Психолог-практик, как профессия. (Тема 2) презентация

Содержание


Презентации» Образование» Психолог-практик, как профессия. (Тема 2)
1. Мюнстенберг Г. Основы психотехники. В 2 т. – СПб.: ИздательскийНачиная с конца 80-х – начала 90-х годов за короткий срокВозврат к психологической практике в корне изменил ситуацию в психологии иПо оценке Ф.Е.Василюка,  «с появлением самостоятельных психологических служб, собственно психологическойФ.Е.Василюк считает важным отчетливо осознавать тот факт, что только своя психологическаяПсихолог-практик ждет от теории ответов на волнующие его вопросы: 
 Психолог-практикОжидания психолога-практика заключаются в том, что «исследовательская, теоретическая психология должна реализовыватьСоответственно, появление современной психологической практики приводит к качественному изменению и самойВ чем конкретно состоят особенности психотехнической теории? Отвечая на этот вопросФ.Е.Василюк называет основные отличительные признаками психотехнической теории. К ним относятся:
 Ф.Е.Василюк2. Практический психолог  в измерениях профессиональной деятельностиБакалавр по направлению подготовки 030300 Психология должен быть подготовлен к решениюпрактическая деятельность: - анализ психологических свойств и состояний, характеристик психических процессов,научно-исследовательская деятельность:   - участие в проведении психологических исследований напедагогическая деятельность:   - преподавание психологии как общеобразовательной дисциплины; -организационно-управленческая деятельность:  - описание и анализ форм организации взаимодействий вПредметом деятельности практических психологов является психическая реальность людей, а также факторы,Для понимания психической реальности принципиально важным является следующее положение: все явленияпрактический психолог вынужден работать как бы с несколькими реальностями: - реальностьюПричем если в академической психологии психическая реальность оказывается как бы поделенаЛогика психолога-практика - это логика действия, направленного на использование результатов научногоПсихолог-практик всегда опирается на выявленную в ходе научных исследований норму. НормаПрактик прежде всего переводит затруднения каждого обратившегося к нему человека наРазличие между психологами-исследователями и психологами-практиками состоит в том, что целью деятельностиПод психологической помощью понимается система мероприятий, проводимых психологом и направленных наВ зависимости от объекта психологического воздействия выделяются следующие формы оказания психологическойПсихопрофилактика и психогигиена - это система психолого-педагогических, медицинских и организационных мероприятий,Психологическое консультирование –  вид психологической помощи, заключающийся в оказании помощиПсихологическое обучение и просвещение - комплекс мероприятий по формированию представлений оПсихотерапия - деятельность, направленная на реконструкцию психологических образований человека, его личностныйПсихологическая коррекция определяется как направленное психологическое воздействие на те или иныеПсихореабилитация, используя в основном методы и процедуры психотерапии, характеризуется как деятельность,Особенности психологической практики,  в рамках отрасли психологического знания, которую может.Рассматривая организацию (учреждение, предприятие) как потенциальный объект комплексного психологического воздействия, можноа) уровень всей организации. На этом уровне в качестве ведущих выступаютПротиворечия, возникающие в результате функционирования различных подсистем организации, обусловливают тот комплекс- личностные проблемы - проблемы, ухудшающие личностное развитие работающих, их нравственное- коллективно-групповые проблемы - проблемы, ухудшающие социально-психологический климат коллектива. К их- деятельностные проблемы - проблемы, присущие профессиональной деятельности людей из-за несоответствияПсихологи в организации (или экономической сфере) изучают психологические закономерности функционирования различных1) научное исследование персонала и анализ организационной структуры: профессионально-психологический отбор и2) оптимизация социально-психологического климата в коллективе, профилактика межличностных, межгрупповых конфликтов; 4) планирование и оптимизация профессиональной среды: эргономический анализ деятельности, изучение факторов,В процессе выполнения данных задач по отношению к объекту деятельности (группа,Диагностическая - психологическое изучение и регистрация по наиболее существенным параметрам особенностейИсследовательская - изучение новейших достижений в области психологической науки и практики,Прогностическая - прогноз тенденций развития и перспективного состояния психологических характеристик объектаИнформационная - сообщение клиентам и руководителям системы психологических знаний, повышение уровняКонструктивно-проектировочная - участие в комплектовании трудовых, учебных и т.п. коллективов, групп,Учебно-методическая - обучение использованию в практике знаний психологии, умений и навыковЭкспертная - оценка возможных или альтернативных вариантов решения психологических и иныхКонсультативная - оказание помощи клиентам и предоставление им рекомендаций по нахождениюКоррекционно-развивающая - оказание помощи в изменении и/или реконструкции психологических образований, компенсацияКоммуникативная - установление контакта с партнером, прием и передача сообщения, эмоциональныхВсе виды консультирования в организациях делятся на три категории, это: Организационный психолог работает в области процессного консультирования. Более того, консультировать организациюЦель деятельности организационного психолога (консультанта по процессу) – организация, способная успешно развиватьсяВходя в организацию, консультант проводит организационную диагностику: определяет управленческие ошибки, проблемыСуть внешнего процессного консультирования заключается в том, что консультант-психолог должен максимальноСоциально-диспетчерская деятельность  Заключается в переадресовке сотрудника к другим специалистам вРабочее место  практического психологаБезусловно, практическому психологу важно самостоятельно, творчески подойти к организации рабочего места.1. Рабочий кабинет психолога с сейфом для хранения материалов.
 1. Рабочий3. Материальная база психотерапевтического воздействия:
 3. Материальная база психотерапевтического воздействия:
 —4. Материальная база психодиагностики:
 4. Материальная база психодиагностики:
 — канцелярские принадлежности;
4. Анализ деятельности практического психолога  как задача повышения результативности егоФГОС ВПО «Психология»
 V. ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММФГОС ВПО «Психология»
 V. ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММДеятельность в психологии
 Под деятельностью понимается динамическая система взаимодействий субъекта с внешним миром,.Системно-ситуативный анализ деятельности
 Характеризуя возможности реализации тех требований, которые предъявляются кССАД позволяет выявлять, прогнозировать и оценивать:
 - общие закономерности осуществления конкретнойРазработчик ССАД Б. Я. Шведин предъявляет следующие требования к его свойствам,1. Системность целей и результатов анализа. Консультативная деятельность является системой как совокупность множества2. Непрерывность изучения деятельности. Деятельность – явление динамичное, развивающееся. Изменяются мотивы, условия, средства,3. Единицей анализа деятельности выступает ситуация. Любой анализ должен осуществлять по конкретным единицам.Исходя из этих положений, выдвинутых Б.Я.Швединым, мы можем рассматривать консультативную деятельностьСитуация как единица психологического анализа деятельности практического психологаБ.Я. Шведин утверждает: 
 Б.Я. Шведин утверждает: 
 Мотивов, целей, способовИ в качестве единицы анализа деятельности он предлагает взять ситуацию, под которой понимаетсяВ деятельности психолога-консультанта задачи могут меняться: 
 а) внешним образом (самТаким образом, системный подход к анализу консультативной деятельности может быть осуществленТрудные ситуации жизнедеятельностиПсихотерапевтическая новелла «Если бы насилие было разрешено»



