Проблема человека в философии. Человек в мире культуры презентация

Содержание


Презентации» Философия» Проблема человека в философии. Человек в мире культуры
Проблема человека в философии. Человек в мире культурыВОПРОСЫ:
 ВОПРОСЫ:
 Человек и мир в современной философии. Природное и общественноеФилософия и медицина имеют один объект исследования – человека. 
 		«ИзС одной стороны человек вызывает интерес к себе во все историческиеВ философском учении о человеке господствуют два направления:
 
 1. западноевропейскаяПредставления о человеке:
 1.Религиозное: учение о происхождении человеческого рода от одной2.Научное: по мере развития науки, культуры взгляд на человека менялся. РелигиозноеВ 40-е гг. XIX в. утвердилась марксистская концепция о человеке: человекВ современной научной концепции человек представляется биопсихосоциальным существом, высшей ступенью развитияТ.о., Человек – особое существо, явление природы, обладающее как биологическим началомПроблема человека рассматривается в антропологии (гр. anthropos-человек, logos-понятие) – философской науке,Превращение животных в людей не был неким мгновенным, одноактным событием. СуществовалСмысл жизни
 Вся история человеческой жизни является историей бесконечного как стихийного,Человек разумный, будучи личностью, размышляя над своим бытием, задается вопросу: зачемСмысл жизни зависит от:
 Смысл жизни зависит от:
 Процесса деятельности людей;
Видят смысл жизни в :
 Видят смысл жизни в :
 преодоленииВ медицине выделяется ряд аспектов смысла жизни:
 		В медицине выделяется рядЖизнь и деятельность человека обусловлены единством и взаимодействием духовного и телесного,Индивидуальность – это своеобразие психики и личности индивида, её неповторимость. 
Качества личностиПотребности и интересы
 Характерной чертой каждого человека, личности является наличие потребностейИнтересы – конкретное выражение потребностей, заинтересованность в чем-либо. 
 Интересы –Социальные нормы – общепринятые в обществе правила, регулирующие поведение людей.
 СоциальныеСоциальные нормыЖизненная позиция 
 		Человек, живущий в обществе, взаимодействуя с другими индивидами,Воспитание
 Воспитание – это приобщение индивида к социальным нормам, духовной культуре,Деятельность общества
 	Главное предназначение общества состоит в обеспечении выживания человека какСферы деятельности
 Экономическая сфера - это область осуществления хозяйственной деятельности общества,Виды материи – это и есть Уровни её развития, это ступени,



Слайды и текст этой презентации
Слайд 1
Описание слайда:
Проблема человека в философии. Человек в мире культуры


Слайд 2
Описание слайда:
ВОПРОСЫ: ВОПРОСЫ: Человек и мир в современной философии. Природное и общественное в человеке. Антропосоциогенез и его комплексный характер. Смысл жизни: смерть и бессмертие. Человек, свобода, творчество. Основные подсистемы общества.

Слайд 3
Описание слайда:
Философия и медицина имеют один объект исследования – человека. «Из всех наук самыми великими и почитаемыми мыслю философию и медицину. Они целебно возделывают тело и душу человека», - писал Гиппократ. История науки показывает, что человек самый трудный объект изучения. Сократ в основу совей философии поставил задачу самопознания («Познай самого себя»); Гете считал, что «главным предметом изучения человечества является человек». Но оказалось, что человек менее изучен и более уязвим, чем окружающий его мир.

Слайд 4
Описание слайда:
С одной стороны человек вызывает интерес к себе во все исторические времена, с другой стороны – человек сам выступает творцом своей собственной жизни и истории всего общества. Философское постижение человека начинается еще в древности в различных мифологических и религиозных представлениях. В Древнем Китае, Древней Индии и в Античности человек мыслился как часть космоса, он содержал в себе все элементы (стихии) космоса; состоит из тела и души.

Слайд 5
Описание слайда:
В философском учении о человеке господствуют два направления: 1. западноевропейская – человек обращен к его окружению, взаимодействует и преобразует его; 2. восточная – человек обращен внутрь себя, он не личность, а материал, который приобщается к высшим неличностным ценностям.

Слайд 6
Описание слайда:
Представления о человеке: 1.Религиозное: учение о происхождении человеческого рода от одной пары, о рае, об ангеле – искусителе и грехопадении, о спасении через Богочеловека, о бессмертии души, о воскрешении, о страшном суде. Христианство исходит из того, что человек приходит в мир грешным от природы. За страдания, праведную жизнь, жертвы и молитвы он будет вознагражден вечным блаженством в иной жизни, а иначе – обречен на вечные страдания в аду. Три добродетеля христианства: вера, надежда и любовь, в том числе – прощение врагов и любовь к ним.

Слайд 7
Описание слайда:
2.Научное: по мере развития науки, культуры взгляд на человека менялся. Религиозное представление о человеке как о «Божьей твари» (Homo Dei) было вытеснено научным определение Карла Линнея – Homo Sapiens (человек разумный). Материалистический взгляд на человека, его происхождение и развитие подтвердила эволюционная теория Чарльза Дарвина и диалектика природы Ф.Энгельса. С XIX в. в европейской науке и философии стал господствовать антропологический принцип: человек провозглашался как природное биологическое существо.

