Проект русские сказки презентация

Содержание


Презентации» Литература» Проект русские сказки
Проект
          Проблема и цель проекта
 Проблема: выявления причин утраты интереса к русскойВопросы исследования
 Как и когда появились первые русские народные сказки? КакПлан проекта
 1.Анкетирование «Твоя сказка», ответ на вопрос
 2.Из истории русскойВопрос: Достаточно ли только жить в своей стране, чтобы считать себяАнкетирование
 Помнишь ли ты свою первую сказку?
 Как она называлась?
 КтоИтоги анкетирования
 Проведено в 1, 5, 7, 9 классах
  Итоги анкетирования
 Какие русские народные сказки ты знаешь?
 «Репка» - наИз истории русские сказки
 Сказка – основной жанр устного народного
 творчества,История русичей
 Образование Руси относится к 882 году, когда новго-
 родцы«Там русский дух… там Русью пахнет!»
 Разделение восточных славян началось сИз истории русской сказки
 В конце 10 века Русь официально принялаИЗ ИСТОРИИ РУССКОЙ СКАЗКИ
 В Древней Руси сказочные жанры только ещё
Из истории русской сказки
 С конца 16 века в Россию изИЗ ИСТОРИИ РУССКОЙ СКАЗКИ
 В 17 веке появилась Книга для народа.Сказки о животных – наиболее ранний жанр русских сказок 
 ОсновнымСказки о животных
 Когда-то люди верили в своё родство с темКульт медведя в русской сказке
 По деревням спят, по сёлам спят,Утрата тотемного культа медведя
 Руссы-язычники поклонялись медведю как «Волосу
 скотью богу»Прозвища сказочных животных 
 1.Прозвища лягушки связывалось со звуками, производимыми ею«Курочка Ряба» и её глубокий смысл
 Детский вариант Курочки Рябы
 КтоНародный вариант сказки «Курочка Ряба» из сборника А.Н.Афанасьева  «Русские народныеКурочка Ряба
 Просвирня как услыхала – все просвиры изломала и 
Белорусский и украинский варианты
 Белорусский вариант: «…плачут дед с бабой, кудах-
Общее и разное в сказке
 Общее – герои: дед, баба, курочка,О мировом устройстве и мировом яйце
 «В давние времена Земля былаМифическое яйцо как источник сотворения мира
 В нём таится не толькоРусский сказочник А.Н.Афанасьев (1826 – 1871)
 А.Н.Афанасьев прожил всего 45 лет.Истоки волшебных сказок  по А.Н.Афанасьеву
 Особое внимание в своей деятельностиЯзычество и христианство и их влияние на волшебные сказки
 Так, Афанасьев«Поэтические воззрения славян на природу» и их отражение в сказке «ЦаревнаБытовые сказки
 В основе бытовых сказок лежат не чудеса, а действи
ВОЛШЕБНЫЕ СКАЗКИ
  Эти сказки восходят к более позднему, земледельчес-
 -кому



Слайды и текст этой презентации
Слайд 1
Описание слайда:
Проект Русь – Россия – русские сказки


Слайд 2
Описание слайда:
Проблема и цель проекта Проблема: выявления причин утраты интереса к русской народной сказке и пре- -одоления их Цель проекта: Пропаганда русской народной сказки, раскрытие её возможнос -тей, смысла и роли в жизни детей с целью возвращения к ней интереса.

Слайд 3
Описание слайда:
Вопросы исследования Как и когда появились первые русские народные сказки? Как развивалась русская сказка? Как русская народная сказка интегрировалась в современную жизнь? Какова новая жизнь старых русских народных сказок? Какую роль играют русские сказки в воспитании и образовании детей сегодня? Почему сказка, существующая столько веков, вызывает ин- -терес у людей и сегодня? Почему этот жанр унт и сейчас популярен? Сказка и реальность  

Слайд 4
Описание слайда:
План проекта 1.Анкетирование «Твоя сказка», ответ на вопрос 2.Из истории русской народной сказки. Отражение в сказках быта, истории древних славян 3.Жанры русских народных сказок : сказки о животных, волшебные, бытовые. Особенности сказок разных жанров (информационная переработка текста, презентация) 4.Глубокий смысл «Курочки Рябы» - исследование 5.Российский сказочник Н.А.Афанасьев – аннотация 6.Новая жизнь народных сказок: современное звучание русской сказки: мультики, книги, наблюдение 7.Роль и место русской сказки в воспитании и образова- -нии современных детей: анкетирование, эксперимент, ситуативные упражнения, рисунки, творческие работы  

Слайд 5
Описание слайда:
Вопрос: Достаточно ли только жить в своей стране, чтобы считать себя её частью? Что делает нас гражданами своей страны? Мнения: ответы на вопрос: Знание языка, любовь к своему языку. Память о прошлом – историческая память. Знание литературы, фольклора, сказок. Знание традиций, обрядов. Русский дух, христианство. Знание истории, уважение к предкам, забота о ма -лой и большой Родине Преданность, терпение, трудолюбие

Слайд 6
Описание слайда:

Слайд 7
Описание слайда:
Анкетирование Помнишь ли ты свою первую сказку? Как она называлась? Кто тебе её рассказал или прочитал? Какие русские народные сказки ты знаешь?