Слайды и текст этой презентации
Слайд 1
Описание слайда:


Слайд 2
Описание слайда:

Слайд 3
Описание слайда:

Слайд 4
Описание слайда:

Слайд 5
Описание слайда:

Слайд 6
Описание слайда:

Слайд 7
Описание слайда:
1. Мюнстенберг Г. Основы психотехники. В 2 т. – СПб.: Издательский дом «П.Э.Т.», 1996. 2. Выготский Л.С. Исторический смысл психологического кризиса. /Психология. - М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000. 3. Василюк Ф.Е. От психологии практики к психотехнической теории. //Московский психотерапевт. журн. - 1992. - № 1. - С. 15 - 32. 4. Василюк Ф.Е. Методологический смысл психологического схизиса // Вопр. психол. - 1996. - № 6. - С. 25 - 40. 5. Пузырей А.А. Культурно-историческая теория Л.С. Выготского и современная психология. – М.: Издательство Московского университета, 1986.

Слайд 8
Описание слайда:
Начиная с конца 80-х – начала 90-х годов за короткий срок в стране возникли и предложили достаточно широкий спектр психологических услуг различного типа психологические службы: индивидуальное консультирование и психотерапия, детская игровая психокоррекция, семейное консультирование и др. Штатные психологи работают в школах, в консультационных центрах, в службах занятости, в кадровых органах и т.п. Тем самым любой гражданин получил возможность преодолевать те или иные психологические затруднения не только за счет своих психологических знаний, но и обращаясь за консультацией и поддержкой к специалисту-психологу. Начиная с конца 80-х – начала 90-х годов за короткий срок в стране возникли и предложили достаточно широкий спектр психологических услуг различного типа психологические службы: индивидуальное консультирование и психотерапия, детская игровая психокоррекция, семейное консультирование и др. Штатные психологи работают в школах, в консультационных центрах, в службах занятости, в кадровых органах и т.п. Тем самым любой гражданин получил возможность преодолевать те или иные психологические затруднения не только за счет своих психологических знаний, но и обращаясь за консультацией и поддержкой к специалисту-психологу.

Слайд 9
Описание слайда:

Слайд 10
Описание слайда:

Слайд 11
Описание слайда:
Возврат к психологической практике в корне изменил ситуацию в психологии и привел к созданию новой сферы профессиональной деятельности и нового типа специалиста - психолога-практика. В этом случае, в отличие от прикладной психологии, положение психолога в исследуемых им ситуациях принципиально меняется, т.к. он получает объект исследования в свое полное распоряжение Возврат к психологической практике в корне изменил ситуацию в психологии и привел к созданию новой сферы профессиональной деятельности и нового типа специалиста - психолога-практика. В этом случае, в отличие от прикладной психологии, положение психолога в исследуемых им ситуациях принципиально меняется, т.к. он получает объект исследования в свое полное распоряжение

Слайд 12
Описание слайда:
По оценке Ф.Е.Василюка, «с появлением самостоятельных психологических служб, собственно психологической практики принципиально меняется социальная позиция психолога. Он сам формирует цели и ценности своей профессиональной деятельности, сам осуществляет необходимые воздействия на обратившегося за помощью человека, сам несет ответственность за результаты своей работы. И это резко изменяет и его отношение к людям, которых он обслуживает, и его отношение к самому себе и участвующим в работе специалистам другого профиля, и, главное, сам стиль и тип его профессионального видения реальности» По оценке Ф.Е.Василюка, «с появлением самостоятельных психологических служб, собственно психологической практики принципиально меняется социальная позиция психолога. Он сам формирует цели и ценности своей профессиональной деятельности, сам осуществляет необходимые воздействия на обратившегося за помощью человека, сам несет ответственность за результаты своей работы. И это резко изменяет и его отношение к людям, которых он обслуживает, и его отношение к самому себе и участвующим в работе специалистам другого профиля, и, главное, сам стиль и тип его профессионального видения реальности»

Слайд 13
Описание слайда:
Ф.Е.Василюк считает важным отчетливо осознавать тот факт, что только своя психологическая практика может стать креугольным камнем психологии, как главный философский принцип всей психологии. И в то же время возникает потребность в психологической теории для практики, т.к. психолог-практик, обращаясь к существующим отечественным психологическим концепциям, не находит руководства к действию и средств научного понимания своих действий. Ф.Е.Василюк считает важным отчетливо осознавать тот факт, что только своя психологическая практика может стать креугольным камнем психологии, как главный философский принцип всей психологии. И в то же время возникает потребность в психологической теории для практики, т.к. психолог-практик, обращаясь к существующим отечественным психологическим концепциям, не находит руководства к действию и средств научного понимания своих действий.