Слайд 8
Описание слайда:
В 40-е гг. XIX в. утвердилась марксистская концепция о человеке: человек – это мыслящее животное. Человеческая сущность рассматривается как «совокупность всех общественных отношений…люди есть суть продукты обстоятельств и воспитания». Человек – высшая цель развития общества.

Слайд 9
Описание слайда:
В современной научной концепции человек представляется биопсихосоциальным существом, высшей ступенью развития живых организмов на Земле; это субъект общественно-исторической деятельности и культуры. Человек – это живая система, представляющая собой единство физического и духовного, природного и социального, наследственного и пожизненно-приобретенного.

Слайд 10
Описание слайда:
Т.о., Человек – особое существо, явление природы, обладающее как биологическим началом (приближающим его к высшим млекопитающим), так и духовным – способностью к глубокому абстрактному мышлению, членораздельной речи (что отличает его от животных), высокой обучаемости, усвоению достижений культуры, высокому уровню социальной организации.

Слайд 11
Описание слайда:
Проблема человека рассматривается в антропологии (гр. anthropos-человек, logos-понятие) – философской науке, изучающей вопросы происхождения человека, с его сущностью и предназначением, ролью в жизни общества, рассматривающая проблемы смысла человеческой жизни, смертности и бессмертия. Проблема человека рассматривается в антропологии (гр. anthropos-человек, logos-понятие) – философской науке, изучающей вопросы происхождения человека, с его сущностью и предназначением, ролью в жизни общества, рассматривающая проблемы смысла человеческой жизни, смертности и бессмертия. Направления антропологии: Антропогенез – происхождение человека; Антропоморфология – изучает изменчивость строения человеческого организма в возрастном, половом, профессиональном, расовом, географическом и других аспектах; Соматология – формы человеческого тела; Этнология – происхождение и развитие рас; Анатомия – строение человека и т.д.

Слайд 12
Описание слайда:
Превращение животных в людей не был неким мгновенным, одноактным событием. Существовал длительный период становления человека (антропогенеза) и становления общества (социогенеза). Современные исследования показали, что они представляют собой две неразрывно связанные стороны единого по своей природе процесса – антропосоциогенеза. Превращение животных в людей не был неким мгновенным, одноактным событием. Существовал длительный период становления человека (антропогенеза) и становления общества (социогенеза). Современные исследования показали, что они представляют собой две неразрывно связанные стороны единого по своей природе процесса – антропосоциогенеза.

Слайд 13
Описание слайда:

Слайд 14
Описание слайда:
Смысл жизни Вся история человеческой жизни является историей бесконечного как стихийного, так и осознанного поиска и обретения человеком смысла своей жизни.

Слайд 15
Описание слайда:
Человек разумный, будучи личностью, размышляя над своим бытием, задается вопросу: зачем я живу? («Без знания что я такое и зачем я здесь, жить нельзя» - Л.Толстой). Человек разумный, будучи личностью, размышляя над своим бытием, задается вопросу: зачем я живу? («Без знания что я такое и зачем я здесь, жить нельзя» - Л.Толстой). Особое значение вопрос о смысле жизни имеет для медицины, т.к., врач лечит не только тело, но и душу больного. Вопрос о смысле жизни связан с проблемой смерти, со страхом человека перед собственным концом, с оценкой прожитой жизни. Это не только нравственная и медицинская, но и, прежде всего, философская проблема человеческого существования от начала до конца.

Слайд 16
Описание слайда:
Смысл жизни зависит от: Смысл жизни зависит от: Процесса деятельности людей; Социального происхождения и положения; Образа жизни; Мировоззрения; Нравственных идеалов; От конкретно-исторической ситуации и т.д.

Слайд 17
Описание слайда:
Видят смысл жизни в : Видят смысл жизни в : преодолении своей смерти, выживании; в жизни детях, продолжении своего потомства; в служении Родине (цель – борьба со злом); в силе и могуществе человека стремящегося к власти над толпой (Ницще) – идеология авторитаризма; для религиозных людей смысл жизни определен в стремлении к Богу, бессмертию своей души; жизнь вообще бессмысленна (безысходность, одиночество); в смерти (жизнь – это умирание): все живое – смертно, но не каждый осознает этот закон природы.

Слайд 18
Описание слайда:

Слайд 19
Описание слайда:
В медицине выделяется ряд аспектов смысла жизни: В медицине выделяется ряд аспектов смысла жизни: психогенный (ощущение своей несостоятельности в обществе); соматогенный (умение управлять своим здоровьем, стремление к здоровому образу жизни, к выздоровлению); танатогенный (отношение человека к смерти как к естественному явлению); этический (смысл жизни возможен только через индивидуальный смысл любой человеческой жизни).

