Проблемная ситуация как основа организации деятельностного урока презентация

Содержание


Презентации» Педагогика» Проблемная ситуация как основа организации деятельностного урока
С.Л.Рубинштейн
 «Для того, чтобы учащийся по настоящему включился в работу, нужно,Учебная ситуация
 это такая особая единица учебного процесса, в которой детиПроблема (от греч. — задача, задание) — теоретический или практический вопрос,?
 «проблемный вопрос», 
 «проблемная задача», 
 «проблемная ситуация»Проблемная ситуация
 это создание обстановки, когда у исследователя (обучающегося) возникает интеллектуальноеПроблемный вопрос
 это дидактическое средство, которое содержит в себе реальное илиИз чего рождается вопрос?Алгоритм постановки проблемного вопроса 
 • изучите информацию: выделите основные моменты события,Побуждение к осознанию противоречия 	Побуждение к формулированию учебной проблемы
 Прием 1.
От проблемной ситуации к проблемной задаче
 Проблемная ситуация на основе анализаПроблемная задача
 это дидактическое средство, которое содержит в себе реальное илиКонструкция проблемной ситуации: 
 По реформе 1861 года крестьяне получили личнуюПроблемный вопрос
 Почему начались крестьянские волнения, если крестьяне получили личную свободуэтап АКТУАЛИЗАЦИИ 
 Что мы уже знаем по этой проблеме? 
Алгоритм составления задачи
 За её основу берётся соответствующий факт, событие, положениеКонструкция проблемной ситуации:
 Мнение русского историка второй пол.19 в. Е.Ф. ШмурлоКонструкция проблемной ситуации:
 Привилегии дворянства:
 право владения населёнными имениями,
 свобода от14 декабря 1825 года на Сенатской площади произошло восстание гвардии (элитаПодводящий диалог
 Какое удивление ИЛИ затруднение должно наблюдаться в результате созданнойПроблемный вопрос
 Почему привилегированные слои общества решились на открытое выступление противЗадание
 Познакомьтесь с разработками уроков. Какой прием использовал учитель для созданияЗадание
 Разработайте проблемную ситуацию на основе
 материала учебника
 Найдите примеры проблемныхПроблемные задачи выполняют тройную функцию: 
 Проблемные задачи выполняют тройную функцию:Новые цели требуют новой ТЕХНОЛОГИИ: учитель не солист, он – дирижёр!
Ситуация - оценка
 Ситуация-оценка описывает положение, выход из которого уже найден.При изучении темы «Экономическая политика СССР в 1953–1964 гг.»
 ученики анализируютвопросы к тексту: 
  В чем заключается проблема?
  Какие причины ееситуация-иллюстрация
  прототип реальной ситуации, которая включается в качестве факта вВоенный совет в Филях.  
 Фельдмаршал М.И. Кутузов: «Баталия, 26Генерал Д. С. Дохтуров: «Считаю выбранную позицию подходящей для сражения иСоздание учебной ситуации предполагает:
 наличие у детей познавательного мотива (желания узнать,Использованные ресурсы
 Яруллина Л.Р., к.психол.н, доцент, Академия управления «ТИСБИ», Использование активных



Слайды и текст этой презентации
Слайд 1
Описание слайда:


Слайд 2
Описание слайда:
С.Л.Рубинштейн «Для того, чтобы учащийся по настоящему включился в работу, нужно, чтобы задачи, которые перед ним ставятся в ходе учебной деятельности, были не только понятны, но и внутренне приняты, т.е. чтобы они приобрели значимость для учащегося и нашли, таким образом, отклик в его переживаниях».

Слайд 3
Описание слайда:

Слайд 4
Описание слайда:
Учебная ситуация это такая особая единица учебного процесса, в которой дети с помощью учителя обнаруживают предмет своего действия, исследуют его, совершая разнообразные учебные действия, преобразуют его, например, переформулируют, или предлагают свое описание и т.д., частично – запоминают.

Слайд 5
Описание слайда:

Слайд 6
Описание слайда:

Слайд 7
Описание слайда:

Слайд 8
Описание слайда:

Слайд 9
Описание слайда:

Слайд 10
Описание слайда:
Проблема (от греч. — задача, задание) — теоретический или практический вопрос, требующий разрешения, исследования. Проблема рассматривается как значительная преграда, которую обычным способом не преодолеть. Проблема (от греч. — задача, задание) — теоретический или практический вопрос, требующий разрешения, исследования. Проблема рассматривается как значительная преграда, которую обычным способом не преодолеть. Проблемный — содержащий, заключающий в себе проблему. Проблематический — предположительный, недоказанный являющийся ещё проблемой.