Слайд 14
Описание слайда:
Психолог-практик ждет от теории ответов на волнующие его вопросы: Психолог-практик ждет от теории ответов на волнующие его вопросы: в чем смысл, цели, например, психологического тренинга, консультирования и т.д.?; какова зона его компетентности?; как достигать нужных результатов?; почему те или иные действия приводят именно к такому результату, какие внутренние механизмы срабатывают при этом? и др.

Слайд 15
Описание слайда:
Ожидания психолога-практика заключаются в том, что «исследовательская, теоретическая психология должна реализовывать такой методологический подход, который бы позволил бы научно изучать не психику испытуемых, а опыт работы с психикой, прежде всего опыт профессиональной психологической работы, позволял бы черпать темы из этого опыта, создавать понятия и модели, описывающие и объясняющие опыт, формулировать результаты в виде, возвращаемом и конвертируемом в опыт. Чтобы продуктивно развиваться, психологическая теория должна включиться в контекст психологической практики и сама включить эту практику в свой контекст» Ожидания психолога-практика заключаются в том, что «исследовательская, теоретическая психология должна реализовывать такой методологический подход, который бы позволил бы научно изучать не психику испытуемых, а опыт работы с психикой, прежде всего опыт профессиональной психологической работы, позволял бы черпать темы из этого опыта, создавать понятия и модели, описывающие и объясняющие опыт, формулировать результаты в виде, возвращаемом и конвертируемом в опыт. Чтобы продуктивно развиваться, психологическая теория должна включиться в контекст психологической практики и сама включить эту практику в свой контекст»

Слайд 16
Описание слайда:
Соответственно, появление современной психологической практики приводит к качественному изменению и самой психологической теории. В ее составе, по словам Ф.Е.Василюка, начинает формироваться особая психотехническая теория. А сам Ф.Е.Василюк, стоя на концептуальных позициях психотехников прошлого, становится ведущим методологом этой теории в настоящем. Соответственно, появление современной психологической практики приводит к качественному изменению и самой психологической теории. В ее составе, по словам Ф.Е.Василюка, начинает формироваться особая психотехническая теория. А сам Ф.Е.Василюк, стоя на концептуальных позициях психотехников прошлого, становится ведущим методологом этой теории в настоящем.

Слайд 17
Описание слайда:
В чем конкретно состоят особенности психотехнической теории? Отвечая на этот вопрос Ф.Е. Василюк, сопоставил по ряду параметров психотехническое познание с доминирующей пока в психологии естественнонаучной гносеологией. Последнюю он назвал “академической”, потому как вся психология сводилась до недавнего времени к одной лишь психологической науке, а та строилась в основном по образцам естественных наук В чем конкретно состоят особенности психотехнической теории? Отвечая на этот вопрос Ф.Е. Василюк, сопоставил по ряду параметров психотехническое познание с доминирующей пока в психологии естественнонаучной гносеологией. Последнюю он назвал “академической”, потому как вся психология сводилась до недавнего времени к одной лишь психологической науке, а та строилась в основном по образцам естественных наук

Слайд 18
Описание слайда:

Слайд 19
Описание слайда:
Ф.Е.Василюк называет основные отличительные признаками психотехнической теории. К ним относятся: Ф.Е.Василюк называет основные отличительные признаками психотехнической теории. К ним относятся: практичность теории как выражение ее направленности не на внешний по отношению к исследователю объект, а на «работу-с-объектом»; ценностная ориентация на критерии истины, добра, красоты, святости, пользы и т.п., в отличие от критериев объективности, характерных для академической психологии; адресность психотехнической теории, обращенной к психологу-практику как ее «внутреннему персонажу» и релевантной его внутреннему опыту; субъектность познания, обусловленная заинтересованностью всех участников психотехнической практики (и психолога, и клиентов) в качестве процесса и результатах своей деятельности; гибкость и многообразие методических средств, обеспечивающих создание оптимальных условий для самопознания и самораскрытия как клиента, так и самого психолога; личностный характер получаемого в результате взаимодействия знания как знания не о чем-то внешнем по отношению к исследователю, а знания о том, что «присутствует во мне или в чем присутствую Я». метод объединяет участников психотехнической ситуации, и сам становится предметом исследования изнутри

Слайд 20
Описание слайда:

Слайд 21
Описание слайда:

Слайд 22
Описание слайда:

Слайд 23
Описание слайда:
2. Практический психолог в измерениях профессиональной деятельности

Слайд 24
Описание слайда:
Бакалавр по направлению подготовки 030300 Психология должен быть подготовлен к решению профессиональных задач в соответствии с профильной направленностью ООП магистратуры и видами профессиональной деятельности:

Слайд 25
Описание слайда:
практическая деятельность: - анализ психологических свойств и состояний, характеристик психических процессов, различных видов деятельности индивидов и групп; - формирование установок в отношении здорового образа жизни и поведения, направленного на сохранение здоровья; - предупреждение отклонений в социальном и личностном статусе и развитии, в функционировании людей с ограниченными возможностями, а также профессиональных рисков в различных видах деятельности; - выявление трудностей в обучении, нарушений и отклонений в психическом развитии, риска асоциального поведения, диагностика психических состояний, возникающих в процессе учебной и внеучебной деятельности; - распространение информации о роли психологических факторов в поддержании и сохранении психического и физического здоровья, в процессах воспитания и образования, трудовой и организационной деятельности, коммуникации; - формирование установок, направленных на гармоничное развитие, продуктивное преодоление жизненных трудностей, толерантности во взаимодействии с окружающим миром