Слайд 8
Описание слайда:
Итоги анкетирования Проведено в 1, 5, 7, 9 классах Всего участвовало – человек Помнишь ли ты свою первую сказку? Да - Нет – Как она называлась? Назвали - Не назвали - Кто тебе её рассказал или прочитал? Мама - Бабушка -

Слайд 9
Описание слайда:
Итоги анкетирования Какие русские народные сказки ты знаешь? «Репка» - на первом месте «Курочка Ряба» – на втором «Волк и семеро козлят» – «Колобок» «Теремок»

Слайд 10
Описание слайда:
Из истории русские сказки Сказка – основной жанр устного народного творчества, фольклора. У русских, украинцев и белорусов сказочный эпос начал складываться в эпоху единой древнерусской народности. Сказки – их общее достояние, унаследованное со времён Киевской Руси.

Слайд 11
Описание слайда:
История русичей Образование Руси относится к 882 году, когда новго- родцы завоевали Киев и произошло соединение северной и южной территорий. Киевская Русь объединила полтора десятка разных племенных союзов: полян, северян, древлян, вятичей, словен и др. Их стали называть русами, а также русичами, росами. Русы стали создавать самостоятельное княжество.

Слайд 12
Описание слайда:
«Там русский дух… там Русью пахнет!» Разделение восточных славян началось с 13 века, после того, как Русь испытала нашест- -вие Золотой Орды. В 15 веке на основе древнерусского языка завершилось образование трёх восточно- славянских языков.

Слайд 13
Описание слайда:
Из истории русской сказки В конце 10 века Русь официально приняла от Византии христианство. Очевидно, Византия, которая была государством с господствующей христианской религией, способствовала формированию на Руси идеала красоты. А в сказке прекрасное сопряжено с нравствен -ным, она учит состраданию и милосердию.

Слайд 14
Описание слайда:
ИЗ ИСТОРИИ РУССКОЙ СКАЗКИ В Древней Руси сказочные жанры только ещё начали оформляться. В 11 – 14 веках русский фольклор (пословицы, поговорки, загадки, сказки и т.д.) обогатился за счёт книжных переводов и устных пере- -сказов сюжетов, заимствованных от южных славян и связанных с византийской христианской традицией.

Слайд 15
Описание слайда:
Из истории русской сказки С конца 16 века в Россию из Западной Европы стали притекать сказания, притчи, рыцарские романы. Эти сборники или отдельные тексты переписыва- -лись грамотными людьми, всё более меняясь на русский лад. Таким образом, проходя через многих читателей, складывалась народная книга. Она пришла с чужбины, но оделась в русское платье. Не умеющие читать пересказывали устно.

Слайд 16
Описание слайда:

Слайд 17
Описание слайда:
ИЗ ИСТОРИИ РУССКОЙ СКАЗКИ В 17 веке появилась Книга для народа. Это были произ -ведения, переделанные специально для крестьян. Они печатались на грубой бумаге и продавались на ярмар- -ках. Во второй половине 18 века появился лубок – изда -ния с картинками, напечатанные на бумаге, сделанной из липовой коры. Лубок и народная книга обогатили все жанры устной сказки. Часто лубок был единственной печатной книгой доступной крестьянам. В лубок попадали и произведе- -ния известных русских писателей.

Слайд 18
Описание слайда:
Сказки о животных – наиболее ранний жанр русских сказок Основным источником жизни людей в то время была охота, излюбленное занятие восточных славян. Муж- -чины гордились охотничьим бесстрашием. Владимир Мономах вспоминал в своём «Поучении»: «Олень бодал меня рогами, лось ногами топтал, мед- ведь укусил мне колено, а рысь однажды, прыгнув мне на бедро, повалила вместе с конём». Славян повседневно окружали домашние животные и птицы, которые стали персонажами сказок: вол, собака кот, лошадь, петух, гусь.