Слайд 11
Описание слайда:
? «проблемный вопрос», «проблемная задача», «проблемная ситуация»

Слайд 12
Описание слайда:
Проблемная ситуация это создание обстановки, когда у исследователя (обучающегося) возникает интеллектуальное психологическое состояние (затруднение), преодоление которого требует поиска новых знаний, новых подходов, направленных на выявление личной оценки противоречий заложенных в проблемных вопросах (задачах). Проблемная» ситуация обнаруживается в условиях противоречия (реального или кажущего) между имеющимися знаниями и представлениями , и новыми знаниями, проявившимися в ходе постановки проблемной задачи. И если в этих условиях у ученика возникает удивление, изумление и т. п. («как же так, ведь должно было быть по-другому»), то это и есть состояние под названием «проблемная ситуация».

Слайд 13
Описание слайда:

Слайд 14
Описание слайда:
Проблемный вопрос это дидактическое средство, которое содержит в себе реальное или кажущееся (учебно-исследовательское) противоречие, вызывает затруднение при выработке на него ответа, требует не вспоминания готовых знаний, а размышления, рассуждения, отличается относительной краткостью формулировки.

Слайд 15
Описание слайда:
Из чего рождается вопрос?

Слайд 16
Описание слайда:
Алгоритм постановки проблемного вопроса • изучите информацию: выделите основные моменты события, задачи, точки зрения, теории…; • выделите главное: мысли, идеи, особенности, условия…; • выявите противоречия, несогласованность, неубедительность аргументов…; • определите суть противоречий; • сформулируйте проблемный вопрос. Проблемный вопрос должен содержать три обязательных элемента: • указание на объект изучения; • указание на направление изучения объекта; • противоречие (скрытое или явное).

Слайд 17
Описание слайда:
Побуждение к осознанию противоречия Побуждение к формулированию учебной проблемы Прием 1. О фактах. Что вас удивило? Что интересного заметили? Какие вы видите факты? О теориях. Что вас удивило? Сколько теорий существует (точек зрения)? Прием 2 .Сколько же в нашем классе мнений? Почему? Прием 3 . Вы сначала как думали? А как на самом деле? Прием 4 .Вы смогли выполнить задание? В чем затруднение? Прием 5. Вы смогли выполнить задание? Почему не получается? Чем это задание не похоже на предыдущее? Прием 6 .Что вы хотели сделать? Какие знания применили? Задание выполнено?

Слайд 18
Описание слайда:
От проблемной ситуации к проблемной задаче Проблемная ситуация на основе анализа преобразуется в проблемную задачу, ставит вопрос или вопросы: "Как разрешить это противоречие? Чем это объяснить?» Серия проблемных вопросов трансформирует проблемную задачу в модель поисков решения, где рассматриваются различные пути, средства и методы решения.

Слайд 19
Описание слайда:
Проблемная задача это дидактическое средство, которое содержит в себе реальное или кажущееся (учебно-исследовательское) противоречие, вызывает затруднение при выработке на него ответа, требует не вспоминания готовых знаний, а размышления, рассуждения, заключает (в отличие от проблемного вопроса) дополнительную вводную информацию и ориентиры поиска её решения.

Слайд 20
Описание слайда:
Конструкция проблемной ситуации: По реформе 1861 года крестьяне получили личную свободу, право распоряжаться своим имуществом и выкупать у помещика землю, т.е то, о чем они мечтали на протяжении столетий.

Слайд 21
Описание слайда:
Проблемный вопрос Почему начались крестьянские волнения, если крестьяне получили личную свободу и наделы земли?

Слайд 22
Описание слайда:
этап АКТУАЛИЗАЦИИ Что мы уже знаем по этой проблеме? Задание на изученные умения и знания.

Слайд 23
Описание слайда:
Алгоритм составления задачи За её основу берётся соответствующий факт, событие, положение и т. п., из которого выделяется ведущий компонент (главная идея) Затем выбранному компоненту составляем альтернативу , противоречие. На основе компонента и альтернативы формулируется проблемный вопрос

Слайд 24
Описание слайда:

Слайд 25
Описание слайда:
Конструкция проблемной ситуации: Мнение русского историка второй пол.19 в. Е.Ф. Шмурло о том, что реформы Петра 1- случайность «….. опыт указывали неполноту и несовершенство принятого решения…» (стр.8 Андреев И.Л., Ляшенко Л.М. ) «Реформа Петра была неизбежна, - пишет Бердяев, Мнение русского историка В.О. Ключевского «….движущей силой преобразований была война……структура реформ и их последовательность были всецело обусловлены потребностями, навязанными войной..».  Реформы Петра I это закономерное или случайное решение!?