Слайд 26
Описание слайда:
научно-исследовательская деятельность: - участие в проведении психологических исследований на основе профессиональных знаний и применения психологических технологий, позволяющих осуществлять решение типовых задач в различных научных и научно-практических областях психологии; - изучение научной информации, отечественного и зарубежного опыта по тематике исследования; применение стандартизованных методик; - обработка данных с использованием стандартных пакетов программного обеспечения

Слайд 27
Описание слайда:
педагогическая деятельность: - преподавание психологии как общеобразовательной дисциплины; - сбор и оформление учебных материалов; - проведение практических занятий в рамках утвержденного плана и программ; - участие в проведении тестирования по итогам обучения; - участие в учебно-методической работе в сфере общего образования; - пропаганда психологических знаний для работников различных сфер жизни общества

Слайд 28
Описание слайда:
организационно-управленческая деятельность: - описание и анализ форм организации взаимодействий в трудовых коллективах; - выявление проблем, затрудняющих функционирование организации; - проведение диагностико-оптимизационных работ с персоналом организации; - использование нормативно-правовых и этических знаний при осуществлении профессиональной деятельности

Слайд 29
Описание слайда:

Слайд 30
Описание слайда:

Слайд 31
Описание слайда:
Предметом деятельности практических психологов является психическая реальность людей, а также факторы, воздействующие на нее.

Слайд 32
Описание слайда:
Для понимания психической реальности принципиально важным является следующее положение: все явления внутреннего (субъективного) мира человека связаны с внешним миром (объективным). Всякое психическое явление получает свою определенность и свое содержание через связи и отношения человека с окружающей действительностью. Психологический мир человека - это мир в человеке и человек в мире. Внутренний мир всегда неповторим, и, в тоже время, он активно воспроизводит в этой своей неповторимости окружающий мир. Таким образом, психическое столь же внутренне, сколь и внешне

Слайд 33
Описание слайда:
практический психолог вынужден работать как бы с несколькими реальностями: - реальностью психической жизни клиента, какой она есть на самом деле и какой она мыслится самому клиенту; - реальностью психометрических данных, полученных с помощью конкретного метода относительно психической реальности клиента, и реальностью теории, в свете которой интерпретируются эти психологические данные; - реальностью своего ценностно-смыслового отношения к жизни вообще, другим людям и реальностью конкретной ситуации, темы (проблемы) и задачи взаимодействия с клиентом

Слайд 34
Описание слайда:

Слайд 35
Описание слайда:
Причем если в академической психологии психическая реальность оказывается как бы поделена на отдельные понятия и категории, мыслимые в рамках тех или иных объяснительных схем, научных теорий и направлений, то особенностью психологической практики является то, что человек в ней предстает целостно, в единстве своих специфических процессов, качеств, способностей. Поэтому психолог-практик иногда вынужден использовать совокупность различных методов, сложившихся в разных школах и направлениях психотерапевтической практики. А может быть приверженцем системного подхода.

Слайд 36
Описание слайда:
Логика психолога-практика - это логика действия, направленного на использование результатов научного исследования в интересах тех, кто обратился к нему за помощью. Это означает, что практик работает с теми, кто сам обращается к нему за определенным видом услуг. Психолог работает с "клиентами" - лицами, нуждающимися в психологической помощи.

Слайд 37
Описание слайда:
Психолог-практик всегда опирается на выявленную в ходе научных исследований норму. Норма - это а) оптимальное состояние объекта, предполагающее наиболее устойчивое его существование, более всего соответствующее определенным условиям и задачам функционирования; б) исходное начало для сравнения (оценки) данных; в) отсутствие отклонений (отрицательный логический критерий); г) норма как описательная характеристика (положительный логический критерий). Именно норма служит отправной точкой для всех его дальнейших действий.

Слайд 38
Описание слайда:
Практик прежде всего переводит затруднения каждого обратившегося к нему человека на язык своей науки. Следующий шаг - оценка значимости проявлений тех или иных факторов. Для этого практик и использует те представления о норме, которые были разработаны ученым-исследователем. Процедура соотнесения нормы с реальным объектом основана, как правило, на использовании тех или иных стандартизированных методик исследования требуемых психологических качеств. Для психолога это, например, различные тестовые методики, позволяющие достаточно четко выявить соотношение между показателями реального объекта и требованиями нормы.

Слайд 39
Описание слайда:

Слайд 40
Описание слайда:
Различие между психологами-исследователями и психологами-практиками состоит в том, что целью деятельности психологов-исследователей является новое теоретическое объяснение сущности объекта и наблюдаемых явлений, а целью деятельности психолога-практика - выявление и регистрация состояния объекта по наиболее существенным параметрам, а также непосредственное воздействие на объект на основе учета выявленных закономерностей и известных норм.

Слайд 41
Описание слайда:
Под психологической помощью понимается система мероприятий, проводимых психологом и направленных на предупреждение, смягчение или преодоление различного рода психологических затруднений, возникающих у отдельного человека или группы людей, средствами практической психологии

Слайд 42
Описание слайда:
В зависимости от объекта психологического воздействия выделяются следующие формы оказания психологической помощи: индивидуальная, семейная и групповая. Основными видами психологической помощи являются психотерапия и психокоррекция, психореабилитация, психологическое консультирование, психологическое обучение и просвещение, а также психопрофилактика и психогигиена

Слайд 43
Описание слайда:

Слайд 44
Описание слайда:
Психопрофилактика и психогигиена - это система психолого-педагогических, медицинских и организационных мероприятий, способствующих предупреждению разнообразных психологических проблем, направленных на сохранение психического здоровья людей и создание нормальных условий для их жизнедеятельности.