Слайд 19
Описание слайда:
Сказки о животных Когда-то люди верили в своё родство с тем или иным животным. Поверья восточных славян о медведе свидетельствует о том, что медведь, как и у других народов, был обожествлён, ему нельзя было наносить вред: «Жил-был дедушка с бабушкой. Бабушке захотелось медвежьего мяса. Пошёл дед с ружьём в лес. Медведя не убил, а отрубил ему ногу у сонного, принёс бабушке эту ногу. Бабушка шерсть остригла кожу содрала, мясо изрубила, печку затопила, поставила варить мясо и стала шерстку прячь. А медведь сделал липовую ногу, сделал берёзовую клюку и пошёл искать, где бабушка сидит, его шерстку прядёт. Подошёл к избуш- -ке и запел под окном:

Слайд 20
Описание слайда:
Культ медведя в русской сказке По деревням спят, по сёлам спят, одна бабушка не спит, на моей коже сидит, мою шерстку прядёт, моё мясо варит. Сейчас бабушку съем! Бабушка испугалась, закричала: -Дедушко! Медведь под окном! Дедушка пока собирался да ружьё-то брал, а медведь- то спрятался. Старик побежал дальше искать медведя. А медведь вошёл в избушку и задрал бабушку. Вот старик пришёл, а медведь убежал. И мяса старуха не попробовала. ВСЯ.»

Слайд 21
Описание слайда:
Утрата тотемного культа медведя Руссы-язычники поклонялись медведю как «Волосу скотью богу» (от волосатый, мохнатый). По его имени и жрецы назывались волхвами. Волховать – значит со- -вершать колдовство или гадание. Отсюда происходит слово «волшебный» – чудесный, сверхъестественный. А в сказке «Иван – медвежье ушко» богатырь родился от союза девушки и медведя. Со временем во многих сказках медведь стал одурачен и высмеян. А у восточных славян была распространена «медвежья попотеха».

Слайд 22
Описание слайда:

Слайд 23
Описание слайда:
Прозвища сказочных животных 1.Прозвища лягушки связывалось со звуками, производимыми ею в воде: «на воде ракотуха», «лягушка-квакушка», «жабка-скрякотушка» 2.Зайчику – по зрительным впечатлениям: «зайчик-побегайчик»,«зайчик-лапанчик», «зайка-поплутайка», «зайка-белянка»

Слайд 24
Описание слайда:
«Курочка Ряба» и её глубокий смысл Детский вариант Курочки Рябы Кто не знает эту сказку? Она – одна из самых древних. Жили-были дед и бабой, была у них Курочка Ряба. Снесла им курочка яичко: не простое – золотое. Дед бил-бил – не разбил. Баба била-била – не разби -ла. Мышка бежала, хвостиком махнула – яичко упа -ло и разбилось! Плачет дед, плачет Баба, а курочка им говорит: «Не плачь, дед, не плачь, баба! Я снесу вам яичко не золотое, а простое!»

Слайд 25
Описание слайда:

Слайд 26
Описание слайда:
Народный вариант сказки «Курочка Ряба» из сборника А.Н.Афанасьева «Русские народные сказки» Жил-был старик со старушкою, у них была курочка- татарушка.Снесла яичко в куте под окошком: пестро, востро, костяно, мудрено! Положило на полочку: мышка шла, хвостиком тряхнула, полочка упала, яичко и разбилось. Старик плачет, старуха возрыда- ет, в печи пылает, верх на избе шатается, девочка- -внучка с горя удавилася. Идёт просвирня, спрашива -ет: что они так плачут? Старики начали пересказывать: «Как нам не плакать? Есть у нас курочка-татарушка, снесла яичко…

Слайд 27
Описание слайда:
Курочка Ряба Просвирня как услыхала – все просвиры изломала и побросала. Подходит дьячок и спрашивает у просви -рни: зачем она просвиры побросала? Она переска- -зала всё горе: дьячок побежал на колокольню и пе- -ребил все колокола. Идёт поп, спрашивает у дьячка: зачем колокола пе- -ребил? Дьячок пересказал горе попу, а поп побе- -жал, все книги изорвал.

Слайд 28
Описание слайда:
Белорусский и украинский варианты Белорусский вариант: «…плачут дед с бабой, кудах- -чет курица, скрипят ворота, летят щепки, лают соба -ки, кричат гуси, попова служанка вёдра побила, ко- -ромысло сломала. Подбежал дьяк, книги изорвал, а поп церковь спалил». Концовка украинского варианта: «…поп церковь поджёг, а церковный староста зажёг свой дом, одно -сельчане выхватили из огня головешки и понесли по хатам, каждый свою запалил – село сгорело».