Слайд 26
Описание слайда:
Конструкция проблемной ситуации: Привилегии дворянства: право владения населёнными имениями, свобода от обязательной службы свобода от земских повинностей право поступления на государственную службу и на получение образования в привилегированных учебных заведениях поступление на военную службу сразу в чин офицера (когда простолюдин должен был до него дослужиться).

Слайд 27
Описание слайда:
14 декабря 1825 года на Сенатской площади произошло восстание гвардии (элита дворянства). 14 декабря 1825 года на Сенатской площади произошло восстание гвардии (элита дворянства). 2. Восстание было подавлено. Пятеро руководителей восстания были повешены (П. И. Пестель, полковник; Муравьёв-Апостол С. И., подполковник; К. Ф. Рылеев, поэт, общественный деятель, Бестужев-Рюмин М. П., один из руководителей Васильковской управы; П. Г. Каховский, дворянин, поручик в отставке), 178 участников-дворян были отправлены в ссылку.

Слайд 28
Описание слайда:
Подводящий диалог Какое удивление ИЛИ затруднение должно наблюдаться в результате созданной ситуации? Логично ли поведение части дворянства? Объясните свою позицию. (нелогичное, для объяснения позиции не хватает материала и тогда происходит постановка проблемы у детей)

Слайд 29
Описание слайда:
Проблемный вопрос Почему привилегированные слои общества решились на открытое выступление против правительства?

Слайд 30
Описание слайда:
Задание Познакомьтесь с разработками уроков. Какой прием использовал учитель для создания проблемной ситуации? Каким образом он выходит на формулирование проблемной задачи?

Слайд 31
Описание слайда:
Задание Разработайте проблемную ситуацию на основе материала учебника Найдите примеры проблемных вопросов в учебнике

Слайд 32
Описание слайда:

Слайд 33
Описание слайда:
Проблемные задачи выполняют тройную функцию: Проблемные задачи выполняют тройную функцию: являются начальным звеном процесса обучения обеспечивают успешные условия усвоения представляет собой основное средство контроля выявления уровня результатов обучения.

Слайд 34
Описание слайда:
Новые цели требуют новой ТЕХНОЛОГИИ: учитель не солист, он – дирижёр! Традиционный урок 1.Проверка д/з учеников учителем 2.Объявление темы учителем 3.Объяснение темы учителем 4.Закрепление знаний учениками

Слайд 35
Описание слайда:
Ситуация - оценка Ситуация-оценка описывает положение, выход из которого уже найден. В тексте предлагаются уже осуществленные действия, принятые решения для анализа их правомерности. Цель обучаемых: провести критический анализ принятых решений, дать мотивированное заключение по поводу представленной ситуации и ее решения.

Слайд 36
Описание слайда:
При изучении темы «Экономическая политика СССР в 1953–1964 гг.» ученики анализируют отрывки из докладной записки в Президиум ЦК КПСС Хрущева Н. С. «В 1940 году было заготовлено зерна 2225 миллионов пудов, а в 1953 году – лишь 1850 миллионов пудов, то есть меньше на 375 миллионов пудов. В то же время в связи с общим ростом народного хозяйства, значительным увеличением городского населения и ростом реальной заработной платы из года в год увеличивался расход хлебопродуктов внутри страны…Сейчас перед страной стоит задача изыскать возможности резкого увеличения производства зерна…Важным и совершенно реальным источником увеличения производства зерна является расширение в ближайшие годы посевов зерновых культур на залежных и целинных землях в Казахстане, Западной Сибири…Серьезным тормозом в развитии колхозного производства является неправильное планирование государственных заготовок хлеба, при котором вручаемые колхозам обязательства по поставкам и натуроплате за работы МТС в сумме своей значительно превышают общегосударственные планы и возможности многих колхозов по их выполнению».

Слайд 37
Описание слайда:
вопросы к тексту:  В чем заключается проблема?  Какие причины ее возникновения указаны в тексте? Как вы можете объяснить возникшие трудности?  Как предлагает решить проблему Н.С. Хрущев? Оцените результаты реализации проекта, предложенного Н.С.Хрущевым?  Перечислите другие возможные способы решения проблемы и выберите наилучшие.

Слайд 38
Описание слайда:
ситуация-иллюстрация прототип реальной ситуации, которая включается в качестве факта в лекционный материал (визуальная образная ситуация, представленная средствами ИКТ, вырабатывает умение визуализировать информацию для нахождения более простого способа её решения) Ситуация-иллюстрация представляет ситуацию и поясняет причины ее возникновения, описывает процедуру ее решения. Цель обучаемых: оценить ситуацию в целом, провести анализ ее решения, сформулировать вопросы, выразить согласие-несогласие.