Слайд 45
Описание слайда:
Психологическое консультирование – вид психологической помощи, заключающийся в оказании помощи по преодолению человеком его психологических трудностей, трудностей личностного роста, снятии психологического напряжения, повышении его компетентности и оказании непосредственной помощи в решении сложных личностных проблем, с которыми он сталкивается в личной жизни, профессиональной деятельности и других ситуациях, профилактике и преодолении кризисных ситуаций, а также коррекции неадаптивных способов поведения

Слайд 46
Описание слайда:
Психологическое обучение и просвещение - комплекс мероприятий по формированию представлений о закономерностях функционирования человеческой психологии, механизмах возникновения негативных психических состояний, формирование и совершенствование навыков психолого-педагогической и управленческой деятельности, а также навыков психической саморегуляции, построения оптимальных форм взаимоотношений и взаимодействия с другими людьми

Слайд 47
Описание слайда:
Психотерапия - деятельность, направленная на реконструкцию психологических образований человека, его личностный рост, воссоздание гармоничных отношений с окружающей средой, ослабление действия психотравмирующих факторов, формирование качеств, необходимых для профессиональной деятельности, а также оптимизацию социально-психологического климата в коллективе

Слайд 48
Описание слайда:
Психологическая коррекция определяется как направленное психологическое воздействие на те или иные психологические структуры с целью обеспечения полноценного развития и функционирования личности Психологическая коррекция определяется как направленное психологическое воздействие на те или иные психологические структуры с целью обеспечения полноценного развития и функционирования личности (Г. Л. Исурина, 1990).

Слайд 49
Описание слайда:
Психореабилитация, используя в основном методы и процедуры психотерапии, характеризуется как деятельность, направленная на восстановление психических функций и личностного статуса человека, нарушенных (деструктурированных) вследствие действия психотравмирующих факторов.

Слайд 50
Описание слайда:
Особенности психологической практики, в рамках отрасли психологического знания, которую может осваивать бакалавр: на примере организационной психологии

Слайд 51
Описание слайда:

Слайд 52
Описание слайда:
.

Слайд 53
Описание слайда:
Рассматривая организацию (учреждение, предприятие) как потенциальный объект комплексного психологического воздействия, можно выделить в ней несколько уровней, объединенных в организационную, технологическую и психологическую подсистемы с соответствующими им процессами и взаимосвязями:

Слайд 54
Описание слайда:
а) уровень всей организации. На этом уровне в качестве ведущих выступают задачи совершенствования организационной структуры, методов управления, стабилизации кадров, социального развития коллектива и т.п.; б) уровень первичного коллектива. Здесь наиболее значимыми являются задачи обеспечения благоприятного социального-психологического климата, межличностной совместимости, эффективности групповой деятельности, предупреждение конфликтов и т.п.; в) уровень отдельной личности. Психологами решаются задачи организации рабочего места, оптимизации психофизиологического состояния, предупреждения негативных состояний, деформаций личности, решение отдельных психологических проблем.

Слайд 55
Описание слайда:
Противоречия, возникающие в результате функционирования различных подсистем организации, обусловливают тот комплекс проблем, на решение которых направляются усилия специалистов психологического подразделения

Слайд 56
Описание слайда:
- личностные проблемы - проблемы, ухудшающие личностное развитие работающих, их нравственное и психическое здоровье, самочувствие и профессиональные возможности. Это прежде всего трудности социально-психологической адаптации человека к условиям профессиональной деятельности и коллектива, его самовыражения и саморазвития в рамках избранной специальности, семейно-бытовые проблемы. Их проявления находят свое выражение в форме конфликтов с окружающими, различных формах отклоняющегося поведения, а в содержательном отношении переживаются человеком как чувство тревоги, растерянности, безысходности и т.п.

Слайд 57
Описание слайда:
- коллективно-групповые проблемы - проблемы, ухудшающие социально-психологический климат коллектива. К их числу относятся различные виды нарушений и деформаций внутриколлективных связей (моральных, деловых, личных), распад позитивных ценностей коллектива, разобщенность людей, выражающаяся в бытовых конфликтах, различные формы психологической несовместимости, существование микрогрупп, характеризующихся негативным устойчивым стремлением к выбору ложных асоциальных, эгоистических целей и ориентиров

Слайд 58
Описание слайда:
- деятельностные проблемы - проблемы, присущие профессиональной деятельности людей из-за несоответствия их качеств объективным требованиям профессии и специальности. Проявления данных проблем находят свое выражение в снижении эффективности деятельности, ошибках и авариях, негативных психофизиологических состояниях.

Слайд 59
Описание слайда:
Психологи в организации (или экономической сфере) изучают психологические закономерности функционирования различных форм трудовой и управленческой деятельности, решая при этом следующие задачи:

Слайд 60
Описание слайда:
1) научное исследование персонала и анализ организационной структуры: профессионально-психологический отбор и расстановка кадров, диагностика профессиональной компетентности, выявление стиля деятельности и потенциала управленческого аппарата, оценка необходимости организационных изменений и консультирование руководителей, социально-психологическое изучение коллектива

Слайд 61
Описание слайда:
2) оптимизация социально-психологического климата в коллективе, профилактика межличностных, межгрупповых конфликтов; 3) развитие персонала: выявление потребностей обучения и развития, оценка эффективности программ обучения, методическое обеспечение различных форм профессионального обучения, выявление и оптимизация факторов, влияющих на удовлетворенность работников и их мотивацию к профессиональному росту

Слайд 62
Описание слайда:
4) планирование и оптимизация профессиональной среды: эргономический анализ деятельности, изучение факторов, влияющих на эффективность труда и работоспособность работников, предупреждение негативных психофизиологических, стрессовых состояний, аварий и несчастных случаев

Слайд 63
Описание слайда:
В процессе выполнения данных задач по отношению к объекту деятельности (группа, отдельный человек) психолог реализует определенные функции. Функции в данном случае понимаются как объективные, наиболее характерные совокупности профессиональных задач, однородные по содержанию, осуществление которых характеризуется устойчивыми способами использования психологического знания.

