Работа над ошибками при подготовке к ЕГЭ. Решение генетических задач презентация

Содержание


Презентации» Биология» Работа над ошибками при подготовке к ЕГЭ. Решение генетических задач
Работа над типичными ошибками при подготовке к ЕГЭ:  решение генетическихПо результатам экзаменов в форме ЕГЭ в заданиях по генетике обучающиесяПри подготовке учащихся к решению задач 
 При подготовке учащихся кУчащиеся не умеют:
      - определять типНеобходимо знание терминов:
 ген
 аллельные гены     Пример задачи на моногибридное скрещивание
   Плоды томатов бывают красныеПримеры заданий части А
 1. В анализирующем скрещивании растение гороха с3. В семье здоровых родителей родился мальчик, больной гемофилией. Каковы генотипы5. При скрещивании организмов с генотипами АА и Аа доля гомозиготТипы хромосомного  определения пола:
 1. У человека, млекопитающих, дрозофилы:
 Примеры задач части С
 1. Смешанные задачи
  
  Дано:          2. Летальные гены
 2. Летальные гены
 1. Мыши с генотипом аа2. У кур встречается сцепленный с полом летальный ген (а), вызывающийДано:          4. Наследственные болезни
 4. Наследственные болезни
 - Болезнь Вильсона (нарушение обмена5. Составление и анализ родословных
 Условные обозначения:
    По родословной, представленной на рисунке, установите характер наследования признака, выделенного черным6. Наследование по типу множественных аллелей
 6. Наследование по типу множественныхЗадача.
 Задача.
 У мальчика I группа, у его сестры – IV.



Слайды и текст этой презентации
Слайд 1
Описание слайда:
Работа над типичными ошибками при подготовке к ЕГЭ: решение генетических задач


Слайд 2
Описание слайда:
По результатам экзаменов в форме ЕГЭ в заданиях по генетике обучающиеся наиболее слабо решают задачи на - анализирующее скрещивание, - сцепленное наследование, - летальные гены, - анализ родословных. 20-30 % учащихся вообще не приступают к решению задач.

Слайд 3
Описание слайда:
При подготовке учащихся к решению задач При подготовке учащихся к решению задач обратить внимание на: - Генетический словарь - Правила оформления задачи - Задания части А - Задания части С

Слайд 4
Описание слайда:
Учащиеся не умеют: - определять тип задачи; - определять доминантный и рецессивный признак; - знают мало признаков, сцепленных с полом (мышечная дистрофия, куриная слепота, отсутствие потовых желез), окрас шерсти кошек. Нет навыка решения этих задач; - неправильно записывают генотипы (например, таким образом АВАВ); - во многих задачах на дигибридное скрещивание рисуют решетку Пеннета (например, в задаче на скрещивание двух растений гороха с зелеными и гладкими семенами). - при неполном доминировании не обращают внимание на три фенотипа; - учащиеся боятся неизвестных названий болезней и не приступают к решению задач.

Слайд 5
Описание слайда:
Необходимо знание терминов: ген аллельные гены неаллельные гены генотип фенотип зигота гамета мейоз оплодотворение рецессивный признак доминантный признак гомозигота гетерозигота дигомозигота

Слайд 6
Описание слайда:
Пример задачи на моногибридное скрещивание Плоды томатов бывают красные и желтые. Какое потомство можно ожидать от скрещивания гетерозиготных томатов с красными плодами с особью гомозиготной по рецессивному признаку? Составьте схему решения задачи. Дано: Решение: объект: томаты Р ♀Аа х ♂аа признак: окраска кр. ж. плодов гаметы А – красная окраска Fа Аа ; аа а – желтая окраска кр. ж. Определить: Fа - ? Ответ: 50% Аа – раст. с кр. плод. 50% аа – раст. с ж. плод.