Слайд 29
Описание слайда:

Слайд 30
Описание слайда:
Общее и разное в сказке Общее – герои: дед, баба, курочка, яичко, мышка Отличия: в исконном варианте дед с бабой не били яичко, виновата мышь, яйцо не золотое, но ценное. Что это за яйцо и как объяснить его происхождение? Ответ в его мифологическом происхождении. Языческие славяне представляли мир похожим на яйцо. Собиратель русских народных сказок А.Афанасьев приводит миф о начале жизни на Земле:

Слайд 31
Описание слайда:
О мировом устройстве и мировом яйце «В давние времена Земля была пуста, ничего на ней не было – только камень. Пожалел о том Бог и пос- -лал своего петуха, да оплодит он Землю. Кочет сел в пещере и снёс чудесное яйцо, из которого истекло семь рек; они наводнили равнины, и вскоре всё кру -гом зазеленело… счастливо жили в том раю люди». Мировым космическим яйцом называют мифологи то яйцо, которое стало основой мира. Многочислен -ные функции приписываются мифическому яйцу:

Слайд 32
Описание слайда:
Мифическое яйцо как источник сотворения мира В нём таится не только начало жизни и все её блага, но и её конец. Хрупкость яйца напоминает о хрупко- -сти и недолговечности жизни. Смысл сказки: разбилось яйцо – мир рушится, пото- -му что не уберегли, не сохранили. Люди гибну, если гибнет красота, если кто-то не сбережёт Божий мир. Какой завет предков содержится в этом незамысло- -ватом сюжете? Беречь мир, хрупкий , как яйцо.

Слайд 33
Описание слайда:
Русский сказочник А.Н.Афанасьев (1826 – 1871) А.Н.Афанасьев прожил всего 45 лет. Многие и не знают его имени, но нет, пожалуй, в нашей стра- не человека, который бы хоть раз не сталкивался с его сказками. Многократное издание трёхтомника «Народных русских сказок», включение сказок в школьную программу говорит о том, что русская культура без имени этого учёного невозможна.

Слайд 34
Описание слайда:
Истоки волшебных сказок по А.Н.Афанасьеву Особое внимание в своей деятельности русский учёный уделял сказкам. Он считал, что русские вол- -шебные сказки, как и былины, восходят к древним мифам. Афанасьев полагал, что христианская религия, принятая славянами-язычниками, породила двоевериие, которое стало элементом русского национального сознания. Язычество не умерло за тысячу лет существования христиан- -ства на Руси. По мнению учёного, оно продолжает развивать ся. Произошло приспосабливание старого и нового друг к другу

Слайд 35
Описание слайда:
Язычество и христианство и их влияние на волшебные сказки Так, Афанасьев показывает, как культ Ярилы, бога Солнца у древних славян, переходит на почитание св. Георгия Победоносца, Макоши – на культ Богоро -дицы, а христианские праздники сливаются с язы- -ческими(праздник Купалы совпадает с днём Иоан- -на Крестителя и т.д.). Язычество, по Афанасьеву, - культ природы, оно по- -мещает богов внутри природы и этим приближает их к чело- веку, который находит в них опору в повседневной жизни.

Слайд 36
Описание слайда:
«Поэтические воззрения славян на природу» и их отражение в сказке «Царевна лягушка» В своей работе «Поэтическое…» Афанасьев особо от -мечает значимость образа Кощея Бессмертного, сравнивая его со Змеем Горынычем, который тоже Посещает в сказках царевну: «Значение того и друго -го в наших сказках совершенно тождественно: … оба они враждебны сказочным героям и свободно заменяют друг друга…» Кроме того, при помощи Сравнительного анализа сказок, учёный замечает, что Кощей – злой колдун, демон зимы.

Слайд 37
Описание слайда:
Бытовые сказки В основе бытовых сказок лежат не чудеса, а действи -тельность, народный повседневный быт.

Слайд 38
Описание слайда:
ВОЛШЕБНЫЕ СКАЗКИ Эти сказки восходят к более позднему, земледельчес- -кому периоду. Как все земледельцы, восточные славя -не обожествляли землю, воду, солнце. Народ говорил: «Мать-сыра земля» - ведь только увлаж -нённая, политая дождём земля могла родить. Разнообразной волшебной силой обладает сказочная вода: оживляет мёртвого, омолаживает старого, даёт зрение слепому, делает героя сильным, а его врага слабым.

Слайд 39
Описание слайда:

Слайд 40
Описание слайда:


Скачать презентацию на тему Проект русские сказки можно ниже:

Похожие презентации