Слайд 64
Описание слайда:
Диагностическая - психологическое изучение и регистрация по наиболее существенным параметрам особенностей личности, коллектива, деятельности, диагностика отклонений от нормы, выявление и оценка факторов, влияющих на успешность деятельности и психологическое состояние людей

Слайд 65
Описание слайда:
Исследовательская - изучение новейших достижений в области психологической науки и практики, пополнение научно-методических знаний, регулярный анализ процессов и состояния собственной работы, опыта коллег, участие в НИР, адаптация новых методик, уточнение критериев, показателей применительно к конкретной выборке и т.д.;

Слайд 66
Описание слайда:
Прогностическая - прогноз тенденций развития и перспективного состояния психологических характеристик объекта изучения

Слайд 67
Описание слайда:
Информационная - сообщение клиентам и руководителям системы психологических знаний, повышение уровня их социально-психологической компетентности, сообщение сведений о психологическом состоянии объекта и тенденциях его развития при тех или иных вариантах управления им

Слайд 68
Описание слайда:
Конструктивно-проектировочная - участие в комплектовании трудовых, учебных и т.п. коллективов, групп, проектирование оптимального состояния объекта, содержания и условий деятельности, средств и режимов труда и т.п.;

Слайд 69
Описание слайда:
Учебно-методическая - обучение использованию в практике знаний психологии, умений и навыков психической саморегуляции и психологического воздействия, разработка методических документов

Слайд 70
Описание слайда:
Экспертная - оценка возможных или альтернативных вариантов решения психологических и иных (с использованием возможностей психологии) проблем, квалифицированное заключение о психологических параметрах состояния объекта оценивания

Слайд 71
Описание слайда:
Консультативная - оказание помощи клиентам и предоставление им рекомендаций по нахождению наиболее оптимального варианта действий в разрешении сложных психологических ситуаций

Слайд 72
Описание слайда:
Коррекционно-развивающая - оказание помощи в изменении и/или реконструкции психологических образований, компенсация дефектов образования и воспитания, изменение режимов и условий деятельности в связи с определенным состоянием людей, формирование качеств, способствующих личностному самовыражению и развитию, а также успешному решению профессиональных задач

Слайд 73
Описание слайда:
Коммуникативная - установление контакта с партнером, прием и передача сообщения, эмоциональных состояний, понимание внутреннего мира и невербальных реакций собеседника, взаимовлияние на поведение и мысли партнера по общению

Слайд 74
Описание слайда:
Все виды консультирования в организациях делятся на три категории, это: Экспертное консультирование – в этой области работают, в основном, экономисты и юристы – к помощи экспертных консультантов организации прибегают, когда надо получить конкретную рекомендацию, заключение или совет; Проектное консультирование – в этой категории работают специалисты самых разных специальностей, но преобладают бывшие руководители фирм (производств, проектов), экономисты, инженеры – к помощи проектных консультантов организации прибегают, когда необходимо разработать конкретный проект под бизнес-идею или осуществить и внедрить бизнес-план; Процессное консультирование – специалисты, работающие в этой области консультирования, также могут быть из разных профессий, но преобладают здесь социологи, психологи, педагоги. За помощью к процессным консультантам, организации обращаются, когда необходимо улучшить, эффективно организовать или наладить бизнес-процессы в организации.

Слайд 75
Описание слайда:
Организационный психолог работает в области процессного консультирования. Более того, консультировать организацию «по процессу» лучше всего удается именно организационному психологу, знающему теорию деятельности, организационную психологию и психологию труда, психологию управления и инженерную психологию.

Слайд 76
Описание слайда:
Цель деятельности организационного психолога (консультанта по процессу) – организация, способная успешно развиваться в условиях динамичного (непрерывно меняющегося) окружающего мира. Объекты деятельности – организация, персонал, управленческий состав, отдельные подразделения или работники организации.

Слайд 77
Описание слайда:
Входя в организацию, консультант проводит организационную диагностику: определяет управленческие ошибки, проблемы и организационные патологии. При этом использует методы самодиагностики, диагностического интервью, анкетирования, наблюдения, изучения документов. На стадии диагностики очень важно отличать реальные проблемы от «жалоб» и «назывных» проблем и уметь переводить их в проблемы организационные.

Слайд 78
Описание слайда:
Суть внешнего процессного консультирования заключается в том, что консультант-психолог должен максимально раскрыть потенциал участников процесса, научить их успешно взаимодействовать друг с другом, наладить их совместную деятельность. При этом сам консультант должен как можно меньше участвовать в обсуждении проектов и давать советы по вырабатываемому продукту и высказывать свое мнение по поводу его качеств и свойств. Это условие необходимо соблюдать для того, чтобы у консультанта была возможность безболезненно для организации покинуть ее по окончании своей работы. Если консультант уходит из организации, и после его ухода процессы в организации останавливаются или замедляются, то плох тот психолог-консультант. Значит, он не организовывал процесс, а руководил проектом, а это совсем другая сфера консультирования, впрочем, вполне приемлемая для внутреннего консультанта.

