцов, пребывавших тогда в Риме Собор вынес четкое и решительное догматическое постановление о неслитном двойстве естественных волений и действий во Христе Это был резкий ответ на требование подписать присланный из Константинополя «Типос веры». «Типос» был на соборе отвергнут (как и прежний Екфезис Ираклия), монофелитские патриархи Кир, Сергий, Пирр и Павел отлучены и преданы анафеме Акты собора вместе с сопроводительным папским посланием были разосланы всюду, «ко всем верным»

Слайд 7
Описание слайда:
Гонения Защитников православия, как ослушников царской воли, вскоре постигла суровая кара. В 653-м году военной силой был схвачен папа Мартин, отвезен в Константинополь, и после торопливого суда сослан. Одновременно был взят и Максим В Константинополе его судили, как государственного преступника, как возмутителя мира церковного и гражданского Суд был необъективным и неистовым В житии сохранился о нем подробный и яркий рассказ, со слов одного из учеников преподобного (Анастасия), взятых вместе с ним

Слайд 8
Описание слайда:
В преподобном Максиме светских защитников ереси всего больше раздражала его духовная независимость и твердое отрицание прав царя в вопросах веры, отрицание церковного авторитета царской власти В преподобном Максиме светских защитников ереси всего больше раздражала его духовная независимость и твердое отрицание прав царя в вопросах веры, отрицание церковного авторитета царской власти Раздражало и то, что в спокойном сознании своей правоты он противоборствовал целому сонму соглашателей иерархического сана Это казалось самомнением, точно волю свою он ставил выше всего. Ибо говорил: «я думаю не об единении или разделении римлян и греков, но о том, чтобы мне не отступить от правой веры»... «Не дело царей, но дело священников исследовать и определять спасительные догматы кафолической церкви»...

Слайд 9
Описание слайда:
Царь христиан не священник, не предстоит алтарю, не совершает таинств, не носит знаков священства... С преподобным долго и настойчиво спорили; и, когда он все-таки оказался непреклонным, был вынесен приговор о ссылке, — в крепость Бизию (кажется, во Фракии) Царь христиан не священник, не предстоит алтарю, не совершает таинств, не носит знаков священства... С преподобным долго и настойчиво спорили; и, когда он все-таки оказался непреклонным, был вынесен приговор о ссылке, — в крепость Бизию (кажется, во Фракии) В заточении его продолжали убеждать и переводили из одного места заключения в другое. В 662-м году преподобного снова привезли в Константинополь Здесь он подвергся кровавым истязаниям, вместе с своими учениками. Затем исповедников отправили в дальнюю ссылку, в землю Лазов. Преподобный Максим был заключен в крепости Схимарис и здесь вскоре скончался, 13 августа 662 (или 663) года

Слайд 10
Описание слайда:
Прославление Страдания и подвиг непреклонного защитника веры произвели сильное впечатление на современников На месте кончины преподобного, на Кавказе, о нем сохранилась живая и благоговейная память С победою над монофелитством и с торжеством православия на VI-м Вселенском соборе был оценен великий и мученический подвиг Максима, и его высоко чтили в Византии, как великого учителя и проповедника о Христе, сожигавшего своим огненосным словом наглоязычие еретиков Его чтили и как писателя, особенно как мистика и аскета

Слайд 11
Описание слайда:
Его книги были любимым чтением и мирян, и монахов (срв. любопытный рассказ Анны Комниной: «я помню, как моя мать, когда подавали обед, часто приносила в руках книгу и толковала догматические места святых отцов, в особенности философа и мученика Максима»...) Его книги были любимым чтением и мирян, и монахов (срв. любопытный рассказ Анны Комниной: «я помню, как моя мать, когда подавали обед, часто приносила в руках книгу и толковала догматические места святых отцов, в особенности философа и мученика Максима»...) Сочинения Максима сохранились во многочисленных списках (издано не все). Его влияние чувствуется во всех областях позднейшей византийской письменности. Он был типическим выразителем преданий и стремлений византийской старины