Слайд 39
Описание слайда:
Военный совет в Филях. Фельдмаршал М.И. Кутузов: «Баталия, 26 числа бывшая, была самая кровопролитнейшая из всех тех, которые в новейших временах известны. Место баталии нами одержано совершенно, и неприятель ретировался тогда в ту позицию, в которую пришел нас атаковать. Но чрезвычайная потеря, и с нашей стороны сделанная, принудила меня отступить по Московской дороге. Ранним утром 1 сентября под слабым давлением французского авангарда армия выступила из деревни Мамоновой к Москве и расположилась лагерем. Генерал Л.Л. Беннигсен: «Армия расположилась на позиции, выбранной мною как начальником штаба, для генерального сражения. Правый фланг армии - перед деревней Фили, центр - между селами Троицким и Волынским, левый фланг - перед селом Воробьеве. Арьергард находится при селении Сетунь. Эта позиция, на мой взгляд, непреоборимая. Я предлагаю дать сражение». Генерал М.Б. Барклай-де-Толли: «При осмотре с Поклонной горы места, выбранного для сражения, я признал позицию неприемлемой. Позиция растянута подобно паутине. Конница обязана будет спокойно ожидать уничтожения. В случае неудачи вся армия будет уничтожена до последнего человека. Считаю невозможным держаться русской армии на позиции, выбранной Беннигсеном, и предлагаю отступать». Генерал-лейтенант Л.Л. Коновницын: «Я также нахожу позицию невыгодной. Но мое убеждение - необходимо остановить неприятеля и отстоять Москву!» Генерал-лейтенант А.И. Остерман-Толстой: «Я разделяю предложение генерала Коновницына и настаиваю на атаке неприятеля». Генерал-майор А.П. Ермолов: «Да, позиция растянута, но неприятель должен быть нами атакован».

Слайд 40
Описание слайда:
Генерал Д. С. Дохтуров: «Считаю выбранную позицию подходящей для сражения и настаиваю на нем». Генерал Д. С. Дохтуров: «Считаю выбранную позицию подходящей для сражения и настаиваю на нем». Генерал М.Б. Барклай-де-Толли: «В случае неудачного исхода армия не сможет быстро отступить по узким улицам большого города». Генерал К.Ф. Толь: «Местность крайне неблагоприятна для сражения. Труднопроходимые овраги и речка Карповка, находящиеся на позиции русский армии, разобщают войска. Я разделяю мнение генерала Барклая-де-Толли и предлагаю отступить с армией через Москву». Генерал М.Б. Барклай-де-Толли: «Мы потеряем армию и не отстоим город. Необходимо отступить с армией через Москву по Владимирской дороге к Нижнему Новгороду. Волга кормит Россию». Генерал К.Ф. Толь: «Следует сменить позицию под Москвой, чтобы в случае изменения обстоятельств отступить по Старой Калужской дороге». Фельдмаршал М.И. Кутузов: «Что бы ни случилось, я принимаю на себя ответственность перед государем, Отечеством и армией». Очевидец событий: «В скорбном молчании генералы разошлись. В течение всей ночи из комнаты М.И. Кутузова доносились глухие, старческие, сдержанные рыдания». В «Журнале военных действий» появился текст: «Сей день пребудет вечно незабвенным для России». Вопросы для обсуждения 1. Какая из изложенных позиций представляется вам более аргументированной? Какую отстаивали бы вы и почему? 2. Какие факторы (моральные, военно-политические, экономические), на ваш взгляд, принимал во внимание М.И. Кутузов?

Слайд 41
Описание слайда:
Создание учебной ситуации предполагает: наличие у детей познавательного мотива (желания узнать, открыть, научиться) и конкретной учебной цели (понимания того, что именно нужно выяснить, освоить); - выполнение учениками определенных действий для приобретения недостающих знаний; - выявление и освоение учащимися способа действия, позволяющего осознанно применять приобретённые знания; - формирование у школьников умения контролировать свои действия (как после их завершения, так и по ходу)

Слайд 42
Описание слайда:

Слайд 43
Описание слайда:
Использованные ресурсы Яруллина Л.Р., к.психол.н, доцент, Академия управления «ТИСБИ», Использование активных методов обучения в высшей школе. Степанищев А.Т., «Настольная книга преподавателя истории», -М,: гуман. изд. центр «Владос», 2013г. Электронный ресурсы: «Схемо.ru» «Высшая школа управления», http://mytraining.ru/?p=3506


Скачать презентацию на тему Проблемная ситуация как основа организации деятельностного урока можно ниже:

Похожие презентации