Слайд 79
Описание слайда:
Социально-диспетчерская деятельность Заключается в переадресовке сотрудника к другим специалистам в том случае, когда он не в состоянии оказать необходимую помощь. Задачи психолога в этом случае: поиск специалиста, отслеживание взаимодействия сотрудника со специалистом, осуществление психологической поддержки сотрудника в процессе работы со специалистом

Слайд 80
Описание слайда:
Рабочее место практического психолога

Слайд 81
Описание слайда:
Безусловно, практическому психологу важно самостоятельно, творчески подойти к организации рабочего места. Специалисты предлагают следующее примерное материальное обеспечение рабочего места психолога Безусловно, практическому психологу важно самостоятельно, творчески подойти к организации рабочего места. Специалисты предлагают следующее примерное материальное обеспечение рабочего места психолога

Слайд 82
Описание слайда:

Слайд 83
Описание слайда:

Слайд 84
Описание слайда:

Слайд 85
Описание слайда:
1. Рабочий кабинет психолога с сейфом для хранения материалов. 1. Рабочий кабинет психолога с сейфом для хранения материалов. 2. Комнаты психологической разгрузки для: — проведения психологической релаксации; — снятия нервно-психологического напряжения; — эмоциональной разгрузки; — индивидуального и группового психологического консультирования; — психопрофилактических и психокоррекционных мероприятий; — работы пункта, почты или телефона доверия.

Слайд 86
Описание слайда:
3. Материальная база психотерапевтического воздействия: 3. Материальная база психотерапевтического воздействия: — аудиотехника; — аудиокассеты с записями психотерапевтического характера; — проекционная аппаратура; — проекционные материалы психотерапевтического характера

Слайд 87
Описание слайда:
4. Материальная база психодиагностики: 4. Материальная база психодиагностики: — канцелярские принадлежности; — аудиотехника с записями стимульного материала, специальные бланки; — персональный компьютер, калькулятор и другая организационная техника 5. Материальная база психологического просвещения и психологической подготовки: — учебно-методические материалы; — наглядные пособия; — специально оборудованное помещение

Слайд 88
Описание слайда:

Слайд 89
Описание слайда:
4. Анализ деятельности практического психолога как задача повышения результативности его деятельности

Слайд 90
Описание слайда:

Слайд 91
Описание слайда:
ФГОС ВПО «Психология» V. ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ БАКАЛАВРИАТА 5.1. Выпускник должен обладать следующими общекультурными компетенциями (ОК): способностью и готовностью к: - овладению навыками анализа своей деятельности … (ОК-6)

Слайд 92
Описание слайда:
ФГОС ВПО «Психология» V. ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ МАГИСТРАТУРЫ 5.2. Выпускник должен обладать следующими профессиональными компетенциями (ПК): в научно-исследовательской деятельности: способностью и готовностью к: - овладению навыками анализа своей деятельности как профессионального психолога … (ПК-11)

Слайд 93
Описание слайда:
Деятельность в психологии Под деятельностью понимается динамическая система взаимодействий субъекта с внешним миром, в ходе которых человек сознательно, целенаправленно воздействует на объект, за счет чего он удовлетворяет свои потребности.

Слайд 94
Описание слайда:
.

Слайд 95
Описание слайда:

Слайд 96
Описание слайда:
Системно-ситуативный анализ деятельности Характеризуя возможности реализации тех требований, которые предъявляются к специалистам-психологам ФГОС ВПО по поводу анализа своей деятельности, хотелось бы рассмотреть, как может использоваться, например, психологический анализ деятельности психолога-консультанта на основе системно-ситуативного анализа деятельности (далее - ССАД).

Слайд 97
Описание слайда:
ССАД позволяет выявлять, прогнозировать и оценивать: - общие закономерности осуществления конкретной деятельности и особенности ее осуществления в тех или иных условиях; - требования конкретного вида деятельности к психологическим качествам, например, профессиональных психологов-практиков - как потенциальных субъектов консультативной деятельности; - успешность или не успешность предстоящей деятельности, исходя из предварительной оценки наличных обстоятельств (качеств субъектов, характеристик условий и т. п.); - эффективность психотерапевтических воздействий на клиентов, обратившихся за психологической помощью и т. д.

Слайд 98
Описание слайда:
Разработчик ССАД Б. Я. Шведин предъявляет следующие требования к его свойствам, которые мы по аналогии обратим к деятельности психолога-консультанта. Разработчик ССАД Б. Я. Шведин предъявляет следующие требования к его свойствам, которые мы по аналогии обратим к деятельности психолога-консультанта.

Слайд 99
Описание слайда:
1. Системность целей и результатов анализа. Консультативная деятельность является системой как совокупность множества элементов, которые вместе составляют единое целое, и анализ вырванных из ее процесса и контекста отдельных элементов не корректен. Исходя из этого ССАД предполагает анализ деятельности в целом, во всем многообразии ее совокупных элементов: мотивов, целей, детерминант, условий, задач, средств и способов осуществления, и результатов. 1. Системность целей и результатов анализа. Консультативная деятельность является системой как совокупность множества элементов, которые вместе составляют единое целое, и анализ вырванных из ее процесса и контекста отдельных элементов не корректен. Исходя из этого ССАД предполагает анализ деятельности в целом, во всем многообразии ее совокупных элементов: мотивов, целей, детерминант, условий, задач, средств и способов осуществления, и результатов.