Слайд 12
Описание слайда:
Прп. Максим и его труды Бурная и страдальческая жизнь не помешала преподобному Максиму много писать «Даже и на малое время не переставал он составлять сочинения», говорит о нем житие С догматической твердостью он соединял умозрительное вдохновение. Он был не только богословом, но и мистиком, учителем созерцательного подвига и любви И его богословие питается прежде всего из глубин духовного опыта. Он не строил богословской системы. Всего больше любил он «писать главы в виде наставлений». Большинство его творений именно богословские отрывки, «главы», заметки. Он любит писать отрывочно. Только по нужде и в спорах он рассуждает. Чаще всего он объясняет. Предпочитает уходить вглубь, обнажать глубины каждой темы, — а не вширь, чтобы развернуть диалектические ткани умозаключений

Слайд 13
Описание слайда:
Труды В ряду творений преподобного Максима прежде всего нужно назвать его экзегетические очерки. Это именно очерки и заметки, не связный комментарий И даже не толкование, скорее размышления по поводу отдельных «трудных мест» (или «апорий»). Таковы «Вопросы и ответы» к Фалассию Много писал Максим по вопросам духовной жизни, — «Слово подвижническое» прежде всего и затем ряд сборников афоризмов или «глав» разного содержания: «четыре сотницы глав о любви», 243 «иных главы», двести «глав богословских и домостроительных» и др. Эти сборники до сих пор еще не вполне изучены. Сюда же примыкает обширный сборник «Общих мест», —выборки из Писания, из отцов, из внешних, — вероятно, известен нам он в позднейшей обработке

Слайд 14
Описание слайда:
Особо нужно назвать «Тайноводство» («Мистагогия»), мистико-аллегорическое объяснение таинственного смысла священнодействий, — в духе Ареопагитик. Эта книга имела исключительное влияние в позднейшей литургической письменности в Византии. Здесь тот же метод символического тайнозрения, что и в толковании Писания Особо нужно назвать «Тайноводство» («Мистагогия»), мистико-аллегорическое объяснение таинственного смысла священнодействий, — в духе Ареопагитик. Эта книга имела исключительное влияние в позднейшей литургической письменности в Византии. Здесь тот же метод символического тайнозрения, что и в толковании Писания Строго говоря, все эти творения Максима суть своего рода «схолии», заметки и рассуждения «по поводу»

Слайд 15
Описание слайда:
Особый характер имеют догматико-полемическия сочинения преподобного Максима. В одних он спорит с монофизитами вообще и раскрывает учение о двух природах Особый характер имеют догматико-полемическия сочинения преподобного Максима. В одних он спорит с монофизитами вообще и раскрывает учение о двух природах Преимущественно письма или «послания», — к некоему «знаменитому» Петру, к александрийскому диакону Косьме, одно из писем к Иоанну Кубикуларию, письма к Юлиану, схоластику александрийскому, и к отшельницам, отпавшим от веры В других он развивает учение о двух волях и действиях. Это, прежде всего, знаменитый «Диспут с Пирром» (современная запись); и затем — ряд догматических посланий: «О двух волях Христа, Бога нашего» (м. б., к Стефану, впосл. епископу Дарскому), другое послание к Стефану, ряд писем к кипрскому пресвитеру Марину и к другим лицам

Слайд 16
Описание слайда:
В этих письмах Максим начинает с анализа монофелитских определений и доводов и в противовес раскрывает систему правых христологических понятий, в их соотношениях и связи В этих письмах Максим начинает с анализа монофелитских определений и доводов и в противовес раскрывает систему правых христологических понятий, в их соотношениях и связи При этом он подробно останавливается на объяснении трудных и спорных текстов Писания и отеческих свидетельств Отеческий материал собран и объяснен с большой полнотою... Систематического изложения христологии Максим не дает. Он высказывался в письмах и в устных спорах, всегда по поводу. И всегда стремился только раскрыть и утвердить предание веры. Всего чаще он говорит о Воплощении Но не только по обстоятельствам времени. В его внутреннем опыте этот догмат был основным


Скачать презентацию на тему Преподобный Максим Исповедник (580-662) можно ниже:

Похожие презентации