Слайд 7
Описание слайда:
Примеры заданий части А 1. В анализирующем скрещивании растение гороха с желтыми семенами скрестили с гомозиготным растением с зелеными семенами. В результате получили 50% потомков с желтыми семенами, 50% - с зелеными. Это означает, что исследуемое растение было: 1) гетерозиготным 2) гомозиготным по доминантному гену 3) гомозиготным по рецессивному гену 4) генотип растения не удалось определить 2. У гороха желтый цвет семян (А) доминирует над зеленым (а), а гладкая форма семени (В) – над морщинистой (в). Выберите генотип гомозиготного растения, у которого зеленые гладкие семена: 1) ААВв 2) ааВВ 3) ааВв 4) ААВВ

Слайд 8
Описание слайда:
3. В семье здоровых родителей родился мальчик, больной гемофилией. Каковы генотипы родителей (ген гемофилии h)? 3. В семье здоровых родителей родился мальчик, больной гемофилией. Каковы генотипы родителей (ген гемофилии h)? 1) мать XHXh; отец XhY 3) мать XHXH; отец XHY 2) мать XHXh; отец XHY 4) мать XhXh; отец XHY 4. Если соотношение генотипов и фенотипов в результате моногибридного скрещивания равно 1 : 2 : 1, то исходные родительские особи: 1) гомозиготные 3) дигомозиготные 2) гетерозиготные 4) дигетерозиготные

Слайд 9
Описание слайда:
5. При скрещивании организмов с генотипами АА и Аа доля гомозигот в потомстве составит: 5. При скрещивании организмов с генотипами АА и Аа доля гомозигот в потомстве составит: 1) 25% 2) 50% 3) 75% 4) 100% 6. При скрещивании дигетерозиготных растений томата с рецессивными по обоим признакам особями появится потомство с генотипами АаВв; ааВв; Аавв; аавв в соотношении: 1) 3 : 1 3) 1 : 1 : 1 : 1 2) 9 : 3 : 3 : 1 4) 1 : 2 : 1

Слайд 10
Описание слайда:
Типы хромосомного определения пола: 1. У человека, млекопитающих, дрозофилы: ♀хх – гомогаметный организм ♂хy – гетерогаметный организм 2. У птиц, пресмыкающихся, бабочек: ♂ хх - гомогаметный организм ♀ хy – гетерогаметный организм 3. У кузнечиков, клопов: ♀хх - гомогаметный организм ♂хо – гетерогаметный организм 4. У моли: ♂ хх - гомогаметный организм ♀хо – гетерогаметный организм

Слайд 11
Описание слайда:
Примеры задач части С 1. Смешанные задачи У человека наследование альбинизма не сцеплено с полом (А – наличие меланина в клетках кожи, а отсутствие его а - альбинизм), гемофилия – сцеплено с полом (ХН – нормальная свертываемость крови, Xh – гемофилия). Определите возможные генотипы, пол и фенотипы детей от брака дигомозиготной нормальной по обеим аллелям женщины и мужчины альбиноса, больного гемофилией. Составьте схему решения задачи.

Слайд 12
Описание слайда:
Дано: Решение: Дано: Решение: объект: человек Р ААхНхН х аахhу признаки: пигментация н.п. н.св. альб.гем. кожи, свертываемость гаметы крови А – наличие пигмента F1 АахНхh ; AaxHy а – альбинизм н.п. н.св. н.п. н.св. Н – норм. свертываем. Тип задачи: h – гемофилия Ответ: F1 - ? все девочки АахНхh имеют нормальную пигментацию кожи и свёртываемость крови, но носительницы генов альбинизма и гемофилии, все мальчики AaxHy имеют нормальную пигментацию кожи и свёртываемость крови, но носители генов альбинизма