Слайд 100
Описание слайда:
2. Непрерывность изучения деятельности. Деятельность – явление динамичное, развивающееся. Изменяются мотивы, условия, средства, способы деятельности, качественно меняются ее результаты. Например, участие психолога-консультанта в консультационной деятельности на различных ее этапах может определяться той теорией, которая используется специалистом, образом человека, который сформирован под воздействием данной теории, личного мировоззрения психолога-консультанта и др. С ростом его профессионального мастерства меняются средства и способы его действий в рамках зафиксированных руководством по тому или иному методу консультирования норм. Существенные трансформации происходят в оценке ее результатов и т. д. 2. Непрерывность изучения деятельности. Деятельность – явление динамичное, развивающееся. Изменяются мотивы, условия, средства, способы деятельности, качественно меняются ее результаты. Например, участие психолога-консультанта в консультационной деятельности на различных ее этапах может определяться той теорией, которая используется специалистом, образом человека, который сформирован под воздействием данной теории, личного мировоззрения психолога-консультанта и др. С ростом его профессионального мастерства меняются средства и способы его действий в рамках зафиксированных руководством по тому или иному методу консультирования норм. Существенные трансформации происходят в оценке ее результатов и т. д.

Слайд 101
Описание слайда:
3. Единицей анализа деятельности выступает ситуация. Любой анализ должен осуществлять по конкретным единицам. Критерием верности выбора единицы анализа является то, насколько она позволяет выявлять целостные свойства объекта: его структуру, динамику развития, свойства. То есть осуществлять в единстве структурный, функциональный и генетический анализ. 3. Единицей анализа деятельности выступает ситуация. Любой анализ должен осуществлять по конкретным единицам. Критерием верности выбора единицы анализа является то, насколько она позволяет выявлять целостные свойства объекта: его структуру, динамику развития, свойства. То есть осуществлять в единстве структурный, функциональный и генетический анализ. При анализе деятельности необходимо также выявлять в субъектно-объектной определенности ее функции, изучать как саму активность специалиста, так и ее среду.

Слайд 102
Описание слайда:
Исходя из этих положений, выдвинутых Б.Я.Швединым, мы можем рассматривать консультативную деятельность в трехмерном «пространстве»: задача, субъект деятельности, объективные условия деятельности (рис.2.11). Попытки рассмотреть по отдельности задачу, субъект или объективные условия деятельности, согласно автора ССАД, порождают значительные трудности в их изучении и объяснении, применении результатов такого анализа на практике. Исходя из этих положений, выдвинутых Б.Я.Швединым, мы можем рассматривать консультативную деятельность в трехмерном «пространстве»: задача, субъект деятельности, объективные условия деятельности (рис.2.11). Попытки рассмотреть по отдельности задачу, субъект или объективные условия деятельности, согласно автора ССАД, порождают значительные трудности в их изучении и объяснении, применении результатов такого анализа на практике.

Слайд 103
Описание слайда:
Ситуация как единица психологического анализа деятельности практического психолога

Слайд 104
Описание слайда:
Б.Я. Шведин утверждает: Б.Я. Шведин утверждает: Мотивов, целей, способов деятельности — "вообще" — нет. Они разворачиваются каждый раз заново в тесной диалектической связи и определенности, в зависимости от того: какая задача выполняется кем (опыт, подготовленность и т. д.) в каких конкретно условиях. Все богатство мотивов, целей, способов, результатов деятельности порождается за счет варьирования и различного сочетания ее задач, субъектов и объективных условий [Шведин Б. Я. Человеческий фактор в управлении войсками: проблемы и поиски. - М., 1989.].

Слайд 105
Описание слайда:
И в качестве единицы анализа деятельности он предлагает взять ситуацию, под которой понимается наименьшая, неделимая, системно организованная часть деятельности, в которой проявляются все ее элементы в целостной непосредственной связи и взаимодействии, осуществляющаяся от начала до конца решения задачи в конкретных условиях И в качестве единицы анализа деятельности он предлагает взять ситуацию, под которой понимается наименьшая, неделимая, системно организованная часть деятельности, в которой проявляются все ее элементы в целостной непосредственной связи и взаимодействии, осуществляющаяся от начала до конца решения задачи в конкретных условиях

Слайд 106
Описание слайда:
В деятельности психолога-консультанта задачи могут меняться: а) внешним образом (сам клиент, например, меняет запрос или заявляет об инсайте и разрешении части заявленной проблемы). б) внутренним образом(постановка самим психологом-консультантом новой задачи, например, в зависимости от этапа, который проходит специалист совместно с клиентом в ходе конкретной консультационной сессии или начало последующей сессии после перерыва в сессиях); С изменением задачи рождается новая ситуация

Слайд 107
Описание слайда:
Таким образом, системный подход к анализу консультативной деятельности может быть осуществлен только по единицам, представляющим собой наименьшую неделимую ее часть, сохраняющим свойства всей деятельности. Такой единицей выступает ситуация, представляющая собой диалектическое единство субъекта деятельности, выполняемой им задачи и объективных деятельностных условий. Создание банка ситуаций и его последующее изучение позволяет получить целостное и объективное знание о консультативной деятельности. Таким образом, системный подход к анализу консультативной деятельности может быть осуществлен только по единицам, представляющим собой наименьшую неделимую ее часть, сохраняющим свойства всей деятельности. Такой единицей выступает ситуация, представляющая собой диалектическое единство субъекта деятельности, выполняемой им задачи и объективных деятельностных условий. Создание банка ситуаций и его последующее изучение позволяет получить целостное и объективное знание о консультативной деятельности.

Слайд 108
Описание слайда:
Трудные ситуации жизнедеятельности

Слайд 109
Описание слайда:
Психотерапевтическая новелла «Если бы насилие было разрешено»


Скачать презентацию на тему Психолог-практик, как профессия. (Тема 2) можно ниже:

Похожие презентации