Слайд 20
Описание слайда:
Жизнь и деятельность человека обусловлены единством и взаимодействием духовного и телесного, биологического и социального. Биологический уровень проявляет себя в том, что каждый из нас является индивидом. Жизнь и деятельность человека обусловлены единством и взаимодействием духовного и телесного, биологического и социального. Биологический уровень проявляет себя в том, что каждый из нас является индивидом. Индивид (от слова – неделимое, особь) – это человек как целостный неповторимый представитель рода с его психофизиологическими свойствами (темперамент, пол, возраст, состояние здоровья, рост, вес, внешность), выступающими в качестве предпосылки развития личности и индивидуальности. Социальный уровень человека формируется на протяжении жизни и включает в себя социальный статус, мировоззрение, образование, уровень дохода, характер и т.д. Под влиянием биологического и социального в человеке формируется личность.

Слайд 21
Описание слайда:
Индивидуальность – это своеобразие психики и личности индивида, её неповторимость. Индивидуальность – это своеобразие психики и личности индивида, её неповторимость. Взаимоотношения между индивидом, личностью и индивидуальностью может быть передано формулой «Индивидом рождаются. Личностью становятся. Индивидуальность отстаивают». Личность – совокупность врожденных качеств человека, развитые и приобретенные в социальной среде совокупность знаний, навыков, ценностей, целей; это его внутреннее духовное содержание; это человеческий индивид, являющийся субъектом социальной деятельности, обладающий совокупностью социально значимых черт, свойств и качеств, которые он реализует в общественной жизни. Каждая личность обладает определенными качествами - врожденными или приобретенными привычками, образом мышления и поведения

Слайд 22
Описание слайда:
Качества личности

Слайд 23
Описание слайда:
Потребности и интересы Характерной чертой каждого человека, личности является наличие потребностей и интересов. Потребности – это то, в чем человек чувствует необходимость; это основа деятельности людей, стимул к совершению тех или иных действий. Удовлетворение потребностей - важный компонент человеческого счастья.

Слайд 24
Описание слайда:

Слайд 25
Описание слайда:
Интересы – конкретное выражение потребностей, заинтересованность в чем-либо. Интересы – конкретное выражение потребностей, заинтересованность в чем-либо. Среди интересов выделяются: личные (индивидуальные); групповые; классовые (интересы социальных групп - рабочих, учителей, банкиров, номенклатуры); общественные (всего общества, н/р., в безопасности, правопорядке); государственные; интересы всего человечества (н/р., в недопущении ядерной войны, экологической катастрофы и др.).

Слайд 26
Описание слайда:

Слайд 27
Описание слайда:
Социальные нормы – общепринятые в обществе правила, регулирующие поведение людей. Социальные нормы – общепринятые в обществе правила, регулирующие поведение людей. Социальные нормы имеют жизненно важное значение для общества: поддерживают порядок, равновесие в обществе; подавляют скрытые в человеке биологические инстинкты, «окультуривают» человека; помогают человеку приобщиться к жизни общества, социализироваться.

Слайд 28
Описание слайда:
Социальные нормы

Слайд 29
Описание слайда:
Жизненная позиция Человек, живущий в обществе, взаимодействуя с другими индивидами, занимает определенную жизненную позицию. Жизненная позиция – отношение человека к окружающему миру, выражающееся в его мыслях и поступках. Выделяются две основные жизненные позиции: Пассивная (конформистская), направленная на подчинение окружающему миру, следованию обстоятельствам. Активная, направленная на преобразование окружающего мира, контроль над ситуацией;

Слайд 30
Описание слайда:
Воспитание Воспитание – это приобщение индивида к социальным нормам, духовной культуре, подготовка его к труду и будущей жизни. Основные цели воспитания: • подготовить человека к жизни в обществе (передать ему материальную, духовную культуру, опыт); • развить общественно-ценные качества личности; • стереть или притупить, нейтрализовать осуждаемые в обществе качества; • научить человека взаимодействию с другими людьми; • научить человека труду.

Слайд 31
Описание слайда:
Деятельность общества Главное предназначение общества состоит в обеспечении выживания человека как вида. Поэтому элементами общества, рассматриваемого в качестве системы, выступают те сферы, в которых осуществляется совместная деятельность людей, направленная на сохранение и расширенное воспроизводство их жизни. Основными видами общественно необходимой человеческой деятельности являются экономическая, социальная, политическая, духовная деятельность.

Слайд 32
Описание слайда:
Сферы деятельности Экономическая сфера - это область осуществления хозяйственной деятельности общества, охватывающая отношения, возникающие в процессе производства, распределения, обмена и потребления материальных благ. Социальная сфера - это область возникновения и функционирования взаимосвязей людей друг с другом. Политическая сфера - охватывает отношения, связанные с взаимодействием государства, партий, политических организаций по поводу власти и управления, это область осуществления между людьми отношений власти и подчинения. Духовная сфера - охватывает отношения, связанные с развитием общественного сознания, науки, культуры, искусства, это область создания и освоения духовных благ.

Слайд 33
Описание слайда:
Виды материи – это и есть Уровни её развития, это ступени, по которым она, прогрессируя, восходит от грубой к более тонкой.


Скачать презентацию на тему Проблема человека в философии. Человек в мире культуры можно ниже:

Похожие презентации