Слайд 13
Описание слайда:
2. Летальные гены 2. Летальные гены 1. Мыши с генотипом аа – серые, Аа – желтые, АА – гибнут на эмбриональной стадии развития. Каким будет потомство от скрещиваний: 1) самка желтая х самец серый; 2) самка желтая х самец желтый. В каком скрещивании можно ожидать более многочисленного потомства? Дано: Решение: объект: мыши 1) Р ♀ Аа х ♂ аа признак: окраска шерсти желтые серые Аа – желтые гаметы аа – серые F1 Аа ; аа АА – гибнут желтые серые 1)F1 - ? 2) Р ♀ Аа х ♂ Аа 2)F1 - ? гаметы желтые желтые F1 АА ; 2Аа ; аа гибель желтые серые Ответ: 1) 50% желтых, 50% серых, более многочисленное потомство. 2) 25% гибель, 50% желтых, 25% серых

Слайд 14
Описание слайда:
2. У кур встречается сцепленный с полом летальный ген (а), вызывающий гибель эмбрионов, гетерозиготы по этому гену жизнеспособны. Скрестили нормальную курицу с гетерозиготным по этому гену петухом. Составьте схему решения задачи, определите генотипы родителей, пол, генотип возможного потомства и вероятность гибели эмбрионов.

Слайд 15
Описание слайда:
Дано: Решение: Дано: Решение: объект: куры Р ♀ хАу х ♂ хАха Признак: жизн. жизн. жизнеспособность гаметы АА – жизнесп. F1 ♂ хАхА; ♂ хАха; ♀ хАу; ♀ хау Аа – жизнесп жизн. жизн. жизн. гибель аа – гибель Ответ: Р: ♀ хАу х ♂ хАха Р - ? жизн. жизн. F1 - ? в F1: % гибели 50% петухов жизнеспособных ♂ хАхА, эмбрионов-? 50% петухов жизнеспособных ♂ хАха , но носителей летального гена а; 50% кур нормальных ♀ хАу, 50% кур ♀ хау погибло на стадии эмбрионов

Слайд 16
Описание слайда:
4. Наследственные болезни 4. Наследственные болезни - Болезнь Вильсона (нарушение обмена меди); - Полидактилия (шестипалость); - Элиптоцитоз (форма анемии); - Глаукома (заболевание глаз); - Брахидактилия (короткопалость); - Фенилкетонурия (нарушение аминокислотного обмена); - Гипертрихиоз (повышенная волосатость ушной раковины); - Хорея Гентингтона (нарушение функций головного мозга).

Слайд 17
Описание слайда:
5. Составление и анализ родословных Условные обозначения: - мужчина - женщина - пол не выяснен , - обладатель признака , - гетерозиготные носители признака - носительница признака - рано умер - брак - двойной брак - родственный брак - брак без детей - дети и порядок их рождения - разнояйцовые близнецы

Слайд 18
Описание слайда:
По родословной, представленной на рисунке, установите характер наследования признака, выделенного черным цветом (доминантный или рецессивный, сцеплен или не сцеплен с полом), генотипы детей в первом и во втором поколениях. По родословной, представленной на рисунке, установите характер наследования признака, выделенного черным цветом (доминантный или рецессивный, сцеплен или не сцеплен с полом), генотипы детей в первом и во втором поколениях. Ответ: 1) признак доминантный, не сцеплен с полом; 2) генотипы детей 1-го поколения: дочь Аа, дочь аа, сын Аа; 3) генотипы детей 2-го поколения: дочь Аа, сын Аа.

Слайд 19
Описание слайда:
6. Наследование по типу множественных аллелей 6. Наследование по типу множественных аллелей По такому типу идет наследование групп крови системы АВ0.

Слайд 20
Описание слайда:
Задача. Задача. У мальчика I группа, у его сестры – IV. Что можно сказать о группах крови их родителей? Дано: Решение: Объект: человек 1) Р ♀ А0 х ♂В0 Признак: группы крови II III ♂ - 00 F1 00 ; АВ ♀ - АВ I IV 2) Р ♀ JAj х ♂ JBj Р - ? II III F1 jj ; JAJB I IV Ответ: 1) Р ♀ А0 ; ♂В0 2) ♀ JAj ; ♂ JBj


Скачать презентацию на тему Работа над ошибками при подготовке к ЕГЭ. Решение генетических задач можно ниже:

Похожие презентации